Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций РК от 29.09.2010 № 438 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с требованием Приложения 17 "Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" к Конвенции о международной гражданской авиации, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Типовую программу инспекционного обследования деятельности субъектов гражданской авиации Республики Казахстан по линии авиационной безопасности.
2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Кубаев М.М.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Бектурова А.Г.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти
календарных дней после его официального опубликования.
№
п/п
|
Номера позиций по программе и проверяемые
элементы
|
Оценка
соот-
вет-
ствия
(+/-)
|
Номер
позиции
несоот-
вет-
ствия
|
1.
|
Организация обеспечения авиационной
безопасности должна включать в себя:
|
|
|
1)
|
наличие утвержденной организационно-
производственной структуры службы авиационной
безопасности, ее техническое, производственное
и финансовое обеспечение;
|
|
|
2)
|
наличие технологии взаимодействия САБ со
службами аэропорта и другими органами (МВД,
КНБ, Таможенный комитет) Республики Казахстан;
|
|
|
3)
|
сферы деятельности службы авиационной
безопасности (выполняемые задачи);
|
|
|
4)
|
список руководящего состава аэропорта,
ответственного за обеспечение авиационной
безопасности;
|
|
|
5)
|
наличие распорядительного документа по
назначению должностных лиц, ответственных
за принятие решений при возникновении ЧС,
в соответствии с Планом действий по
урегулированию ЧС;
|
|
|
6)
|
наличие утвержденного перечня должностей,
специальностей и специализаций персонала
САБ, непосредственно связанного с
обеспечением авиационной безопасности;
|
|
|
7)
|
наличие должностных инструкций специалистов
САБ;
|
|
|
8)
|
перечень категорий специалистов САБ,
подлежащих аттестации и (или) сертификации,
применительно к каждому виду (направлению)
авиационной безопасности;
|
|
|
9)
|
укомплектованность подразделений САБ
сертифицированными (имеющими допуск к
самостоятельной работе) специалистами;
|
|
|
10)
|
порядок допуска персонала САБ к работам по
обеспечению мер авиационной безопасности
(обучение, стажировка, оформление
свидетельств, допусков и/или сертификатов);
|
|
|
11)
|
организация и обеспечение подготовки
персонала САБ (наличие и выполнение планов
подготовки, переучивания и повышения
квалификации), предусматривающее обучение:
в учебных заведениях ГА (на основании
договоров или разовых заявок);
на собственной учебной базе.
в последнем случае дополнительно проверяется
соответствие содержания программ подготовки
(занятий) и оснащенности учебной базы
(технического оборудования классов
установленным требованиям);
|
|
|
12)
|
наличие и содержание производственных
зданий и помещений, для размещения САБ и
осуществления технологических процедур по
АБ (достаточность площадей, их оснащенность
техническими средствами, средствами связи,
автотранспортом и др. системами
жизнеобеспечения);
|
|
|
13)
|
противопожарное состояние и состояние
технической безопасности в САБ;
|
|
|
14)
|
наличие специального помещения для хранения
вооружения, наличие сертификата типа;
|
|
|
15)
|
обеспеченность руководящего состава и
персонала САБ аэропорта, служебными
помещениями (кабинетами, комнатами
разборов) и помещениями бытового назначения
(комнатами отдыха и приема пищи, раздевалками,
сушилками спецодежды и т.д.).
Соблюдение в них температурного режима,
вентиляции, освещения. Соответствие размеров и
оснащение указанных помещений нормативным
требованиям (заключение СЭС);
|
|
|
16)
|
обеспеченность руководящей, нормативной и
информационной документацией по обеспечению
АБ, утвержденной и введенной в действие в
установленном порядке;
|
|
|
17)
|
порядок учета, использования и хранения
документации, внесения поступающих изменений и
дополнений и их доведения до исполнителей.
Порядок изучения руководящей, нормативной и
информационной документации, по обеспечению
АБ персоналом других подразделений
аэропорта;
|
|
|
18)
|
полноту и качество руководящих документов
по обеспечению АБ:
программу обеспечения АБ;
положение о САБ;
технологию производства досмотра пассажиров,
членов экипажей ВС, обслуживающего персонала,
ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых
запасов;
инструкцию по пропускному и
внутриобъектовому режиму;
план действий по урегулированию ЧС,
связанных с актами незаконного вмешательства
в деятельность гражданской авиации;
|
|
|
19)
|
систему контроля за выполнением принятых
мер по АБ:
периодичность проведения контроля
выполняемых мер безопасности;
проведение анализа и оценки достаточности
и эффективности проводимых мероприятий по
обеспечению АБ;
деятельность по выявлению уязвимости
объектов (мест) гражданской авиации, в
целях их защиты от возможных актов незаконного
вмешательства;
корректировка утвержденных документов по АБ;
наличие и ведение документации по учету
проводимого контроля;
назначение лиц, ответственных за проведение
и учет такого контроля;
|
|
|
20)
|
систему оповещения и связи по АБ;
|
|
|
21)
|
ведение учета и отчетности наличия, состояния
и движения оружия, боеприпасов и спецсредств
САБ. Назначение ответственных лиц за ведение
данного учета;
|
|
|
22)
|
состояние учета и отчетности по АБ:
соблюдение порядка и своевременность
представления в соответствующие
государственные органы управления
установленной отчетности и информации об актах
незаконного вмешательства, выявленных
недостатках в обеспечении АБ, а также другой
информации по вопросам состояния АБ;
назначение ответственных лиц за ведение
данного направления работ;
|
|
|
23)
|
обеспеченность САБ сертифицированным
оборудованием, наличие сертификата типа и
годности;
|
|
|
24)
|
организацию метрологического обеспечения в
САБ;
|
|
|
25)
|
проведение регулярных внутренних проверок
с назначением ответственных лиц;
|
|
|
26)
|
обеспечение контроля за форменной одеждой
(меры защиты, порядок выдачи и изъятия).
|
|
|
2.
|
Обеспечение безопасности сооружений и наземных
средств авиапредприятия должно включать
в себя:
|
|
|
1)
|
организацию и обеспечение охраны территории
(контролируемых зон) аэропорта и
расположенных на ней объектов, включая
авиатехнику, зоны рабочих секторов курсовых
и глиссадных радиомаяков, объектов УВД,
радио и светотехнического оборудования
аэродрома, складов ГСМ и коммерческих складов:
установление зон ограниченного доступа
(контролируемых зон) и их границ, в т.ч. за
пределами территории объектов аэропорта;
наличие схемы территории аэропорта, с
указанием расположения объектов и границ
контролируемых зон (зон ограниченного
доступа);
состояние охраны контролируемых зон
(наличие, система и состояние ограждений,
освещение), распределение ответственности
за охрану зон;
наличие и состояние ограждения аэропорта,
по периметру и расположенных на его
территории объектов гражданской авиации,
наличие постовых вышек, освещения, козырька,
предупредительных аншлагов патрульной дороги
и полос безопасности вдоль ограждения;
наличие подвижных патрулей и периодичность
патрулирования;
дополнительные ограждения на объектах
авиатопливообеспечения и на коммерческих
складах;
оборудование наружным освещением мест
стоянок ВС, территории отдельно расположенных
объектов и контрольно-пропускных пунктов;
наличие и состояние технических средств
охраны, наблюдения, сигнализации и связи;
|
|
|
2)
|
организацию и состояние контроля доступа лиц
и транспортных средств в контролируемые зоны:
наличие утвержденной Инструкции по
пропускному и внутриобъектовому режиму
(в международных аэропортах Инструкция
согласовывается с органами пограничного,
таможенного и других видов государственного
контроля), использование установленной
системы пропусков, наличие уполномоченного
органа, ответственного за выдачу пропусков и
выполнение требований установленного режима;
наличие и состояние КПП, их оборудование
воротами, шлагбаумами, площадками и
техническими средствами для производства
досмотра обслуживающего персонала и
автотранспорта;
наличие запасных КПП и их оборудование;
осуществление пропускного и внутриобъектового
режима;
процедура контроля доступа лиц в
контролируемые зоны, установленный порядок
прохода, проезда на территорию аэропорта
персонала, посетителей, сторонних организаций
и транспорта (порядок выдачи, использования и
изъятия различных видов пропусков);
организация и обеспечение контроля
нахождения и движения лиц, транспортных
средств в контролируемых зонах аэропорта;
наличие письменной системы регистрации всех
ключей и замков;
проведение проверки анкетных данных всего
персонала, имеющие несопровождаемый доступ в
зоны ограниченного допуска аэропорта с
назначением ответственного лица.
|
|
|
3.
|
Обеспечение безопасности ВС должно включать в
себя:
|
|
|
1)
|
организацию и состояние охраны ВС на земле:
схему обеспечения охраны ВС;
наличие и состояние постов охраны ВС;
ответственность за обеспечение безопасности
ВС;
наличие инструкции, организация и соблюдение
порядка приема-передачи ВС на техобслуживание
и под охрану (ведение журнала приема-передачи
ВС под охрану);
организацию и обеспечение контроля за
соблюдением мер АБ на ВС, при их техническом
и коммерческом обслуживании в промежуточных
аэропортах;
наличие и состояние освещения мест стоянок
ВС;
|
|
|
2)
|
организацию и обеспечение контроля доступа к
ВС;
|
|
|
3)
|
наличие у авиаперсонала, имеющего допуск к
обслуживанию ВС, пропусков (тархеток) с
указанием зон допуска и рабочих смен;
|
|
|
4)
|
оборудование ВС системами безопасности:
блокирование двери пилотской кабины;
наличие и работоспособность системы скрытой
сигнализации;
наличие разреза в ковровом покрытии;
оборудование мест для перевозки оружия и
боеприпасов;
обозначение наименее опасных мест на борту
ВС для размещения обнаруженного взрывного
устройства;
|
|
|
5)
|
наличие, состояние и оснащенность специальной
стоянки для ВС;
|
|
|
6)
|
организацию и состояние производства
предполетного досмотра ВС:
наличие перечня мест специального осмотра
ВС;
наличие технологических карт и схем досмотра
используемых типов ВС;
наличие приказа о создании групп досмотра
ВС;
|
|
|
7)
|
принятые меры обеспечения безопасности
пассажиров и членов экипажа ВС в полете:
наличие полетной документации, памятки
экипажу ВС по действиям в чрезвычайной
обстановке;
наличие Инструкции о порядке проведения
досмотра ВС в полете.
|
|
|
4.
|
Организация предполетного досмотра пассажиров
и ручной клади, членов экипажей ВС и
авиаперсонала должна включать в себя:
|
|
|
1)
|
наличие и состояние зон контроля и пунктов
досмотра пассажиров:
соответствие оборудования и размещения
пунктов досмотра установленным требованиям;
наличие и оснащенность кабин (помещений) для
личного досмотра;
|
|
|
2)
|
оснащенность пунктов досмотра техническими
средствами досмотра:
наличие, состояние и соответствие
сертификационным требованиям технических
средств досмотра, подробные данные об
оборудовании для досмотра;
организацию обслуживания и ремонта
технических средств досмотра;
|
|
|
3)
|
укомплектованность групп досмотра обученными
специалистами:
профессиональную подготовленность и наличие
сертификатов;
знание специалистами групп основных
характеристик и правил эксплуатации
применяемых технических средств досмотра;
наличие должностных инструкций специалистов
групп досмотра;
|
|
|
4)
|
наличие и соответствие установленным
процедурам утвержденной технологии
производства досмотра пассажиров и ручной
клади:
специальные процедуры досмотра (ручной и
выборочный досмотр, отказ от прохождения
досмотра, досмотр в частном порядке);
досмотр пассажиров, следующих транзитом или
пересаживающихся на другие рейсы;
|
|
|
5)
|
наличие и состояние информации для пассажиров
о порядке досмотра;
|
|
|
6)
|
наличие, состояние и оснащенность техническими
средствами досмотра залов для официальных лиц
и делегаций;
|
|
|
7)
|
принимаемые меры в отношении пассажиров
отдельных категорий (требования об
уведомлении, меры и процедуры обеспечения
безопасности):
высокопоставленные лица и дипломаты;
правительственные курьеры и дипломатические
вализы;
лица, следующие через VIP и зал официальных
делегаций;
охрана высокопоставленных представителей
правительства;
сотрудники службы безопасности на борту ВС;
инвалиды;
пассажиры, находящиеся под стражей или
административным контролем (депортируемые
лица, конвоируемые заключенные);
конвоиры заключенных/депортируемых лиц;
|
|
|
8)
|
наличие и состояние стерильных зон для
досмотренных пассажиров;
|
|
|
9)
|
порядок доставки и сопровождения пассажиров
на борт ВС;
исключение смешивания лиц, прошедших и не
прошедших досмотр;
|
|
|
10)
|
организацию и состояние досмотра членов
экипажей ВС и авиаперсонала аэропорта,
авиапредприятия и эксплуатанта;
соблюдение технологии досмотра членов
экипажей ВС и авиаперсонала;
|
|
|
11)
|
состояние учета и отчетности по результатам
досмотра.
Наличие карт досмотра пассажиров, багажа,
груза и бортпитания (бортовых запасов);
|
|
|
12)
|
организацию и соблюдение порядка перевозки на
борту ВС оружия, боеприпасов и спецсредств,
изъятых у пассажиров на время полета:
наличие технологии передачи оружия и
боеприпасов экипажу;
наличие помещения для приема и выдачи оружия
и боеприпасов;
условия доставки на борт ВС оружия и
боеприпасов;
провоз оружия и боеприпасов в пассажирском
салоне ВС;
провоз оружия, хранящегося в недоступных
местах ВС;
наличие Инструкции по правилам размещения,
транспортировки и обеспечения сохранности
металлических запираемых ящиков для перевозки
оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на
период полета.
|
|
|
5.
|
Организация предполетного досмотра багажа,
груза, почты и бортовых запасов должна
включать в себя:
|
|
|
1)
|
организацию и состояние обеспечения
безопасности багажа, груза, почты и бортовых
запасов:
прием и охрана багажа;
процедуры досмотра багажа;
установление принадлежности багажа
пассажирам;
досмотр зарегистрированного багажа;
трансфертный зарегистрированный багаж;
хранение неправильно обработанного багажа;
контроль за транспортировкой багажа к ВС;
|
|
|
2)
|
процедуры досмотра груза, почты (бандеролей,
курьерских отправлений) и бортовых запасов:
меры контроля в целях безопасности в обычных
условиях;
меры контроля в период повышенной угрозы;
процедуры и меры контроля в целях
безопасности бортпитания и бортприпасов;
|
|
|
3)
|
наличие, состояние и оснащенность пунктов
досмотра багажа, груза, почты и бортовых
запасов;
|
|
|
4)
|
наличие утвержденной Технологии досмотра
багажа, груза, почты и бортовых запасов;
|
|
|
5)
|
обеспеченность САБ техническими средствами
обеспечения авиационной безопасности;
|
|
|
6)
|
использование специальных технических средств
досмотра пассажиров, ручной клади, багажа,
груза, почты и бортовых запасов, а также
досмотра членов экипажей ВС и наземного
персонала:
виды и типы используемых технических средств
досмотра;
участки их применения;
использование технических устройств и
служебных собак для обнаружения ВВ;
|
|
|
7)
|
использование инженерно-технических средств
охраны:
виды и типы используемых
инженерно-технических средств охраны;
объекты применения инженерно-технических
средств охраны;
наличие и оснащенность пунктов контроля;
процедуры принятия мер при срабатывании
средств охраны;
|
|
|
8)
|
порядок эксплуатации и технического
обслуживания технических средств обеспечения
авиационной безопасности.
|
|
|
6.
|
Организация и принятие мер по урегулированию
чрезвычайных ситуаций, связанных с актами
незаконного вмешательства в деятельность
гражданской авиации должна включать в себя:
|
|
|
1)
|
наличие и деятельность аэропортовой комиссии
по АБ:
наличие утвержденного Положения об
аэропортовой комиссии;
состав аэропортовой комиссии;
наличие планов работы аэропортовой комиссии;
|
|
|
2)
|
наличие Плана действий по урегулированию
чрезвычайных ситуаций, связанных с актами
незаконного вмешательства в деятельность
гражданской авиации:
наличие инструкций, выписок и памяток по
действиям персонала при возникновении ЧС
(действия и процедуры, предусмотренные в
случаях попыток захвата ВС, диверсий и угроз
применения взрывных устройств);
наличие согласованного Плана проведения
операции "Дабыл" и его соответствие
требованиям совместного Приказа МТК РК от
"12" августа 2006 года № 209 ДСП, КНБ РК от
"01" июля 2006 года № 104 ДСП, СОП РК от "05"
июля 2006 года № 74 ДСП "Об утверждении
Инструкции по пресечению террористических
акций на воздушных судах гражданской авиации
в аэропортах Республики Казахстан";
порядок эвакуации пассажиров и проведения
досмотра ВС на земле в случае угрозы
применения взрывных устройств;
аэронавигационное обслуживание ВС,
подвергшихся актам незаконного вмешательства;
специальные меры по обеспечению АБ,
подлежащие применению в периоды повышенной
угрозы или в отношении особо важных рейсов и
маршрутов, в т.ч. при актах вымогательства и
вмешательства в действия сотрудников
аэропорта;
|
|
|
3)
|
наличие командного пункта (специально
оборудованного помещения) для обеспечения
работы оперативного штаба по урегулированию
ЧС:
состав и структурная схема оперативного
штаба;
установленный порядок (схема) оповещения и
связи;
наличие, состояние и использование средств
связи;
оснащенность командного пункта средствами
обеспечения деятельности;
установленный порядок приведения в действие
оперативного штаба;
|
|
|
4)
|
наличие и готовность сил и средств,
привлекаемых к урегулированию ЧС;
|
|
|
5)
|
координацию сил и средств, организацию и учет
проведения занятий, тренировок и учений;
|
|
|
6)
|
учебные мероприятия, проводимые по
практической отработке мер авиационной
безопасности с взаимодействующими службами и
организациями (орган, ответственный за их
подготовку и периодичность проведения
тренировок).
|
|
|