Об утверждении Инструкции по проведению проверок государственных органов Республики Казахстан органами юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов

Утративший силу

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 3 апреля 2002 года № 48. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 апреля 2002 года № 1813. Утратил силу приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 8 января 2013 года № 6

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра юстиции РК от 08.01.2013 № 6.

      В соответствии со статьей 24 Закона Республики Казахстан "Об органах юстиции" и пунктом 14 Положения о Министерстве юстиции Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120, в целях установления порядка организации и осуществления проверок государственных органов Республики Казахстан Министерством юстиции и его территориальными органами по соблюдению законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов, приказываю:
      Сноска. Преамбула с изменениями, внесенными приказами Министра юстиции РК от 08.02.2005 N 36; от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проведению проверок государственных органов Республики Казахстан органами юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов.

      2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня государственной регистрации.
      3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на курирующего Вице-Министра юстиции. <*>
      Сноска. В пункт 3 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36.

      Министр

                                           Утверждена Приказом
                                             Министра юстиции  
                                           Республики Казахстан
                                        от 3 апреля 2002 года N 48 
      Сноска. По всему тексту Инструкции:
      слова "местных органов" заменены словами "органов местного" -  приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 8 декабря 2005 года N 325.

Инструкция по проведению проверок
государственных органов Республики Казахстан органами
юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего
издание, применение, государственную регистрацию и
опубликование нормативных правовых актов

      Настоящая Инструкция по проведению проверок государственных органов Республики Казахстан органами юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов (далее - Инструкция) разработана на основании и в соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", Законов Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", "Об органах юстиции", постановлениями Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года 1120 "Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан", от 17 августа 2006 года N 778 "Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов".
      Сноска. Преамбула с изменениями, внесенными приказами Министра юстиции РК от 08.02.2005 N 36; от 25.09.2006 N 256; от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

1. Общие положения

      1. Инструкция детализирует организацию и осуществление проверок государственных органов Республики Казахстан Министерством юстиции и его территориальными органами по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов.

      2. Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов Республики Казахстан, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан Республики Казахстан (далее - нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов), является обязательным условием их применения.

      3. Неопубликованные в установленном законодательством порядке нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов, не могут применяться.

      4. Исключен приказом Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      5. Контроль за опубликованием нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы.

      6. Исключен приказом Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      7. При проведении проверок сотрудники Министерства юстиции и его территориальных органов руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящей Инструкцией.
      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      8. Задачами проверок являются:
      1) обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов;
      2) выявление и предотвращение фактов издания должностными лицами государственных органов незаконных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности физических лиц, законные интересы хозяйствующих субъектов и государства, противоречащих Конституции либо иным законодательным актам;
      3) выявление и предотвращение фактов незаконного применения должностными лицами центральных исполнительных, а также местных представительных и исполнительных органов нормативных правовых актов, утративших силу, признанных судом недействительными, официально неопубликованных, либо действие которых приостановлено уполномоченными органами, а также не прошедших государственную регистрацию в органах юстиции;
      4) выявление нарушений должностными лицами правил государственной регистрации нормативных правовых актов, имеющих общеобязательное значение, затрагивающих права, свободы и обязанности физических лиц;
      5) оказание методической помощи по вопросам издания, государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов.
      Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

2. Организация проведения проверок

      9. Организация и координация работы по проведению проверок центральных государственных органов возлагается на Департамент регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции (далее - Департамент), органов местного государственного управления - на руководителей территориальных органов юстиции (далее - территориальные органы юстиции).
      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными приказами Министра юстиции РК от 08.02.2005 N 36; от 08.12.2005 N 325; от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      10. Проверку центральных государственных органов осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан.
      Проверку органов местного государственного управления областного (города республиканского значения, столицы) уровня, районного в городе республиканского значения (столице) осуществляют Департаменты юстиции областей, городов Астаны и Алматы.
      Проверку органов местного государственного управления районного (городов областного значения), городского районного значения, поселкового, аульного (сельского), аульного (сельского) округа осуществляют районные (городские) подразделения юстиции.
      При необходимости, проверки могут проводиться совместно с иными государственными органами.
      Сноска. В пункт 10 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36; приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 8 декабря 2005 года N 325.

      11. Министерство юстиции Республики Казахстан вправе также осуществлять проверки органов местного государственного управления.
      Департаменты юстиции областей, городов Астаны и Алматы вправе также осуществлять проверки органов местного государственного управления районного (городов областного значения), городского районного значения, поселкового, аульного (сельского), аульного (сельского) округа.
      Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными приказами Министра юстиции РК от 08.02.2005 N 36; от 08.12.2005 N 325; от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      12. Планы проверок утверждаются первым руководителем органа юстиции (либо лицом, исполняющим его обязанности), в соответствии с критериями оценки степени риска.
      Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.01.2011 № 33 (вводится в действие со дня его государственной регистрации в МЮ РК).

      13. Для организации проведения проверок образуются:
      1) группы, создаваемые из числа сотрудников Департамента;
      2) группы, создаваемые из числа сотрудников территориальных органов юстиции.
      Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      14. Перед проведением проверок разрабатывается программа проверки, включающая перечень задач и вопросов, подлежащих проверке, и определяется состав группы для проведения проверок.
      Программа проверки утверждается первым руководителем органа юстиции или его заместителем.

      15. Группы проверяющих комплектуются из числа наиболее опытных сотрудников, способных разобраться в существе проверяемых вопросов и оказать консультационно-методическую помощь в организации деятельности, а также в устранении выявленных недостатков.

3. Проведение проверок

      16. Для проведения проверки первым руководителем органов юстиции (либо лицом, исполняющим его обязанности) выносится приказ, содержащий в себе номер и дату издания, наименование проверяемого органа и участников проверяющей группы, предмет проверки, проверяемый период, дату начала и завершения проверки.
      До начала проверки приказ и его копия с заполненной информационной учетной карточкой регистрируются в территориальных органах Комитета по правовой статистике и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) в соответствии с требованиями действующего законодательства.
      Проверка проводится органами юстиции после регистрации приказа о проведении проверки в уполномоченном органе.
      Датой начала проверки считается дата указанная в приказе о проведении проверки.
      Сноска. Пункт 16 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      17. Срок проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и состава проверяющей группы, но не более 30 календарных дней.
      Прекращение, приостановление, возобновление, продление срока проверки производится первым руководителем органов юстиции (либо лицом, исполняющим его обязанности).
      В случае продления сроков проверки, либо ее прекращения, приостановления, возобновления, а также снятия с учета (как не проведенная) заполняется и представляется в уполномоченный орган соответствующая учетная карточка.
      Сноска. Пункт 17 с изменениями, внесенными приказами Министра юстиции РК от 04.04.2006 N 105; от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      18. Перед началом проверки группа проверяющих предъявляет приказ о назначении проверки первому руководителю проверяемого органа (либо лицу, исполняющего его обязанности).
      Сноска. Пункт 18 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      19. При проведении проверки, проверке подлежат все акты, изданные в период, указанный в приказе о проведении проверки, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственные секреты, или сведения конфиденциального характера.

      20. Сотрудники групп:
      1) осуществляют проверку регистров, компьютерных программ по делопроизводству (при их отсутствии - книг актов), нормативных правовых актов проверяемых государственных органов, журналов входящей, исходящей корреспонденции, регистрации нормативных правовых актов, публикации нормативных правовых актов, документов с грифом "секретно";
      2) осуществляют выборку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
      3) проверяют выполнение требований действующего законодательства в части официального опубликования в средствах массовой информации нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан;
      4) решают вопросы о необходимости государственной регистрации того или иного нормативного правового акта;
      5) принимают решения о возбуждении административного производства и передачи материалов дел в суд;
      6) составляют акт о проведении проверки, в которой отражают состояние работы проверяемого государственного органа и, в случае выявления, факты нарушения норм действующего законодательства Республики Казахстан;
      7) выполняют иные действия, предусмотренные действующим законодательством, по обеспечению эффективного проведения проверок.
      Дополнение и уточнение задач и функций проверяющих групп осуществляется первым руководителем органов юстиции (либо лицом, исполняющим его обязанности).
      Сноска. Пункт 20 с изменениями, внесенными приказами Министра юстиции РК от 08.02.2005 N 36; от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      21. При проведении проверок проверяющие имеют право:
      1) запрашивать от государственных органов необходимые для осуществления проверок материалы и информацию;
      2) вносить в государственные органы представление об устранении нарушений закона;
      3) запрашивать объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, на имя первого руководителя органов юстиции (либо лица, исполняющего его обязанности).
      Примечание: При выявлении в ходе проверки более трех нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, официальному опубликованию, то в данном случае такие нарушения оформляются отдельным (отдельными) приложением (приложениями) к акту по результатам проверки по каждому предмету проверки по отдельности. При этом, в акте приводится соответствующая ссылка на приложение (приложения).
      Сноска. Пункт 21 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      22. При проведении проверок проверяющие:
      1) исключен приказом Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).
      2) не допускают необъективность и предвзятость по отношению к проверяемым субъектам;
      3) не допускают разглашения полученной в ходе проверки информации, представляющей в соответствии с законодательством Республики Казахстан сведения, составляющие государственные секреты, или сведения конфиденциального характера.
      Сноска. Пункт 22 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      23. Препятствование проведению проверки и (или) не обеспечение необходимых условий, для работы проверяющих влечет ответственность, предусмотренную действующими законодательными актами Республики Казахстан.
      Сноска. Пункт 23 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      24. Проверка актов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, проводится в порядке, установленным Законом Республики Казахстан "О государственных секретах".
      Сноска. Пункт 24 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

4. Порядок оформления результатов проверки

      25. По результатам проверки не позднее трех дней с момента ее окончания составляется акт в двух экземплярах с конкретными указаниями по устранению выявленных недостатков и улучшению работы. Составленные акты предоставляются для ознакомления и подписания первому руководителю проверяемого органа (либо лицу, исполняющему его обязанности). После подписания второй экземпляр акта возвращается в органы юстиции.
      Сноска. Пункт 25 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      26. В акте последовательно и объективно описываются выявленные нарушения, которые должны быть мотивированы и документально подтверждены с приложением копий (дата и номер документа, наименование нормативного правового акта, его содержание и другие сведения).
      Текст акта не должен содержать различные таблицы и справочные данные, эти сведения оформляются отдельным приложением.
      Акт подписывается проверяющей группой и предоставляется для ознакомления первому руководителю проверяемого органа (либо лицу, исполняющему его обязанности).
      Сноска. Пункт 26 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      27. При наличии возражений или замечаний к акту со стороны первого руководителя проверяемого органа (либо лица, исполняющего его обязанности), им делается оговорка перед своей подписью, и прилагаются мотивированные письменные объяснения и замечания.
      Сноска. Пункт 27 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      28. В случае отказа первого руководителя проверяемого органа (либо лица, исполняющего его обязанности) от подписания, в акте производится соответствующая запись.
      Сноска. Пункт 28 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      29. Достоверность фактов, изложенных в письменных возражениях, должна быть проверена и по ним руководитель группы дает письменное заключение.
      Сноска. Пункт 29 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      30. В случаях, предусмотренных законодательством, к акту проверки прилагаются также объяснения лиц, непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях, либо причастных к ним.

      31. В случае выявления по результатам проверки нарушений, Министерством юстиции и его территориальными органами принимаются предусмотренные законодательными актами меры реагирования (вносится представление об устранении нарушений закона, составляется протокол об административном правонарушении).
      Сноска. Пункт 31 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      32. Исключен приказом Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

5. Заключительные положения

      33. В случае выявления в ходе проверки нарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, проверяющими немедленно составляется протокол об административном правонарушении.
      Сноска. Пункт 33 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

      34. Составление протокола об административном правонарушении и направление его в суд осуществляется в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан от 30 января 2001 года "Об административных правонарушениях" и приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 10 июня 2002 года № 87 "Об утверждении Инструкции по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 1882).
      Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.04.2010 № 113 (вводится в действие с 16.04.2010).

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.