В соответствии с пунктом 5 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ
Сноска. Преамбула - в редакции совместного приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 12.12.2022 № 492 и Министра национальной экономики РК от 12.12.2022 № 123 (вводится в действие с 01.01.2023).1. Утвердить прилагаемые:
1) критерии оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан о занятости населения согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 12.12.2022 № 492 и Министра национальной экономики РК от 12.12.2022 № 123 (вводится в действие с 01.01.2023).2. Комитету труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа, направление его на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;
4) доведение настоящего совместного приказа до сведения местных органов по инспекции труда областей, городов Астана и Алматы.
3. Признать утратившим силу совместный приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 545 и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 491 "Об утверждении Критериев оценки степени риска и формы проверочного листа в области трудового законодательства Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11744, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 17 августа 2015 года).
4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б.
5. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр здравоохранения |
Министр национальной экономики |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_____________________ С. Айтпаева
28 декабря 2015 год
Критерии оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан
Сноска. Критерии - в редакции cовместного приказа и.о. Министра труда и социальной защиты населения РК от 02.05.2023 № 142 и Министра национальной экономики РК от 02.05.2023 № 54 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан (далее – Критерии) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан, Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17371) и Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 28577), для отбора субъектов контроля при проведении профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) субъекты контроля – физические лица, юридические лица, в том числе государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляется контроль;
2) балл – количественная мера исчисления риска;
3) незначительные нарушения – нарушения трудового законодательства в части законности принятых актов работодателя, касающихся трудовых отношений, осуществления гарантий и компенсационных выплат, а также нарушения законодательства о занятости населения и привлечении иностранной рабочей силы;
4) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
5) значительные нарушения – нарушения трудового законодательства, не относящиеся к грубым и незначительным нарушениям в соответствии с подпунктами 3) и 6) настоящего пункта;
6) грубые нарушения – нарушения трудового законодательства, указанные в степени нарушений требований за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан согласно приложению 1 к настоящим Критериям;
7) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
8) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля;
9) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;
10) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта контроля и (или) освобождения такого субъекта контроля от профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
11) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
12) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан о занятости населения.
Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении профилактического контроля субъектов (объектов) контроля
3. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений).
На первом этапе территориальные подразделения уполномоченного государственного органа по труду (территориальные подразделения) по объективным критериям относят субъекты (объекты) контроля к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степени риска по объективным критериям, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска по объективным критериям, проводится внеплановая проверка.
На втором этапе территориальные подразделения по субъективным критериям относят субъекты (объекты) контроля к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
По показателям степени риска по субъективным критериям субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 05.09.2024 № 359 и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 10.09.2024 № 71 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений по субъективным критериям.
5. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
6. Кратность профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется органами контроля в отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степеням риска, не чаще двух раз в год.
7. Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
8. Учетным периодом для определения указанных критериев является год, предшествующий году проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
Параграф 1. Объективные критерии
9. После проведения анализа возможных рисков, проведенного в соответствии с пунктами 10, 11 и 12 настоящих Критериев, субъекты (объекты) контроля распределяются по трем степеням риска по объективным критериям (высокая, средняя и низкая).
10. По объективным критериям к высокой степени риска относятся субъекты контроля, осуществляющие деятельность в следующих видах экономической деятельности, с высокой вероятностью причинения вреда жизни или здоровью человека, законным интересам физических лиц:
горнодобывающая промышленность и разработка карьеров;
электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование;
обрабатывающая промышленность;
строительство;
транспорт и складирование;
водоснабжение, канализационная система, сбор и распределение отходов;
информация и связь;
сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Также по объективным критериям к высокой степени риска относятся субъекты контроля, привлекающие иностранную рабочую силу свыше 30 человек согласно отчетным данным автоматизированной информационной системы "Иностранная рабочая сила" Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
11. По объективным критериям к средней степени риска относятся субъекты контроля, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обеспечения, торговли, предоставлению услуг по проживанию и питанию.
12. По объективным критериям к низкой степени риска относятся субъекты контроля непроизводственной сферы, работники которых осуществляют трудовую деятельность в офисных помещениях.
Параграф 2. Субъективные критерии
13. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
14. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля.
15. Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля.
16. На основании имеющихся источников информации территориальные подразделения формируют данные по субъективным критериям, подлежащие анализу и оценке.
Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактического контроля субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 16 с изменением, внесенным совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 05.09.2024 № 359 и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 10.09.2024 № 71 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).17. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
18. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в главе 3 настоящих Критериев, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов по форме согласно приложению 2 к настоящим Критериям.
Параграф 3. Управлениями рисками
19. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в случаях:
1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;
2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска регулирующих государственных органов определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
3) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
20. В целях освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля учитываются смягчающие индикаторы.
К смягчающему индикатору относится наличие у субъекта контроля, выдаваемого в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан сертификата доверия, подтверждающего, что деятельность работодателя соответствует требованиям трудового законодательства Республики Казахстан.
Параграф 4. Особенности формирования системы оценки и управления рисками использующих информационные системы с учетом специфики и конфиденциальности, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан
21. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля.
Глава 3. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям
22. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 3 настоящих Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Территориальное подразделение собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников согласно пункту 15 настоящих Критериев.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 18 настоящих Критериев (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 18 настоящих Критериев.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
Сноска. Пункт 22 с изменением, внесенным совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 05.09.2024 № 359 и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 10.09.2024 № 71 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).23. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 15 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
24. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 18 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия,
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 18 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
25. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 22 настоящих Критериев.
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан |
Степень нарушений требований за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан
Сноска. Приложение 1 с изменением, внесенным совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 05.09.2024 № 359 и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 10.09.2024 № 71 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Критерии рисков за соблюдением трудового законодательства | Степень нарушений |
1 | Наличие несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, с тяжелым или со смертельным исходом | Грубое |
2 | Наличие группового несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, произошедшего одновременно с двумя и более работниками, независимо от степени тяжести производственных травм пострадавших | Грубое |
3 | Проведение расследования несчастных случаев с тяжелым или со смертельным исходом, связанных с трудовой деятельностью, а также групповых несчастных случаев, произошедших одновременно с двумя и более работниками, независимо от степени тяжести производственных травм пострадавших | Грубое |
4 | Сообщение о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью, по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду в территориальное подразделение | Грубое |
5 | Предоставление работникам основного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска; дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска; учебного отпуска; отпуска в связи с беременностью и рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет | Грубое |
6 | Соблюдение нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников | Грубое |
7 | Предоставление работникам перерыва для отдыха и приема пищи | Грубое |
8 | Предоставление внутрисменных и специальных перерывов | Грубое |
9 | Обеспечение полноты и своевременности выплаты заработной платы и иных выплат, в том числе по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника | Грубое |
10 | Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, специальной одеждой | Грубое |
11 | Наличие листа временной нетрудоспособности, а также документа, подтверждающего оплату листа временной нетрудоспособности | Значительное |
12 | Компенсационные выплаты за неиспользованные дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска (ежегодных трудовых отпусков) | Значительное |
13 | Наличие отчета о результатах аттестации, подтверждающей проведение работодателем аттестации производственных объектов и вспомогательных подразделений по условиям труда | Значительное |
14 | Наличие службы или специалиста по безопасности и охране труда | Грубое |
15 | Обеспечение работников рабочим местом, оборудованным в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда, оборудованием, инструментами, технической документацией, необходимой для исполнения трудовых обязанностей | Значительное |
16 | Наличие рабочего оборудования, соответствующего нормам безопасности, установленным для данного вида оборудования, с соответствующими техническими паспортом (сертификат), знаками предупреждения и ограждениями или защитными устройствами для обеспечения безопасности работников на рабочих местах | Грубое |
17 | Наличие документации по проведению обучения, инструктирования и проверки знаний по безопасности и охране труда | Значительное |
18 |
Наличие договоров обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, обязательного социального страхования работников. | Значительное |
19 | Соблюдение работодателем обязанностей в сфере занятости и профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью от трудового увечья, профессионального заболевания полученного по вине работодателя, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации | Значительное |
20 | Соблюдение порядка применения дисциплинарных взысканий, предусматривающее затребовать от работника объяснение в письменной форме, ознакомление работника с актом работодателя о наложении дисциплинарного взыскания под роспись | Значительное |
21 | Выполнение условий коллективного договора, соглашений социального партнерства | Значительное |
22 | Наличие трудовых договоров в отношении работников | Грубое |
23 | Соблюдение запрета на использование детского труда | Значительное |
24 | Обеспечение работникам равной оплаты за равный труд, а также равные производственно-бытовые условия без какой-либо дискриминации, в том числе в отношении работников направляющей стороны при заключении договора на оказание услуг по предоставлению персонала | Грубое |
25 | Наличие акта работодателя о создании согласительной комиссии по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а также рассмотрение индивидуального трудового спора согласительной комиссией в установленные сроки | Значительное |
26 | Соблюдение гарантий по осуществлению минимального размера месячной заработной платы | Значительное |
27 | Осуществление компенсационных выплат, связанных с особым режимом работы и условиями труда, потерей работы, возмещением работником затрат, связанных с исполнением ими трудовых, государственных или общественных обязанностей | Значительное |
28 | Осуществление компенсационных выплат, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников или иных лиц, не состоящих в трудовых отношениях | Значительное |
29 | Выдача документов, подтверждающих трудовую деятельность работника (трудовая книжка, трудовой договор, выписки из актов работодателя, выписки из ведомости выдачи заработной платы работникам, послужной список, договор о дуальном обучении) | Незначительное |
30 | Выдача по требованию работника (в том числе бывшего) в течение пяти рабочих дней с момента обращения справки с указанием специальности (квалификации, должности), времени работы и размера заработной платы, характеристику-рекомендацию, содержащую сведения о квалификации работника и его отношении к работе | Незначительное |
31 | При ликвидации, банкротстве работодателя – юридического лица, прекращении деятельности работодателя – физического лица при наличии задолженности перед работником выдача справки о размере образовавшейся задолженности по заработной плате и иным выплатам, оформленную надлежащим образом | Незначительное |
32 | Выполнение установленной квоты рабочих мест для лиц с инвалидностью, лиц, состоящих на учете службы пробации, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и граждан из числа молодежи, потерявших или оставшихся до наступления совершеннолетия без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций образования | Незначительное |
33 | Представления центру занятости населения информации о предстоящем высвобождении работников в связи с прекращением деятельности работодателя – физического лица либо ликвидацией работодателя – юридического лица, сокращением численности или штата, снижением объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя | Незначительное |
34 | Направление центру занятости сведения о наличии вакансий в течение пяти рабочих дней со дня их появления с указанием условий труда и оплаты | Незначительное |
35 | Своевременное извещение центра занятости населения о приеме на работу или отказе в приеме на работу | Незначительное |
36 |
Привлечение работодателем иностранной рабочей силы без разрешения местного исполнительного органа или использование труда иностранцев и лиц без гражданства, не имеющих справок о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданных уполномоченным органом по вопросам миграции населения, или разрешений трудовому иммигранту, выдаваемых органами внутренних дел, а также привлечение работодателем иностранного работника на должность (профессию или специальность), не соответствующую должности (профессии или специальности), указанной в разрешении местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы. | Грубое |
37 | Наличие надлежащим образом принятых актов работодателя в части приема на работу, увольнения, перевода, выплат, отстранения, произведенных удержаний, предоставления отпусков, установления доплат, компенсационных выплат и гарантий | Незначительное |
38 | Внесение работодателем информации о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях и (или) дополнениях, содержащих сведения в части реквизитов работника и работодателя, работы по определенной специальности, профессии, квалификации или должности (трудовую функцию), места выполнения работы, срока трудового договора, даты начала работы, даты заключения и порядкового номера в единую систему учета трудовых договоров | Значительное |
39 | Внедрение системы управления охраной труда и осуществление контроля за ее функционированием | Грубое |
40 | Соблюдение запрета на использование принудительного труда | Грубое |
41 |
Из отчетов по аттестации производственных объектов по условиям труда, представляемых предприятиями, выявление несоответствия по следующим показателям: | Грубое |
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан
№ п/п | Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия |
Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), | Условия /значения, xi | |
условие 1/значение | условие 2/значение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Для профилактического контроля с посещением | |||||
1. |
Наличие договоров обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, обязательного социального страхования работников. | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля | 50 | Наличие | Отсутствие |
0 % | 100 % | ||||
2. | Внесение работодателем информации о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях и (или) дополнениях, содержащих сведения в части реквизитов работника и работодателя, работы по определенной специальности, профессии, квалификации или должности (трудовую функцию), места выполнения работы, срока трудового договора, даты начала работы, даты заключения и порядкового номера в единую систему учета трудовых договоров | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля | 50 | Наличие | Отсутствие |
0 % | 100 % |
Инструкция по заполнению шаблона:
1) Показатели субъективных критериев определяются для однородных групп субъектов (объектов) контроля в каждой сфере государственного контроля.
2) в графе 2 указывается показатель субъективного критерия.
3) в графе 3 указываются приоритетные источники информации.
4) в графе 4 указывается удельный вес по значимости показателя субъективного критерия в баллах. Сумма всех строк по данной графе не должно превышать 100 баллов.
5) в графе 5 указываются условия учета показателя субъективного критерия в расчете степени риска по субъективным критериям и числовые значения показателей субъективных критериев, соответствующие каждому условию. Числовые значения указываются в процентах от 0 до 100, в зависимости от повышения риска. Допустимые значения показателей субъективных критериев регламентируются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Сноска. Проверочный лист - в редакции совместного приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 12.12.2022 № 492 и Министра национальной экономики РК от 12.12.2022 № 123 (вводится в действие с 01.01.2023); с изменением, внесенным совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 05.09.2024 № 359 и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 10.09.2024 № 71 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Проверочный лист за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан о занятости населения в соответствии со статьей 138
_________________________________________________________________________
Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении физических лиц,
юридических лиц, в том числе государственных органов, филиалов
и представительств юридических лиц
_________________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов)
_________________________________________________________________________
контроля
_________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку/профилактического контроля
с посещением субъекта (объекта) контроля
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
объекта) контроля _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ___________________________________
_________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Адрес места нахождения
№ п/п | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | Проведение расследования несчастных случаев, за исключением случаев, подлежащих специальному расследованию | ||
2 | Сообщение о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью, по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду в территориальное подразделение | ||
3 | Предоставление работникам основного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска; дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска; учебного отпуска; отпуска в связи с беременностью и рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет | ||
4 | Соблюдение нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников | ||
5 | Предоставление работникам перерыва для отдыха и приема пищи | ||
6 | Предоставление внутрисменных и специальных перерывов | ||
7 | Обеспечение полноты и своевременности выплаты заработной платы и иных выплат, в том числе по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника | ||
8 | Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, специальной одеждой, за исключением организаций непроизводственной сферы работники которых осуществляют трудовую деятельность в офисных помещениях | ||
9 | Наличие листа временной нетрудоспособности, а также документа, подтверждающего оплату листа временной нетрудоспособности | ||
10 | Компенсационные выплаты за неиспользованные дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска (ежегодных трудовых отпусков) | ||
11 | Наличие отчета о результатах аттестации, подтверждающей проведение работодателем аттестации производственных объектов и вспомогательных подразделений по условиям труда, за исключением организаций непроизводственной сферы работники которых осуществляют трудовую деятельность в офисных помещениях | ||
12 | Наличие службы или специалиста по безопасности и охране труда | ||
13 | Обеспечение работников рабочим местом, оборудованным в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда, оборудованием, инструментами, технической документацией, необходимой для исполнения трудовых обязанностей | ||
14 | Наличие рабочего оборудования, соответствующего нормам безопасности, установленным для данного вида оборудования, с соответствующими техническими паспортом (сертификат), знаками предупреждения и ограждениями или защитными устройствами для обеспечения безопасности работников на рабочих местах | ||
15 | Наличие документации по проведению обучения, инструктирования и проверки знаний по безопасности и охране труда | ||
16 | Наличие договоров обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, обязательного социального страхования работников. При осуществлении работодателем деятельности в рамках договора на оказание услуг по предоставлению персонала в качестве направляющей стороны, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который имеет класс профессионального риска не ниже класса профессионального риска принимающей стороны или самого высокого класса профессионального риска принимающей стороны, в соответствии с заключаемыми им договорами на оказание услуг по предоставлению персонала. | ||
17 | Соблюдение работодателем обязанностей в сфере занятости и профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью от трудового увечья, профессионального заболевания полученного по вине работодателя, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации | ||
18 | Соблюдение порядка применения дисциплинарных взысканий, предусматривающее затребовать от работника объяснение в письменной форме, ознакомление работника с актом работодателя о наложении дисциплинарного взыскания под роспись | ||
19 | Выполнение условий коллективного договора, соглашений социального партнерства | ||
20 | Наличие трудовых договоров в отношении работников | ||
21 | Соблюдение запрета на использование детского труда | ||
22 | Обеспечение работникам равной оплаты за равный труд, а также равные производственно-бытовые условия без какой-либо дискриминации, в том числе в отношении работников направляющей стороны при заключении договора на оказание услуг по предоставлению персонала | ||
23 | Наличие акта работодателя о создании согласительной комиссии по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а также рассмотрение индивидуального трудового спора согласительной комиссией в установленные сроки | ||
24 | Соблюдение гарантий по осуществлению минимального размера месячной заработной платы | ||
25 | Осуществление компенсационных выплат, связанных с особым режимом работы и условиями труда, потерей работы, возмещением работником затрат, связанных с исполнением ими трудовых, государственных или общественных обязанностей | ||
26 | Осуществление компенсационных выплат, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников или иных лиц, не состоящих в трудовых отношениях | ||
27 | Выдача документов, подтверждающих трудовую деятельность работника (трудовая книжка, трудовой договор, выписки из актов работодателя, выписки из ведомости выдачи заработной платы работникам, послужной список, договор о дуальном обучении) | ||
28 | Выдача по требованию работника (в том числе бывшего) в течение пяти рабочих дней с момента обращения справки с указанием специальности (квалификации, должности), времени работы и размера заработной платы, характеристику-рекомендацию, содержащую сведения о квалификации работника и его отношении к работе | ||
29 | При ликвидации, банкротстве работодателя – юридического лица, прекращении деятельности работодателя – физического лица при наличии задолженности перед работником выдача справки о размере образовавшейся задолженности по заработной плате и иным выплатам, оформленную надлежащим образом | ||
30 | Выполнение установленной квоты рабочих мест для лиц с инвалидностью, лиц, состоящих на учете службы пробации, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и граждан из числа молодежи, потерявших или оставшихся до наступления совершеннолетия без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций образования | ||
31 | Представления центру занятости населения информации о предстоящем высвобождении работников в связи с прекращением деятельности работодателя – физического лица либо ликвидацией работодателя – юридического лица, сокращением численности или штата, снижением объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя | ||
32 | Направление центру занятости сведения о наличии вакансий в течение пяти рабочих дней со дня их появления с указанием условий труда и оплаты | ||
33 | Своевременное извещение центра занятости населения о приеме на работу или отказе в приеме на работу | ||
34 | Привлечение работодателем иностранной рабочей силы без разрешения местного исполнительного органа или использование труда иностранцев и лиц без гражданства, не имеющих справок о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданных уполномоченным органом по вопросам миграции населения, или разрешений трудовому иммигранту, выдаваемых органами внутренних дел, а также привлечение работодателем иностранного работника на должность (профессию или специальность), не соответствующую должности (профессии или специальности), указанной в разрешении местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы. Количество привлекаемой работодателем иностранной рабочей силы по разрешениям должно соответствовать определяемому уполномоченным органом по вопросам занятости населения процентному соотношению к численности казахстанских кадров с учетом работников направляющей стороны, осуществляющих трудовую деятельность в рамках договора на оказание услуг по предоставлению персонала. | ||
35 | Наличие надлежащим образом принятых актов работодателя в части приема на работу, увольнения, перевода, выплат, отстранения, произведенных удержаний, предоставления отпусков, установления доплат, компенсационных выплат и гарантий | ||
36 | Внесение работодателем информации о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях и (или) дополнениях, содержащих сведения в части реквизитов работника и работодателя, работы по определенной специальности, профессии, квалификации или должности (трудовую функцию), места выполнения работы, срока трудового договора, даты начала работы, даты заключения и порядкового номера в единую систему учета трудовых договоров | ||
37 | Внедрение системы управления охраной труда и осуществление контроля за ее функционированием, за исключением организаций непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, торговля, услуги по проживанию и питанию,), в том числе организаций работники которых осуществляют трудовую деятельность в офисных помещениях | ||
38 | Соблюдение запрета на использование принудительного труда, за исключением организаций непроизводственной сферы работники которых осуществляют трудовую деятельность в офисных помещениях |
Должностное (ые) лицо (а) _____________________________________________
должность подпись
_____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ____________________________ ____________
должность подпись
____________________________________________________________________";
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Проверочный лист за соблюдением трудового законодательства
Республики Казахстан в отношении организаций непроизводственной сферы
(здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, торговля,
услуги по проживанию и питанию)
Сноска. Проверочный лист исключен совместным приказаом Министра труда и социальной защиты населения РК от 12.12.2022 № 492 и Министра национальной экономики РК от 12.12.2022 № 123 (вводится в действие с 01.01.2023).
Проверочный лист за соблюдением трудового законодательства
Республики Казахстан в отношении организаций непроизводственной сферы
работники которых осуществляют трудовую деятельность в офисных помещениях
Сноска. Проверочный лист исключен совместным приказаом Министра труда и социальной защиты населения РК от 12.12.2022 № 492 и Министра национальной экономики РК от 12.12.2022 № 123 (вводится в действие с 01.01.2023).