ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые указы Президента Республики Казахстан.
2. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Казахстан согласно приложению к настоящему Указу.
3. Высшей аудиторской палате Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принять меры, вытекающие из настоящего Указа.
4. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания, за исключением абзацев четвертого, пятого, шестого, десятого и сорок первого пункта 2 и абзаца шестнадцатого пункта 3 изменений и дополнений, которые вводятся в действие с 1 января 2028 года.
Президент Республики Казахстан |
К. Токаев |
УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Республики Казахстан от 19 мая 2025 года № 880 |
Изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые указы Президента Республики Казахстан
1. В Указе Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 "О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы":
в Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, утвержденной вышеназванным Указом:
пункт 10 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
"6) итогов операционной оценки по достижению целей, представляемых Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию, центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета и местный исполнительный орган в соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.".
2. В Указе Президента Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 388 "Об утверждении Правил проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям его расходов и внесении изменений и дополнения в некоторые указы Президента Республики Казахстан":
заголовок изложить в следующих редакциях:
"Об утверждении Правил проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета, проекта уточненного республиканского бюджета по основным направлениям его расходов";
"Об утверждении Правил проведения предварительной оценки проектов республиканского и областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы, проектов уточненных республиканского и областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы по основным направлениям их расходов";
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 1 статьи 27 и пунктом 1 статьи 27-1 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" ПОСТАНОВЛЯЮ:";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета, проекта уточненного республиканского бюджета по основным направлениям его расходов;
2) Правила проведения предварительной оценки проектов областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы, проектов уточненных областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы по основным направлениям их расходов.";
в Правилах проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям его расходов, утвержденных вышеназванным Указом:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Правила проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета, проекта уточненного республиканского бюджета по основным направлениям его расходов";
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Правила проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета, проекта уточненного республиканского бюджета по основным направлениям его расходов (далее – Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" и определяют порядок проведения Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) предварительной оценки проекта республиканского бюджета, проекта уточненного республиканского бюджета по основным направлениям его расходов (далее – оценка проекта бюджета).
2. Оценка проекта бюджета предусматривает проведение анализа обоснованности показателей проекта республиканского бюджета, проекта уточненного республиканского бюджета на плановый период (далее – проект бюджета), наличия и достаточности нормативной правовой и методической базы для разработки проекта бюджета, а также составление и представление результатов оценки проекта бюджета с выработанными Высшей аудиторской палатой рекомендациями (далее – заключение по оценке) в Правительство Республики Казахстан и Парламент Республики Казахстан.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Основными направлениями расходов являются расходы, определенные пунктом 1 статьи 30 Бюджетного кодекса, за исключением расходов, направленных на обеспечение деятельности администраторов бюджетных программ по выполнению функций государственного управления, имеющих постоянный характер.";
в пункте 7:
подпункт 8) изложить в следующей редакции:
"8) бюджетные запросы администраторов бюджетных программ;";
подпункт 13) изложить в следующей редакции:
"13) отчетность Министерства финансов Республики Казахстан (отчеты об исполнении республиканского бюджета, отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности республиканского бюджета, аналитический отчет об исполнении республиканского (местного) бюджета по результатам бюджетного мониторинга, отчет о прямых и конечных результатах, достигнутых за счет использования выделенных целевых трансфертов и другие);";
дополнить подпунктами 13-1), 13-2) и 13-3) следующего содержания:
"13-1) отчетность по мониторингу реализации государственных инвестиционных проектов;
13-2) обзор расходов в случае его проведения;
13-3) аналитический отчет о бюджетных рисках;";
подпункт 2) пункта 9 изложить в следующей редакции:
"2) соблюдения принципов бюджетной системы (обоснованности, результативности и эффективности).";
пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию посредством интеграции Информационной системы государственного планирования обеспечивает доступ Высшей аудиторской палате к бюджетным запросам по планируемым администраторами бюджетных программ расходам и заключениям центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию.";
подпункт 1) пункта 18 изложить в следующей редакции:
"1) копию пояснительной записки администраторов бюджетных программ к бюджетному запросу;";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию представляет разработанный проект бюджета в Высшую аудиторскую палату не позднее 1 августа текущего финансового года.";
пункт 23 изложить в следующей редакции:
"23. Результаты предварительной оценки проекта республиканского бюджета представляются в Правительство Республики Казахстан и Мажилис Парламента Республики Казахстан в течение двадцати календарных дней со дня внесения проекта республиканского бюджета Правительством Республики Казахстан в Высшую аудиторскую палату.";
дополнить пунктами 24 и 25 следующего содержания:
"24. Результаты предварительной оценки проекта уточненного республиканского бюджета представляются в Правительство Республики Казахстан и Мажилис Парламента Республики Казахстан в течение пятнадцати календарных дней со дня внесения проекта республиканского бюджета Правительством Республики Казахстан в Высшую аудиторскую палату.
25. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию направляет в Высшую аудиторскую палату информацию о принятых мерах по исполнению рекомендаций, отраженных в заключении по оценке проекта республиканского бюджета, в течение тридцати рабочих дней после утверждения (уточнения) закона о республиканском бюджете на соответствующий плановый период.";
дополнить Правилами проведения предварительной оценки проектов областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы, проектов уточненных областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы по основным направлениям их расходов, согласно приложению к настоящим изменениям и дополнениям, которые вносятся в некоторые указы Президента Республики Казахстан.
3. В Указе Президента Республики Казахстан от 26 ноября 2022 года № 5 "О некоторых вопросах Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан":
в Положении о Высшей аудиторской палате Республики Казахстан, утвержденном вышеназванном Указом:
абзац пятый подпункта 1) пункта 13 изложить в следующей редакции:
"осуществлять контроль результатов аудита, проводимого в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности и о государственном аудите, по вопросам использования бюджетных средств, в том числе трансфертов юридическим лицам, кредитов, связанных грантов, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства;";
в пункте 14:
абзац восьмой подпункта 1) изложить в следующей редакции:
"использования трансфертов юридическим лицам, связанных грантов, бюджетных инвестиций, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства и активов государства;";
абзац седьмой подпункта 2) изложить в следующей редакции:
"использования средств республиканского бюджета, в том числе трансфертов юридическим лицам, целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, поручительств и активов государства, а также финансирования исполнения государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства;";
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) осуществление аудита консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета, аудита финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;";
дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) осуществление аудита внебюджетных фондов в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан;";
подпункт 5) изложить в следующих редакциях:
"5) разработка Правил проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета, проекта уточненного республиканского бюджета по основным направлениям его расходов;";
"5) разработка Правил проведения предварительной оценки проектов областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы, проектов уточненных областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы по основным направлениям их расходов;";
подпункт 6) дополнить абзацем двадцать третьим следующего содержания:
"правил отбора и критериев оценки кандидатов на должности председателя и членов ревизионных комиссий;";
подпункт 10) изложить в следующей редакции:
"10) осуществление предварительной оценки проекта республиканского бюджета, проекта уточненного республиканского бюджета по основным направлениям его расходов;";
подпункты 28) и 29) исключить;
дополнить подпунктом 30) следующего содержания:
"30) согласование назначения на должности членов ревизионных комиссий и освобождения их от должностей.".
ПРИЛОЖЕНИЕ к изменениям и дополнениям, которые вносятся в некоторые указы Президента Республики Казахстан |
|
УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 388 |
Правила проведения предварительной оценки проектов областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы, проектов уточненных областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы по основным направлениям их расходов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения предварительной оценки проектов областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы, проектов уточненных областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы по основным направлениям их расходов (далее – Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" и определяют порядок проведения ревизионной комиссией области, города республиканского значения, столицы (далее – ревизионная комиссия) предварительной оценки проекта областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы, проекта уточненного областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы по основным направлениям его расходов (далее – оценка проекта бюджета).
2. Оценка проекта бюджета предусматривает проведение анализа обоснованности показателей проекта областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы, проекта уточненного областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы на плановый период (далее – проект бюджета), наличия и достаточности нормативной правовой и методической базы для разработки проекта бюджета, а также составление и представление результатов оценки проекта бюджета с выработанными ревизионной комиссией рекомендациями (далее – заключение по оценке) в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы и соответствующий маслихат.
3. При проведении оценки проекта бюджета ревизионная комиссия руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Бюджетным кодексом Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс), Законом Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле", иными нормативными правовыми актами, а также настоящими Правилами.
4. Объектами оценки проекта бюджета являются местные уполномоченные органы по государственному планированию, администраторы местных бюджетных программ, субъекты квазигосударственного сектора и другие объекты государственного аудита и финансового контроля.
5. Основными направлениями расходов являются расходы, определенные пунктом 1 статьи 31 и пунктом 1 статьи 32 Бюджетного кодекса, за исключением расходов, направленных на обеспечение деятельности администраторов бюджетных программ по выполнению функций государственного управления, имеющих постоянный характер.
6. Отбор бюджетных программ для проведения оценки проекта бюджета осуществляется ежегодно ревизионной комиссией с учетом информации, содержащейся в отчете ревизионной комиссии об исполнении местного бюджета за предыдущие финансовые годы, результатах оценки реализации документов Системы государственного планирования и оценки эффективности управления бюджетными средствами.
7. Основными источниками при проведении оценки проекта бюджета, не ограничиваясь нижеследующим, являются (далее – материалы оценки):
1) нормативные правовые акты;
2) результаты государственного аудита и финансового контроля;
3) прогноз социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы на среднесрочный период;
4) отчеты местного исполнительного органа об исполнении местного бюджета;
5) заключение о результатах оценки реализации документов Системы государственного планирования;
6) заключение о результатах оценки эффективности управления бюджетными средствами;
7) статистические данные по Республике Казахстан;
8) бюджетные запросы администраторов бюджетных программ;
9) решения соответствующей бюджетной комиссии;
10) доведенные лимиты расходов администраторов бюджетных программ, лимиты на новые инициативы;
11) заключения местного уполномоченного органа по государственному планированию по расходам администраторов бюджетных программ;
12) заключения местного уполномоченного органа по государственному планированию по результатам рассмотрения проектов планов развития области, города республиканского значения, столицы (изменений и дополнений в планы развития области, города республиканского значения, столицы) и проектов бюджетных программ;
13) отчеты об исполнении местного бюджета, отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности местного бюджета, аналитический отчет об исполнении местного бюджета по результатам бюджетного мониторинга, отчет о прямых и конечных результатах, достигнутых за счет использования выделенных целевых трансфертов, и другие;
14) выводы и рекомендации, данные ревизионной комиссией к отчету местного исполнительного органа об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год;
15) отчетность по мониторингу реализации государственных инвестиционных проектов;
16) обзор расходов в случае его проведения;
17) заключения независимых экспертов;
18) стандарты, положения, методические рекомендации и правоустанавливающие документы (уставы, свидетельства о регистрации);
19) результаты опроса населения, материалы средств массовой информации и неправительственных организаций.
Глава 2. Цель, основные задачи и критерии оценки проекта бюджета
8. Целью оценки проекта бюджета является определение достоверности и соответствия проекта бюджета положениям бюджетного законодательства, выводам и рекомендациям, данным ревизионной комиссией к отчету местного исполнительного органа об исполнении местного бюджета за предыдущие финансовые годы.
9. Основной задачей при проведении оценки проекта бюджета является обеспечение:
1) своевременного представления в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы и соответствующий маслихат обоснованного и достоверного заключения по оценке;
2) соблюдения принципов бюджетной системы (обоснованности, результативности и эффективности).
10. Оценка проекта бюджета проводится на предмет соответствия планируемых расходов приоритетам социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы; приоритетным направлениям расходов, в том числе формируемых с учетом объемов финансирования, передаваемых из вышестоящего бюджета в виде трансфертов общего характера; результатам оценки документов Системы государственного планирования; выводам и рекомендациям, данным ревизионными комиссиями к отчету местных исполнительных органов об исполнении областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы за отчетный финансовый год.
11. Основными критериями оценки проекта бюджета являются:
1) обоснованность расходов (соответствие проекта бюджета законодательству Республики Казахстан, установление взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования, соответствие положениям посланий Президента Республики Казахстан, документам Системы государственного планирования, а также поручениям Президента Республики Казахстан и постановлениям ревизионной комиссии);
2) достоверность расходов (наличие необходимой документации, подтверждающей правильность определения объемов средств для реализации проектов и достижения результатов).
Глава 3. Порядок проведения оценки проекта бюджета
12. Ревизионной комиссией оценивается обеспечение взаимосвязи показателей комплексных планов социально-экономического развития и планов развития области, города республиканского значения, столицы с показателями экономического и бюджетного планирования, соответствия достигнутых результатов положениям посланий Президента Республики Казахстан и документам Системы государственного планирования на основании:
1) результатов государственного аудита и финансового контроля, проведенных органами государственного аудита и финансового контроля;
2) отчетов об исполнении местного бюджета, оценки планов развития области, города республиканского значения, столицы по информации местных уполномоченных органов по государственному планированию и исполнению бюджета.
13. Местный уполномоченный орган по государственному планированию обеспечивает полное и достоверное внесение данных (информации) администраторами бюджетных программ в объекты информатизации бюджетного процесса.
14. Местный уполномоченный орган по государственному планированию в установленный законодательством срок направляет администраторам бюджетных программ проект прогноза социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы с одновременным представлением его в ревизионную комиссию.
15. Местный уполномоченный орган по государственному планированию одновременно представляет в ревизионную комиссию в установленные законодательством сроки:
1) лимиты расходов, лимиты на новые инициативы при направлении их администраторам бюджетных программ;
2) план-график рассмотрения бюджетной комиссией области, города республиканского значения, столицы (далее – бюджетная комиссия) расходов администраторов бюджетных программ на плановый период (далее – график) при направлении его членам бюджетной комиссии;
3) материалы оценки, указанные в подпункте 5) пункта 7 настоящих Правил.
16. Местный уполномоченный орган по исполнению бюджета в установленный законодательством срок представляет материалы оценки, указанные в подпункте 6) пункта 7 настоящих Правил, в соответствующий государственный орган с одновременным направлением их в ревизионную комиссию.
17. Местный уполномоченный орган по государственному планированию обеспечивает участие на заседаниях бюджетной комиссии представителя ревизионной комиссии в качестве наблюдателя (без права голосования) и представление в установленный законодательством срок всех материалов бюджетной комиссии по вопросам планирования проекта бюджета с одновременным направлением их членам бюджетной комиссии.
18. Местный уполномоченный орган по государственному планированию в течение трех рабочих дней после проведения заседания бюджетной комиссии направляет в ревизионную комиссию заключения бюджетной комиссии по рассмотренным бюджетным программам администраторов местных бюджетных программ, а также следующие документы, соответствующие решениям бюджетной комиссии (далее – документы):
1) копию пояснительной записки администраторов бюджетных программ к бюджетному запросу;
2) копии заключений государственной научной и научно-технической экспертизы научных исследований по темам, предлагаемым администраторами местных бюджетных программ;
3) копию заключения местного уполномоченного органа по государственному планированию о целесообразности бюджетного кредитования по бюджетным программам, предлагаемым администратором бюджетных программ к реализации посредством бюджетного кредитования;
4) поручения Президента Республики Казахстан и (или) Премьер-Министра Республики Казахстан, акима области, города республиканского значения, столицы, направленные на реализацию особо важных и требующих оперативной реализации задач.
19. Местный уполномоченный орган по государственному планированию представляет разработанный проект бюджета в ревизионную комиссию не позднее 15 сентября текущего финансового года.
20. Ревизионная комиссия при проведении оценки проекта бюджета обращает внимание на соответствие расходов проекта бюджета общенациональным приоритетам, приоритетным направлениям расходов местного бюджета, минимальным стандартам, системе региональных стандартов для населенных пунктов, результатам оценки планов развития области, города республиканского значения, столицы, выводам и рекомендациям, данным ревизионной комиссией к отчету местного исполнительного органа об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год.
В случае необходимости подтверждения достоверности и обоснованности представленных документов и материалов оценки ревизионная комиссия направляет запросы администраторам бюджетных программ и другим участникам бюджетного процесса и использует материалы по итогам аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий на объекте оценки или государственного аудита.
Глава 4. Составление и представление заключения по оценке
21. Заключение по оценке составляется на основании проекта бюджета, представленного местным уполномоченным органом по государственному планированию, и носит рекомендательный характер.
22. Заключение по оценке рассматривается ревизионной комиссией в соответствии с процедурными стандартами внешнего государственного аудита и финансового контроля и утверждается постановлением ревизионной комиссии.
23. Результаты предварительной оценки проекта областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы представляются в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы и соответствующий маслихат в течение десяти календарных дней со дня внесения проекта местного бюджета в ревизионную комиссию.
24. Результаты предварительной оценки проекта уточненного областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы представляются в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы и соответствующий маслихат в течение пяти календарных дней со дня внесения проекта местного бюджета в ревизионную комиссию.
25. Местный уполномоченный орган по государственному планированию направляет в ревизионную комиссию информацию о принятых мерах по исполнению рекомендаций, отраженных в заключении по оценке проекта областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы в течение тридцати рабочих дней после утверждения (уточнения) областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ к Указу Президента Республики Казахстан от 19 мая 2025 года № 880 |
ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу некоторых указов Президента Республики Казахстан
1. Указ Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2017 года № 590 "О рейтинге регионов и городов по легкости ведения бизнеса и присуждении специальной премии по его итогам".
2. Пункт 19 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые акты Президента Республики Казахстан, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 01 июня 2019 года № 57 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Казахстан".
3. Пункт 24 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые акты Президента Республики Казахстан, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 28 октября 2019 года № 195 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Казахстан".
4. Указ Президента Республики Казахстан от 11 февраля 2021 года № 507 "О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Казахстан от 5 августа 2002 года № 917 "Об утверждении Положения о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета" и от 24 ноября 2017 года № 590 "О рейтинге регионов и городов по легкости ведения бизнеса и присуждении специальной премии по его итогам".
5. Пункт 17 изменений, которые вносятся в некоторые акты Президента Республики Казахстан, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 26 ноября 2022 года № 5 "О некоторых вопросах Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан".
6. Указ Президента Республики Казахстан от 16 мая 2023 года № 221 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2017 года № 590 "О рейтинге регионов и городов по легкости ведения бизнеса и присуждении специальной премии по его итогам".
7. Пункт 12 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые акты Президента Республики Казахстан, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 29 июня 2024 года № 591 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Казахстан".
8. Пункт 10 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые акты Президента Республики Казахстан, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 12 февраля 2025 года № 779 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Казахстан".