Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 25.02.2016 № 224 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Городской пассажирский автомобильный транспорт».
2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан
Касымбек Ж.М.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан Ж. Касымбек
«СОГЛАСОВАН»:
Министр здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
______________ Т. Дуйсенова
21 января 2015 года
Утвержден
приказом и.о. Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 26 декабря 2014 года № 313
Профессиональный стандарт
«Городской пассажирский автомобильный транспорт»
1. Общие положения
1. Профессиональный стандарт «Городской пассажирский автомобильный транспорт» предназначен для формирования образовательных программ, в том числе для обучения персонала на предприятиях, для сертификации работников и выпускников образовательных учреждений, для решения широкого круга задач в области управления персоналом.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) маршрут – заранее спланированный путь следования автотранспортного средства;
2) квалификация – степень готовности работника к качественному выполнению конкретных трудовых функций;
3) квалификационный справочник – квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
4) уровень квалификации – совокупность требований к уровню подготовки и компетенции работника, дифференцируемой по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
5) национальная рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
6) национальная система квалификаций – совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда;
7) отраслевая рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
8) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;
9) пассажир – лицо, находящееся в транспортном средстве и не управляющее им;
10) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
11) профессиональная подгруппа – совокупность профессий, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
12) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда;
13) профессиональная группа – совокупность профессиональных подгрупп, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
14) отрасль – совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих.
3. В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:
1) НРК - национальная рамка квалификаций;
2) НСК - национальная система квалификаций;
3) ОРК - отраслевая рамка квалификаций;
4) ПС - профессиональный стандарт;
5) КС - квалификационный справочник.
2. Паспорт профессионального стандарта
4. Наименование профессионального стандарта: Городской пассажирский автомобильный транспорт.
5. Цель разработки профессионального стандарта: унификация и установление единых требований к содержанию профессиональной деятельности, определение четких критериев к уровню квалификации к специалистам, работающим в сфере городского пассажирского автомобильного транспорта.
6. Краткое описание профессионального стандарта: оказание услуг по регулярной перевозке пассажиров согласно установленным маршрутам на городском автомобильном транспорте.
7. Основная группа: транспорт.
Профессиональная группа: предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров.
3. Карточки профессий
8. Перечень профессий:
кондуктор пассажирского транспорта, 2 уровень квалификации по ОРК;
диспетчер службы движения, 4 уровень квалификации по ОРК;
инженер по организации пассажирских перевозок, 5 уровень квалификации по ОРК.
Карточки профессий приводятся в приложении к настоящему профессиональному стандарту.
Приложение
к профессиональному стандарту
«Городской пассажирский
автомобильный транспорт»
Карточки профессий
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Кондуктор пассажирского транспорта» |
||||
Код профессии |
- |
|||
Наименование профессии |
Кондуктор пассажирского транспорта |
|||
Уровень квалификации по ОРК |
2 |
|||
Уровень квалификации по КС |
2 |
|||
Уровень профессионального образования |
Наличие общего среднего образования, но не ниже основного среднего, и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) |
|||
Трудовые функции |
1) Обслуживание пассажиров в пути следования автотранспортного средства |
|||
Трудовая функция 1 Обслуживание пассажиров в пути следования автотранспортного средства |
Умения и навыки: |
|||
Знания: |
||||
Требования к личностным компетенциям |
Внимательность. |
|||
Связь с другими профессиями в рамках НРК |
5112 |
Контролер билетов; |
||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Диспетчер службы движения» |
||||
Код профессии |
3144 |
|||
Наименование профессии |
Диспетчер службы движения |
|||
Уровень квалификации по ОРК |
4 |
|||
Уровень квалификации по КС |
4 |
|||
Уровень профессионального образования |
Техническое и профессиональное образование по соответствующей специальности |
|||
Трудовые функции |
1) Руководство регулярным и бесперебойным движением автотранспортных средств согласно утвержденным маршрутам |
|||
2) Мониторинг и анализ движения автотранспортных средств с помощью современных навигационных систем. |
||||
Трудовая функция 1 Руководство регулярным и бесперебойным движением автотранспортных средств согласно утвержденным маршрутам |
Умения и навыки: |
|||
Знания: |
||||
Трудовая функция 2 Мониторинг и анализ движения автотранспортных средств с помощью современных навигационных систем |
Умения и навыки: |
|||
Знания: |
||||
Требования к личностным компетенциям |
Планирование деятельности. |
|||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК |
3152 |
Ревизор автомобильного транспорта; |
||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Инженер по организации пассажирских перевозок» |
||||
Код профессии |
2149 |
|||
Наименование профессии |
Инженер по организации пассажирских перевозок |
|||
Уровень квалификации по ОРК |
5 |
|||
Уровень квалификации по КС |
4 |
|||
Уровень профессионального образования |
Высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности. |
|||
Трудовые функции |
1) Руководство разработкой и реализацией текущих и перспективных планов пассажирских перевозок |
|||
Трудовая функция 1 Руководство разработкой и реализацией текущих и перспективных планов пассажирских перевозок |
Умения и навыки: |
|||
Знания: |
||||
Требования к личностным компетенциям |
Принятие решений в критических ситуациях. |
|||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК |
||||
Технические данные Профессионального стандарта |
||||
Разработано |
Товарищество с ограниченной ответственностью «Компания системных исследований «Фактор» |
|||
Номер версии и год выпуска |
Версия 1, 2014 год |
|||
Дата ориентировочного пересмотра |
2017 год |