Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 03.11.2020 № 588 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 5
В соответствии с пунктом 9 статьи 105 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Типовую программу инспекционной проверки авиационной безопасности.
2. Признать утратившим силу приказ Министра транспорта и коммуникации Республики Казахстан от 20 января 2009 года № 13 "Об утверждении Типовой программы инспекционного обследования деятельности субъектов гражданской авиации Республики Казахстан по линии авиационной безопасности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5540, опубликован в газете "Юридическая газета" от 24 февраля 2009 г., № 28 (1625)).
3. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Адимолда P.O.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Дюсембаева Е.С.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности | |
Министра | А. Бектуров |
Утверждена приказом исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 29 сентября 2010 года № 438 |
Типовая программа инспекционной проверки
авиационной безопасности
№ п/п | Номера позиций по программе и проверяемые элементы | Оценка соответствия (+/-) | Номер позиции несоответствия |
1. | Организация обеспечения авиационной безопасности включает в себя: | ||
1) | организационно-производственную структуру службы авиационной безопасности, ее техническое, производственное и финансовое обеспечение; | ||
2) | технологию взаимодействия САБ со службами аэропорта и другими органами (МВД, КНБ, Таможенный комитет) Республики Казахстан; | ||
3) | сферы деятельности службы авиационной безопасности (выполняемые задачи); | ||
4) | список руководящего состава аэропорта, обеспечивающий авиационную безопасность; | ||
5) | распорядительный документ по назначению должностных лиц, принимающих решения при возникновении ЧС, в соответствии с Планом действий по урегулированию ЧС; | ||
6) | перечень должностей, специальностей и специализаций персонала САБ, непосредственно связанного с обеспечением авиационной безопасности; | ||
7) | должностные инструкции специалистов САБ; | ||
8) | категории специалистов САБ, подлежащих аттестации и (или) сертификации, применительно к каждому виду (направлению) авиационной безопасности; | ||
9) | укомплектованность подразделений САБ сертифицированными (имеющими допуск к самостоятельной работе) специалистами; | ||
10) | порядок допуска персонала САБ к работам по обеспечению мер авиационной безопасности (обучение, стажировка, оформление свидетельств, допусков и/или сертификатов); | ||
11) | организация и обеспечение подготовки персонала САБ (наличие и выполнение планов подготовки, переучивания квалификации), предусматривающее обучение: в учебных заведениях ГА (на основании договоров или разовых заявок); на собственной учебной базе; в последнем случае дополнительно проверяется соответствие содержания программ подготовки (занятий) и оснащенности учебной базы (технического оборудования классов); | ||
12) | содержание производственных зданий и помещений, для размещения САБ и осуществления технологических процедур по АБ (оснащенность техническими средствами, средствами связи, автотранспортом); | ||
13) | специальное помещение для хранения вооружения; | ||
14) | обеспеченность руководящего состава и персонала САБ аэропорта, служебными помещениями (кабинетами, комнатами разборов) и помещениям и бытового назначения (комнатами отдыха и приема пищи, раздевалками, сушилками спецодежды); | ||
15) | обеспеченность руководящей, нормативной и информационной документацией по обеспечению АБ; | ||
16) | порядок учета, использования и хранения документации, внесения поступающих изменений и дополнений и их доведения до исполнителей. Порядок изучения руководящей, нормативной и информационной документации, по обеспечению АБ персоналом других подразделений аэропорта; | ||
17) | полноту и качество руководящих документов по обеспечению АБ: программу обеспечения АБ; положение о САБ; технологию производства досмотра пассажиров, членов экипажей ВС, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов; инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму; план действий по урегулированию ЧС, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; | ||
18) | систему контроля за выполнением принятых мер по АБ: периодичность проведения контроля выполняемых мер безопасности; проведение анализа и оценки достаточности и эффективности проводимых мероприятий по обеспечению АБ; деятельность по выявлению уязвимости объектов (мест) гражданской авиации, в целях их защиты от возможных актов незаконного вмешательства; корректировка утвержденных документов по АБ; ведение документации по учету проводимого контроля; назначение лиц, за проведение и учет такого контроля; | ||
19) | систему оповещения и связи по АБ; | ||
20) | ведение учета и отчетности состояния и движения оружия, боеприпасов и спецсредств САБ, назначение лиц за ведение данного учета; | ||
21) | состояние учета и отчетности по АБ: соблюдение порядка и своевременность представления в соответствующие государственные органы управления отчетности и информации об актах незаконного вмешательства, выявленных недостатках в обеспечении АБ, а также другой информации по вопросам состояния АБ; | ||
22) | обеспеченность САБ сертифицированным оборудованием; | ||
23) | проведение регулярных внутренних проверок; | ||
24) | обеспечение контроля за форменной одеждой (меры защиты, порядок выдачи и изъятия). | ||
2. | Обеспечение безопасности сооружений и наземных средств авиапредприятия включает в себя: | ||
1) | организацию и обеспечение охраны территории (контролируемых зон) аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиатехнику, зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов УВД, радио и светотехнического оборудования аэродрома, складов ГСМ и коммерческих складов: установление зон ограниченного доступа (контролируемых зон) и их границ, в т.ч. за пределами территории объектов аэропорта; наличие схемы территории аэропорта, с указанием расположения объектов и границ контролируемых зон (зон ограниченного доступа); состояние охраны контролируемых зон (наличие, система и состояние ограждений, освещение), распределение ответственности за охрану зон; состояние ограждения аэропорта, по периметру и расположенных на его территории объектов гражданской авиации, постовых вышек, освещения, козырька, предупредительных аншлагов патрульной дороги и полос безопасности вдоль ограждения; подвижных патрулей и периодичность патрулирования; дополнительные ограждения на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах; оборудование наружным освещением мест стоянок ВС, территории отдельно расположенных объектов и контрольно-пропускных пунктов; состояние технических средств охраны, наблюдения, сигнализации и связи; | ||
2) | организацию и состояние контроля доступа лиц и транспортных средств в контролируемые зоны: инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму (в международных аэропортах, инструкция согласовывается с органами пограничного, таможенного и других видов государственного контроля), использование системы пользования пропусков, наличие уполномоченного подразделения осуществляющего выдачу пропусков и выполнение требований пропускного режима; состояние КПП, их оборудование воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для производства досмотра обслуживающего персонала и автотранспорта; запасных КПП и их оборудование; осуществление пропускного и внутриобъектового режима; процедура контролядоступа лиц в контролируемые зоны, порядокпрохода, проезда на территорию аэропорта персонала, посетителей, сторонних организаций и транспорта (порядок выдачи, использования и изъятия различных видов пропусков); организация и обеспечение контроля нахождения и движения лиц, транспортных средств в контролируемых зонах аэропорта; письменной системы регистрации всех ключей и замков; проведение проверки анкетных данных всего персонала, имеющие несопровождаемый доступ в зоны ограниченного допуска аэропорта. | ||
3. | Обеспечение безопасности ВС включает в себя: | ||
1) | организацию и состояние охраны ВС на земле: схему обеспечения охраны ВС; состояние постов охраны ВС; ответственность за обеспечение безопасности ВС; организация и соблюдение порядка приема-передачи ВС на техобслуживание и под охрану (ведение журнала приема-передачи ВС под охрану); организация и обеспечение контроля за соблюдением мер АБ на ВС, при их техническом и коммерческом обслуживании в промежуточных аэропортах; состояние освещения мест стоянок ВС; | ||
2) | организацию и обеспечение контроля доступа к ВС; | ||
3) | наличие у авиаперсонала, имеющего допуск к обслуживанию ВС, пропусков с указанием зон допуска и рабочих смен; | ||
4) | оборудование ВС системами безопасности: блокирование двери пилотской кабины; наличие и работоспособность системы скрытой сигнализации; наличие разреза в ковровом покрытии; оборудование мест для перевозки оружия и боеприпасов; обозначение наименее опасных мест на борту ВС для размещения обнаруженного взрывного устройства; | ||
5) | состояние и оснащенность специальной стоянки для ВС; | ||
6) | организацию и состояние производства предполетного досмотра ВС: перечень мест специального осмотра ВС; технологические карты и схемы досмотра используемых типов ВС; приказ о создании групп досмотра ВС; | ||
7) | принятые меры обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа ВС в полете: памятки экипажу ВС по действиям в чрезвычайной обстановке; Инструкция о порядке проведения досмотра ВС в полете. | ||
4. | Организация предполетного досмотра пассажиров и ручной клади, членов экипажей ВС и авиаперсонала включает в себя: | ||
1) | состояние зон контроля и пунктов досмотра пассажиров: соответствие оборудования и размещения пунктов досмотра установленным требованиям; оснащенность кабин (помещений) для личного досмотра; | ||
2) | оснащенность пунктов досмотра техническими средствами досмотра: состояние и соответствие сертификационным требованиям технических средств досмотра, подробные данные об оборудовании для досмотра; организацию обслуживания и ремонта технических средств досмотра; | ||
3) | укомплектованность групп досмотра обученными специалистами: профессиональную подготовленность и наличие сертификатов; знание специалистами групп основных характеристик и правил эксплуатации применяемых технических средств досмотра; должностные инструкции специалистов групп досмотра; | ||
4) | соответствие утвержденной технологии производства досмотра пассажиров и ручной клади: специальные процедуры досмотра (ручной и выборочный досмотр, отказ от прохождения досмотра, досмотр в частном порядке); досмотр пассажиров, следующих транзитом или пересаживающихся на другие рейсы; | ||
5) | состояние информации для пассажиров о порядке досмотра; | ||
6) | состояние и оснащенность техническими средствами досмотра залов для официальных лиц и делегаций; | ||
7) | принимаемые меры в отношении пассажиров отдельных категорий (требования об уведомлении, меры и процедуры обеспечения безопасности): высокопоставленные лица и дипломаты; правительственные курьеры и дипломатические вализы; лица, следующие через VIP и зал официальных делегаций; охрана высокопоставленных представителей правительства; сотрудники службы безопасности на борту ВС; инвалиды; пассажиры, находящиеся под стражей или административным контролем (депортируемые лица, конвоируемые заключенные); конвоиры заключенных/депортируемых лиц; | ||
8) | состояние стерильных зон для досмотренных пассажиров; | ||
9) | порядок доставки и сопровождения пассажиров на борт ВС; исключение смешивания лиц, прошедших и не прошедших досмотр; | ||
10) | организацию и состояние досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала аэропорта, авиапредприятия и эксплуатанта; соблюдение технологии досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала; | ||
11) | состояние учета и отчетности по результатам досмотра. Наличие карт досмотра пассажиров, багажа, груза и бортпитания (бортовых запасов); | ||
12) | организацию и соблюдение порядка перевозки на борту ВС оружия, боеприпасов и спецсредств, изъятых у пассажиров на время полета: технология передачи оружия и боеприпасов экипажу; помещения для приема и выдачи оружия и боеприпасов; условия доставки на борт ВС оружия и боеприпасов; провоз оружия и боеприпасов в пассажирском салоне ВС; провоз оружия, хранящегося в недоступных местах ВС; инструкция по правилам размещения, транспортировки и обеспечения сохранности металлических запираемых ящиков для перевозки оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета. | ||
5. | Организация предполетного досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов включает в себя: | ||
1) | организацию и состояние обеспечения безопасности багажа, груза, почты и бортовых запасов: прием и охрана багажа; процедуры досмотра багажа; установление принадлежности багажа пассажирам; досмотр зарегистрированного багажа; трансфертный зарегистрированный багаж; хранение неправильно обработанного багажа; контроль за транспортировкой багажа к ВС; | ||
2) | процедуры досмотра груза, почты (бандеролей, курьерских отправлений) и бортовых запасов: меры контроля в целях безопасности в обычных условиях; меры контроля в период повышенной угрозы; процедуры и меры контроля в целях безопасности бортпитания и бортприпасов; | ||
3) | состояние и оснащенность пунктов досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов; | ||
4) | технология досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов; | ||
5) | обеспеченность САБ техническими средствами обеспечения авиационной безопасности; | ||
6) | использование специальных технических средств досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, груза, почты и бортовых запасов, а также досмотра членов экипажей ВС и наземного персонала: виды и типы используемых технических средств досмотра; участки их применения; использование технических устройств и служебных собак для обнаружения ВВ; | ||
7) | использование инженерно-технических средств охраны: виды и типы используемых инженерно-технических средств охраны; объекты применения инженерно-технических средств охраны; наличие и оснащенность пунктов контроля; процедуры принятия мер при срабатывании средств охраны; | ||
8) | порядок эксплуатации и технического обслуживания технических средств обеспечения авиационной безопасности. | ||
6. | Организация и принятие мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации включает в себя: | ||
1) | деятельность аэропортовой комиссии по АБ: положение об аэропортовой комиссии; состав аэропортовой комиссии; план работы аэропортовой комиссии; | ||
2) | план действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации: инструкции, выписки и памятки по действиям персонала при возникновении ЧС (действия и процедуры, предусмотренные в случаях попыток захвата ВС, диверсий и угроз применения взрывных устройств); план проведения операции "Дабыл" и его соответствие требованиям совместного Приказа МТК РК от "12" августа 2006 года № 209 ДСП, КНБ РК от 01 июля 2006 года № 104 ДСП, СОП РК от 05 июля 2006 года № 74 ДСП "Об утверждении Инструкции по пресечению террористических акций на воздушных судах гражданской авиации в аэропортах Республики Казахстан", порядок эвакуации пассажиров и проведения досмотра ВС на земле в случае угрозы применения взрывных устройств; аэронавигационное обслуживание ВС, подвергшихся актам незаконного вмешательства; специальные меры по обеспечению АБ, подлежащие применению в периоды повышенной угрозы или в отношении особо важных рейсов и маршрутов, в т.ч. при актах вымогательства и вмешательства в действия сотрудников аэропорта; | ||
3) | командный пункт (специально оборудованного помещения) для обеспечения работы оперативного штаба по урегулированию ЧС: состав и структурная схема оперативного штаба; порядок (схема) оповещения и связи наличие, состояние и использование средств связи; оснащенность командного пункта средствами обеспечения деятельности; порядок приведения в действие оперативного штаба; | ||
4) | готовность сил и средств, привлекаемых к урегулированию ЧС; | ||
5) | координацию сил и средств, организацию и учет проведения занятий, тренировок и учений; | ||
6) | учебные мероприятия, проводимые по практической отработке мер авиационной безопасности с взаимодействующими службами и организациями (орган, ответственный за их подготовку и периодичность проведения тренировок). |
Расшифровка аббревиатур:
МВД РК - Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
КНБ РК - Комитет национальной безопасности Республики Казахстан;
СОП РК - Служба охраны Президента Республики Казахстан;
МО РК - Министерство обороны Республики Казахстан;
МТК РК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
ГА - гражданская авиация;
САБ - служба авиационной безопасности;
АБ - авиационная безопасность;
УВД - управление воздушным движением;
ГСМ - горючесмазочный материал;
ВС - воздушное судно;
КПП - контрольно-пропускной пункт;
ЧС - чрезвычайная ситуация;
VIP-зал - зал для особо важных персон;
ВВ - взрывчатые вещества;
СЭС - санитарно-эпидемиологическая служба.
ПРИМЕЧАНИЕ:
(*) - не обязательно для данной организации;
(-1) - несоответствия, запрещающие дальнейшую деятельность;
(-2) - несоответствия, не препятствующие дальнейшей деятельности, при условии устранения в согласованные сроки или введении ограничений;
(-3) - несоответствия, не препятствующие дальнейшей деятельности и подлежащие устранению при совершенствовании производства и системы качества.