В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 17-1 Конституционного закона Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Положение об Агентстве Республики Казахстан по атомной энергии (далее – Агентство);
2) структуру Агентства;
3) изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые акты Президента Республики Казахстан.
2. Правительству Республики Казахстан обеспечить принятие иных мер по реализации настоящего Указа, в том числе по внесению изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты Республики Казахстан.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания, за исключением норм и положений по осуществлению Агентством функций по формированию государственной политики в области использования атомной энергии и реализации государственной политики по регулированию операций по разведке урана, которые вводятся в действие со дня введения в действие законов Республики Казахстан, предусматривающих внесение изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты Республики Казахстан.
Президент Республики Казахстан |
К. Токаев |
УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Республики Казахстан от 28 апреля 2025 года № 861 |
ПОЛОЖЕНИЕ
об Агентстве Республики Казахстан по атомной энергии
Глава 1. Общие положения
1. Агентство Республики Казахстан по атомной энергии (далее – Агентство) является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим формирование и реализацию государственной политики и государственное регулирование в области использования атомной энергии, недропользования в части разведки и добычи урана, атомной промышленности, обеспечения ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности населения, физической защиты ядерных материалов и ядерных установок, обеспечения режима нераспространения ядерного оружия на территории Республики Казахстан, создания и функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности (далее – регулируемые сферы), а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, – межотраслевую координацию в регулируемых сферах.
2. Агентство имеет ведомство – Комитет атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии.
Комитет атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии самостоятельно принимает решения по вопросам ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Казахстан, нормами международных договорных и иных обязательств Республики Казахстан, в том числе в рамках соглашений с Международным агентством по атомной энергии.
3. Агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
4. Агентство является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и штампы со своим наименованием на казахском и русском языках, бланки установленного образца, счета в органах казначейства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Агентство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
6. Агентство имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7. Агентство по вопросам своей компетенции в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принимает решения, оформляемые приказами Председателя Агентства и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
8. Структура и лимит штатной численности Агентства утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
9. Местонахождение юридического лица: Республика Казахстан, 010000, город Астана, район Нұра, проспект Кабанбай батыра, 19.
10. Настоящее Положение является учредительным документом Агентства.
11. Финансирование деятельности Агентства осуществляется из республиканского бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
12. Агентству запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Агентства.
Если Агентству законодательными актами Республики Казахстан предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные доходы направляются в государственный бюджет, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
Глава 2. Задачи и полномочия Агентства
13. Задачи:
1) формирование и реализация государственной политики и государственное регулирование в регулируемых сферах, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевая координация в регулируемых сферах;
2) осуществление координации деятельности центральных и местных исполнительных органов по реализации государственной политики в регулируемых сферах;
3) участие в обеспечении развития топливно-энергетического комплекса в пределах компетенции, в том числе обеспечение строительства атомных электрических станций и сопутствующей инфраструктуры;
4) создание и развитие ядерного кластера;
5) развитие атомной промышленности, в том числе разведки, добычи и переработки урановой продукции;
6) международное сотрудничество в регулируемых сферах;
7) обеспечение воспроизводства урановых ресурсов и их рационального использования;
8) государственное управление и обеспечение государственного контроля в регулируемых сферах;
9) осуществление иных задач, возложенных на Агентство, в пределах своей компетенции.
14. Полномочия:
1) права:
создавать консультативно-совещательные и экспертные комиссии в пределах своей компетенции;
запрашивать и получать от государственных органов, должностных лиц иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для осуществления функций, возложенных на Агентство, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
обращаться в суд;
вносить Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию деятельности в сферах, регулируемых Агентством;
вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать на рассмотрение уполномоченных органов инициативные проекты таких актов;
вносить предложения в центральные и местные исполнительные органы об отмене или изменении принятых ими актов;
привлекать к работе специалистов государственных органов и иных организаций, а также иностранных и местных экспертов и специалистов при осуществлении возложенных на Агентство функций;
вносить предложения по заключению международных договоров (соглашений), проводить переговоры с соответствующими ведомствами зарубежных стран, международными организациями и иностранными юридическими лицами, заключать договоры (соглашения);
вести ведомственный учет количества проверок проверяемых субъектов, а также выявленных нарушений в соответствии с проверочными листами и принятых к ним мер административного воздействия;
заключать меморандумы (соглашения) с руководителями центральных и местных исполнительных органов в регулируемых сферах;
разрабатывать, согласовывать и утверждать правовые акты по вопросам, касающимся деятельности Агентства, его ведомства, территориальных подразделений ведомства и подведомственных организаций;
пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, иными подзаконными актами Республики Казахстан.
2) обязанности:
принимать обязательные для исполнения нормативные правовые акты в пределах своей компетенции;
не разглашать информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую Законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;
принимать и рассматривать обращения физических и юридических лиц, петиции граждан Республики Казахстан в порядке и сроки, установленные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
пропагандировать знания по вопросам в регулируемых сферах;
выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, иными подзаконными актами Республики Казахстан.
15. Функции:
1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в регулируемых сферах;
2) осуществляет стратегические, регулятивные, реализационные и контрольно-надзорные функции в регулируемых сферах;
3) участвует в системе государственного планирования в регулируемых сферах;
4) утверждает нормативные правовые акты по реализации государственной политики в регулируемых сферах;
5) осуществляет координацию деятельности центральных и местных исполнительных органов по реализации государственной политики в регулируемых сферах;
6) осуществляет международное сотрудничество в регулируемых сферах;
7) разрабатывает проект решения Правительства Республики Казахстан о реализации приоритетного права на приобретение стратегического объекта;
8) осуществляет функции, относящиеся к исключительной компетенции единственного участника (общего собрания участников) товарищества с ограниченной ответственностью "Казахстанские атомные электрические станции" (далее – товарищество) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" и Уставом товарищества, в том числе:
изменение Устава товарищества, включая изменение размера его уставного капитала, места нахождения и фирменного наименования, или утверждение Устава товарищества в новой редакции;
образование исполнительного органа товарищества и досрочное прекращение его полномочий или полномочий отдельного члена исполнительного органа, а также принятие решения о передаче товарищества или его имущества в доверительное управление и определение условий такой передачи;
избрание и досрочное прекращение полномочий наблюдательного совета и (или) ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, а также утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
утверждение финансовой отчетности и распределение чистого дохода;
решение об участии товарищества в иных хозяйственных товариществах, а также в некоммерческих организациях;
решение о реорганизации или ликвидации товарищества;
9) принимает решение о создании дочерних и зависимых предприятий акционерными обществами (товариществами с ограниченной ответственностью), находящимися в введении Агентства;
10) принимает решение о распределении чистого дохода, полученного акционерным обществом (товариществом с ограниченной ответственностью), права владения и пользования государственным пакетом акций (доли участия в уставном капитале) которого переданы Агентству и о перечислении указанными юридическими лицами дивидендов (части чистого дохода товарищества с ограниченной ответственностью) на принадлежащие государству акции акционерного общества (доли участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью);
11) разрабатывает и утверждает план развития Агентства;
12) осуществляет контроль и надзор за деятельностью физических и юридических лиц в пределах компетенции;
13) устанавливает требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) государственного контроля и надзора в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан;
14) разрабатывает и утверждает совместно с уполномоченным органом по предпринимательству критерии оценки степени риска и проверочные листы в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;
15) осуществляет государственный контроль в форме проверки и профилактического контроля в регулируемых сферах в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;
16) осуществляет лицензирование или разрешительные процедуры в пределах своей компетенции в регулируемых сферах;
17) осуществляет разрешительный контроль в регулируемых сферах;
18) осуществляет государственный контроль и надзор в порядке, определенном Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, за соблюдением требований соответствующих технических регламентов в рамках установленной компетенции;
19) обеспечивает развитие науки и инноваций в пределах компетенции;
20) создает научно-технический совет и утверждает его положение;
21) участвует в создании Наукограда на базе республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Национальный ядерный центр Республики Казахстан" в городе Курчатове области Абай, а также иных научных центров и кластеров, предусмотренных документами Системы государственного планирования Республики Казахстан;
22) участвует в развитии образовательных программ в регулируемых сферах на базе университетов, институтов и колледжей, а также осуществляет поддержку фундаментальных и научно-прикладных исследований в пределах компетенции;
23) утверждает профессиональные стандарты по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям и уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций;
24) определяет потребность в кадрах в регулируемых сферах;
25) участвует в развитии казахстанского содержания в регулируемых сферах;
26) разрабатывает и утверждает нормативно-технические документы в области добычи урана, сферах проектирования, строительства, эксплуатационных и технико-экономических характеристик оборудования;
27) разрабатывает и утверждает правила приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче урана;
28) разрабатывает и утверждает правила синхронизации работ систем электронного закупа в отношении добычи урана с работой реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей;
29) осуществляет государственный контроль за соблюдением недропользователями порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по добыче урана;
30) разрабатывает и утверждает правила осуществления контроля за соблюдением условий контрактов;
31) разрабатывает и утверждает положение о центральной комиссии по разработке месторождений урана Республики Казахстан, определяющее организацию ее деятельности, состав, регламент работы и ведение делопроизводства;
32) разрабатывает и утверждает положение об экспертной комиссии по вопросам недропользования в части добычи урана;
33) разрабатывает и утверждает состав экспертной комиссии по вопросам недропользования в части добычи урана;
34) разрабатывает и утверждает формы и правила представления отчетов при проведении опытно-промышленной добычи и добычи урана;
35) разрабатывает и утверждает типовой контракт на добычу урана;
36) осуществляет государственный контроль в области проведения операций по недропользованию по добыче урана;
37) разрабатывает и утверждает положение о рабочей группе по проведению прямых переговоров с национальной компанией в области урана;
38) разрабатывает и утверждает методики расчета контрактных обязательств недропользователей в области добычи урана по обучению граждан Республики Казахстан;
39) определяет порядок осуществления финансирования обучения казахстанских кадров в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи урана по итогам предыдущего года, совместно с уполномоченным органом в области образования;
40) определяет порядок осуществления финансирования проектов цифровизации в области добычи урана в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи урана по итогам предыдущего года, совместно с уполномоченным органом в сфере информатизации;
41) определяет порядок осуществления финансирования научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи урана по итогам предыдущего года, совместно с уполномоченным органом в области науки;
42) разрабатывает и утверждает перечень приоритетных товаров, работ и услуг;
43) определяет порядок проведения аукциона и выдачи по его итогам лицензии на разведку урана;
44) выдает лицензии на разведку урана;
45) разрабатывает и утверждает правила подачи и рассмотрения заявлений на выдачу лицензий на разведку урана;
46) заключает, осуществляет государственную регистрацию и хранение лицензий, контрактов на разведку и добычу или на добычу урана;
47) предоставляет и прекращает, досрочно прекращает права недропользования для разведки и добычи урана;
48) согласовывает программы управления государственным фондом недр;
49) разрабатывает перечень стратегических участков недр;
50) заключает с национальной компанией в области урана договор доверительного управления контрактной территорией, в случае досрочного прекращения действия контракта по добыче урана;
51) согласовывает стратегического партнера для совместной реализации проектов по контрактам, заключенным по итогам прямых переговоров между национальной компанией в области урана и компетентным органом или в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
52) разрабатывает и утверждает порядок заключения договора залога банковского вклада в области добычи урана и его типовую форму;
53) осуществляет мониторинг выполнения недропользователями обязательств по контракту на недропользование в части добычи урана;
54) осуществляет контроль за соблюдением недропользователями условий контрактов на недропользование в области добычи урана;
55) определяет порядок мониторинга выполнения недропользователями обязательств по контракту (лицензии) на недропользование в области добычи урана;
56) выдает разрешение на переход права недропользования (доли в праве недропользования), возникшего на основании контракта на недропользование, лицензии на разведку или лицензии на добычу урана, лицензии на использование пространства недр, а также переход объектов, связанных с правом недропользования;
57) выдает на основании предложений экспертной комиссии по вопросам недропользования разрешение на отчуждение права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования в области добычи урана;
58) заключает с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и недропользователями соглашения о стимулировании предпринимательства в области добычи урана;
59) разрабатывает и утверждает правила заключения, внесения изменений, дополнений и расторжения соглашения о стимулировании предпринимательства, а также мониторинга их исполнения, типовую форму соглашения о стимулировании предпринимательства совместно с уполномоченными органами в области углеводородов и твердых полезных ископаемых;
60) осуществляет мониторинг исполнения условий соглашений о стимулировании предпринимательства совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и уполномоченными органами в области углеводородов и твердых полезных ископаемых на основе сведений недропользователей, представляемых путем обеспечения доступа к системам электронных закупок;
61) осуществляет мониторинг выполнения недропользователями в области добычи урана обязательств по закупкам товаров, работ и услуг у казахстанских производителей, привлечению казахстанских кадров, обучению казахстанских кадров, финансированию научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ, а также приобретению недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче урана;
62) осуществляет формирование и ведение реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче урана, и их производителей, включая критерии их оценки для внесения в данный реестр;
63) разрабатывает и утверждает единые правила по рациональному и комплексному использованию недр в области добычи урана;
64) разрабатывает и утверждает правила определения размера ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при добыче урана;
65) определяет размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при добыче урана;
66) разрабатывает и утверждает методику экономической оценки ущерба ресурсам недр совместно с уполномоченными органами в области углеводородов и твердых полезных ископаемых;
67) разрабатывает и утверждает правила консервации и ликвидации при проведении добычи урана;
68) разрабатывает и утверждает минимальные требования по разведке месторождений урана;
69) разрабатывает и утверждает совместно с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды инструкцию по составлению плана разведки урана;
70) направляет заявителю уведомления о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по ликвидации последствий операций по разведке урана;
71) определяет порядок представления и учета принятых государственным органом обеспечений исполнения обязательств по ликвидации последствий операций по недропользованию в области добычи урана;
72) определяет порядок привлечения и квалификационного отбора независимых экспертов, а также оплаты независимой экспертизы в области добычи урана;
73) разрабатывает и утверждает правила формирования и ведения реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче урана, и их производителей, включая критерии их оценки для внесения в реестр;
74) разрабатывает и утверждает положения о рабочей группе по проведению переговоров по внесению изменений и дополнений в контракт на недропользование в области добычи урана;
75) утверждает состав рабочей группы по проведению переговоров по внесению изменений и дополнений в контракт на недропользование в области добычи урана;
76) разрабатывает и утверждает содержание и форму рабочей программы контракта на добычу урана;
77) регулирует операции по недропользованию по разведке и добыче урана;
78) осуществляет государственный контроль за соблюдением положений проектных документов по добыче урана;
79) осуществляет государственный контроль за рациональным и комплексным использованием недр при разведке и добыче урана;
80) разрабатывает и утверждает правила ведения реестра заключенных контрактов на добычу урана и выданных лицензий на разведку урана;
81) разрабатывает и утверждает правила рассмотрения вопроса о реализации приоритетного права и принятия по нему решения;
82) осуществляет государственный контроль за проведением операций по разведке и добыче урана;
83) разрабатывает и утверждает формы уведомления об изменении контроля над недропользователем в области добычи урана;
84) разрабатывает и утверждает правила извещения с использованием информационных систем;
85) вносит в Правительство предложения о районе строительства, строительстве и отмене строительства ядерных установок и пунктов захоронения;
86) ведет прямые переговоры по проектам строительства атомных электрических станций, сопутствующей инфраструктуры, систем безопасности, научно-исследовательских работ, подготовке кадров и систем защиты окружающей среды в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
87) реализует проекты строительства атомных электрических станций и сопутствующей инфраструктуры;
88) осуществляет государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии;
89) осуществляет государственный контроль за обеспечением ядерной, ядерной физической и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии;
90) в пределах своей компетенции участвует в осуществлении мероприятий по защите окружающей среды, рациональному использованию и охране водного фонда, в том числе в соответствии с законодательством Республики Казахстан принимает меры по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений;
91) осуществляет государственное регулирование обращения с отработавшим топливом или радиоактивными отходами в пределах своей компетенции;
92) обеспечивает организацию хранения, переработки, утилизации и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;
93) разрабатывает и утверждает правила физической защиты ядерных материалов и ядерных установок;
94) разрабатывает и утверждает правила физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;
95) разрабатывает и утверждает правила аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности;
96) разрабатывает и утверждает правила государственного учета ядерных материалов;
97) разрабатывает и утверждает правила государственного учета источников ионизирующего излучения;
98) разрабатывает и утверждает правила безопасности при обращении с радионуклидными источниками;
99) разрабатывает и утверждает правила транспортировки ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
100) разрабатывает и утверждает правила повышения квалификации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
101) разрабатывает и утверждает правила аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
102) разрабатывает и утверждает правила приобретения товаров, работ и услуг при проектировании и строительстве атомных электрических станций и сопутствующей инфраструктуры;
103) определяет порядок утверждения конструкций транспортных упаковочных комплектов и утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов, а также распространяет действие сертификатов-разрешений на них, утвержденных уполномоченными органами других стран, на территории Республики Казахстан;
104) разрабатывает и утверждает правила организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;
105) устанавливает нормативы на радиоактивные отходы;
106) разрабатывает и утверждает квалификационные требования к персоналу, занятому на объектах использования атомной энергии;
107) осуществляет анализ и сверку полученной информации о наличии, местонахождении и перемещении источников ионизирующего излучения и вносит ее в реестр источников ионизирующего излучения;
108) проводит аттестацию персонала, занятого на объектах использования атомной энергии, согласно пункту 3 статьи 21 Закона Республики Казахстан "Об использовании атомной энергии";
109) проводит аккредитацию организаций, осуществляющих экспертизу ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности;
110) ведет реестр аккредитованных организаций, осуществляющих экспертизу ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности, и размещает его на интернет-ресурсе Агентства;
111) рассматривает и согласовывает поправки к плану обеспечения ядерной физической безопасности;
112) рассматривает отчет эксплуатирующей организации о причинах события, его обстоятельствах и последствиях, а также о корректирующих мерах, предпринятых или которые будут предприняты, и события, связанного с попыткой или фактическим несанкционированным доступом, несанкционированным изъятием или диверсией;
113) получает информацию от эксплуатирующей организации о состоянии обеспечения физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;
114) согласовывает специальные условия транспортировки ядерных материалов;
115) согласовывает специальные условия транспортировки радиоактивных веществ и (или) радиоактивных отходов;
116) предоставляет в Международное агентство по атомной энергии сведения, содержащиеся в базе данных о ядерных материалах и урановой продукции, в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан;
117) проводит сверку данных, предоставляемых физическими и юридическими лицами в предварительных уведомлениях, уведомлениях и отчетах о наличии, перемещении и местонахождении урановой продукции и ядерных материалов, с предыдущими данными;
118) проводит проверку информации, предоставляемой физическими и юридическими лицами в предварительных уведомлениях, уведомлениях и отчетах о наличии, перемещении и местонахождении урановой продукции и ядерных материалов, о регистрационных данных физического или юридического лица, наличии лицензии на соответствующий вид деятельности в области использования атомной энергии, наличии лицензии на экспорт или импорт;
119) разрабатывает и утверждает перечень тестовых вопросов для проведения аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;
120) согласовывает локальную проектную угрозу, предоставляемую эксплуатирующей организацией;
121) осуществляет оценку радиационной безопасности;
122) анализирует и утверждает результаты оценки радиационной безопасности;
123) согласовывает установленную эксплуатирующей организацией категорию потенциальной радиационной опасности и безопасность радиационного объекта;
124) согласовывает перечень применимых инженерно-технических норм и правил для конструкций, систем и элементов ядерных установок, соответствующих требованиям технических регламентов или международным требованиям, или требованиям, утвержденным в стране их происхождения;
125) выдает заключение по результатам рассмотрения предварительного отчета по анализу безопасности;
126) устанавливает состав и содержание отчета по анализу безопасности;
127) согласовывает технологический регламент эксплуатации ядерных установок;
128) осуществляет регистрацию, а также снимает с регистрации системы и элементы, влияющие на безопасность ядерных, радиационных и электрофизических установок, включая оборудование и трубопроводы, на которые распространяются требования технических регламентов;
129) согласовывает проектную эксплуатационную документацию ядерной установки и любые изменения в нее, касающиеся обеспечения ядерной, радиационной или ядерной физической безопасности, а также материалы, обосновывающие выбор площадок размещения ядерных установок;
130) согласовывает методики проведения экспериментов в процессе физического пуска ядерной установки;
131) согласовывает программу физического пуска ядерной установки;
132) согласовывает программы энергетического пуска, разработанные администрацией ядерной установки;
133) утверждает паспорт на ядерную установку установленной формы, подготовленный эксплуатирующей организацией;
134) согласовывает отступления от утвержденной проектной документации, изменение состава, конструкции и (или) характеристик и систем, влияющих на безопасность атомной электрической станции, а также изменение пределов и условий эксплуатации, установленных проектом атомной электрической станции, оформленные техническими решениями;
135) согласовывает конструкторскую документацию (и все изменения к ней) на оборудование и трубопроводы, подлежащие специальной приемке;
136) согласовывает формы паспортов и иных свидетельств на оборудование, установленные предприятием-изготовителем;
137) согласовывает проведение различного рода исследований и экспериментов, не предусмотренных технологическим регламентом эксплуатации, на действующем оборудовании и трубопроводах;
138) согласовывает перенос утвержденных администрацией атомной электрической станции сроков ремонта и уменьшение объема работ по эксплуатации систем, оборудования и трубопроводов атомной электрической станции;
139) выдает разрешение на проведение пусконаладочных работ, связанных с выводом оборудования и трубопроводов на рабочие параметры, и на эксплуатацию систем атомных электрических станций при рабочих параметрах;
140) согласовывает технические решения об изменении установленных параметров работы оборудования атомных электрических станций;
141) согласовывает программы испытаний топлива и компонентов активной зоны атомных электрических станций;
142) определяет типовое содержание программ обеспечения качества для безопасности ядерных, радиационных и электрофизических установок, и порядок их утверждения;
143) разрабатывает и согласовывает нормы и правила, касающиеся радиационной безопасности, физической защиты и противоаварийного планирования, учета и контроля ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;
144) утверждает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок;
145) разрабатывает и утверждает порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан;
146) разрабатывает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии;
147) разрабатывает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;
148) утверждает правила проведения экспертизы ядерной безопасности и (или) радиационной безопасности, и (или) ядерной физической безопасности;
149) вносит в Правительство Республики Казахстан представление о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок или закрытии пунктов захоронения в случае возникновения угрозы безопасности населения и (или) окружающей среды;
150) принимает решение о вводе Национального плана реагирования на ядерные и радиационные аварии;
151) принимает решение о постановке на государственный учет или снятии с государственного учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения;
152) согласовывает выдачу лицензии уполномоченного государственного органа, осуществляющего государственное регулирование в области контроля специфических товаров, на экспорт и импорт ядерных и специальных неядерных материалов, оборудования, установок, технологий, источников ионизирующего излучения, оборудования и соответствующих товаров, и технологий двойного применения (назначения), работ, услуг, связанных с их производством;
153) разрабатывает и утверждает правила проведения расследования в области использования атомной энергии;
154) определяет перечень требований, нарушение которых влечет применение мер оперативного реагирования, а также определяет в отношении конкретных нарушений требований конкретный вид меры оперативного реагирования с указанием срока действия данной меры (при необходимости);
155) применяет меры оперативного реагирования в отношении нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
156) осуществляет контроль и надзор за состоянием антитеррористической защищенности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных материалов, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, участвует в организации мониторинга состояния антитеррористической защищенности производственных объектов;
157) осуществляет контроль за соблюдением норм и правил радиационной безопасности, условий лицензий;
158) осуществляет контроль в области обеспечения радиационной безопасности населения;
159) осуществляет контроль специфических товаров в области использования атомной энергии;
160) участвует в реализации государственной политики в сфере контроля специфических товаров;
161) осуществляет контроль специфических товаров в пределах компетенции, установленной Законом Республики Казахстан "О контроле специфических товаров" и законодательством Республики Казахстан;
162) ведет государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;
163) разрабатывает и утверждает методические рекомендации для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, относительно методов и способов подтверждения соответствия объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;
164) координирует деятельность подведомственных организаций в области использования атомной энергии и радиационной безопасности;
165) организует исследования по ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, обеспечению режима нераспространения ядерного оружия и мониторингу ядерных испытаний;
166) устанавливает уровни изъятия для ядерных материалов, радиоактивных веществ и электрофизических установок, подлежащих лицензированию в сфере использования атомной энергии;
167) осуществляет консервацию и ликвидацию объектов ядерного наследия;
168) осуществляет межотраслевую координацию деятельности в области создания и функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности;
169) осуществляет организацию проведения комплексного экологического обследования территорий, на которых проводились испытания ядерного оружия;
170) согласовывает материалы комплексного экологического обследования, обосновывающего установление границ и площадей земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности и их изменение;
171) разрабатывает и представляет на утверждение в Правительство Республики Казахстан правила перевода земель запаса в земли зоны ядерной безопасности;
172) вносит в Правительство Республики Казахстан предложение о создании Семипалатинской зоны ядерной безопасности, установлении и изменении границ и площадей ее земельных участков, переводе земель запаса в земли зоны ядерной безопасности;
173) вносит в Правительство Республики Казахстан предложение об определении уполномоченной организации по обеспечению функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности;
174) согласовывает предложения уполномоченной организации по обеспечению функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности об изменении границ и площадей земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности;
175) разрабатывает и утверждает правила разработки и регистрации (перерегистрации) паспорта территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности;
176) осуществляет регистрацию (перерегистрацию) паспорта территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности;
177) по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды разрабатывает и утверждает методику проведения комплексного экологического обследования территорий, на которых проводились испытания ядерного оружия;
178) по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды разрабатывает и утверждает методику проведения комплексного экологического обследования территорий, прилегающих к бывшему Семипалатинскому испытательному ядерному полигону, подвергшихся сверхнормативному радиоактивному загрязнению вследствие испытаний ядерного оружия;
179) по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды разрабатывает и утверждает правила проведения постоянного мониторинга уровня радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почвы и растений, а также определения параметров миграции радионуклидов в Семипалатинской зоне ядерной безопасности;
180) осуществляет противодействие терроризму в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан;
181) обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области национальной безопасности, защиты государственных секретов, гражданской защиты, мобилизационной подготовки и мобилизации;
182) обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение комплекса мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;
183) обеспечивает в пределах своей компетенции осуществление мероприятий гражданской защиты;
184) принимает оперативные меры по предупреждению возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях;
185) осуществляет руководство деятельностью подведомственных организаций по планированию и проведению мероприятий по обеспечению национальной безопасности;
186) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, иными подзаконными актами.
Глава 3. Статус, полномочия Председателя Агентства
16. Руководство Агентством осуществляется Председателем Агентства, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство задач и осуществление им своих полномочий.
17. Председатель Агентства назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
18. Председатель Агентства имеет четырех заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
19. Полномочия Председателя Агентства:
1) осуществляет руководство деятельностью Агентства, контроль и координацию деятельности ведомства;
2) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата Агентства;
3) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке налагает дисциплинарные взыскания и решает вопросы поощрения работников (сотрудников) Агентства и его ведомства, вопросы трудовых отношений которых отнесены к его компетенции;
4) вносит Президенту Республики Казахстан представления о награждении работников Агентства, его ведомства и подведомственных организаций и иных лиц государственными наградами и присвоении им почетных званий Республики Казахстан;
5) подписывает правовые акты Агентства, дает указания и поручения находящимся в подчинении работникам, принимает иные организационно- распорядительные меры по осуществлению государственных функций, отнесенных к компетенции Агентства;
6) утверждает положение о ведомстве Агентства;
7) утверждает структуру ведомства Агентства в пределах лимита общей штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан;
8) представляет Агентство в отношениях с государственными органами и иными организациями в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
9) образовывает консультативно-совещательные органы и экспертные комиссии при Агентстве;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
11) исполнение полномочий Председателя Агентства в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
20. Председатель Агентства определяет полномочия своих заместителей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
21. Аппарат Агентства возглавляется руководителем аппарата, назначаемым на должность и освобождаемым от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. Имущество Агентства
22. Агентство может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Имущество Агентства формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
23. Имущество, закрепленное за Агентством, относится к республиканской собственности.
24. Агентство не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
Глава 5. Реорганизация и упразднение Агентства
25. Реорганизация и упразднение Агентства осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Перечень организаций, находящихся в введении Агентства
1. Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Национальный ядерный центр Республики Казахстан".
2. Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт ядерной физики".
3. Товарищество с ограниченной ответственностью "Казахстанские атомные электрические станции".
Перечень территориальных органов, находящихся в ведении Агентства и территориальных подразделений его ведомства
1. Республиканское государственное учреждение "Западная межрегиональная инспекция Комитета атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии".
2. Республиканское государственное учреждение "Южная межрегиональная инспекция Комитета атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии".
3. Республиканское государственное учреждение "Восточная межрегиональная инспекция Комитета атомного надзора и контроля Агентства Республики Казахстан по атомной энергии".
____________________________
УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 28 апреля 2025 года № 861 |
СТРУКТУРА
Агентства Республики Казахстан по атомной энергии
Руководство
Секретариат Председателя
Департамент ядерной энергетики
Департамент атомной промышленности и недропользования
Департамент науки и инноваций
Департамент радиоактивных отходов и охраны окружающей среды
Департамент международного сотрудничества
Департамент стратегического планирования
Департамент казахстанского содержания
Департамент юридической службы
Департамент развития персонала и подготовки кадров
Департамент административной работы и цифровизации
Департамент бюджета и финансовых процедур
Департамент безопасности и государственных секретов
Управление внутреннего аудита
Управление по связям с общественностью
Уполномоченный по этике
_____________________________
УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Республики Казахстан от 28 апреля 2025 года № 861 |
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
которые вносятся в некоторые акты Президента Республики Казахстан
1. В Указе Президента Республики Казахстан от 22 января 1999 года № 29 "О мерах по дальнейшей оптимизации системы государственных органов Республики Казахстан":
приложение 1 к вышеназванному Указу дополнить строкой следующего содержания:
"
Агентство Республики Казахстан по атомной энергии | 120 |
".
2. В Указе Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2000 года № 371 "Об утверждении Перечня должностных лиц государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам Республики Казахстан":
в Перечне должностных лиц государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам Республики Казахстан, утвержденном вышеназванным Указом:
пункт 3 дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
"6-1) Председатель Агентства Республики Казахстан по атомной энергии – подпункты 7), 9), 12), 13), 19), 20) статьи 11, подпункты 1), 2), 11), 12), 14), 20), 21), 24), 28), 29), 30), 35) статьи 12, подпункты 1), 2), 3), 4), 6), 7), 8) статьи 13, подпункты 16), 17), 19) статьи 14 Закона Республики Казахстан "О государственных секретах";".
3. В Указе Президента Республики Казахстан от 12 октября 2000 года № 470 "О республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом":
состав Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом, утвержденный вышеназванным Указом, после строки "Председатель Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы)" дополнить строкой следующего содержания:
"Председатель Агентства Республики Казахстан по атомной энергии".
4. В Указе Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 "О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы":
Перечень центральных государственных органов, в отношении которых проводится оценка эффективности их деятельности, утвержденный вышеназванным Указом, после строки "Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан по блоку "Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами" дополнить строкой следующего содержания:
"Агентство Республики Казахстан по атомной энергии по блоку "Достижение целей".".
5. В Указе Президента Республики Казахстан от 14 марта 2012 года № 285 "Об Энергетическом совете при Президенте Республики Казахстан":
состав Энергетического совета при Президенте Республики Казахстан, утвержденный вышеназванным Указом, после строки "председатель правления акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" (по согласованию)" дополнить строкой следующего содержания:
"Председатель Агентства Республики Казахстан по атомной энергии".
6. В Указе Президента Республики Казахстан от 26 мая 2014 года № 823 "Об образовании Совета по переходу к "зеленой экономике" при Президенте Республики Казахстан":
состав Совета по переходу к "зеленой экономике" при Президенте Республики Казахстан, образованного вышеназванным Указом, после строки "вице-министр экологии и природных ресурсов Республики Казахстан, секретарь" дополнить строкой следующего содержания:
"Председатель Агентства Республики Казахстан по атомной энергии".
7. В Указе Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 150 "Об утверждении Реестра должностей политических и административных государственных служащих":
в главе 2 "Административные государственные должности":
в разделе "Корпус "А":
в категории 1:
строку "Руководители аппаратов Управления делами Президента Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан" изложить в следующей редакции:
"Руководители аппаратов Управления делами Президента Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по атомной энергии";
в разделе "Корпус "Б":
в группе категорий B:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Аппараты палат Парламента Республики Казахстан, Аппарат Правительства Республики Казахстан, Судебная администрация Республики Казахстан, Аппарат Конституционного Суда Республики Казахстан, Аппарат Высшего Судебного Совета Республики Казахстан, Управление делами Президента Республики Казахстан, аппарат Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Высшая аудиторская палата Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Генеральная прокуратура Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу, Агентство Республики Казахстан по атомной энергии и его ведомство, Национальный центр по правам человека";
в категории В-3:
строку "Руководитель управления (службы) Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы), Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу" изложить в следующей редакции:
"Руководитель управления (службы) Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы), Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу, Агентства Республики Казахстан по атомной энергии и его ведомства";
строку "Пресс-секретарь Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан" изложить в следующей редакции:
"Пресс-секретарь Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по атомной энергии";
в категории В-4:
строку "Помощник, советник Управляющего делами Президента Республики Казахстан, председателей Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы), Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан" изложить в следующей редакции:
"Помощник, советник Управляющего делами Президента Республики Казахстан, председателей Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы), Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по атомной энергии".
8. В Указе Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 151 "Об утверждении Специальных квалификационных требований к административным государственным должностям корпуса "А":
в Специальных квалификационных требованиях к административным государственным должностям корпуса "А", утвержденных вышеназванным Указом, подпункт 1) пункта 3 изложить в следующей редакции:
"1) руководители аппаратов Управления делами Президента Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по атомной энергии, руководители аппаратов центральных исполнительных органов, руководитель Национального центра по правам человека;".
9. В Указе Президента Республики Казахстан от 10 января 2018 года № 621 "Об образовании Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам внедрения цифровизации в Республике Казахстан":
состав Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам внедрения цифровизации в Республике Казахстан, утвержденный вышеназванным Указом, после строки "Председатель Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы)" дополнить строкой следующего содержания:
"Председатель Агентства Республики Казахстан по атомной энергии".
10. В распоряжении Президента Республики Казахстан от 12 февраля 2014 года № 266 "О Совете по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития":
должностной состав Совета по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, утвержденный вышеуказанным распоряжением, после строки "заместитель Генерального Прокурора Республики Казахстан" дополнить строкой следующего содержания:
"заместитель Председателя Агентства Республики Казахстан по атомной энергии".
____________________________