Извлечение из
приказа Председателя Комитета по защите конкуренции
Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан
от 22 сентября 2006 года N 230-ОД
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившими силу некоторые приказы согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
...
1. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 17 апреля 2001 года N 77-ОД "Об утверждении Правил о порядке определения границ рынка определенного товара и признании субъекта рынка монополистом" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 1500, опубликован в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2001 г., N 25, ст. 437);
...
______________________________________________________________________
В соответствии со статьей 16 Закона
Z010144_
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" приказываю:
1. Утвердить Правила о порядке определения границ рынка определенного товара и признании субъекта рынка монополистом.
2. Департаменту экономического анализа и финансового обеспечения (С. Ержановой) обеспечить проведение государственной регистрации настоящих Правил в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Организационно-инспекторскому управлению (Г. Саутову) довести настоящий приказ до сведения Департаментов Агентства по областям, городам Астана и Алматы.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя С. Курмангалиева.
Председатель Агентства
Утверждены
Приказом Председателя
Агентства Республики Казахстан
по регулированию естественных
монополий, защите конкуренции и
поддержке малого бизнеса
17 апреля 2001 года N 77-ОД
Правила
о порядке определения границ рынка
определенного товара и признании субъекта
рынка монополистом
1. Настоящие Правила регулируют в соответствии с Законом Республики Казахстан
Z010144_
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" порядок определения границ республиканского, областного, городского, а также городов Астаны и Алматы рынков определенного вида товара и признания субъекта рынка монополистом на соответствующем рынке.
2. Правила распространяются на казахстанские и иностранные юридические лица (их филиалы и представительства) всех форм собственности.
3. Основные понятия, применяемые в настоящих Правилах:
рынок определенного вида товара - совокупность товаров (работ, услуг) или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) на определенной территории, которые могут быть сравнимы по их качествам, применению и цене таким образом, что производители и покупатели могут заменять их друг другом в процессе производства или потребления;
взаимозаменяемый товар - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления;
границы соответствующего товарного рынка - пределы обращения определенных или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) на территории, определяемой исходя из экономических, территориальных и технологических возможностей покупателя приобрести товары (работы, услуги) на этой территории и отсутствия такой возможности за ее пределами;
географические границы или географический рынок - территория, на которой покупатели могут приобрести определенный или взаимозаменяемый товар и не имеют возможности приобрести его за пределами данной территории по экономическим или другим причинам.
Каждый вид определенных или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) имеет собственный рынок, границы которого очерчивают географический район его обращения;
рыночная доля - показатель участия субъекта рынка в совокупном объеме поставки или реализации определенных или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) на республиканском, областном, городском рынках с учетом объемов ввоза и вывоза определенных или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг);
объем рынка определенного вида товара - это совокупный объем поставки или реализации определенного вида товара (работ, услуг) всеми производителями, действующими на рынке определенного вида товара, оцененный по количеству реализованной продукции в натуральных единицах или по размерам полученной выручки от реализации, с учетом их объемов ввоза (импорт) и вывоза (экспорт).
4. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или могут приобрести определенный или взаимозаменяемый товар (работу, услугу) и не имеют возможности приобрести его за пределами данной территории по экономическим, технологическим, административным или другим причинам.
5. Территория рынка определяется также и по принципу признания покупателями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один географический рынок определенного товара и услуг.
Доступность приобретения товаров (работ, услуг) обеспечивается в следующих случаях:
возможности приобретения конкретного товара (работ, услуг) или группы товаров по определенной цене на данной территории;
обоснованности и оправданности транспортных затрат относительно стоимости товара (работ, услуг);
сохранения качества, надежности и других потребительских свойств товара (работ, услуг);
соответствия цены товара (работ, услуг) его качеству;
отсутствия ограничений (запретов) купли-продажи, ввоза-вывоза товаров (работ, услуг);
наличия равных условий конкуренции на территории, в пределах которой осуществляются производство, реализация, поставка товаров или услуг.
6. Определение антимонопольными органами границ республиканского, областного, городского рынков определенного товара осуществляется:
не реже одного раза в год при формировании Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке, ведение которого предусмотрено Законом Республики Казахстан
Z010144_
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности";
при уточнении рыночной доли субъекта рынка за определенный отчетный период (раз в полугодие) за исключением субъектов рынка, имеющих долю доминирования 100%;
в случае мотивированного обращения хозяйствующего субъекта;
при анализе состояния рынков определенного вида товара;
при выявлении фактов нарушения антимонопольного законодательства;
при установлении Правительством Республики Казахстан дополнительных мер регулирования деятельности субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение.
7. Количественной характеристикой товарного рынка является общий объем рынка определенного или взаимозаменяемого товара в пределах географических границ рынка в натуральных показателях (в исключительных случаях по стоимостному показателю).
Рыночная доля субъекта (субъектов) рынка определяется как соотношение объема поставки или реализации субъектом (субъектами) рынка определенного товаров (работ, услуг) на товарный рынок республики, области, города за минусом объема его вывоза за пределы границ товарного рынка к общему объему рынка определенного товара.
В случае использования субъектом (субъектами) рынка части своей продукции для нужд собственного производства, в общий объем продажи или реализации должна быть включена только та часть, которая продается или реализуется им на рынке.
Общий объем рынка определенного вида товара (работ, услуг) определяется как сумма поставки или реализации определенных или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) субъектами данного рынка с учетом объемов ввоза и вывоза определенных или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), оцененного по количеству реализованной продукции в натуральных единицах или в денежном выражении.
8. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" доминирующим (монопольным) положением признается исключительное положение субъекта рынка, оказывающее отрицательное влияние на конкуренцию, затрудняющее доступ на товарный рынок другим субъектам рынка или иным образом, ограничивающее свободу экономической деятельности.
Доминирующим признается положение субъекта (субъектов) рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке превышает предельную величину, ежегодно устанавливаемую антимонопольным органом.
При этом не может быть признано доминирующим положение субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке не превышает 35%.
Доминирующим (монопольным) также признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет менее предельной величины, ежегодно устанавливаемой антимонопольным органом, если это установлено антимонопольным органом на основании:
- стабильности доли субъекта рынка на соответствующем товарном рынке;
- относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам;
- возможности вхождения на этот рынок новых субъектов рынка (конкурентов).
Доминирующим (монопольным) также признается положение любого из нескольких субъектов рынка, если относительно них выполняются следующие условия:
совокупная доля не более чем двух субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 50 и более процентов;
совокупная доля не более чем трех субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 70 и более процентов.
9. Анализ состояния товарных рынков с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, осуществляется антимонопольным органом.
10. Не признается монопольным в течение одного года доминирующее положение субъектов рынка, впервые вступивших на рынок определенного товара с реализацией новых, не имеющих аналогов и пользующихся спросом товаров (работ, услуг), производство которых связано с применением новейшей технологии и достижений научно-технического прогресса.
11. Субъекты рынка, доля которых на республиканском, областном, городском рынках определенного товара является доминирующей включаются в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке. Субъекты рынка уведомляются антимонопольным органом (форма уведомления в приложении N 1) о включении их в Реестр.
Порядок формирования и ведения Государственного реестра определяется
антимонопольным органом в соответствии с Правилами формирования и ведения
Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее
(монопольное) положение на определенном товарном рынке.
Утвержденный Приказом антимонопольного органа Государственный реестр
субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на
определенном товарном рынке, подлежит опубликованию в печати.
5. Обязанность и ответственность субъектов рынка, занимающих
доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном
рынке
12. Субъекты рынка, включенные в реестр, обязаны за каждый отчетный
период (за полугодие, год) представлять в антимонопольный орган следующую
информацию:
1) отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности;
2) сведения о продаже и (или) передаче в управление акций (долей,
паев) предприятия;
3) информацию по монопольным видам продукции: объемы производства,
отпускные цены и доходность производства.
13. Субъекты рынка несут ответственность за нарушение
антимонопольного законодательства в соответствии с главой 4 Закона
Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности".
Приложение N 1
к Правилам о порядке определения
границ рынка определенного товара
и признании субъекта рынка
монополистом
о включении в Государственный реестр субъектов
рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение
на рынке определенного товара
_____________________________________________________________________
наименование субъекта рынка
_____________________________________________________________________
наименование товаров (работ, услуг), по которому субъект рынка
включается в Реестр
_____________________________________________________________________
N и дата приказа Агентства, на основании которого субъект рынка
включается в Реестр
Председатель Агентства
"_____" _______2001 года
(Специалисты: Склярова И.В.,
Умбетова А.М.)