Об утверждении отраслевой рамки квалификаций в сфере электроэнергетики

Утративший силу

Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 19 декабря 2013 года № 419. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 января 2014 года № 9083. Утратил силу приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 2 апреля 2015 года № 262

      Сноска. Утратил силу приказом Министра энергетики РК от 02.04.2015 № 262.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификаций в сфере электроэнергетики.
      2. Департаменту электроэнергетики и угольной промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Есимханову С.К.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Джаксалиева Б.М.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Заместитель Премьер-Министра
      Республики Казахстан – Министр
      индустрии и новых технологий
      Республики Казахстан                       А. Исекешев

Утверждена          
приказом           
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан – Министра
индустрии и новых технологий
Республики Казахстан    
от 19 декабря 2014 № 419 

Отраслевая рамка квалификаций в сфере электроэнергетики

      1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере электроэнергетики (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной рамке квалификаций, утвержденной совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8022).
      2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней, обеспечивает сопоставимость квалификаций и является основой для профессиональных стандартов и системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов в химической отрасли.
      3. Миссия отрасли: надежное, безопасное и эффективное производство, передача, распределение (для последующего потребления) электрической энергии участникам оптового и розничного рынка, а также потребителям Республики Казахстан.
      4. Технологическая последовательность работ по реализации данной миссии предполагает добычу и переработку топлива, производство, передачу, распределение и поставку электрической энергии.
      5. Данные виды работ определяют наименования областей профессиональной деятельности отрасли «электроэнергетика»:
      1) производство электроэнергии;
      2) передача электроэнергии;
      3) распределение и поставка электроэнергии.
      6. Отраслевая рамка квалификаций (ОРК) предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образования, организаций, граждан) и позволяет:
      1) формировать общую стратегию развития рынка труда и системы подготовки кадров в конкретной отрасли, в том числе, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
      2) описывать требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;
      3) формировать систему сертификации;
      4) планировать и развивать человеческие ресурсы.
      7. Цель ОРК: описать требования к личностным и профессиональным компетенциям, умениям, навыкам и знаниям работников на основе Национальной рамки квалификаций (НРК) с учетом стратегии, существующих и перспективных технологий отрасли.
      8. ОРК разрабатываются с учетом следующих принципов:
      1) определение в отрасли взаимосвязанных областей профессиональной деятельности;
      2) преемственность личностных и профессиональных компетенций, умений, навыков и знаний работников при переходе от низших квалификационных уровней к высшим с учетом практического опыта;
      3) приемлемость требований ОРК ко всем областям профессиональной деятельности;
      4) соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системе образования Республики Казахстан;
      5) описание квалификационных уровней ОРК через параметры профессиональной деятельности;
      6) прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей.
      9. ОРК разработана на основе НРК, с учетом норм Трудового Кодекса Республики Казахстан и применяется при:
      1) разработке единых требований отрасли к содержанию профессиональных стандартов и образовательных программ;
      2) формировании стратегии развития рынка труда и системы образования применительно к потребностям отрасли;
      3) создании прозрачной и управляемой системы оплаты труда.
      10. Основные нормативные правовые акты, в рамках которых осуществляется деятельность отрасли:
      1) Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике»;
      2) Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях и регулируемых рынках»;
      3) Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года «О конкуренции»;
      4) Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922;
      5) Государственная Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958;
      6) Программа по развитию электроэнергетики Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2010 года № 1129;
      7) Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050».
      11. Электроэнергетика, являясь одной из базовых отраслей, играет важную роль в экономической, социальной сфере государства. Поэтому электроэнергетический комплекс определен как один из приоритетных секторов экономики Республики Казахстан и рассматривается как динамично сбалансированная система: энергетика - экономика - природа - общество при устойчивом развитии электроэнергетики на базе новых высокоэффективных технологий и постоянного снижения энергоемкости внутреннего валового продукта страны.
      12. Стратегические цели отрасли:
      1) обеспечение энергетической независимости страны;
      2) надежное, безопасное и эффективное производство и поставка электрической и тепловой энергии;
      3) разработка требований к техническим заданиям для создания высокотехнологического энергетического оборудования;
      4) обновление, модернизация, замена устаревшего энергетического оборудования;
      5) повышение стандартов социальной ответственности;
      6) повышение профессионализма работников;
      7) обеспечение экспорта электроэнергии.
      13. Основные производственные задачи отрасли, связанные с применением существующих и перспективных технологий производства, передачи и реализации электрической энергии:
      1) анализ используемого технологического оборудования, выявление недостатков;
      2) разработка проектно-сметной документации на замену, модернизацию технологического оборудования;
      3) совершенствование механизмов взаимодействия и поддержание партнерских отношений с научными, образовательными, проектными, машиностроительными организациями и предприятиями;
      4) совершенствование организации труда;
      5) обеспечение надежной, безопасной и эффективной эксплуатации основного и вспомогательного энергетического оборудования;
      6) надежное, безопасное и эффективное обеспечение потребителей электрической энергией.

Приложение 1            
к Отраслевой рамке квалификаций 
в сфере электроэнергетики   

                   Структура отраслевой рамки квалификаций
                           в сфере электроэнергетики

Уровень

НРК

Уровень ОРК

Область профессиональной деятельности:
1. Производство электроэнергии

Требования к личностным и профессиональным компетенциям

Требования к умениям и навыкам

Требования к знаниям

1

1

Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих производство электроэнергии, правильной их эксплуатации.
Ответственность: за выполнение работ; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими.
Сложность: работа по инструкции.

Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины

Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий

2

2

Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих производство электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности.
Ответственность: за результаты выполнения простых заданий; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: исполнение простых типовых задач.

Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач.

3

3

Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих производство электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности.
Ответственность: за результаты выполнения работ; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: решение типовых практических задач; выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач.

Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда

4

4

Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих производство электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности.
Ответственность: за результаты при реализации нормы; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: решение различных типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций.

Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников.

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда

5

5

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия по производству электроэнергии.
Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций.

Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании

6

6

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия по производству электроэнергии, предполагающая согласование работ с другими участками.
Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение работниками правил технической эксплуатации и техники безопасности; ответственность за повышение профессионализма работников.
Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств

Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации

7

7

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение работниками правил технической эксплуатации и техники безопасности.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов

8

8

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение работниками правил технической эксплуатации и техники безопасности.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами


Уровень НРК

Уровень ОРК

Область профессиональной деятельности:
2. Передача электроэнергии

Требования к личностным и профессиональным компетенциям

Требования к умениям и навыкам

Требования к знаниям

1

1

Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих передачу электроэнергии, правильной их эксплуатации.
Ответственность: за выполнение работ; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими.
Сложность: работа по инструкции.

Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины

Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий

2

2

Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих передачу электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности.
Ответственность: за результаты выполнения простых заданий; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: исполнение простых типовых задач.

Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач.

3

3

Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих передачу электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности.
Ответственность: за результаты выполнения работ; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: решение типовых практических задач; выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач.

Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда

4

4

Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих передачу электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности.
Ответственность: за результаты при реализации нормы; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: решение различных типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций.

Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников.

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда

5

5

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия по передаче электроэнергии.
Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций.

Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании

6

6

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия по передаче электроэнергии, предполагающая согласование работ с другими участками.
Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение работниками правил технической эксплуатации и техники безопасности; ответственность за повышение профессионализма работников.
Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств

Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации

7

7

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение работниками правил технической эксплуатации и техники безопасности.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов

8

8

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение работниками правил технической эксплуатации и техники безопасности.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами


Уровень НРК

Уровень ОРК

Область профессиональной деятельности:
3. Распределение и поставка электроэнергии

Требования к личностным и профессиональным компетенциям

Требования к умениям и навыкам

Требования к знаниям

1

1

Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих распределение и поставку электроэнергии, правильной их эксплуатации.
Ответственность: за выполнение работ; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими.
Сложность: работа по инструкции.

Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины

Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий

2

2

Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих распределение и поставку электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности.
Ответственность: за результаты выполнения простых заданий; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: исполнение простых типовых задач.

Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач.

3

3

Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих распределение и поставку электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности.
Ответственность: за результаты выполнения работ; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: решение типовых практических задач; выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач.

Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда

4

4

Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих распределение и поставку электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности.
Ответственность: за результаты при реализации нормы; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: решение различных типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций.

Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников.

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда

5

5

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия по распределению и поставке электроэнергии.
Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности самим и другими; за выполнение требований экологических стандартов.
Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций.

Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма.

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании

6

6

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия по распределению и поставке электроэнергии, предполагающая согласование работ с другими участками.
Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение работниками правил технической эксплуатации и техники безопасности; ответственность за повышение профессионализма работников.
Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств

Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации

7

7

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение работниками правил технической эксплуатации и техники безопасности.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов

8

8

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за соблюдение работниками правил технической эксплуатации и техники безопасности.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами

Приложение 2            
к Отраслевой рамке квалификаций 
в сфере электроэнергетики   

                   Показатель достижения квалификации

Уровень квалификации

Пути достижения квалификации соответствующего уровня

1

Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования.

2

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования, но не ниже основного среднего.

3

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта.

4

Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт.

5

Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование.

6

Высшее образование, практический опыт.

7

Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование практический опыт.

8

Высшее образование, практический опыт, и/или послевузовское образование, практический опыт.
В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан «Об образовании», а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования установленными указанным законом.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.