Сноска. Утратило силу - письмом Атырауского областного маслихата от 3.10.2011 275/1711/-МШ.
Извлечение из письма N 3-2185/06 от 23 мая 2006г.
"Согласно заключения, проведенной повторной юридической экспертизы департаментом юстиции Атырауской области и письма ДРНПА Министерства юстиции Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 44-2-1/и623 направляется список ранее зарегистрированных нормативно-правовых актов, не отвечающие требованиям статьи 38 Закона "Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", и, следовательно, не подлежащие государственной регистрации для внесения соответствующей записи в Базу Данных "Закон"
Приложение на 2 листах.
Начальник ДЮ
...
18) Решение Атырауского областного Маслихата 11 февраля 2005 года N 184-III "О региональной программе усиления борьбы с туберкулезом в Атырауской области на 2004-2006 годы" (Зарегистрировано Департаментом юстиции Атырауской области 19 марта 2005 года N 2375.)
В целях исполнения постановления Правительства Республики Казахстан от 13 августа 2004 года N 850 "Об утверждении Программы усиления борьбы с туберкулезом в Республике Казахстан", Атырауский областной маслихат ІІІ созыва на Х сессии решил:
1. Утвердить Предлагаемую "Региональную программу усиления борьбы с туберкулезом в Атырауской области на 2004-2006 годы" внесенную на сессию постановлением областного акимата N 244 от 10 декабря 2004 года "О региональной программе усиления борьбы с туберкулезом в Атырауской области на 2004-2006 годы" (прилагается).
2. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по вопросам социальной защиты, здравоохранения, культуры и по делам молодежи областного маслихата (Ж.Б.Умирбекова).
Председатель Х сессии областного маслихата
Постановление Атырауского
областного акимата
от 10 декабря 2004 года N 244
О региональной программе усиления борьбы с туберкулезом
в Атырауской области на 2004-2006 годы
В целях исполнения постановления Правительства Республики Казахстан от 13 августа 2004 года N 850 "Об утверждении Программы усиления борьбы с туберкулезом в Республике Казахстан", акимат области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Программу усиления борьбы с туберкулезом в Атырауской области на 2004-2006 годы (далее - Программа) и внести на утверждение очередной сессии областного маслихата.
2. Акимам города Атырау и районов, исполнительным органам финансов из местного бюджета:
1) принять необходимые меры по выполнению Программы;
2) проводить мониторинг по организации и оказанию содействия в реализации Программы.
3. Управлению здравоохранения Атырауской области обеспечить надлежащее исполнение Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Мурсалиеву Р.К. - заместителя акима области.
Аким области
Секретарь областного маслихата
Приложение
к постановлению акимата области
от 10.12.2004 года N 244
Региональная Программа усиления борьбы с туберкулезом
в Атырауской области на 2004-2006 годы Содержание
Паспорт Программы
Введение
Анализ современного состояния проблемы
Цель и задачи Программы
Основные направления и механизм реализации Программы
Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Ожидаемый результат от реализации Программы
План мероприятий по реализации Программы
1. Паспорт Программы
Наименование Региональная программа усиления борьбы с туберкулезом в
Программы в Атырауской области на 2004-2006 годы
Основание для Указ Президента Республики Казахстан N 4153 от 16 ноября 1998 разработки года "О Государственной программе "Здоровье народа", Постановление Правительства Республики Казахстан N 903 от 5 сентября 2003 года "Об утверждении Плана мероприятий по
реализации Программы Правительства Республики Казахстан на
2003-2006 годы" (пункт 6.2.1), Решение акима Атырауской
области N 14 от 11 февраля 2004 года "О продолжении сплошного
обследования населения области на туберкулез", Постановление
Правительства Республики Казахстан N 850 от 13 августа 2004
года "Об утверждении Программы усиления борьбы с
туберкулезом в Республике Казахстан на 2004-2006 годы"
Основные Управление здравоохранения Атырауской области, областной
разработчики противотуберкулезный диспансер
Цель Стабилизация эпидемиологической ситуации, снижение
заболеваемости, инвалидности и смертности от туберкулеза
Задачи Разработка первоочередных мер, направленных на стабилизацию
и улучшение ситуацию по туберкулезу в области;
организация лечебно-оздоровительных и профилактических
мероприятий на всех этапах ведения больных туберкулезом с
привлечением сети первичной медико-санитарной помощи
(далее - ПМСП) с соблюдением единых протоколов ведения
больных туберкулезом; интеграция противотуберкулезной
службы с другими государственными органами;
социальная поддержка больных туберкулезом и
медицинских работников противотуберкулезных
организаций; повышение квалификации,
уровня знаний специалистов, задействованных в
противотуберкулезной службе. Объемы и Республиканский,
местный бюджет и иные источники средства, не противоречащие
законодательству финансирования Республики Казахстан.
Реализация региональной Программы требует финансирования из
средств республиканского и местного бюджета в сумме
1 857 952,0 тысяч тенге. Ожидаемые Реализация региональной
программы позволит результаты добиться стабилизации
эпидемиологической ситуации по туберкулезу, снижение
заболеваемости, смертности от туберкулеза и инвалидности.
В результате максимальной мобилизации всех ресурсов и
возможностей по выявлению, диагностике и лечению туберкулеза
в 2004-2006 годах ожидается стабилизация и снижение
заболеваемости туберкулезом по области в 2004 году до 223,3
случаев на 100 тысяч населения, в 2005 году - до 221,4
случаев на 100 тысяч населения, к 2006 году - до 220,4
случаев на 100 тысяч населения, снижения смертности от
туберкулеза в области в 2004 году до 21,0 случаев на 100
тысяч населения, в 2005 году - до 20,6 случаев на 100 тысяч
населения, в 2006 году - до 20,1 случаев на 100 тысяч
населения. В 2006 году возрастет охват контролируемой
химиопрофилактикой детей до 95-98%, сократятся сроки
диагностики активного туберкулеза, уменьшится число поздно
выявленных форм туберкулеза. В 2006 году повысится
эффективность лечения (закрытие полостей распада у впервые
выявленных больных с деструкцией легких, абациллирование
составят 85% и 95% соответственно), снизится число рецидивов
за счет активации работы уровня ПМСП и пропаганды здорового
образа жизни населения.
Срок реализации 2004-2006 годы
2. Введение
Стратегией развития Республики Казахстан "Казахстан-2030" государство определило одним из основных долгосрочных приоритетов здоровье и благополучие граждан.
Указом Президента Республики Казахстан от 16 ноября 1998 года N 4153 "О Государственной программе "Здоровье народа", пунктом 6.2.1 постановления Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы" определена разработка отраслевой программы на 2004-2006 годы, направленной на усиление борьбы с туберкулезом в Республике Казахстан.
Туберкулез - заболевание, зависящее от социального и экономического уровней развития страны. Перепады, прошедшие за период экономических преобразований последних лет, сказались на показателях заболеваемости туберкулезом.
Туберкулез является важнейшей социальной и медицинской проблемой, наносящей
невосполнимый материальный урон из-за потери трудоспособности и преждевременной смерти наиболее продуктивной части населения. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) провозгласила туберкулез глобальной опасностью для человечества и призвала правительства всех стран принять неотложные меры для решения этой проблемы, поскольку ни одна страна не может игнорировать опасность эпидемии туберкулеза для здоровья своего
народа.
Период социально-экономических реформ, переживаемый нашей страной, отразился на качестве и объеме противотуберкулезных мероприятий. С 1998 года начата реформа противотуберкулезной службы, предусматривающая внедрение DOTS-стратегии. Внедренная стратегия лечения и ведение больного туберкулезом без адаптации к условиям республики выявила ряд негативов в виде исключения из диспансерного учета лиц, больных туберкулезом с
хроническими формами заболевания, выписки из стационаров недолеченных больных на амбулаторное лечение, отсутствие контроля лечения на данном этапе, что определило дальнейшую тактику ведения больных туберкулезом.
С 2001 года проведена адаптация DOTS-стратегии к условиям Казахстана, согласованная с ВОЗ.
Но вместе с тем, отсутствие отраслевой программы по туберкулезу в Казахстане не позволяет добиться коренных изменений.
Необходимо последовательное комплексное выполнение всех намеченных пунктов данной Программы с внедрением эффективных рентабельных методов выявления, диагностики, лечения, профилактики, улучшение материально-технической базы и оснащения противотуберкулезных учреждений соответствующим оборудованием. При этом следует адаптировать новые
направления с рациональным сохранением прежних наработок в общую структуру социально-экономических реформ.
3. Анализ современного состояния проблемы.
Атырауская область является одной из неблагополучных в республике по туберкулезу. Показатель заболеваемости туберкулезом в области на 100 тысяч населения по итогам 2003 года составляет 225,7 (в 2002 году - 242,6), что выше республиканского уровня в 1,4 раза (показатель заболеваемости по республике в 2002 году 165,1 в 2003 году - 160,4). Высокий показатель заболеваемости связано с проведением сплошного обследования населения
области на туберкулез.
На начало 2004 года на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях
области состоят 3055 больных активным туберкулезом, из которых 51,9% (1587 больных) с заразной формой заболевания - бацилловыделители.
Вызывает особую тревогу высокий уровень заболеваемости детей и подростков. В 2003 году показатель заболеваемости детей составил 67,3 на 100 тысяч этого возраста, среди подростков 317,6 (по республике 47,2, 141,3 соответственно).
Показатель смертности от туберкулеза на 100 тысяч населения в 2003 году - 23,5, при республиканском уровне 22,4. Наиболее высокий уровень смертности сохраняется в городе Атырау 30,8, что намного превышает областной показатель.
Высокой заболеваемостью отличается город Атырау, показатель на 100 тысяч населения в 2003 году составляет - 301,0 при областном уровне - 227,0.
Выше областного уровня заболеваемость детей в городе Атырау - 74,8 Кызылкогинском районе - 98,6, Индерском - 97,4 (областной показатель в 2003 году - 62,0).
Среди детского населения сохраняется высокая инфицированность туберкулезом, так в 2003 году по области выявлено впервые инфицированных 7404 детей до 14 лет. Первичная инфицированность детского населения составляет 5,2%, всего инфицированность - 24%.
Высокий уровень впервые инфицированных детей отмечается в городе Атырау 7,2%.
Анализ показал, что среди больных с впервые выявленным туберкулезом в 2003 году (работоспособного возраста) не имеют работы 65% больных, в том числе: Курмангазинский - 72%, Макатский, Жылыойский - по 70 %, город Атырау - 66 %.
За последние 3 года из мест заключения прибыли 146 больных бацилловыделителей. Указанные контингенты ухудшают и без того напряженную эпидобстановку по туберкулезу.
Недостаточное обеспечение изолированной жилой площадью больных бактериовыделителей также способствует новым случаям заражения. В 2003 году нуждались в жилплощади - 165 бациллярных больных, получили квартиры - 9, что составляет 5,4 %. В 2003 году в очагах бациллярных больных заболели 34 взрослых, 11 подростков и 8 детей.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу к концу 2006 года, снижение заболеваемости, смертности, инвалидности.
В числе наиболее важных задач Программы следует выделить:
Разработку первоочередных мер, направленных на стабилизацию и улучшение ситуации по туберкулезу;
организацию лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий на всех этапах ведения больных туберкулезом с привлечением сети ПМСП с соблюдением единых протоколов ведения больных туберкулезом;
интеграцию противотуберкулезной службы с другими государственными органами;
социальную поддержку больных туберкулезом и медицинских работников противотуберкулезных организаций;
повышение квалификации, уровня знаний специалистов противотуберкулезной службы.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
1. Разработка первоочередных мер, направленных на стабилизацию и улучшение ситуации по туберкулезу в области:
1) создание Национального регистра больных туберкулезом (компьютерная система эпидемиологического мониторинга и банк данных на больных туберкулезом в республике) с целью анализа и оценки эффективности проводимых мероприятий по реализации Программы;
2) усовершенствование учета и мониторинга эффективности выявления, лечения и наблюдения, больных туберкулезом всех форм заболеваний с учетом больных системы КУИС ДЮ, УВД;
3) укрепление материально-технической базы организаций всех звеньев противотуберкулезной службы, в том числе в пенитенциарной системе, путем обеспечения противотуберкулезных учреждений области рентгенодиагностическим оборудованием, микроскопами высокой разрешающей способности, рентгенфлюорографическими пленками и химическими реактивами.
2. Лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия на всех этапах ведения больных туберкулезом с привлечением сети ПМСП:
1) организация контролируемой химиотерапии больных туберкулезом на всех этапах лечения;
2) применение основных методов выявления и диагностики туберкулеза (бактериоскопия, ежегодное сплошное обследование населения области на туберкулез);
3) обеспечение полного курса химиотерапии больным с впервые выявленным туберкулезом, рецидивами заболевания, неудачами лечения и ранее нелеченных хронических случаев;
4) проведение централизованного мониторинга эффективности выявления, лечения и наблюдения больных туберкулезом на основе компьютеризированных программ;
5) обеспечение специфической профилактикой туберкулеза путем вакцинации новорожденных и ревакцинации детей в возрасте 6-7, 11-12 лет с охватом не менее 95% подлежащего континента;
6) химиопрофилактика контактных лиц из очагов туберкулезной инфекции, ВИЧ инфицированных лиц;
7) изоляция детей и подростков в специализированные детские школьные и дошкольные учреждения санаторного типа;
8) комплексное проведение санитарно-просветительной работы среди гражданского населения и в пенитенциарной системе.
3. Интеграция противотуберкулезной с другими государственными органами.
4. Социальная поддержка больных туберкулезом и медицинских работников противотуберкулезных организаций:
1) организация и проведение исполнительными местными органами социальной поддержки больным туберкулезом из социально неимущих слоев населения;
2) социальная поддержка больных туберкулезом с бацилловыделением;
3) социальная поддержка больных туберкулезом и медицинских работников противотуберкулезных служб.
5. Организация соблюдения единых протоколов ведения больных туберкулезом.
6. Повышение квалификации, уровня знаний специалистов противотуберкулезной службы:
1) обеспечение повышения квалификации специалистов противотуберкулезной службы;
2) обучение специалистов, задействованных в проведении противотуберкулезных мероприятий, принципам выявления, диагностики и лечения адаптированной DOTS стратегии, широкое привлечение медицинских работников сети ПМСП для контроля за лечением больных туберкулезом на амбулаторном этапе.
Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Реализация данной Программы будет осуществляться за счет республиканского, местного бюджета и иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
Реализация Программы требует финансирования из средств республиканского и местного бюджета в сумме 1 857 952,0 тысяч тенге.
Предполагаемые финансовые затраты государственного бюджета на реализацию Программы:
(тысяч тенге)
Средства |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Трансферты из республиканского бюджета |
351 630,0 |
519 980,0 |
441 723,0 |
Местный бюджет |
151 808,0 |
144 713,0 |
191 988,0 |
* |
56 110,0 |
||
Итого |
503 438,0 |
720 803,0 |
633 711,0 |
Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств государственного бюджета на 2004-2006 годы, будут определяться (уточняться) в соответствии Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на соответствующий финансовый год и решением маслихата о местном бюджете на соответствующий год.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Внедрение разработанного комплекса противотуберкулезных мероприятий позволит стабилизировать в 2006 году и в последующем снизить показатели заболеваемости, распространенности, инвалидности и смертности от туберкулеза, повысить эффективность лечения (показатель излечиваемости»среди новых случаев заболевания с бацилловыделением, закрытие полостей распада у впервые выявленных больных с деструкцией в легких).
В результате максимальной мобилизации всех ресурсов и возможностей по выявлению, диагностике и лечению туберкулеза в 2004-2006 годах ожидается стабилизация и снижение заболеваемости туберкулезом по области в 2004 году до 225,3 случаев на 100 тысяч населения, в 2005 году - до 224,4 случаев на 100 тысяч населения, к 2006 году - до 222,4 случаев на 100 тысяч населения, снижения смертности от туберкулеза в области в 2004 году до 21,0 случаев на 100 тысяч населения, в 2005 году до 20,6 случаев на 100 тысяч населения,
в 2006 году до 20,1 случаев на 100 тысяч населения.
В 2006 году возрастет охват контролируемых химиопрофилактикой детей до 95-98%, сократятся сроки диагностики активного туберкулеза, уменьшится число поздно выявленных форм туберкулеза.
В 2006 году повысится эффективность лечения (закрытие полостей распада у впервые выявленных больных с деструкцией в легких, абациллирование к 2006 году составит 85% и 95% соответственно), снизится число рецидивов за счет активации работы уровня ПМСП и пропаганды здорового образа жизни.
План мероприятий по реализации Программы
Мероприятия |
Форма за- |
От- |
Сроки |
Источ- |
Предполагаемые расходы, тыс. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Первоочередные меры, направленные на стабилизацию и улучшение ситуации по |
|||||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
|||||
1.1. |
Ин- |
УЗ, |
2004- |
Не |
Не |
Не требует |
|
1.2. |
Ин- |
УЗ |
2004- |
Не |
Не |
Не |
|
1.3. |
|||||||
1.3.1. |
Ин- |
УЗ |
2004 |
Мест- |
19800,0 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
|||||
1.3.2. |
Ин- |
УЗ |
2005 |
* |
9900,0 |
||
1.3.3. |
Ин- |
УЗ |
2005 |
* |
9000,0 |
||
1.3 . 4. |
Ин- |
УЗ |
2006 |
Транс- |
18000,0 |
||
1.3.5. |
Ин- |
Аки- |
2004- |
Мест- |
10300,0 |
10300,0 |
10300,0 |
1.4. Укрепить |
Ин- |
||||||
капремонт |
|||||||
1.4.1. |
Ин- |
УЗ |
2005- |
Транс- |
40000,0 |
20000,0 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2004 |
2005 |
2006 |
|||||
1.4.2. |
Ин- |
УЗ |
2005 |
Транс- |
7000,0 |
||
1.4.3. |
Ин- |
УЗ |
2004 |
Транс- |
5000,0 |
||
1.4.4. |
Ин- |
УЗ |
2004 |
Транс- |
4500,0 |
||
оснащение: |
|||||||
1.4.5. |
Ин- |
УЗ |
2004-2006 |
Мест- |
5705,0 |
5990,0 |
6313,0 |
оргтехникой |
|||||||
1.4.6. |
Ин- |
УЗ |
2005 |
* |
910,0 |
||
1.4.7. |
Ин- |
УЗ |
2006 |
Транс- |
910,0 |
||
оборудование |
|||||||
1.4.8. |
Ин- |
УЗ |
2005 |
* |
30000,0 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
2004 |
2005 |
2006 |
|||||
1.4.9. |
Ин- |
УЗ |
2006 |
Транс- |
75000,0 |
||
1.4.10. |
Ин- |
УЗ |
2006 |
Транс- |
17000,0 |
||
1.4.11. |
Ин- |
УЗ |
2005 |
* |
240,0 |
||
1.4.12. |
Ин- |
УЗ |
2006 |
Транс- |
180,0 |
||
1.4.13. |
Ин- |
УЗ |
2006 |
Транс- |
3150,0 |
||
1.4.14. |
Ин- |
УЗ |
2005 |
* |
960,0 |
||
1.4.15. |
Ин- |
УЗ |
2006 |
Транс- |
6000,0 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
2004 |
2005 |
2006 |
|||||
Укрепление |
|||||||
1.4.16. |
Ин- |
ДЮ |
2005 |
Респу- |
В |
||
1.4.17. |
Ин- |
ДЮ |
2006 |
Респу- |
В |
||
1.4.18. |
Ин- |
ДЮ |
2006 |
Респу- |
В |
||
1.4.19. |
Ин- |
ДЮ |
2006 |
Респу- |
В |
||
1.5. |
|||||||
1.5.1. |
Ин- |
УЗ |
2004 |
Респу- |
192130,0 |
||
1.5.2. |
Ин- |
УЗ |
2004-2006 |
Респу- |
150000,0 |
472980,0 |
296720,0 |
1.5.3. |
Ин- |
УЗ |
2006 |
Мест- |
45887,0 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
2004 |
2005 |
2006 |
|||||
1.6. |
Ин- |
УЗ |
2005 |
* |
5100,0 |
||
1.6.1. |
Ин- |
УЗ |
2006 |
Транс- |
4763,0 |
||
1.6.2. |
Ин- |
ДЮ |
2006 |
Респу- |
В |
||
1.7. С целью |
Ин- |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
2004 |
2005 |
2006 |
|||||
Проведение |
|||||||
1.7.1. |
Ин- |
ОблУО, |
2005 |
Мест- |
1200,0 |
||
1.7.2. |
Ин- |
ОблУО, |
2005 |
Мест- |
1200,0 |
||
1.7.3. |
Ин- |
ОблУО |
2005 |
Мест- |
3000,0 |
||
2. Лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия |
|||||||
2.1. |
Ин- |
Аки- |
2004- |
Не |
Не |
Не |
|
2.2. |
Ин- |
Аки- |
2004- |
В |
В |
В |
|
2.3. |
Ин- |
УЗ, |
2004- |
Мест- |
50710,0 |
53245,0 |
56121,0 |
2.4. Усилить |
Ин- |
УЗ |
2004- |
Мест- |
998,0 |
998,0 |
998,0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
2004 |
2005 |
2006 |
|||||
3. Интеграция противотуберкулезной службы с другими государственными |
|||||||
3.1. |
Ин- |
УЗ |
2004- |
Не |
Не |
Не |
|
4. Социальная поддержка больных туберкулезом и медицинских работников |
|||||||
4.1. |
Ин- |
Аки- |
2005- |
Мест- |
1320,0 |
1320,0 |
|
4.2. |
Ин- |
УЗ |
2004- |
Мест- |
63295,0 |
66460,0 |
70049,0 |
4.3. |
Ин- |
Аки- |
2004- |
Мест- |
Не |
Не |
Не |
4.4. Обеспечить |
Ин- |
Аки- |
2004- |
Мест- |
Не |
Не |
Не |
4.5. Оплата |
Ин- |
Об- |
2004- |
Мест- |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
2004 |
2005 |
2006 |
|||||
5. Повышение квалификации, уровня знаний специалистов |
|||||||
5.1 . |
Ин- |
УЗ |
2004- |
Мест- |
Не |
Не |
Не |
5.2. |
Ин- |
УЗ |
2004- |
Мест- |
Не |
Не |
Не |
Итого: трансферты из |
1 |
В том числе по |
351 630,0 |
519 980,0 |
441 |
||
Итого: местный бюджет |
488 |
В том числе по |
151 808,0 |
144 713,0 |
191 |
||
Итого: * |
56 |
В том числе по |
- |
56 110,0 |
- |
||
Всего: |
1 |
В том числе по |
503 438,0 |
720 803,0 |
633 |
* Примечание: Прогнозируемые суммы расходов будут рассматриваться при уточнении бюджета 2005 года.
Краткий справочник по написанию наименований государственных органов и использованию терминов и словосочетаний при подготовке плана мероприятий по реализации региональной программы:
УЗ - управление здравоохранения Атырауской области
УВД - управление внутренних дел Атырауской области
ДЮ - департамент юстиции Атырауской области
Обл УО - областное управление образования
НЦПТ - Национальный Центр проблем туберкулеза МЗ РК
ПМСП - первично медико-санитарная помощь;
МСЭК - медико-социальная экспертная комиссия
КУИС МЮ - Комитет уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Республики Казахстан