Сноска. Утратил силу приказом Министра энергетики РК от 02.04.2015 № 262.
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификаций в сфере электроэнергетики.
2. Департаменту электроэнергетики и угольной промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Есимханову С.К.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Джаксалиева Б.М.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра
Республики Казахстан – Министр
индустрии и новых технологий
Республики Казахстан А. Исекешев
Утверждена
приказом
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан – Министра
индустрии и новых технологий
Республики Казахстан
от 19 декабря 2014 № 419
Отраслевая рамка квалификаций в сфере электроэнергетики
1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере электроэнергетики (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной рамке квалификаций, утвержденной совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8022).
2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней, обеспечивает сопоставимость квалификаций и является основой для профессиональных стандартов и системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов в химической отрасли.
3. Миссия отрасли: надежное, безопасное и эффективное производство, передача, распределение (для последующего потребления) электрической энергии участникам оптового и розничного рынка, а также потребителям Республики Казахстан.
4. Технологическая последовательность работ по реализации данной миссии предполагает добычу и переработку топлива, производство, передачу, распределение и поставку электрической энергии.
5. Данные виды работ определяют наименования областей профессиональной деятельности отрасли «электроэнергетика»:
1) производство электроэнергии;
2) передача электроэнергии;
3) распределение и поставка электроэнергии.
6. Отраслевая рамка квалификаций (ОРК) предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образования, организаций, граждан) и позволяет:
1) формировать общую стратегию развития рынка труда и системы подготовки кадров в конкретной отрасли, в том числе, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
2) описывать требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;
3) формировать систему сертификации;
4) планировать и развивать человеческие ресурсы.
7. Цель ОРК: описать требования к личностным и профессиональным компетенциям, умениям, навыкам и знаниям работников на основе Национальной рамки квалификаций (НРК) с учетом стратегии, существующих и перспективных технологий отрасли.
8. ОРК разрабатываются с учетом следующих принципов:
1) определение в отрасли взаимосвязанных областей профессиональной деятельности;
2) преемственность личностных и профессиональных компетенций, умений, навыков и знаний работников при переходе от низших квалификационных уровней к высшим с учетом практического опыта;
3) приемлемость требований ОРК ко всем областям профессиональной деятельности;
4) соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системе образования Республики Казахстан;
5) описание квалификационных уровней ОРК через параметры профессиональной деятельности;
6) прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей.
9. ОРК разработана на основе НРК, с учетом норм Трудового Кодекса Республики Казахстан и применяется при:
1) разработке единых требований отрасли к содержанию профессиональных стандартов и образовательных программ;
2) формировании стратегии развития рынка труда и системы образования применительно к потребностям отрасли;
3) создании прозрачной и управляемой системы оплаты труда.
10. Основные нормативные правовые акты, в рамках которых осуществляется деятельность отрасли:
1) Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике»;
2) Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях и регулируемых рынках»;
3) Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года «О конкуренции»;
4) Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922;
5) Государственная Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958;
6) Программа по развитию электроэнергетики Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2010 года № 1129;
7) Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050».
11. Электроэнергетика, являясь одной из базовых отраслей, играет важную роль в экономической, социальной сфере государства. Поэтому электроэнергетический комплекс определен как один из приоритетных секторов экономики Республики Казахстан и рассматривается как динамично сбалансированная система: энергетика - экономика - природа - общество при устойчивом развитии электроэнергетики на базе новых высокоэффективных технологий и постоянного снижения энергоемкости внутреннего валового продукта страны.
12. Стратегические цели отрасли:
1) обеспечение энергетической независимости страны;
2) надежное, безопасное и эффективное производство и поставка электрической и тепловой энергии;
3) разработка требований к техническим заданиям для создания высокотехнологического энергетического оборудования;
4) обновление, модернизация, замена устаревшего энергетического оборудования;
5) повышение стандартов социальной ответственности;
6) повышение профессионализма работников;
7) обеспечение экспорта электроэнергии.
13. Основные производственные задачи отрасли, связанные с применением существующих и перспективных технологий производства, передачи и реализации электрической энергии:
1) анализ используемого технологического оборудования, выявление недостатков;
2) разработка проектно-сметной документации на замену, модернизацию технологического оборудования;
3) совершенствование механизмов взаимодействия и поддержание партнерских отношений с научными, образовательными, проектными, машиностроительными организациями и предприятиями;
4) совершенствование организации труда;
5) обеспечение надежной, безопасной и эффективной эксплуатации основного и вспомогательного энергетического оборудования;
6) надежное, безопасное и эффективное обеспечение потребителей электрической энергией.
Приложение 1
к Отраслевой рамке квалификаций
в сфере электроэнергетики
Структура отраслевой рамки квалификаций
в сфере электроэнергетики
Уровень НРК |
Уровень ОРК |
Область профессиональной деятельности: |
||
Требования к личностным и профессиональным компетенциям |
Требования к умениям и навыкам |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих производство электроэнергии, правильной их эксплуатации. |
Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий |
2 |
2 |
Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих производство электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности. |
Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач. |
3 |
3 |
Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих производство электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности. |
Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач. |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда |
4 |
4 |
Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих производство электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности. |
Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников. |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда |
5 |
5 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия по производству электроэнергии. |
Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании |
6 |
6 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия по производству электроэнергии, предполагающая согласование работ с другими участками. |
Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации |
7 |
7 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. |
Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов |
8 |
8 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами |
Уровень НРК |
Уровень ОРК |
Область профессиональной деятельности: |
||
Требования к личностным и профессиональным компетенциям |
Требования к умениям и навыкам |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих передачу электроэнергии, правильной их эксплуатации. |
Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий |
2 |
2 |
Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих передачу электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности. |
Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач. |
3 |
3 |
Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих передачу электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности. |
Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач. |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда |
4 |
4 |
Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих передачу электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности. |
Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников. |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда |
5 |
5 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия по передаче электроэнергии. |
Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании |
6 |
6 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия по передаче электроэнергии, предполагающая согласование работ с другими участками. |
Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации |
7 |
7 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. |
Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов |
8 |
8 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами |
Уровень НРК |
Уровень ОРК |
Область профессиональной деятельности: |
||
Требования к личностным и профессиональным компетенциям |
Требования к умениям и навыкам |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих распределение и поставку электроэнергии, правильной их эксплуатации. |
Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий |
2 |
2 |
Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих распределение и поставку электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности. |
Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач. |
3 |
3 |
Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих распределение и поставку электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности. |
Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач. |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда |
4 |
4 |
Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками в ходе выполнения задач по обеспечению исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудований, обеспечивающих распределение и поставку электроэнергии, правильной их эксплуатации и номинальной производительности. |
Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников. |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда |
5 |
5 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия по распределению и поставке электроэнергии. |
Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма. |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании |
6 |
6 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия по распределению и поставке электроэнергии, предполагающая согласование работ с другими участками. |
Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации |
7 |
7 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. |
Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов |
8 |
8 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами |
Приложение 2
к Отраслевой рамке квалификаций
в сфере электроэнергетики
Показатель достижения квалификации
Уровень квалификации |
Пути достижения квалификации соответствующего уровня |
1 |
Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования. |
2 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования, но не ниже основного среднего. |
3 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта. |
4 |
Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт. |
5 |
Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. |
6 |
Высшее образование, практический опыт. |
7 |
Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование практический опыт. |
8 |
Высшее образование, практический опыт, и/или послевузовское образование, практический опыт. |