Сноска. Утратил силу приказом Министра внутренних дел РК от 29.10.2015 № 874.
Согласно графика предоставления информационных материалов в Администрацию Президента Республики Казахстан, во исполнение пункта 1.5 постановления Коллегии Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 26 июля 2013 года № 9 «Состояние работы Управлений единой дежурно-диспетчерской службы Департаментов по чрезвычайным ситуациям областей, городов Астана, Алматы и пути их совершенствования», а также в целях обеспечения своевременности передачи информации при угрозе, возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, упорядочивания сбора и обработки оперативной информации и ведения государственного учета, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 22 июня 2009 года № 137 «Об утверждении Инструкции по передаче информации при угрозах, возникновении или ликвидации чрезвычайных ситуаций» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5728, опубликован в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, 2009 г., № 8, № 9) следующее изменение:
Инструкцию по передаче информации при угрозах, возникновении или ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденную указанным приказом изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Государственным органам, организациям и территориальным органам Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан при подготовке и передаче информации об угрозе, возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера руководствоваться настоящим приказом.
3. Территориальным органам Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и государственному учреждению «Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан» обмен оперативной информацией по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера осуществлять со службами чрезвычайных ситуаций приграничных областей и центрами управления в кризисных ситуациях сопредельных государств соответственно, согласно действующих регламентов и инструкций взаимодействия, применяя при этом средства визуализации (видеоконференцсвязь).
4. Государственному учреждению «Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан»:
1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации и на официальном интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Окасова С.К.
6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан В. Божко
Приложение
к приказу Министра
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 18 декабря 2013 года № 565
«Утверждена
приказом Министра
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 22 июня 2009 года № 137
Инструкция
по передаче информации при угрозах, возникновении или
ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящая Инструкция по передаче информации при угрозах, возникновении или ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет систему передачи информации об угрозах, возникновении или ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, содержащие сведения о наличии или вероятности трансграничного распространения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, не способностью ликвидировать собственными силами и средствами.
2. Информация об угрозе, возникновении или ликвидации чрезвычайной ситуаций передается незамедлительно:
акиматами городов, районов, районов в городе, сел, сельских округов в территориальные подразделения, подведомственные государственные учреждения и организации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
организациями – в территориальные подразделения, подведомственные государственные учреждения и организации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
территориальными подразделениями, подведомственными государственными учреждениями и организациями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан – в государственное учреждение «Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
В случае угрозы или возникновении региональных чрезвычайных ситуаций информация о них передается незамедлительно:
территориальными подразделениями, подведомственными государственными учреждениями и организациями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан – в государственное учреждение «Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан» и акиму соответствующей территории, а также граничащим территориальным подразделениям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и акимам граничащим административно-территориальных единиц Республики Казахстан;
центральными исполнительными органами о чрезвычайных ситуациях в подведомственных организациях - в государственное учреждение «Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан»;
государственным учреждением «Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан», после уточнения информации – в Секритариат Государственного секретаря Республики Казахстан, в Ситуационный центр Совета Безопасности Республики Казахстан, в Правительство Республики Казахстан, в соответствующие центральные исполнительные органы в зависимости от развития ситуации.
3. Информация о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в государственное учреждение «Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан» передается по всем действующим каналам и системам (видам) связи, оповещения и информационного обеспечения со следующими временными характеристиками:
экстренная информация (доклады) об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, информация по экстренному управлению силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций, другая экстренная информация - незамедлительно после возникновения чрезвычайной ситуации;
уточненная информация о развитии обстановки при чрезвычайных ситуациях и о принятых мерах по их ликвидации - в течение последующих 30 минут;
уточняющие данные о проводимой работе по ликвидации чрезвычайной ситуации и о ходе спасательной операции - с периодичностью два часа;
справочная информация - не позднее одного часа с момента запроса;
обобщенная информация о проведенных мероприятиях за сутки при ведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций – ежедневно к 05.00 часам и 20.00 часам – в случае необходимости по запросу оперативного дежурного государственного учреждения «Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан»;
сведения о состоянии Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – ежедневно к 05.00 часам – в случае необходимости по запросу оперативного дежурного государственного учреждения «Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан»;
информация о сейсмической обстановке - ежедневно, недельный прогноз – каждый третий день недели, а в угрожаемый период (режим повышенной готовности) - незамедлительно;
информация по гидрометеорологическим явлениям - ежедневный прогноз к 16.00 часам, штормовое предупреждение - незамедлительно при угрозе возникновения или возникновении опасных метеорологических явлений или при загрязнении природной среды вредными веществами;
информация об изменении санитарно-эпидемиологической обстановки и медико-санитарных последствиях при возникновении чрезвычайных ситуаций - незамедлительно.
4. Управления единой дежурно-диспетчерской службы территориальных органов Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан запрашивают и получают информацию в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от взаимодействующих органов повседневного управления, в пределах своей компетенции.
5. Информация о чрезвычайных ситуациях передается территориальным подразделениям, подведомственным государственным учреждениям и организациям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан за подписью руководителей организаций, государственых органов управления, в государственное учреждение «Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан» за подписью руководителей территориальных подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, в особых случаях за подписью оперативных дежурных территориальных подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
6. Для всех чрезвычайных ситуаций информация представляется согласно классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2004 года № 1310, а также при фиксировании хотя бы одного из показателей приведенных критерий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пунктах 7, 8.
7. Критерии чрезвычайных ситуаций техногенного характера:
1) транспортные аварии:
на железнодорожном транспорте - пожары, взрывы, крушения, сход подвижного состава на магистральных перевозках и повреждение полотна, приведшее к перерыву движения поездов на время более 1 часа; наличие погибших один человек и более, раненых, травмированных три человека и более;
на автомобильном транспорте - пожары, взрывы на автодорогах; разливы нефтепродуктов, горючих и ядовитых веществ, прекурсоров и других веществ в объеме более 1 тонны;
авиакатастрофы и авиационные инциденты с воздушными судами на земле и в воздухе; пожары, взрывы на летном поле и в аэропорту; падение фрагментов и обломков летательных аппаратов; наличие погибших один человек и более; раненых, травмированных три человека и более;
на водном транспорте - пожары, взрывы, потопление; наличие погибших один человек и более, раненых, травмированных три человека и более;
на магистральных трубопроводах - пожары, взрывы, повреждения, разрывы; наличие погибших один человек и более; раненых, травмированных три человека и более; аварийный выброс нефти в объеме 1 тонны или газа 100 м3 и более;
2) промышленные аварии и происшествия, травмы на производстве - наличие погибших, раненых, травмированных один человек и более:
авария на шахте - обрушения, завалы горных выработок, нарушение технологического процесса приведшие к полной остановке работы шахты;
промышленные аварии – сброс нефти и нефтепродуктов свыше 1 тонны, нефтегазовые фонтаны (выбросы сероводород содержащих нефти и газа свыше 100 м3), газонефтеводопроявления, пожары, взрывы, затопления, обрушения морских сооружений и платформ, отрицательное воздействие на окружающую среду территории республики и сопредельных государств, внезапное обрушение производственных зданий и сооружений;
3) пожары, взрывы, внезапные выбросы огня и газа, нарушение технологического процесса - наличие погибших, раненых, травмированных один человек и более:
на промышленных и строительных объектах - загрязнение окружающей среды, значительно превышающие фоновые значения или предельно допустимые концентрации, предельно допустимые уровни;
на энергетических объектах и энергоблоках (гидроэлектростанциях, теплоэлектростанциях, в электросетях) - аварийные случаи прекращения электроснабжения;
на шахтах, подземных и горных выработках - любые случаи пожара;
на биологически, химически, радиационно-опасных объектах - возгорание технологических участков, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей;
в зданиях социально-бытового назначения, органов власти, на особо важных объектах государственной собственности, религиозных конфессий, посольств и дипломатических представительств - любые случаи пожара;
на сельскохозяйственных объектах - гибель скота 50 голов и более; гибель домашней птицы 100 голов и более; сгорело сена 100 тонн и более;
взрывы взрывных устройств, обнаружение (утрата) взрывчатых веществ или взрывного устройства, боеприпасов - любые случаи неконтролируемого взрыва, обнаружения или утраты взрывчатого вещества или взрывного устройства;
4) аварии с выбросом, обнаружение (утрата) сильнодействующих ядовитых веществ, биологически (бактериологических) опасных веществ - угроза поражения населения, любые случаи регистрации аварии с выбросом или утечки сильнодействующих ядовитых веществ или биологически (бактериологических) опасных веществ, любые случаи утраты или обнаружения источника сильнодействующих ядовитых веществ или биологически (бактериологических) опасных веществ;
5) аварии с выбросом радиоактивных веществ - любые случаи регистрации аварий или обнаружения (утраты) радиоактивных веществ:
на атомных электростанциях (далее - АЭС), в научно-исследовательских учреждениях - радиоактивное загрязнение окружающей среды вне санитарно-защитной зоны в 100 и более раз превышающие предельно допустимые уровни, выброс радиоактивных веществ (в 10 раз превышающий допустимый суточный выброс для данной АЭС (установки), любые аварии с выходом радиоактивных веществ, которые могут привести к трансграничному их распространению;
любые случаи регистрации высоких уровней радиации в пределах 30 км от государственной границы;
6) аварии и обрушения в системах жизнеобеспечения – повлекшее нарушение функционирования объектов хозяйствования; наличие погибших, раненых, травмированных - один человек и более:
прорывы плотин (дамб, шлюзов) - создающих угрозу населению и территории;
на электроэнергетических системах (гидроэлектростанциях, теплоэлектростанциях, в электросетях) - повлекшие отключение электроэнергии, подачи тепла и воды на 1 сутки и более;
на коммунальных системах жизнеобеспечения (тепловых сетях, обеспечения питьевой водой, коммунальных газопроводах) - повлекшие нарушение условий жизнедеятельности населения свыше 50 человек;
на очистных сооружениях сточных вод;
внезапные обрушения элементов транспортных коммуникаций (мостов, тоннелей и др. сооружений), в том числе строящихся;
внезапные обрушения зданий и сооружений жилого, производственного, социально-бытового и культурного назначения;
7) экстремально высокое загрязнение природной среды:
загрязнение атмосферного воздуха - превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере в 50 и более раз: в 30-49 раз в течение 8 часов, в 20-29 раз в течение 2 суток, образование обширной зоны кислотных осадков;
загрязнение поверхностных морских (речных) вод - максимальное разовое превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в 100 и более раз, если эти акватории не являются зонами хронического загрязнения, появление запаха воды интенсивностью более 4 баллов и несвойственного воде ранее, поступление токсических веществ, повлекших гибель рыбы и других водных организмов, снижение содержания растворенного кислорода до 2 мг/л и менее, покрытие пленкой 1/3 и более площади водоема, при его площади до 6 км2, наличие тяжелых металлов (в том числе радиоактивных) и других вредных веществ сверх предельно допустимых концентраций или предельно допустимых уровней;
загрязнение почв - наличие тяжелых металлов (в том числе радиоактивных) и других вредных веществ сверх предельно допустимых концентраций или предельно допустимых уровней, превышение предельно допустимых концентраций или предельно допустимых уровней по химически опасным и экологически вредным веществам в 50 и более раз или по радиоактивным веществам в 100 и более раз, загрязнение земель и недр токсикантами промышленного происхождения, более 50 предельно допустимых концентраций или 100-кратное превышение фоновых значений, загрязнение почв пестицидами более 50 предельно допустимых концентраций по санитарно-токсикологическим критериям или более 10 предельно допустимых концентраций по фитотоксикологическим критериям на площади более 100 га.
8. Критерии чрезвычайных ситуаций природного характера:
1) землетрясения – интенсивностью 2 и более баллов по шкале MSK-64;
2) геологические опасные явления - оползни, обвалы, осыпи, осадка земной поверхности - нарушение функционирования других отраслей хозяйства; наличие погибших, раненых, травмированных один человек и более;
3) метеорологические опасные явления - наличие погибших, раненых, травмированных один человек и более:
сильный ветер (смерчи и шквалы) - скорость ветра при порывах 25 м/сек и более, в горных районах до 30-35 м/сек;
крупный град - диаметр градин 20 мм и более;
сильный дождь (ливень) - количество осадков 50 мм и более в течение 12 часов и менее, а в горных, селевых и ливне опасных районах - 30 мм и более за 12 часов и менее;
сильный снегопад - количество осадков 20 мм и более за 12 часов;
сильная метель (снежные заносы) - продолжительность 12 часов и более при преобладающей скорости ветра 15 м/сек и более;
сильный гололед, сильное оледенение, налипание мокрого снега - диаметр отложений на проводах 20 мм и более, наличие льда на участках дорог более 1 км;
сильный мороз, сильная жара - устанавливается территориальными органами;
заморозки - в вегетативный период понижение температуры воздуха (на поверхности почвы) ниже 0о С; сроки (весна - начало лета) и экстремально ранние сроки (лето - начало осени) в период активной вегетации сельхозкультур, приводящие к их гибели;
засуха - сохранение в течение 20 дней и более относительной влажности воздуха днем 30% и менее при запасах влаги 35 мм и менее в метровом слое почвы, вызывающее повреждение растений;
сильный туман - видимость 100 м и менее в течение 12 часов и более;
сильные пыльные (песчаные) бури - продолжительность 12 часов и более, при преобладающей скорости ветра 15 м/сек и более;
суховей - сохранение в течение 5 дней среднесуточной температуры воздуха более 25оС при ветре более 5 м/сек и относительной влажности воздуха менее 30% в период цветения, налива и созревания зерна;
4) гидрологические опасные явления - наличие погибших один человек и более; раненых, травмированных три человека и более:
высокие уровни воды (наводнения) при половодьях, дождевых паводках, заторах и зажорах, ветровых нагонах - превышение особо опасных (высоких) уровней с затоплением или угрозой затопления населенных пунктов и хозяйственных объектов;
низкие уровни воды - ниже проектных отметок водозаборных сооружений крупных городов, промышленных районов и оросительных систем, навигационных уровней на судоходных реках в течение месяца и более;
сели - прохождение селей, в зоне поражения которых оказались населенные пункты, объекты хозяйственного комплекса;
снежные лавины - сход снежных лавин, в зоне поражения которых оказались населенные пункты, объекты хозяйственного комплекса;
5) природные пожары – наличие погибших, раненых, травмированных один человек и более; гибель скота 50 голов и более; гибель домашней птицы 100 голов и более; сгорело сена 100 тонн и более:
лесные пожары - на площади 20 га и более;
степные пожары (травостои) - на площади 50 га и более;
горение полей с посевами зерновых и других культур - на площади 20 га и более;
на нефтяных и газоконденсатных месторождениях - любые случаи пожара;
подземные пожары горючих полезных ископаемых - любые случаи возгорания в подземных выработках;
6) инфекционные болезни и отравления:
инфекционные заболевания - при выявлении заболевших или вирусоносителей особо опасных инфекционных заболеваний таких как чума, холера, желтая лихорадка; при каждом летальном исходе с диагнозом или подозрением на заболевание особо опасной инфекцией таких как бруцеллез, сыпной тиф, сибирская язва, бешенство, туляремия, крымская геморрагическая лихорадка, лихорадка Эбола; при каждом выявленном случае заболевания - бешенством, японским энцефалитом, малярией; при опасных инфекционных заболеваниях с числом больных 5 и более, возникших одновременно или в течение одного инкубационного периода на территории района - бруцеллез, эпидемический сыпной тиф; с числом заболевших 10 человек и более, возникших одновременно или в течение одного инкубационного периода таких как брюшной тиф, паратиф, геморрагическая лихорадка, лептоспироз, клещевой энцефалит, лихорадка Ку; менингококковая инфекция с числом заболевших 15 человек и более; дизентерия, сальмонеллез, вирусный гепатит и другие острые кишечные заболевания установленной и не установленной этиологии с числом заболевших 25 человек и более; при заболеваниях невыясненной этиологии с числом заболевших 20 человек и более; возникших одновременно, лихорадочных заболеваний неустановленного диагноза с числом заболевших 15 человек и более; при групповых заболеваниях независимо от их этиологии числом заболевших 50 человек и более;
лучевые поражения при каждом случае установления диагноза острой или хронической лучевой болезни, местного лучевого поражения;
пищевые отравления - при случаях пищевых отравлений, связанных с предприятиями пищевых отраслей промышленности, общественного питания и пищеблоками детских и в лечебно-профилактических учреждений, независимо от числа пострадавших;
отравление неустановленными ядовитыми веществами - любые случаи при наличии погибших и пострадавших два человека и более;
7) заболевание и гибель животных - массовая гибель (заболевание), в том числе диких, когда падеж (количество) и заболеваний превышает среднестатистические в 3 и более раз;
8) заболевание и гибель растений (особо опасная или массовая болезнь сельскохозяйственных растений, особо опасная или массовая гибель дикорастущих растений) - гибель растительности (ожоги, усыхание и другие признаки), в том числе лесов и сельскохозяйственных растений, на площади 0,25 га; массовое распространение вредителей;
9) утонувшие на водах - наличие утонувших один человек и более;
10) астрономические опасные явления:
падение небесных тел - любые случаи падения небесных тел;
падение космических летательных аппаратов и их обломков - любые случаи регистрации;
ухудшение радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве - плотность потока протонов с энергией более 25 мэв на площади 5x10 см;
появление аномальных атмосферных явлений - любые случаи регистрации.
9. Информация о чрезвычайных ситуациях, не предусмотренных пунктами 7 и 8, но имеющих социальную значимость, способных вызывать общественный резонанс, предоставляется руководством организаций, акиматов, территориальных подразделений, подведомственных государственных учреждений и организаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в виде оперативной информации – незамедлительно.»