Об утверждении Отраслевой рамки квалификации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Утративший силу

Приказ Министра регионального развития Республики Казахстан от 14 января 2014 года № 5/ОД. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 марта 2014 года № 9187. Утратил силу приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 июня 2015 года № 423

      Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 08.06.2015 № 423.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Отраслевую рамку квалификации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
      2. Комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Республики Казахстан (У.Е. Жазылбек) обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) официальное опубликование настоящего приказа после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства регионального развития Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Республики Казахстан Нокина С.К.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                          Б. Жамишев

Утверждена      
приказом Министра    
регионального развития   
Республики Казахстан   
от 14 января 2014 года № 5/ОД

Отраслевая рамка квалификаций в сфере строительства и
жилищно-коммунального хозяйства

      1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной Рамке Квалификаций Республики Казахстан.
      2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки профессиональных стандартов (далее – ПС), обеспечивая сопоставимость квалификаций, и является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.
      3. В ОРК приводится обобщенное описание результатов, детализация осуществляется в ПС.
      4. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, граждан, рабочих) и позволяет:
      1) описывать с единых позиций требования к квалификации работников, выпускников при разработке ПС и образовательных стандартов;
      2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации работников и выпускников всех уровней профессионального образования;
      3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретного квалификационного уровня, карьерного роста.
      5. Основные термины и понятия, используемые в ОРК:
      1) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
      2) профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
      3) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
      4) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);
      5) опыт – сознательная деятельность, знания и умения (навыки), которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
      6) компетенции – качества субъекта деятельности, обеспечивающие выполнение задач профессиональной деятельности определенного квалификационного уровня.
      6. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к ОРК.
      ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности:
      1) знания (наукоемкость деятельности) – комплексный показатель, который определяет требования к знаниям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      объема и сложности используемой информации;
      инновационных знаний;
      степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний и умений). Степень его проявления (переход от одного к другому) может быть связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех показателей;
      2) умения и навыки – данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
      степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Данный показатель является комплексным. Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих;
      3) личностные и профессиональные компетенции – данный показатель определяет широту полномочий и ответственность работника, который имеет три основных степени проявления:
      деятельность под руководством;
      самостоятельная исполнительская деятельность;
      руководство другими.
      Широта полномочий и ответственности связана с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки для организации, области, ее социальными, экологическими, экономическими и тому подобное последствиями, а также плотной реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей (работников, рабочих).
      7. Основным принципом разработки уровней квалификаций в ОРК является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
      8. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта.
      Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющие соответствующие лицензии.
      Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
      Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевой квалификационной системы.
      Построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, которая даст возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
      Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяются по показателю достижения квалификации, согласно приложению 2 к ОРК.

Приложение 1          
к Отраслевой рамке       
квалификаций в сфере строительства
и жилищно-коммунального хозяйства

            Структура отраслевой рамки квалификаций
      в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Уровень  квалификации

Знания

Умения и навыки

Личностные и профессиональные компетенции

1

2

3

4

1

Базовые знания о предмете труда, охране труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий

Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины

Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач.
Ответственность: за выполнение работ; за свою безопасность и безопасность других.
Сложность: работа по инструкции.

2

Базовые знания о предмете труда, по охране труда и окружающей среды,  средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач.

Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях

Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством.
Ответственность: за результаты выполнения простых заданий; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды;.
Сложность: решение простых типовых задач.

3

Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, по охране труда и защите окружающей среды.

Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач.

Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения.
Ответственность: за результаты выполнения работ; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды.
Сложность: решение типовых практических задач; выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта.

4

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда, по охране труда и защите окружающей среды.

Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников.

1. Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками.
Ответственность: за результаты при реализации нормы; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды.
Сложность: решение различных типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций.

2. Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками.
Ответственность: за результаты реализации нормы; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды;
Сложность: решение простых типовых задач, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций при реализации основных функций.

5

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании, по охране труда и защите окружающей среды.

Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма

1. Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия.
Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды.
Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций.

2. Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия.
Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды; за подготовку средств труда; за осуществление строительных работ и обслуживание жилищно-коммунального хозяйства - этапов деятельности.
Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций.

6

Знания о методологии системного анализа, проектирования и принятия решений профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании, по охране труда и защите окружающей среды.

Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств

1. Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками.
Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников, за подготовку средств труда; за осуществление строительных работ и обслуживание жилищно-коммунального хозяйства - этапов результата деятельности.
Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

2. Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками.
Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников, за подготовку средств труда; за осуществление строительных работ и обслуживание жилищно-коммунального хозяйства - конечного результата деятельности.
Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

7

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов, по охране труда и защите окружающей среды.

Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности

1. Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли.
Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, за подготовку средств труда; за осуществление и реализацию (коммерческое предоставление) строительных работ и обслуживания жилищно-коммунального хозяйства - этапов деятельности, на внутреннем рынке или локальном рынке.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов и методов, использование разнообразных методов и комплексное использование методов.

2. Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли с внешней средой.
Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям внешней деятельности структур отрасли, за подготовку средств труда; за осуществление и реализацию (коммерческое предоставление) строительных работ и обслуживание жилищно-коммунального хозяйства - этапов деятельности, на внешнем или (глобальном) рынке.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития внешних связей, разработку новых подходов и методов, использование разнообразных методов и комплексное использование методов.

8

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами, по охране труда и защите окружающей среды.

Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия

1. Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, за подготовку средств труда; за осуществление и реализацию (коммерческое предоставление) строительных работ и обслуживания жилищно-коммунального хозяйства - конечного результата деятельности, на внутреннем рынке или локальном рынке.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

2. Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за подготовку средств труда; за осуществление и реализацию (коммерческое предоставление) строительных работ и обслуживание жилищно-коммунального хозяйства - этапов деятельности, на внешнем или (глобальном) рынке.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку и использование новых подходов и методов.

Приложение 2      
к Отраслевой рамке квалификаций
в сфере строительства и   
жилищно-коммунального хозяйства

            Показатель достижения квалификации

Уровень
квалификации

Пути достижении квалификации соответствующего уровня

1

Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования.

2

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего, среднего образования, но не ниже основного среднего.

3

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования без практического опыта.

4

Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт

5

Техническое и профессиональное (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование,

6

Высшее образование (бакалавриат), практический опыт.

7

Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование, практический опыт.

8

Высшее образование, практический опыт, и/или послевузовское образование, практический опыт.
В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования установленными указанным законом.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.