Сноска. Утратило силу - письмом Атырауского областного маслихата от 3.10.2011 275/1711/-МШ.
Извлечение из письма N 3-2185/06 от 23 мая 2006г.
"Согласно заключения, проведенной повторной юридической экспертизы департаментом юстиции Атырауской области и письма ДРНПА Министерства юстиции Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 44-2-1/и623 направляется список ранее зарегистрированных нормативно-правовых актов, не отвечающие требованиям статьи 38 Закона "Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", и, следовательно, не подлежащие государственной регистрации для внесения соответствующей записи в Базу Данных "Закон"
Приложение на 2 листах.
Начальник ДЮ
...
8) Решение Атырауского областного Маслихата 27 апреля 2005 года N 209-III "О региональной программе развития образования в Атыраускоцй области на 2005-2007 годы" (Зарегистрировано Департаментом юстиции Атырауской области 31 мая 2005 года N 2426.)
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан от 23 января 2004 года N 148 "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" областной маслихат на внеочередной ХІІ сессии решил:
1. Утвердить прилагаемую "Региональную программу развития образования в Атырауской области на 2005-2007 годы", внесенную на сессию постановлением областного акимата от 18 апреля 2005 года N 143 "О региональной программе развития образования в Атырауской области на 2005-2007 годы" (прилагается).
2. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по вопросам социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и по делам молодежи областного маслихата (Ж.Б. Умирбекова).
Председатель ХІІ сессии
областного маслихата
Секретарь областного маслихата
Постановление областного акимата
от 18 апреля 2005 года N 143
О региональной программе развития образования в Атырауской области на 2005-2007 годы
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459 "О Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы" ипостановлением Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2004 года N 1180 "Об утверждении Плана мероприятий на 2005-2007 годы по реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы" акимат области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую региональную программу развития образования в Атырауской области на 2005-2007 годы (далее - Программа) и внести на утверждение очередной сессии областного маслихата.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Мурсалиеву Т.К. - заместителя акима области.
Аким области
Приложение
к постановлению акимата области
от 18 апреля 2005 года N 143
Региональная программа развития образования в Атырауской области на 2005-2007 годы
Содержание
1. Паспорт
2. Введение
3. Анализ современного состояния образования области
4. Цели и задачи Программы
5. Основные направления и механизм реализации Программы
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
8. План мероприятий по реализации региональной программы развития образования в Атырауской области на 2005-2007 годы.
1. Паспорт Программы
Наименование Региональная программа развития образования
в Атырауской области на 2005-2007 годы
Основание для Указ Президента Республики Казахстан от 11
разработки октября 2004 года N 1459 "О Государственной
программе развития образования в Республике
Казахстан на 2005-2010 годы» и постановление
Правительства Республики Казахстан от 11
ноября 2004 года N 1180 "Об утверждении
Плана мероприятий на 2005-2007 годы по
реализации Государственной программы
развития образования в Республике Казахстан
на 2005-2010 годы
Основной Департамент образования Атырауской области
разработчик
Цель Определение основных стратегических
Программы направлений в системе образования области,
модернизация системы многоуровневого
образования
Задачи Повышение качества подготовки высококва-
Программы лифицированных и конкурентоспособных кадров
для всех отраслей экономики
Источники Республиканские, местные бюджеты, иные
финансирования источники финансирования, не запрещенные
законодательством Республики Казахстан
Ожидаемые Совершенствование системы образования
результаты
Срок 2005-2007 годы
реализации
2. Введение
Региональная программа развития образования в Атырауской области на 2005-2007 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459 "О Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2004 года N 1180 "Об утверждении Плана мероприятий на 2005-2007 годы по реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы".
Программа определяет основные направления развития системы образования области на период до 2007 года.
Программа охватывает главные аспекты дошкольного воспитания и обучения, среднего общего, начального и среднего профессионального образования, содержит оценку реального состояния системы образования области, намечает перспективы и конкретные мероприятия для достижения целей.
3. Анализ современного состояния образования области
В области в настоящее время развернута широкая сеть организаций образования, которая включает в себя 86 детских дошкольных учреждений, 193 общеобразовательные школы, 36 внешкольных учреждений, 18 государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, интернатные учреждения общеобразовательного типа и специальные интернаты, специальные учреждения образования для детей с ограниченными возможностями, областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
На сегодняшний день в области проживает 29013 детей дошкольного возраста, 31,6% (9158) которых охвачены дошкольными организациями. По сравнению с 2000 годом охват вырос на 17,1%. Несмотря на рост охвата детей дошкольными организациями, уровень охвата остается низким. По области более 3,5 тысяч детей стоят в очереди на устройство в детский сад. Имеются трудности в охвате детей с ограниченными возможностями дошкольными организациями.
В настоящее время по области в 166 школах и в 57 дошкольных организациях 8770 детей проходят предшкольную подготовку. Процент охвата составляет 90%. Это на 6,3% больше по сравнению с 2000 годом. Предшкольная подготовка полностью обеспечена учебниками и учебно-методическими комплексами.
Воспитательно-образовательный процесс в 86 детских садах осуществляют 1044 педагогических работника, из которых 722 (69,2%) имеют специальное дошкольное образование.
Все еще на низком уровне материально-техническая база дошкольных организаций. 35% детских садов расположены в приспособленных зданиях, в 38 детских садах отсутствует канализация, 4 - с печным отоплением, 2 - в аварийном состоянии. Устарели и выходят из строя мебель, спортивный инвентарь, библиотечный фонд, игрушки; приходят в негодность печатные пособия, наглядные средства обучения, что в свою очередь снижает качество услуг, которые предоставляются детскими садами.
Система среднего образования области включает в себя 193 общеобразовательные школы, в том числе 13 начальных, 21 основных, 159 средних школ с контингентом 108900 учащихся. Кроме того, работают 4 коррекционные специальные школы, 2 вечерние школы работающей молодежи.
В области действуют 48 малокомплектных школ (25% от общего количества школ). В них обучаются 6339 учащихся. Ввиду отдаленности школ от мест проживания организован подвоз 962 детей.
Функционируют 130 (67,4%) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 58 (30,1%) школ с казахским и русским языками обучения. Увеличивается контингент учащихся школ с казахским языком обучения.
В области работают 12846 педагогических работников, из них 9,4 тысячи имеют высшее образование, более 2,5 тысяч - средне-специальное. 31,4% всех педработников имеют высшую и первую квалификационные категории.
В республике продолжается процесс внедрения учебников нового поколения, которыми полностью обеспечены общеобразовательные школы области. Для обеспечения учащихся общеобразовательных школ области учебной литературой в 2004 году выделено бюджетом 228 миллионов тенге.
В 4 районах открыты кабинеты коррекции, что позволило обеспечить выявление детей, нуждающихся в лечении и специальном обучении.
В области работают 7 интернатных учреждений, 22 интерната при общеобразовательных школах, в которых обучаются и воспитываются 3693 учащихся, в том числе дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, из малообеспеченных и многодетных семей, с девиантным поведением. В детском доме "Акбота" воспитываются 146 детей, находящихся на полном государственном обеспечении.
В области координирует детская деревня семейного типа и дом юношества "Шанырак", где условия жизни приближены к семейным. Получает развитие патронатное воспитание.
Вместе с тем в среднем общем образовании обозначились проблемы, требующие своего решения.
Эксплуатация устаревших и отсутствие современных учебной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах) не позволяют выполнять в полном объеме требования государственного общеобязательного стандарта образования и негативно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков.
На сегодня 64 школы, то есть 32,5% от всего количества школ области находятся в приспособленных зданиях, 26 школ находятся в аварийном состоянии. Есть школы, имеющие печное отопление, 74 школы пользуются привозной водой. 28 населенных пунктов области, в которых живут 1540 детей школьного возраста, не имеют общеобразовательной школы.
Дефицит ученических мест по области составляет 20912. Обеспеченность ученическими местами составляет 80,8%. По области 11 школ ведут занятия в 3 смены, где обучаются 12017 учащихся или 11,0% от всего количества учащихся. В третью смену обучаются 1000 учащихся, что составляет 0,9% от всего контингента школьников области.
Систему начального и среднего профессионального образования Атырауской области представляют 13 профессиональных школ и лицеев, 4 государственных, 1 ведомственный и 5 негосударственных колледжа с общим контингентом 10152 учащихся. Во всех районах, кроме Исатайского района, функционирует профессиональные школы (лицеи).
Развитие нерегулируемого рынка образовательных услуг, отсутствие социального партнерства между работодателем и системой начального и среднего профессионального образования привели к диспропорции в подготовке кадров по секторам экономики. Наблюдается увеличение подготовки кадров для сферы обслуживания и непроизводственного сектора, в то время как потребность в технических, строительных специальностях остается неудовлетворенной.
Из 13 профессиональных школ и лицеев только 4, расположенных в сельской местности, находятся в типовых зданиях. Остальные 9 профессиональных школ и 5 колледжей находятся в приспособленных зданиях. Учебно-материальная база учебных заведений устарела. Оборудования кабинетов и лабораторий не отвечают современным требованиям подготовки кадров. Не хватает учебников и учебно-методической литературы на государственном языке, что создает слабую конкурентоспособность молодых рабочих и специалистов-выпускников профессиональных школ, лицеев и колледжей на рынке труда.
Во всех профессиональных учебных заведениях, расположенных в городе Атырау,
отсутствуют общежития. В результате многие желающие, особенно молодежь из сельской местности, не могут обучаться в учебных заведениях профессионального образования.
Слаба материальная база областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Отсутствие общежития, кабинета, подключенного к сети "Интернет", не позволяют внедрять в практику дистанционное обучение педагогических работников.
В настоящее время доступ к сети Интернет имеют 164 общеобразовательных школ (82,3%) и 16 организаций профессионального образования.
Во многих школах функционируют компьютеры устаревших марок. Требуют замены и доукомплектования компьютерами организации образования.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является определение основных стратегических направлений в системе образования области, модернизация системы многоуровневого образования.
Основными задачами Программы являются:
переход на 12-летнее среднее общее образование;
повышение качества подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для всех отраслей экономики;
интеграция с мировым образовательным пространством;
внедрение национальной системы оценки качества образования;
совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;
укрепление материально-технической базы организаций образования;
привлечение ресурсов секторов экономики для повышения качества образования;
создание социальных условий для педагогических работников.
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
Для реализации поставленных задач необходимо:
привести материально-техническую базу, предметно-пространственную среду и учебно-методическое обеспечение организаций образования в соответствие с современными социально-экономическими условиями и требованиями учебно-воспитательного процесса;
совершенствовать структуру и содержание профессиональных образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней образования;
обеспечить преемственность уровней образования по содержанию и продолжительности обучения.
В целях удовлетворения возрастающих потребностей населения в услугах дошкольного воспитания и обучения необходимо:
восстановление детских садов, расширение сети дошкольных организаций;
создание дошкольных организаций разного профиля;
обновление и укрепление материально-технической базы дошкольных организаций образования;
охват детей пятилетнего возраста программами предшкольной подготовки на базе общеобразовательных школ и дошкольных организаций в целях создания равных стартовых условий для обучения в школе.
В среднем общем образовании будет осуществлен переход на 12-летнее обучение, включающее в себя три ступени:
первая ступень - начальное общее образование;
вторая ступень - основное общее образование;
третья ступень - среднее общее образование.
Для развития общего среднего образования необходимо:
строительство общеобразовательных школ;
внедрение новых педагогических, информационных технологий обучения;
внедрение дистанционного обучения;
создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями в развитии;
совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми;
развитие международных связей в области образования;
развитие сельских школ в целях полноценного и качественного обучения;
укрепление и развитие сети организаций дополнительного образования.
Для развития начального профессионального и среднего профессионального образования предполагаются:
развитие и расширение сети организаций профессионального образования, укрепление материально-технической базы;
переподготовка и повышение квалификации инженерно-педагогических работников и мастеров производственного обучения;
обмен опытом зарубежными учебными заведениями в области подготовки конкурентоспособных кадров;
участие в разработке и внедрение учебников и учебно-методических комплексов;
информатизация организаций начального профессионального и среднего профессионального образования.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Реализация Программы будет осуществляться из следующих источников:
1) местного бюджета;
2) республиканского бюджета;
Предполагается привлечение технической и грантовой помощи международных организаций, спонсорской поддержки неправительственных организаций, общественных фондов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Реализация Программы требует финансирования из средств местного бюджета:
в 2005 году 248,5 миллионов тенге;
в 2006 году 326,3 миллионов тенге;
в 2007 году 313,3 миллионов тенге.
из республиканского бюджета требуется средств:
в 2005 году 507,4 миллионов тенге;
в 2006 году 686,0 миллионов тенге;
в 2007 году 792,2 миллионов тенге.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
В системе дошкольного воспитания и обучения будет расширена сеть дошкольных организаций за счет восстановления, строительства детских садов.
В системе общего среднего, начального и среднего профессионального образования будут внедрены новые педагогические и информационные технологии обучения.
8. План мероприятий по реализации региональной программы развития образования в Атырауской области на 2005-2007 годы
№ |
Мероприятие |
Форма завершения |
Ответственные за исполнение (реализацию) |
Срок исполнения (реализации) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Выделение целевых трансфертов на содержание вновь вводимых объектов образования |
Акт приемки |
Акимы города Атырау и районов |
ежегодно |
2 |
Персональный учет детей дошкольного возраста по |
Информация |
ДО |
ежегодно |
3 |
100% охват детей 5-6 лет предшкольной подготовкой |
Информация в МОН |
Акимы города Атырау и районов |
ежегодно |
4 |
Открытие 2-х модельных предшкольных классов в школах, 2-х модельных групп в дошкольных организациях на основе методики "Шаг за шагом" (в каждом |
Информация |
Акимы города Атырау и районов |
ежегодно |
5 |
Создание регионального банка данных педагогических кадров дошкольных организаций и научного потенциала области |
Приказ ДО |
ИПК |
2005 |
6 |
Проведение качественного и своевременного учета детей школьного возраста |
Информация в МОН |
Акимы города Атырау и районов |
ежегодно |
7 |
Расширение охвата бесплатным горячим питанием детей из малообеспеченных семей за счет фонда всеобуча |
Информация в МОН |
Акимы города Атырау и районов |
ежегодно |
8 |
Создание условий для организаций подвоза учащихся |
Информация |
Акимы города Атырау и районов |
ежегодно |
9 |
Разработка плана мероприятий Атырауской области по переходу на 12-летнее среднее общее образование |
Приказ ДО |
Акимы города |
2005 |
10 |
Участие в разработке государственных общеобразовательных стандартов, учебных программ по предметам и дисциплинам с учетом перехода на 12-летнее среднее образование |
Приказ ДО |
ДО, ИПК |
ежегодно |
11 |
Приобретение и доставка учебников и учебно-методических пособий для организаций образования |
Акт приемки |
Акимы |
ежегодно |
12 |
Содержание типовых штатов государственных учреждений |
Информация в МОН |
Акимы города Атырау и районов |
ежегодно |
13 |
Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников |
Приказ ДО |
ДО, ИПК |
ежегодно |
14 |
Социальная защита педагогических работников и закрепление квалифицированных специалистов в сельской местности |
Информация |
Акимы |
2005-2007 |
15 |
Приобретение компьютерной техники для организаций образования |
Информация |
Акимы города Атырау и районов, |
2006-2007 |
16 |
Подключение к сети Интернет организаций образования и оплата трафика |
Информация Правительству Республики Казахстан |
Акимы города Атырау и районов, ДО |
ежегодно |
17 |
Внедрение в систему образования технологии дистанционного обучения |
Информация |
Акимы города Атырау и районов, ДО |
ежегодно |
18 |
Информатизация |
Информация |
Акимы города Атырау и районов, ДО |
ежегодно |
19 |
Проведение государственной аттестации организаций образования на местном уровне |
Информация |
Акимы |
ежегодно |
20 |
Проведение единого национального тестирования |
Информация |
Акимы |
ежегодно |
21 |
Проведение промежуточного государственного контроля качества знаний школьников |
Информация в МОН |
Акимы города Атырау и районов, ДО |
ежегодно |
Итого за счет средств из трансферта республиканского бюджета |
||||
Итого за счет средств из местного бюджета |
(продолжение таблицы)
N |
Предполагаемые расходы (млн. тенге) |
Источники финансирования |
||||||||||
Трансферты из республиканского бюджета |
Местный бюджет |
Трансферты из республиканского бюджета |
Местный бюджет |
|||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
1 |
419,7 |
556,9 |
611,2 |
419,7 |
556,9 |
611,2 |
||||||
2 |
||||||||||||
3 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
||||||
4 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
||||||
5 |
||||||||||||
6 |
||||||||||||
7 |
||||||||||||
8 |
||||||||||||
9 |
||||||||||||
10 |
||||||||||||
11 |
15,0 |
7,7 |
9,0 |
213,9 |
15,0 |
7,7 |
15,0 |
7,7 |
9,0 |
213,9 |
213,9 |
213,9 |
12 |
42,0 |
88,3 |
139,0 |
42,0 |
88,3 |
139,0 |
||||||
13 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
||||||
14 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
||||||
15 |
30,2 |
24,6 |
30,2 |
24,6 |
||||||||
16 |
10,7 |
13,1 |
13,0 |
6,0 |
14,7 |
13,8 |
10,7 |
13,1 |
13,0 |
6,0 |
14,7 |
13,8 |
17 |
||||||||||||
18 |
9,8 |
48,7 |
42,2 |
9,8 |
48,7 |
42,2 |
||||||
19 |
||||||||||||
20 |
||||||||||||
21 |
||||||||||||
итого |
507,4 |
686,0 |
792,2 |
507,4 |
686,0 |
792,2 |
||||||
248,5 |
326,3 |
313,3 |
248,5 |
326,3 |
313,3 |
Примечание: Расшифровка буквенных аббревиатур:
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
ДО - Департамент образования Атырауской области
ИПК - Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров