В соответствии с подпунктом 3-6) статьи 4 и пунктом 7 статьи 17 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Правила осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам согласно приложению 1;
2) Требования к аппаратно-программному комплексу клирингового центра товарной биржи согласно приложению 2.
2. Департаменту регулирования торговой деятельности Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";
3) опубликование настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением приложения 2 к настоящему приказу, которое вводится в действие с 1 января 2017 года.
Исполняющий обязанности | |
Министра национальной экономики | |
Республики Казахстан | М.Кусаинов |
"СОГЛАСОВАН"
Министр по инвестициям
и развитию Республики Казахстан
____________А. Исекешев
"___" _________2015 года
Приложение 1 к приказу исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 729 |
Правила осуществления клиринговой деятельности
по биржевым сделкам
Глава 1. Общие положения
Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Настоящие Правила осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах" (далее – Закон) и определяют порядок осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам.
Требования настоящих Правил не распространяются на клиринговую деятельность по фьючерсным и опционным сделкам, порядок осуществления которой регулируется законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и термины:
1) расчетная организация – банк второго уровня или организация, осуществляющие отдельные виды банковских операций, с которой клиринговый центр товарной биржи заключил договор о порядке взаимодействия при проведении биржевых торгов и (или) осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах;
2) клиринг – процесс определения, проверки и передачи информации о требованиях и (или) обязательствах членов товарной биржи в результате заключения биржевых сделок, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств;
3) клиринговый центр товарной биржи – самостоятельная клиринговая организация, с которой товарная биржа заключила договор о клиринговом обслуживании;
4) уполномоченный орган – уполномоченный государственный орган в сфере товарных бирж.
Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Исключен приказом Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
4. Не допускается клиринговое обслуживание товарной биржи иностранным юридическим лицом с выполнением функций ее клирингового центра.
Глава 2. Осуществление клиринговой деятельности
Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5. Для осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам товарная биржа заключает договор о клиринговом обслуживании с клиринговой организацией.
Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6. Договор товарной биржи с клиринговой организацией содержит условия о порядке взаимодействия сторон, обмене информацией, совершении процедур в процессе осуществления биржевой торговли.
7. В целях осуществления клиринга, расчетов и учета обязательств по биржевым сделкам клиринговый центр товарной биржи заключает с расчетной организацией соответствующий договор о порядке взаимодействия при проведении биржевых торгов и (или) осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах.
Сноска. Пункт 7 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. В зависимости от биржевых сделок, по которым осуществляется клиринговая деятельность, клиринговые центры выполняют функции, определенные пунктом 6 статьи 17 Закона.
9. Для выполнения своих функций клиринговый центр осуществляет сбор, обработку и хранение информации по биржевым сделкам, по которым клиринговый центр осуществляет клиринговое обслуживание, ее сверку и корректировку при наличии расхождений.
10. Клиринговый центр осуществляет хранение информации и документов, связанных с клиринговой деятельностью, и ежедневное резервное копирование такой информации.
Резервные копии подлежат защите от несанкционированного доступа к информации и хранятся в резервном техническом центре клирингового центра до их замены обновленными резервными копиями.
11. Клиринговый центр товарной биржи обеспечивает постоянную готовность резервного технического центра к немедленной активизации. Резервный технический центр соответствует следующим требованиям:
1) содержит резервные копии информации, связанной с клиринговой деятельностью, идентичные основной информации;
2) содержит копию программно-технического обеспечения клирингового центра товарной биржи, используемого в процессе осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам;
3) обеспечивается коммуникациями, необходимыми для осуществления деятельности клирингового центра товарной биржи;
4) при невозможности осуществления клиринга по месту нахождения клирингового центра товарной биржи представляет возможность осуществления клиринга не позднее, чем на следующий рабочий день после возникновения данной ситуации.
Сноска. Пункт 11 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 3. Раскрытие и сохранность информации клиринговым центром
Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
12. Клиринговый центр товарной биржи обеспечивает раскрытие информации о своей деятельности и свободный доступ к ознакомлению с информацией, не составляющей коммерческую тайну, всем заинтересованным лицам путем публикации (размещения) на постоянной основе указанной информации в средствах массовой информации.
Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).13. На интернет-ресурсе клиринговой организации или обслуживаемой ею товарной биржи обеспечивается раскрытие следующей информации:
1) общей информации о клиринговой организации (состав органов клиринговой организации, фамилии, имена, при наличии отчества руководящих работников клиринговой организации, место нахождения клиринговой организации, контактные телефоны);
2) учредительных документов клиринговой организации;
3) годовой финансовой отчетности клиринговой организации, включая финансовую отчетность, подтвержденную аудиторской организацией, и аудиторского отчета;
4) наименование товарных бирж, обслуживаемых клиринговой организацией;
5) наименование расчетной(ых) организации(ий), в которой(ых) обслуживается товарная биржа/клиринговая организация.
14. Клиринговый центр соблюдает конфиденциальность следующей информации:
1) о суммах денег и прочих обязательств, учитываемых на клиринговых регистрах учета члена товарной биржи;
2) о поручениях и иных документах, поданных членом товарной биржи клиринговому центру или в расчетную организацию;
3) об учитываемых клиринговым центром обязательствах членов товарной биржи и обязательствах клирингового центра перед членами товарной биржи;
4) о биржевых сделках, стороной которых является член товарной биржи.
Клиринговый центр раскрывает данную информацию государственным органам, уполномоченным в соответствии с законодательством Республики Казахстан на получение сведений, составляющих коммерческую тайну, на основании их письменных запросов.
Примечание РЦПИ!Приложение 2 вводится в действие с 01.01.2017 в соответствии с п. 4.
Приложение 2 к приказу исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 729 |
Требования к аппаратно–программному комплексу
клирингового центра товарной биржи
Глава 1. Общие положения
Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Настоящие Требования к аппаратно–программному комплексу клирингового центра товарной биржи (далее – Требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах" и определяют требования к аппаратно–программному комплексу клирингового центра товарной биржи.
2. Настоящие Требования не распространяются на клиринговую деятельность по фьючерсным и опционным сделкам, порядок осуществления которой регулируется законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.
Глава 2. Требования к аппаратно-программному комплексу клирингового центра товарной биржи
Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3. Для осуществления клиринговой деятельности клиринговый центр имеет в пользовании аппаратно–программный комплекс, отвечающий настоящим Требованиям и обеспечивающий сохранность и защиту информации от несанкционированного доступа к данным, хранящимся в клиринговом центре.
4. Аппаратно–программный комплекс клирингового центра состоит из рабочих станций (компьютерной базы), серверного аппаратного обеспечения, программного обеспечения и обеспечивает:
1) надежное хранение информации, защиту от несанкционированного доступа, целостность баз данных и полную сохранность информации в электронных архивах и базах данных при:
полном или частичном отключении электропитания на любом участке программного обеспечения в любое время;
аварии сетей, телекоммуникаций, разрыве установленных физических и виртуальных соединений на любом этапе выполнения операции обмена данными;
попытке несанкционированного доступа к информации программного обеспечения;
2) многоуровневый доступ к входным данным, функциям, операциям, отчетам, реализованным в программном обеспечении. Программное обеспечение предусматривает не менее двух основных уровней доступа: "администратор" и "пользователь";
3) контроль полноты вводимых данных (в случае выполнения функций или операций без полного заполнения всех полей программа обеспечивает выдачу соответствующего уведомления);
4) поиск информации по индивидуальному запросу и по любым критериям, а также сортировку информации по любым параметрам и возможность просмотра информации за предыдущие даты;
5) обработку и хранение информации по датам без сокращений;
6) автоматизированное формирование форм отчетов, установленных нормативными правовыми актами, а также уведомлений, справок, выписок с лицевого счета, отчетов о проведенных операциях и документов, подтверждающих осуществление информационных операций;
7) возможность архивации (восстановление данных из архива);
8) возможность вывода выходных документов на экран, принтер или в файл;
9) возможность обмена электронными документами;
10) бесперебойное и непрерывное осуществление работы в случае сбоев в программном обеспечении;
11) автоматизированный сбор, обработку и хранение информации по сделкам, по которым данная клиринговая организация осуществляет клиринговое обслуживание, ее сверку и корректировку;
12) учет параметров всех заключенных сделок в торговой системе организатора торгов и (или) на товарной бирже, принятых на клиринговое обслуживание;
13) формирование отчета по результатам клиринговой деятельности для членов товарной биржи;
14) автоматическое проведение следующих операций:
раздельный учет средств члена товарной биржи;
блокирование средств члена товарной биржи по результатам сделок и снятие блокирования в результате их исполнения;
допуск членов товарной биржи к торгам;
15) сохранность изменяемых данных члена товарной биржи и поиск зарегистрированного лица по прежним данным;
16) сохранность информации по всем операциям, проведенным по клиринговому регистру учета за весь период;
17) передача информации клиентам, расчетным организациям, товарной бирже и уполномоченному органу по защищенным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи;
18) идентифицировать факт получения документа от лица уполномоченного отдавать приказы для совершения операций по открытому им клиринговому регистру учета;
19) проведение операций по клиринговым регистрам учета только на основании приказов уполномоченных лиц;
20) ведение в произвольной форме журнала аудита в процессе функционирования программного обеспечения.
5. Сохранность информации аппаратно–программного комплекса клирингового центра обеспечивается путем ежедневного автоматического сохранения резервной копии базы данных и системного журнала транзакций на дополнительном сервере.
6. Защита информации клирингового центра обеспечивается основными уровнями доступа – "администратор" и "пользователь":
1) уровень доступа – "администратор" включает в себя:
определение групп пользователей, разделение их на категории по выполняемым функциям и установление им уровней доступа к информации, смена паролей;
блокирование доступа пользователей к данным и функциям программного обеспечения;
настройка параметров функционирования программного обеспечения;
просмотр подключенных к базе данных программного обеспечения пользователей;
открытие (закрытие) операционного дня;
отключение пользователей от базы данных программного обеспечения в случае необходимости;
смена рабочей даты;
создание архивных и резервных копий на съемных носителях данных долговременного хранения;
2) уровень доступа – "пользователь" включает в себя:
периодическое обновление справочной информации в базе данных программного обеспечения;
ввод данных в программное обеспечение;
проведение в программном обеспечении определенных операций со средствами клиентов;
формирование отчетных (выходных) форм;
сохранение необходимой информации;
печать отчетов и выходных документов.
7. Для каждого пользователя программного обеспечения предусматривается вход по индивидуальному паролю. Для уровня доступа – "администратор" предусматривается возможность изменения паролей. Доступ к входным данным, функциям, операциям, отчетам обеспечивается посредством ввода соответствующего пароля, который меняется не реже одного раза в тридцать календарных дней.
8. В программном обеспечении (независимо от уровня доступа) не допускается:
1) содержание средств, позволяющих исполнить определенные функции и операции с нарушением установленного порядка их выполнения;
2) иметь функции, позволяющие напрямую вносить изменения в данные сформированных выходных документов;
3) изменение (удаление) данных о проведенных операциях и о состоянии клиринговых регистров учета, за исключением специально предназначенных для этого операций (функций).
9. При выполнении операций программным обеспечением клирингового центра уведомляется о наступлении следующих условий:
1) количество средств, подлежащих списанию с клирингового регистра учета, превышает количество средств на нем;
2) нарушение сроков исполнения сделок;
3) клиринговой регистр учета, с которого списываются средства, блокирован.
10. Членом товарной биржи – пользователем аппаратно–программного комплекса клирингового центра выполняются следующие требования:
1) на рабочем месте пользователя устанавливается антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемой антивирусной базой и автоматическая загрузка системных обновлений операционной системы;
2) на персональном компьютере пользователя, используемом для проведения операций, не допускается установка программных средств, не предназначенных для решения задач по подготовке, обработке, передаче или ведению электронных документов;
3) одному системному имени пользователя, по которому идентифицируется пользователь при входе в программную среду, соответствует одно физическое лицо.
11. Для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования своего аппаратно–программного комплекса клиринговый центр предусматривает наличие не менее двух источников бесперебойного электрического питания, один из которых используется в качестве основного, а остальные – в качестве резервных, либо единственный источник бесперебойного электрического питания, с наличием резервного генератора, готовым к немедленной активации.
12. Серверное аппаратное обеспечение клирингового центра имеет в своем составе резервное оборудование, готовое к немедленной активизации в случае повреждения, уничтожения или невозможности использования основного оборудования. При этом помещение с серверным оборудованием оснащается системой контроля доступа.