Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 08.06.2015 № 423.
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Отраслевую рамку квалификации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
2. Комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Республики Казахстан (У.Е. Жазылбек) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) официальное опубликование настоящего приказа после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства регионального развития Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Республики Казахстан Нокина С.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Б. Жамишев
Утверждена
приказом Министра
регионального развития
Республики Казахстан
от 14 января 2014 года № 5/ОД
Отраслевая рамка квалификаций в сфере строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной Рамке Квалификаций Республики Казахстан.
2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки профессиональных стандартов (далее – ПС), обеспечивая сопоставимость квалификаций, и является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.
3. В ОРК приводится обобщенное описание результатов, детализация осуществляется в ПС.
4. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, граждан, рабочих) и позволяет:
1) описывать с единых позиций требования к квалификации работников, выпускников при разработке ПС и образовательных стандартов;
2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации работников и выпускников всех уровней профессионального образования;
3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретного квалификационного уровня, карьерного роста.
5. Основные термины и понятия, используемые в ОРК:
1) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
2) профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
3) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
4) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);
5) опыт – сознательная деятельность, знания и умения (навыки), которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
6) компетенции – качества субъекта деятельности, обеспечивающие выполнение задач профессиональной деятельности определенного квалификационного уровня.
6. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к ОРК.
ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности:
1) знания (наукоемкость деятельности) – комплексный показатель, который определяет требования к знаниям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
объема и сложности используемой информации;
инновационных знаний;
степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний и умений). Степень его проявления (переход от одного к другому) может быть связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех показателей;
2) умения и навыки – данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Данный показатель является комплексным. Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих;
3) личностные и профессиональные компетенции – данный показатель определяет широту полномочий и ответственность работника, который имеет три основных степени проявления:
деятельность под руководством;
самостоятельная исполнительская деятельность;
руководство другими.
Широта полномочий и ответственности связана с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки для организации, области, ее социальными, экологическими, экономическими и тому подобное последствиями, а также плотной реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей (работников, рабочих).
7. Основным принципом разработки уровней квалификаций в ОРК является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
8. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта.
Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющие соответствующие лицензии.
Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевой квалификационной системы.
Построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, которая даст возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяются по показателю достижения квалификации, согласно приложению 2 к ОРК.
Приложение 1
к Отраслевой рамке
квалификаций в сфере строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Структура отраслевой рамки квалификаций
в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Уровень квалификации |
Знания |
Умения и навыки |
Личностные и профессиональные компетенции |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Базовые знания о предмете труда, охране труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий |
Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины |
Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач. |
2 |
Базовые знания о предмете труда, по охране труда и окружающей среды, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач. |
Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях |
Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством. |
3 |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, по охране труда и защите окружающей среды. |
Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач. |
Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения. |
4 |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда, по охране труда и защите окружающей среды. |
Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников. |
1. Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками. |
2. Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками. |
|||
5 |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании, по охране труда и защите окружающей среды. |
Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма |
1. Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. |
2. Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. |
|||
6 |
Знания о методологии системного анализа, проектирования и принятия решений профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании, по охране труда и защите окружающей среды. |
Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств |
1. Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. |
2. Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. |
|||
7 |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов, по охране труда и защите окружающей среды. |
Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности |
1. Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. |
2. Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли с внешней средой. |
|||
8 |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами, по охране труда и защите окружающей среды. |
Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия |
1. Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
2. Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Приложение 2
к Отраслевой рамке квалификаций
в сфере строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Показатель достижения квалификации
Уровень |
Пути достижении квалификации соответствующего уровня |
1 |
Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования. |
2 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего, среднего образования, но не ниже основного среднего. |
3 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования без практического опыта. |
4 |
Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт |
5 |
Техническое и профессиональное (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование, |
6 |
Высшее образование (бакалавриат), практический опыт. |
7 |
Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование, практический опыт. |
8 |
Высшее образование, практический опыт, и/или послевузовское образование, практический опыт. |