О Программе индустриально-инновационного развития Мангистауской области на 2004-2006 годы

Обновленный

Решение Мангистауского областного Маслихата от 31 марта 2004 года N 4/47. Зарегистрировано Департаментом юстиции Мангистауской области 6 мая 2004 года за N 1687

      В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 6  Закона  Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" областной маслихат  решил:

      1. Утвердить Программу индустриально-инновационного развития Мангистауской области на 2004-2006 годы (прилагается).

      2. Настоящее решение вступает в силу со дня опубликования.

       Председатель сессии                           Секретарь
                                              областного  маслихата  

 

Утверждена              
решением Мангистауского областного  
маслихата от 31 марта 2004 года N 4/47
 "О Программе индустриально-инновационного
 развития Мангистауской области    
 на 2004-2006 годы"          

Программа индустриально-инновационного развития 
Mангистауской области на 2004-2006 годы

  Содержание  

                                                          
1.   Паспорт Программы
2.   Введение
3.   Анализ современного состояния промышленности Мангистауской
     области и инновационной деятельности
3.1. Факторы, влияющие на индустриально-инновационное развитие
     Мангистауской области
3.2. Проблемы промышленности региона
4.   Цель, приоритеты и задачи Программы
4.1. Цель Программы
4.2. Приоритеты
4.3. Задачи Программы
5.   Основные направления реализации Программы
6.   Механизмы реализации Программы
7.   Необходимые ресурсы и источники их финансирования
8.   Ожидаемые результаты от реализации Программы
9.   Перечень инвестиционных проектов Мангистауской области
10.  План мероприятий по реализации Программы индустриально-
     инновационного развития Мангистауской области на 2004-2006 годы

 
1. Паспорт Программы

Наименование    Программа индустриально-инновационного развития
                Мангистауской области на 2004-2006 годы
Основание для    Указ  Президента Республики Казахстан от 17 мая
разработки      2003 года N 1096 "О Стратегии индустриально-
Программы       инновационного развития Республики Казахстан на
                2003-2015 годы",  постановление  Правительства
                Республики Казахстан 17 июля 2003 года N 712-1 
                "Об утверждении Плана мероприятий на 2003 - 2005
                годы по реализации Стратегии индустриально-
                инновационного развития Республики Казахстан на
                2003-2015 годы"
Разработчик     Областное управление экономики, промышленности и
                торговли
Цель Программы  Обеспечение устойчивого развития области за счет
                диверсификации промышленности, поэтапного замещения
                части сырьевой составляющей в валовом региональном
                продукте области на высокотехнологическую
                экспортную продукцию 
Задачи          Создание условий для развития новых производств
Программы       обрабатывающего сектора;
                проведение технологической модернизации
                промышленности, ориентированной на выпуск
                экспортоориентированной и импортозамещающей
                продукции;
                формирование в регионе химического,
                нефтехимического комплекса;
                обеспечение поддержки инновационной деятельности
                предприятий; 
                формирование инфраструктуры инновационной
                деятельности;
                переход к мировым стандартам качества;
                обеспечение качественной подготовки
                квалифицированных кадров для промышленности. 
Источники       Собственные средства предприятий, кредитные
финансирования  ресурсы, прямые отечественные и иностранные
                инвестиции
Срок реализации Реализация Программы намечена на период с 2004 по
                2006 годы
Ожидаемые       Обеспечатся темпы роста экономики не менее чем
результаты      на 8-9% в год, среднегодовые темпы роста в
                обрабатывающей промышленности составят 3-5%;
                будет положено начало произойдут существенные
                структурные преобразования в пользу производства 
                высокотехнологичной, экспортоориентированной
                продукции с высокой добавленной стоимостью;
                существенно диверсифицируется экспорт производимой
                в области промышленной продукции;
                активизируется приток инвестиций в обрабатывающий
                сектор;
                реализация Программы окажет мультипликативное
                воздействие на развитие малого предпринимательства.
                Объемы производства в секторе малого бизнеса
                возрастут не менее, чем в два раза. Увеличится
                число субъектов, занятых в этом секторе экономики;
                увеличится занятость населения, сократится  уровень
                бедности. Денежные доходы населения возрастут, не
                менее чем наполовину.                               

 

 
2. Введение

      Программа разработана в соответствии с Планом мероприятий на 2003-2005 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года N 712-1.
      Программа направлена, прежде всего, на поэтапное замещение части сырьевой составляющей в валовом региональном продукте на высокотехнологичную экспортную продукцию. 
      Главный предмет индустриально-инновационного развития - производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров и услуг. 
      В мировом разделении труда Казахстан утвердился как государство сырьевой направленности. Мангистауская область является одной из крупных промышленных регионов, обеспечивающих республику экспортной продукцией - сырой нефтью.
      Развитие нефтегазового комплекса в регионе имеет достаточно высокий потенциал, но вместе с тем зависимость данной отрасли от изменений конъюнктуры на мировых рынках не дает твердой  уверенности в стабильности экономического развития области в перспективе.
      В регионе имеются все предпосылки для реализации основной цели Программы: богатые природные ресурсы, научные кадры, квалифицированный инженерно-технический персонал и рабочие кадры, производственные мощности, разработки в области новых технологий.
      Программа определяет цели и задачи индустриально-инновационного развития региона на долгосрочный период и будет ежегодно уточняться и корректироваться в зависимости от принимаемых приоритетов социально-экономического развития .

 
3. Анализ современного состояния промышленности 
Мангистауской области и инновационной деятельности

      Мангистауская область до начала 90-х годов являлась экспортером не только нефти, но и минеральных удобрений, полистирола, кожевенного сырья.
      В период всеобщего спада, стагнации предприятий ряда отраслей структура продукции промышленности претерпела серьезные изменения.
      Доля продукции нефтедобывающей отрасли в общем объеме промышленной продукции возросла с 41,5% в 1991 году до 94,5% в 2003 году.
      В настоящее время в области добывается до 30% сырой нефти к общему республиканскому объему. Тенденция ежегодного роста объемов добычи нефти сохраняется. В 2003 году всеми предприятиями нефтегазового сектора было добыто 13,5 млн. тонн нефти, к концу текущего года ожидаемый объем добычи составит 14,6 млн. тонн нефти. 
      Сегодня основной объем нефтедобычи в регионе формируют наиболее крупные предприятия ОАО "Озенмунайгаз", ОАО "Мангистаумунайгаз", ОАО "Каражанбасмунай".
      Все предприятия, задействованные в нефтегазовом секторе, развиваются стабильно. Инвестиционная политика субъектов, занятых в данной сфере, направлена на обновление и модернизацию основных фондов, строительство новых объектов производства. Степень износа основных средств в отрасли составляет порядка 18%.
      В  нефтегазовом секторе продолжается реализация ОАО "Озенмунайгаз" проекта реабилитации Узенских месторождений, в  рамках которого осуществляется закуп технологического оборудования, спецавтотранспорта с целью обеспечения технологической поддержки мероприятий по реабилитации месторождения нефти и газа Узень. Реализация проекта осуществляется за счет заемных средств ВБРиР в объеме 109 млн. долл. США. По состоянию на 1.01.04 г. освоено - 79,8 млн. долл. США. В результате реализации проекта введены 90 новых скважин, выведены из бездействия - 204, обеспечен капитальный ремонт 180 скважин.
      Кроме того в ОАО "Озенмунайгаз" внедрены программное и техническое обеспечение по интегральному управлению нефтегазонасыщенными коллекторами, система локальной сети для ведения складского учета движения материалов между несколькими удаленными объектами.
      Предприятием ОАО "Мангистаумунайгаз" осуществляются меры по использованию передовых технологий по повышению отдачи пластов нефтяных месторождений совместно с российским предприятием АО "Спецмашиностроение и металлургия", что позволило в 2003 году увеличить добычу нефти по сравнению с прошлым годом на 160 тыс. тонн или это составило 4,8 млн. тонн. 
      ОАО "Каражанбасмунай" на месторождении эксплуатирует новые винтовые насосы фирмы "Weatherford" типа BMW-16-600 и BMW-28-600 (пр-во Канады), насосы повышенной производительности для откачки подтоварной воды производства Чехии и прочее оборудование целевого использования, приобретены информационные технологии.
      В ОАО "Каражанбасмунай" внедрена новая система учета материалов "MAXIMO", которая способна хранить и обрабатывать информацию о потребностях в материалах и ресурсах, отслеживать все этапы их движения на предприятии: потребность, заявки на приобретение, покупка, установка, дальнейшее передвижение по предприятию, вплоть до ликвидации. Также на данном предприятии реализован совместно с компанией "Нурсат" проект, позволяющий связать в единую информационную систему основные места производства работ - офис, база материально-технического снабжения в г. Актау и жизненно важные производственные центры на месторождении Каражанбас.
      Определяющей хозяйственную деятельность региона является и энергетика, представленная единственным энергообеспечивающим предприятием ТОО "МАЭК-Казатомпром". Стабильная работа предприятия позволяет области не испытывать перебои с водо-, тепло-, энергоснабжением. Вместе с тем из-за высокого износа основного оборудования техническое состояние предприятия требует модернизации. В настоящее время степень износа основных средств в энергетике составляет порядка 59,1%.
      Обрабатывающая промышленность, представленная легкой, пищевой, химической, машиностроительной и прочими отраслями, развита в незначительной степени.
      Общий объем производства обрабатывающей отрасли составляет не более 3% от всего промышленного производства области.
      В обрабатывающей промышленности, в начале последнего десятилетия, основной объем продукции формировался в химической отрасли - 38,7% от общего объема промышленности, по итогам 2003 года этот показатель составил всего 0,2%. Степень износа основных фондов в отраслях обрабатывающей промышленности достаточно высокая - порядка 33%.
      Основными предприятиями в химической промышленности являются ТОО "Завод пластических масс" и Химический комплекс, имеющий в своем составе три завода. Незначительный объем продукции выпускается также на ОАО "Актау-косметик" (производство зубных паст).
      В результате нарушений межхозяйственных связей с республиками бывшего Советского Союза, отсутствия достаточной государственной поддержки предприятия химической отрасли - Химкомплекс и завод пластических масс к 2000 году полностью остановили свое производство, что повлекло за собой и значительное снижение в тот период объемов производства энергоснабжающей организации РГП "МАЭК".
      В декабре 2001 года новым собственником имущественного комплекса завода пластических масс были начаты мероприятия по возобновлению производства, в 2003 году были проведены работы также и по реанимации производства на Химкомплексе. 
      В результате возобновления деятельности предприятий в 2002 году в химической отрасли индекс физического объема составил 431,7% к уровню 2001 года, в 2003 году - 99% к уровню 2002 года. Сложившаяся ситуация в отчетном году объясняется нестабильной работой ТОО "Завод пластических масс".
      ТОО "Завод пластических масс" на начальном этапе производило продукцию на давальческом сырье, сегодня имеются проблемы с поставкой сырья, в связи с чем в 2003 году значительную часть времени предприятие простаивало, продукции было выпущено всего на 44,8% к уровню 2002 года. В целях стабилизации ситуации руководство завода начало реализацию мероприятий по реконструкции цеха по производству стирола для обеспечения производства собственным сырьем.
      В ноябре 2003г. после завершения ремонтно-восстановительных работ на Химкомплексе были  запущены азотно-туковый и химико-гидрометаллургический заводы, произведено 10 тыс.тн. нитроаммафоса, из которых 2 тыс. тонн отгружено в Китай. 
      Мощности предприятий легкой промышленности загружены не более чем на 50%, что связано с низкой конкурентоспособностью самой отрасли из-за ввоза в регион более дешевых готовых изделий из Турции, Китая, Киргизии и прочих стран. Основные предприятия - ОАО "Акбобек", занятое выпуском швейной продукции и производством обуви, и ТОО "Жанарыс" - предприятие, ориентированное только на  пошив изделий. В целях поддержки производства оба предприятия переориентировали выпуск своей продукции на нефтегазовый сектор. Совокупный объем производства швейной продукции ОАО "Акбобек" и ТОО "Жанарыс" по итогам 2003 года составил 125,6 млн.тенге, что ниже соответствующего уровня прошлого года на 13%. Сократились и объемы производства обуви на 11,8%, что составило 61,8 млн. тенге. Вместе с тем, в целях повышения качества и конкурентоспособности продукции ОАО "Акбобек" было внедрено оборудование по пошиву перчаток и  рукавиц, вышивальный аппарат для спецодежды, установлена пресс- форма для подошвы обуви, внедрена компьютерная программа  "Развитие реконструирования".
      Аналогичная ситуация складывается в машиностроении. Действующие ОАО "Каскор-Машзавод", "Каспимунаймаш" образованы на базе предприятий уранодобывающих производств. В настоящее время производство полностью перепрофилировано. Предприятиями машиностроения освоен выпуск путевых подогревателей, насосов марки НБ - 125, различные запасные части к ним и прочее малогабаритное оборудование, ориентированное на нефтегазовую отрасль. Вместе с тем загрузка мощностей предприятий сегодня не превышает 30%.
      Пищевую промышленность представляют предприятия ТОО "Актау-сут", ТОО "Жаксы-2003" ( ТОО "Гама Лтд"), Жанаозенский молочный завод, производящие кисломолочную продукцию. Объем производства данной продукции незначительный, не превышает и половины потребности населения региона, что связано с отсутствием собственной соответствующей сырьевой базы. Жанаозенским молочным заводом в отчетном периоде полностью модернизировано производство продукции на основе российской технологической линии. Номенклатура выпускаемой продукции расширилась с одного наименования до пяти: молоко, кефир, сметана, творог, йогуртовый напиток. Объем производства предприятия возрос по сравнению с 2002 годом в 4,5 раза и составил 868 тонн молочной продукции.
       Кроме того в области производятся безалкогольные напитки, соки, бутилированная вода ТОО "Бриз".
      Предприятия обрабатывающей промышленности полностью зависят от нефтегазового сектора, в котором заняты в основном предприятия с участием иностранного капитала либо иностранные компании, предъявляющие к потребляемым товарам и услугам требования международного стандарта.
      В целях размещения своей продукции в нефтегазовом секторе 8 предприятий области различных сфер экономики уже имеют соответствующие сертификаты международных стандартов качества серии ИСО-9000, в том числе 2 промышленных предприятия, 2 предприятия, занятые в сфере строительства, 3 - в транспорте. 
      В результате структурных изменений в производстве промышленной продукции произошло перераспределение и в структуре внешней торговли. В экспорте увеличилась доля продажи сырой нефти с 86,1% в 1996 г. до 96,5% в 2003 году.
      Экспорт минеральных удобрений, полистирола прекратился к 2000 году полностью.
      Устойчивая тенденция роста промышленного производства, обеспеченного за счет благоприятной ситуации на мировом рынке нефти, начала складываться только с конца 1999 года.
      Значительные запасы нефти, обнаруженные на шельфе Северного Каспия, с каждым годом все больше привлекают внимание потенциальных инвесторов, в результате область продолжает развиваться в сырьевом направлении, являющемся на сегодня наиболее выгодным для вложения инвестиций. 
      Ориентируясь на текущую прибыль, инвесторы, как правило, руководствуются экономической конъюнктурой, упуская из виду долгосрочные альтернативы технологического развития. Вместе с тем технологическое развитие - одно из средств формирования экономики, располагающей потенциалом устойчивого долгосрочного роста и возможности в будущем решать задачи повышения уровня жизни, достижения эффективности и конкурентоспособности экономики.
      Ежегодно увеличивая добычу сырой нефти, область из-за отсутствия перерабатывающих производств не имеет возможности обеспечить потребности промышленности, коммунальные службы продукцией переработки нефти - горюче-смазочными материалами, топливом. Потребности промышленности региона, населения в продуктах питания, товарах народного потребления, бытовой технике, оборудовании удовлетворяются в основном за счет ввоза их из-за пределов области. 
      Неразвитость перерабатывающих производств ставит регион в прямую зависимость от складывающейся конъюнктуры цен на сырую нефть на мировом рынке.
      Ориентация только на нефтегазовую отрасль сдерживает развитие предпринимательства, следовательно, не создаются дополнительные рабочие места, потребляемые продукты питания, товары повседневного спроса продолжают завозиться извне.
      Действующие на территории области предприятия строительства, машиностроения, легкой, пищевой и прочей промышленности не оснащены парком современного оборудования, продукция, как правило, выпускается в незначительных объемах и не всегда отвечает необходимым стандартам.
      Несмотря на высокую изношенность основных фондов в ряде отраслей обновление их идет крайне медленно.
      Анализ направляемых в развитие производства инвестиций показывает, что в 2002 году на каждый тенге вложенных инвестиций на ввод основных фондов пришлось 0,34 тенге против 0,76 тенге в 1997 году. 
      Из всего этого следует сделать вывод, что обрабатывающие отрасли промышленности, а также отрасли, оказывающие услуги производственного характера, не получили должного развития.
      Уменьшить степень зависимости экономики региона только от благополучия в нефтегазовой отрасли возможно путем изменения структуры промышленности региона, создавая и восстанавливая производства различной направленности, а также проведения целенаправленной инновационной деятельности, которая будет способствовать полному техническому переоснащению производств, внедрению новейших технологий и научно-технических разработок и развитию новых промышленно-хозяйственных образований в виде технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных фондов. При этом первоочередно требуется произвести полную реанимацию предприятий химической отрасли, производственные мощности которых позволяют обеспечить в необходимых объемах экспорт минеральных удобрений, полистирола, различных компонентов бытовой химии, а также насытить ими внутренний рынок страны. 
      Перспектива значительного роста объемов добычи нефти диктует необходимость развития в регионе нефтехимического производства. Условия и предпосылки в регионе для этого имеются. Химкомплекс ТОО "Актал ЛТД", в составе которого три химических завода, и ТОО "Завод пластических масс" могут послужить основой нефтехимического производства региона. В области функционируют все виды транспорта, имеется возможность вывоза готовой продукции, как морем, так и по суше.
      Уже сейчас ряд предприятий области предпринимают меры по организации небольших производств по переработке нефти и выпуску продукции нефтехимии. На УПГ ОАО "Озенмунайгаз" производится сжиженный газ для коммунально-бытового потребления, пентан-гексановая фракция, углеводородный пропилен для аэрозольных упаковок, сухой обензиненный газ, котельно-печное топливо и пр. Функционирующая на территории области корпорация "Модульная технология" проводит работы по внедрению технологий по переработке нефти и нефтепродуктов, для чего организовано строительство двух модульно-блочных установок по производству битума и эмульсии на основе нефти месторождения Жалгизтобе. Также ведутся исследования по разработке технологии извлечения из этой нефти ванадия.
      Научно-исследовательским институтом ЗАО "НИПИ нефтегаз" проведены разработки в области производства на базе ТОО "Актал ЛТД" фосфороорганических соединений для нефтедобывающей отрасли (реагенты против коррозии, поверхностно-активные и моющие средства и пр.)
      Вместе с тем следует подчеркнуть, что в области в настоящее время эффективной связи между предприятиями промышленного сектора и науки нет.
      Специализированные научно-исследовательские институты ЗАО "НИПИнефтегаз", ОАО "КазНИПИмунайгаз" выполняют заказы предприятий нефтегазового сектора, незначительный объем работ для данного сектора экономики выполнен также Актауским государственным университетом им. Ш.Есенова.

 
3.1. Факторы, влияющие на индустриально-инновационное 
развитие Мангистауской области

      Слабые стороны
      Сырьевая направленность экономики региона
      Малая емкость внутреннего рынка
      Высокий уровень износа основных фондов в обрабатывающей  отрасли, электроэнергетике
      Техническая отсталость промышленности в целом
      Отсутствие инновационной инфраструктуры
      Отсутствие механизмов и реальных экономических стимулов для коммерциализации научно-технической деятельности
      Отсутствие действенной связи науки и производства

      Сильные стороны
      Богатый и разнообразный запас природных ресурсов
      Развитая транспортная инфраструктура
      Наличие научно-исследовательского института
      Возможность переориентации производственных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции на ряде действующих  предприятий. 

 
3.2. Проблемы промышленности региона

       Высокая степень износа основных фондов в промышленности, в частности обрабатывающей и энергетической.
      Отсутствие сырьевой базы для расширения и развития перерабатывающих производств, что влияет на ценообразование и конкурентоспособность продукции даже на внутреннем рынке
      Несертифицированность основной части выпускаемой продукции.
      Отсутствие интереса предприятий - недропользователей к продукции, производимой товаропроизводителями региона, предпочтение отдается ввозимым из-за пределов республики аналогичным товарам.
      Высокие тарифы на железнодорожные перевозки и недостаточный парк грузовых вагонов, что существенно влияет на себестоимость выпускаемой продукции при использовании привозного сырья, а также ограничивает возможность реализации продукции за пределы области.
      Значительный дефицит в газообеспечении химической промышленности, энергетики, что является серьезным препятствием для дальнейшего развития и расширения этих отраслей.
      Предпочтение недропользователей реализовать добываемое углеводородное сырье на экспорт, не поставляя на внутренние рынки, что не способствует развитию нефтехимии в регионе.
      Отсутствие современной системы подготовки и переподготовки специалистов и рабочих кадров.

 
4. Цель, приоритеты  и задачи Программы

 4.1. Цель Программы

      Основная цель индустриально-инновационной политики - обеспечение устойчивого развития области за счет диверсификации промышленности, поэтапного замещения части сырьевой составляющей в валовом региональном продукте области на конкурентоспособную, высокотехнологическую экспортную продукцию. 

 
4.2. Приоритеты 

      Приоритеты проводимой индустриально-инновационной политики - развитие и создание потенциально конкурентоспособных производств в отраслях экономики несырьевой направленности. Вместе с тем важным остается для региона и дальнейшее развитие нефтегазовой сферы, так как отрасль является основным источником формирования бюджета области и базой для развития нефтехимии, при этом существующая зависимость всех сфер экономики от благополучия нефтегазового сектора остается, что ставит задачу активизации диверсификации экономики и создания условий для повышения активности всех субъектов предпринимательства, направленную на развитие инфраструктуры индустриальных рынков. 

 
4.3. Задачи Программы 

      Задачи Программы состоят в следующем:
      создание условий для развития новых производств обрабатывающего сектора;
      проведение технологической модернизации промышленности, ориентированной на выпуск экспортоориентированной и импортозамещающей продукции; 
      формирование в регионе химического, нефтехимического комплекса;
      обеспечение поддержки инновационной деятельности предприятий; 
      переход к мировым стандартам качества;
      формирование инфраструктуры инновационной деятельности. 

 
5. Основные направления реализации Программы.

      В соответствии с поставленной целью и принятыми приоритетами и задачами основные усилия будут направлены на:
      Создание в регионе импортозамещающей промышленности на базе производств химической отрасли с выходом готовой производимой продукции на экспорт и формирование в регионе нефтехимического комплекса.
      Химкомплекс производит практически все виды традиционных минеральных удобрений, пользующихся спросом как на внутреннем так и на внешнем рынках. Значительную долю в производстве удобрений занимают сложные минеральные удобрения - аммофос, диаммофос, азофоска и др.
      В 2003 году на Химкомплексе после длительного простоя запущены два завода - азотно-туковый и химико-гидрометаллургический, возобновлен выпуск ряда продукций. В текущем году ожидается возобновление производства на серно-кислотном заводе. В настоящее время проводятся предпусковые работы. Предприятие разработало инвестиционный проект "Производство аммиачной селитры на реконструируемых мощностях азотно-тукового завода", который рекомендован рабочей группой при Министерстве индустрии и торговли к представлению на рассмотрение Инновационному Фонду РК и в планируемый период усилия будут направлены на продвижение данного проекта и на его реализацию. Реализация проекта будет способствовать созданию сырьевой базы для производства взрывчатых и бризантных веществ.
      В период 2003-2006 годы предусматривается выпуск продукции следующей номенклатуры: нитроаммофос, диамоний фосфат, аммиак, азотная кислота, серная кислота, триполифосфат натрия и пр.
      Основная технологическая схема завода пластических масс представлена следующими производствами:
      Комплекс по производству этилбензола-стирола - проектная мощность 300 тыс.тонн/год.
      Комплекс по производству полистирольных пластиков - проектная мощность 100-110 тыс.тонн/год.
      Электроэнергию, пар, дистиллят, техническую и морскую воду, природный газ завод получает от внешних поставщиков.
      С начала восстановления производства завод выпустил 12,8 тыс.тонн полистирола с использованием давальческого сырья российских поставщиков. В текущем году из-за изменения конъюнктуры цен на данный вид сырья - стирол, возникли проблемы по его поставке. Одним из важнейших мероприятий текущего года является восстановление цеха стирола в целях обеспечения производства собственными сырьевыми ресурсами.
      Согласно производственному плану предприятия в краткосрочный период мощность завода по выпуску полистирола будет восстановлена до проектной и начнется освоение новых видов продукции. Предприятие представило на рассмотрение Банка Развития Республики Казахстан инвестиционный проект "Организация производства стирола", окончательное решение по его финансированию данным институтом предполагается получить в текущем году.
      При условии полного обеспечения производств завода природным газом в объеме порядка 4 млрд. куб.метров  будет восстановлена установка этилена  и созданы на базе ее продукции новые производства. На проведение модернизации установки этилена потребуется порядка 60 млн.долл.США. Параллельно с восстановлением установки этилена возможно  строительство завода по производству винилхлорида и поливинилхлорида,  продукция которого обеспечит потребности Казахстана в ПВХ, а также  строительство установки по производству полиэтилена и этиленгликоля,  на котором также будет использоваться этан.
      Одновременно с реализацией этих мероприятий будет проводиться работа по созданию базы для дальнейшего развития химической промышленности и нефтехимии в регионе.
      Предполагается, при условии определения потенциальных инвесторов, создание  принципиально новых производств в химической промышленности , из них первоочередно:
      Завод по производству соляной кислоты , в котором производство основано на экономичном, некапиталоемком способе - сульфатном. Сырье для производства - сильвинит будет завозиться из Актюбинской области. Предполагаемая сумма инвестиций в создание производства 2,9 млн. долл.США; выпускаемая продукция - соляная кислота, калийные удобрения. Мощность производства - 22 тыс.тонн в год.
      Соляная кислота имеет широкое применение во многих отраслях народного хозяйства, в том числе нефтедобыче, является важным химическим реагентом, применяемым для обеспечения повышения нефтеотдачи пластов.
      Крупными потребителями чистых марок соляной кислоты будут являться предприятия горно-металлургического комплекса Республики Казахстан: корпорация "Казахмыс", ЗАО "Испат - Кармет", ОАО "Казцинк" и прочие.
      Суммарная потребность в соляной кислоте по Республике Казахстан составляет более 20 тыс.тонн в год. Следовательно, практически весь планируемый к выпуску объем продукции будет реализован на внутреннем рынке. При реализации проекта будет создано 42 новых рабочих места.
      Завод по производству каустической соды и хлора.  Проект предполагает производство каустической соды в твердом и жидком видах, жидкого хлора мощностью 22,5 и 20 тыс.тонн в год соответственно. Данная продукция будет использоваться во многих отраслях народного хозяйства - в сельском хозяйстве, транспорте, нефтяной отрасли и прочих. Сырье для производства - поваренная соль, которая в достаточном количестве имеется на территории области.
      Общая стоимость проекта - 22,1 млн.долл.США.
      Организация производства поливинилхлоридных пластмасс , основанная на хлорной продукции предыдущего производства. Поливинилхлоридная пластмасса используется при производстве коррозийно-стойких труб для объектов народного хозяйства. Ориентировочная стоимость проекта - 720 тыс.долл США, будет создано 30 новых рабочих мест. 
      Завод по производству углещелочного реагента (УЩР) . Производственная мощность завода 10 тыс.тонн в год. Сырьем послужит бурый уголь Кызылкаспас-Айыржалского месторождения.
      Углещелочной реагент широко применяют в виде компонента бурового раствора, а также в качестве структурообразователя для восстановления и повышения плодородия почв. Ориентировочная стоимость проекта - 644,5 тыс. долл США., предполагается создание 28 рабочих мест.
      Основная  проблема,  которую необходимо решить в ближайшее время в  химической отрасли  - обеспечение сырьем - этановой фракцией завод пластических масс для дальнейшего развития отрасли. ОАО "Озенмунайгаз" - основной добытчик газа, не удовлетворяет текущей потребности региона из-за устойчивого снижения объемов газодобычи, связанного с истощением запасов газа на месторождении. Для восполнения дефицита необходимо решить вопрос строительства этанопровода Тенгиз - Актау протяженностью 500 км, либо осуществить мероприятия по реконструкции и модернизации Каз ГПЗ (УПГ) ОАО "Озенмунайгаз" и строительство продуктопровода от данного производства до завода пластических масс. Требуемые инвестиции на реализацию этих проектов - 70 и 80 млн.долл. соответственно.
      Мангистауская область располагает крупными запасами углеводородного сырья, однако не имеет технологий по глубокой и комплексной ее переработке. Вместе с тем все возможности для создания производств нефтехимии имеются и началом этого процесса может послужить полное восстановление предприятий химической отрасли и реализация проекта по организации производства битума различного назначения на основе добываемого углеводородного сырья в регионе - каражанбасской нефти.
      Развитие производств машиностроения и дорожных строительных материалов.
      Машинострооительная отрасль региона представлена двумя предприятиями ОАО "Каскор - Машзавод" и ОАО "Каспиймунаймаш".
      Производство ОАО "Каспиймунаймаш" в настоящее время простаивает из-за отсутствия заказов. ОАО "Каскор - Машзавод", выполняя заказы предприятий нефтегазового сектора, проводит работу по сертификации завода по системе ИСО -9001-2000 с привлечением для проведения аттестации компании ТЮФ НОРД (Германия).
      Основные проблемы отрасли машиностроения в слабой конкуренции продукции по качеству, отсутствии реальных инвестиций и инноваций, низком уровне маркетинга и менеджмента, потере кооперационных связей.
      Поэтому в планируемый период предусматривается проведение следующих мероприятий:
      Техническое перевооружение, реконструкция и диверсификация производства
      Внедрение систем управления качеством, соответствующих ИСО серии 9000
      Обеспечение инновационного развития производства.
      Кроме того в долгосрочной перспективе предусматриваются мероприятия по развитию точного машиностроения для производства продукции, ориентированной на нефтегазовый сектор. В этом отношении имеется повышенный интерес со стороны восточноевропейских, южнокорейских компаний, предлагающих создание новых и расширение действующих производств машиностроения.
      В краткосрочный период будет осуществлена работа по продвижению в институтах развития республики проекта "Организация производства нефтегазового оборудования", основанного на новых технологиях и представленного ОАО "Каскор-Машзавод".
      Ориентировочная стоимость проекта - 8 млн. долл. США. В рамках предлагаемого проекта будет организовано производство бурового оборудования и производство по выпуску печей подогрева ПТБ-10-64, которые предназначены для нагрева нефтяных эмульсий и нефти с содержанием серы и сероводорода, а также будет налажено производство насосно-компрессорных труб.
      Богатые сырьевые ресурсы дают предпосылки для расширения в регионе производств строительного материала, в том числе используемого для дорожного строительства.
      На территории Мангистауской области на месторождении Каражанбас осуществляется добыча нефти, характеризующаяся высокой вязкостью и являющаяся идеальным сырьем для получения битумов различного назначения, в том числе строительного, что дает все предпосылки для строительства в регионе битумного завода. Сегодня в Казахстане единственным производителем строительного битума является Павлодарский нефтеперерабатывающий завод, работающий на российском сырье и не в полной мере удовлетворяющий потребности республики.
      Битум, полученный из каражанбасской нефти, по основным показателям превосходит требования, предъявляемые для дорожных вязких, строительных и изоляционных битумов. Выход битумов, в расчете на исходящую товарную нефть, составляет порядка 65%. Для его получения можно использовать остаток атмосферной перегонки каражанбасской нефти (мазут), что упрощает строительство битумного завода, т.к. отпадает необходимость комплектации его дорогостоящими вакуумными установками. Ориентировочная стоимость проекта -141 млн.тенге. Для выработки 12 тыс.тонн битума в год потребуется порядка 40 тыс. тонн нефти в год. Единственной и серьезной проблемой в осуществлении этого проекта может быть отказ, по конъюнктурным соображениям, ОАО "Каражанбаснефть" от поставки добываемого сырья на предполагаемый строительством завод.
      Предполагается Программой также реализация проекта строительства завода по выпуску керамического лицевого кирпича со сметной стоимостью 5 млн.долл.США.
      В районе с.Шетпе Мангистауского района расположено Аусарское месторождение глины с запасом 2,2 млн. м 3 . По результатам лабораторных испытаний из данного сырья получен кирпич марки М- 125 - по прочностным показателям, по морозостойкости - МРЗ-15. Уникальность сырья заключается в том, что при изготовлении продукции не требуется никаких добавок.
      В настоящее время проект представлен на рассмотрение в институты развития республики.
      На основе имеющихся природных битуминозных пород - киров в Мангистауской области возможна также организация производства по выпуску дорожного покрытия.
      В области разработан соответствующий бизнес - план и представлен в Министерство индустрии и торговли РК, РГП "Казахстанский Центр содействия инвестициям" для презентации потенциальным инвесторам. На реализацию данного проекта требуется порядка 27,5 млн. долл.США
      Повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающих производств за счет внедрения систем качества и экологического мониторинга в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 и 14000.
      Востребованность и конкурентоспособность производимой продукции на рынке сегодня зависят от качества выпускаемой продукции, в связи с чем в планируемый период будет продолжена работа по переходу предприятий на международные стандарты качества. В соответствии с Региональным планом по ускоренному переходу предприятий Мангистауской области на международные стандарты ИСО серий 9000 и 14000 на 2004-2005 годы предусматривается в планируемый период обеспечить переход на международные стандарты управления качеством 11 предприятий области, из которых 3 - предприятия обрабатывающего сектора. В целях активизации этого процесса продолжится практика организации для промышленных предприятий целевых обучающих семинаров с приглашением, как отечественных специалистов, так и из России, стран дальнего зарубежья. <*>
      В целях стимулирования деятельности предприятий на внедрение международных стандартов качества будут продолжены работы по проведению областных конкурсов в области качества, выставок достижений промышленности.
      Вновь создаваемые предприятия будут осуществлять выпуск уже сертифицированной продукции, отвечающей всем требованиям международного стандарта.
      Создание различных производств по выпуску экспортоориентированной, высокотехнологичной продукции, в том числе на территории специальной экономической зоны "Морпорт Актау" (СЭЗ) с целью диверсификации промышленности региона. 
      Для нашего региона благоприятной средой для диверсификации структуры экономики является увеличивающаяся ежегодно добыча углеводородного сырья и соответственно приток инвестиций в нефтегазовую промышленность, а также перспектива развития нефтедобычи на шельфе Каспия, мультипликативное воздействие которого на различные отрасли экономики, в том числе обрабатывающего сектора, очевидны.
      Развитие базы поддержки нефтяных морских операций создаст спрос на широкий спектр товаров и услуг, в результате будут создаваться производства по их выпуску, которые в большинстве своем будут востребованы не только в нефтегазовой сфере, но и на внешнем и внутреннем рынках.
      В этих целях будет продолжена работа по привлечению в регион инвестиций, созданию и завершению строительством новых производств. В частности, в планируемый период завершится строительство объектов, начатое в 2003 году и ориентированное в основном на нефтегазовый сектор.
      На территории СЭЗ "Морпорт Актау" строится завод стекловолокнистых труб проектной мощностью 400 тыс.метров труб в год. Стоимость проекта 10,2 млн.долл.США. По окончании строительства будет создано 240 новых рабочих мест. 26 ноября отчетного года была осуществлена презентация пуска 1-й очереди завода. Производимая продукция соответствует международным стандартам API, ISO-9001 и является принципиально новым продуктом для казахстанского рынка. Технология и поставка оборудования обеспечивается корпорацией FUTURE PIPE GROUP S.A.
      В пределах СЭЗ начнется в планируемый период строительство завода морских металлоконструкций стоимостью 40 млн.долл.США. Заказчик - компания ТОО"Keppel Kazakhstan", на новом производстве по окончании строительства будет занято 400 человек. Данное производство ориентировано, прежде всего, на обеспечение судостроительного сервиса в нефтедобывающем секторе, в частности на месторождении Кашаган Северного Каспия
      Ведутся подготовительные и проектно-изыскательские работы по проекту строительства завода труб нефтяного сортамента ОАО "Испат Кармет" с общей сметной стоимостью 65 млн.долл.США и производительностью 60 тыс.тонн труб в год. Проектом предусматривается выпуск спиральношовных труб, отвечающих стандартам API, DIN,BBS, ASTM,AWWA, IS и другим международным стандартам. В процессе изготовления предполагается применить ультразвуковую и радиографическую сварку с использованием современных систем лазерного визуального контроля.
      Кроме того в г.Актау завершено строительство первой очереди завода стеклопластиковых труб стоимостью 25,6 млн. долл.США. Заказчик проекта - ОАО "Мангистаумунайгаз". Проектная мощность завода - 390 тыс. м труб различного диаметра в год. Количество создаваемых мест на новом предприятии - 60. Применяемая технология разработана фирмой "Хай Тэк" и реализуется на высокотехнологичном оборудовании американской компании "Интек Композит Машинз" (Калифорния).
      Подобное производство создается в Казахстане впервые. Продукция устойчива к химически агрессивным средам, отличается долговечностью, исключает коррозию, образование отложений и наростов на внутренней поверхности трубы, имеет малый вес. Производство, прежде всего, ориентировано на нефтегазовый сектор.
      ОАО "ММГ" начато также строительство с вводом в текущем году первой очереди завода по опреснению морской воды. Мощность первой очереди - 20 тыс.м 3  воды в сутки. Стоимость проекта - 32,8 млн. долл. США. Проект предусматривает создание 239 рабочих мест. Завод укомплектован оборудованием производства России и европейских стран. Опреснение морской воды основано на технологии обратного осмоса, которая в промышленных масштабах в регионе не применялась. Производственный процесс автоматизирован.
      В результате реализации этих проектов планируется создать более 4 тыс. новых рабочих мест, будет освоено инвестиций в основной капитал не менее 250 млн.долл.
      Внедрение эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для новых и развивающихся производств.
      Неотъемлемым условием успешной реализации Программы индустриально - инновационного развития является наличие квалифицированных кадров, как в промышленном секторе, так и инновационном.
      В ближайшее время будет подписано и реализовано соглашение между руководителями промышленных предприятий о совместной акимом области подготовке и трудоустройстве молодых специалистов для промышленного сектора и создании условий на базе действующих производств для обеспечения производственной практики учащимся, как высших учебных заведений, так и профессиональных среднеспециальных.
      Будет продолжена практика подготовки и переподготовки специалистов в учебных заведениях ближнего и дальнего зарубежья.
      Будут направлены целевые средства на техническое оснащение и создание производственной базы государственных профессиональных учебных заведений по подготовке рабочих кадров.
      Будет создана система подготовки кадров для промышленности, направленная на удовлетворение реальных потребностей на рынке труда.
      Создание условий для обеспечения действенной связи науки и промышленности.
      Невостребованность научных разработок и, как следствие, низкий уровень инновационной активности в промышленности обусловлены недооценкой роли науки в ее развитии. Вместе с тем повышение производительности факторов производства возможно именно за счет научно-технического и инновационного прогресса.
      Современное состояние науки в области характеризуется наличием достаточного количества завершенных научных разработок, не востребованных производством.
      Будут созданы все условия для активизации взаимосвязи промышленности и научного потенциала региона, реализованы меры по возможному экспериментальному опробованию и внедрению на действующих предприятиях имеющихся научных разработок.
      Будет проработан вопрос формирования венчурного или инновационного фонда в области, основанного на базе действующего общества инженеров-нефтяников. 
       Примечание: в разделе 5. в абзаце 46 второе предложение в новой редакции - решением маслихата Мангистауской области от 8 декабря 2004 года  N 8/135 .

 
6. Механизмы реализации Программы

      Выполнение Программы будет осуществляться посредством Плана мероприятий по ее реализации, который будет разрабатываться на трехлетний период. План будет содержать конкретные мероприятия, планируемые к реализации в принятые сроки, и позволят максимально скоординировать деятельность всех причастных к Программе субъектов по всем направлениям индустриально-инновационного развития.
      На этапе 2004-2006 годов  будут реализованы мероприятия по дальнейшему восстановлению существующих производств Химкомплекса, наращиванию мощностей завода пластических масс в целях создания базы для новых производств химического направления, а также будет создана база для развития в регионе нефтехимии. Активизируется инвестиционная политика, направленная на привлечение потенциальных инвесторов к участию в создании новых производств.
      В последующие годы  будут продолжены работы по созданию новых производств, а также приниматься меры для обеспечения устойчивого развития промышленности на основе повышения эффективности работы промышленного комплекса и конкурентоспособности продукции, совершенствования структуры производства и укрепления материально- технической базы, внедрения инновационных технологий. С учетом норм строительства некоторые предприятия уже получат первые результаты от реализации соответствующих мероприятий программ индустриально-инновационного развития.
      В этот период будет осуществлена полная модернизация завода пластических масс за счет привлечения кредитных ресурсов различных финансовых институтов.
      Общий объем средств, необходимых на восстановление и модернизацию производства, составляет не менее 30 млн.долл.США.
      Будет происходить освоение введенных мощностей. Произойдет диверсификация структуры отраслей промышленности и экспорта. 

 
7. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      Финансирование Программы предусматривается как за счет собственных средств предприятий региона, так и за счет привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций, займов финансовых институтов. Ориентировочный объем средств, необходимый для реализации составит 1,3 млрд.долл или порядка 188,5 млрд.тенге. 

 
8. Ожидаемые результаты  от реализации Программы

      В результате реализации Программы обеспечатся темпы роста экономики не менее чем на 8-9% в год, среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности составят 6-7%.
      Произойдут существенные структурные преобразования в пользу производства высокотехнологичной, экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью.
      Существенно диверсифицируется экспорт производимой в области промышленной продукции.
      Активизируется приток инвестиций в обрабатывающий сектор.
      Реализация Программы окажет мультипликативное воздействие на развитие малого предпринимательства. Объемы производства в секторе малого бизнеса возрастут не менее чем в два раза. Увеличится число субъектов, занятых в этом секторе экономики.
      Увеличится занятость населения, сократится уровень бедности. Денежные доходы населения возрастут не менее, чем наполовину. 

 
9. Перечень инвестиционных проектов Мангистауской области <*>

      Примечание: раздел 9 в новой редакции - решением маслихата Мангистауской области от 8 декабря 2004 года  N 8/135 .              
   

N

Наименование проекта

Содержание проекта и его народнохозяйственная значимость

Проектная мощность

Организация- исполнитель

Сроки строитель-ства (лет) и окупаемости проекта (лет)

Стоимость проекта млн. долл. США

Количество рабочих мест 

1.

Завод по произ-водству стек-ловолокнистых труб.

Производство стекловолокнистых труб в соответствии с международ-ными  стандартами АРI, ISO-9001. Срок службы трубы не менее 25 лет. Решение проблемы импор-тозамещения. 

400 тыс.м труб в год

  ТОО "АЗСТ"

Срок строительства-3 года. Окупаемость-5 лет

10,2

240

2.

Завод по произ- водству стек-лопластиковых труб.

Производство стеклопластиковых труб низкого и высокого давления в соответствии с международными стандартами АРI, ISO-9001.Решение вопросов импортозамещения

300 тыс.м труб в год различного диаметра.

АО "Мангистауму-найгаз"

Срок строительства -3 года. Окупаемость-2,5 года.

25,6

60

3.

Завод по выпуску труб нефтяного сортамента

Завод предназначен для выпуска труб нефтяного сортамента.Решение проблемы  импортозамещения для нефтегазовой отрасли РК

60000 тн/год стальных труб различного диаметра.

АО"НЕФТЕГАЗТРУБА"

Срок строительства- 3 года. Окупаемость - 4 года.

35

145

4.

Завод по выпуску морских металлических конструкций.  

Завод будет первым подобным предприятием в РК , который будет  разрабатывать,выпускать, ремонтировать и обслуживать морские буровые вышки, платформы и танкера

7000 тн/год металлоконст-рукций

ТОО "Керреl Kazakhstan"

Срок строительства-3 года. Окупаемость-5 лет.

40

708

5.

Организация производства товарного кубовидного щебня

Производство продукции для строительной индустрии и нефтяной отрасли 

70 тыс.куб.м. в год

ТОО "Карьертау" 

Срок строительства-1 год.           Окупаемость - 4 года.

1,24

45

6

Завод опреснения и производства питьевой воды (1-ая очередь).

Завод предназначен для опреснения морской воды и получения питьевой воды.

20 тыс.куб.м воды в сутки

АО  "Мангистауму-найгаз"

Срок строительства-2 года. Окупаемость-12 лет

17,3

139

7.

Завод по выработке и бутилированию питьевой воды

Завод предназначен для выработки питьевой воды и его бутилирования в емкости объемом 0,5-1,5 литра. Линия позволяет разливать 10 тыс. бутылок в час

35 куб.м в час питьевой воды.

ТОО "Каспиан-индастриас ЛТД"

Срок строительства- 3 года. Окупаемость-5 лет.

2,5

55

8.

Строительство завода по производству лицевого кирпича  

Организация выпуска отечественного керамического облицовочного кирпича в Республике Казахстан для объектов промышленно-гражданского строительства. Решение проблемы импортозамещения  

50 млн. усл.шт в год кирпича

ТОО "Токыма"

Срок строительства 18 месяцев. Окупаемость-5 лет

5

50

9.

Производство аммиачной селитры на  реконструируемых мощностях азотно-тукового завода

Производство и выпуск азотных удобрений и химических реагентов; Создание сырьевой базы для производства отечественных взрывчатых и бризантных веществ

120 тыс.тонн в год аммиачной селитры

ТОО "Актал ЛТД" 

Срок строительства-18 месяцев.                   Окупаемость- 3,5 года.

2,5

80

10

Организация производства нефтегазового оборудования

Производство печей подогрева нефти и НКТ для нефтяной отрасли РК. Решение проблемы импортозамещения, т.к. данная продукция импортируется в Казахстан из-за рубежа

Пять компле-ктов печей подогрева  и  6600 тонн трубной продукции в год.

ОАО " Каскор-Машзавод" 

Срок строительства-12 месяцев. Окупаемость- 5 лет.

2,01

20

11

Организация производства стирола 

Выпуск стирола- основного сырья для производства ударопрочного полистирола и других пластических масс.

150 тн/год стирола.

ТОО "SAT & Company"

Срок строительства -1,5 года. Окупаемость - 6 лет.

4,5

170

12

"Каспийская верфь ЕР САЙ" Завод металлоконструкций п. Курык 

Производство морских платформ

18 тыс. тонн металлоконст-рукций в год

ТОО "ЕР САЙ Каспиан Контрактор"

Срок строительства - 1,5 года.  Срок окупаемости -5-10 лет

54

500

13

Разработка барит-целестиновых руд месторождения Северный Ауртас

Производство утяжелителя буровых растворов для использования в нефтяной отрасли. Решение проблемы импортозамещения.

25-30 тыс. тонн в год

ТОО "Устюрт"

Срок строительства - 1 год. Срок окупаемости - 2,4 года.

1,5

100

14 

Завод по производству перфорационных систем

Производство для нефтегазового сектора перфорационных систем и взрывчатых веществ.

1 млн. зарядов в год

ТОО "Казтехноинжи-ниринг"

Срок строительства - 6 мес. Срок окупаемости - 5 лет

12

50

15 

Строительство битумного завода

Производство битумов различного назначения.

60 тыс. тонн битума в год

СП ТОО "Центр ПроектСервис"

Срок строительства - 1 год. Срок окупаемости - 3,5 года

5

70

16

Расширение номенклатуры продукции и увеличение мощности завода

Производство товаров народнохозяйственного значения зубной пасты "Северал минт" и продукции автохимии.

Зубная паста -60млн. туб в год; автохимия - 3,5 млн.л. в год

ТОО "Актау Косметик"

Срок строительства - 5 мес. Срок окупаемости - 1,5 года

1,7

30

17

Строительство Актауского литейного завода

Производство металлургических полуфабрикатов для нужд промышленности.

200 тонн стальных стержней в сутки

ТОО "АЛЗ"

Срок строительства - 1 год. Срок окупаемости-2 года

5,1

200

18

Расширение  производства нерудных материалов.

Производство щебня для нужд строительной индустрии.

2,0 млн. куб. м. щебня в год

ТОО "Мырзабек"

Срок строительства - 7 мес.      Срок окупаемости-3 года

6

150

19 

Боранкольский газоперерабатывающий завод

Производство  получения в жидком виде пропана, бутана, смеси пентан+высшие.

10 млн. куб газа в сутки

ОАО "Толкыннеф-тегаз"

Срок строительства-3 года Срок окупаемости-10 лет

97

110

20 

Развитие базы стройиндустрии в г.Форт-Шевченко

Производство товарного бетона и бетонных изделий для стройиндустрии. 

40 тыс.куб.м в год

 ТОО "Тупкараган"

Срок строительства - 2 года. Срок окупаемости-2 года

1

30

21 

Производство керамзита

Производство керамзитового гравия для стройиндустрии. 

30  тыс.куб. м. в год

 ТОО "Актау-Промстройма-териалы"

Срок строительства - 1,5 года Срок окупаемости-5 лет

2,4

45

22 

Разработка технологии переработки киров и нефтяных шламов с целью производства синтетической нефти и утилизации твердых отходов в полезные продукты с извлечением цветных и редких металлов

Будет разработана технология извлечения синтетической нефти и утилизации твердых отходов в полезные продукты с извлечением цветных и редких металлов и очистка сточных вод от нефти и нефтепродуктов.

100 тыс. т/год

ТОО "ЛТД-ЭКОС"

Срок строительства - 2 года. Срок окупаемости- 5 лет.

2

60

 

 
10. План мероприятий по реализации Программы индустриально-инновационного 
развития Мангистауской области на 2004-2006 годы <*>

      Примечание: раздел 10 в новой редакции - решением маслихата Мангистауской области от 8 декабря 2004 года  N 8/135 .

N п/п

Мероприятия

Форма завершения

Ответственные за исполнение

Срок исполнения

Предполагаемые расходы

Источник финансирования

1

2

3

4

5

5

6

1. РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1.1

Проводить постоянный мониторинг промышленного, инвестиционного и инновационного потенциала экономики региона

Информация  акиму области

Областное управление экономики, промышленности и торговли

Ежеквартально

Не требуется 

 

1.2

Подготовить предложения в Правительство Республики Казахстан по реконструкции и модернизации газоперерабатывающего завода (УПГ) ОАО "Озенмунайгаз" в целях организации производства этана для обеспечения сырьем предприятий химической и нефтехимической промышленности

Предложение  в Правительство Республики Казахстан

Областное управление экономики, промышленности и торговли

 III квартал 2004 года

Не требуется 

 

1.3

Подготовить предложения в Правительство Республики Казахстан по вопросам расширения парка специализированных вагонов для транспортировки продукции химической промышленности

Предложение  в Правительство Республики Казахстан

Областное управление экономики, промышленности и торговли

 III квартал 2004 года

Не требуется 

 

1.4

Подготовить предложения в Правительство Республики Казахстан по реконструкции и техническому перевооружению энергетического комбината ТОО "МАЭК-Казатомпром" в целях поддержания и развития действующих мощностей по выработке электроэнергии для обеспечения дальнейшего развития промышленности

Предложение  в Правительство Республики Казахстан

Областное управление экономики, промышленности и торговли

 III квартал 2004 года

Не требуется 

 

1.5

Участие  представителей акимата области и предприятий в совещании по вопросам развития нефтехимической промышленности в городе Астане, организуемом Правительством Республики Казахстан 14 апреля 2004 года

Участие в совещании

Областное управление экономики, промышленности и торговли

Апрель 2004 года

В пределах лимита бюджетных средств

Местный бюджет, средства предприятий

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

2.1

Активизация мер по  продвижению инвестиционных  проектов, рекомендованных рабочей группой Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан  для рассмотрения  институтам развития Республики Казахстан,  из них  в 2004 году  по проектам:организация  производства нефтегазового  оборудования (ОАО "Каскор- Машзавод");   

Заключение контрактов. Информация в Правительство Республики Казахстан

Областное управление экономики, промышленности и торговли; предприятия области

Ежеквартально, начиная с 2004 года

Не требуется 

 

 

строительство завода по производству лицевого кирпича (ТОО "Токыма"); 

 

 

 

 

 

 

разработка барит-целестиновых руд месторождения Северный Ауртас (ТОО "Устюрт");

 

 

 

 

 

 

расширение производства нерудных материалов (ТОО "Мырзабек"). 

 

 

 

 

 

 

в 2005 году  по проектам:  

 

 

 

 

 

 

завод по производству перфорационных систем (ТОО "Казтехноинжиниринг");

 

 

 

 

 

 

строительство битумного завода (СП ТОО "ЦентрПроектСервис");

 

 

 

 

 

 

производство керамзита (ТОО "Актау-Промстройматериалы").

 

 

 

 

 

2.2

Создать условия для  обеспечения   ввода  в эксплуатацию  строящихся объектов, из них  в 2004 году:        

Информация в Правительство Республики Казахстан

Областное управление экономики, промышленности и  торговли

IV квартал, ежегодно, начиная с 2004 года

Не требуется 

 

 

завод по  опреснению  и производству питьевой воды ( 1-я очередь, АО "Мангистаумунайгаз"); 

 

 

 

 

 

 

завод  по производству  стекловолокнистых труб (1-я очередь, ТОО "АЗСТ");   

 

 

 

 

 

 

завод по выработке и бутилированию питьевой воды (ТОО "Каспиан Индастриас ЛТД");    

 

 

 

 

 

 

модульный бетонно-смесительный завод (1 этап проекта "Развитие базы стройиндустрии в г.Форт- Шевченко" ТОО "Тупкараган"); 

 

 

 

 

 

 

в 2005 году:  

 

 

 

 

 

 

завод по производству стекловолокнистых труб (2-я очередь, ТОО "АЗСТ");   

 

 

 

 

 

 

завод по производству стеклопластиковых труб (2-я очередь, АО "Мангистаумунайгаз"); 

 

 

 

 

 

 

Актауский литейный завод (ТОО "АЛЗ");   расширение производства нерудных материалов (ТОО "Мырзабек");  производства нефтегазового  оборудования (1-я очередь, ОАО "Каскор-Машзавод");  

 

 

 

 

 

 

в 2006 году:  завод металлоконструкций в с.Курык (ТОО "ЕР-САЙ Каспиан Контрактор");     завод по выпуску морских металлоконструкций (ТОО "Keppel Kazakhstan").

 

 

 

 

 

2.3

Продолжить сотрудничество с Международным рейтинговым агентством Fith IBCA по присвоению и подтверждению международного инвестиционного кредитного рейтинга региона

Договор

Областное финансовое управление

Ежегодно

В пределах лимита бюджетных средств

Местный бюджет

2.4

Проводить постоянный мониторинг хода реализации инвестиционных проектов

Информация акиму области

Облуправ. экономики промышленности и торговли

Ежеквартально

Не требуется 

 

2.5

Подготовка   информационных бюллетеней, буклетов о потенциале развития  специальной экономической зоны "Морпорт Актау"

Информационная продукция, буклет

ГУ "Администрация специальной экономической зоны "Морпорт Актау" 

Ежегодно

1500 тыс.тенге

Местный бюджет

3. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

3.1

Создание банка данных разработанных инновационных технологий

Ежегодно пополняемый банк данных

Областное управ-ние экономики промышленности и торговли

Ежегодно

Не требуется 

 

3.2

Создание рабочей группы по  рассмотрению и отбору инвестиционных и инновационных проектов для формирования банка данных и представления институтам развития  Республики Казахстан

Информация акиму 

Областное управ-ние экономики промышленности и торговли

Февраль 2004 года

Не требуется 

 

3.3

Проведение семинара - совещания  с участием  представителей  институтов развития Республики Казахстан, промышленного и научного сектора экономики региона

Информация в Правительство Республики Казахстан

Областное управление экономики, промышленности и торговли

Март 2004 года

Не требуется 

 

3.4

Участие  области в республикан-
ской акции  "Инновационный Казахстан", проводимой  Министерством  индустрии  и торговли РК

Участие в акции

Областное управ-ние экономики промышленности и торговли

Февраль - апрель, 2004 года

Не требуется 

 

3.5

Разработка и внедрение проекта бессажевого горения для факельных установок по мере поступления заявок от нефтегазовых предприятий

Проект

Актауский филиал Карагандинского государственного университета им.Е. Букетова (по согласованию)

2005 год

В пределах бюджета предприятия

Средства предприятий 

3.6

Активизировать деятельность по  продвижению инновационных  проектов, рекомендованных для рассмотрения  институтам развития Республики Казахстан по проекту:  разработка технологии переработки киров и  нефтяных шламов с целью производства синтетической нефти и утилизации твердых отходов в полезные продукты с извлечением цветных и редких металлов.    

Заключение контрактов. Информация в Правительство Республики Казахстан

Областное управ-ние экономики промышленности и торговли, предприятия области

2005 год

Не требуется 

 

3.7

Создать условия для организации частного венчурного фонда

Предложение  акиму Мангистауской области

Областное управ-ние экономики промышленности и торговли

2005-2006 годы

Не требуется 

 

3.8

Подготовить предложения в Правительство Республики Казахстан по развитию  химической и нефтехимической промышленности  на период 2005-2007 годы

Предложение  в Правительство Республики Казахстан

Областное управление экономики, промышленности и торговли

III квартал 2004 года

Не требуется 

 

3.9

Совместно с АОНК
 "Казмунайгаз" подготовить технико-экономическое обоснование создания нефтехимического комплекса на базе действующих
 предприятий Мангистауской области и организации новых предприятий

Предложение  в Правительство Республики Казахстан

Областное управление экономики, промышленности и торговли

2005 год

В пределах лимита бюджетных средств

Местный бюджет

3.10

Разработать схему строительного кластера на базе месторождений Мангистауского и Тупкараганского районов

Предложение  в Правительство Республики Казахстан

Областное управление экономики, промышленности и торговли

2005 год

Не требуется 

 

4. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

4.1

Разработка регионального плана  по внедрению систем  менеджмента качества, соответствующих международным стандартам  ИСО серии 9000 и обеспечение до 2006 года внедрения ИСО серий 9000 и 14000 на 11-ти предприятиях области

План

Мангистауский филиал открытого акционерного общества "Национальный центр экспертизы и сертификации" (по согласованию)

II квартал 2004 года

В пределах лимита  средств предприятий

Средства предприятий 

4.2

Освещение в средствах массовой информации проводимых мероприятий по вопросам перехода на международные стандарты управления качеством ИСО серий 9000 и 14000

Публикации, выступления специалистов

Мангистауский филиал открытого акцион-го общества "Национальный центр экспертизы и сертификации" (по согласованию)

По полугодиям, начиная с 2004 года

Не требуется 

 

5. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

5.1

Проводить анализ, прогнозирование и мониторинг спроса и предложения рабочей силы в разрезе специальностей, требуемых для промышленных предприятий, на основе которых выработать предложения по подготовке отечественной квалифицированной рабочей силы, а также по структуре привлекаемой иностранной рабочей силы

Информация в Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство индустрии и торговли, Министерство экономики и бюджетного планирования

Областное управление труда, занятости и социальной защиты населения; областное управление экономики, промышленности и торговли

I квартал, начиная с 2004 года

Не требуется 

 

5.2

Заключение соглашения  между акимом Мангистауской области и  руководителями промышленных предприятий  о  совместных мерах по  обеспечению подготовки и  трудоустройства  молодых специалистов - выпускников ВУЗов, ССУЗов области на промышленных предприятиях

Соглашение

Областное управление экономики, промышленности и  торговли; акимы городов и районов

Март 2004 года

Не требуется 

 

5.3

Обеспечить постоянное участие государственных служащих, отдельных государственных органов в курсах повышения квалификации  по вопросам индустриально-инновационного развития

Информация в Правительство Республики Казахстан

Областное управление экономики, промышленности и  торговли; акимы городов и районов

Постоянно

В пределах лимита бюджетных средств

Местный бюджет

5.4

Разработать прогноз потребности специалистов среднего звена для вновь создаваемых производств и сформировать государственный заказ на 2006-2010 годы на подготовку специалистов со среднеспециальным образованием

Постановление акимата Мангистауской области

Областное управ-ние экономики промышленности и  торговли; областное управ-ние труда, занятости и соцзащиты населения; областное управ-ние образов.; акимы городов и районов

2005 год

В пределах лимита бюджетных средств

Местный бюджет

6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

6.1

Провести инвентаризацию экологически опасных производств, сооружений, захоронений отходов и бесхозных объектов природопользования

Информация в Правительство Республики Казахстан

Мангистауское территориальное  управление охраны окруж-щей среды (по согласованию), областное управ-ние природопользования

Ежегодно декабрь, начиная с 2004 года

В пределах лимита бюджетных средств

Местный бюджет

6.2

Провести анализ деятельности предприятий по переработке промышленных отходов и стимулирование мер по их сокращению

Информация в Правительство Республики Казахстан

Мангистауское территориальное  управление охраны окруж-щей среды (по согласованию), областное управ-ние природопользования

По полугодиям, начиная с 2004 года

В пределах лимита бюджетных средств

Местный бюджет

6.3

Обеспечить разработку проекта утилизации отходов производства стеклопластиковых труб

Проект

Областное управ-ние экономики промышленности и  торговли

2005 год

Не требуется 

 

7. ИНФОРМАЦИОННО-ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

7.1

Проводить информационно-презентационные мероприятия по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы с участием представителей СМИ,
  в том числе:

Информационная продукция, публикации, буклеты

Областное управление экономики, промышленности и  торговли; акимы городов и районов

Ежегодно

В пределах лимита бюджетных средств

Местный бюджет, средства предприятий

 

проведение  выставки  индустриально-инновационного потенциала Мангистауской области;

 

 

 

 

 

 

разработка  буклета об индустриально- инновационном потенциале  Мангистауской области

 

 

 

 

 

7.2

Обеспечение участия представителей акимата области и предприятий в региональном Экономическом Форуме в городе Актобе 13-14 апреля 2004 года по разъяснению механизма реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы

Участие в Форуме

Областное управление экономики, промышленности и торговли

Апрель 2004 года

В пределах лимита бюджетных средств

Местный бюджет, средства предприятий

7.3

Обеспечение ежегодного участия предприятий области в международных и республиканских выставках

Участие в мероприятии

Областное управление экономики, промышленности и торговли

Ежегодно

В пределах бюджета

Средства предприятий 

 

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.