В соответствии с подпунктом 38) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемый объем и содержание инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
3. Признать утратившим силу приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 11 декабря 2007 года № 22 "Об утверждении Инструкции по содержанию и объемам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в зависимости от степени категорирования городов и объектов хозяйствования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 36424 и опубликованный в собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан от 27 марта 2008 года).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан Божко В.К.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр генерал-лейтенант полиции |
К. Касымов |
Утвержден приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 24 октября 2014 года № 732 |
Примечание РЦПИ!
В объем и содержание внесены изменения в текст на государственном языке, текст на русском языке не изменяется в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 20.10.2015 № 856 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
Объем и содержание инженерно-технических мероприятий
гражданской обороны
1. Общие положения
1. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны – это комплекс мероприятий, проводимых в целях защиты населения, повышения устойчивости работы объектов экономики в военное время, предотвращения или снижения возможных разрушений, потерь населения в результате применения современных средств поражения, создания условий для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в очагах поражения, районах аварий и стихийных бедствий.
2. К общим требованиям инженерно-технических мероприятий гражданской обороны относятся: обеспечение защиты населения от современных средств поражения, а также последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, повышение пожарной безопасности на объектах, организация резервного снабжения электроэнергией, газом, водой; защита объектов водоснабжения от средств заражения, подготовка к проведению светомаскировки объектов.
3. Объем и содержание инженерно-технических мероприятий гражданской обороны определяются в зависимости от группы городов и категорий организаций по гражданской обороне с учетом зонирования территории по возможному воздействию современных средств поражения и их вторичных факторов, а также от характера и масштабов возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Отнесение городов к группам, а организаций – к категориям по гражданской обороне определяется статьей 20 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите".
4. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны разрабатываются и проводятся заблаговременно.
5. Территория города, отнесенного к группе, или организации – к категории по гражданской обороне, на которой возникает избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, равное:
10 кПа (0,1 кгс/см2) составляет зону возможных разрушений;
от 30 кПа (0,3 кгс/см2) составляет зону возможных сильных разрушений.
Территория, заключенная между границами зон возможных разрушений и возможных сильных разрушений, составляет зону возможных слабых разрушений.
6. Удаление границ зон возможных сильных разрушений от границ проектной застройки, определяется:
для городов, отнесенных к группам по гражданской обороне – в пределах проектной застройки города;
для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне (расположенных вне городов, отнесенных к группам по гражданской обороне) – 3 км от границы проектной застройки объекта.
Удаление границ зон возможных слабых разрушений от границ проектной застройки, определяется:
для городов, отнесенных к группам по гражданской обороне – 7 км от границы проектной застройки города;
для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне (расположенных вне городов, отнесенных к группам по гражданской обороне) – 10 км от границы проектной застройки объекта.
Граница проектной застройки города, отнесенного к группам, или организации – к категориям по гражданской обороне, определяется по утвержденному генеральному плану, разработанному в соответствии с требованиями норм проектирования.
7. Зона возможных разрушений города, отнесенного к группе, или организации – к категории по гражданской обороне, с прилегающей к этой зоне полосой территории шириной 120 км, составляет зону возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения).
8. Территория, прилегающая к химически опасным объектам, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с сильнодействующими ядовитыми веществами вероятно распространение последних с концентрациями, вызывающими поражение населения, составляет зону возможного опасного химического заражения.
Территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты ведут учет химически опасных объектов, создающих зону возможного опасного химического заражения.
Сноска. Пункт 8 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. Территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушение зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей, составляет зону возможного катастрофического затопления.
Размеры зон возможного катастрофического затопления определяются при разработке обосновывающих материалов выбора площадки (трассы) для строительства городских и сельских поселений, объектов, зданий и сооружений.
10. Территория в пределах административной границы области, расположенной вне зон возможных: разрушений, химического заражения, катастрофического затопления, радиоактивного и биологического заражения (загрязнения), пригодная для жизнедеятельности местного и эвакуируемого населения, образует безопасную зону.
11. При наложении более двух зон устанавливается общая граница этих зон по их внешним контурам.
12. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны необходимы:
при составлении генеральной схемы организации территории Республики Казахстан, межрегиональных схем территориального развития, комплексных схем градостроительного планирования территорий;
при составлении генеральных планов населенных пунктов, проектов детальной планировки, районной планировки и застройки территорий, промышленных зон;
при разработке, согласовании, утверждении проектно-сметной документации, в проектах строительства, реконструкции и технического перевооружения организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
Сноска. Пункт 12 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).13. Проектирование инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на действующих (законченных строительством) предприятиях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, осуществляется в соответствии с настоящим объемом и содержанием инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны разрабатываются и включаются в соответствующие виды планировочных, предпроектных и проектных материалов и сводятся в систематизированном виде с необходимыми обоснованиями в отдельном разделе (томе, книге).
Объем и сроки проведения разработанных мероприятий определяются планами экономического и социального развития республики.
14. Затраты, связанные с осуществлением инженерно-технических мероприятий гражданской обороны для вновь проектируемых, расширяемых, реконструируемых городских и сельских поселений, организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, определяются согласно действующим нормативным документам по разработке проектно-сметной документации.
Для предприятий, отнесенных к категориям по гражданской обороне имеющих утвержденную проектно-сметную документацию, в которых инженерно-технические мероприятия гражданской обороны не учтены, данные мероприятия разрабатывают отдельно разделом.
15. Задания на разработку инженерно-технических мероприятий гражданской обороны являются составной частью заданий на разработку документов, указанных в пункте 12 к настоящему объему и содержанию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
16. Разработка раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" предусматривается в составе:
1) градостроительных проектов, проектов детальной планировки;
2) проектной документации на строительство.
Сноска. Пункт 16 с изменением, внесенным приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).17. Исходные данные и технические требования для разработки раздела готовятся заказчиком проекта с участием проектной организации.
По запросу заказчика территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты (в пределах их компетенции) выдаются исходные данные о состоянии намечаемого района проекта, а также рекомендации и требования по содержанию раздела.
18. Раздел "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" состоит из текстовой и графической части и включает следующие данные:
1) для градостроительных проектов:
общая пояснительная записка (приводится краткая характеристика проектируемой территории, расположенных на ней объектах, в том числе потенциально опасных, природно-климатические условия района);
раздел проектные решения (размещение производственных сил и расселения населения, групп городов и категорий объектов по гражданской обороне, зон возможных опасностей с учетом их характеристик);
раздел решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (решения по системам оповещения населения, по безаварийной остановке технологических процессов предприятий, водоснабжения, электроснабжения);
раздел решений на случай военного времени (количество существующих организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, предложения по размещению новых опасных производственных объектов, переносу существующих опасных производственных объектов за пределы зон возможных сильных разрушений городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также за пределы зон возможного катастрофического затопления, количество и вместимость простейших укрытий, их потребность, предложения по созданию дополнительных простейших укрытий с учетом роста населения, предложения по созданию дополнительной сети автомобильных дорог и железнодорожных путей для проведения эвакуационных мероприятий, предложения по созданию пунктов посадки и погрузки, мероприятий по светомаскировке).
2) для проектной документации на строительство:
общая пояснительная записка (приводятся данные о категории проектируемого объекта по гражданской обороне, данные о категории по гражданской обороне близ расположенных объектов, природно-климатических условиях района, результаты от принятия раздела);
раздел проектные решения (требования к типу, защитным свойствам, характеристикам систем жизнеобеспечения и готовности к приему укрываемых защитного сооружения гражданской обороны на проектируемом объекте, сведения о наличии защитных сооружений гражданской обороны, их характеристиках на территории близ расположенных объектов или населенных пунктах);
раздел разработки инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (сведения о наблюдаемых в районе площадки строительства опасных природных процессах требующих превентивных защитных мер, решения по системе оповещения, безаварийной остановке технологических процессов, водоснабжения, электроснабжения объекта).
3) дополнительные требования:
для объектов, имеющих сильнодействующие ядовитые, взрывчатые, легковоспламеняющиеся или горючие вещества (сведения о местах расположения пультов управления, решения по защите емкостей и коммуникаций от разрушения воздушной ударной волной, разлива опасных жидкостей, по обеспечению надежной охраны мест хранения взрывчатых веществ);
для магистральных нефтегазопроводов (сведения о наличии отключающих устройств, срабатывающих от давления (импульса) ударной волны, перемычек, кольцевании газопроводов, расстояние до соседних технических коридоров магистральных трубопроводов);
для гидротехнических сооружений (информация об устойчивости сооружения, определение параметров волны прорыва и границ зоны возможного затопления в нижнем бьефе в случае разрушения сооружения, сведения о наличии и характеристиках приборов, обеспечивающих выдачу сигналов о повышении уровня воды в их нижних бьефах для предупреждения прорыва сооружения);
для объектов морского и речного транспорта (сведения о пунктах переоборудования в условиях рассредоточения, локальной системе оповещения об аварии, решения по устойчивому снабжению береговых объектов электроэнергией, водой, горюче-смазочным материалом, запасным частям, защите объектов в зоне вероятного катастрофического затопления, системе постановки водяных завес или дегазаторов на случай разлива сильнодействующих ядовитых веществ);
для объектов воздушного транспорта (сведения о местах размещения и характеристиках аэродромов рассредоточения, решения по обеспечению санитарной обработки людей, обеззараживанию техники и имущества, защите складов горюче-смазочных материалов);
для сельскохозяйственных и агропромышленных объектов (решения по защите сельскохозяйственных животных и продукции агропромышленного производства от радиоактивных веществ, отравляющих веществ и биологических средств, сведения о наличии и характеристике автономных источников электроснабжения).
Сноска. Пункт 18 с изменением, внесенным приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). 2. Защитные сооружения гражданской обороны
Параграф 1. Общие положения
19. Основным способом защиты работников организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, является укрытие в защитных сооружениях гражданской обороны.
С этой целью осуществляется планомерное накопление необходимого фонда защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, мобильных защитных сооружений и противорадиационных укрытий.
Защитные сооружения гражданской обороны приводятся в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на атомных станциях и химически опасных объектах, в готовности к немедленному приему укрываемых.
Защитные сооружения, входящие в состав атомных станций и химически опасных объектов, необходимо включать в пусковые объекты первой очереди. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных электростанций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока.
Сноска. Пункт 19 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).20. Защита рабочих и служащих – наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время предусматривается в убежищах.
Защита наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений или в городах, не отнесенных к группам по гражданской обороне, предусматривается в противорадиационных укрытиях.
21. Фонд защитных сооружений гражданской обороны создается на территории организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне или в пределах радиуса сбора укрываемых.
22. Создание фонда защитных сооружений гражданской обороны осуществляется заблаговременно, в мирное время, путем:
строительства защитных сооружений гражданской обороны;
приспособления помещений в подвальных и цокольных, наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий, строений и сооружений или возведения отдельно стоящих;
использования подземного пространства, в том числе заглубленных сооружений различного назначения, метрополитенов, подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей;
приобретения мобильных защитных сооружений гражданской обороны.
Сноска. Пункт 22 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).23. Проектирование защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в соответствии со строительными нормами Республики Казахстан 2.03-03-2014 "Защитные сооружения гражданской обороны" и сводом правил Республики Казахстан 2.04-101-2014 "Защитные сооружения гражданской обороны".
Сноска. Пункт 23 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).24. В одном из защитных сооружений организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, оборудуется пункт управления населенного пункта, района, города.
25. Защита нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала в учреждениях здравоохранения, располагаемых в зонах возможных сильных разрушений, предусматривается в убежищах или в мобильных защитных сооружениях гражданской обороны.
Сноска. Пункт 25 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).26. Защита наибольшей работающей смены организаций по добыче полезных ископаемых предусматривается в защитных сооружениях, размещаемых в подземных горных выработках шахт и рудников.
27. Рабочие и служащие, участвующие в строительстве, реконструкции и техническом перевооружении действующих объектов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, укрываются в убежищах, предусмотренных для защиты наибольшей работающей смены этих объектов.
При численности наибольшей работающей смены в организациях до 50 человек допускается строительство защитных сооружений гражданской обороны, обеспечивающих укрытие групп организаций.
Параграф 2. Убежища гражданской обороны
28. Убежища рассчитываются на обеспечение защиты укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения (без учета прямого попадания), а также от катастрофического затопления, пожаров и основных групп сильнодействующих ядовитых веществ, образующихся в зонах опасного химического заражения согласно Приложению к настоящему объему и содержанию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
29. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны предусматривают для убежищ обеспечения защиты укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны
Pф=100 кПа (1 кгс/см2) (Pф - избыточное давление во фронте воздушной ударной волны) и иметь степень ослабления проникающей радиации ограждающими конструкциями (А) равную 1000.Сноска. Пункт 29 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 20.09.2017 № 637 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
30. Системы жизнеобеспечения убежищ строятся с учетом обеспечения непрерывного пребывание укрываемых в течение двух суток.
Воздухоснабжение убежищ осуществляется по двум режимам: чистой вентиляции (1-й режим) и фильтровентиляции (2-й режим). В убежищах, расположенных в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения, в зонах возможного опасного химического заражения, возможных сильных разрушений и возможного катастрофического затопления, предусматривают режим полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха (3-й режим).
Параграф 3. Противорадиационные укрытия
31. Противорадиационные укрытия рассчитываются на обеспечение защиты укрываемых от воздействия ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускают непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение до двух суток.
32. Проектирование противорадиационных укрытий осуществляется в соответствии со строительными нормами Республики Казахстан.
33. При расположении противорадиационных укрытий на объектах отнесенных к категориям по гражданской обороне, расположенных вне зон возможных сильных разрушений, их ограждающие конструкции рассчитываются на избыточное давление во фронте воздушной ударной волны 20 кПа (0,2 кгс/см2).
3. Планировка и застройка городов, отнесенных к группам по
гражданской обороне. Размещение организаций, отнесенных к
категориям по гражданской обороне
Параграф 1. Планировка и застройка городов, отнесенных к
группам по гражданской обороне.
34. В проекте генерального плана города, отнесенного к группам по гражданской обороне, а также в проекте детальной планировки, застройки микрорайона, квартала разрабатывается план "желтых линий" – границы максимально допустимых зон возможного распространения завалов (обрушений) зданий (сооружений, строений) в результате разрушительных землетрясений, иных бедствий природного и техногенного характера.
При планировке и застройке городов системой парков, водоемов и не застраиваемых территорий вместе с сетью магистральных улиц предусматривается свободный выход населения из разрушенных частей города, в случае его поражения, в безопасные зоны.
35. Магистральные улицы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, прокладываются с учетом обеспечения возможности выхода по ним транспорта из жилых и промышленных районов на загородные дороги.
36. При проектировании внутригородской транспортной сети городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, обеспечиваются транспортные пути между жилыми и промышленными районами, ведущим за пределы города, с железнодорожными и автобусными вокзалами, речными и морскими портами, аэропортами.
Сноска. Пункт 36 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).37. При планировке, застройке новых и развитии существующих городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, их сортировочные железнодорожные станции и узлы размещают за пределами зон возможных сильных разрушений и катастрофического затопления.
38. Гаражи (парки) для легковых и грузовых автомобилей, городского транспорта, размещают рассредоточено и преимущественно на окраинах городов или в подземной части города.
38-1. В период военного положения или в военное время для защиты населения от поражающих факторов обычных средств поражения, в том числе ракетного, авиационного и огнестрельного оружия, используются простейшие укрытия.
К простейшим укрытиям относятся подземное пространство сооружений (подвал, цокольное помещение, подземный паркинг, подземный переход, метрополитен) и другие заглубленные помещения, используемые для укрытия населения.
Сноска. Параграф 1 дополнен пунктом 38-1 в соответствии с приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).39. Гаражные помещения зданий пожарных депо обеспечивают размещение 100 процентного резерва основных пожарных машин (машин, подающих на пожар огнетушащие вещества).
40. В городах, отнесенных к группам, и в организациях – к категориям по гражданской обороне предусматривают устройство искусственных водоемов в целях использования их для тушения пожаров.
Водоемы размещают с учетом имеющихся естественных водоемов и подъездов к ним. На территории городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, на каждые 800 м береговой полосы рек и водоемов, предусматривают устройство пожарных подъездов, обеспечивающих забор воды в любое время года не менее чем двумя автомобилями одновременно.
Параграф 2. Размещение организации, отнесенных к категориям по
гражданской обороне
41. Новые организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, не размещаются в зонах возможных сильных разрушений городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, в зонах возможного катастрофического затопления, за исключением организаций, необходимых для нужд обслуживания города.
Группы новых организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, размещают в экономически перспективных малых и средних городах, сельских населенных пунктах, расположенных от границ проектной застройки городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, на расстоянии:
1) 60 км – от городов особой группы по гражданской обороне;
2) 40 км – от городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.
42. Строительство новых портов и судоремонтных заводов осуществляется вне зон возможных разрушений городов, отнесенных к группам, и организаций – к категориям по гражданской обороне, вне зон возможного катастрофического затопления, с учетом наименьшего воздействия гравитационных волн подводных ядерных взрывов.
43. При проектировании новых аэропортов гражданской авиации, вычислительных центров, а также животноводческих комплексов, ферм и птицефабрик, их размещение предусматривают вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
44. Вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления размещают базы государственного материального резерва, склады республиканского и областного значения, зональные базы материально-технического снабжения министерств и ведомств, склады материалов и оборудования для проведения восстановительных работ.
45. Объекты медицинского и социального значения размещаются в безопасной зоне, в приспосабливаемых для них капитальных общественных зданиях и сооружениях круглогодичного функционирования.
46. Базисные склады для хранения сильнодействующих ядовитых веществ, взрывчатых, легковоспламеняющихся, горючих веществ и материалов, необходимо размещать в соответствии с требованиями норм проектирования указанных хранилищ, предусматривать в загородной зоне с удалением от городских и сельских поселений и объектов хозяйствования.
4. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны в организациях, отнесенных к категориям по гражданской
обороне и инженерных системах
Параграф 1. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны в организациях, отнесенных к категориям по гражданской
обороне
47. При проектировании производственных зданий организаций отнесенных к категориям по гражданской обороне, размещаемых в зонах возможных разрушений, целесообразно применять легкие ограждающие конструкции, их технологическое оборудование, в случаях, когда это допускается условиями эксплуатации, размещается на открытых площадках.
48. В организациях, производящих или использующих сильнодействующие ядовитые, взрывчатые вещества и материалы, необходимо предусмотреть защиту емкостей и коммуникаций от разрушения ударной волной. В данных организациях необходимо наличие систем оповещения в случаях аварии работающего персонала объекта, а также населения, проживающего в зонах возможного опасного химического заражения.
Параграф 2. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны в водоснабжении
49. Вновь проектируемые и реконструируемые системы водоснабжения, питающие города, отнесенные к группам по гражданской обороне, или города, в числе которых имеются организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, снабжаются от двух независимых источников воды, один из которых предусматривается подземным.
При невозможности обеспечения питания системы водоснабжения от двух независимых источников допускается снабжение водой из одного источника с устройством двух групп головных сооружений, одна из которых располагается вне зон возможных сильных разрушений.
50. Суммарную мощность головных сооружений рассчитывают по нормам мирного времени. В случае выхода из строя одной группы головных сооружений мощностями оставшихся сооружений обеспечивается подача воды по аварийному режиму.
Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения, в случае выхода из строя всех головных сооружений или заражения источников водоснабжения, предусматриваются резервуары с созданием запаса питьевой воды.
Резервуары питьевой воды оборудуются фильтрами-поглотителями для очистки воздуха от радиоактивных и отравляющих веществ, располагаются за пределами зон возможных сильных разрушений.
Суммарная проектная производительность защищенных объектов водоснабжения в безопасной зоне, обеспечивающих водой в условиях прекращения централизованного снабжения электроэнергией, предусматривается достаточной для удовлетворения потребностей населения, в том числе эвакуированного, а также сельскохозяйственных животных в питьевой воде.
51. Существующие и проектируемые для водоснабжения населения и сельскохозяйственных животных шахтные колодцы и другие сооружения для забора подземных вод защищаются от попадания в них радиоактивных осадков, отравляющих веществ и биологических средств поражения.
Параграф 3. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны в газоснабжении
52. При проектировании новых и реконструкции действующих газовых сетей городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, предусматривают возможность отключения сетей как городов в целом, так и отдельных районов (участков) городов с помощью отключающих устройств, срабатывающих от давления (импульса) ударной волны.
53. Наземные части газораспределительных станций и опорных газораспределительных пунктов в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также газораспределительных пунктов организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, оборудуются подземными обводными газопроводами с установкой на них, отключающих устройств.
Подземными байпасами обеспечивается подача газа в систему газоснабжения при выходе из строя наземной части газораспределительных станций или газораспределительных пунктов.
5. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны в электроснабжении и гидротехнических сооружениях
Параграф 1. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны в электроснабжении
54. Энергетические сооружения и электрические сети проектируют с учетом обеспечения устойчивого электроснабжения городов, отнесенных к группам, и организаций – к категориям по гражданской обороне в условиях мирного и военного времени.
Схема электрических сетей энергосистем, при необходимости, предусматривает возможность автоматического деления энергосистемы на независимо сбалансированные работающие части.
55. При проектировании энергетических систем, их объединении, электростанции размещают вне зон возможных разрушений городов, отнесенных к группам, и организаций – к категориям по гражданской обороне и зон возможного катастрофического затопления.
56. Энергосистемы и их объединения должны иметь городские и загородные запасные командно-диспетчерские пункты, которые размещаются за пределами зон возможных сильных разрушений городов, отнесенных к группам, и организаций – к категориям по гражданской обороне, зон возможного катастрофического затопления. Данные пункты должны обеспечивать защиту рабочего персонала и оборудования от поражающих факторов современных средств поражения.
57. При проектировании схем внешнего электроснабжения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, предусматривают их электроснабжение от групп независимых источников питания, часть из которых располагается за пределами зон возможных разрушений, с целью исключения возможности их одновременного выхода из строя.
Системы электроснабжения должны учитывать возможность обеспечения транзита электроэнергии в обход разрушенных участков (территорий).
Параграф 2. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны на гидротехнических сооружениях
58. При проектировании и строительстве гидроузла в каскаде предусматриваются мероприятия, обеспечивающие устойчивость сооружений напорного фронта при прохождении волны прорыва в результате разрушения вышерасположенных гидроузлов, а также условия пропуска указанной волны через фронт этих сооружений с учетом предварительной форсированной сработки водохранилищ.
На существующих и проектируемых гидроузлах предусматривают при соответствующем обосновании проведение в военное время предварительной форсированной сработки водохранилищ.
59. При проектировании гидроузла определяются параметры волны прорыва и границы зоны возможного затопления в нижнем бьефе в случае разрушения сооружения.
60. Створ напорного фронта гидроузла выбирается с учетом минимальных возможных разрушений и потерь в нижнем бьефе от прорывной волны в случае разрушения плотины.
61. На существующих, проектируемых и строящихся гидроузлах устанавливаются приборы, обеспечивающие выдачу сигналов о катастрофическом повышении уровня воды в их нижних бьефах в случае прорыва сооружений напорного фронта на соответствующие пункты управления республики (областей), для последующей их передачи по системе оповещения гражданской защиты об опасности затопления.
Сноска. Пункт 61 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). 6. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны в
электросвязи, радиовещании и телевидении
Параграф 1. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны в электросвязи
62. Магистральные кабельные линии связи прокладываются вне зон возможных сильных разрушений, а магистральные радиорелейные линии связи – вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
В случаях вынужденного попадания части магистральных кабельных линий в зону возможного катастрофического затопления предусматривается прокладка волоконно-оптических и подводных кабелей.
63. Сетевые узлы сети магистральной первичной и узлы автоматической коммутации междугородней сети располагают вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления, за пределами возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и зон возможного опасного химического заражения. Исключение в отдельных случаях допускается только для сетевых узлов выделения.
Сетевые узлы обеспечивают организацию транзитных линий связи, в обход городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, передачу телефонно-телеграфных каналов связи и каналов сети передачи данных, а также на узлы и сетевые станции связи других министерств и ведомств.
64. Линии передачи, станционные сооружения сетевых узлов первичной сети связи и обслуживающий их персонал защищаются от поражающих факторов современных средств поражения.
Технические здания для защищенных узлов связи разрабатываются с учетом расчета избыточного давления во фронте ударной волны.
65. Магистральные кабельные и радиорелейные линии связи, идущие в одном географическом направлении, проектируются по разнесенным трассам, не попадающим в одни и те же зоны возможного разрушения или катастрофического затопления.
66. Строительство радиорелейных линий связи по трассе магистральных кабельных линий связи допускается при условии распределения между ними пучков организуемых каналов, при этом размещение сетевых узлов единой автоматизированной сети связи и узловых радиорелейных станций предусматривается с учетом возможности использования передвижных средств резервирования.
67. Для обеспечения надежности передачи наиболее важной информации и оперативности перестройки сети в процессе эксплуатации, с учетом конкретно возникающих ситуаций, предусматривается взаимодействие систем управления ведомственных сетей с системами оперативно-технического управления сети телекоммуникаций общего пользования.
68. При проектировании ведомственных первичных сетей предусматривается их увязка с сетями телекоммуникаций общего пользования, путем организации соединительных линий между ведомственными узлами и близлежащими сетевыми узлами связи единой автоматизированной сети связи.
69. На сетевых узлах предусматривают возможность установки оборудования службы оперативно-технического управления и резерв площадей, электропитающих устройств для организации, при необходимости, дополнительных каналов связи к объектам Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
70. Для возможности подключения подвижных средств связи, включая средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан к сетевым узлам, на их территории предусматривается выносной коммутационный шкаф, соединенный с линейными кабелями.
71. При проектировании новых или реконструкции существующих автоматических телефонных станций городов, отнесенных к группам по гражданской обороне необходимо предусмотреть:
прокладку кабелей межшкафных связей с расчетом передачи части абонентской емкости из каждого района автоматической телефонной станции в соседние районы;
установку на всех типов автоматических телефонных станциях специальной аппаратуры циркулярного вызова и дистанционного управления средствами оповещения гражданской защиты, с возможностью местного управления на станциях при отсутствии возможности дистанционного управления средствами оповещения гражданской защиты у уполномоченного органа в области гражданской защиты.
Сноска. Пункт 71 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).72. В городах при проектировании запасных пунктов управления предусматривается размещение в них защищенных узлов связи. От пунктов управления организаций до этих узлов связи прокладываются подземные кабельные линии связи в обход наземных коммутационных устройств.
73. Радиотрансляционные сети городских и сельских поселений обеспечиваются требуемой по расчету числом громкоговорящих средств оповещения населения.
Параграф 2. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны в радиовещании и телевидении
74. Для повышения устойчивости работы республиканского телерадиовещания предусматривают:
использование аппаратно-студийных блоков областных филиалов АО "РТРК "Казахстан" и региональных приемо-передающих спутниковых станций АО "Казтелерадио" для организации республиканского вещания телерадиоканалов из города Алматы и областных центров республики на Национальную сеть телерадиовещания;
использование передвижных телевизионных станций и мобильных репортажных телевизионных станций АО "РТ РК "Казахстан" и АО "Агентство "Хабар" для организации республиканского вещания теле-радиоканалов из городов республиканского значения, столицы и областных центров республики;
организация соединительных линий от областных радиотелевизионных станций до волоконно-оптической сети первичного распределения телерадиоканалов АО "Казахтелеком" для обеспечения резервирования спутниковых каналов подачи сигналов республиканских телерадиопрограмм;
передачу (распределение) программ вещания по каналам спутниковой связи и волоконно-оптическим магистральным и внутризоновым линиям связи сети телекоммуникаций общего пользования;
создание в составе объектов запасных пунктов (центров спутниковой связи), расположенных за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления, точек присоединения передвижных средств телерадиовещания.
Сноска. Пункт 74 с изменением, внесенным приказом Министра внутренних дел РК от 13.12.2019 № 1064 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).75. Повышение устойчивой работы местного, а также городского радиовещания в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне необходимо обеспечивать путем:
размещения радиовещательных комплексов и коммутационно-распределительных аппаратных в защищенных рабочих помещениях пунктов управления областей и городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
передачи (распределения) программ вещания по кабельным магистральным и внутризоновым линиям связи сети телекоммуникации общего пользования, а также по кабельным радиотрансляционным сетям городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
использования радиотелецентров и радиовещательных речевых студий предприятий связи и телерадиовещания в городах, не отнесенных к группам по гражданской обороне, поселках и сельских населенных пунктах.
76. В целях повышения устойчивости телевизионного вещания создают загородные производственные базы телецентров, располагаемые вблизи точек присоединения Волоконно-оптических линий связи и приемно-передающих станций спутниковой связи за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны на транспорте
Параграф 1. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны на железнодорожном транспорте
77. При строительстве новых и реконструкции действующих железнодорожных линий, а также при развитии узлов и станций, расположенных в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне (или являющиеся организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне), пропускная способность линий пригодных участков определяется с учетом обеспечения перевозок по подвозу рабочих смен и эвакуации населения. Расчетные размеры движения устанавливаются заданием на проектирование.
78. Вновь проектируемые путепроводы, находящиеся в зонах возможных сильных разрушений городов, отнесенных к группам, и организаций – к категориям по гражданской обороне располагают рассредоточено.
79. Вновь проектируемые и реконструируемые дезинфекционно-промывочные и промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки вагонов к перевозкам, моечные установки локомотивных и вагонных депо, а также промышленных предприятий, имеющих подъездные пути, приспосабливаются для обеззараживания автотранспорта.
На магистральных железнодорожных линиях, находящихся в границе зон возможного опасного химического заражения на входах и выходах из этой зоны предусматриваются площадки и специальные устройства, необходимые для развертывания передвижных пунктов специальной обработки авторанспорта и санитарной обработки населения.
80. При электрификации железнодорожных линий предусматривают сохранение обустройств тепловозного хозяйства, создание баз стоянок для запаса тепловозов, а также емкостей для горюче-смазочных материалов в целях обеспечения, при необходимости, перехода на тепловозную тягу.
81. Вновь строящиеся тяговые подстанции располагаются за пределами зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. На тяговых подстанциях, оборудуемых устройствами автоматики и телемеханики, предусматривают возможность перевода их на местное управление с обеспечением связью с загородными пунктами управления отделений дорог.
82. При проектировании новых и реконструкции действующих устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи железнодорожных узлов и станций, расположенных в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне (или являющиеся организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне), а также железнодорожных линий, примыкающих к этим узлам и станциям, предусматривают в пределах зон возможных сильных разрушений прокладку подземных (подводных) кабельных высоковольтных линий питания этих устройств.
83. Акционерное общество "Национальная компания "Қазақстан темір жолы" и его филиалы, расположенные в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, обеспечиваются запасными пунктами управления, размещаемые вне зон возможного катастрофического затопления.
Для оперативного состава работников Акционерного общества "Национальная компания "Қазақстан темір жолы" его филиалов, а также дежурного оперативно-распорядительного персонала железнодорожных станций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, остающегося в местах постоянной дислокации, предусматриваются запасные пункты управления, оборудованные необходимыми техническими средствами, обеспечивающими непрерывность руководства эксплуатационной деятельностью железных дорог.
Параграф 2. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны в метрополитенах
84. При проектировании новых и реконструкции существующих подземных линий или участков метрополитенов предусматривают приспособление их под убежища для защиты населения в мирное и военное время.
85. Размещение укрываемого населения в метрополитене предусматривают на платформах станций, в тупиках, соединительных ветках между линиями и в ветках в электродепо.
На участках тоннелей метрополитена, расположенных под реками, каналами и водоемами, а также в отдельных случаях, в неустойчивых водонасыщенных грунтах, размещение укрываемого населения не предусматривают.
86. Расчетное количество населения, укрываемого в метрополитенах, определяют по нормам площади на одного укрываемого человека.
87. Количество и пропускную способность входов на станции метрополитена определяют из расчета ожидаемых пассажирских потоков мирного времени.
Дополнительные входы на перегонах предусматриваются в соответствии с заданиями исходя из расчетного количества укрываемых и времени заполнения ими этих перегонов.
Все входы в метрополитены оборудуются устройствами с местным и дистанционным управлением, регулирующими поток укрываемых.
88. На два-три отсека предусматривается один защищенный эвакуационный выход, приспосабливая для этой цели подземные сооружения метрополитенов, сообщающиеся с поверхностью земли.
89. Для жизнеобеспечения укрываемого населения предусматриваются защищенные системы резервного электроснабжения, воздухоснабжения, канализации и водоотлива, а также средства управления, сигнализации, связи оповещения и противопожарные системы. Для хранения продовольствия, медицинского имущества, а также для медицинского обслуживания укрываемых людей предусматриваются приспособленные отдельные служебные помещения на станциях и в вестибюлях.
Сооружения и устройства метрополитенов, эксплуатируемые в мирное время, используются для жизнеобеспечения укрываемого населения.
Параграф 3. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны на автомобильных дорогах
90. Автомобильные дороги международного и республиканского значения общей сети Республики Казахстан прокладываются с учетом расстояний до границ проектной застройки городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.
В тех случаях, когда указанные дороги проходят через города, отнесенные к группам по гражданской обороне, предусматривается строительство обходных автомобильных дорог.
90-1. При строительстве обходных автомобильных дорог на отдельных участках находящихся за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления предусматривают возможность его использования под аэродромы.
Сноска. Параграф 3 дополнен пунктом 90-1 в соответствии с приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).91. При развитии сети автомобильных дорог предусматривают стыковку городских магистралей с загородными магистральными дорогами, а также строительство автомобильных подъездных путей к железнодорожным станциям и портам – пунктам посадки (высадки) эвакуируемого населения.
92. Автодорожные и железнодорожные мосты через судоходные реки, в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, располагаются на расстояниях, исключающих их одновременное разрушение.
Параграф 4. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны на магистральных трубопроводах
93. Трассы магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов) при наземной прокладке труб планируют за пределами зон возможных разрушений, а при заглубленном их размещении – вне зон сильных разрушений.
В зонах возможных слабых разрушений допускается открытая (незаглубленная) прокладка магистральных трубопроводов только через препятствия.
Минимальное удаление трубопроводов, перекачивающих насосных и компрессорных станций от зданий и сооружений необходимо принимать в соответствии с требованиями норм проектирования магистральных трубопроводов.
Параграф 5. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны на объектах морского и речного транспорта
94. Инженерно-технические мероприятия на береговых объектах морского и речного транспорта предусматривают:
создание устойчивого снабжения электроэнергией за счет передачи электроэнергии на берег от судовых электростанций, водой, горюче-смазочным материалом, запасными частями, находящихся в зонах возможных сильных разрушений;
разработку и осуществление комплекса мероприятий по защите объектов морского транспорта от воздействия гравитационных волн подводных ядерных взрывов, а объектов речного транспорта – от воздействия волны прорыва при разрушении напорного фронта гидроузлов с учетом возможной форсированной сработки водохранилищ.
95. Запасные перегрузочные пункты, судоремонтные базы, места, выбранные для производства грузовых операций на необорудованном побережье, связываются с железнодорожной или автодорожной сетью, обеспечиваются средствами связи для приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны, осуществления руководства перегрузочными и другими работам, а также управления движением судов.
96. Причалы для погрузки-выгрузки разрядных грузов, железнодорожные пути для накопления (отстоя) вагонов (цистерн) оборудуются системой постановки водяных завес и заливки водой (дегазатором) на случай разлива сильнодействующих ядовитых веществ, также локальной системой оповещения об аварии работающего персонала и населения, проживающего в пределах зоны поражения.
97. При проектировании перевалочных и бункеровочных нефтебаз предусматривают возможность беспричального слива жидкого топлива на суда из железнодорожных цистерн, а также использование танкеров.
Параграф 6. Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны на объектах воздушного транспорта
98. В целях повышения устойчивости функционирования гражданской авиации в военное время для организаций гражданской авиации предусматриваются аэродромы рассредоточения.
99. В качестве аэродромов рассредоточения предусматривается использование и заблаговременное дооборудование аэропортов, также отдельных участков автомобильных дорог, специально подготавливаемых в мирное время для возможности использования под аэродромы, в первую очередь находящихся за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
100. При проектировании новых аэропортов, а также при реконструкции существующих складов горюче-смазочных материалов аэропортов, расположенных в зонах возможных разрушений, предусматривается строительство подземных емкостей для горюче- смазочных материалов.
При соответствующем обосновании допускается хранение горюче-смазочных материалов в наземных обвалованных емкостях.
101. Аэропорты, расположенные в зонах возможных разрушений, помимо централизованного электроснабжения обеспечиваются резервным электропитанием.
102. Для управления в военное время воздушным движением, производством, гражданской обороной и воздушным движением в районах аэродромов на территориях аэропортов гражданской авиации создаются защитные пункты управления.
8. Защита сельскохозяйственных животных, продукции
животноводства и растениеводства
Параграф 1. Защита сельскохозяйственных животных
103. В районах, расположенных за пределами зон возможных разрушений городов, отнесенных к группам, и организаций – к категориям по гражданской обороне, предусматривают защиту сельскохозяйственных животных в военное время от заражения (загрязнения) радиоактивными, отравляющими веществами и патогенными биологическими агентами.
Сноска. Пункт 103 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).104. Для обеспечения животных водой на фермах и комплексах оборудуются защищенные водозаборные скважины. В качестве резервного водоснабжения предусматривают использование существующих и вновь устраиваемых шахтных колодцев, а также защищенных резервуаров.
105. Для проведения ветеринарной обработки зараженных (загрязненных) животных на фермах и комплексах предусматривают оборудование специальных площадок.
Параграф 2. Защита продукции животноводства, растениеводства
и продовольственных товаров
106. При проектировании новых и реконструкции действующих организаций по переработке продукции животноводства и растениеводства, а также баз, холодильников и складов для хранения продовольственных товаров предусматривается защита этой продукции от заражения (загрязнения) аэрозолями радиоактивных и отравляющих веществ, биологических средств.
107. Ограждающие строительные конструкции производственных зданий и сооружений организаций по переработке продукции животноводства и растениеводства, а также склады для их хранения обеспечиваются необходимой непроницаемостью от аэрозолей радиоактивных и отравляющих веществ, биологических средств, обеспечиваемую за счет герметизации этих конструкций.
9. Световая маскировка городских,
сельских поселений и объектов хозяйствования
108. Световая маскировка проводится для создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение городских, сельских поселений и организаций с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,40 – 0,76 микрометров).
109. Световая маскировка городских, сельских населенных пунктов и объектов, входящих в зону светомаскировки предусматривается в двух режимах: частичного и полного затемнения.
Зоны светомаскировки определяются в соответствующих Планах гражданской обороны административно-территориальных единиц.
Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление светомаскировки в этих режимах, проводятся заблаговременно, в мирное время.
Сноска. Пункт 109 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 18.11.2024 № 417 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).110. В режиме частичного затемнения предусматривается завершение подготовки к введению режима полного затемнения. Режим частичного затемнения не должен препятствовать производственной деятельности объектов хозяйствования, после его введения действует постоянно, кроме времени действия режима полного затемнения.
111. Режим полного затемнения вводится по сигналу "Воздушная тревога" и отменяется с объявлением сигнала "Отбой воздушной тревоги".
112. Городской транспорт, а также средства регулирования его движения, в режиме частичного затемнения, светомаскировке не подлежат.
В режиме полного затемнения городской наземный транспорт останавливается, его осветительные огни, а также средства регулирования движения должны выключаться.
113. Световая маскировка железнодорожного, воздушного, автомобильного, морского и речного транспорта производится в соответствии с требованиями норм проектирования световой маскировки городских, сельских поселений и объектов, а также ведомственных инструкций по световой маскировке, разрабатываемых с учетом особенностей работы соответствующих видов транспорта.
10. Объекты коммунально-бытового назначения,
приспосабливаемые для санитарной обработки людей,
специальной обработки одежды и автотранспорта
114. Вновь строящиеся, реконструируемые и действующие общественные бани, предприятия стирки белья и химической чистки, а также посты мойки автотранспорта в случае необходимости приспосабливаются соответственно для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и автотранспорта в военное время, а также при производственных авариях, катастрофах или стихийных бедствиях.
115. На такие объекты разрабатываются проекты их приспособления под выполнение в случае необходимости работ по санитарной и специальной обработке, которые включают два этапа:
подготовительные мероприятия, подлежащие выполнению заблаговременно, в ходе строительства новых и реконструкции существующих объектов, в этот этап необходимо включать наиболее трудоемкие строительно-монтажные работы, обеспечивающие перевод объектов в течение 24 ч. на режим санитарной и специальной обработки, но не затрудняющие их работу в режиме мирного времени;
мероприятия по переводу объектов на режим санитарной и специальной обработки, осуществляемые в военное время. В этот этап включают мероприятия, выполнения которых на 1-м этапе нецелесообразно.
116. Пропускную способность бани или душевой в режиме санитарной обработки людей, производственную мощность прачечной или предприятий химической чистки в режиме специальной обработки одежды, а также пропускную способность участка по специальной обработке автотранспорта определяют в соответствии с требованиями Норм проектирования объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и автотранспорта.
Приложение к объему и содержанию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны |
Основные группы сильнодействующих ядовитых веществ и
веществ, образующих при авариях
(разрушениях, пожарах) зоны опасного химического заражения
Группа | Характеристика | Типичные представители |
1. | Жидкие летучие сильнодействующие ядовитые вещества, хранимые в емкостях под давлением (сжатые и сжиженные газы) | Хлор, аммиак, сернистый газ, сероводород, фосген, бромметил, окись углерода |
2. | Жидкие летучие сильнодействующие ядовитые вещества, хранимые в емкостях без давления | Нитро - и аминосоединения ароматического ряда, синильная кислота, нитрил акриловой кислоты, тетраэтилсвинец, хлорная смесь, дифосген, дихлорэтан, хлорпикрин. |
3. | Дымящие кислоты | Серная – с плотностью 1.87 и более, азотная – с плотностью 1,4 и более, соляная с плотностью 1,15 и более, хлорсульфоновая и плавиковые кислоты, хлорангидриды серной, сернистой и пиросернистой кислот. |
4. | Сыпучие и твердые нелетучие сильнодействующие ядовитые вещества и вещества при хранении до 400 С | Сулема, мышьяковистый (мышьяковый) ангидрид, фосфор желтый, алкалоиды, алдрин, дилдрин, арсенат кальция и натрия, арсенид кальция |
5. | Сыпучие и твердые летучие сильнодействующие ядовитые вещества и вещества при хранении до 400 С | Соли синильной кислоты, цианистая и оксицианистая ртуть, цианистая медь и другие препараты, этилмеркурфосфат, этилмеркурхлорид, меркуран. |