Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 25.12.2015 № 1022 и Министра национальной экономики РК от 28.12.2015 № 801 (вводится в действие с 01.01.2016).
В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11, пунктом 3 статьи 13, пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) критерии оценки степени риска в области трудового законодательства Республики Казахстан, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) форму проверочного листа в сфере государственного контроля в области трудового законодательства Республики Казахстан, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (Сарбасов А.А.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;
4) доведение настоящего совместного приказа до сведения местных органов по инспекции труда областей, городов Астана и Алматы;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан сведений об исполнений мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Признать утратившими силу:
1) совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 16 февраля 2011 года № 54-п и Министра экономического развития Республики Казахстан от 16 февраля 2011 года № 35 «Об утверждении Критериев оценки степени рисков в сфере частного предпринимательства» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6811, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2011 года, № 4, ст. 399);
2) совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 16 февраля 2011 года № 55-п и Министра экономического развития Республики Казахстан от 16 февраля 2011 года № 36 «Об утверждении формы проверочного листа при осуществлении государственного контроля государственными инспекторами труда в сфере частного предпринимательства» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6809, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2011 года, № 4, ст. 400).
4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б.
5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр здравоохранения |
Исполняющий обязанности Министра национальной экономики |
«СОГЛАСОВАН»
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_____________________ С. Айтпаева
30 июня 2015 год
Приложение 1
к совместному приказу
Министра здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
от 30 июня 2015 года № 545
и Исполняющего обязанности
Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 30 июня 2015 года № 491
Критерии оценки степени риска в области
трудового законодательства Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области трудового законодательства Республики Казахстан (далее - Критерии) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и Методикой формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки рисков, утвержденной приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 апреля 2015 г. № 343 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан № 11082) для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности работодателя жизни или здоровью работника, его законным интересам при исполнении им трудовых обязанностей, в том числе в результате несчастных случаев;
2) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта;
3) проверяемые субъекты - физические лица, юридические лица, в том числе государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляются контроль и надзор;
4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта.
3. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок формируются посредством объективных и субъективных критериев.
2. Объективные критерии
4. Отнесение проверяемых субъектов к степени риска осуществляется с учетом следующих объективных критериев:
1) уровень опасности проверяемого субъекта в зависимости от осуществляемой деятельности;
2) масштабов тяжести возможных негативных последствий вреда в процессе осуществляемой деятельности;
3) возможности неблагоприятного воздействия на здоровье человека, законные интересы физических и юридических лиц, государства.
5. По объективным критериям к высокой степени риска относятся проверяемые субъекты с численностью работников более 250 человек, осуществляющие деятельность в следующих видах экономической деятельности:
осуществляющие деятельность в следующих травмоопасных видах экономической деятельности, с высокой вероятностью причинения вреда жизни или здоровью человека, законным интересам физических лиц:
горнодобывающая промышленность и разработка карьеров;
строительство (за исключением разработки строительных проектов);
производство, передача и распределение электроэнергии;
водоснабжение, канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов (за исключением сбора, обработки и удаления отходов; утилизации отходов, рекультивации и прочих услуг в области удаления отходов);
сельское, лесное и рыбное хозяйство;
обрабатывающая промышленность (за исключением строительства, ремонта и технического обслуживания кораблей и плавучих конструкций);
транспорт и складирование (за исключением морского и прибрежного пассажирского транспорта, деятельности такси, складского хозяйства и вспомогательной транспортной деятельности, почтовой и курьерской деятельности).
6. Не относятся к высокой степени риска по объективным критериям субъекты:
1) с численностью работников более 250 человек, осуществляющие деятельность по видам экономической деятельности, не предусмотренных пунктом 5 настоящих Критериев;
2) с численностью работников не более 250 человек.
3. Субъективные критерии
7. Распределение и отбор проверяемых субъектов (объектов), отнесенных к высокой степени риска, для проведения выборочных проверок осуществляется посредством субъективных критериев.
Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
1) результаты предыдущих проверок. При этом, степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
2) материалы несчастных случаев на производстве;
3) результаты иных форм контроля.
8. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три группы: грубые, значительные, незначительные.
9. При расчете показателя степени риска определяется удельный вес невыполненных критериев.
10. Один невыполненный критерий грубой степени приравнивается к показателю 100, и субъект относится к высокой степени риска.
11. Если по грубым критериям несоответствие не выявлено, то для определения степени риска рассчитывается суммарное значение по значительным и незначительным критериям.
При определении суммарного показателя значительных критериев к удельному весу невыполненных критериев применяется коэффициент 0,7, и рассчитывается по формуле: Рз = (Р2 х 100/Р1) х 0,7 где:
Рз – показатель значительных критериев;
Р1 – общее количество значительных критериев, предъявленных к проверке проверяемому субъекту (объекту);
Р2 – количество нарушенных значительных критериев.
12. При определении показателя незначительных критериев применяется коэффициент 0,3, и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рн = (Р2 х 100/Р1) х 0,3
где:
Рн – показатель незначительных критериев;
Р1 – общее количество незначительных критериев, предъявленных к проверке проверяемому субъекту (объекту);
Р2 – количество нарушенных незначительных критериев.
13. Общий показатель степени риска (УР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей по всем информационным источникам по следующей формуле:
Р = Рз + Рн
где:
Р – общий показатель степени риска;
Рз – показатель нарушений значительных критериев;
Рн – показатель незначительных критериев.
14. После проведения анализа всех возможных рисков, проверяемые субъекты распределяются по двум степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой степени риска).
15. По показателям степени риска проверяемый субъект относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
16. Кратность проведения выборочной проверки не может быть чаще одного раза в год.
17. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
18. Последующие списки для проведения выборочных проверок составляются после полного охвата выборочными проверками текущего графика.
Приложение
к Критериям оценки степени
риска в области трудового
законодательства
Республики Казахстан
Субъективные критерии оценки степени риска
№ п/п |
Критерии рисков в области трудового законодательства |
Показатели степени риска |
Материалы несчастных случаев на производстве |
||
1. |
Групповой несчастный случай, связанный с трудовой деятельностью на производстве |
Грубый |
2. |
Несчастный случай на производстве со смертельным исходом |
Грубый |
3. |
Несчастный случай на производстве с тяжелым исходом |
Грубый |
4. |
Необеспечение расследования несчастных случаев на производстве |
Грубый |
5. |
Сокрытие факта несчастного случая на производстве |
Грубый |
6. |
Несчастный случай на производстве с легким исходом (более 5 фактов) |
Значительный |
Результаты предыдущих проверок |
||
7. |
Проведение расследования и учета несчастных случаев на производстве |
Грубый |
8. |
Обеспечение полноты и своевременности выплаты заработной платы и иных выплат |
Значительный |
9. |
Проведение аттестации производственных объектов по условиям труда |
Значительный |
10. |
Проведение аттестации по условиям труда в непроизводственных организациях сферы услуг, здравоохранения, образования, подлежащих аттестации и у которых имеются вспомогательные подразделения (вычислительные центры, ремонтно-мастерские, автогараж, банно-прачечные, котельные, склады, медицинские кабинеты и др. технические службы) |
Значительный |
11. |
Наличие службы (специалиста) по безопасности и охране труда |
Значительный |
12. |
Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, специальной одеждой |
Значительный |
13. |
Выдача работникам молока, лечебно-профилактического питания, моющих и дезинфицирующих средств, медицинской аптечки |
Значительный |
14. |
Создание условий безопасности труда, а также обеспеченность работников рабочим местом, оборудованным в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда, оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей |
Значительный |
15. |
Проведение обучения, инструктирования и проверки знаний по безопасности и охране труда |
Значительный |
16. |
Проведение обязательных медицинских осмотров |
Значительный |
17. |
Наличие договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей |
Значительный |
18. |
Предоставление работникам отпусков |
Значительный |
19. |
Соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха |
Значительный |
20. |
Соблюдение работодателем обязанностей в сфере занятости и профессиональной реабилитации инвалидов |
Значительный |
21. |
Обеспечение равных возможностей в реализации прав и свобод в сфере труда (проверяется в случае наличия обращений либо жалоб) |
Значительный |
22. |
Применение дисциплинарного взыскания |
Значительный |
23. |
Выполнение условий коллективного договора |
Значительный |
24. |
Обеспечение трудовых прав отдельных категорий работников |
Значительный |
25. |
Наличие трудовых договоров и их соответствие нормам законодательства |
Незначительный |
26. |
Применение работодателем законодательства Республики Казахстан о занятости населения |
Незначительный |
27. |
Привлечение иностранной рабочей силы и трудовых иммигрантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан |
Незначительный |
28. |
Выполнение особых условий, указанных в разрешении на привлечение иностранной рабочей силы |
Незначительный |
29. |
Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Республики Казахстан за границей |
Незначительный |
30. |
Законность принятых актов работодателя, касающихся трудовых отношений |
Незначительный |
31. |
Осуществление гарантий и компенсационных выплат |
Незначительный |
Приложение 2
к совместному приказу
Министра здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
от 30 июня 2015 года № 545
и Исполняющего обязанности
Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 30 июня 2015 года № 491
Форма
Проверочный лист в сфере государственного контроля
в области трудового законодательства Республики Казахстан
Государственный орган, назначивший проверку
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
_____________________________________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта __________________________________
_____________________________________________________________________
БИН (ИИН) проверяемого субъекта _____________________________________
_____________________________________________________________________
Адрес местонахождения _______________________________________________
№ |
Перечень требований |
Требуется |
Не требуется |
Соответствует требованиям |
Не соответствует требованиям |
В отношении организаций, занимающихся выпуском и изготовлением продукции, разработкой, добычей и переработкой полезных ископаемых, строительством и другими видами производственной деятельности |
|||||
1. |
Проведение аттестации производственных объектов по условиям труда |
||||
2. |
Наличие договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей |
||||
3. |
Наличие службы (специалиста) по безопасности и охране труда |
||||
4. |
Проведение расследования и учета несчастных случаев на производстве |
||||
5. |
Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, специальной одеждой |
||||
6. |
Выдача работникам молока, лечебно-профилактического питания, моющих и дезинфицирующих средств, медицинской аптечки |
||||
7. |
Создание условий безопасности труда, а также обеспеченность работников рабочим местом, оборудованным в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда, оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей |
||||
8. |
Проведение обучения, инструктирования и проверки знаний по безопасности и охране труда |
||||
9. |
Проведение обязательных медицинских осмотров |
||||
10. |
Привлечение иностранной рабочей силы и трудовых иммигрантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан |
||||
11. |
Выполнение особых условий, указанных в разрешении на привлечение иностранной рабочей силы |
||||
12. |
Полнота и своевременность выплаты заработной платы и иных выплат |
||||
13. |
Осуществление гарантий и компенсационных выплат |
||||
14. |
Выполнение условий коллективного договора |
||||
15. |
Наличие трудовых договоров и их соответствие нормам законодательства |
||||
16. |
Обеспечение соответствия положений актов работодателя нормам законодательства |
||||
17. |
Соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха |
||||
18. |
Предоставление работникам отпусков |
||||
19. |
Обеспечение трудовых прав отдельных категорий работников |
||||
20. |
Сроки и порядок применения дисциплинарных взысканий |
||||
21. |
Соблюдение работодателем законодательства Республики Казахстан о занятости населения |
||||
22. |
Обеспечение равных возможностей в реализации прав и свобод в сфере труда |
||||
23. |
Соблюдение работодателем обязанностей в сфере занятости и профессиональной реабилитации инвалидов |
||||
24. |
Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Республики Казахстан за границей |
||||
В отношении организаций непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, торговля, услуги по проживанию и питанию) |
|||||
1. |
Проведение аттестации по условиям труда в непроизводственных организациях сферы услуг, здравоохранения, образования, подлежащих аттестации и у которых имеются вспомогательные подразделения (вычислительные центры, ремонтно-мастерские, автогараж, банно-прачечные, котельные, склады, медицинские кабинеты и др. технические службы) |
||||
2. |
Наличие договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей |
||||
3. |
Наличие службы (специалиста) по безопасности и охране труда |
||||
4. |
Проведение расследования и учета несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью |
||||
5. |
Проведение обучения, инструктирования и проверки знаний по безопасности и охране труда. |
||||
6. |
Проведение обязательных медицинских осмотров |
||||
7. |
Привлечение иностранной рабочей силы и трудовых иммигрантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан |
||||
8. |
Выполнение особых условий, указанных в разрешении на привлечение иностранной рабочей силы |
||||
9. |
Полнота и своевременность выплаты заработной платы и иных выплат |
||||
10. |
Осуществление гарантий и компенсационных выплат |
||||
11. |
Выполнение условий коллективного договора |
||||
12. |
Наличие трудовых договоров и их соответствие нормам законодательства |
||||
13. |
Обеспечение соответствия положений актов работодателя нормам законодательства |
||||
14. |
Соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха |
||||
15. |
Предоставление работникам отпусков |
||||
16. |
Обеспечение трудовых прав отдельных категорий работников |
||||
17. |
Сроки и порядок применения дисциплинарных взысканий |
||||
18. |
Соблюдение работодателем законодательства Республики Казахстан о занятости населения |
||||
19. |
Обеспечение равных возможностей в реализации прав и свобод в сфере труда (проверяется в случае наличия обращений либо жалоб) |
||||
В отношении организаций непроизводственной сферы, работники |
|||||
1. |
Наличие договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей |
||||
2. |
Привлечение иностранной рабочей силы и трудовых иммигрантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан |
||||
3. |
Выполнение особых условий, указанных в разрешении на привлечение иностранной рабочей силы |
||||
4. |
Полнота и своевременность выплаты заработной платы и иных выплат |
||||
5. |
Осуществление гарантий и компенсационных выплат |
||||
6. |
Выполнение условий коллективного договора |
||||
7. |
Наличие трудовых договоров и их соответствие нормам законодательства |
||||
8. |
Обеспечение соответствия положений актов работодателя нормам законодательства |
||||
9. |
Соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха |
||||
10. |
Предоставление работникам отпусков |
||||
11. |
Обеспечение трудовых прав отдельных категорий работников |
||||
12. |
Сроки и порядок применения дисциплинарных взысканий |
||||
13. |
Соблюдение работодателем законодательства Республики Казахстан о занятости населения |
||||
14. |
Обеспечение равных возможностей в реализации прав и свобод в сфере труда |
Должностное (ные) лицо (а) __________________________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О. (при его наличии)
_____________________________________________________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О. (при его наличии)
Руководитель
проверяемого субъекта________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), должность) (подпись)