Сноска. Утратил силу приказом Министра юстиции РК от 31.12.2010 № 352 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов юстиции по вопросам документирования и регистрации граждан Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 4 марта 2005 года N 74 "Об утверждении Инструкции по применению органами юстиции Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 3513, опубликованный в "Юридической газете" 29 июля 2005 года N 137-138, с внесенными изменениями и дополнениями приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 18 июня 2005 года N 160 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 4 марта 2005 года N 74 "Об утверждении Инструкции по применению органами юстиции Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 3683, опубликованным в "Юридической газете" 28 июля 2005 года N 136, приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 24 июля 2006 года N 199 "О внесении изменений и дополнения в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 4 марта 2005 года N 74 "Об утверждении Инструкции по применению органами юстиции Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 4322, опубликованным в "Юридической газете" 8 августа 2006 года N 144 (1124), приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года N 338 "О внесении изменения в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 4 марта 2005 года N 74 "Об утверждении Инструкции по применению органами юстиции Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 4528, опубликованным в "Юридической газете" 2 февраля 2007 года N 17 (1220), и приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 9 февраля 2007 года N 45 "О внесении изменения в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 4 марта 2005 года N 74 "Об утверждении Инструкции по применению органами юстиции Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 4557, опубликованным в "Юридической газете" 13 марта 2007 года N 38 (1241)), следующие изменения и дополнения:
в Инструкции по применению органами юстиции Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан, утвержденной указанным приказом:
дополнить приложениями 40-43 согласно приложениям 1-4 к настоящему приказу;
в части первой 1 главы после слов "О миграции населения" дополнить словами "О национальных реестрах идентификационных номеров";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Паспорт гражданина Республики Казахстан выдается гражданам, по их желанию, независимо от возраста, сроком действия на десять лет. Паспорт гражданина Республики Казахстан является документом, удостоверяющим личность владельца при выезде и за пределами Республики Казахстан. По заявлению гражданина срок действия паспорта может быть продлен Департаментами юстиции областей, городов Астаны, Алматы по месту его регистрации еще на один год, путем проставления на 30 странице паспорта штампа (приложение 1) с соответствующей записью, которая скрепляется гербовой печатью и заверяется подписью заместителя начальника Департамента юстиции, курирующего функции документирования и регистрации граждан, или начальника отдела организации работы по документированию и регистрации населения Департамента юстиции. Гражданам, проживающим за пределами страны, срок действия паспорта гражданина Республики Казахстан продлевается загранучреждениями Республики Казахстан. В том случае, если 30 страница паспорта использована, штамп проставляется на следующей свободной странице паспорта.";
в пункте 3:
слова "место жительства" заменить словами "юридический адрес";
дополнить абзацем тринадцатым следующего содержания:
"индивидуальный идентификационный номер (присваивается один раз и остается неизменным)";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Для изготовления паспорта и удостоверения личности гражданина Республики Казахстан оформляется заявление формы-1 (приложение 4).
Гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, заявление ф-1 оформляется по месту регистрации в Центрах обслуживания населения (далее - ЦОН) и подразделениях документирования и регистрации населения органов юстиции Республики Казахстан, где отсутствуют ЦОНы. По заявлениям граждан, требующим дополнительной проверки (по проверке личности и подтверждению гражданства), и обратившимся по причинам: обмена паспортов образца 1974 года (СССР) и их восстановления по утрате, несвоевременного обращения впервые за получением документов, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан, заявления ф-1 оформляются подразделениями документирования и регистрации органов юстиции. Загранучреждениями Республики Казахстан заявления ф-1 оформляются гражданам Республики Казахстан: постоянно проживающим за пределами РК; получающим образование по очной форме обучения в учебных заведениях, расположенных на территории иностранных государств; работающим в иностранных государствах по трудовому договору, заключенному на срок не менее одного года; членам семьи указанных лиц, проживающим вместе с ними; родственникам персонала дипломатической службы, проживающим вместе с персоналом дипломатической службы за рубежом, и не имеющим права на получение дипломатического или служебного паспорта в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
При непосредственном обращении граждан Республики Казахстан по вопросу получения паспортов и удостоверений личности, оформление заявления ф-1 и выдача готовых документов, а также продление срока действия паспорта может производиться Комитетом регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - КРС МЮ РК).
При отсутствии постоянного места жительства документы, удостоверяющие личность, выдаются гражданам Республики Казахстан по месту временного проживания, подтверждаемому органами юстиции, по месту фактического нахождения, подтверждаемому в установленном законодательством порядке органами внутренних дел.";
пункт 11 дополнить частью второй следующего содержания:
"По заявлению гражданина подлежащий обмену паспорт, в котором имеется действующая виза иностранного государства, может не изыматься. При этом недействительный паспорт подлежит погашению (путем осуществления просечки одной из сторон паспорта дыроколом), владелец паспорта уведомляется о необходимости последующей сдачи паспорта в орган юстиции по месту регистрации. На оборотной стороне заявления ф-1 производится соответствующая отметка. Сведения о недействительности документа направляются в порядке, определенном пунктом 17 Инструкции.";
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Обоснованность и правильность заполнения заявления ф-1 заверяются подписью сотрудника (оператора ЦОН), заполнившего заявление ф-1 с указанием присвоенного ему персонального кода. Персональные коды специалистов документирования и регистрации населения и операторов ЦОН представляют из себя четырехзначные буквенно-цифровые индексы, в которых 1-й знак (латинская буква) - это код области, 2-й знак (латинская буква) - код района, 3-й и 4-й знаки - арабские цифры, соответствующие порядковому номеру регистрации специалиста внутри региона от 00 до 99, имеющего допуск к оформлению заявлений ф-1. При смене специалистов (операторов ЦОН), оформляющих заявления ф-1, их персональные коды считаются недействительными, а вновь назначенным специалистам присваиваются новые персональные коды. При этом вновь назначенному специалисту присваивается следующий знак кода из числа неиспользованных, свободных порядковых номеров в данном подразделении, оставляя в коде неизменными первые два знака. Сведения о присвоенных сотрудникам (операторам ЦОН) кодах направляются в КРС МЮ РК.
Буквенные индексы персональных кодов присваиваются КРС МЮ РК, цифровые индексы обновляются отделами организации работы по документированию и регистрации населения Департаментов юстиции и утверждаются начальниками Департаментов.
Специалисты органов юстиции, операторы ЦОН, заполнившие и заверившие заявление ф-1 своим персональным кодом, а также сотрудники загранучреждений РК, оформившие заявление ф-1, за правильность внесенных в заявление ф-1 сведений и обоснованность его оформления несут персональную ответственность.";
подпункт 2) пункта 14 изложить в следующей редакции:
"2) подпись заявителя в заявлении ф-1 выполняется им собственноручно шариковой ручкой пастой черного, синего или фиолетового цвета. Не допускается использование чернил и капиллярных (гелевых) ручек. При оформлении заявлений ф-1 подпись заявителя может не учиняться:
детям до 16 лет;
недееспособным, по инвалидности, безграмотности;
в исключительных случаях, когда гражданин отказывается от учинения подписи (следственно-арестованные, подследственные лица).
В указанных случаях графа для подписи остается свободной, принимается копия подтверждающего документа (пенсионного удостоверения по инвалидности, справки о состоянии здоровья, акта правоохранительного органа), на свободном месте оборотной стороны заявления следует указать причину отсутствия подписи.";
пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Лицам старше 18 лет, ходатайствующим впервые о выдаче им документов, удостоверяющих личность, и предъявившим свидетельство о рождении, решение об оформлении заявления ф-1 принимается после проверки их личности и подтверждения принадлежности к гражданству Республики Казахстан. Уполномоченным сотрудником принимается от заявителя объяснение о причине несвоевременного получения документа, удостоверяющего личность, подробная автобиография, копия свидетельства о рождении, в подтверждение предъявленному свидетельству о рождении запрашивается копия актовой записи о рождении из органов ЗАГС, сведения о воинском учете (копию приписного свидетельства или военного билета), составляется справка подтверждения личности (приложение 41) с привлечением близких родственников (одного и более), в случае их отсутствия - лицами, знающего заявителя длительное время (не менее двух человек).
При необходимости собираются дополнительные документы, когда требуется подтвердить принадлежность к гражданству Республики Казахстан.
После вынесения заключения о проверке личности (приложение 42) материалы формируются в отдельное номенклатурное дело.
Лица, старше 18 лет, не имеющие документов, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан, и постоянной регистрации в Республике Казахстан, обращаются в подразделения миграционной полиции территориальных органов внутренних дел для определения принадлежности к гражданству Республики Казахстан.";
в пункте 17:
абзац десятый дополнить следующим предложением:
"Специалистом по вопросам документирования органа юстиции запрашивается копия актовой записи для установления достоверности изменения года рождения.";
дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:
"Оформление заявления ф-1 на выдачу паспорта, удостоверения личности по перемене установочных данных (коды "04", "05") производится после вынесения заключения (приложение 43) по данному вопросу.";
дополнить абзацем тринадцатым следующего содержания:
"При выявлении несоответствия фотографии заявителя в базе данных РГП "ИПЦ" с фотоизображением в документе, удостоверяющем личность, специалистом производится обязательная проверка личности документируемого и причин несоответствия в документах, с составлением справки подтверждения личности, после которой выносится заключение и направляется в КРС МЮ РК вместе с заявлением ф-1, актом об уничтожении недействительного документа.";
абзацы двенадцатый и тринадцатый изложить в следующей редакции:
"При оформлении заявления ф-1 в связи с переменой фамилии, имени, отчества, национальности, места, даты рождения, в соответствии с пунктом 27 Правил ведения и использования отдельных видов специальных учетов, утвержденных приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 29 апреля 2004 года N 23, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 2843 (далее - Правила ведения специальных учетов), в территориальное управление Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан (далее - КПС и СУ) к 15 и 30 числу каждого месяца направляются сведения о гражданах, обратившихся в районные и городские органы юстиции, по вопросу обмена документов, удостоверяющих личность, по причине перемены установочных данных (фамилии, имени, отчества, национальности, даты и места рождения) по установленной приказом форме.
При обращении граждан по вопросам документирования во всех случаях, в зависимости от конкретных обстоятельств, когда представленный гражданином документ вызывает сомнения в его подлинности, а также при выявлении необоснованного оформления заявления ф-1, проверка личности документируемого производится:";
в абзаце восемнадцатом слова "военных комиссариатов" заменить словами "местных органов военного управления";
в абзаце двадцать пятом слово "жительства" заменить словом "регистрации";
абзац двадцать шестой изложить в следующей редакции:
"Код "11" указывается в случаях, если удостоверение личности и паспорт оформляются: при предъявлении паспорта СССР образца 1974 года или его восстановления по утрате, общегражданского заграничного паспорта бывшего СССР, удостоверения личности офицера, удостоверения лица без гражданства";
дополнить абзацами двадцать седьмым - тридцатым следующего содержания:
"При предъявлении гражданами для документирования паспортов СССР образца 1974 года и вышеназванных документов (за исключением удостоверения лица без гражданства) от них принимаются: письменное подробное объяснение (в произвольной форме) причин несвоевременного получения документов, удостоверяющих личность, с указанием мест жительства за период времени проживания по данному документу, документ, подтверждающий регистрацию по месту постоянного жительства (его копию для приобщения к проверочному материалу), сведения о воинском учете (копию военного билета).
Оформление заявлений ф-1 на основании указанных документов производится после проверки заявителя на законность регистрации на территории Республики Казахстан для подтверждения гражданства РК, то есть запрашиваются сведения о регистрации из адресно-справочных бюро областных центров либо картотек территориальных органов юстиции, а также КСК (по поквартирным карточкам), похозяйственных книг сельских, аульных округов. Для выяснения факта регистрации запросы производятся по прежним местам проживания. Аналогичная проверка проводится при возникновении сомнений в подлинности штампов прописки в паспортах.
В обязательном порядке специалистом запрашивается копия формы-1 с фотографией из органа, выдавшего данный паспорт, для подтверждения выдачи паспорта данному лицу и тождественности фотографий, а также осуществления проверки на предмет наличия особых отметок (например, о гражданстве, обмене, утрате паспорта, запросах компетентных органов). Если в копии формы-1 в графе для служебных отметок имеются записи о поступивших ранее сообщениях из компетентных органов, то по указанным адресам направляются запросы для получения дополнительной информации о лице. Копия формы-1 приобщается к проверочному материалу. Паспорт образца 1974 года подлежит уничтожению в установленном порядке, а его данные записываются в оформляемое заявление ф-1 в полях 9, 10, 11.
При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих гражданство Республики Казахстан, заявители направляются в органы внутренних дел для получения документа, подтверждающего гражданство РК.";
дополнить абзацем сорок вторым следующего содержания:
" "15" удостоверение лица без гражданства (в случаях признания лица гражданином Республики Казахстан).";
пункт 29 дополнить абзацем восьмым следующего содержания:
"При отсутствии в картотеке подлинника формы-1 на паспорт образца 1974 года, выдача паспорта старого образца подтверждается записью из книги ф-2 (учета выдачи гражданам паспортов образца 1974 года), заверенной паспортной гербовой печатью и подписью специалиста. Тождественность фото гражданина может быть перепроверена по дополнительно истребуемым документам, где имеется фотография (военный билет, в исключительном случае водительское удостоверение). В данных случаях специалистами составляется справка подтверждения личности гражданина с привлечением близких родственников либо лиц, знающих заявителя не менее 15 лет (от двух и более человек).";
абзац тринадцатый пункта 33 изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 27 Правил ведения специальных учетов в территориальное управление КПС и СУ Генеральной прокуратуры Республики Казахстан направляются сведения о перемене гражданином фамилии, имени, отчества.";
абзац шестой пункта 36 изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 27 Правил ведения специальных учетов в территориальное управление КПС и СУ Генеральной прокуратуры Республики Казахстан направляются сведения об изменении гражданином национальности.";
в пункте 45 слова "после чего принимаются меры к их вручению владельцам" заменить словами "по истечению 1 года от даты изготовления документы уничтожаются в установленном порядке по причине "невостребованные";
Главу 8 изложить в следующей редакции:
8. "Учет зарегистрированных и снятых с регистрации граждан Республики Казахстан"
"49. Место регистрации гражданина является его юридическим адресом.
50. Регистрации подлежат граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории или прибывшие на постоянное жительство из-за границы.
51. Органами, уполномоченными осуществлять регистрацию и снятие с регистрации граждан Республики Казахстан, являются органы юстиции.
52. Прием материалов на регистрацию (снятие с регистрации) и выдача оформленных документов по регистрации (снятие с регистрации) осуществляется в ЦОН и органами юстиции, где отсутствуют ЦОН.
53. Срок оформления регистрации и снятия с регистрации граждан не должен превышать двух рабочих дней.
54. Регистрация граждан осуществляется на основании документов, подтверждающих приобретение ими в установленном порядке жилища в собственность либо свидетельствующих о получении его в пользование, в том числе по договору найма (аренды), поднайма, а также предоставляющих им право на вселение в жилище по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан (далее - документы на жилище), а также по письменному согласию собственника (нанимателя) жилища.
Регистрация граждан осуществляется в жилых домах, квартирах, дачных строениях садоводческих товариществ и кооперативов, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, профилакториях, лечебных учреждениях, домах-интернатах, пансионатах, домах престарелых, служебных зданиях и помещениях.
55. Для регистрации граждан представляются:
заявление о регистрации с согласием собственника жилища (приложение 33);
оригинал и копию документа на жилище (оригинал после сверки возвращается владельцу, копия - заверяется специалистом, осуществляющим регистрацию, и подшивается в дело);
книгу регистрации граждан (приложение 32) (при ее отсутствии, книга регистрации граждан заводится одновременно с подачей заявления на регистрацию);
адресный листок убытия с прежнего места регистрации (приложение 34) (в случае утраты гражданином адресного листка убытия, орган юстиции оформляет регистрацию по новому месту регистрации с одновременным направлением соответствующей информации в орган юстиции по прежнему месту регистрации. Если гражданин не снят с регистрации по прежнему месту жительства, то информация органа юстиции, оформившего ему регистрацию по новому месту регистрации, будет основанием для его снятия с прежнего места регистрации);
оригинал и копию удостоверения личности (дети до шестнадцати лет - оригинал и копию свидетельства о рождении; граждане, прибывшие из-за границы на постоянное жительство в Республику Казахстан - оригинал паспорта гражданина Республики Казахстан и копии его страниц с установочными данными и отметками о снятии с прежнего места регистрации). Оригинал документа после сверки возвращается владельцу, копия - заверяется специалистом, осуществляющим регистрацию, и подшивается в дело;
военнообязанные, кроме этого, оригинал и копию военного билета (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или приписного свидетельства (для призывников) с отметкой местного органа военного управления о принятии на воинский учет. С приписного свидетельства, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) снимаются копии страниц, содержащих установочные данные гражданина и отметки о принятии на воинский учет. Оригинал документа после сверки возвращается владельцу, копия - заверяется специалистом, осуществляющим регистрацию, и подшивается в дело.
При этом заполняются два адресных листка прибытия (приложение 29) с последующим проставлением в них штампа регистрации (приложение 31) и талон статистического учета к листку прибытия (приложение 35). Один листок прибытия помещается в картотеку местного органа юстиции, второй направляется в адресное бюро.
При перемене места регистрации внутри области или городов заполняются три адресных листка прибытия. Один экземпляр листка прибытия направляется в РГП "ИПЦ", второй - в адресное бюро, третий - в местный орган юстиции для внесения в адресную картотеку.
56. За регистрацию места жительства взимается плата, установленная Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
57. Граждане Республики Казахстан прибывшие из-за границы на постоянное место жительства в Республику Казахстан регистрируются в установленном порядке на основании паспорта Республики Казахстан, в котором имеется отметка о снятии с консульского учета в стране прежнего жительства.
Если гражданин Республики Казахстан прибыл на постоянное местожительство в Республику Казахстан без снятия с консульского учета в стране проживания, ему необходимо предоставить: справку о снятии с учета из страны проживания с обязательным указанием принадлежности к гражданству, выданную загранучреждением Республики Казахстан (или Департаментом консульской службы МИД РК) или листок убытия со штампом о выписке (снятия с регистрации) с прежнего места жительства.
Регистрация граждан, въехавших в Республику Казахстан по свидетельствам на возвращение серии АБ (азаматтығы бар) производится в установленном порядке с последующим восстановлением утраченных документов.
58. Регистрация детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, осуществляется в общеустановленном порядке. Документы на регистрацию детей подают их законные представители (родители, опекуны, попечители).
Дети, находящиеся в детских учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, спецшколах, училищах) регистрируются администрацией этих учреждений в территориальных органах юстиции по адресу этих учреждений и учебных заведений, если они не зарегистрированы по месту регистрации родителей (опекунов, попечителей). При отсутствии у детей свидетельств о рождении администрации детских учреждений необходимо получить на них в установленном порядке в органах регистрации актов гражданского состояния свидетельства о рождении, после чего производится их регистрация.
59. Граждане, проживающие в общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, профилакториях, лечебных учреждениях, домах-интернатах и других зданиях и помещениях, регистрируются администрацией этих учреждений в территориальных органах юстиции по адресу нахождения указанных учреждений.
Лица, содержащиеся в центрах социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, и не имеющих документов, удостоверяющих личность, регистрируются по адресу этих учреждений.
Лица, содержащиеся в специальных лечебных учреждениях для хронических больных, регистрируются по удостоверениям личности или другим имеющимся документам, а при их отсутствии - по адресным листкам, составленным со слов больных или лиц, доставивших их в больницу.
60. При необходимости регистрация может быть оформлена гражданам, не снявшимся с прежнего места регистрации в пределах Республики Казахстан. При этом военнообязанные граждане до оформления им регистрации должны встать на воинский учет по новому месту регистрации. Для оформления снятия с регистрации в орган юстиции по прежнему месту регистрации направляется письмо с приложением заявления гражданина о снятии его с прежнего места регистрации и трех адресных листков убытия. Орган юстиции при получении заявления в трехдневный срок оформляет снятие с регистрации гражданина и направляет ответ инициатору запроса с приложением одного листка убытия, заверенного штампом о снятии с регистрации (приложение 36).
61. Регистрация граждан, поменявших место регистрации внутри города, имеющего районные деления, осуществляется территориальным органом юстиции по новому месту регистрации с одновременным снятием с регистрации с прежнего места регистрации. При этом заполняются один адресный листок убытия и три адресных листка прибытия. Один экземпляр адресного листка прибытия направляется в РГП "ИПЦ", второй - в адресное бюро, третий - в адресную картотеку местного органа юстиции. Адресный листок убытия направляется в территориальный орган юстиции по прежнему месту регистрации для помещения в адресную картотеку.
62. При смене юридического адреса одновременно с регистрацией осуществляется оформление заявлений ф-1 на получение новых удостоверений личности по новому месту регистрации.
Одновременно с выдачей гражданам нового удостоверения личности (в связи с утратой, переменой места регистрации, восстановлением взамен испорченного, изменением установочных данных и так далее) в книгу регистрации граждан вносятся сведения о вновь полученном удостоверении личности с указанием прежней даты регистрации. При этом заполняются два адресных листка прибытия. Один адресный листок прибытия с указанием данных нового документа без изменения адреса и даты первоначальной регистрации направляется в адресное бюро, второй экземпляр листка прибытия остается в картотеке местного органа юстиции.
63. Граждане Республики Казахстан, прибывшие на временное жительство, в гости, командировку, на работу, учебу, стажировку, лечение сроком свыше трех месяцев регистрируются по месту временного проживания сроком до одного года в общеустановленном порядке, без снятия с регистрации с прежнего места регистрации и воинского учета. При этом заполняются два адресных листка прибытия, один из которых направляется в адресное бюро, а второй остается в картотеке территориального органа юстиции.
В листках прибытия и книге регистрации граждан проставляется штамп временной регистрации (приложение 30) с указанием срока временной регистрации. В дальнейшем при продлении временного проживания оформляется новый листок прибытия с регистрацией на тот же срок. Лица, у которых исполнение служебных обязанностей связано с длительным (более одного года) проживанием вне места постоянного жительства, учитываются на весь срок, необходимый для исполнения обязанностей без снятия с регистрации с прежнего места регистрации и воинского учета. По письменному заявлению лиц, состоящих на временном учете, в установленном порядке они могут быть зарегистрированы, как постоянно проживающие со снятием с регистрации по прежнему месту регистрации.
64. Материалы по регистрации формируются в отдельное номенклатурное дело, которое хранится в органах юстиции в течение пяти лет.
65. Для снятия с регистрации граждане предоставляют следующие документы:
заявление;
книгу регистрации граждан (при ее отсутствии - справку о регистрации с адресного бюро или справку органа юстиции, где адресное бюро отсутствует);
оригинал и копию удостоверения личности (дети до шестнадцати лет - оригинал и копию свидетельства о рождении). Оригинал документа после сверки возвращается владельцу, копия - заверяется специалистом, осуществляющим снятие с регистрации, и подшивается в дело;
военнообязанные, кроме этого, оригинал и копию военного билета (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или приписного свидетельства (для призывников) с отметкой местного органа военного управления о снятии с воинского учета. С приписного свидетельства, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) снимаются копии страниц, содержащих установочные данные гражданина и отметки о снятии с воинского учета. Оригинал документа после сверки возвращается владельцу, копия - заверяется специалистом, осуществляющим регистрацию, и подшивается в дело.
При этом заполняются три адресных листка убытия, заверяемые штампом о снятии с регистрации. Один листок убытия, который выдается гражданам для предъявления при регистрации по новому месту жительства, заверяется штампом о снятии с регистрации, второй - направляется в адресное бюро, третий - помещается в адресную картотеку местного органа юстиции.
Для снятия с регистрации лиц, выезжающих на постоянное местожительство за границу, кроме вышеуказанных документов, гражданами дополнительно представляется справка из органов внутренних дел о разрешении на выезд на постоянное жительство за пределы Республики Казахстан. При снятии с регистрации граждан, выезжающих на постоянное жительство за пределы Республики Казахстан, их удостоверения личности изымаются органами юстиции, и уничтожаются в общеустановленном порядке, и выдается адресный листок убытия со штампом о снятии с регистрации, заверенный паспортной гербовой печатью. После этого гражданам разъясняется о необходимости их обращения в органы внутренних дел за проставлением отметок (штампов, печатей) в паспортах о разрешении на выезд на постоянное жительство за пределы Республики Казахстан.
66. Снятие с регистрации детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, осуществляется в общеустановленном порядке. Документы на снятие с регистрации детей подают их законные представители (родители, опекуны, попечители).
Снятие с регистрации может быть оформлено по собственной инициативе владельца жилого помещения на правах частной собственности без предъявления личного заявления лица, снимаемого с регистрации, и его удостоверения личности. В этих случаях представляется заявление владельца жилища, оригинал и копия документа на жилище (оригинал после сверки возвращается владельцу, копия - заверяется специалистом, осуществляющим снятие с регистрации, и подшивается в дело), а также листки убытия в трех экземплярах. Один экземпляр оформленного листка убытия направляется в адресное бюро, второй - выдается владельцу жилого помещения для вручения лицу, снятому с регистрации, а третий - помещается в адресную картотеку местного органа юстиции. В случаях, когда по инициативе владельца жилого помещения снят с регистрационного учета военнообязанный гражданин или осужденный гражданин по приговору суда без лишения свободы, территориальный орган юстиции направляет сообщение об этом соответственно в местный орган военного управления или органы уголовно-исполнительной системы по месту регистрации.
Снятие с регистрации лиц, осужденных к лишению свободы, если они содержатся под стражей, производится после вступления приговоров в законную силу. При этом для снятия с регистрации лица, осужденного к лишению свободы, администрация мест содержания под стражей составляет листок убытия в трех экземплярах. Один экземпляр листка убытия направляется в орган юстиции по месту постоянной регистрации, второй - в адресное бюро, третий - приобщается к личному делу осужденного.
Снятие с регистрации по месту жительства осужденных граждан по приговору суда без лишения свободы производится по разрешению органа уголовно-исполнительной системы, выставившего сторожевую карточку.
Снятие с регистрации умерших производится по поступившим из органов регистрации актов гражданского состояния документам или заявлениям родственников. При этом удостоверения личности и паспорта уничтожаются в установленном порядке с оформлением двух экземпляров адресного листка убытия. Один экземпляр листка убытия направляется в адресное бюро, второй - помещается в адресную картотеку местного органа юстиции. В случае если умерший зарегистрирован в другом органе юстиции, листок убытия направляется по месту регистрации.
Если удостоверения личности, паспорта при регистрации смерти гражданина сданы не были, и изъять их не представилось возможным, снятие с регистрации умерших производится на основании описей (приложение 25), поступивших из органов регистрации актов гражданского состояния с отметкой в адресных листках о снятии с регистрации умерших без документов, удостоверяющих личность. Аналогичные отметки производятся в заявлениях ф-1.
67. Материалы по снятию с регистрации формируются в отдельное номенклатурное дело, которое хранится в органах юстиции в течение пяти лет.
68. Регистрация и снятие с регистрации осуществляется путем проставления соответствующего штампа и записи в книге регистрации граждан, которая выдается собственникам (нанимателям) жилища и иным лицам, в ведении которых находятся здания и помещения.
69. Книга регистрации граждан является документом, подтверждающим место регистрации физического лица. В случаях, установленных законодательством, книга регистрации граждан или ее копия предъявляется в заинтересованные органы.
Книга регистрации граждан перед выдачей прошнуровывается и заверяется паспортной гербовой печатью и подписью работника подразделения документирования и регистрации населения территориального органа юстиции. В книгу регистрации граждан вносятся следующие сведения: на первую страницу - номер книги регистрации граждан, наименование населенного пункта, района, области, улицы, номера дома, квартиры, органа юстиции, оформившего книгу регистрации граждан, даты начала и окончания книги регистрации граждан;
на вторую и третью страницы - сведения о владельцах жилища (фамилия, имя, отчество), характеристика жилища (дом, квартира, общая площадь, полезная площадь, адрес), тип, номер и дата выдачи документа на право владения жилищем;
на четвертую и последующие страницы - сведения о регистрации либо снятии с регистрационного учета граждан (порядковый номер регистрируемого гражданина, фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность (свидетельства о рождении детей), отметки об оформлении регистрации, снятии с регистрации путем проставления соответствующих штампов и указанием даты их оформления, номер книги регистрации граждан);
на последней странице указывается количество пронумерованных листов, скрепленных печатью и заверенных подписью ответственного сотрудника.
Кроме того, на военнообязанных граждан в книге регистрации граждан рядом с отметками о снятии с регистрационного учета проставляются отметки о снятии с воинского учета, осуществляемых местными органами военного управления.
70. Граждане, зарегистрированные по месту жительства, но не имеющие книгу регистрации граждан, для ее получения должны представить следующие документы:
оригинал и копию удостоверения личности (свидетельство о рождении - детям до шестнадцати лет). Оригинал документа после сверки возвращается владельцу, копия - заверяется специалистом, осуществляющим снятие с регистрации, и подшивается в дело;
справку из адресного бюро, подтверждающую место регистрации гражданина (в тех местностях, где адресное бюро отсутствует, используются сведения из картотеки территориального органа юстиции);
оригинал и копию документа на жилище (оригинал после сверки возвращается владельцу, копия - заверяется работником, осуществляющим регистрацию, и подшивается в дело);
квитанция об оплате за книгу регистрации граждан.
71. Для обмена книг регистрации граждан (книг учета жильцов) представляются следующие документы:
оригинал и копия удостоверения личности (свидетельство о рождении - детям до шестнадцати лет). Оригинал документа после сверки возвращается владельцу, копия - заверяется специалистом, осуществляющим снятие с регистрации, и подшивается в дело;
оригинал и копия документа на жилище (оригинал после сверки возвращается владельцу, копия - заверяется работником, осуществляющим регистрацию, и подшивается в дело);
прежняя книга регистрации граждан (книга учета жильцов);
квитанция об оплате за книгу регистрации граждан.
Сведения, содержащиеся в прежней книге регистрации граждан (книге учета жильцов) переносятся в новую книгу регистрации граждан. Прежняя книга регистрации граждан (книга учета жильцов) после переноса из нее сведений о регистрации граждан в новую книгу регистрации граждан, возвращается владельцу с проставлением в ней отметок "погашено" на страницах, где содержатся сведения о регистрации граждан.
В случаях утраты или непригодности к использованию (порча, ветхость) книги регистрации граждан по письменному заявлению владельца жилища с указанием обстоятельств утраты или непригодности к дальнейшему использованию, выдается новая книга регистрации с отметкой "повторно".
Сданные в территориальные органы юстиции в связи с непригодностью книги регистрации граждан уничтожаются в установленном порядке с составлением акта на уничтожение. При этом в журнал учета выдачи книг регистрации граждан (приложение 40) в графу "примечание" вносится отметка о недействительности данной книги регистрации граждан с указанием номера акта и даты его составления. Акты на уничтожение недействительных книг регистрации граждан хранятся в течение пяти лет.
В случаях утраты или обмена книги регистрации граждан, в графе "примечание" журнала учета выдачи книг регистрации граждан, производится отметка о недействительности, утраченной или обмениваемой книги регистрации граждан, с указанием даты заявления владельца жилища о получении новой книги регистрации граждан.
Если в книге регистрации граждан заполнены все страницы, владельцам жилища выдается новая книга регистрации граждан с отметкой "продолжение". При этом предыдущая книга регистрации граждан с заполненными страницами остается у ее владельца.
72. Адресные листки убытия на граждан, поменявших регистрацию, хранятся в течение пятнадцати лет, после чего изымаются и уничтожаются.
Адресные листки убытия, составленные на граждан в связи с изменением фамилии, имени, отчества или национальности хранятся в адресной картотеке в течение 75 лет, после чего изымаются и уничтожаются.
73. При помещении в адресную картотеку сторожевых карточек органов уголовно-исполнительной системы на лиц, осужденных к наказанию без изоляции от общества в адресных листках прибытия в верхнем правом углу производится отметка "осужден без л/св".
Изъятие из адресной картотеки сторожевой карточки производится только после получения извещения из органа уголовно-исполнительной системы об окончании отбытия срока уголовного наказания осужденного.
74. Адресные листки и талоны статистического учета должны заполняться разборчивым почерком фиолетовыми, синими или черными чернилами (пастой) с полными ответами на все вопросы в точном соответствии с документами, удостоверяющими личность.
Талоны статистического учета к адресным листкам прибытия с дальнейшим направлением в статистические органы составляются при регистрации на лиц, прибывших для постоянного проживания, а также при переезде из одного населенного пункта в другой населенный пункт, в пределах города - на прибывших из одного района в другой район. Талон статистического учета к листку убытия (приложение 37) составляется при выезде граждан на постоянное местожительство за пределы республики.
75. Гражданам, постоянно проживающим на территории пограничной зоны, органами юстиции по месту регистрации указанных лиц, наряду с документами, удостоверяющими личность, выдаются удостоверения жителя пограничной зоны (приложение 38) сроком действия на пять лет, но не более срока действия удостоверения личности. Срок действия удостоверения жителя пограничной зоны, при необходимости, может быть продлен еще на такой же срок. Продление заверяется подписью уполномоченного сотрудника и паспортной гербовой печатью территориального органа юстиции.
76. Удостоверение жителя пограничной зоны дает право владельцам документов беспрепятственно передвигаться по территории всех пограничных районов республики.
За каждой пограничной областью закрепляются удостоверения специальной серии:
Алматинская область - "АЛ";
Восточно-Казахстанская область - "ВК".
Выдача удостоверений жителя пограничной зоны регистрируется в специальном журнале (приложение 39). Каждому оформленному удостоверению присваивается номер, состоящий из трехзначного кода района, (города), согласно стандартным кодам городов и районов Республики Казахстан, указанным в настоящей Инструкции, и через дробь - порядкового номера по журналу регистрации, например:
ВК N 246/00012 (что означает - Восточно-Казахстанская область, Тарбагатайский район, удостоверение N 12).
Для получения удостоверения жителя пограничной зоны граждане представляют:
заявление произвольной формы на имя руководителя соответствующего органа юстиции с указанием фамилии, имени, отчества, места регистрации;
удостоверение личности гражданина Республики Казахстан (дети до шестнадцати лет - свидетельство о рождении);
одну фотографию 3,5 х 4,5 см.
В удостоверении жителя пограничной зоны записываются сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения заявителя на основании предъявленных документов. Фотография заверяется паспортной гербовой печатью органа юстиции, адрес регистрации по месту жительства указывается полностью. В графе "орган выдачи" указывается наименование органа юстиции.
При смене заявителем удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, а также при изменении места регистрации заявителя в пределах пограничной зоны удостоверение жителя пограничной зоны соответственно подлежит обмену.
При перемене места регистрации, связанной с выездом за пределы пограничной зоны, удостоверение жителя пограничной зоны изымается. Материалы по выдаче удостоверения жителя пограничной зоны формируются в отдельное номенклатурное дело.";
в приложениях 20 и 23 Инструкции в правом верхнем углу над словом "Заключение" дополнить следующие слова: "Утверждаю" начальник (наименование органа юстиции, Ф.И.О. и подпись), "___" _____________ 200__ г.";
перечень причин уничтожения недействительных документов, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан в приложении 27 к Инструкции дополнить абзацем тринадцатым следующего содержания: "найденные, но невостребованные документы";
в приложениях 29 и 34 Инструкции пункт 11 исключить;
в приложении 31 цифру "31" заменить цифрой "32";
в приложении 32 цифру "32" заменить цифрой "31".
2. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр юстиции
Республики Казахстан 3. Балиева
"СОГЛАСОВАНО"
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
___________Р. Тусупбеков
28 мая 2008 г.
"СОГЛАСОВАНО"
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
___________Б. Мухамеджанов
24 июня 2008 г.
"СОГЛАСОВАНО"
Министр иностранных дел
Республики Казахстан
___________ М. Тажин
15 мая 2008 г.
Приложение 1
к приказу Министра юстиции
Республики Казахстан
от 27 февраля 2008 года N 51
"Приложение 40
к Инструкции по применению
органами юстиции Правил
документирования и
регистрации населения
Республики Казахстан
ЖУРНАЛ
учета выдачи книг регистрации граждан
N |
Дата |
Номер книги |
Фамилия, имя, |
Адрес |
Примечание |
"
Приложение 2
к приказу Министра юстиции
Республики Казахстан
от 27 февраля 2008 года N 51
"Приложение 41
к Инструкции по применению
органами юстиции Правил
документирования и
регистрации населения
Республики Казахстан
СПРАВКА
подтверждения личности
ФОТО
(Заверяется паспортной
гербовой печатью)
"___"___________ 200_г.
1. Гражданин (-ка)_________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________________
адрес регистрации по месту жительства)
N удостоверения личности ___________________ от "___"___________________ г.
орган выдачи ______________________________________________________________
2. Гражданин (-ка)_________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________________
(адрес регистрации по месту жительства)
N удостоверения личности _________________ от "___"___________________ г.
орган выдачи ______________________________________________________________
подтверждаем, что на предъявленной нам фотографии представлен (-а)
гражданин (-ка)____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения)
Подписи лиц, подтверждающих личность заявителя:
1.______________________ _______________________
(Ф.И.О.) (подпись)
2.______________________ _______________________
(Ф.И.О.) (подпись)
Справку составил (а):
________________________ _______________________
(Ф.И.О. специалиста (подпись)
документирования и
регистрации)"
Приложение 3
к приказу Министра юстиции
Республики Казахстан
от 27 февраля 2008 года N 51
"Приложение 42
к Инструкции по применению
органами юстиции Правил
документирования и
регистрации населения
Республики Казахстан
"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник__________________
___________________________
(наименование органа юстиции,
___________________________
Ф.И.О. и подпись)
"___"_______________200 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проверки личности
"___"_________ 200__г. город, населенный пункт
Я,_________________________________________________________________,
(должность, Ф.И.О.)
рассмотрев материалы по проверке личности гражданина (-ки)
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
"___"______________________________________ (число, месяц, год рождения),
уроженца (-ки)__________________________________________(место рождения),
проживающего (-ей)______________________________________________________,
(адрес м/жительства)
обратившегося (-ейся) несвоевременно по вопросу получения удостоверения
личности, паспорта гражданина Республики Казахстан, установил (-ла), что
материалы проверки подтверждают личность и гражданство Республики Казахстан
гр.______________________________________ (Ф.И.О., год рождения заявителя)
На основании изложенного полагал (-а) бы:
Выдать гр. _______________________________удостоверение личности, паспорт
гражданина Республики Казахстан.
Оформлено заявление ф-1 N_________________ от _______________
Специалист документирования и регистрации:________________________________
(Ф.И.О., подпись)
Примечание: в случае отсутствия оснований к выдаче документов, удостоверяющих
личность гражданина РК, выносится мотивированное заключение.".
Приложение 4
к приказу Министра юстиции
Республики Казахстан
от 27 февраля 2008 года N 51
"Приложение 43
к Инструкции по применению
органами юстиции Правил
документирования и
регистрации населения
Республики Казахстан
"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник ___________________
_____________________________
(наименование органа юстиции,
_____________________________
Ф.И.О. и подпись)
"___"_____________200__г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по изменению установочных данных
"___"___________ 200__г. город, населенный пункт
Я,_________________________________________________________________,
(должность, Ф.И.О.)
рассмотрев заявление ____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
"___"_______________________(число, месяц, год рождения),
уроженца (-ки)___________________________________________(место рождения),
проживающего (-ей)_______________________________________________________
(адрес м/жительства)
о перемене установочных данных - фамилии, имени, отчества, года рождения
(нужное подчеркнуть) установил, что гр.__________________________________
органом ЗАГС ___________________ района _________________________ области
(города) выданы свидетельство о перемене ________________________________
(фамилии, имени, отчества,
_________________________________________________________________________
года рождения - нужное подчеркнуть)
с ____________________________ на _______________________________________
N________ от _________ и свидетельство о рождении N________ от __________
Обоснованность заявления подтверждается копией актовой записи о перемене
_________________________________________ N ___________ от_______________
(фамилии, имени, отчества, года рождения)
На основании изложенного полагал (-а) бы:
Выдать гр. _______________________ удостоверение личности, паспорт на
измененные установочные данные.
Оформлено заявление ф-1 N ________________ от __________________
Специалист документирования и регистрации:
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О., подпись)".