Сноска. Утратил силу приказом Министра финансов РК от 15.04.2013 № 193.
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 3.
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость.
2. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее официальное опубликование в средствах массовой информации в установленном законодательством порядке;
2) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр Б. Жамишев
Утверждена
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 29 июля 2010 года № 385
Инструкция
по применению Системы управления рисками
в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и детализирует порядок отнесения налогоплательщиков, представивших требование (налоговое заявление) о возврате превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС), к степени риска с целью подтверждения превышения НДС, подлежащего возврату.
2. Настоящая Инструкция применяется исключительно при проведении внеплановых проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату согласно требованиям (налоговым заявлениям) о возврате превышения НДС.
3. Настоящая Инструкция по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость (далее - Инструкция) не распространяется на следующих налогоплательщиков:
1) состоящих на мониторинге крупных налогоплательщиков;
2) производителей товаров собственного производства, а также их торговые дома, реализующие товары таких производителей;
3) осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование.
4. При поступлении от плательщика НДС требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС налоговый орган назначает проведение соответствующей тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.
5. Одновременно с использованием критериев Системы управления рисками согласно приложению 1 к настоящей Инструкции тестируются показатели деятельности плательщика НДС, представившего требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС.
6. Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям. Данный итог используется для отнесения налогоплательщиков к степени риска.
7. В случае если суммарный итог баллов по результатам тестирования составляет тридцать пять и более баллов, налогоплательщик относится к степени риска.
8. В случае если суммарный итог баллов по результатам тестирования составляет менее тридцати пяти баллов, но в деятельности налогоплательщика усматриваются признаки уклонения от уплаты налогов, подпадающие под схемы, предусмотренные в приложениях 2-4 к настоящей Инструкции, налоговый орган вправе отнести такого налогоплательщика к степени риска.
При этом признаками уклонения от уплаты налогов являются:
1) заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без соответствующего движения товара, работ, услуг;
2) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания дебетового сальдо по НДС.
9. В отношении налогоплательщиков, отнесенных к степени риска, налоговый орган формирует аналитический отчет "Пирамида по поставщикам" (далее – аналитический отчет) по поставщикам товаров, работ, услуг.
10. В случае если при формировании аналитического отчета установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:
состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков;
производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем;
осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, то налоговый орган прекращает дальнейшее формирование аналитического отчета по поставщикам такого налогоплательщика.
11. В случае выявления по результатам аналитического отчета у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, возврат суммы превышения НДС производится в пределах предъявленных сумм, уменьшенных на суммы превышения НДС, не подлежащие возврату в связи с установлением у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства.
При этом сумма превышения НДС, подлежащая возврату, определяется в следующем порядке:
1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг начиная от каждого налогоплательщика, по которому установлены нарушения налогового законодательства, до плательщика НДС, представившего требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС;
2) устанавливается наименьшая из следующих сумм:
суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определеянных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта
и
суммы НДС, отнесенной в зачет плательщиком НДС, представившим требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС, от непосредственного поставщика;
3) из предъявленной к возврату суммы превышения НДС вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.
Примеры определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату, приведены в приложениях 5 и 6 к настоящей Инструкции.
Сноска. Пункт 11 в редакции приказа Министра финансов РК от 25.07.2012 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
12. Возврат оставшейся суммы превышения НДС, за исключением случаев, указанных в пункте 10 статьи 635 Налогового кодекса и пункте 11 статьи 25 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), производится по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства путем включения налогоплательщиком данной суммы в требование о возврате, указанном в декларации по НДС за последующие налоговые периоды, и (или) представления налогового заявления о возврате превышения НДС за соответствующий налоговый период, по которому устранены нарушения. При этом должностным лицом налогового органа, ответственным за проведение тематической проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, в обязательном порядке анализируются результаты аналитического отчета по таким поставщикам.
Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра финансов РК от 25.07.2012 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
Приложение 1
к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость
Критерии
Системы управления рисками, подлежащие использованию органами
налоговой службы при рассмотрении требований (налоговых
заявлений) о возврате превышения налога на добавленную
стоимость
Сноска. Приложение 1 в редакции приказа Министра финансов РК от 25.07.2012 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
№ № |
Наименование критерия |
Количество |
1. |
Коэффициент налоговой нагрузки (далее - КНН) налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения КНН, сложившегося по республике за последний календарный год |
10 |
2. |
Отражение налогоплательщиком убытка на протяжении трех последовательных лет |
10 |
3. |
Представление за двенадцатимесячный период, предшествующий дате представления требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС, дополнительной отчетности по НДС на уменьшение более двух раз |
10 |
4. |
Постоянное превышение зачета по НДС за последние 3 года |
5 |
5. |
Налогоплательщик длительное время (более трех лет) не подвергался комплексной налоговой проверке |
5 |
6. |
Наличие взаиморасчетов с взаимосвязанными сторонами, определяемое в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за последние 3 года |
5 |
7. |
Осуществление сомнительных сделок (с лжепредприятиями, налогоплательщиками, не представляющими или представляющими нулевую налоговую отчетность, а также бездействующими, снятыми с учета по НДС, ликвидированными и банкротами) за последние 5 лет |
35 |
8. |
Осуществление деятельности в сферах повышенного риска с вероятностью неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства (строительство, торговля) согласно регистрационным данным |
10 |
9. |
Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС, подтвержденных нарушений, выявленных по результатам камерального контроля |
5 |
10. |
Реализация товаров, работ, услуг по ценам ниже цены приобретения (по имеющейся информации, в т.ч. по результатам предыдущих налоговых проверок) за последние 5 лет |
10 |
11. |
Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС, выставленного уведомления № 10 |
5 |
12. |
Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС, одного или нескольких из следующих фактов: представление первоначальной декларации по НДС, содержащей требование о возврате превышения НДС; перерегистрация налогоплательщика; смена места нахождения налогоплательщика |
10 |
Приложение 2
к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость
Приложение 3
к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость
Приложение 4
к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость
Приложение 5
к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения
налога на добавленную стоимость
Пример определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату
Сноска. Инструкция дополнена приложением 5 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 25.07.2012 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
Из предъявленной к возврату-суммы превышения НДС исключается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг от налогоплательщика, по которому установлены нарушения налогового законодательства, до плательщика НДС, представившего требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС - 150 т.т.
Приложение 6
к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения
налога на добавленную стоимость
Пример определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату
Сноска. Инструкция дополнена приложением 6 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 25.07.2012 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
Из предъявленной к возврату суммы превышения НДС исключается наименьшая из следующих сумм: суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) пункта 11 настоящей Инструкции, и суммы НДС, отнесенной в зачет плательщиком НДС, представившим требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС, от непосредственного поставщика - 1 000 т.т.