Сноска. Утратило силу постановлением Правления Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 26.09.2009 № 209 (вводится в действие с 29.03.2010).
В целях реализации Закона Республики Казахстан от 19 февраля 2007 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав миноритарных инвесторов", Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство) ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. В настоящем постановлении используются следующие понятия:
1) диверсификация - размещение активов Организации в различные финансовые инструменты, разрешенные законодательством Республики Казахстан, с целью снижения риска уменьшения их стоимости;
2) ценовой риск - риск возникновения убытков вследствие изменения стоимости финансовых инструментов, возникающий в случае изменения условий финансовых рынков, влияющих на рыночную стоимость финансовых инструментов;
3) бэк-офис - подразделение Организации, основной функцией которого является исполнение сделок с финансовыми инструментами, регистрация совершенных операций во вспомогательном учете на основании первичных документов, полученных от фронт-офиса, учет финансовых инструментов и денег Организации;
4) бэк-тестинг - методы проверки эффективности процедур измерения рисков с использованием исторических данных по Организации и сравнением рассчитанных результатов с текущими (фактическими) результатами от совершения указанных операций;
5) валютный риск - риск возникновения убытков, связанный с изменением курсов иностранных валют при осуществлении Организацией своей деятельности. Опасность убытков возникает из-за переоценки позиций по валютам в стоимостном выражении;
6) гэп - методы измерения процентного риска и риска потери ликвидности на основе сравнения объема активов и обязательств Организации, подверженных изменениям ставок вознаграждения или подлежащих погашению в течение определенных сроков;
7) страновой (трансфертный) риск - риск возникновения убытков вследствие неплатежеспособности или нежелания иностранного государства или резидента иностранного государства отвечать по обязательствам перед Организацией по причинам, не связанным с финансовыми рисками;
8) клиент - лицо, пользующееся или намеренное воспользоваться услугами профессионального участника рынка ценных бумаг;
9) активы клиента (для брокеров) - совокупность активов финансового рынка и иного имущества, находящихся в собственности клиента и предназначенных для заключения брокером сделок по поручению, за счет и в интересах клиента;
10) активы клиента (для управляющих инвестиционным портфелем) - совокупность активов финансового рынка и иного имущества, находящихся в управлении у управляющего инвестиционным портфелем;
11) кредитный риск - риск возникновения убытков вследствие неуплаты заемщиком (эмитентом) основного долга и вознаграждения, причитающихся кредитору (инвестору), в установленный условиями выпуска ценной бумаги срок (облигации, государственные обязательства и другие), а также по привилегированным акциям (в части фиксированных обязательств по выплате дивидендов). Кредитный риск также включает риск потерь, возникающих в связи с невыполнением партнером обязательств по свопам, опционам и в период урегулирования расчетов по ценным бумагам;
12) правовой риск - риск возникновения убытков вследствие нарушения организацией требований законодательства Республики Казахстан либо несоответствия практики Организации его внутренним документам, а в отношениях с нерезидентами Республики Казахстан - законодательств других государств;
13) операционный риск - риск возникновения убытков вследствие нарушения (несоблюдения) Организацией требований к организации внутреннего контроля. Операционный риск также включает риски, связанные с возникновением существенных сбоев в операционных (компьютерных) системах, превышения установленных лимитов, мошенничества при совершении операций с ценными бумагами или в ходе работы бэк-офиса, ошибками операторов;
14) риск потери ликвидности - риск, связанный с возможным невыполнением либо несвоевременным выполнением Организацией своих обязательств. Риск ликвидности ценных бумаг как активов определяется их способностью быть проданными быстро, с низкими издержками и по приемлемым ценам;
15) процентный риск - риск возникновения убытков вследствие неблагоприятного изменения ставок вознаграждения, включающий:
риск возникновения убытков из-за несоответствия сроков возврата и погашения размещенных активов и привлеченных обязательств (при фиксированных ставках вознаграждения);
базисный риск, связанный с применением различных методов начисления и корректировки получаемого и уплачиваемого вознаграждения по ряду инструментов, которые при прочих равных условиях имеют сходные ценовые характеристики;
16) рыночный риск - риск возникновения убытков, связанных с неблагоприятными движениями финансовых рынков. Рыночный риск имеет макроэкономическую природу, то есть источниками рыночных рисков являются макроэкономические показатели финансовой системы;
17) система управления рисками - процесс, включающий четыре основных элемента: оценка риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска;
18) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций;
19) Организация - брокеры, дилеры и управляющие инвестиционным портфелем, понятия которых определены Законом Республики Казахстан от 2 июля 2003 года "О рынке ценных бумаг";
20) стресс-тестинг - методы измерения потенциального влияния на финансовое положение Организации исключительных, но возможных событий, которые могут оказать влияние на деятельность Организации;
21) фронт-офис - подразделение Организации, основной функцией которого является заключение сделок с финансовыми инструментами;
22) система внутреннего контроля - элемент системы управления рисками, представляющий совокупность процедур и политик внутреннего контроля, обеспечивающих реализацию накопительным пенсионным фондом долгосрочных целей рентабельности и поддержания надежной системы финансовой и управленческой отчетности, способствующей соблюдению законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов уполномоченного органа, политики Организации, внутренних правил и процедур, снижению риска убытков или репутации Организации;
23) "stop-loss"- политика установления лимитов, предельно допустимый уровень потерь по операциям с финансовыми инструментами.
2. Система управления рисками для Организаций предусматривает соблюдение требований к:
1) организации системы управления рисками в соответствии с приложением 1 к настоящему постановлению;
2) практике проведения операций с финансовыми инструментами в соответствии с приложением 2 к настоящему постановлению;
3) функционированию информационных систем и систем управленческой информации в соответствии с приложением 3 к настоящему постановлению.
3. Система управления рисками обеспечивается соответствием Организации требованиям, указанным в приложениях 1-3 к настоящему постановлению.
4. Базовые критерии требований, обязательные для выполнения Организацией, определены в приложении 4 к настоящему постановлению.
5. Дополнительные критерии требований, обязательные для выполнения Организацией, определены в приложении 5 к настоящему постановлению.
6. Организация ежегодно, не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный орган подготовленный отчет по оценке выполнения требований, установленных настоящим постановлением.
Данный отчет содержит:
1) полный перечень требований и критериев требований к наличию системы управления рисками;
2) оценку по соответствию (несоответствию) Организации каждому требованию и критерию требования к наличию систем управления рисками, в том числе подробно определяющую соответствие Организации указанным требованиям;
3) недостатки в системе управления рисками Организации, в том числе по требованиям и критериям требований к наличию систем управления рисками;
4) необходимые мероприятия по устранению недостатков в системе управления рисками.
7. Организациям, осуществляющим брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению инвестиционным портфелем, в срок:
1) до 1 января 2009 года обеспечить выполнение базовых критериев требований, определенных в приложении 4 к настоящему постановлению;
2) до 1 января 2010 года обеспечить выполнение дополнительных критериев требований, определенных в приложении 5 к настоящему постановлению.
8. Настоящее постановление вводится в действие по истечении четырнадцати календарных дней со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
9. Настоящее постановление не распространяется на накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банки второго уровня.
10. Департаменту стратегии и анализа (Бубеев М.С.):
1) совместно с Юридическим департаментом (Байсынов М.Б.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления;
2) в десятидневный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящее постановление до сведения заинтересованных подразделений Агентства, организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, Объединения юридических лиц "Ассоциация финансистов Казахстана".
11. Отделу международных отношений и связей с общественностью Агентства принять меры к публикации настоящего постановления в средствах массовой информации Республики Казахстан.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Узбекова Г.Н.
Председатель
Приложение 1
к постановлению
Правления Агентства Республики
Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и
финансовых организаций
от 30 апреля 2007 года N 129
Требования к организации системы управления рисками
N |
Наименование требования |
Критерии требования |
1. |
Совет директоров утвердил |
Совет директоров утвердил |
2. |
Совет директоров установил |
Совет директоров утвердил |
3. |
Совет директоров проводит |
Служба внутреннего аудита |
4. |
Совет директоров периоди- |
Совет директоров ежемесячно |
5. |
Совет директоров ежегодно |
Совет директоров анализирует |
6. |
Совет директоров ежегодно |
Совет директоров ежегодно |
7. |
Правление устанавливает |
Схема организационно- |
8. |
Совет директоров |
Составление годовых бюджетов |
9. |
Правление либо другой |
Подразделение Организации, |
10. |
Правление либо другой |
Правление либо другой |
11. |
Организация располагает |
Правление применяет политику |
12. |
Организационная и |
Политика управления рисками |
13. |
Организация располагает |
Форматы информации о текущем |
14. |
Внутренней политикой |
Персонал подразделения по |
15. |
Совет директоров утвердил |
Политика Организации по |
16. |
Служба внутреннего аудита |
Политика Организации по |
17. |
Правление анализирует |
Политикой внутреннего аудита |
18. |
Правление и руководители |
Внутренней политикой |
19. |
Правление проводит |
Правление обеспечивает |
20. |
Правление осуществляет |
Служба внутреннего аудита по |
21. |
Правление представляет |
Советом директоров |
22. |
Правление регулярно |
Политика Организации по учету |
23. |
Правление ежемесячно |
Подразделение управления |
24. |
Правление разработало меры |
Подразделение управления |
Приложение 2
к постановлению
Правления Агентства Республики
Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и
финансовых организаций
от 30 апреля 2007 года N 129
Требования
к проведению операций с финансовыми инструментами
N |
Наименование требования |
Критерии требования |
1. |
Совет директоров утвердил |
Внутренняя политика по |
2. |
Совет директоров утвердил |
Система двойного контроля |
3. |
Правление утвердило |
Служба внутреннего аудита |
4. |
Организация располагает |
Организация располагает |
5. |
Организация располагает |
Организация ведет обработку |
6. |
Организация периодически |
В случае отсутствия рыночной |
7. |
Совет директоров |
Советом директоров |
8. |
Правление либо другой |
Правление устанавливает |
9. |
Совет директоров утвердил |
Подразделение управления |
10. |
Совет директоров утвердил |
Совет директоров утвердил |
11. |
Подразделение по |
Правление утвердило |
12. |
Правление либо другой |
Процедуры структурирования |
13. |
Совет директоров установил |
Правление определило |
14. |
Подразделение, в функции |
Подразделение, в функции |
15. |
Подразделение, в функции |
Подразделение, в функции |
16. |
Подразделение, в функции |
Правление устанавливает |
17. |
Организация осуществляет |
Организация регулярно |
18. |
Совет директоров утвердил |
Подразделение, в функции |
19. |
Подразделение, в функции |
Подразделение, в функции |
20. |
Подразделение, в функции |
Подразделение управления |
21. |
Подразделение, в функции |
Подразделение, в функции |
22. |
Советом директоров |
Подразделение по управлению |
Приложение 3
к постановлению
Правления Агентства Республики
Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и
финансовых организаций
от 30 апреля 2007 года N 129
Требования к функционированию информационных
систем и систем управленческой информации
N |
Наименование требования |
Критерии требования |
1. |
Правление утвердило |
Внутренние процедуры |
2. |
Правление установило |
Служба внутреннего аудита, не |
3. |
Организация располагает |
Организация располагает |
4. |
Правление Организации |
Лица Организации, осущест- |
5. |
Правление утвердило |
Подразделение информационного |
6. |
Правление утвердило |
Процедуры предусматривают |
7. |
Правлением утверждены |
Процедуры форс-мажорных |
8. |
Правление утвердило правила |
Правила ведения журналов |
9. |
Правление утвердило политику внутреннего контроля за обеспечением целостности данных и конфиденциальности информации. |
Политика внутреннего контроля |
10. |
Подразделение информацион- |
Подразделением информационного |
11. |
Правление утвердило процеду- |
Процедуры предусматривают: |
12. |
Правление утвердило |
Подразделение информационного |
13. |
Правление утвердило |
Подразделение информационного |
Приложение 4
к постановлению
Правления Агентства Республики
Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и
финансовых организаций
от 30 апреля 2007 года N 129
Базовые критерии требований
Организация системы управления рисками |
|
1. |
Совет директоров утвердил политику по урегулированию |
2. |
Служба внутреннего аудита осуществляет контроль за |
3. |
Инвестиционный комитет устанавливает и утверждает |
4. |
Совет директоров ежемесячно анализирует следующие |
5. |
Совет директоров проводит контроль с выяснением причин |
6. |
Совет директоров анализирует ежегодные отчеты по |
7. |
Совет директоров ежегодно анализирует деятельность |
8. |
Совет директоров в пределах своих полномочий может |
9. |
Схема организационно-функциональной структуры |
10. |
Составление годовых бюджетов и стратегических планов |
11. |
Политика управления рисками предусматривает: |
12. |
Служба внутреннего аудита проводит проверки |
13. |
Политика по управлению рисками определяет полномочия и |
14. |
Перечень управленческой информации, представляемой |
15. |
Персонал подразделения по управлению рисками имеет |
16. |
Функциональные обязанности персонала подразделения |
17. |
Политика Организации по работе с активами |
18. |
Политика Организации по внутреннему аудиту определяет: |
19. |
Служба внутреннего аудита в соответствии |
20. |
Служба внутреннего аудита в соответствии |
21. |
Служба внутреннего аудита на регулярной основе |
22. |
Персонал службы внутреннего аудита соответствует |
23. |
Внутренней политикой Организации предусматривается |
24. |
Внутренней политикой Организации по внутреннему аудиту |
25. |
Служба внутреннего аудита совместно с внешним |
26. |
Политикой внутреннего аудита предусматриваются |
27. |
Полномочия службы внутреннего аудита предусматривают |
28. |
Служба внутреннего аудита осуществляет мониторинг |
29. |
Внутренней политикой установлено подразделение |
30. |
Внутренней политикой предусмотрены полномочия |
31. |
Правление обеспечивает соответствие собственного |
32. |
Правлением либо другим коллегиальным органом в |
33. |
Служба внутреннего аудита по результатам проводимых |
34. |
Служба внутреннего аудита проводит оценку возможности |
35. |
Совет директоров утвердил формы и сроки представления |
36. |
Совет директоров на регулярной основе анализирует |
37. |
Совет директоров анализирует заключения внешних |
38. |
Политика Организации по учету и отчетности, в том |
39. |
Подразделение управления рисками прогнозирует |
40. |
Подразделение управления рисками проводит регулярный |
41. |
Требования к проведению операций с финансовыми |
42. |
Система двойного контроля предусматривает: |
43. |
Служба внутреннего аудита проверяет операции |
44. |
Организация располагает технической системой |
45. |
Организация располагает системой по сбору информации, |
46. |
Организация располагает технической системой для |
47. |
Служба внутреннего аудита и внешние аудиторы проверяют |
48. |
Подразделение внутреннего аудита осуществляет |
49. |
Советом директоров периодически определяются |
50. |
Подразделение Организации, осуществляющее операции по |
51. |
Совет директоров устанавливает процедуры определения |
52. |
Правление устанавливает лимиты позиций по принятым в |
53. |
Подразделение управления рисками использует ежедневную |
54. |
Совет директоров утвердил инвестиционную политику, в |
55. |
Правление утвердило процедуры ежедневного мониторинга |
56. |
Результаты мониторинга вместе с отчетом о |
57. |
Подразделение управления рисками осуществляет |
58. |
Процедуры структурирования предусматривают: |
59. |
Правление определило оперативные процедуры по |
60. |
Организация проводит анализ изменения |
61. |
Подразделение, в функции которого входит принятие |
62. |
Подразделение, в функции которого входит принятие |
63. |
Организация осуществляет контроль ликвидности с |
64. |
Правление устанавливает лимиты на гэп-позиции по |
65. |
Подразделение управления активами и обязательствами |
66. |
Организация регулярно проводит мониторинг способности |
67. |
Подразделение, в функции которого входит принятие |
68. |
Подразделение, в функции которого входит принятие |
69. |
Подразделение управления активами и обязательствами |
70. |
Подразделение, в функции которого входит принятие |
71. |
Требования к обеспечению операционной деятельности |
72. |
Внутренние процедуры регламентируют: |
73. |
Служба внутреннего аудита, не менее чем раз в полгода, |
74. |
Организация располагает правилами и руководствами, |
75. |
Лица Организации, осуществляющие контроль системы |
76. |
Проверки проводятся службой внутреннего аудита в |
77. |
Служба внутреннего аудита регулярно, по результатам |
78. |
Организация располагает программно-техническими |
79. |
Подразделение информационного обеспечения располагает |
80. |
Правление утвердило процедуры и ответственность |
81. |
Процедуры предусматривают обязательное наличие: |
82. |
Процедуры форс-мажорных обстоятельств предусматривают |
83. |
Правила ведения журналов учета сделок, совершаемых с |
84. |
Политика внутреннего контроля за обеспечением |
85. |
Подразделением информационного обеспечения заполняются |
86. |
Подразделение информационного обеспечения отслеживает |
87. |
Подразделение информационного обеспечения регулярно |
88. |
Процедуры предусматривают: |
89. |
Подразделение информационного обеспечения, не менее |
90. |
Подразделение информационного обеспечения раз в |
91. |
Подразделение информационного обеспечения осуществляет |
92. |
Организация располагает системой, позволяющей идентифицировать личность пользователя. |
Приложение 5
к постановлению
Правления Агентства Республики
Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и
финансовых организаций
от 30 апреля 2007 года N 129
Дополнительные критерии требований
Организация системы управления рисками |
|
1. |
Совет директоров утверждает стратегия |
2. |
В корпоративной стратегии Организации определены |
3. |
Долгосрочная стратегия Организации составлена и |
4. |
Совет директоров проводит мониторинг операций |
5. |
Подразделение Организации, осуществляющее функции |
6. |
Правление идентифицирует и анализирует внутренние и |
7. |
В части совокупных лимитов, утвержденных советом |
8. |
Правление либо другой коллегиальный орган Организации |
9. |
Правление либо другой коллегиальный орган Организации |
10. |
Правление применяет политику распределения рисков по |
11. |
Организация располагает организационно-функциональной |
12. |
Форматы информации о текущем финансовом состоянии |
13. |
Подразделения проводят оценку (начисление) ожидаемых |
14. |
Проведение операций с финансовыми инструментами. |
15. |
Внутренняя политика по управлению рисками |
16. |
Организация ведет обработку торговых операций |
17. |
Организация отслеживает доходы\расходы и риски по |
18. |
В случае отсутствия рыночной стоимости финансового |
19. |
Организация регулярно в течение каждого операционного |
20. |
Советом директоров Организации утверждены процедуры |
21. |
Организация проводит оценку стоимости финансовых |
22. |
Организация использует результаты оценки риска и |
23. |
Правление устанавливает диапазон лимитов "stop-loss" |
24. |
Служба внутреннего аудита проверяет правильность |
25. |
Подразделение управления рисками проводит анализ |
26. |
Совет директоров утверждает политику принятия решений |
27. |
Подразделение управления рисками осуществляет: |
28. |
Подразделение по управлению рисками не менее чем раз |
29. |
Организация использует процедуры своевременного |
30. |
Совет директоров устанавливает лимиты по открытым |