Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность видов специальных организаций образования

Утративший силу

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 сентября 2004 года № 712. Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Казахстан 4 октября 2004 года № 3128. Утратил силу приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 258

      Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 04.07.2013 № 258 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

      В целях реализации Закона Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" приказываю:

      1. Утвердить прилагаемые нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность видов специальных организаций образования:
      1) правила о порядке организации деятельности реабилитационного центра согласно приложению 1;
      2) правила о порядке организации деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции согласно приложению 2;
      3) правила о порядке организации деятельности логопедического пункта согласно приложению 3.

      2. Департаменту среднего образования (Испусинова С.Б.) представить настоящий приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.

      3. Настоящий приказ вводится в действие со дня регистрации.

      4. Областным, городов Астаны и Алматы управлениям (департаментам) образования довести данный приказ до всех районных, городских отделов и организаций образования.

      5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Шамшидинову К.Н.

      Министр       

                                                       

Приложение 1          
к приказу Министра образования 
и науки Республики Казахстан  
3 сентября 2004 г. N 712    
"Об утверждении нормативных   
правовых актов, регламентирующих 
деятельность видов специальных  
организаций образования" 


Правила о порядке организации деятельности 
реабилитационного центра 1. Общие положения

      1. Настоящие правила регулируют образовательную, реабилитационную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность реабилитационного центра независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
      Реабилитационный центр (далее - центр) является одним из видов специальных организаций образования и создается в городах республиканского и областного значения решением акима области (города республиканского значения, столицы).
      2. Основные задачи реабилитационного центра:
      1) оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи в виде психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении;
      2) разработка, апробация, внедрение новых педагогических технологий применительно к различным группам детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, общении, поведении;
      3) комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов (командная оценка) и определение возможностей и потребностей ребенка в медицинской, психологической, коррекционно-педагогической и социальной помощи;
      4) разработка и составление индивидуальной развивающей программы с учетом социальной ситуации развития ребенка;
      5) проведение коррекционно-развивающего обучения в форме индивидуальных, групповых занятий;
      6) консультирование и обучение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи;
      7) методическое руководство и оказание помощи педагогам общеобразовательных и специальных (коррекционных) организаций образования об особенностях психофизического состояния и возможностях развития детей с ограниченными возможностями.
      3. Центр разрабатывает и утверждает на основе настоящих Правил свой Устав, в котором определяются нормы и правила деятельности коллектива с учетом его особенностей и перспектив развития.
      4. Содержание обучения определяется индивидуально-развивающей программой, разрабатываемой с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка, получающего коррекционную помощь в центре.
      5. Реабилитационный центр оказывает помощь детям и подросткам с ограниченными возможностями:
      1) в возрасте до 3-х лет;
      2) дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), имеющим:
      задержку психического развития;
      умственную отсталость различной степени выраженности;
      детский церебральный паралич и другие нарушения опорно-двигательного аппарата;
      наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы;
      тяжелые речевые расстройства;
      нарушения слуховой функции, требующие специального обучения;
      ранний детский аутизм и другие эмоционально-волевые расстройства;
      тяжелые нарушения зрения;
      3) школьного возраста от 7 до 15 лет, имеющим:
      умственную отсталость различной степени выраженности;
      ранний аутизм и другие эмоционально-волевые расстройства;
      наследственно-дегенаративные заболевания нервной системы;
      детский церебральный паралич средней и тяжелой степени;
      различные виды деменции;
      трудности в обучении вследствие психических заболеваний;
      тяжелые речевые расстройства;
      нарушения слуха;
      нарушения зрения;
      4) подросткам в возрасте от 15 до 18 лет, имеющим:
      умственную отсталость в различной степени;
      аутизм;
      тяжелые речевые расстройства;
      детский церебральный паралич средней и тяжелой степени;
      нарушения зрения;
      нарушения слуха.
      В случаях, когда в области, городе республиканского значения и столице отсутствуют другие специальные (коррекционные) организации образования, центр может оказывать коррекционную помощь всем категориям детей с ограниченными возможностями в развитии.
      6. Центр обеспечивает коррекционную помощь, прежде всего тем детям, которые имеют тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, и детям, которые по различным причинам не могут получить коррекционную помощь в других специальных (коррекционных) организациях. 
      7. Центр по желанию родителей (законных представителей) может оказывать дополнительные платные услуги образовательного и медицинского характера. Взаимоотношения центра, реализующие платные образовательные услуги, регулируются Договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы и другие условия.
      При этом категорически запрещается сокращение и снижение качества основных образовательных, медицинских и других услуг, определяемых государственным стандартом воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.
      8. Центр обеспечивает сбалансированное питание детей с установленным законодательством Республики Казахстан нормами потребления продуктов питания. Питание организуется с учетом режима работы, кратность его определяется Уставом и конкретизируется договором между центром и родителями (законными представителями).
      9. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с  Конвенцией ООН по правам ребенка, Законами Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", другими нормативными правовыми актами и настоящими Правилами.
      10. Лицензии на право ведения образовательной деятельности центра выдаются управлениями (департаментами) образования областей, города республиканского значения и столицы.
      11. Центр может быть государственной или негосударственной специальной организацией образования.
      12. Создание, реорганизация и ликвидация центра производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      13. Центр является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, печать и штамп со своим наименованием на государственном и русском языках, а также в соответствии с законодательством Республики Казахстан счет в банке

 2. Организация деятельности центра

      14. Зачисление ребенка в центр осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК).
      15. Организация коррекционно-развивающего процесса регламентируется Учебным планом, годовым календарным планом и расписанием занятий, которые утверждаются методическим советом центра.
      16. В центре могут создаваться стационарные группы для детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии. Работа в этих группах строится в соответствии с инструктивно-методическими документами и настоящими Правилами.
      В центре могут функционировать группы кратковременного пребывания детей, интегрированные группы, консультационные пункты для родителей (законных представителей) детей и подростков с проблемами в развитии. Группы комплектуются по одновозрастному или разновозрастному принципу.
      Количество групп определяются Уставом центра в зависимости от санитарных норм и условий для осуществления образовательного процесса.
      Наполняемость групп устанавливается в зависимости от нарушения психофизического развития и их возраста.
      17. Профессионально-трудовое обучение осуществляется, исходя из местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, а также интересов подростков и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку подростков для индивидуальной трудовой деятельности.
      18. Центр должен располагать необходимым набором помещений специального оборудования для:
      1) организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с Учебным планом и программами, отдыха детей;
      2) проведения лечебной физкультуры; групповой и индивидуальной работы (логопедический кабинет, зал лечебной физкультуры, музыкальной ритмики, социально-бытовой ориентировки, кабинет слухового восприятия, кабинет коррекции зрения, физиотерапевтический кабинет);
      3) оказания некоторых видов медицинской помощи (кабинет врачебного приема, процедурный кабинет, изолятор); 
      4) санитарно-гигиенического и хозяйственно-бытового обслуживания.

 3. Организация учебно-воспитательного процесса

      19. Содержание коррекционной помощи определяется индивидуально-развивающей программой, разрабатываемой, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, и реализуемой в условиях центра самостоятельно.
      20. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе принципов дифференцированного и индивидуального подходов, обусловленных данными психолого-медико-педагогического и клинического изучения ребенка.
      Систематическое изучение особенностей речи, внимания, работоспособности детей, динамики их развития, выявления уровня знаний, возможностей и особенностей усвоения ими учебного материала проводится для определения перспективы развития обучающегося и выбора средств коррекционной работы.
      Продолжительность учебной недели (5 или 6 дней) устанавливается методическим советом по согласованию с органом управления образованием и закрепляется в Уставе центра.
      21. Учебно-воспитательный процесс организуется индивидуально или в группе (подгруппе), на дому. Группы, подгруппы комплектуются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
      Обучение в центре определяется индивидуальными возможностями ребенка и проводится на государственном и русском языках, а при необходимости на других языках. 

 4. Участники образовательного процесса  

      22. Участниками образовательного процесса являются дети, подростки и их родители (законные представители), педагогические, медицинские работники и другие работники центра.
      23. Направление детей в центр осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению ПМПК.
      24. Перевод ребенка из центра в другую образовательную организацию осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК.
      25. В зависимости от содержания и основных направлений деятельности центра в штате предусматриваются должности методиста, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), педагога-психолога, социального педагога, специалистов ЛФК, врачей (педиатр, невропатолог, психиатр, сурдолог, ортопед), медицинских сестер, медсестры-массажиста и другие.
      В центре должны работать лица, имеющие высшее образование по специальной педагогике, а также опытные учителя, воспитатели дошкольных учреждений, прошедшие курсы переподготовки по специальной педагогике и психологии.
      26. Медицинское обеспечение в центре осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией центра отвечают за охрану здоровья детей и подростков, укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий, контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию диетического питания, закаливания и физического воспитания.
      27. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода с учетом здоровья и особенностей развития детей, дают рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору вспомогательных средств, профессиональной ориентации, родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
      В центре проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, закаливание, лечебная физкультура, массаж.  

 5. Управление центром

      28. Управление центром осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, настоящими Правилами и Уставом центра.
      29. Управление центром осуществляется на принципах коллегиальности и единоначалия.
      Формами коллегиального управления является Совет реабилитационного центра, попечительский совет, общее собрание, педагогический (методический) совет и другие формы.
      30. Права и обязанности работников центра определяются Уставом, правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями.
      31. Непосредственное управление центром осуществляет директор, назначаемый местным исполнительным органом в области образования.
      Директор должен иметь высшее дефектологическое образование, стаж работы в сфере специального образования не менее 5 лет. 
      32. Директор центра согласно Уставу и по согласованию с уполномоченным органом управления образованием назначает и освобождает от должности своих заместителей и работников.
      33. Формирование центра осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      34. Центр утверждает структуру управления учебным заведением, штатное расписание, распределяет должностные обязанности, устанавливает должностные оклады (ставки), надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размер премирования работников в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      35. Международное сотрудничество центра осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан и международных договоров.
      Центр в соответствии со спецификой своей работы имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключать договоры о сотрудничестве, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования и здравоохранения.

 

Приложение 2          
к приказу Министра образования 
и науки Республики Казахстан  
3 сентября 2004 г. N 712    
"Об утверждении нормативных   
правовых актов, регламентирующих 
деятельность видов специальных  
организаций образования"    


Правила 
о порядке организации деятельности кабинетов
психолого-педагогической коррекции 1. Общие положения

      1. Настоящие правила определяют порядок организации деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции.
      2. Кабинеты психолого-педагогической коррекции (далее - КППК) являются одним из видов специальных организации образования и создаются в районном центре для оказания комплексной медико-педагогической и социально-психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями в развитии в возрасте до 18 лет.
      3. Задачи кабинетов психолого-педагогической коррекции:
      1) оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи в виде психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с трудностями в обучении, общении, поведении;
      2) комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов (командная оценка) и определение возможностей и потребностей ребенка в медицинской, психологической, коррекционно-педагогической, и социальной помощи;
      3) разработка и составление индивидуальной развивающей программы, с учетом социальной ситуации развития ребенка;
      4) проведение коррекционно-развивающего обучения в форме индивидуальных, групповых занятий;
      5) консультирование и обучение родителей (лиц их заменяющих) по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи;
      6) методическое руководство и оказание помощи педагогам общеобразовательных учреждений об особенностях психофизического состояния и возможностях развития детей с ограниченными возможностями.
      4. КППК осуществляют свою деятельность в соответствии с  Конвенцией ООН по правам ребенка, Законами Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", другими нормативными правовыми актами и настоящими Правилами.
      5. КППК разрабатывают и утверждают на основе настоящих Правил свой Устав, в котором определяются нормы и правила деятельности коллектива с учетом его особенностей и перспектив развития.
      6. Лицензия на право ведения образовательной деятельности КППК выдается местными органами образования областей (городов, районов), города республиканского значения и столицы.
      7. По желанию родителей (законных представителей) КППК может оказывать дополнительные платные услуги образовательного и медицинского характера. Взаимоотношения КППК, реализующие платные образовательные услуги, регулируются Договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы и другие условия.
      8. Создание, реорганизация и ликвидация КППК производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан. КППК являются юридическим лицом, имеют обособленное имущество, печать и штамп со своим наименованием на государственном языке, также в соответствии с законодательством Республики Казахстан  счет в банке

 2. Прием детей в КППК

      9. Зачисление ребенка в КППК производится заведующим на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.
      Прием детей с ограниченными возможностями в КППК на постоянное и временное пребывание ведется в течение года при наличии в нем свободных мест. За ребенком сохраняется место в КППК в случаях, оговоренных Договором между КППК и родителем (законным представителем).
      10. Отчисление детей из КППК производится заведующим в случаях оговоренных Договором между КППК и родителем (законным представителем) или на основании медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующего его пребыванию в КППК.
      11. КППК оказывает помощь следующим категориям детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет, имеющим:
      1) проблемы в развитии в возрасте до 3-х лет;
      2) задержку психического развития;
      3) умственную отсталость различной степени выраженности;
      4) детский церебральный паралич и другие нарушения опорно-двигательного аппарата;
      5) тяжелые речевые расстройства;
      6) нарушения слуховой функции, требующие специального обучения;
      7) ранний детский аутизм и другие эмоционально-волевые расстройства;
      8) тяжелые нарушения зрения;
      9) трудности в обучении вследствие психических заболеваний;
      10) трудности в усвоении школьных навыков (чтения, письма и счета).
      12. В случаях, когда в районе отсутствуют другие специальные (коррекционные) организации образования, КППК может оказывать коррекционную помощь всем категориям детей с ограниченными возможностями в развитии.
      13. КППК оказывает коррекционную помощь, прежде всего тем детям, которые имеют  тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, детям, которые по различным причинам не могут получить коррекционную помощь в других специальных (коррекционных) организациях образования.

 3. Коррекционно-развивающий процесс в КППК

      14. Содержание коррекционной помощи определяется индивидуально-развивающей программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
      Для составления индивидуально-развивающей программы проводится комплексное обследование психофизического состояния ребенка (командная оценка). Основной задачей комплексного обследования является выделение приоритетных направлений коррекционной работы с ребенком на ближайшее полугодие. Изменение задач коррекционной работы с учетом достигнутых на предшествующем этапе результатов проводится в ходе повторных командных оценок, сроки проведения - 2 раза в год или по показаниям. 
      15. Методист КППК утверждает индивидуальные развивающие программы обучения детей.
      16. Организация коррекционно-развивающего процесса в КППК регламентируется Учебным планом, годовым календарным планом и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми методистом.
      17. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе принципов дифференцированного и индивидуального подхода, обусловленного данными психолого-медико-педагогического и клинического изучения ребенка. Систематическое изучение особенностей речи, внимания, работоспособности детей, динамики их развития, выявления уровня знаний, возможностей и особенностей усвоения ими учебного материала проводится для определения перспективы развития обучающегося и выбора средств коррекционной работы.
      18. Продолжительность учебной недели (5 или 6 дней) устанавливается методическим советом по согласованию с соответствующим органом управления образованием и закрепляется в Уставе КППК.
      19. Коррекционно-развивающее обучение детей и подростков с ограниченными возможностями в КППК может проводиться в группах кратковременного пребывания детей с оказанием индивидуальной или консультативной помощи.
      20. Группы комплектуются по одновозрастному или разновозрастному принципу. Количество групп в КППК определяется Уставом организации в зависимости от санитарных норм и условий для осуществления образовательного процесса.
      21. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории и возраста (до 3-х лет и старше 3-х лет) и составляет соответственно для детей:
      1) с тяжелыми нарушениями речи - до 10 и до 12 детей;
      2) неслышащих (глухих) детей - до 8 детей для обеих возрастных групп;
      3) слабослышащих детей - до 10 и до 12 детей;
      4) незрячих (слепых) детей - до 10 детей для обеих возрастных групп;
      5) слабовидящих детей - до 10 и до 15 детей;
      6) с интеллектуальными нарушениями интеллекта - до 6 и до 10 детей; 
      7) с глубокой умственной отсталостью в возрасте старше трех лет - до 8 детей;
      8) с нарушением опорно-двигательного аппарата - до 10 и 12 детей;
      9) с задержкой психического развития - до 6 и 10 детей;
      10) со сложными дефектами (2 и более дефекта) - до 6 для обеих возрастных групп.
      22. Обучение в КППК определяется индивидуальными возможностями ребенка и проводится на государственном и русском языках, а при необходимости на других языках.
      23. КППК должен располагать необходимым набором помещений и специальным оборудованием для:
      1) организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с Учебным планом и программами, отдыха детей;
      2) проведения лечебной физкультуры; групповой и индивидуальной работы (логопедический кабинет, зал лечебной физкультуры, музыкальной ритмики, социально-бытовой ориентировки);
      3) оказания некоторых видов медицинской помощи (кабинет врачебного приема); 
      4) санитарно-гигиенического и хозяйственно-бытового обслуживания.

 4. Участники образовательного процесса

      24. Участниками образовательного процесса являются дети, подростки и их родители (законные представители), педагогические, медицинские работники КППК.
      25. Направление детей в коррекционную организацию осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению ПМПК.
      Перевод ребенка из КППК в другую образовательную организацию осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК. 
      В зависимости от содержания и основных направлений деятельности в штате КППК предусматриваются должности методиста, педагога-логопеда, педагога-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), педагога-психолога, социального педагога, специалистов ЛФК, врача-невропатолога. 
      В КППК должны работать лица, имеющие высшее образование по специальной педагогике, а также опытные учителя, воспитатели дошкольных учреждений, прошедшие курсы переподготовки по специальной педагогике и психологии.

 5. Управление КППК  

      26. Управление КППК осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, настоящими Правилами и Уставом КППК на принципах коллегиальности и единоначалия.
      КППК самостоятельны в осуществлении учебно-воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, финансово-хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан.
      27. Права и обязанности работников КППК определяются Уставом, правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями.
      28. Непосредственное управление КППК осуществляет заведующий, назначаемый местным исполнительным органом в области образования.
      Заведующий КППК должен иметь высшее дефектологическое образование, стаж работы в сфере специального образования не менее 5 лет.
      29. КППК утверждает структуру управления учебным заведением, штатное расписание, распределяет должностные обязанности, устанавливает должностные оклады (ставки), надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размер премирования работников в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 

                                                                     Приложение 3         
к приказу Министра образования 
и науки Республики Казахстан  
3 сентября 2004 г. N 712    
"Об утверждении нормативных   
правовых актов, регламентирующих 
деятельность видов специальных  
организаций образования"    

 

Правила
о порядке организации деятельности логопедического пункта 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности логопедического пункта, созданного при школах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
      2. Логопедический пункт - организация образования, в которой под руководством логопеда проводятся занятия с детьми по устранению недостатков устной и письменной речи.
      3. Логопедический пункт открывается местными органами управления образованием, которые осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей с нарушениями речи. За каждым логопедическим пунктом закрепляется определенное количество групп (классов).
      4. Открытие логопедического пункта при школе осуществляется при наличии 14-16 классов в городской местности, при наличии 9-12 классов - в сельской местности. На городском логопедическом пункте занимаются одновременно 20-25 человек, на сельском - 15-20 человек.
      5. Руководители образовательных учреждений (начальная школа-детский сад, школа-комплекс, гимназия, лицей, детский учебно-воспитательный центр), расположенных как в городской, так и сельской местности, имеют право открывать логопедические пункты независимо от количества классов (групп).

  2. Организация логопедической работы

      6. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные нарушения устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения письма и чтения, заикание, нарушения произносительной стороны речи (дислалию, дизартрию, ринолалию).
      7. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления в логопедический пункт проводится в течение года. В мае осуществляется обследование детей, поступающих в первые классы. 
      8. Дети с недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта.
      На логопедический пункт зачисляются дети, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению знаний: дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием, нарушениями чтения и письма.
      9. Основной формой организации логопедической работы являются групповые (подгрупповые) занятия. В группы подбираются дети с однородными нарушениями речи и одного возраста. Допускается комплектование в группы детей разного возраста с:
      1) общим недоразвитием речи (ОНР) - 3-5 человек;
      2) нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР - 4-6 человек;
      3) фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) - 3-5 человек;
      4) нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН - 4-6 человек;
      5) заиканием - 3-4 человека;
      6) недостатками звукопроизношения - 5-6 человек.
      10. Индивидуальные занятия на логопедическом пункте с детьми дошкольного возраста проводятся со всеми детьми, имеющими речевые нарушения, школьного возраста - с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ринолалия, дизартрия, ОНР 1-2 уровней).
      Занятия с каждой группой детей проводятся 2-3 раза в неделю.
      Продолжительность групповых занятий зависит от возраста детей и составляет для дошкольников:
      во второй младшей группе - 15-20 минут, в средней группе - 20-25 минут, в старшей и подготовительной - 30-35 минут. 
      Продолжительность подгрупповых занятий для дошкольников - 20-30 минут, индивидуальных - 15-20 минут.
      Продолжительность групповых занятий для детей школьного возраста - 40-45 минут.
      Продолжительность подгрупповых занятий школьного возраста - 25-30 минут, индивидуальных - 20-25 минут.
      11. Продолжительность коррекционного обучения зависит от выраженности речевого нарушения и его структуры. Дети с фонетико-фонетическими нарушениями (ФФН) и нарушениями чтения и письма, обусловленными этими нарушениями, получают логопедическую помощь от полугодия до 1 года. Дети с ОНР и нарушениями чтения и письма занимаются на логопедическом пункте от 2 до 3 лет в зависимости от степени нарушения.
      Занятия на логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от уроков. 
      Занятия на логопедическом пункте для дошкольников проводятся в часы, свободные от занятий, либо во время занятий по "Развитию речи и подготовке к обучению грамоте", "Изобразительному искусству", "Труду" и "Конструированию".
      12. Выпуск детей с нарушениями речи осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них недостатков речевого развития.
      13. В случае необходимости для уточнения психофизического состояния дети с согласия родителей (законных представителей) могут быть направлены логопедом на консультации к врачам-специалистам (невропатологу, психиатру, отоларингологу) или в ПМПК.
      14. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте и доводятся до сведения педагога-воспитателя, классного руководителя и родителей (законных представителей). Ответственность за обязательное посещение детьми занятий на логопедическом пункте и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, педагогов организаций образования и родителей (законных представителей).

  3. Учитель-логопед

      15. Учителем-логопедом назначается лицо, имеющее дефектологическое образование (специальность "логопедия", "олигофренопедагог", "сурдопедагог" при условии прохождения курсов переподготовки), высшее педагогическое образование по специальностям: "учитель русского (казахского) языка и литературы", "учитель начальных классов" с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности "логопедия".
      Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.
      Учитель-логопед отвечает за своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, комплектование пункта, качество коррекционного обучения.
      16. Учитель-логопед должен:
      1) проводить занятия с детьми по исправлению недостатков устной и письменной речи, содействовать предупреждению и преодолению неуспеваемости, обусловленной первичным дефектом;
      2) консультировать педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам неуспеваемости в связи с речевыми нарушениями и давать рекомендации по ее предупреждению и преодолению;
      3) осуществлять систематическую связь с педагогами, работающими с детьми, посещающими логопедический пункт;
      4) осуществлять связь с дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами и школами для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопедами, врачами-специалистами детских поликлиник, ПМПК, реабилитационными центрами, кабинетами психолого-педагогической коррекции;
      5) вести пропаганду логопедических знаний среди работников образования, родителей (законных представителей), выступать на педагогических советах, родительских собраниях с докладами о задачах, содержании, результатах логопедической работы, специфике логопедической коррекции по профилактике и преодолению неуспеваемости школьников, имеющих нарушения речи;
      6) участвовать в работе методических объединений учителей-логопедов района, города;
      7) составлять ежегодный отчет по оказанию логопедической помощи и представляет администрации организации образования;
      8) повышать свою профессиональную квалификацию (раз в 5 лет) и аттестоваться в порядке, установленном для педагогических работников.
      17. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 18 часов без учета времени на консультативную работу. 

 4. Руководство работой логопедического пункта

      18. Руководство и контроль за работой учителей-логопедов осуществляется органами управления образованием, в ведении которых находится логопедический пункт, а также администрацией организации образования, где открыт логопедический пункт.
      19. При наличии в районе, городе, области нескольких логопедических пунктов могут создаваться методические объединения учителей-логопедов в районных (городских), областных методических кабинетах или в институтах повышения квалификации работников образования.
      Руководство методическим объединением учителей-логопедов возлагается на одного из наиболее опытных учителей-логопедов, имеющего по итогам аттестации звание старшего учителя-методиста, назначаемого органами управления образованием.
      20. В отдаленных от райцентра общеобразовательных учреждениях (малокомплектные школы) оказание логопедической помощи детям может осуществляться педагогами-воспитателями дошкольных организаций и учителями родного языка (начальных классов), прошедших курсовую переподготовку по логопедии. При этом логопедическая работа организуется в соответствии с настоящими Правилами, с дополнительной оплатой в соответствии с законодательством о труде.
      21. Виды документации логопеда на логопедическом пункте при школе:
      1) журнал учета детей с недостатками речи;
      2) речевая карта;
      3) журнал учета посещаемости логопедических занятий;
      4) перспективный план работы на каждую группу учащихся на учебный год;
      5) ежедневный план работы на каждую группу;
      6) годовой план работы на учебный год;
      7) расписание занятий групп и подгрупп, заверенное директором школы;
      8) копии отчетов о проделанной работе за учебный год;
      9) паспорт логопедического кабинета.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.