Сноска. Утратил силу приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 06.02.2015 № 30.
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п.5
В соответствии с подпунктами 2) и 7) статьи 12 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) статистическую форму общегосударственного статистического наблюдения «Качество жизни детей до 18 лет, имеющих инвалидность, с учетом гендерной специфики (вопросник)» (код 3025105, индекс ИД, периодичность единовременная), согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Инструкцию по заполнению статистической формы общегосударственного статистического наблюдения «Качество жизни детей до 18 лет, имеющих инвалидность, с учетом гендерной специфики (вопросник)» (код 3025105, индекс ИД, периодичность единовременная), согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Департаменту стратегического развития совместно с Юридическим департаментом Агентства Республики Казахстан по статистике в установленном законодательством порядке:
1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направить на официальное опубликование в средства массовой информации настоящий приказ в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
3) обеспечить обязательную публикацию настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по статистике.
3. Департаменту стратегического развития Агентства Республики Казахстан по статистике довести настоящий приказ до структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике для руководства в работе.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
5. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 1 января 2014 года.
Председатель А. Смаилов
«СОГЛАСОВАНО»
Министр здравоохранения
Республики Казахстан
________________ С. Каирбекова
9 декабря 2013 года
«СОГЛАСОВАН»
Министр труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан
________________ Т. Дуйсенова
25 ноября 2013 года
Приложение № 1
к приказу Председателя
Агентства Республики Казахстан
по статистике
от 23 октября 2013 года № 246
Конфиденциальность гарантируется |
||||||||||||||
Статистическая форма |
||||||||||||||
Представляется Статистическую |
|
|||||||||||||
Код статистической формы 3025105 |
||||||||||||||
ИД |
Качество жизни детей до 18 лет, имеющих инвалидность, с учетом гендерной специфики (вопросник) |
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||
Срок представления – 12 июня |
||||||||||||||
Опрашиваются родители, опекуны или другие взрослые лица, занимающиеся уходом и воспитанием ребенка, имеющего инвалидность |
1. Наименование населенного пункта (города, района, сельского округа)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Код населенного пункта по КАТО1 ................ |
||||||||||
3. Код типа населенного пункта (1 - город, 2 - село) ............................................. |
||||||||||
4. Порядковый номер респондента ................... |
||||||||||
5. Код интервьюера ............................... |
6. Дата проведения интервью ..... |
число |
месяц |
год |
______________________
1КАТО - Классификатор административно-территориальных объектов НК РК 11-2009
1. Общая информация
1.1. Кем Вы приходитесь ребенку, имеющему инвалидность?
Отец |
1 |
Родственник |
4 |
Мать |
2 |
Социальный работник |
5 |
Опекун |
3 |
Домашний персонал (няня, сиделка) |
6 |
1.2. Пол взрослого респондента.
Мужской |
1 |
Женский |
2 |
1.3. Дата Вашего рождения (день/месяц/год).
1.4. Пол ребенка с инвалидностью (далее – ребенок).
Мужской |
1 |
Женский |
2 |
1.5. Дата рождения ребенка (день/месяц/год).
1.6. Категория (группа) инвалидности ребенка.
Ребенок-инвалид 1 группы |
1 |
Ребенок-инвалид 3 группы |
3 |
Ребенок-инвалид 2 группы |
2 |
Ребенок-инвалид до 16 лет |
4 |
2. Здоровье и доступ к услугам здравоохранения
2.1. В каком возрасте ребенку была установлена инвалидность? |
(укажите 0, если до 1 года) |
лет |
2.2. Пожалуйста, назовите основное заболевание и (или) травму, приведшее к инвалидности.
Осложнения течения беременности и родов |
1 |
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин |
8 |
Экстрагенитальные заболевания матери во время беременности |
2 |
Опухоли головного мозга, инфекционные заболевания головного мозга |
9 |
Инфекционные заболевания родителей |
3 |
Хронические заболевания ребенка |
10 |
Генетические заболевания родителей (наследственный фактор) |
4 |
Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
11 |
Производственная деятельность, в том числе неблагоприятные условия труда матери |
5 |
Другое |
12 |
Вредные привычки родителей (алкоголь, курение, наркотики) |
6 |
Затрудняюсь ответить |
13 |
Неблагоприятная экологическая ситуация в регионе |
7 |
2.3. Какие функции организма нарушены у ребенка? (возможно несколько вариантов ответов)
Опорно-двигательный аппарат |
1 |
Интеллектуальное развитие |
5 |
Зрение |
2 |
Психическое состояние |
6 |
Слух |
3 |
Соматические (нарушения функций внутренних органов) |
7 |
Речь |
4 |
2.4. В каких сферах жизнедеятельности ребенок испытывает ограничения?
(возможно несколько вариантов ответов)
Самостоятельное передвижение |
1 |
Самообслуживание |
5 |
Ориентация |
2 |
Способность к игровой деятельности |
6 |
Общение (слух, речь) |
3 |
Способность к обучению (трудовой деятельности) |
7 |
Общение (социальные навыки) |
4 |
Нет ограничений жизнедеятельности |
8 |
2.5. Оказывают ли нижеперечисленные специалисты помощь ребенку? Если нет, то почему?
(зачитайте варианты ответов)
Наименование профессий |
Да, по мере необходимости |
Нет необходимости |
Нет, не знаю такого специалиста |
Нет, такой специалист отсутствует |
1. Педиатр (терапевт для детей старше 14 лет) |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Невропатолог, психиатр |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Социальный работник |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Физиотерапевт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Специалист ЛФК, кинезотерапевт |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Логопед, сурдопедагог, тифлопедагог |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. Педагог-дефектолог, психолог |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Трудотерапевт, эрготерапевт |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. Ортопед |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. Окулист |
1 |
2 |
3 |
4 |
11. Стоматолог |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. Диетолог |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. Иппотерапевт (катание на лошадях) |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. Арттерапевт (лечение искусством) |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. Кардиолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, нефролог |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. Другие специалисты |
1 |
2 |
3 |
4 |
2.6. Имеет ли ребенок индивидуальную программу реабилитации (далее – ИПР2)?
Да |
Нет необходимости вопрос 2.9 |
||
Нет, не знаю о такой программе вопрос 2.9 и далее |
Затрудняюсь ответить вопрос 2.9 |
________
2 здесь и далее ИПР - индивидуальная программа реабилитации инвалида
2.7. Отметьте и оцените услуги, которые рекомендованы и предоставляются ребенку в рамках ИПР.
Наименование услуг |
Рекомендовано по ИПР |
Фактически получают по ИПР |
Услуги по ИПР, предоставление которых удовлетворяет потребностям ребенка |
Медицинская часть |
|||
1. Стационарное лечение |
1 |
2 |
3 |
2. Реконструктивная хирургия |
1 |
2 |
3 |
3. Санаторное лечение, проводимое по линии системы здравоохранения |
1 |
2 |
3 |
Социальная часть |
|||
4. Оказание протезно-ортопедической помощи |
1 |
2 |
3 |
5. Обеспечение сурдотехническими средствами |
1 |
2 |
3 |
6. Обеспечение тифлотехническими средствами |
|||
7. Обеспечение обязательными гигиеническими средствами |
|||
8. Обеспечение специальными средствами передвижения |
1 |
2 |
3 |
9. Предоставление социальных услуг: индивидуального помощника; специалиста жестового языка |
1 |
2 |
3 |
10. Оказание специальных социальных услуг в условиях: |
|||
стационара (в том числе полустационара в МСУ3) |
1 |
2 |
3 |
полустационара |
1 |
2 |
3 |
на дому |
1 |
2 |
3 |
11. Санаторное лечение, проводимое по линии организации системы социальной защиты населения |
1 |
2 |
3 |
Профессиональная часть |
|||
12. Психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми-инвалидами до 18 лет |
1 |
2 |
3 |
13. Техническое и профессиональное, послесреднее, высшее, послевузовское образование, через организации системы социальной защиты населения |
1 |
2 |
3 |
______________
3 здесь и далее МСУ - медико-социальное учреждение
2.8. Оцените Вашу удовлетворенность комплексом услуг, получаемых ребенком по ИПР, с точки зрения:
(зачитайте варианты ответов)
Компоненты |
Да, удовлетворен |
Частично удовлетворен |
Не удовлетворен |
1. Расстояние, проблемы с транспортом |
1 |
2 |
3 |
2. Качество услуг |
1 |
2 |
3 |
3. Отношение со стороны персонала |
1 |
2 |
3 |
4. Частота посещений |
1 |
2 |
3 |
5. Эффективность (польза) для ребенка |
1 |
2 |
3 |
6. Сроки реализации |
1 |
2 |
3 |
2.9. Пожалуйста, укажите, приходится ли платить за следующие виды услуг для ребенка:
(зачитайте варианты ответов)
Перечень услуг |
Предоставляются бесплатно |
Приобретаются за счет собственных средств |
Часть услуг предоставляется бесплатно, оставшаяся часть оплачивается из собственных средств |
Нет необходимости в этих услугах |
1. Услуги врачей, медсестер (консультации, инъекции, массаж) |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (шприцы, приборы, грелки, катетеры) |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Проведение медицинского обследования (диагностика, лабораторные анализы) |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Обеспечение протезным, ортопедическим и реабилитационным оборудованием |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Обеспечение обязательными гигиеническими средствами |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
2.10. Проходил ли ребенок скрининг психофизического развития
(стандартизированное обследование в возрасте до 3-х лет с целью
выявления риска отставания и проблем со слухом, зрением, развитием
моторики и так далее)?
Да |
Нет |
2.11. Привит ли ребенок по возрасту?
Да |
1 |
Нет, не считаю это необходимым |
3 |
Нет, ребенку был дан медицинский отвод |
2 |
3. Образование и доступ к образовательным услугам
3.1 Какой тип учреждения ребенок сейчас посещает? Отметьте также те учреждения, которые
ребенок посещал ранее (возможно несколько вариантов ответов).
Дошкольная организация |
1 |
Инклюзивная школа |
7 |
Инклюзивный детский сад или интегрированная группа в детском учреждении |
2 |
Организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
8 |
Общеобразовательная организация (школа, гимназия, лицей, школа-интернат) |
3 |
Учреждение системы социальной защиты |
9 |
Организация технического и профессионального образования (колледж, училище, высшая техническая школа) |
4 |
Учреждение системы здравоохранения |
10 |
Специализированная организация образования |
5 |
Не обучается вопрос 3.3 |
11 |
Специальная организация образования |
6 |
3.2. Пожалуйста, оцените Вашу удовлетворенность
образовательными услугами, которые получаете в настоящее время
(зачитайте варианты ответов). Далее вопрос 3.4 и далее
Компоненты |
Удовлетворен (-а) |
Частично удовлетворен (-а) |
Не удовлетворен (-а) |
1. Расстояние, проблемы с транспортом |
1 |
2 |
3 |
2. Инфраструктура (состояние здания) |
1 |
2 |
3 |
3. Цена (расходы) |
1 |
2 |
3 |
4. Качество услуг |
1 |
2 |
3 |
5. Отношение со стороны других детей |
1 |
2 |
3 |
6. Отношение со стороны персонала |
1 |
2 |
3 |
7. Эффективность (польза) для ребенка |
1 |
2 |
3 |
3.3. Почему ребенок не обучается? (возможно несколько вариантов ответа)
В населенном пункте нет такого учреждения |
1 |
Учреждение не обладает необходимыми условиями |
7 |
Не знаем, куда можно обратиться |
2 |
Большое расстояние, проблемы с транспортом |
8 |
Нет необходимости |
3 |
Качество оказываемых услуг было неудовлетворительным |
9 |
Отказано в услугах из-за состояния здоровья |
4 |
Некому его водить |
10 |
Негативное отношение персонала к ребенку |
5 |
Другое _______________________ |
11 |
Негативное отношение со стороны других детей |
6 |
3.4. Считаете ли Вы, что ребенок сможет обучаться в общеобразовательной школе?
Да, но не берут |
1 |
Нет |
3 |
Да, мы уже учимся |
2 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
3.5. Знаете ли Вы, что учащиеся с ограниченными возможностями в
развитии в общеобразовательной школе обеспечиваются
коррекционно-педагогической поддержкой (сопровождением)?
Да |
1 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
Нет |
2 |
Задайте вопросы 3.6 – 3.7 только семьям с детьми в возрасте от 14 лет и старше, которые посещают образовательное учреждение, в остальных случаях вопрос 4.1 и далее |
3.6. Хотите ли Вы, чтобы ребенок продолжил образование? Если да, то где?
Да, в общеобразовательной школе (10-11 классы) |
1 |
Да, в ВУЗе |
4 |
Да, в профессиональном лицее |
2 |
Нет |
5 |
Да, в колледже |
3 |
3.7. Считаете ли Вы, что ребенок должен сдавать Единое национальное тестирование наравне с другими детьми?
Да |
1 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
Нет |
2 |
4. Социальное окружение
4.1. Сколько всего человек в составе домохозяйстве ребенка?
1. Отец (отчим, опекун) |
5. Сестры, братья до 18 лет |
||
2. Мать (мачеха, опекун) |
6. Сестры, братья старше 18 лет |
||
3. Бабушка |
7. Другие родственники |
||
4. Дедушка |
8. Другие члены домохозяйства, не связанные с ним родством |
4.2. Отметьте членов семьи, которые имеют инвалидность.
Отец (отчим, опекун) |
1 |
Сестры, братья до 18 лет |
3 |
Мать (мачеха, опекун) |
2 |
Сестры, братья старше 18 лет |
4 |
4.3. Сколько взрослых людей, помимо родителей (опекунов) и родственников, участвует в воспитании и уходе за ребенком? |
4.4. Какое образование у родителей (опекунов) ребенка?
Образование |
Отец (отчим, опекун) |
Мать (мачеха, опекун) |
Образование |
Отец (отчим, опекун) |
Мать (мачеха, опекун) |
Умеет писать и читать |
1 |
1 |
Высшее |
6 |
6 |
Начальное образование |
2 |
2 |
Незаконченное высшее |
7 |
7 |
Основное среднее |
3 |
3 |
Послевузовское |
8 |
8 |
Общее среднее |
4 |
4 |
Не грамотен (-а) |
9 |
9 |
Техническое и профессиональное |
5 |
5 |
4.5. Имеет ли кто-либо из членов домохозяйства вредные привычки?
Да, курение |
1 |
Да, прочая зависимость |
4 |
Да, алкоголь |
2 |
Не знаю |
5 |
Да, наркотическая зависимость |
3 |
Нет, не имеет |
6 |
4.6.Скажите, пожалуйста, кто является друзьями Вашего ребенка?
(возможно несколько вариантов ответов)
Дети родственников |
1 |
Не имеет друзей, только знакомые |
5 |
Дети соседей |
2 |
Нет ни друзей, ни знакомых вопрос 4.8 |
6 |
Дети друзей родителей |
3 |
Друзья по Интернету |
7 |
Дети из учреждения, которое посещает ребенок |
4 |
Другие |
8 |
4.7. С детьми какого возраста, в основном, общается ребенок? Как часто?
(зачитайте варианты ответов)
Возрастные группы |
Никогда |
Редко |
Часто |
Всегда |
1. Со сверстниками |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. С детьми старшего возраста |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. С детьми младшего возраста |
1 |
2 |
3 |
4 |
4.8. Укажите, сколько времени в течение дня ребенок тратит на дневной сон и другие виды активности.
(зачитайте варианты ответов)
Виды активности |
Менее 1 часа |
От 1 часа до 3 |
3–5 часа |
Более 5 часов |
Не занимается |
1. Дневной сон |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Личная гигиена |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Прием пищи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Досуг (культура, спорт, творчество) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Обучение, образование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Общение с родителями |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. Общение с родственниками |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. Общение с друзьями |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. Получение специальных социальных услуг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. Компьютер, Интернет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11. Медицинские услуги |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12. Игры (куклы, машинки, настольные) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13. Прогулки на свежем воздухе |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14. Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4.9. Укажите, сколько времени в день Вы тратите на следующие виды деятельности.
(зачитайте варианты ответов)
Виды деятельности |
Не занимаюсь этим |
Менее 1 часа |
От 1 часа до 3 |
3–5 часа |
Более 5 часов |
1.Санитарно-гигиенический уход за ребенком, приготовление пищи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.Вовлеченность в деятельность с ребенком (прогулки, совместный досуг, посещение бассейна, помощь в выполнении учебных заданий, просмотр семейного кино и так далее) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4.10. Владеете ли Вы знаниями, умениями по развитию ощущений,
восприятия, движения, умственных действий и навыков
самообслуживания у своего ребенка?
Да |
Нет |
4.11. Как Вы считаете, насколько Вы понимаете своего ребенка?
Полное взаимопонимание |
1 |
Понимаю с трудом |
4 |
В целом понимаю, но иногда затрудняюсь понять |
2 |
Нет, не понимаю |
5 |
Часто возникают трудности с пониманием |
3 |
4.12. Знаете ли Вы, о чем мечтает ребенок?
Да |
1 |
Нет |
3 |
Частично |
2 |
4.13. На сколько процентов Вы любите жизнь?
0% |
10% |
20% |
30% |
40% |
50% |
60% |
70% |
80% |
90% |
100% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
5. Экономические аспекты и жилищные условия
5.1. Кому принадлежит жилье, в котором живет ребенок?
Родителям |
1 |
Частным лицам (аренда) |
4 |
Другим членам домохозяйства |
2 |
Юридическим лицам (служебное) |
5 |
Родственникам, не живущим в домохозяйстве |
3 |
Государству |
6 |
5.2. Сколько квадратных метров жилой площади приходится на ребенка с инвалидностью?
Вопрос 5.3. задается в семьях с детьми, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, в остальных случаях вопрос 5.4 |
5.3. Какими удобствами обустроено жилье, в котором проживает ребенок? (зачитайте варианты ответов)
Лифт (для многоэтажных домов) |
1 |
Поручни |
4 |
Пандус |
2 |
Расширенные входные двери |
5 |
Перила |
3 |
5.4. Укажите, какие из видов благоустройств имеются в доме? (зачитайте варианты ответов)
Электричество |
1 |
Водопровод в доме (квартире) |
10 |
Электроплита (напольная) |
2 |
Водопровод вне дома (квартиры) |
11 |
Газ сетевой |
3 |
Колодец, колонка или другой источник водоснабжения |
12 |
Газ сжиженный (в баллонах) |
4 |
Вода привозная, доставка питьевой воды |
13 |
Центральное отопление |
5 |
Ванна или душ |
14 |
Отопление от индивидуальных установок (котлов) |
6 |
Стационарная телефонная связь |
15 |
Печное отопление |
7 |
Санузел (туалет со смывом) |
16 |
Центральное горячее водоснабжение |
8 |
Канализация |
17 |
Горячая вода от водонагревателя |
9 |
Сбор и вывоз мусора |
18 |
5.5. Укажите, пожалуйста, общую сумму совокупного дохода, которым располагает Ваше домохозяйство
в среднем за один месяц (в тенге).
до 20 000 |
1 |
200 001 – 260 000 |
7 |
20 001 – 40 000 |
2 |
260 001 – 320 000 |
8 |
40 001 – 60 000 |
3 |
320 001 – 400 000 |
9 |
60 001 – 100 000 |
4 |
400 001 – 500 000 |
10 |
100 001 – 140 000 |
5 |
500 001 – 600 000 |
11 |
140 001 – 200 000 |
6 |
Свыше 600 000 |
12 |
5.6. Укажите источники средств существования Вашего домохозяйства.
(возможно несколько вариантов ответов)
Работа по найму |
1 |
Доход от реализации (продажи) продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве |
9 |
Самостоятельная занятость (индивидуальная предпринимательская деятельность) |
2 |
Доход от доли участия в собственности других предприятий |
10 |
Пенсия |
3 |
Доход от недвижимости (сдача в аренду) |
11 |
Государственные пособия (в том числе по инвалидности) |
4 |
Проценты по депозитам, вкладам |
12 |
Другие виды социальной помощи |
5 |
Дивиденды от ценных бумаг (акций, облигаций) |
13 |
Стипендии |
6 |
Помощь родственников, знакомых |
14 |
Алименты |
7 |
Другое |
15 |
Потребление продуктов, полученных из личного подсобного хозяйства, дачи, огорода |
8 |
5.7. Работают ли родители (опекуны) ребенка?
Да, оба родителя (опекуны) работают раздел 6 |
1 |
Нет, оба родителя сейчас не работают |
4 |
Только мать (опекун) работает |
2 |
Нет, оба родителя никогда не работали |
5 |
Только отец (опекун) работает |
3 |
5.8. Почему не работает один или оба родителя (опекуна)?
(отметьте 2 основные причины, в случае если не работают оба родителя (опекуна))
Отсутствие вакансий (работы) |
1 |
Низкая оплата |
7 |
Неудобный график работы |
2 |
Большое расстояние, проблемы с транспортом |
8 |
Отсутствие необходимости |
3 |
В отпуске по уходу за ребенком до 3х лет |
9 |
Неудовлетворительное состояние здоровья |
4 |
Другое |
10 |
Находится на пенсии |
5 |
Затрудняюсь ответить |
11 |
Ухаживает за ребенком с инвалидностью |
6 |
6. Правовая защита, информированность и участие
6.1. Насколько Вы и члены Вашей семьи знакомы со следующими документами?
(зачитайте варианты ответов)
Наименование нормативно-правовых актов |
Никогда не слышали |
Слышали |
Достаточно хорошо знакомы |
1. Конвенция ООН4 о правах детей |
1 |
2 |
3 |
2. Конвенция ООН о правах инвалидов |
1 |
2 |
3 |
3. Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» |
1 |
2 |
3 |
4. Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» |
1 |
2 |
3 |
5. Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» |
1 |
2 |
3 |
6. Закон Республики Казахстан «Об образовании» |
1 |
2 |
3 |
______________
4 здесь и далее ООН - Организация Объединенных Наций
6.2. Знаете ли Вы, что любой человек с инвалидностью независимо от категории имеет следующие права: (зачитайте варианты ответов)
Перечень |
Нет, не знаю |
Да, знаю |
В случае нарушения нижеперечисленных прав в отношении Вашего ребенка, отметьте их |
1. Право на образование, соответствующее его физическим, умственным способностям и желаниям |
1 |
2 |
3 |
2. Право на бесплатную медицинскую помощь (услуги) |
1 |
2 |
3 |
3. Право на равное с другими людьми участие в жизни общества |
1 |
2 |
3 |
4. Право на получение доступной информации |
1 |
2 |
3 |
5. Право на использование социальных услуг |
1 |
2 |
3 |
6. Право на участие в культурной жизни и спортивных мероприятиях |
1 |
2 |
3 |
7. Право на выбор рода деятельности и профессии |
1 |
2 |
3 |
8. Право на участие в творческой и общественной деятельности |
1 |
2 |
3 |
9. Право на создание семьи |
1 |
2 |
3 |
10. Имущественное право |
1 |
2 |
3 |
6.3. В какие из нижеперечисленных организаций Вы когда-либо обращались?
(зачитайте варианты ответов)
Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан |
1 |
Организации полустационарного типа |
7 |
Уполномоченный орган по правам человека |
2 |
Детская больница, поликлиника |
8 |
Региональные управления по защите прав детей |
3 |
Психиатрическая больница, центры проблем психического здоровья |
9 |
МСУ |
4 |
НПО5 |
10 |
Региональные управления координации занятости и социальных программ |
5 |
Не обращались |
11 |
Организации надомного обслуживания |
6 |
____________
5 НПО - Неправительственная организация
6.4. Знаете ли Вы, что в случае необходимости можете обратиться за помощью к социальному работнику?
Да |
1 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
Нет |
2 |
6.5. Считаете ли Вы, что Ваш социальный работник сможет Вам помочь?
Да |
1 |
Частично |
3 |
Нет |
2 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
6.6. Знаете ли Вы, какие организации в Вашем городе (районе) предоставляют специальные социальные услуги?
Да |
Нет |
6.7. Сталкивались ли Вы с правоохранительными органами по причине поведения ребенка?
Да |
1 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
Нет |
2 |
6.8. Совершались ли преступления (кражи, нападения, насилие) в отношении ребенка?
Да |
1 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
Нет |
2 |
6.9. Замечали ли Вы, что ребенок (зачитайте варианты ответов):
Эмоциональное состояние |
Никогда |
Редко |
Часто |
Всегда |
Не применимо |
1. Находится в ситуации эмоционального напряжения, беспомощности, потери интереса, апатии, чувства потерянности, глубокой печали? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Высказывал вслух мысли («Все безнадежно и бессмысленно», «Всем было бы лучше без меня!», «Ненавижу всех…», «Вы не понимаете меня!» и так далее) о попытках причинения себе вреда? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Рассказывал Вам о попытках совершения суицида сверстниками? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.10. Пользуется ли Ваша семья налоговыми льготами?
(освобождение от ИПН6 у одного родителя, налог на транспорт, земельный налог, госпошлины)
Да, пользуется |
1 |
Я не знал (а) о таких льготах |
3 |
Нет, нет необходимости |
2 |
____________________
6 ИПН - Индивидуальный подоходный налог
7. Деятельность в свободное время
7.1. Какие формы досуга доступны ребенку? (возможно несколько вариантов ответов)
Чтение книг, журналов и так далее |
1 |
Игры (куклы, машинки, настольные) |
8 |
Просмотр телепередач |
2 |
Общение с друзьями |
9 |
Физические занятия, спортивные секции |
3 |
Посещение общественных мест |
10 |
Прослушивание музыки, радио |
4 |
Посещение театра, кино |
11 |
Компьютерные игры, Интернет |
5 |
Кафе, развлекательные центры |
12 |
Посещение кружков, занятия творчеством |
6 |
Все перечисленные формы доступны |
13 |
Прогулки на свежем воздухе |
7 |
Данные формы не доступны |
14 |
7.2. Почему досуг не доступен ребенку? (возможно несколько вариантов ответов)
Неудовлетворительное здоровье родителей (опекунов) |
1 |
Отрицательное отношение общества |
7 |
Состояние ребенка (здоровье) |
2 |
Нет кружков, секций |
8 |
Недостаток финансовых средств |
3 |
Не берут в кружки, секции |
9 |
Отсутствие помощника |
4 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
Отсутствие интереса |
5 |
Другое |
11 |
Отсутствие свободного времени у родителей (опекунов) |
6 |
7.3. Как организован летний отдых для ребенка? (возможно несколько вариантов ответов)
Отдыхаем на даче (селе, загородном доме) |
1 |
Санаторий (курорт, дом отдыха, профилакторий, пансионат) |
5 |
Выезжаем на море, реку, озеро, зону отдыха |
2 |
Выезжаем в гости к родственникам |
6 |
Летний лагерь |
3 |
Другое |
7 |
Выезжаем за город в выходные |
4 |
Не организован |
8 |
7.4. В каких культурных, спортивных и развлекательных мероприятиях участвует ребенок?
(возможно несколько вариантов ответов)
Специально организованные мероприятия для детей с инвалидностью |
1 |
Внешкольные мероприятия |
3 |
Не участвует |
4 |
||
Школьные мероприятия |
2 |
Другое |
5 |
8. Потребности в услугах и их оценка
8.1. Как Вы оцениваете отношение общества к проблемам инвалидов?
Положительно, считаю, что общество разделяет наши проблемы |
1 |
Отрицательно, считаю, что общество имеет много стереотипов о людях с инвалидностью и проявляет дискриминацию |
3 |
Считаю, что общество не понимает и относится равнодушно к проблемам инвалидов |
2 |
Не знаю, затрудняюсь ответить |
4 |
8.2. Насколько Вы удовлетворены качеством и эффективностью оказанных Вам государственных услуг?
(зачитайте варианты ответов)
Наименование государственных услуг |
Удовлетворен |
Частично удовлетворен |
Не удовлетворен |
Затрудняюсь ответить |
Не обращался |
1. Оформление документов, выдача справок в государственных учреждениях (Центр обслуживания населения, Налоговый комитет) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Взаимодействие с правоохранительными органами |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Назначение пособий, пенсий и других социальных льгот |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Рассмотрение гражданских дел в суде |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Оказание медицинской помощи в системе государственного здравоохранения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Услуги органов социальной защиты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. Освидетельствование (медико-социальная экспертиза) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. Получение образования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. Распределение жилья в рамках государственных программ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. Осуществление государственного экологического контроля (контроль охраны окружающей среды, воспроизведения и использования природных ресурсов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8.3. Перечислите три самые важные услуги, в которых нуждается ребенок.
1. |
2. |
3. |
Благодарим Вас за участие! |
Приложение
к статистической форме
«Качество жизни детей в возрасте до 18 лет,
имеющих инвалидность, с учетом гендерной
специфики» (код 3025105, индекс
ИД, периодичность единовременная)
Лист наблюдения за ребенком, имеющим инвалидность, и
условиями его развития
I. Общие сведения
1. Видели ли Вы ребенка во время опроса?
Да |
Нет |
2. Кто ухаживает за ребенком в момент наблюдения
1. Мать (опекун) |
3. Родные |
2. Отец (опекун) |
4. Другое лицо (указать, кто) _________________ |
II. Жилищно-бытовые условия
3. Жилищные условия
1. Благоустроенная квартира с нормальными условиями проживания |
4. Ветхое частное строение, необходимость ремонта либо строительства нового дома |
2. Благоприятные жилищные условия в частном доме или части дома |
5. Наличие детской площадки во дворе дома или рядом с домом |
3. Стесненные квартирные условия |
4. Наличие средств личной гигиены
1. Туалетная бумага |
5. Подгузники |
2. Мыло (гель для умывания) |
6. Ничего из перечисленного |
3. Чистые полотенца |
7. Не удалось проверить наличие |
4. Зубные щетки и паста |
5. Условия для приготовления пищи ребенка
1. Место для хранения посуды и продуктов |
4. Общая кухня в общежитии |
2. Плита |
5. Ничего из перечисленного |
3. Холодильник |
6. Не удалось проверить наличие |
6. Состояние жилого помещения
1. Грязно |
5. Холодно |
2. Чисто |
6. Душно |
3. Сыро |
7. Есть дополнительные обогреватели и (или) кондиционеры |
4. Тепло |
7. Наличие места для сна
1. Индивидуальная кровать, соответствующая возрасту (размер, тип) |
4. Невозможно проверить наличие |
2. Индивидуальная кровать, не соответствующая возрасту (размер, тип) |
5. Нет кровати |
3. Совместная кровать |
6. Другое |
8. Наличие развивающих игрушек, погремушек для ребенка с уровнем развития примерно 0-4 лет
1. Да |
3. Невозможно проверить наличие |
2. Нет |
9. Наличие игрового уголка и (или) игрового оборудования для проведения игр с ребенком, уровень развития которого соответствует дошкольному возрасту (от 4 до 7 лет)
1. Да |
3. Невозможно проверить наличие |
2. Нет |
10. Наличие учебного места для детей в возрасте 7-18 лет
1. Да |
3. Невозможно проверить наличие |
2. Нет |
11. Наличие признаков того, что ребенок грыз детскую кроватку (манеж); царапает стены над кроватью (манежем)
1. Да |
3. Невозможно проверить наличие |
2. Нет |
12. Наличие технического компенсаторного (вспомогательного) оборудования или специального средства передвижения (в случае расстройств передвижения)
1. Да |
3. Невозможно проверить наличие |
2. Нет |
Последующие разделы заполняются при возможности наблюдать за
ребенком во время опроса
III. Особенности контакта ребенка с Вами
13. Как ребенок отреагировал на новые лица?
1. Испуг |
5. Нет заметной реакции (без изменения поведения) |
2. Стеснение |
6. Излишняя навязчивость |
3. Агрессия |
7. Другое |
4. Доброжелательность |
14.Эмоциональное состояние ребенка во время дальнейшего присутствия
1. Разговорчив |
4. Плакал |
2. Молчалив |
5. Издавал звуки |
3. Смеялся |
6. Другое |
15. Ребенок использует вербальные или невербальные средства общения? (при возможности ребенка общаться)
1. Вербальные |
3. И вербальные, и невербальные |
2. Невербальные |
16. Во время наблюдения что делает ребенок?
1.Спит |
6. Слушает |
2. Кушает |
7. Прячется за мать |
3. Играет, обучается или чем-то занимается |
8. Находится на руках у взрослого |
4. Сидит |
9. Стремится к общению с интервьюером |
5. Лежит (но не спит) |
10. Другое |
17. Есть ли признаки того, что ребенок качается из стороны в сторону (вперед-назад) или качает головой из стороны в сторону (вперед-назад)?
Да |
Нет |
IV. Внешний вид ребенка
18. Ребенок выглядит…
1. Опрятно |
2. Неопрятно |
19. Одежда и обувь…
1. Отсутствует или не соответствует погоде (времени года) |
4. Чистая |
2. Не подходит по размеру |
5. Грязная |
3. Не соответствует полу |
6. Ничего странного не замечено |
V. Особенности моторного развития (передвижения) ребенка
20. Передвижение
1. Самостоятельно |
4. Не передвигается вообще. |
2. Требуется помощь |
5. Не применимо (ребенок в возрасте до 1 года) |
3. На инвалидном кресле или с помощью другого средства |
VI. Особенности эмоционально-психологической обстановки в семье
21. Характер общения ребенка с родителями в момент оценки
1. Дружелюбное |
4. Напряженно-конфликтное |
2. Ровное, без эмоциональной близости |
5. Смешанное |
3. Отчужденное |
22. Характер общения родителей с ребенком в момент оценки
1. Дружелюбное |
4. Напряженно-конфликтное |
2. Ровное, без эмоциональной близости |
5. Смешанное |
3. Отчужденное |
23. Семейный анамнез, вредные привычки родителей и других членов семьи (по внешнему виду, запаху)
1. Употребление алкоголя |
3. Употребление наркотиков |
2. Употребление табака |
4. Признаков употребления алкоголя, табака, наркотиков не замечено. |
VII. Отдельные вопросы по определению признаков жестокого обращения с детьми
24. Наличие телесных повреждений у ребенка
1. Синяки |
6. Темные круги под глазами |
2. Ссадины |
7. Ребенок сам говорит, что упал с лестницы, ударился о дверь |
3. Укусы |
8. Невозможно проверить наличие из-за одежды |
4. Переломы |
9. Нет телесных повреждений |
5. Следы ожогов |
25. Жесткий контроль над ребенком родителем (опекуном)
1. Ребенок опасается, что сделал что-то не так |
3. Нет, не наблюдается |
2. Всегда соглашался с тем, что говорит родитель |
4. Другое |
Далее – спросить у ребенка после получения разрешения родителей
26. Согласны ли родители (опекуны) на опрос ребенка?
Да |
Нет |
VIII. Вопросы ребенку с 10-ти до 17 лет
27. Есть у тебя друзья?
Да |
Нет |
28. С кем ты играешь?
1. Один |
3. С друзьями (имена детей) |
2. С мамой (папой или другое лицо из семейного окружения) |
4. С друзьями (имена взрослых знакомых) |
5. Другое |
29. Чего ты боишься?
1. Ничего |
3. Темноты, одиночества, собак (подчеркнуть или дописать свой вариант) ___________________________ |
2. Всего, многое |
30. Празднуешь ты день рождения?
Да |
Нет |
31. С кем ты провел прошлый день рождения?
1. В кругу семьи |
4. Один |
2. С друзьями |
5. Другое |
3. С родственниками |
32. Какое у тебя самое большое желание?
33. Чем ты увлекаешься? Что тебя интересует? Твое хобби?
1. Рисование |
7. Играю |
2. Спорт |
8. Компьютерные игры, Интернет |
3. Танцы |
9. Гуляю |
4. Пение |
10. Смотрю телевизор |
5. Моделирование |
11. Другое |
6. Бисероплетение, вышивка |
IX. Дополнительные вопросы ребенку с 16-ти до 17 лет
34. На кого ты надеешься?
1. На себя |
4. На друзей |
2. На родителей (опекунов) |
5. Иное (уточнить) |
3. На других родственников |
6. Ребенок не знает (затрудняется ответить) |
35. Как часто радуешься и по каким поводам?
1. Часто |
3. Никогда по поводу:____________________ |
2. Редко |
4. Ребенок не знает (затрудняется ответить) |
36. В какой помощи ты нуждаешься больше всего?
1. В учебе |
4. Материально |
2. На улицу выходить |
5. Другое |
3. Прием пищи и другие виды самообслуживания |
6. Ребенок не знает (затрудняется ответить) |
37. В какой сфере ты хотел (-а) бы работать и развиваться?
1. Наука |
10. Общественное питание, кулинария |
2. Искусство |
11. Швея |
3. Техника |
12. Строительство |
4. Сельское хозяйство |
13. Транспорт |
5. Медицина |
14.Управление и политика |
6. Педагогика |
15. Финансы |
7. Промышленность |
16. IT-технологии |
8. Речной или морской флот |
17. Другое ___________________________ |
9. Торговля |
18. Ребенок не знает (затрудняется ответить) |
38. Куда ты планируешь поступать после школы?
1. Лицей |
4. Никуда |
2. Колледж |
5. Ребенок не знает (затрудняется ответить) |
3. ВУЗ |
39. Что ты делаешь сегодня, чтобы продолжить образование?
1. Выполняю все домашние задания в школе |
5. Иное (уточнить) ________________ |
2. Читаю дополнительные учебники |
6. Ничего |
3. Хожу на дополнительные занятия по _____ |
7. Ребенок не знает (затрудняется ответить) |
4. Занимаюсь дополнительно с педагогом |
40. Какие документы тебе понадобятся, чтобы устроиться на работу?
1. Заявление на работу |
5. Ребенок называет все документы |
2. Удостоверение личности |
6. Иное (уточнить) ______________________ |
3. Школьный аттестат |
7. Ребенок не знает (затрудняется ответить) |
4. Свидетельство об инвалидности |
41. На что ты будешь тратить деньги, когда будешь жить самостоятельно?
1. На обучение, курсы |
6. На одежду |
2. На лечение |
7. На еду |
3. На жилье |
8. Не буду тратить (буду копить, открою вклад в банке) |
4. На автомобиль |
9. Иное (уточнить) ________________________ |
5. На путешествия |
10. Ребенок не знает (затрудняется ответить) |
42. Как ты считаешь, что означает быть хорошими родителями?
1. Любить ребенка |
5. Думать о будущем ребенка |
2. Заботиться о ребенке, помогать ему во всем |
6. Покупать ребенку все, что он хочет |
3. Слушать ребенка |
7. Иное (уточнить) ________________ |
4. Интересоваться жизнью ребенка |
8. Ребенок не знает (затрудняется ответить) |
43. Какие законы защищают твои права?
1. Ребенок правильно называет законы |
3. Ребенок не знает (затрудняется ответить) |
2. Ребенок называет права, но не знает название законов (права детей, инвалидов, бесплатное образование, бесплатное лечение, отдых и т.п.) |
44. Легко ли тебе говорить с отцом (матерью), когда тебя что-то беспокоит?
1. Да |
3. Не всегда |
2. Нет |
45. Какова твоя цель в жизни?
1. Стать космонавтом, прочее _____________ |
6. Создать семью (выйти замуж (жениться), родить детей) |
2. Помогать другим детям (людям с инвалидностью) |
7. Добиться успехов |
3. Заработать много денег |
8. Иное (уточнить) ________________ |
4. Выздороветь (стать здоровым) |
9. У меня нет цели |
5. Победить на олимпийских играх |
10. Ребенок не знает (затрудняется ответить) |
Приложение
к приказу Председателя
Агентства Республики Казахстан
по статистике
от 23 октября 2013 года № 246
Инструкция по заполнению статистической формы
общегосударственного статистического наблюдения
«Качество жизни детей в возрасте до 18 лет, имеющих
инвалидность, с учетом гендерной специфики (вопросник)»
(код 3025105, индекс ИД, периодичность единовременная)
1. Настоящая Инструкция по заполнению статистической формы общегосударственного статистического наблюдения «Качество жизни детей в возрасте до 18 лет, имеющих инвалидность, с учетом гендерной специфики (вопросник)» (код 3025105, индекс ИД, периодичность единовременная) (далее – Инструкция) разработана в соответствии с подпунктом 7) статьи 12 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике» и детализирует заполнение статистической формы общегосударственного статистического наблюдения «Качество жизни детей в возрасте до 18 лет, имеющих инвалидность, с учетом гендерной специфики (вопросник)» (код 3025105, индекс ИД, периодичность единовременная).
2. В данной статистической форме в целях заполнения применяются следующие определения:
1) социальный работник – специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку незащищенным слоям населения (дети с инвалидностью, пенсионеры, дети-сироты, беженцы и другие). Социальные работники могут быть наемными работниками в государственных учреждениях, таких как МСУ (медико-социальное учреждение) и реабилитационный центр, или НПО (неправительственные организации);
2) логопед – специалист, занимающийся профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи;
3) сурдопедагог – специальный педагог, который занимается обучением и воспитанием глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами;
4) тифлопедагог – специальный педагог, занимающийся воспитанием, обучением и развитием детей с нарушением зрения;
5) дефектолог – специалист в области специальной педагогики, который занимается воспитанием, обучением и развитием детей с психофизическими нарушениями;
6) трудотерапевт – врач по адаптации психически больного к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность, через восстановление до определенной степени функционирования суставов;
7) ортопед – врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата;
8) диетолог – врач, специализирующийся на организации рационального питания. Диетолог занимается составлением меню;
9) иппотерапевт – специалист по лечебной верховой езде на лошади. Иппотерапия часто практикуется в лечении детей, больных церебральным параличом, аутизмом, задержками развития, болезнью Дауна, другими тяжелыми заболеваниями;
10) кинезотерапевт – реабилитолог, массажист, специалист по лечебной гимнастике в одном лице. Кинезотерапия – одна из форм лечебной физической культуры человека, когда, выполняя активные и пассивные движения, определенные упражнения лечебной гимнастики, достигается конкретный терапевтический результат;
11) эрготерапевт – врач по восстановлению двигательной активности верхних конечностей при помощи различных тренажеров и игровых заданий;
12) арт терапия – одно из направлений психотерапии. Для воздействия на психику человека специалисты данного направления используют самые разные творческие приемы и виды искусства, например, лепку, рисование, кинематографию, фотографию, музыку и даже лицедейство;
13) самостоятельное передвижение – способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом);
14) ориентация – возможность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь представление об окружающих предметах;
15) общение (слух) – возможность различать звуки и устную речь (слуховая ориентация) при отсутствии или наличии препятствий и степени компенсации нарушения слухового восприятие устной речи другими способами (письмо, невербальные формы);
16) общение (речь) – возможность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка;
17) общение (социальные навыки) – способность устанавливать контакты с окружающими, возможность вести себя в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами общественной среды;
18) самообслуживание – способность эффективно выполнять социально-бытовые функции и удовлетворять потребности без помощи других лиц;
19) индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР) – документ, определяющий конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитации инвалида;
20) неправительственная организация – общественные объединения и благотворительные фонды по оказанию социальной помощи населению, общества детей-инвалидов, общества родителей, имеющих детей–инвалидов и тому подобное;
21) медико-социальное учреждение (организация) – дом-интернат, территориальный центр социального обслуживания или иная организация, предназначенные для постоянного или временного проживания в условиях стационара или дневного пребывания престарелых, инвалидов, в том числе инвалидов из числа психоневрологических больных, детей-инвалидов, нуждающихся в уходе и медицинском обслуживании;
22) психиатрическая больница – старое название центра психического здоровья, Центр психологического здоровья, Центр проблем психического здоровья;
23) освидетельствование – проведение медико-социальной экспертизы, целью которой является оценка ограничений жизнедеятельности, изменения состояния здоровья с расстройством функции организма, с определением клинико-функционального и трудового прогноза, реабилитации и мер социальной защиты.
3. Наблюдению подлежат дети в возрасте до 18 лет, имеющие инвалидность, включенные в выборку и участвующие в выборочном обследовании по качеству жизни лиц, имеющих инвалидность, с учетом гендерной специфики.
Периодом наблюдения является период с 12 мая по 12 июня 2014 года. Статистическая форма заполняется лицом, уполномоченным на проведение опроса (далее - интервьюер).
Вопросы, указанные в статистической форме, задаются родителям, опекунам или другим взрослым лицам, занимающихся уходом и воспитанием ребенка (родственники, социальный работник, няня, сиделка), имеющего инвалидность (далее – ребенок).
К статистической форме прилагается Лист наблюдения за ребенком, имеющем инвалидность, и условиями его развития, который заполняется интервьюером после предварительного получения согласия родителей, опекунов или других взрослых лиц, занимающихся уходом и воспитанием ребенка.
Лист наблюдения за ребенком заполняется на основании визуального наблюдения интервьюера за окружающей средой ребенка, а также по результатам полученных ответов на вопросы, заданные ребенку.
4. В пункте 1 титульного листа указывается наименование города, района (города) и сельского населенного пункта (округа).
Пункты 2 – 5 заполняются в соответствии с реквизитами, указанными в списках обследуемых респондентов, представленных интервьюерам супервайзерами (сотрудник органа статистики, обеспечивающий контроль работы интервьюера).
5. В разделе 1 определяется лицо, отвечающее на вопросы о ребенке, а также отмечаются краткие сведения о нем и о ребенке (пол, возраст).
6. В вопросе 2.2 раздела 2 отмечается основное заболевание или травма, ставшие причиной инвалидности ребенка. В предложенных вариантах ответов перечислены наиболее распространенные причины (заболевания, травмы и другие) инвалидности у детей:
1) осложнения течения беременности и родов (отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, включают в себя родовые травмы, расстройства, связанные с продолжительностью беременности и ростом плода, расстройства системы пищеварения у плода и новорожденного и другие, недоношенность, резус-конфликт, внутриутробная гипоксия, клинически узкий таз, крупный плод, асфиксия новорожденного);
2) экстрагенитальные заболевания матери во время беременности (анемия, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания почек и щитовидной железы, органов дыхания, обмена веществ, сахарный диабет);
3) инфекционные заболевания у родителей (токсоплазмоз, хламидиоз, сифилис, цитомегаловирусная инфекция, краснуха, туберкулез, ВИЧ-инфекция);
4) генетические заболевания у родителей (наследственный фактор) (гемофилия, болезни обмена веществ, Синдром Марфана, отосклероз, талассемия, ихтиоз и другие);
5) производственная деятельность родителей, в том числе неблагоприятные условия труда могут вызвать заболевания, вызванные воздействием химических факторов (отравления, интоксикации); последствия термических и химических ожогов; токсические поражения органов дыхания и пищеварения, нервной системы, глаз, костей и других органов; болезни кожи; болезни, связанные с воздействием ионизирующих и неионизирующих излучений, включая лучевую болезнь; заболевания, связанные с физическими перегрузками и напряжением отдельных органов и систем; профессиональные бронхиты, прогрессирующая близорукость, аллергические заболевания и другие;
6) вредные привычки родителей (употребление алкоголя, курение и наркозависимость);
7) неблагоприятная экологическая ситуация в регионе;
8) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин – травмы всех видов локализации, различные отравления, ожоги, обморожения и другие;
9) опухоли головного мозга, инфекционные заболевания головного мозга;
10) хронические заболевания ребенка (астма, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания почек и щитовидной железы, органов дыхания, сахарный диабет);
11) врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения включают в себя следующие заболевания: врожденные пороки сердца, расщелина губы и неба (заячья губа и волчья пасть), синдром Дауна, аномалии развития позвоночника и другие.
7. В вопросе 2.5 по каждой строке отмечается, какие специалисты оказывают помощь ребенку и если нет, то почему. В каждой строке указывается один вариант ответа.
8. В вопросах с примечанием «зачитайте варианты ответов» зачитываются все варианты ответа и по каждому пункту отмечаются соответствующие графы.
9. В вопросе 2.6 под ИПР понимается комплекс медицинских, социальных и профессиональных мероприятий, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности лиц, имеющих инвалидность (медицинское лечение, обеспечение всмомогательными техническими средствами, санаторно-курортное лечение, предоставление индивидуального помощника и так далее).
ИПР разрабатывается в течение месяца со дня освидетельствования инвалида территориальным подразделением центрального исполнительного органа в области социальной защиты населения с привлечением (в случае необходимости) работников организаций здравоохранения, системы социальной защиты населения и других организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих реабилитационные мероприятия.
ИПР состоит из:
1) карты ИПР;
2) выписки из карты ИПР;
3) медицинской, социальной и профессиональной части реабилитации. Выписка из ИПР выдается инвалиду (или его законному представителю).
10. В вопросе 2.10 под скринингом психофизического развития подразумевается массовое стандартизированное обследование детского населения в возрасте до трех лет с целью выявления группы детей с риском отставания в психофизическом развитии и направления их в психолого-медико-педагогические консультации для оказания им коррекционно-развивающей помощи. Скрининг проводится медицинскими работниками родовспомогательных учреждений, детских поликлиник и учреждений первичной медико-санитарной помощи.
11. В вопросе 3.1 раздела 3 отмечается тип учреждения, которое посещает и ранее посещал ребенок.
Согласно Номенклатуре видов организаций образования, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 февраля 2013 года № 50 (зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 марта 2013 года за № 8390) к специализированным организациям образования относятся:
1) специализированная школа;
2) специализированный лицей (специализированная школа-лицей);
3) специализированная гимназия (специализированная школа-гимназия);
4) специализированная школа-интернат;
5) специализированная школа-лицей-интернат;
6) специализированная школа-гимназия-интернат;
7) специализированная музыкальная школа-интернат;
8) специализированная спортивная школа-интернат (специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва);
9) специализированная военная школа-интернат;
10) казахско-турецкий лицей;
11) специализированная школа-комплекс.
Научно-практические центры подразделяются на республиканские, региональные, межрегиональные.
Специальные организации образования: психолого-медико-педагогическая консультация; реабилитационный центр; логопедический пункт; кабинет психолого-педагогической коррекции; коррекционная (компенсирующая) организация дошкольного воспитания и обучения; детский сад (ясли, ясли-сад) для детей с ограниченными возможностями в развитии; учебно-воспитательный центр для детей с ограниченными возможностями в развитии; комплекс «детский сад-школа» для детей с ограниченными возможностями в развитии; коррекционные школы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
12. В вопросе 3.5 коррекционно-педагогическая поддержка внутри организации образования осуществляется специальным педагогом (педагогом-дефектологом), психологом, социальным педагогом. Сопровождение процесса обучения детей вне организации образования осуществляются специалистами специальных коррекционных организаций образования, ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация), кабинетов психолого-педагогической коррекции, логопедических пунктов, а также специалистами медицинских учреждений.
13. В вопросе 4.1 раздела 4 указывается общее количество членов домашнего хозяйства, которое вписывается в первую пустую ячейку. Не учитываются временно выбывшие (на срок более двух месяцев) и временно прибывшие члены домохозяйства. Число членов домохозяйства, соответствующих статусу, указанному в перечне вопроса, указывается в соответствующей ячейке. В строке 8 учитываются члены домохозяйства, не отнесенные ни к одной из предложенных категорий. Число членов домохозяйства, указанное в первой ячейке, соответствует сумме ответов в нижних ячейках.
14. В вопросе 4.2 указываются лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
15. В вопросе 4.4 отмечается наличие образования у родителей (опекунов) ребенка.
По строке 1 отмечаются родители (опекуны) ребенка, не имеющие начального образования, но имеющие навыки чтения и письма.
По строке 2 отмечаются родители (опекуны) ребенка, окончившие начальную школу (обучаются в настоящее время в 5-9 классах; окончившие в 1972 году и ранее 4 класса или 3 класса трехлетней начальной школы).
По строке 3 отмечаются родители (опекуны) ребенка, окончившие 9 классов общеобразовательной школы (обучаются в настоящее время в 10-11 (12) классах, училище или колледже; окончившие в 1992 году и ранее неполную среднюю школу (семи (8 или 9) летнюю школу).
По сроке 4 отмечаются родители (опекуны) ребенка, окончившие 11 (12) классов общеобразовательной школы (обучаются в настоящее время в училище или колледже (после окончания 9 класса), в ВУЗе).
По строке 5 отмечаются родители (опекуны) ребенка, окончившие профессиональный лицей (профессиональную техническую школу), училище или колледж (техникум).
По строке 6 отмечаются родители (опекуны) ребенка, окончившие высшее учебное заведение (институт, академия, университет и так далее).
По строке 7 отмечаются родители (опекуны) ребенка, обучавшиеся в высшем учебном заведении в течение более половины срока учебы (2 курса и более).
По строке 8 отмечаются родители (опекуны) ребенка, имеющие академическую или ученую степень (магистр, кандидат наук, доктор наук, доктор PhD).
По строке 9 отмечаются родители (опекуны) ребенка, не имеющие навыков чтения и письма.
16. В вопросе 4.5 в варианте ответа «Да, прочая зависимость» отмечаются все другие зависимости, которые назовет респондент (компьютерная, азартные игры, зависимость от еды и другие).
17. В вопросе 4.8 респондент описывает обычный день ребенка. Если ребенок не занимается данным видом активности ежедневно, указывается затраченное на него время в день занятия.
18. В вопросе 5.4 раздела 5 интервьюер проставляет соответствующий код по всем строкам таблицы. Если обследуется домохозяйство, проживающее в общежитии, где на несколько хозяев имеется общий санузел, душевая и кухня, то считается, что в данном домохозяйстве есть в наличии эти виды благоустройства. Если в домохозяйстве определенные виды благоустройства временно не функционируют по каким-либо причинам (долг по оплате и так далее), их наличие обязательно отражается.
Центральное отопление осуществляется с помощью теплоэлектростанции либо котельных. Если отопление осуществляется с помощью установки, предусмотренной внутри здания или жилища, и предназначенной для целей отопления, независимо от источника энергии, то оно относится к отоплению от индивидуальной установки. К ним относятся автономные отопительные системы, функционирующие в отдельных домах или жилых комплексах и печное отопление на угле и дровах. Обогреватели и кондиционеры (сплит-система) сюда не включаются.
19. В вопросе 5.5 указывается общий денежный доход домохозяйства в среднем за месяц (сумма денежных доходов всех членов домохозяйства). Если не представляется возможным определить среднемесячный денежный доход, полученный в течение последнего года, то указывается денежный доход за последний месяц, если этот месяц является обычным по размеру получения дохода. В общую сумму дохода включаются все виды доходов (в том числе социальная помощь, алименты, помощь родственников, доход от личного подсобного хозяйства, исчислив его как можно полнее, и прочее).
20. В вопросе 5.6 отмечаются имеющиеся источники средств существования домохозяйства.
В строку 1 включается доход, полученный в результате трудовых отношений с работодателем (включая оплату за выполнение работ у физического лица без заключения трудового договора).
Доход от самостоятельной занятости включает доход, полученный от собственного предприятия (бизнеса), индивидуальной предпринимательской деятельности (с патентом или без).
В строку 4 включаются все виды государственных пособий: по инвалидности, по случаю потери кормильца с учетом семей военнослужащих и по возрасту (при отсутствии трудового стажа для получения пенсии). Также сюда относятся все виды специальных государственных пособий: инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны (далее - ВОВ), лицам, приравненным к инвалидам или участникам ВОВ, вдовам ВОВ, женам (мужьям) умерших инвалидов ВОВ, «героям Советского Союза», семьям погибших военнослужащих, труженикам тыла, участникам ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, инвалидам 1, 2 и 3 группам, детям-инвалидам до 18 лет, многодетным матерям, награжденным «Алтын алқа», «Күміс алқа», многодетным семьям, имеющим 4-х и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, реабилитированным гражданам, а также пособия в связи с рождением ребенка и по уходу за детьми до 1-го года. Отнесение вышеуказанных видов социальных выплат к категории «иное» недопустимо.
К категории «другие виды социальной помощи» относятся адресная социальная помощь, жилищная помощь и прочие, в том числе материальная помощь от работодателя, а также помощь в натуральной форме в виде благотворительных обедов, одежды, обуви, продуктов питания и тому подобного.
В строке 8 указывается собственное потребление домохозяйством продуктов питания, полученных в результате ведения личного подсобного хозяйства (дачи, огорода). В случае если производимая домохозяйством продукция животноводства и растениеводства в результате ведения личного подсобного хозяйства реализуется другим домохозяйствам и (или) через торговую сеть (магазины, рынки, палатки, автолавки и прочее), полученный доход относится к категории «доход от реализации (продажи) продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве» и указывается в строке 9.
Доход, полученный от продажи скота, относится к категории «доход от реализации (продажи) продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве». Прибыль, полученная от реализации товаров в магазине (в том случае, если магазин принадлежит домохозяйству, либо член (члены) домохозяйства является (являются) реализатором товаров в арендуемом помещении) – есть доход от самостоятельной занятости.
В строке 10 указываются поступления от долевого участия в уставных капиталах других предприятий, то есть, прибыль от совместной деятельности, за исключением процентов и иных доходов по ценным бумагам, дивидендов по акциям, которые отражаются в строке 13.
Категория «помощь родственников, знакомых» включает в себя помощь, полученную от родных и знакомых, как в материальном, так и в натуральном выражении.
Все прочие доходы относятся к категории «другое».
21. В вопросе 6.3 раздела 6 отмечаются организации, в которые обращались родители (опекуны) ребенка.
22. В вопросе 6.6 под специальными социальными услугами понимается комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Включают гарантированный объем специальных социальных услуг (единый перечень специальных социальных услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств) и платные специальные социальные услуги.
Перечень гарантированного объема специальных социальных услуг включает:
1) социально-бытовые;
2) социально-медицинские;
3) социально-психологические;
4) социально-педагогические;
5) социально-трудовые;
6) социально-культурные;
7) социально-экономические;
8) социально-правовые услуги.
23. В вопросе 6.9 отмечается вариант ответа «Не применимо», если возраст ребенка не достиг 10 лет, у детей с сохранным интеллектом и у детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, с выраженными затруднениями в передвижении и обслуживании.
24. В вопросе 6.10 отмечается, использует ли семья налоговые льготы, предусмотренные для детей, имеющих инвалидность и их родителей (опекунов).
Подпунктом 13) пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса Республики Казахстан предусмотрено освобождение от индивидуального подоходного налога доходов в пределах 55-кратного минимального размера заработной платы в год для инвалидов I, II и III групп, а также ребенка-инвалида, одного из родителей лица, имеющего категорию «ребенок-инвалид» до достижения им восемнадцатилетнего возраста и одного из родителей лица, признанного инвалидом по причине «инвалид с детства», - в течение жизни такого ребенка.
В соответствии с подпунктом 5) пункта 3 статьи 365 Налогового кодекса Республики Казахстан инвалиды всех групп по имеющимся у них в собственности мотоколяскам и автомобилям по одному автотранспортному средству освобождаются от налога на транспортные средства.
Согласно подпункту 4) пункта 3 статьи 373 Налогового кодекса Республики Казахстан инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства не являются плательщиками земельного налога по: земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем; придомовым земельным участкам; земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки; земельным участкам, занятым под гаражи.
Освобождаются от налога на имущество инвалиды I и II групп — в пределах 1 500-кратного размера месячного расчетного показателя (МРП) от общей стоимости всех объектов налогообложения, находящихся на праве собственности (подпункт 3) пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Республики Казахстан).
Подпункт 1) статьи 457 Налогового кодекса Республики Казахстан предусматривает, что не являются плательщиками сбора за регистрацию индивидуальных предпринимателей инвалиды I, II и III групп.
Инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты сбора при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подпункт 2) статьи 457 Налогового кодекса Республики Казахстан).
В соответствии с подпунктом 12) статьи 541 Налогового кодекса Республики Казахстан инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства по всем делам и документам освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах.
Согласно подпункту 4) статьи 452 Налогового кодекса Республики Казахстан инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем нотариальным действиям.
Инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины за регистрацию места жительства, при выдаче паспортов и удостоверений личности граждан Республики Казахстан, а также видов на жительство иностранного гражданина и удостоверений лица без гражданства.
Инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины при выдаче государственного регистрационного номерного знака на автомобиль, прицеп к автомобилю, на мототранспорт.
25. В вопросе 7.1 раздела 7 отмечаются все возможные варианты ответов, без ограничений: доступны ли перечисленные формы досуга ребенку самостоятельно или с помощью взрослого или другого лица.
26. Вопрос 8.2 раздела 8 нацелен на выявление степени удовлетворенности респондента основными видами государственных услуг без ограничения периодом их получения, то есть, оценивается ситуация в целом по конкретной услуге, которую респондент когда-либо получал. Ответы фиксируются по горизонтали. Отрицательный ответ на данный вопрос в случае невозможности респондентом произвести оценку государственных услуг фиксируется в графе «Затрудняюсь ответить», которой соответствует номер «4». В случае если респондент не является пользователем государственных услуг, перечисленных в вопросе 8.2, отмечается вариант ответа «Не обращался» (под кодом 5).
27. Лист наблюдения за ребенком, имеющим инвалидность, и условиями его развития заполняется после получения согласия респондента.
Разделы 1-7 заполняются интервьюером самостоятельно, на основе визуального наблюдения за ребенком и окружающей его средой.
Разделы 8 и 9 заполняются при непосредственном опросе ребенка (в возрасте 10 лет и старше), для проведения которого также необходимо получить согласие респондента (родителей, опекунов или других взрослых лиц), которое фиксируется в ответе на вопрос 26.
28. В вопросах 3-6, 19, 23-24, 28, 31, 33-34 и 39-42 возможно несколько вариантов ответа.
29. В завершение опроса интервьюер еще раз просматривает статистическую форму, не пропущены ли какие-либо разделы или вопросы в ходе проведения опроса и, в обязательном порядке, благодарит респондентов за их помощь и сотрудничество.
За пределами домохозяйства интервьюер повторно просматривает статистическую форму и при обнаружении несоответствия, вновь обращается в домохозяйство (лично или по телефону) и выясняет недостающую информацию.