Об утверждении Инструкции по комплексной реабилитации детей-инвалидов с психоневрологическими патологиями

Утративший силу

Совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 399-ө, Министра здравоохранения Республики Казахстан от 13 декабря 2010 года № 961 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2010 года № 581. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 января 2011 года № 6742. Утратил силу совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 апреля 2013 года № 190-Ө-М и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 мая 2013 года № 202, Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 мая 2013 года № 314

      Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 30.04.2013 № 190-Ө-М и Министра образования и науки РК от 28.05.2013 № 202, Министра здравоохранения РК от 29.05.2013 № 314 (вводится в действие с 29.05.2013).

      В целях реализации пункта 17 Плана мероприятий на 2010-2011 годы по реализации программы "Дети Казахстана" на 2007-2011 годы", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года № 2010, ПРИКАЗЫВАЕМ: см.P110266
      1. Утвердить Инструкцию по комплексной реабилитации детей - инвалидов с психоневрологическими патологиями.
      2. Департаменту социальной помощи Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Манабаева К.А.) обеспечить:
      государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      в установленном законодательством порядке официальное опубликование и размещение настоящего совместного приказа на интернет - ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Нусупову А.Б.
      4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и науки
      Республики Казахстан
      ________________ Б. Жумагулов
      27 декабря 2010 года

      Министр здравоохранения
      Республики Казахстан
      ________________ С. Каирбекова
      13 декабря 2010 года

      Министр труда и социальной
      защиты населения
      Республики Казахстан
      ________________ Г. Абдыкаликова
      7 декабря 2010 года

Утверждено          
совместным приказом     
Министра образования и науки 
Республики Казахстан     
от 27 декабря 2010 года № 581

Министра здравоохранения    
Республики Казахстан      
от 13 декабря 2010 года № 961 

Министра труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан 
от 7 декабря 2010 года № 399-ө 

Инструкция по комплексной реабилитации детей-инвалидов
с психоневрологическими патологиями

1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция по комплексной реабилитации детей - инвалидов с психоневрологическими патологиями (далее – Инструкция) детализирует создание условий, направленных на физическое восстановление, социализацию, коррекционное обучение и воспитание, а также на создание социально приемлемых навыков у детей – инвалидов с психоневрологическими патологиями (далее – дети), получающих специальные социальные услуги в учреждениях и организациях системы социальной защиты населения Республики Казахстан.
      2. При проведении реабилитации детей необходимо учитывать следующие принципы:
      преемственность - заключается в единых методологических подходах к реабилитационным мероприятиям независимо от места их проведения;
      этапность – индивидуальный план работы реализуется от простого к сложному;
      непрерывность - реабилитация не должна прерываться, реабилитационные мероприятия могут изменяться только по форме, но не по содержанию;
      принцип индивидуализации - определение объема оказываемых специальных социальных услуг и их видов осуществляется для каждого ребенка в отдельности с учетом индивидуальных потребностей детей;
      принцип активности - постоянное побуждение ребенка к повторению той или иной деятельности;
      принцип целостности - каждый вид деятельности, в которой участвует ребенок, должен иметь свою цель и конечный результат, чтобы добиться усвоения и осмысления ребенком определенного алгоритма действий;
      принцип сопровождения деятельности речью (все действия специалист сопровождает речью) - обучение ребенка соотношению тех или иных действий с речью;
      принцип социальной мотивации к обучению - доброжелательная и учитывающая особенности ребенка атмосфера, являющаяся важным компонентом продуктивности его обучения.
      3. Реабилитация детей осуществляется путем их социализации, через обучение детей навыкам самообслуживания и личной гигиены.

2. Основные составляющие комплексной реабилитации

      4. Комплексная реабилитация состоит из трех основных блоков, осуществляющих постоянное взаимодействие между собой:
      1) медицинский блок - поддержание жизнедеятельности организма.
      Для реализации медицинского блока необходимо:
      осуществлять регулярные (плановые) медицинские осмотры;
      осуществлять своевременную и точную диагностику психоневрологического и соматического состояния и в случае необходимости, которые определяются врачами направлять детей в профильное медицинское учреждение;
      оказывать поддерживающую терапию (при необходимости);
      осуществлять двигательную абилитацию (реабилитацию).
      Исходя из задач, основными методами медицинского вмешательства, используемого при реабилитации, являются:
      медикаментозный – только в качестве поддерживающей терапии (противосудорожное лечение, курсовое применение ноотропных и сосудистых препаратов, симптоматическое использование нейролептиков, транквилизаторов);
      немедикаментозной – физиопроцедуры, лечебная физкультура, закаливающие мероприятия, психотерапия;
      2) социальный блок - содействие в обеспечении ребенка и членов его семьи установленными законодательством услугами, льготами, пособиями, благотворительной и социальной помощью.
      Для реализации социального блока необходимо:
      осуществлять мониторинг социальной ситуации в семье ребенка, защиту прав ребенка;
      обучать родителей и членов семьи основам реабилитационных мероприятий проводимых в домашних условиях;
      помощь в оформлении документов, необходимых для получения услуг, льгот, пособий, благотворительной и социальной помощи;
      3) психолого-педагогический блок – формирование навыков, обеспечивающих социальную интеграцию.
      Для реализации психолого-педагогического блока необходимо:
      выявить положительные стороны психики, опора на которые поможет более эффективно построить учебно-воспитательную работу с умственно отсталым ребенком;
      определить структуру дефекта психики;
      установить особенности психического развития;
      корректировать интеллектуальные и речевые дефекты;
      формировать у ребенка представления об окружающем мире, свойствах предметах, навыках изобразительной деятельности и других видов деятельности;
      формировать навыки самообслуживания, личной гигиены;
      развивать социально-бытовую ориентацию, воспитание правильного поведения в различных формах взаимодействия;
      оказывать психологическую помощь родителям и членам семьи, проживающими с детьми, обучать их воспитанию детей с учетом их возможностей, так как обучение родителей правильной организации жизни и деятельности детей в семье положительно скажется на создании благоприятной эмоциональной атмосферы в семье, познакомит родителей с психологическими особенностями детей на различных возрастных этапах, позволит избежать ошибок в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями;
      На психолого-педагогический блок ложится основная нагрузка по реализации коррекционных мероприятий, которые включают в себя ряд ступеней социальной интеграции и социализации ребенка.
      5. Предлагаемые ступени социальной интеграции и социализации детей:
      первая ступень – социальная адаптация;
      вторая ступень – социально-бытовая ориентация;
      третья ступень - социально-бытовая адаптация;
      четвертая ступень – социально-трудовая адаптация.
      6. Для организации системной работы по реабилитации детей рекомендуется разработка общего учебного плана, который является основным документом, регламентирующим организацию и содержание коррекционного процесса, способствующего развитию детей и подготовки их к жизни в обществе.
      В коррекционной деятельности рекомендуется использовать игровые методы, способствующие развитию психомоторики, так как коррекционное воздействие направлено, прежде всего, на основной дефект – повышение познавательных возможностей детей.
      В процессе реабилитации у детей формируются навыки, имеющие практическую направленность и соотносящиеся с их возможностями: навыки самообслуживания и личной гигиены, социально-бытовой ориентации, ручной умелости и посильной трудовой подготовки.
      При этом, оценка знаний по учебным предметам не осуществляется.
      Начало и продолжительность учебного года осуществляется в соответствии со сроками, действующими в детских дошкольных учреждениях.
      На основе общего учебного плана составляется учебный план на каждую группу с учетом уровня познавательных возможностей детей.
      Занятия коррекционного цикла могут проводиться в первую и во вторую половину дня с учетом использования психоэмоциональной активности ребенка.
      Индивидуальные занятия проводятся с теми детьми, которые имеют более выраженные нарушения речи (логопед), общей моторики (инструктор по лечебной физкультуре), сенсорных процессов (учитель дефектолог). Время проведения индивидуальных занятий определяется специалистами, исходя из потребностей ребенка и степени сложности его состояния и может составлять от 15 до 45 минут.
      7. На первой ступени социальной адаптации реализуются задачи, направленные на:
      развитие элементарных навыков общения (выполнение простых инструкций, умение выразить свою просьбу жестом, мимикой, словами, включать детей в совместные игры: хороводные игры и игры с игрушками);
      привитие навыков элементарного самообслуживания (самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться мылом и салфеткой (полотенцем, этики поведения во время приема пищи, при общении с людьми);
      развитие моторики.
      8. На второй ступени обучения реализуются задачи, направленные на закрепление уже приобретенных навыков общения, личной гигиены и самообслуживания.
      Задачами коррекционного класса второй ступени являются:
      развитие умения работать, подчиняться общим требованиям, выполнять инструкции педагога;
      обучение детей сюжетно - ролевым играм по определенным правилам;
      активизация речи через практическую деятельность;
      развитие коммуникативных навыков в процессе общения со сверстниками и взрослыми: обучение правильно воспринимать и различать эмоции, мимику, жесты человека: радость, горе, гнев, недовольство, удивление;
      совершенствование тонкой моторики, координация движений руки и глаза;
      развитие внимания, зрительной, слуховой и механической памяти;
      развитие наглядно - действенного мышления;
      развитие элементарных математических представлений (счет до пяти), знание основных цветов, геометрических фигур. Обучение различать и называть времена года, время суток: утро, день, вечер, ночь.
      Чтобы помочь детям освоить тот или иной навык необходимо сначала разбить соответствующий процесс на отдельные шаги, достаточно маленькие, для того чтобы они могли легко справиться с каждым из них.
      9. На третьей ступени формируются навыки бытовой ориентации: уборка рабочего места, пользование предметами быта, сервировка стола, мытье посуды, уборка квартиры (комнаты).
      10. На четвертой ступени реализуются задачи, направленные на обучение посильным трудовым навыкам.
      Обучение труду направлено на решение следующих задач:
      формирование элементарных знаний по видам труда, развитие самостоятельности в труде, формирование трудовых качеств, привитие интереса к трудовой деятельности.
      Воспитание положительных качеств личности детей: трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, доводить дело до конца.
      Наряду с этими задачами на занятиях по труду решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности детей:
      ориентироваться в задании;
      предварительно планировать ход работы;
      контролировать свою работу.
      11. Важным звеном взаимодействия блоков реабилитации является план индивидуальной работы - основной документ, фиксирующий все реабилитационные мероприятия и изменения в состоянии ребенка в процессе реабилитации.
      В случае отсутствия положительных изменений в состоянии ребенка рекомендуется индивидуальный план работы пересмотреть и найти правильный путь к решению поставленных целей и задач.
      12. Одним из важных компонентов качественной реализации комплексных программ является правильное и полное ведение документации:
      график динамики развития ребенка (приложение 1);
      паспорта групп, классов, с указанием в них следующих сведений:
      списков детей (возраст, пол, соматические заболевания, двигательная активность, особенности характера, речь, коммуникативные способности, увлечения ребенка, домашний адрес и телефон, контактные данные родителей);
      личные дела детей (заводится на каждого ребенка папка со следующим содержанием: фотография в полный рост, анкета родителей (приложение 2), карта психолого-педагогического обследования;
      индивидуальный план работы.

3. Заключение

      13. При соблюдении условий, указанных в настоящей Инструкции специалисты учреждений и организаций системы социальной защиты населения смогут сформировать у детей необходимые социальные навыки самообслуживания, бытовой и трудовой ориентации, которые позволят социализировать и интегрировать детей в общество.

Приложение 1          
к Инструкции по комплексной   
реабилитации детей-инвалидов  
с психоневрологическими патологиями

Форма     

                График динамики развития ребенка

Фамилия, имя ребенка ___________________________ Возраст ____________

Группа _____________________ Дата начала заполнения _________________

Баллы







6

5

4

3

2

1

0

                                                              Год

Учитель-дефектолог __________________________________________

      1. Пояснение к заполнению карты графика динамики развития ребенка:
      1) санитарно-гигиенические навыки – красный цвет;
      2) навыки приема пищи – зеленый цвет;
      3) навыки пользования туалетом – синий цвет;
      4) навыки выполнения инструкции взрослого – желтый цвет;
      5) навыки одевания и раздевания – коричневый цвет.
      2. Санитарно-гигиенические навыки:
      0 баллов – навык отсутствует;
      1 балл - все действия выполняются пассивно, с помощью взрослого;
      2 балла - частично может выполнять действия сам: подставить руки под струю воды, вытереть руки полотенцем, под присмотром взрослых;
      3 балла – с напоминанием со стороны взрослых выполняет основные действия сам: открывает кран, моет руки, закрывает кран, вытирает руки полотенцем;
      4 балла - самостоятельно выполняет все санитарно-гигиенические требования.
      3. Навыки приема пищи:
      0 баллов - навык отсутствует;
      1 балл - ест самостоятельно;
      2 балла – держит ложку (чашку) самостоятельно или с помощью взрослых, подносит ко рту, но самостоятельно еду не зачерпывает из тарелки;
      3 балла – ест ложкой сам, но при этом теряет содержимое, не совсем координирует движение руки ко рту;
      4 балла – ест самостоятельно, под контролем взрослого;
      5 баллов - ест и пьет самостоятельно.
      4. Навыки пользования туалетом:
      0 баллов - навык отсутствует;
      1 балл – под контролем со стороны взрослых ребенок ходит в туалет;
      2 балла – просится в туалет посредством жестов, слов, системы алгоритмов, но самостоятельно снять штаны не может, требуется помощь;
      3 балла – самостоятельно идет в туалет, снимает штаны, садится на горшок, при этом требуется помощь взрослого при одевании;
      4 балла - полностью самостоятельно владеет всеми навыками.
      5.Навыки выполнения инструкции взрослого:
      0 баллов – навык отсутствует;
      1 балл – инструкции выполняет с помощью взрослого;
      2 балла - частично выполняет инструкции по подобию;
      3 балла – самостоятельно выполняет отдельные инструкции;
      4 балла - полностью понимает и выполняет самостоятельно инструкции взрослых.
      6. Навыки одевания и раздевания:
      0 баллов - навык полностью отсутствует;
      1 балл – просит выполнить действия взрослого, может сам снять с себя носки, обувь;
      2 балла – самостоятельно снимает одежду и обувь, не требующие расстегивания, завязывания, остальные действия выполняет с помощью взрослого;
      3 балла – самостоятельно снимает и надевает одежду и обувь, с помощью взрослого завязывает, расстегивает;
      4 балла – одевается и раздевается самостоятельно под присмотром взрослого, постоянно требует подбадривания;
      5 баллов – самостоятельно одевается и раздевается.
      Дополнительная информация по ребенку:

Приложение 2          
к Инструкции по комплексной   
реабилитации детей-инвалидов  
с психоневрологическими патологиями

Форма     

                        Анкета для родителей

      1. Фамилия, имя ребенка _______________________________________
      2. Дата рождения ребенка ______________________________________
                                         (число, месяц, год)
      3. Пол: мальчик, девочка.
      4. Место рождения ребенка _____________________________________
      5. Телефон родителей: домашний __________, рабочий ____________
      6. Домашний адрес: ____________________________________________
      7. Фамилия, имя, отчество Матери: _____________________________
      Возраст матери: _______________________________________________
      Образование: высшее, среднее специальное, среднее, начальное.
      Место работы, должность: ______________________________________
      Занятость на работе: полный день, частичная занятость.
      8. Фамилия, имя, отчество отца: _______________________________
      Возраст отца: _________________________________________________
      Образование: высшее, среднее специальное, среднее.
      Место работы, должность: ______________________________________
      Занятость на работе: полный день, частичная занятость.
      9. Сколько человек в семье: ___________________________________
      10. Из них детей: _____________________________________________
      11.  Данный ребенок какой по счету ____________________________
      12. Другие родственники: ______________________________________
      13. Родственники ребенка и другие лица, поддерживающие тесный
контакт с ним: брат, сестра, дедушка, бабушка, другие лица: _________
_____________________________________________________________________
      14.  Жилищные условия семьи: отдельная квартира, коммунальная
квартира (комната), общежитие, свой дом, снимаем квартиру, живем у
родителей (других родственников).
      15. Если имеется отдельная квартира, количество комнат в ней
_______ жилая площадь – _________ кв. м.
      16. У ребенка имеется отдельная комната или он живет в комнате
с родителями или в комнате с братом или(и) сестрой.
      17. Если у ребенка нет отдельной комнаты, есть ли у него свой
уголок для занятий, игр (да, нет)
      18. Материальное положение вашей семьи: очень хорошее, хорошее,
среднее, плохое, очень плохое, затрудняюсь ответить.
      19. Сколько денег в месяц вы тратите на содержание своего
ребенка ____________________________________
      20. Посещал ли ребенок детские учреждения до оказания
специальных социальных услуг ________________________________________
            (название учреждений, сроки посещения, с какого возраста)
      21. Проводилась ли коррекция развития _________________________
                                                (где, когда и кем)
      22. Как долго ваш ребенок посещает учреждение (организацию)
_____________________________________________________________________
      23. Как относится ребенок к посещению учреждения (организации),
идет с удовольствием, нейтрально, по принуждению.
      24. Какие еще учреждения посещает ребенок (кружки, секции)
_________________________________________
      25. Какими навыками самообслуживания ребенок владеет: сам
одевается, обувается, чистит зубы, умывается, расчесывается, убирает
игрушки, убирает постель, стирает свои мелкие вещи, делает покупки,
гладит и другое _____________________________________________________
      26. Любимое занятие ребенка: __________________________________
      27. Что наиболее успешно выполняет ребенок: лепка, рисунок,
конструирование, танцы, пение, аппликация, заучивание стихов,
физические упражнения, слушание, рассказывание, другое:
_____________________________________________________________________
      28. Читаете ли Вы ребенку: (да, нет).
      29. Как часто Вы читаете ребенку: (часто, редко, когда как).
      30. Участвует ли ребенок в ведении домашнего хозяйства и каким
образом: ____________________________________________________________
      31. Трудолюбив ли ваш ребенок: (очень трудолюбив, всегда охотно
и старательно выполняет порученную ему работу, иногда любит
трудиться, иногда ленится, чаще всего ленится, не любит работать).
      32. Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому: (да,
нет).
      33. Есть ли противоречия в семье по поводу разрешений и
запретов ребенку: (да, нет).
      34. Чем Вы чаще воздействуете на ребенка: (поощрением,
внушением, уговорами, наказанием).
      35. Кто чаще всего воздействует на ребенка: отец, мать,
бабушка, дедушка, брат, сестра, друзья, другие: _____________________
_____________________________________________________________________
      36. Часто ли жалуется ребенок взрослым: (часто, иногда,
никогда).
      37. Кому чаще жалуется ребенок: отцу, матери, бабушке, дедушке,
брату, сестре, друзьям ______________________________________________
      38. Легко ли вступает ребенок в контакт с людьми: (да, нет).
      39. С кем ему легче установить контакт: (с детьми, со
взрослыми).
      40. Играет ли ребенок во дворе с другими детьми: (да, нет).
      41. С кем общается ребенок: (с соседями по дому, с детьми Ваших
друзей, с детьми более младшего возраста, со старшими детьми, с
ровесниками, с другими детьми из Вашей семьи, c детьми с такими же
заболеваниями, нет друзей).
      42. Обижает ли Ваш ребенок других детей: (часто обижает, иногда
обижает, никогда не обижает)
      43. Как Вы оцениваете отношение других детей к Вашему ребенку:
(хорошее, равнодушное, неприязненное, снисходительное, затрудняюсь
ответить).
      44. Обидчив ли Ваш ребенок: (очень обидчив, иногда обидчив, не
обидчив).
      45. Любит ли ребенок мероприятия, праздники с участием его и
других детей: (да, не очень, нет, затрудняюсь ответить).
      46. Всегда ли ребенок послушен: (всегда послушен, чаще бывает
послушен, редко бывает послушен, почти никогда не бывает послушным).
      47. Что Вам кажется самым трудным в организации жизни ребенка:
(уход за ребенком, проблемы с физическим развитием, проблемы с
транспортом, с передвижением, регулярное проведение диеты, проведение
лечения, трудности с организацией обучения, отдыха, досуга, трудности
с формированием навыков самообслуживания, трудности с формированием
личности), другое: __________________________________________________
      48. Нуждается ли ребенок в постоянном присутствии взрослых:
(да – для общения, для ухода и помощи ему; не нуждается).
      49. Как часто Вы вынуждены оставлять Вашего ребенка без
присмотра: __________________________________________________________
      50. Кто помогает Вам в ежедневном уходе за ребенком:
_____________________________________________________________________
      51. Понимает ли ребенок обращенную к нему речь: (понимает
полностью, частично, при сопровождении жестами, не понимает)
      52. Средства общения ребенка: свободная речь, короткие
предложения, отдельные слова, указательные жесты, другие средства
коммуникации: _______________________________________________________
      53. Что Вас беспокоит в поведении ребенка: (агрессивность,
застенчивость, лживость, грубость, гиперактивность, дефицит внимания,
тревожность, раздражительность, плаксивость, апатичность,
подавленность, замкнутость: _________________________________________
      54. Какие черты характера ребенка Вам нравятся: _______________
_____________________________________________________________________
      55. Умственное развитие ребенка: (высокое, нормальное,
сниженное, очень низкое).
      56. Физическое развитие ребенка: (соответствует возрасту,
опережает возраст, отстает по возрасту).
      57. Есть ли у ребенка в настоящее время проблемы со здоровьем,
хронические заболевания, опишите их _________________________________
      58. В каком возрасте появились эти нарушения:__________________
_____________________________________________________________________
      59. Прибегали ли Вы к нетрадиционным методам лечения ребенка,
если да, то где, когда, у кого и сколько это заняло времени): _______
_____________________________________________________________________
      60. Какие результаты принесло это лечение: (положительное,
отрицательное, без результатов).
      61. Насколько часто вы испытываете стресс, напряженность из-за
проблем, связанных с Вашим ребенком: (никогда, иногда, довольно
часто, постоянно).
      62. Когда Вы думаете о будущем Вашего ребенка, что вызывает у
Вас наибольшее беспокойство: (сложности со школьным обучением,
трудности с получением профессии, трудности с будущим
трудоустройством, трудности с созданием семьи, невозможность для
ребенка в будущем жить без посторонней помощи, трудности с лечением),
другой ответ: _______________________________________________________
      63. Как Вы думаете, сможет ли ребенок в будущем жить сам,
работать и обеспечивать свое существование:
(да, да при определенных условиях, затрудняюсь ответить).
      64. Какая работа на Ваш взгляд была бы подходящей и желательной
в будущем для Вашего ребенка: _______________________________________
      65. Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы Ваш ребенок мог
в будущем самостоятельно жить, получить профессию, работу:
_____________________________________________________________________
      66. Какую помощь Вы хотели бы получить от государства,
общественных организаций для того, чтобы вырастить своего ребенка:
_____________________________________________________________________
      67. На вопросы ответил (а): мать, отец, бабушка, дедушка, брат,
сестра, другой родственник ребенка: _________________________________
      68. Дата заполнения анкеты: ___________________________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.