Об утверждении Положения "О социальном обслуживании на дому детей с ограниченными возможностями"

Утративший силу

Постановление Акимата города Алматы N 5/684 от 17 ноября 2003 года. Зарегистрировано в Управлении юстиции города Алматы 18 декабря 2003 года за N 567. Утратило силу постановлением Акимата города Алматы от 7 ноября 2011 года N 4/910

      Сноска. Утратило силу постановлением Акимата города Алматы от 07.11.2011 N 4/910.

      В соответствии со статьей 37 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 148-II "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", в целях реализации Закона Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343-II "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" и Государственного стандарта Республики Казахстан "Социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание на дому детей с ограниченными возможностями. Объем услуг", акимат города Алматы ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить Положение "О социальном обслуживании на дому детей с ограниченными возможностями" (Приложение 1).
      2. Департаменту труда, занятости и социальной защиты населения города Алматы (Нурланов А.Ж.):
      1) создать отделения социальной помощи для детей с ограниченными возможностями в соответствии с утвержденным Положением (Приложение 2).
      2) обеспечить целевое расходование бюджетных средств, выделяемых на социальную поддержку детей с ограниченными возможностями.
      3) обеспечить регистрацию данного постановления в Управлении юстиции города Алматы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. Департаменту здравоохранения (Девятко В.Н.):
      1) обеспечить обследование детей раннего возраста с целью выявления детей с ограниченными возможностями для направления их в психолого-медико-педагогическую консультацию;
      2) обеспечить медицинскую коррекцию и реабилитацию детей с отклонениями в психофизическом развитии.
      4. Департаменту образования (Исимбаева Г.И.):
      обеспечить проведение углубленного и комплексного психолого-медико-педагогическое обследования детей с ограниченными возможностями с целью выявления особенностей их интеллектуального развития и определения возможностей для выбора вида и формы образования и показаний на социально-педагогическую поддержку, составление индивидуальной программы реабилитации.
      5. Городскому финансовому управления (Тажибаев К.К.) предусмотреть бюджетные средства на содержание отделений социальной помощи на дому для детей с ограниченными возможностями и приобретение для них автомобилей за счет средств, предусмотренных на социальную защиту населения.
      6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя акима города Алматы Бижанова А.Х.

      Аким города Алматы               В.Храпунов

      Секретарь акимата                К.Тажиева

                   Приложение 1        
Утверждено постановлением  
акимата города Алматы    
от 17 ноября 2003 года N 5/684

ПОЛОЖЕНИЕ
О социальном обслуживании на дому
детей с ограниченными возможностями 1. Общие положения

      1. Положение "О социальном обслуживании на дому детей с ограниченными возможностями" (в дальнейшем - Положение) разработано в целях реализации Закона Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" и в соответствии с Государственным стандартом Республики Казахстан "Социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание на дому детей с ограниченными возможностями. Объем услуг".
      2. В настоящем Положении используются следующие термины с соответствующими определениями:
      1) Центральный уполномоченный орган в области социальной защиты населения - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
      2) Дети с ограниченными возможностями: Дети до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
      3) Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями: Деятельность организаций образования, социальной защиты населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления, компенсации ограничения жизнедеятельности.
      4) Социальная адаптация: Активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды.
      5) Реабилитация: Система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванную нарушением здоровья со стойким расстройством функционирования организма.
      6) Социальные работники: Специалисты по социальной работе, непосредственно оказывающие социальную помощь, либо организующие оказание помощи лицам с ограниченными возможностями и состоящие в штате органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальную, правовую и иные виды помощи лицам с ограниченными возможностями.
      7) Социальное обследование: Определение степени социальной недостаточности, которая может быть обусловлена ограничением физической независимости, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, экономической самостоятельности и способности к интеграции в общество с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста.
      8) Социальное обслуживание: Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в посторонней помощи.
      3. Социальное обслуживание на дому (далее - обслуживание) предоставляется детям с ограниченными возможностями из числа инвалидов, нуждающимся в постороннем уходе по заключению психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК) и отдела медико-социальной экспертизы (МСЭ).
      4. Обслуживание детей с ограниченными возможностями из числа инвалидов, нуждающихся в социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке, осуществляется отделениями социальной помощи на дому (далее - отделения социальной помощи), которые образуются в качестве структурных подразделений районных центров труда и социальной защиты населения Департамента труда, занятости и социальной защиты населения города Алматы (далее - Департамент), Городского территориального центра социального обслуживания пенсионеров, Территориального центра социального обслуживания пенсионеров и инвалидов Ауэзовского района города Алматы (далее - Территориальные центры).
      Отделения социальной помощи могут быть образованы во вновь создаваемых Территориальных центрах.
      5. Территория деятельности - город Алматы.
      6. Отделения социальной помощи могут размещаться в помещениях районных центров труда и социальной защиты населения, Территориальных центров или других выделенных помещениях с комплексом необходимых коммунальных благоустройств, которые должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам и противопожарным требованиям.
      7. В своей деятельности отделения социальной помощи руководствуются законами Республики Казахстан, иными нормативно-правовыми актами, постановлениями акимата, ведомственными нормативными актами Центрального уполномоченного органа в области социальной защиты населения и местных исполнительных органов в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, приказами Департамента, Территориальных центров, а также настоящим Положением.
      8. Оперативное руководство работой отделений социальной помощи осуществляет начальник районного центра труда и социальной защиты населения и директор Территориального центра.
      Оказание организационно-методической помощи отделениям социальной помощи, общее руководство и контроль за их деятельностью осуществляет Департамент.
      Персональную ответственность за работу отделений социальной помощи несут начальники районных центров труда и социальной защиты населения Департамента и директора территориальных центров.
      9. Отделения социальной помощи осуществляют свою работу в тесном взаимодействии с органами образования и здравоохранения, а также с другими организациями.
      10. Контроль за качеством медицинского обслуживания, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в отделениях социальной помощи и оказанием врачебно-специализированной медицинской помощи нуждающимся в ней детям осуществляется в установленном порядке учреждениями здравоохранения.
 

2. Цели и предмет деятельности
отделения социальной помощи детям
с ограниченными возможностями

      11. Целями деятельности отделения социальной помощи является:
      1) социальное обслуживание детей с ограниченными возможностями (инвалидов) на дому путем оказания комплексной социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, основанной на индивидуальной реабилитационной программе;
      2) предоставление необходимых социально-педагогических услуг детям с ограниченными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе, в том числе:
      оказание помощи детям с ограниченными возможностями, воспитывающимся в семьях, в решении проблем воспитания, ухода, организации их быта, досуга, психоэмоционального развития;
      содействие в получении государственной социальной, медицинской, консультативной и иной помощи;
      предоставление специальных социальных, социально-бытовых и других видов услуг;
      участие в решении вопросов защиты прав и интересов детей с ограниченными возможностями;
      помощь в организации консультативных услуг по социальным, правовым вопросам.
      12. Для достижения указанных целей отделения социальной помощи осуществляют следующие виды деятельности:
      1) выявление и учет совместно с органами здравоохранения, образования детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в предоставлении специальных социальных услуг;
      2) социальное обследование детей с ограниченными возможностями, изучение микросреды ребенка с целью установления его интересов и потребностей;
      3) определение конкретного вида и формы помощи, составление карты индивидуального обслуживания с учетом индивидуальной программы, разработанной специалистами психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) и отдела медико-социальной экспертизы (МСЭ) ;
      4) работа с родителями в целях реализации реабилитационных мероприятий и адаптации ребенка в семье;
      5) помощь в обучении ребенка навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля и общения, основам грамоты и счета;
      6) организация досуга ребенка с ограниченными возможностями (игры, чтение книг, их обсуждение, организация библиотечного обслуживания и другие);
      7) оказание психологической помощи ребенку и родителям;
      8) обучение родителей ребенка практическим навыкам общего ухода за больным ребенком, методам и приемам, способствующим развитию ребенка;
      9) просветительско-профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями посредством организации индивидуальных и групповых мероприятий (семинары, тренинги и т.п.);
      10) содействие в получении необходимой специальной медицинской помощи и медицинского обслуживания, в частности вызов врача на дом, сопровождение в поликлинику; оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях;
      11) содействие в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, техническими и иными средствами;
      12) содействие в предоставлении особых образовательных услуг, в том числе услуг узких специалистов (дефектолога, логопеда, психолога, сурдопедагога и другие);
      13) оказание консультативной помощи, в том числе по вопросам предоставления государственных социальных и специальных государственных пособий;
      14) содействие в оформлении документов для установления опеки, попечительства, назначения пособий, определения в дома-интернаты и других видов помощи;
      15) содействие в обеспечении учебниками и учебно-методическими материалами в организациях образования;
      16) содействие малообеспеченным семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, в оформлении документов на оказание адресной социальной помощи, в выделении гуманитарной помощи за счет средств благотворительных фондов, спонсоров, иных источников;
      17) установление и поддержание связи с комитетами общества Красного полумесяца и другими международными и общественными организациями с целью привлечения их к оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.
 

3. Права отделений социальной помощи

      13. Отделения социальной помощи имеют право:
      1) в зависимости от состояния здоровья ребенка, двигательной активности определять объем услуг, предоставляемых отделением социальной помощи, и нагрузку на социального работника;
      2) создавать группы дневного пребывания для осуществления коллективного коррекционно-педагогического развивающего процесса;
      3) содействовать защите прав и интересов детей с ограниченными возможностями и их семей в представительных и исполнительных органах и других организациях;
      4) определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем;
      5) собирать информацию, связанную с нуждами детей с ограниченными возможностями и их семей;
      6) вносить предложения на рассмотрение руководства Департамента и районных центров труда и социальной защиты населения, территориальных центров, учреждений образования, здравоохранения и других заинтересованных организаций о состоянии работы по социальной поддержке детей с ограниченными возможностями;
      7) участвовать в разработке, утверждении и реализации специальных проектов и программ по социальной защите детей с ограниченными возможностями;
      8) делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем детей с ограниченными возможностями и их семей;
      9) обращаться с ходатайством к руководителям организаций, независимо от форм собственности, по вопросам оказания материальной и иной помощи детям с ограниченными возможностями.
 

4. Организация, условия и порядок функционирования
отделения социальной помощи

      14. Отделения социальной помощи создаются при наличии не менее 80 детей с ограниченными возможностями из числа инвалидов.
      Там, где наличие детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в социальном обслуживании, не позволяет создать отделение , должность социального работника вводится в штат отделения социальной помощи на дому, обслуживающего одиноких пенсионеров и инвалидов районных центров труда и социальной защиты населения или территориальных центров.
      Социальная помощь детям с ограниченными возможностями может быть индивидуальной или групповой, т.е. в отделениях дневного пребывания.
      15. Отделение социальной помощи возглавляет заведующий, который назначается соответственно приказом начальника Департамента труда, занятости и социальной защиты населения г.Алматы или директора территориального центра.
      16. Заведующий отделением социальной помощи организует и руководит работой отделения, осуществляет контроль за реализацией индивидуальных программ социальной реабилитации, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отделение задач и осуществление им своих функций, объем и качество оказываемых услуг.
      17. Должность заведующего отделением и специалиста-консультанта по социальной работе вводится при наличии на обслуживании не менее 80 детей с ограниченными возможностями (инвалидов).
      18. Число штатных единиц социальных работников устанавливается из расчета, что один социальный работник обслуживает не более 6 детей . В отдельных случаях с учетом степени отклонений в развитии ребенка и двигательной активности, нагрузка на социального работника по уходу может быть 4-5 детей.
      Если в семье двое или более детей, нуждающихся в обслуживании, каждый ребенок учитывается как отдельное лицо.
      19. При численности обслуживаемых более 160 человек отделению социальной помощи должен быть выделен автомобиль за счет средств местного бюджета, вводится должность водителя.
      20. Центральный уполномоченный орган в области социальной защиты населения определяет функции и характер деятельности социальных работников, устанавливает перечень специальностей и квалификационные требования к ним, организует повышение квалификации и переподготовку социальных работников.
      21. График работы, число обслуживаемых, кратность посещения и объем предоставляемых услуг социального работника по уходу за детьми с ограниченными возможностями устанавливаются руководством районного центра социальной защиты населения или территориального центра.
      Посещение социальным работником одного обслуживаемого ребенка осуществляется не реже 2-3 раза в неделю.
      22. Социальные работники ведут систематический учет работы и ее результатов.
      Делопроизводство отделения социальной помощи предусматривает наличие следующей необходимой документации:
      индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями,
      социального паспорта ребенка и его семьи,
      договора обслуживания на дому с родителями ребенка с ограниченными возможностями,
      акта обследования материально-бытового положения семьи ребенка с ограниченными возможностями,
      календарного плана мероприятий специалиста по социальной работе,
      журнала консультаций,
      журнала учета детей с ограниченными возможностями, обслуживаемых отделением социальной помощи на дому,
      отчета социального работника о проделанной работе на дому,
      сводного отчета о деятельности отделения социальной помощи.
      23. Организация социального обслуживания регламентируется планом работы, графиками и расписаниями.
      Ответственность за состояние, правильное ведение делопроизводства и учета работы в отделениях социальной помощи несет заведующий отделением.
      24. Заведующие отделениями, социальные работники и консультанты обеспечиваются проездными билетами для проезда на общественном транспорте общего пользования или денежной компенсацией в размере их стоимости.     
 

5. Условия приема на надомное обслуживание

      25. На надомное обслуживание принимаются дети с ограниченными возможностями, нуждающиеся в постороннем уходе по заключению психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) и отдела медико-социальной экспертизы (МСЭ).
      Прием на надомное обслуживание детей с ограниченными возможностями производится по решению директора территориального центра или начальника районного центра труда и социальной защиты населения.
      Основанием для приема на надомное обслуживание детей с ограниченными возможностями являются следующие документы: заявление родителей, заключение ПМПК о необходимости постороннего ухода, справка медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности), медицинская карта, акт обследования материально-бытовых условий.
      26. Противопоказанием к принятию на надомное обслуживание являются:
      инфекционные, венерические, карантинные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
      27. Снятие с обслуживания производится по личному заявлению родителей или в случае определения ребенка в дом-интернат и по другим причинам.
      28. Обслуживание детей с ограниченными возможностями проводится по индивидуальной программе, которая разрабатывается с участием специалистов психолого-медико-педагогической консультации.
      29. Услуги, оказываемые социальными работниками по уходу за детьми с ограниченными возможностями, предоставляются бесплатно на основании договора, заключаемого между отделением социальной помощи и их родителями.
      Договор составляется в 2-х экземплярах, один из которых выдается родителям, второй остается в отделении социальной помощи на дому.
      30. Социальные работники, в том числе принимаемые на работу, проходят медицинский осмотр с предоставлением данных флюорографического обследования, заключения дерматолога и терапевта. Периодичность медосмотров социальных работников проводится в порядке, установленном для лиц, работающих в детских учреждениях.
 

6. Права и обязанности родителей (лиц их заменяющих)

      31. Родители имеют право участвовать в определении нужд и потребностей ребенка, планировании и реализации индивидуальной программы социальной реабилитации, контролировать объем и качество оказываемых социальных услуг в рамках заключенного договора.
      32. Родители обязаны выполнять запланированные в индивидуальной реабилитационной программе мероприятия, создавать бытовые, санитарно-гигиенические условия для осуществления процесса воспитания, развития и социальной адаптации ребенка.
 

7. Финансирование отделений социальной помощи

      33. Финансирование отделений социальной помощи осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.

      Секретарь акимата                      К. Тажиева     

Приложение 2        
Утверждено постановлением   
акимата города Алматы    
от 17 ноября 2003 года N 5/684


Наименование

2003 год

2004 год

2005 год

Всего

1.

2.

3.

Количество отделений

Заведующие отделений

Консультант по соц.работе

Специалист по соц.работе

6

6

6

50

4

4

4

96

3

3

3

77

13

13

13

223

     Секретарь акимата                   К.Тажиева

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.