Сноска. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 6 февраля 2003 года N 34-ОД утратил силу - приказом Председателя Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 164-ОД .
В целях реализации статьи 14 Закона Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", а также руководствуясь подпунктом 4) пункта 11 Положения об Агентстве Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 ноября 1999 года N 1713, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по выявлению соглашений (согласованных действий) субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию.
2. Департаменту развития конкуренции Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (Жумабаева Н.Х.) обеспечить проведение государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан в установленном порядке.
3. Департаменту административной работы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (Шабдарбаев А.Т.) обеспечить опубликование в официальных средствах массовой информации и довести настоящий приказ до сведения структурных подразделений центрального аппарата Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и его территориальных органов.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Ойнарова А.Р.
Утверждена
приказом Председателя
Агентства Республики Казахстан
по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции
6 февраля 2003 года N 34-ОД
Инструкция
по выявлению соглашений (согласованных действий)
субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию
1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по выявлению соглашений (согласованных действий) субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законами Республики Казахстан "
О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности" (далее - Закон) и "
О недобросовестной конкуренции
", Положением об Агентстве Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, утвержденным
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 15 ноября 1999 года N 1713 (далее - Положение), а также
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2001 года N 1623 "О мерах по стабилизации цен на важнейшие продовольственные товары".
2. В настоящей Инструкции применяются следующие понятия:
Субъекты рынка - физические лица, юридические лица и их филиалы и представительства, осуществляющие деятельность по производству, реализации, приобретению товаров (работ, услуг);
Соглашение - любое договорное отношение сторон (вертикальное, горизонтальное или конгломератное), направленное на ограничение или устранение конкуренции, получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности;
Сговор - согласованные действия между субъектами рынка, направленные на установление единой цены на товары (работы, услуги), либо на раздел товарного рынка, которые привели и (или) могут привести к отрицательным последствиям на товарном рынке;
Согласованные действия - ограничение свободы действия связанных между собой сторон.
3. Целью настоящей Инструкции является определение механизма и порядка выявления соглашений (согласованных действий), в том числе достигнутых путем сговора (далее - Соглашения) между субъектами рынка и (или) государственными органами.
4. Запрещаются и в установленном законодательством порядке признаются недействительными полностью или частично:
1) достигнутые в любой форме Соглашения конкурирующих субъектов рынка (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие Соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе Соглашения, направленные на:
ограничение производства, изъятие из обращения товаров с целью создания или поддержания искусственного дефицита на товарном рынке либо повышения цен, в том числе путем сговора;
необоснованное сокращение объемов производства или прекращение производства товаров (работ, услуг), на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки;
раздел товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж, или закупок, по ассортименту реализуемых товаров (работ, услуг) либо по кругу продавцов или их покупателей (заказчиков);
ограничение доступа на товарный рынок (выхода с рынка) или устранение с него других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров (работ, услуг), или их покупателей (заказчиков);
отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;
установление (поддержание) единых цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат, наценок) на товарном рынке, в том числе путем сговора;
повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах.
2) достигнутые в любой форме Соглашения неконкурирующих субъектов рынка, один из которых занимает доминирующее (монопольное) положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие Соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов физических и юридических лиц.
3) Соглашения государственного органа с другим государственным органом либо с субъектом рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе Соглашения, направленные на:
повышение, снижение или поддержание цен (тарифов);
раздел товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров (работ, услуг) либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
предоставление исключительных прав отдельному субъекту рынка;
ограничение доступа на товарный рынок (выхода с рынка) или устранение с него субъектов рынка.
4) иные Соглашения, направленные на ограничение конкуренции.
5. Горизонтальное соглашение - соглашение между субъектами, конкурирующими на одном рынке, направленное на ограничение конкуренции.
6. Вертикальное соглашение - соглашение между не конкурирующими на соответствующем товарном рынке субъектами, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
7. Конгломератные соглашения характеризуются как смешанные отношения, где одновременно присутствуют как горизонтальные, так и вертикальные отношения.
3. Проведение анализа по выявлению признаков ограничения
конкуренции в Соглашениях
8. Проведение анализа по выявлению признаков ограничения конкуренции в Соглашениях осуществляется поэтапно.
9. На первом этапе:
1) определяется соответствующий товарный рынок, устанавливается круг субъектов рынка, участвующих в Соглашении;
2) проводится сбор информации, определяется вид Соглашения;
3) определяются географические границы товарного рынка - территория, на которой осуществляют деятельность субъекты рынка, участвующие в Соглашении;
4) определяются доли рынка, приходящиеся на субъектов рынка - участников Соглашений, действующих в пределах соответствующего географического рынка, и их суммарная рыночная доля.
10. Порядок проведения анализа и расчета рыночных долей субъектов рынка, участвующих в Соглашении, проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденных в установленном законодательством порядке.
11. На втором этапе определяется регулирование рынка соответствующего товара, путем:
1) установления фиксированных цен (тарифов);
2) установления обязательных поставок по государственному заказу;
3) предоставления субъекту рынка дотаций, выделения кредита на льготных условиях и другими условиями.
Выявляется отсутствие противоречия вышеуказанных видов государственного регулирования антимонопольному законодательству.
12. На третьем этапе определяется правовое положение субъектов рынка, между которыми заключаются Соглашения.
Если в результате анализа выяснится, что, несмотря на концентрацию у участников соглашения значительной доли рынка, они не в состоянии оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим субъектам рынка или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности, проведение данного анализа прекращается.
13. На четвертом этапе для доказательства факта согласованных действий, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов потребителей, особое внимание следует обратить на следующее:
1) отказ от заключения договора, который может являться способом принуждения к сговору;
2) заключение договоров, направленных на ограничение конкуренции;
3) ценовая дискриминация со стороны одного или нескольких субъектов по отношению к субъектам рынка, не участвующим в сговоре;
4) требования о принудительном ассортименте или других условиях поставки;
5) издание акта.
14. При рассмотрении конкретного Соглашения необходимо выяснить, присутствуют ли в нем элементы антиконкурентного характера.
15. На пятом этапе выясняется, признаются ли Соглашения ограничивающими конкуренцию, в частности:
1) ограничивающие независимость принятия экономических решений субъектами рынка, участвующими в Соглашении;
2) оказывающие влияние на соотношение спроса и предложения товаров на соответствующем рынке.
Если обнаружен хотя бы один из этих случаев, следует рассматривать Соглашение как ограничивающее конкуренцию.
16. При установлении указанных нарушений принимаются меры, предусмотренные действующим законодательством РК.
Если в процессе проведения анализа выяснится, что участники Соглашения не ограничивают конкуренцию, анализ по выявлению Соглашения, следует прекратить.
4. Доказательства о наличии Соглашений
17. При доказательстве выявленных Соглашений необходимо документальное их подтверждение. Такие подтверждения можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, счетов, накладных документов, прейскурантов, платежных поручений, документов, принятых на съездах, конгрессах и других собраниях представителей субъектов рынка, и иных документов, подтверждающих факт Соглашения.
Доказательства могут быть в виде обмена информацией между представителями субъектов рынка посредством личных встреч, телефонных переговоров, телексов и факсимильной связи, публичного объявления цен (распространение нового прейскуранта, ценовой рекламы) потребителям, агентам и посредникам, в том числе через различного рода объединения (ассоциации), куда входят субъекты рынка. Для выявления и доказывания Соглашений антимонопольный орган, в рамках своих полномочий, может осуществлять и иные действия, проводить мероприятия, как самостоятельно, так и совместно с другими государственными и негосударственными структурами.
18. При доказательстве Соглашений следует учитывать, что не всякое согласованное действие может квалифицироваться как ограничивающее конкуренцию.
19. Негативные последствия для конкуренции, возникшие в результате Соглашения выражаются в:
ограничении доступа других субъектов рынка на рассматриваемый рынок при наличии неудовлетворенного спроса и достаточно высокого уровня рентабельности;
ограничении доступа к сырью и материалам других производителей, желающих выйти на данный рынок;
ограничении доступа к товаропроводящей сети.
20. Доказательства Соглашений можно получить на основании анализа финансовых документов субъектов рынка.
21. В случаях, заключения и исполнения любых Соглашений между конкурентами о ценах, доказательствами наличия сговора являются:
одновременное или в течение 3 дней повышение (понижение) цен;
установление одинаковых цен при различных размерах затрат на приобретение и реализацию товара;
дооценка остатков товара, проводимая с целью установления единых цен на рынке;
согласование изменения цен и объемов поставки товара;
договоренность об искусственном повышении или понижении цен;
одновременная дифференциация цен или установление скидок с цены;
при дефиците товаров на рынке и высоких ценах на них наличие больших товарных запасов на складах у двух и более субъектов рынка;
отсутствие у субъектов рынка счетов-фактур, калькуляций, расчетов, экономических обоснований, объясняющих повышение (понижение) цен, поддержание единых цен.
22. Доказательством наличия Соглашения между конкурирующими субъектами рынка являются:
применение единообразного прейскуранта цены или приказа (протокола, распоряжения), которым утверждается цена;
искусственное поддержание высоких цен на товары, услуги, предоставляемые различными поставщиками;
установление ограничений (квот) на объемы производства или реализации товаров (работ, услуг);
отказ от заключения договоров с определенными покупателями или продавцами на тех же условиях, на каких он был заключен с другими покупателями или продавцами;
реализация товаров (работ, услуг) в определенных регионах;
прекращение снабжения определенных регионов.
23. При наличии согласованных действий между конкурирующими субъектами рынка, антимонопольный орган проводит анализ с целью установления факта наличия Соглашения. Анализ проводится за последние 6 месяцев, предшествующих началу его проведения.
24. Продолжительность проводимого анализа не должна превышать 2-х месячный срок. При этом в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 10
Закона
, а также подпунктом 7) пункта 11
Положения
, должны быть запрошены необходимые дополнительные материалы субъектов рынка, т.е. предполагаемых участников сговора.
25. Лица, виновные в нарушениях антимонопольного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.