Об утверждении Инструкции о проведении государственной аттестации организаций образования

Утративший силу

Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 июля 2006 года N 415. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 августа 2006 года N 4350. Утратил силу приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 марта 2008 года N 109.

       Сноска. Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 июля 2006 года N 415 утратил силу приказом и.о. Министра образования и науки РК от 05.03.2008  N 109  (порядок введения в действие см.  п.4 ).

      В соответствии с  Законом  Республики Казахстан "Об образовании", постановлениями Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2006 года  N 216  "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 1999 года N 1305" и от 28 октября 2004 года  N 1111  "Вопросы Министерства образования и науки Республики Казахстан"  ПРИКАЗЫВАЮ :

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о проведении государственной аттестации организаций образования.

      2. Признать утратившим силу  приказ  Министра образования и науки Республики Казахстан "Об утверждении Инструкции о проведении государственной аттестации организаций образования" от 13 февраля 2003 года N 79 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов N 2192).

      3. Председателю Комитета по надзору и аттестации в сфере образования и науки Абдрасилову Б.С. представить в установленном порядке настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня официального опубликования.

      5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

       И.о. министра  

Утверждена            
Приказом и.о. Министра
образования и науки   
Республики Казахстан  
от 28 июля 2006 г.    
N 415                 

  Инструкция о проведении
государственной аттестации организаций образования

1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция о проведении государственной аттестации организаций образования (далее - Инструкция) разработана в соответствии с  Законом  Республики Казахстан "Об образовании",   постановлением  Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2006 года N 216 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 1999 года N 1305" и Положением о Комитете по надзору и аттестации в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, утвержденным  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года N 1111.

      2. Инструкция устанавливает единые требования к процедуре организации и проведения государственной аттестации (далее - аттестация) дошкольных и внешкольных организаций и организаций образования, реализующих основные и дополнительные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

      3. Аттестацию организаций образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (за исключением медицинских и фармацевтических организаций образования), дающих высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование, а также подведомственных организаций образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и специализированные образовательные программы организует и проводит Комитет по надзору и аттестации в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - Комитет).

      4. Аттестацию юридических лиц, реализующих основные и дополнительные образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального образования, специальные и специализированные образовательные программы, а также дошкольных и внешкольных организаций проводят местные исполнительные органы города республиканского значения и столицы.

      5. Аттестацию юридических лиц, реализующих основные и дополнительные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, специализированные и специальные образовательные программы, а также программы дополнительного образования для детей и юношества по спорту проводит местный исполнительный орган области.

      6. Аттестацию юридических лиц, реализующих основные и дополнительные образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования (за исключением специальных и специализированных образовательных программ, программ дополнительного образования для детей и юношества по спорту), а также дошкольных и внешкольных организаций проводят местные исполнительные органы района (города областного значения).

      7. Аттестация международных организаций образования и организаций образования, создаваемых на территории Республики Казахстан другими государствами или их юридическими и физическими лицами, филиалов зарубежных организаций образования проводится в том же порядке, что и для организаций образования Республики Казахстан, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

      8. Аттестация организаций образования, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности, проводится на государственном и/или официальном языках Республики Казахстан.

      9. Аттестация филиалов организаций образования проводится в составе организации образования в порядке, предусмотренном для организаций образования.

      10. Первая аттестация проводится во вновь созданных:
      1) организациях образования, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования - через четыре года;
      2) организациях образования, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования - не позже года первого выпуска специалистов соответствующего уровня;
      3) дошкольных и внешкольных организациях - через три года.

      11. Последующие аттестации организации образования проводятся с периодичностью не более одного раза в пять лет.
      Организации образования, в которых количество обучающихся, не прошедших промежуточный государственный контроль, превышает предельное количество, установленное центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования, подлежат внеочередной государственной аттестации в течение следующего учебного года.

      12. При проведении аттестации организации образования определяются:
      1) выполнение организацией образования государственных общеобязательных стандартов образования соответствующего уровня;
      2) соблюдение организацией образования квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании образовательной деятельности;
      3) соблюдение организацией образования в своей деятельности требований нормативных правовых актов в области образования.

      13. Объектами изучения при проведении аттестации являются:
      1) уровень качества предоставляемых образовательных услуг;
      2) учебно-методический, воспитательный процессы;
      3) методы и технологии обучения и воспитания;
      4) требования к квалификации кадров;
      5) уровень информатизации;
      6) инновационные технологии обучения (кредитная система обучения, технологии дистанционного обучения);
      7) требования к организациям образования (кадровый состав, финансово-экономическая устойчивость, материально-техническая и социальная база, технические средства обучения, информационно-библиотечная база, научно-исследовательская и производственные базы, базы для подготовки педагогических кадров и кадров высшей научной квалификации, базы для прохождения производственной практики);
      8) основные направления работ (административно-организационная работа, методическая работа, учебно-методическая работа, деятельность по управлению качеством образования, научно-методическая работа, научно-исследовательская работа, воспитательная работа, подготовка кадров высшей научной квалификации и переподготовка научно-педагогических кадров, международное сотрудничество, деятельность по трудоустройству выпускников, профориентационная работа);
      9) система управления качеством образования.

      14. Основными методами и приемами сбора информации для проведения аттестации организаций образования являются:
      1) визуальный осмотр материально-технической базы и объектов социального обеспечения;
      2) изучение документации организации образования и ее подразделений с целью проверки соблюдения требований законодательства в области образования и науки (в том числе, организационного, образовательного и воспитательного процессов, планирования научно-исследовательской работы, учета, хранения и выдачи документов строгой отчетности, приказов по приему преподавателей и сотрудников на работу, студенческого контингента);
      3) анализ показателей учебного процесса, организации образовательного процесса;
      4) анализ результатов Единого национального тестирования, Промежуточного государственного контроля, итоговой государственной аттестации выпускников;
      5) выборочное анкетирование обучающихся, преподавателей, сотрудников и родителей обучающихся и воспитанников, выпускников и работодателей;
      6) посещение учебных занятий;
      7) беседы с обучающимися, преподавателями и сотрудниками;
      8) проведение проверок знаний и умений обучающихся (комплексное тестирование, контрольные работы, эссе, проектные задания, сочинения).

      15. Аттестация осуществляется в целом по организации образования, кроме того, для организаций образования, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования также и в разрезе специальностей (профессий).

      16. Расходы на проведение аттестации организаций образования осуществляются за счет бюджетных средств.

  2. Организация и проведение аттестации

      17. Аттестация организации образования проводится в соответствии с графиками проведения аттестации, утвержденными Комитетом и местными исполнительными органами.

      18. Графики проведения аттестации юридических лиц, реализующих основные и дополнительные образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального образования, специальные и специализированные образовательные программы, а также дошкольных и внешкольных организаций на следующий календарный год утверждаются местными исполнительными органами города республиканского значения и столицы, области и района (города областного значения) (далее - местные исполнительные органы) до 25 мая и до 1 июня представляются в Комитет в электронном варианте.

      19. Графики проведения аттестации организаций образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (за исключением медицинских и фармацевтических организаций образования), дающих высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование, а также подведомственных организаций образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и специализированные образовательные программы на следующий календарный год утверждаются Комитетом до 1 июня текущего года.

      20. Графики проведения аттестации доводятся до организаций образования не позднее, чем за три месяца до проведения аттестации.

      21. В утвержденные графики могут быть внесены изменения и (или) дополнения на основании:
      1) письменных обращений организаций образования с приведением мотивированных заключений о необходимости переноса срока аттестации;
      2) реорганизации организаций образования с образованием новых юридических лиц;
      3) результатов промежуточного государственного контроля.

      22. В случае внесения изменений и/или дополнений в утвержденные графики аттестации организации образования должны быть извещены об этом в сроки, не позднее чем за три месяца до начала аттестации.

      23. Организации образования, которые подлежат государственной аттестации, в соответствии с графиками государственной аттестации, не позднее месячного срока до начала государственной аттестации представляют в Комитет или местные исполнительные органы областей, города республиканского значения и столицы, районов (городов областного значения) документы, включающие следующие качественные и количественные характеристики организации образования: общая характеристика, кадровый потенциал, административно-управленческий персонал, финансово-экономическая устойчивость, учебно-методическая работа, научно-исследовательская деятельность, информационное и библиотечное обеспечение учебного процесса, воспитательная работа, материально-техническая и социальная база, система управления качеством образования, деятельность центра содействия трудоустройству, международное сотрудничество, результаты оценки знаний обучающихся; копии: лицензии, свидетельства о регистрации, устава.
      Комитет, местные исполнительные органы осуществляют анализ представленных материалов.

      24. Для проведения аттестации Комитет, местные исполнительные органы формируют аттестационные комиссии (далее - Комиссии).

      25. Составы Комиссий утверждаются приказами Комитета, постановлениями местных исполнительных органов не позднее, чем за 20 дней до начала аттестации организаций образования.
      Председателями Комиссий назначаются представители Комитета, местных исполнительных органов.

      26. В состав Комиссий включаются:
      1) представители государственных органов в области образования;
      2) представители государственных органов, в ведении которых находятся организации образования;
      3) представители организаций образования, родительской общественности, неправительственных и общественных организаций.

      27. Срок проведения аттестации организации образования - не более 10 дней.
      Комитет и местные исполнительные органы вправе продлить указанный срок на основании мотивированных заявлений аттестационных комиссий, но не более чем на три дня.

      28. Председатель Комиссии на расширенном внеочередном заседании Ученого (Педагогического) совета представляет членов комиссии и распределяет между ними конкретные задания по комплексному изучению направлений деятельности организации образования.

      29. Оповещение о работе комиссии и подготовка соответствующих письменных объявлений возлагается на руководителя организации образования.

      30. Комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Республики Казахстан, регламентирующими деятельность организаций образования и осуществление государственного контроля за качеством образования.
      Председатель Комиссии обеспечивает членов Комиссии всеми необходимыми нормативными правовыми актами.

      31. В процессе работы члены Комиссии информируют председателя Комиссии о ходе изучения вопросов аттестации и передают ему справки с подробным анализом показателей деятельности организации образования с указанием выявленных недостатков и нарушений положений соответствующих нормативных правовых актов, рекомендациями по их устранению и выводами.

      32. При аттестации внешкольных организаций образования и организаций образования, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования, проверка знаний и умений (комплексное тестирование, контрольные работы, эссе, проектные задания, творческие задания, сочинения) обучающихся выпускных классов проводится комиссиями, созданными местными исполнительными органами.
      33. При аттестации организаций образования, реализующих программы среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, Комиссией проводятся проверки знаний и умений (комплексное тестирование, контрольные работы, эссе, проектные задания, творческие задания, сочинения) обучающихся выпускных курсов.

      34. Согласно утвержденным графикам организации образования, реализующие образовательные программы среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, представляют в Комитет или местные исполнительные органы перечень всех предметов, входящих в циклы базовых и профильных дисциплин, которые будут уже изучены обучающимися к моменту проведения государственной аттестации.

      35. Перечень дисциплин, по которым будет осуществляться комплексное тестирование обучающихся, определяется Комитетом и местными исполнительными органами, в зависимости от выбранной специальности за 20 дней до начала аттестации в соответствии с выбранной специальностью.

      36. Наряду с комплексным тестированием контроль знаний и умений обучающихся осуществляется комиссией в форме контрольных работ и других видов контрольных срезов знаний и умений.

      37. Процедура комплексного тестирования и иных видов контроля знаний и умений обучающихся осуществляется на выпускном курсе дневной формы обучения.
      При отсутствии обучающихся дневной формы обучения на выпускном курсе или когда количество обучающихся по вечерней и заочной формам обучения составляет более 50 % от общего контингента комплексное тестирование и контрольные работы выполняют также обучающиеся по этим формам обучения.

      38. Перечень специальностей, по которым обучающиеся выполняют письменные контрольные работы, определяется Комитетом за 10 дней до начала аттестации.

      39. Комиссия определяет контингент обучающихся численностью 50 человек по каждой специальности для проведения проверки знаний и умений пропорционально соотношению количества обучающихся на "отлично", "хорошо", "удовлетворительно".
      В случае, когда численность обучающихся по специальности составляет не более 50 человек, то контрольные работы выполняют все обучающиеся.

      40. Контрольный срез знаний и умений обучающихся осуществляется по одной из профильных дисциплин, входящих в перечень предметов для комплексного тестирования, которая определяется Комитетом за 20 дней до начала аттестации.
      В репрезентативных контрольных работах студент письменно излагает ответы на пять вопросов.

      41. Проверка проведенных контрольных работ и их оценка по четырех бальной системе осуществляется совместной комиссией утвержденной председателем государственной аттестационной комиссии.
      В состав совместной комиссии входят: председатель и член аттестационной комиссии и один преподаватель организации образования.
      При неправильном ответе хотя бы на два из пяти вопросов, студент получает неудовлетворительную оценку.

      42. Шкала оценок при комплексном тестировании (в процентном соотношении) определяется следующим образом:
      "отлично" - 88-100 %
      "хорошо" - 75-87 %
      "удовлетворительно" - 60-74 %
      "неудовлетворительно" - менее 60 % правильных ответов от числа вопросов в экзаменационном материале.

      43. В дошкольных организациях комплексное тестирование заменяется анкетированием сотрудников и родителей.
      Во внешкольных и специальных организациях образования (спортивных, военных, искусств, психолого-медико-педагогических) могут использоваться иные формы контроля знаний, в том числе, контрольные работы, прослушивания, просмотры, спортивные замеры.

      44. Анализ результатов комплексного тестирования и других форм контрольного среза знаний и умении обучающихся и воспитанников, анкетирования сотрудников и родителей осуществляется Комиссией.

      45. При отсутствии на момент аттестации обучающихся на выпускном курсе аттестационная комиссия осуществляет по данной специальности (профессии) проверку соответствия образовательной деятельности лицензионным требованиям.

      46. При проведении анкетирования и других видов опроса комиссия привлекает студенческие, молодежные и общественные организации.
      Результаты анкетирования и других видов опроса учитывается при комплексной оценке деятельности организации образования.

  3. Подведение итогов аттестации

      47. Председатель Комиссии обобщает результаты проверки всех подразделений и готовит заключение Комиссии об итогах государственной аттестации (далее - Заключение), которое должно включать следующие разделы:
      1) общая характеристика организации образования;
      2) анализ кадрового потенциала;
      3) анализ деятельности административно-управленческого персонала;
      4) финансово-экономическая устойчивость;
      5) учебно-методическая работа;
      6) научно-исследовательская деятельность;
      7) информационное и библиотечное обеспечение учебного процесса;
      8) творческая деятельность (для организаций образования искусств);
      9) воспитательная работа;
      10) материально-техническая и социальная база;
      11) аттестация специальностей и профессий;
      12) система управления качеством образования;
      13) деятельность центра содействия трудоустройству;
      14) международное сотрудничество;
      15) результаты анкетирования;
      16) результаты оценки знаний обучающихся;
      17) недостатки и замечания;
      18) выводы и предложения.

      48. Заключение подписываются председателем и всеми членами Комиссии. Член Комиссии, имеющий мнение, не совпадающее с выводами Комиссии, излагает его в письменной форме и прилагает к Заключению.
      В случае возникновения разногласий, при равенстве голосов членов Комиссии голос председателя Комиссии является решающим.

      49. Председатель Комиссии информирует Ученый или Педагогический совет о результатах государственной аттестации организации образования.
      Второй экземпляр Заключения передается руководителю организации образования, что подтверждается его подписью.

      50. К Заключению прилагаются:
      1) основные показатели деятельности организации образования;
      2) структура учебных и научных подразделений организации образования;
      3) сведения о руководящем составе организации образования;
      4) сведения о контингенте обучающихся по формам обучения и специальностям;
      5) количественная и качественная характеристика профессорско-преподавательского, педагогического состава организации образования;
      6) копия Устава организации образования;
      7) все таблицы и результаты анкетирования;
      8) результаты комплексного тестирования и контрольных работ;
      9) копия свидетельства о государственной регистрации;

      51. Комиссия вправе принимать следующие мотивированные решения:
      1) аттестовать;
      2) не аттестовать.

      52. Решение "аттестовать" организацию образования принимается, если:
      1) образовательная деятельность полностью соответствует требованиям государственных общеобязательных стандартов соответствующего уровня образования и квалификационным требованиям, предъявляемым при лицензировании образовательной деятельности;
      2) по результатам комплексного тестирования обучающихся, а также выполнения контрольных работ, при участии не менее 95 % от их списочного состава, не менее 70 % из них получили положительные оценки;

      53. Решение "не аттестовать" принимается в случае невыполнения организацией образования хотя бы одного из условий аттестации, указанных в пункте 52 настоящей инструкции. 

      54. Решение Комиссии подлежит утверждению приказами Комитета, местных исполнительных органов не позднее десяти дней после его вынесения.

      55. Решение Комиссии не может быть пересмотрено исполнительными органами.

      56. Факт аттестации организации образования, реализующей образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, дает ей право пройти процедуру аккредитации.

      57. В случае неаттестации организаций образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, из-за несоблюдения квалификационных требований и  низкого уровня знаний обучающихся, приостанавливается действие лицензии по соответствующим специальностям сроком до шести месяцев.
      Факт неаттестации организаций образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, из-за несоблюдения квалификационных требований, требований государственных общеобязательных стандартов образования, нарушения законодательства Республики Казахстан в области образования является основанием для отзыва лицензии организации образования по неаттестованным специальностям и для приостановления действия лицензии организации образования до момента возвращения отозванных лицензий лицензиару.

      58. В случае приостановления лицензиаром действия лицензии на право ведения образовательной деятельности по истечении срока приостановления действия лицензии лицензиаром создается комиссия по проверке устранения недостатков, выявленных в ходе проведения аттестации.
      В ходе проверки проводится повторная проверка знаний обучающихся выпускных курсов по тем специальностям, по которым процент положительных оценок обучающихся во время аттестации оказался ниже порогового уровня.

      59. Расходы на проведение проверки устранения недостатков осуществляются за счет бюджетных средств.

      60. Комиссия готовит справку по результатам проверки устранения недостатков, выявленных в ходе проведения аттестации, в которой отражается проделанная организацией образования работа по устранению недостатков, делаются соответствующие выводы и рекомендации.

      61. На основании рекомендаций комиссии по проверке устранения недостатков Комитетом или местными исполнительными органами издаются соответствующие приказы или постановления .

      62. После издания приказа об отзыве лицензии по отдельным специальностям, организация образования должна до начала следующего семестра переоформить приложение к лицензии у лицензиара с учетом приказа.
      При неисполнении организацией образования данного требования она будет рассматриваться как юридическое лицо, осуществляющее безлицензионную образовательную деятельность, о чем направляется информация в соответствующие государственные органы.

      63. В случае отзыва лицензии по всем специальностям, выданной им ранее на право ведения образовательной деятельности, данные организации образования, независимо от форм собственности, ведомственной подчиненности подлежат ликвидации в установленном порядке.

      64. В случае, если количество аттестованных специальностей не соответствует квалификационным требованиям, устанавливающим вид организации образования, учредители приводят юридический статус организации образования в соответствии с установленными требованиями.

      65. Решения аттестационных комиссий могут быть обжалованы организациями образования в установленном законодательством порядке.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.