Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан

Утративший силу

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 4 ноября 2005 года N 42. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 22 ноября 2005 года N 3939. Утратил силу приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 октября 2010 года № 71

      Сноска. Утратил силу приказом Генерального Прокурора РК от 12.10.2010 № 71.

      В целях совершенствования работы по организации прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан, руководствуясь подпунктом 4)  статьи 11 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре",  ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан.

      2. Управлению по надзору за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан (Кенжетаев Е.М.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего приказа.

      3. Признать утратившим силу  приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 28 ноября 2002 года N 62 "О прокурорском надзоре за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 2075, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных, исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2003 год, N 1, статья 756).

      4. Приказ довести до сведения Главного военного прокурора, прокуроров областей, городов, районов и приравненных к ним прокуроров.

      5. Контроль за исполнением приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.

      6. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Генеральный Прокурор
      Республики Казахстан
 

  Утверждена            
приказом Генерального Прокурора
Республики Казахстан      
N 42 от 4 ноября 2005 г.    
 

      Инструкция об организации прокурорского надзора за 
законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан
 

    Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция об организации прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан (далее - Инструкция) разработана в соответствии с  Законом Республики Казахстан "О Прокуратуре" и другими законодательными актами Республики Казахстан, определяющими порядок осуществления надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан.

      2. Заместители Генерального Прокурора, начальник Управления по надзору за  законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан Генеральной прокуратуры, прокуроры областей, городов, районов и приравненные к ним прокуроры обеспечивают высший надзор за точным и единообразным применением законов, Указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов в поднадзорных учреждениях и органах Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, принимают меры по выявлению и устранению любых нарушений законности.

      3. Надзор за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан обеспечивает выполнение целей и задач уголовно-исполнительного законодательства по охране прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, неукоснительное исполнение судебных постановлений, исправление осужденных, предупреждение и раскрытие преступлений, регулирование порядка и условий отбывания наказаний, а также восстановление справедливости по отношению к людям, подвергшимся массовым политическим репрессиям.

      4. Приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры при организации надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан являются:
      1) неукоснительное соблюдение конституционных прав и свобод подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и осужденных, в том числе несовершеннолетних и женщин;
      2) применение законодательства, направленного на борьбу с преступностью и правонарушениями;
      3) соблюдение требований антикоррупционного законодательства; 
      4) применение законодательства, направленного на борьбу с терроризмом, религиозным экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
      5) соблюдение законодательства о целевом использовании бюджетных средств, выделяемых на содержание подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и осужденных;
      6) применение законодательства о реабилитации граждан - жертв и пострадавших от массовых политических репрессий.

      5. Проверки поднадзорных учреждений, органов, исполняющих наказание, и социальной защиты населения, проводятся в соответствии с требованиями законодательства после проведения тщательного анализа и обобщения состояния законности, а также по заданиям Генеральной, областных и приравненных к ним прокуратур.
      В этих целях старшие помощники (помощники) прокуроров областей, городов Астана, Алматы по надзору за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан (далее - старшие помощники), специализированные прокуроры по надзору за законностью исполнения наказаний в исправительных учреждениях (далее - специализированные прокуроры) составляют обновляемые каждый квартал сведения по уголовно-исполнительной системе региона, содержащие полную характеристику, основные показатели деятельности (уровня преступности, правонарушений, трудовой занятости осужденных, заболеваемости и другие).

      6. Проверки проводятся строго в пределах компетенции и в течение месячного срока. Прокурор, назначивший проверку, при необходимости с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство.
      Постановления о назначении проверок хозяйствующих субъектов регистрируются в органах правовой статистики.
      Перед началом проверки с постановлением о назначении проверки ознакамливается руководство проверяемого субъекта.

      7. В соответствии с положениями  статьи 44 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре" проверки мест лишения свободы, других учреждений, исполняющих наказания и иные меры принудительного характера, назначаемые судом, проводятся в любое время с целью безотлагательного реагирования на явное нарушение законности, прав, свобод и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и осужденных.

      8. Результаты проверки оформляются в виде справки или акта, в которых в обязательном порядке отражаются: место и время проведения проверки, должность и фамилия проверяющего, выявленные нарушения законности, причины и условия, которые этому способствовали, предлагаемые варианты реализации результатов проверок.
      Акт составляется в случаях выявления нарушений законности, недостатков и упущений в организации работы, которые могут быть устранены незамедлительно, в ходе проверки. 
      Справка оформляется в случаях нарушений законности, недостатков и упущений в организации работы, для устранения которых требуется внесение актов прокурорского надзора.
      Результаты комплексных проверок исправительных учреждений оформляются в виде справок.

      9. Акты прокурорского надзора, письма и запросы, адресованные в областные органы, направляются исключительно через областные прокуратуры, в центральные органы - через Генеральную прокуратуру.
      Устанавливается контроль над фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставляются без внимания и реагирования факты неисполнения администрациями учреждений и органами уголовно-исполнительной системы актов прокурорского надзора.

      10. Регулярно изучается и проверяется законность нормативных правовых актов, приказов и распоряжений, издаваемых органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы.

      11. С момента вынесения постановления о возбуждении или отказа в возбуждении уголовного дела проверяется законность принятого решения органами дознания уголовно-исполнительной системы, обеспечивается постоянный и действенный надзор за законностью расследования уголовных дел до предания обвиняемого суду. В установленные законом сроки проверяется законность судебных постановлений. 
 

    Глава 2. Взаимодействие и разграничение полномочий прокуроров
при осуществлении надзора за законностью исполнения
наказаний и реабилитации граждан

      12. В целях более четкого взаимодействия и разграничения функций Генеральной прокуратуры, областных и приравненных к ним, территориальных и специализированных прокуроров, исключения дублирования в их деятельности, устанавливается следующий порядок осуществления надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан:
      1) Управлением по надзору за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан обеспечивается постоянный, действенный надзор в Республике, взаимодействие с другими структурными подразделениями Генеральной прокуратуры, осуществляется надзор за законностью правовых актов Правительства, министерств и ведомств Республики Казахстан по вопросам исполнения наказаний и реабилитации граждан, а также осуществляется надзор за соблюдением законности в деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, оказывается нижестоящим прокурорам организационная и методическая помощь;
      2) Главной военной прокуратурой и нижестоящими военными прокуратурами осуществляется надзор за законностью исполнения наказаний в отношении военнослужащих, предусмотренных пунктами д) и з) части 1 и пунктом а) части 2  статьи 39 Уголовного кодекса Республики Казахстан; в деятельности внутренних войск по охране исправительных учреждений и конвоированию осужденных, а также реабилитация граждан от массовых политических репрессий, осужденных военными трибуналами.
      По вопросам обеспечения исправительных учреждений инженерно-техническими средствами охраны, при чрезвычайных происшествиях (побегах, совершения подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, и осужденными преступлений, правонарушений в пути следования) практикуются совместные проверки военными и специализированными прокурорами, а в тех регионах, где отсутствуют специализированные прокуратуры - старшими помощниками;
      3) надзор за соблюдением прав, свобод и законных интересов осужденных несовершеннолетних, женщин, пенсионеров и инвалидов, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы, в части обеспечения их средним образованием, охраны здоровья, трудовой занятостью, назначения и выплаты пенсий и пособий, за соблюдением законности в деятельности территориальных Республиканских государственных предприятий "Енбек" и их филиалов, целевого использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется старшими помощниками и специализированными прокурорами;
      4) надзор за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также за законностью выплаты денежных компенсаций, пособий и предоставления льгот реабилитированным гражданам осуществляется старшими помощниками и прокурорами городов, районов;
      5) надзор за состоянием законности в следственных изоляторах Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляется старшими помощниками, а в следственных изоляторах Комитета национальной безопасности Республики Казахстан - прокурорами, уполномоченными осуществлять надзор за законностью следствия и дознания в органах национальной безопасности;
      6) старшие помощники и специализированные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением учетно-регистрационной дисциплины, за законностью дознания в подразделениях уголовно-исполнительной системы и поддерживают государственное обвинение в судах по делам, направленным в суд этими подразделениями;
      7) соответствующие структурные подразделения прокуратур областей и приравненных к ним информируют старших помощников о ходе и результатах предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы для последующего информирования Управления по надзору за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан Генеральной прокуратуры;
      8) специализированные прокуроры осуществляют надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности в подразделениях уголовно-исполнительной системы по согласованию с подразделением органа прокуратуры по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности;
      9) специализированные прокуроры принимают участие в рассмотрении судами вопросов, предусмотренных  статьей 453 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан. В тех регионах, где отсутствуют специализированные прокуратуры, участие в суде по таким делам обеспечивается территориальными прокурорами.
      Надзор за законностью судебных постановлений указанной категории осуществляется старшими помощниками, специализированными прокурорами, а где отсутствует специализированная прокуратура - территориальными прокурорами;
      10) старшие помощники, специализированные прокуроры, а в тех регионах, где отсутствуют специализированные прокуратуры, территориальные прокуроры, осуществляют надзор за законностью судебных постановлений по гражданским делам, где стороной является орган уголовно-исполнительной системы, в том числе Республиканское государственное предприятие "Енбек".
      Специализированными и территориальными прокурорами принимается обязательное участие в судебном разбирательстве по гражданским делам, когда это предусмотрено законом, признано необходимым судом или вышестоящим прокурором, по делам, возбуждаемым по инициативе прокурора, по делам, затрагивающим интересы государства, права и интересы лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут осуществлять свое право на судебную защиту, несовершеннолетних, об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственного управления и должностных лиц, о банкротстве;
      11) старшими помощниками, специализированными прокурорами принимается непосредственное участие при рассмотрении в суде возбужденных ими дел об административных правонарушениях и обеспечивается проверка законности судебных актов по этим делам и своевременное опротестование;
      12) старшими помощниками по надзору за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан, старшими помощниками прокуроров областей по надзору за применением международных договоров обеспечивается законность исполнения требований (просьб) учреждений юстиции иностранных государств об исполнении приговора на их территории, а также содержания под стражей и транзитной перевозки подозреваемых, обвиняемых и осужденных в иностранные государства. 
       Сноска. Пункт 12 с изменениями, внесенными приказом Генерального Прокурора РК от 31 октября 2007 г.  N 38 .
 

    Глава 3. Организация работы по надзору за законностью
исполнения наказаний и реабилитации граждан

      13. В целях надлежащего обеспечения надзора Управлением по надзору за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан Генеральной прокуратуры организуются и проводятся учебные семинары и совещания, совместные проверки и стажирование старших помощников, специализированных прокуроров, изучается и распространяется положительный опыт работы, проявляется инициатива в постановке вопросов дальнейшего совершенствования действующего законодательства, вносятся предложения руководству Генеральной прокуратуры об ответственности нижестоящих прокуроров за упущения и недостатки в организации надзора.

      14. Прокурорами областей, городов Астана и Алматы, их старшими помощниками, специализированными прокурорами обеспечивается действенный надзор за соблюдением требований  Уголовного Уголовно-процессуального и  Уголовно-исполнительного кодексов Республики Казахстан, а также других законов, регулирующих исполнение наказаний и реабилитацию граждан, своевременное выявление, устранение и предупреждение нарушений законности, прав и законных интересов граждан и лиц, содержащихся в местах предварительного заключения и лишения свободы.
      Не реже одного раза в полугодие проводятся комплексные проверки состояния законности во всех исправительных учреждениях.
      В ходе проверок обращается особое внимание на соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных, в том числе несовершеннолетних и женщин, законность содержания их в местах лишения свободы, неукоснительное исполнение требований закона о режиме и условиях отбывания наказания, коммунально-бытовом и медицинском обслуживании, трудовом использовании, а также о финансировании уголовно-исполнительной системы и целевом использовании бюджетных средств, выделяемых на содержание осужденных. При необходимости к проверкам привлекаются специалисты органов, наделенных контрольными функциями.
      Прокуроры областей, городов Астана и Алматы, их заместители в таких проверках участвуют лично.

      15. Старшими помощниками осуществляется непосредственный контроль за деятельностью специализированных прокуратур по вопросам исполнения наказаний в исправительных учреждениях, а также за деятельностью городских и районных прокуратур по надзору за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и реабилитации граждан.

      16. Старшим помощником осуществляется надзор за законностью в деятельности Управления Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан региона, а также применением  Закона Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий".

      17. В целях обеспечения конституционных прав, свобод и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и осужденных, соблюдения законности в местах предварительного заключения и лишения свободы старшими помощниками и специализированными прокурорами:
      1) не реже одного раза в месяц проводятся проверки состояния законности в следственных изоляторах.
      Еженедельно проводится прием всех подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, подсудимых и осужденных, вновь поступивших в следственный изолятор из изоляторов временного содержания, а также из зала суда.
      При выявлении незаконно содержащихся под стражей немедленно принимаются меры к их освобождению;
      2) в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ежемесячно проводятся прием подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, подсудимых и осужденных по личным вопросам, а также проверки законности применения специальных средств, соблюдения учетно-регистрационной дисциплины, законности водворения в штрафной (дисциплинарный) изолятор, карцер, помещение камерного типа, одиночную камеру, о чем производятся записи в соответствующих журналах;
      3) постоянно осуществляется надзор за соблюдением законности в деятельности администраций учреждений и органов, исполняющих наказание, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе при издании администрациями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы приказов, распоряжений и постановлений;
      4) в целях предупреждения чрезвычайных происшествий, преступных проявлений в местах лишения свободы обеспечивается надзор за принимаемыми администрациями исправительных учреждений уголовно-правовыми мерами борьбы с преступностью и правонарушениями, в особенности с лидерами организованной преступности, злостными нарушителями режима содержания.
      В случаях возникновения в исправительных учреждениях и следственных изоляторах чрезвычайных происшествий (убийство, захват заложника, побег, групповое членовредительство и неповиновение требованиям администрации учреждения, освещение в средствах массовой информации о нарушениях прав и свобод подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и осужденных) специализированные прокуроры, а в тех регионах, где нет специализированных прокуратур и в случае значительной отдаленности исправительного учреждения - территориальные прокуроры, незамедлительно выезжают на место происшествия для выяснения и устранения причин и условий, способствовавших данным происшествиям, организации первоначальных следственных действий;
      5) обеспечивается незамедлительное сообщение телефонной связью и затем в суточный срок в Управление по надзору за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан Генеральной прокуратуры направляются специальные сообщения о всех преступлениях, совершенных сотрудниками уголовно-исполнительной системы, совершения подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, и осужденными убийства, захвата заложника, массовых беспорядков и неповиновений, вооруженных и групповых побегов, коллективных членовредительств, действий, дезорганизующих нормальную работу учреждений, повлекшие тяжкие последствия, в том числе смерть работника исправительного учреждения, осужденного и нанесение материального ущерба. Информируют о результатах служебного расследования и ответственности виновных должностных лиц, принятых процессуальных решениях, результатах предварительного следствия и судебного рассмотрения уголовных дел.
      Также направляют специальные сообщения по выявленным незаконным постановлениям  судов, вынесенных при разрешении вопросов в порядке  статьи 453 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, и повлекшим незаконное лишение свободы, освобождение из исправительной колонии, сокращение срока наказания;
      6) обеспечивается надлежащий надзор за точным исполнением законов об условно-досрочном и досрочном освобождении осужденных от наказания, при переводе их в колонии-поселения, тюрьму и из одних условий содержания в другие, а также при применении других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения приговоров,  своевременно выявляют и предотвращают факты их незаконного применения либо отказа в применении;
      7) постоянно осуществляется надзор за применением законов о порядке рассмотрения заявлений и жалоб подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и осужденных.

      18. Городскими, районными прокурорами не реже одного раза в полугодие проводятся проверки состояния законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций с целью обеспечения неукоснительного исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, таких как лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, привлечение к общественным работам, исправительные работы, ограничение свободы, а также условного осуждения и отсрочки отбывания наказания беременным женщинам, имеющим малолетних детей.
      В ходе проверок выясняется состояние рецидивной преступности среди лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, уровень правонарушений, проведение воспитательной работы, реальное выполнение общественных и исправительных работ, законность условно-досрочного и досрочного освобождения от отбывания наказания либо отказа в применении.

      19. Городские и районные прокуроры также осуществляют надзор за применением законодательства о реабилитации граждан от массовых политических репрессий территориальными органами социальной защиты населения и другими государственными органами в части обоснованности выплат денежных компенсаций, пособий и предоставления льгот реабилитированным гражданам.

      20. Раз в полгода проводятся анализы состояния законности по приоритетным направлениям надзора, указанным в подпунктах 1-4  пункта 4 настоящей Инструкции, где отмечаются причины и условия, способствующие нарушениям законности, и определяются пути их устранения.
      По итогам года обобщаются состояния законности по всем приоритетным направлениям надзора.
      Анализы и обобщения представляются в Управление по надзору за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан Генеральной прокуратуры по итогам полугодия и года к 10 июля и 10 января.

      21. Управлением по надзору за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан Генеральной прокуратуры обобщается состояние прокурорского надзора по приоритетным направлениям не реже двух раз в год.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.