Примечание РЦПИ.
В тексте документа сохранена пунктуация и орфография оригинала.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" Акмолинский областной маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемые Правила содержания и защиты зеленых насаждений, благоустройства территорий городов и населенных пунктов Акмолинской области.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня государственной регистрации в Департаменте юстиции Акмолинской области и вводится в действие со дня официального опубликования.
Председатель сессии Акмолинского областного маслихата |
Ж.Камелиденов |
Секретарь Акмолинского областного маслихата |
Д.Нурмулдин |
Утверждены решением Акмолинского областного маслихата от 30 сентября 2015 года № 5С-41-10 |
Правила содержания и защиты зеленых насаждений, благоустройства территории городов и населенных пунктов Акмолинской области
1. Общие положения
1. Настоящие Правила содержания и защиты зеленых насаждений, благоустройства территорий городов и населенных пунктов Акмолинской области (далее – Правила) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан от 1 июля 1999 года, Земельным кодексом Республики Казахстан от 20 июня 2003 года, Экологическим Кодексом Республики Казахстан от 9 января 2007 года, Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года "Об административных правонарушениях", Законами Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" (далее – Законы), от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", Типовыми Правилами содержания и защиты зеленых насаждений, благоустройства территорий городов и населенных пунктов, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года, и иными нормативными правовыми актами.2. Правила определяют порядок и регулируют отношения в сфере содержания и защиты зеленых насаждений, благоустройства территорий городов и населенных пунктов Акмолинской области.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) благоустройство – совокупность работ и мероприятий, осуществляемых в целях приведения той или иной территорий в состояние, пригодное для нормального использования по назначению, созданию здоровых, удобных и культурных условий жизни населения;
2) омолаживание – сильное укорачивание скелетных и полускелетных ветвей, проживания и регулирование побегов, обрезка ствола на высоте не менее 3,5 метров у взрослых деревьев, пригодных для омолаживания со здоровыми штамбами и стволами, потерявшими свои декоративные качества вследствие усыхания вершин и ветвей;
3) зеленый массив – озелененная территория, насчитывающая не менее 50 экземпляров деревьев на территории не менее 0,125 га, независимо от видового состава;
4) зеленые насаждения – древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного происхождения и искусственно высаженные, которые в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом и составляют единый городской зеленый фонд;
5) уничтожение зеленых насаждений – повреждение зеленых насаждений, повлекшее их гибель;
6) содержание и защита зеленых насаждений – система правовых, административных организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений (в том числе компенсационное восстановление зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных), зеленных территорий и зеленых массивов;
7) сохранение зеленых насаждений – комплекс мероприятий, направленных на сохранение особо ценных пород насаждений, попадающих под пятно благоустройства;
8) земли общего пользования – земли занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (инженерные системы общего пользования);
9) озелененные территории – участок земли, на котором располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники;
10) твердые бытовые отходы - коммунальные отходы в твердой форме;
11) компенсационная посадка – посадка зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных;
12) проезд - элемент дороги, обеспечивающий подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, объектам застройки внутри микрорайонов, кварталов, населенных пунктов;
13) тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой;
14) уполномоченный орган – местный исполнительный орган районов, городов областного значения осуществляющий функции в области жилищно-коммунального хозяйства;
15) организация – субъект частного предпринимательства, осуществляющий необходимую для проводимых работ деятельность, имеющее материальные и квалифицированные трудовые ресурсы либо юридические лицо, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ним юридические лица;
16) малые архитектурные формы - объекты декоративного характера и практического использования (скульптуры, фонтаны, барельефы, вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, оборудование и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения);
17) прилегающая территория - территория (в границах 5 метров по периметру), непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц.
2. Содержание и защита зеленых насаждений
4. Все зеленые насаждения, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилья и личного подсобного хозяйства, на дачных участках и на участках кладбищ, находящихся в ведении коммунальных служб образуют единый зеленый фонд и подлежат защите.5. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается. Развитие озелененных территорий производится в соответствии с долгосрочной комплексной схемой озеленения населенного пункта.
6. Все виды работ по озеленению следует выполнять по утвержденным проектам, в соответствии с рабочими чертежами. При проведении работ по озеленению и благоустройству, за качеством и соответствием выполняемых работ утвержденному проекту, рабочим чертежам ведется авторский надзор в соответствии с Законами.
7. Содержание зеленых насаждений включает в себя основные виды работ по озеленению:
1) посадка зеленых насаждений;
2) рыхление почвы с устройством приствольных лунок, побелка деревьев;
3) устройство цветников, газонов, прополка сорняков, покос травы;
4) полив зеленых насаждений на протяжении всего вегетационного периода;
5) обрезка, пересадка, снос (санитарная рубка аварийных, сухостойных, перестойных деревьев и кустарников) зеленых насаждений;
6) внесение удобрений;
7) борьба с вредителями и болезнями зеленых насаждений.
8. Пересадка зеленых насаждений осуществляется в течение года при условии соблюдения специальных технологий пересадок. В целях эффективной приживаемости деревьев лиственных и хвойных пород их пересадку рекомендуется проводить в период с наступления осени до ранней весны.
9. Работы по омолаживанию деревьев и прореживание густо произрастающих деревьев проводятся до начала вегетации или поздней осенью.
10. При производстве строительно-монтажных работ все насаждения, подлежащие сохранению на данном участке, предохраняются от механических и других повреждений специальными защитными ограждениями, обеспечивающим эффективность их защиты.
11. В случае невозможности сохранение зеленых насаждений на участках, отводимых под строительство или производство других работ, производится вырубка или пересадка зеленых насаждений.
12. Вырубка зеленых насаждений осуществляется в случаях:
1) обеспечение условий для размещения объектов строительства, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией;
2) обслуживание объектов инженерного благоустройства, надземных коммуникаций;
3) ликвидация аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства;
4) необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений;
5) санитарной вырубки старых насаждений, создающих угрозу безопасности здоровью и жизни людей, а также могущих повлечь ущерб имуществу физическому и юридическому лицу.
13. Снос, пересадка, кронирование зеленых насаждений допускается только по разрешению, согласно приложению 1 к Правилам, выдаваемому уполномоченным органом.
14. Для получения разрешения на снос, пересадку, кранирование зеленых насаждений физическое или юридическое лицо предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:
письменное заявление согласно приложению 2 к настоящим Правилам, в котором указываются адрес, вид работ, количество и породы деревьев, причины, по которым необходимо выполнение работ на зеленых насаждениях;
правоустанавливающие документы на земельный участок;
топосъемку с отмеченными зелеными насаждениями или фотографии участка земли с зелеными насаждениями;
Проектные организации дополнительно представляют:
утвержденный проект;
согласование с коммунальными службами.
15. Срок рассмотрения заявлений со дня подачи в уполномоченный орган – 15 календарных дней.
16. При рассмотрении поступивших заявлений уполномоченный орган обследует, определяет целесообразность и возможность выполнения работ на зеленых насаждениях, оформляет акт обследования зеленых насаждений с выездом на место и выдает заключение о необходимости санитарной рубки (выборочной, сплошной), сноса, пересадки зеленых насаждений, кранирования и иных видах работ на зеленых насаждениях.
17. При получении заключения уполномоченного органа на снос зеленых насаждений, физическое или юридическое лицо, заключает договор с организацией, имеющей лицензию на проведение оценки зеленых насаждений с последующим перечислением денежных средств (стоимости сносимых зеленых насаждений) в местный бюджет. Либо восстанавливает снесенные зеленые насаждения, в соотношении не менее 1:2 или аналогичными древесными породами, в количестве равной не менее сносимой биомассе деревьев, указанной в заключении комиссией на снос.
После предоставления отчета о рыночной стоимости деревьев, подлежащих сносу, и квитанции об оплате в местный бюджет либо гарантийного письма о посадке зеленых насаждений в течении весенне-осеннего периода, следующего за сносом, и проведению в течение двух лет уходных работ за пересаженными или посаженными зелеными насаждениями, заявитель получает разрешение на снос зеленных насаждений в уполномоченном органе.
18. После получения разрешения уполномоченного органа физическое или юридическое лицо выполняет своими силами снос (пересадку), кронирования и иных видов работ зеленых насаждений или обращается для сноса, пересадки, зеленых насаждений в организации, выполняющие данные виды работ.
19. В случае аварийного падения деревьев, в результате ветровала и других случаев природного характера, дорожно-транспортных происшествий, уборка упавшего дерева, своевременная санитарная очистка места падения и вывоз древесных остатков на землях общего пользования и на территориях зданий, сооружений, многоэтажных жилых домов возлагается на организации по обслуживаемым участкам или на организации, которым принадлежит данная территория, в границах землепользования.
20. В случае естественного падения произрастающих или поврежденных зеленых насаждений, при невозможности установления виновных лиц, восстановление зеленых насаждений производится за счет средств местного бюджета.
21. Для проведения компенсационных посадок на территории города и населенного пункта уполномоченном органам определяются специальные участки.
22. Компенсационные посадки на землях общего и специального пользования проводятся организациями, осуществляющими озеленение, уход и содержание зеленых насаждений на землях общего пользования.
3. Благоустройство территорий городов и населенных пунктов
Параграф 1. Обеспечение чистоты и порядка
23. Юридические и физические лица соблюдают чистоту и поддерживают порядок на всей территории, в том числе на территориях частных домовладений, не допускают повреждения и разрушения элементов благоустройства (дорог, тротуаров, газонов, малых архитектурных форм, освещения, водоотвода).24. Текущее санитарное содержание местности осуществляется организациями, осуществляющими деятельность в данной сфере.
25. Физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, в том числе владельцы капитальных и временных объектов:
1) обеспечивают санитарное содержание и благоустройство отведенной территории за счет своих средств самостоятельно либо путем заключения договоров с организациями;
2) бережно относятся к объектам любой собственности, информируют соответствующие органы о случаях причинения ущерба объектам государственной собственности;
3) содержат в технически исправном состоянии и чистоте таблички с указанием улиц и номеров домов;
4) содержат ограждения (заборы) и малые архитектурные формы в надлежащем состоянии (покраска, побелка с внешней стороны ограждения (забора).
Параграф 2. Организация уборки территорий
26. Уборка и содержание мест общего пользования включают в себя следующие виды работ:1) уборка и вывоз мелкого и бытового мусора и отходов;
2) уборка и вывоз крупногабаритного мусора и отходов;
3) подметание;
4) покос и вывоз камыша, бурьяна, травы и иной дикорастущей растительности;
5) ремонт и окраска ограждений и малых архитектурных форм.
27. Уборка территории общего пользования, занятых парками, скверами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами, в том числе расположенными на них тротуарами, пешеходными зонами, лестничными производится физическими и юридическими лицами и субъектами закрепления территорий, у которых данные объекты находятся на обслуживании и эксплуатации.
28. Собственники объектов обеспечивают санитарную очистку и уборку прилегающей территории (автостоянки, боксовые гаражи, ангары, складские подсобные строения, сооружения, объекты торговли и услуг) организациями коммунального хозяйства или же производят ее самостоятельно.
29. Уборка тротуаров, расположенных вдоль улиц и проездов, остановочных площадок пассажирского транспорта производится организациями, ответственными за уборку и содержание проезжей части.
30. Уборка и мойка остановочных комплексов и прилегающих к ним территорий на остановочных площадках общественного пассажирского транспорта, территорий платных автостоянок, гаражей, а также подъездных путей, прилегающей территории осуществляются их владельцами.
31. Вывоз строительного мусора при проведении дорожно-ремонтных работ производится организациями, производящими эти работы.
32. Во избежание засорения водосточной сети не допускается сброс мусора в водосточные коллекторы, дождеприемные колодцы и арычную систему.
33. Владельцы и эксплуатирующие организации надземных инженерных сооружений обеспечивают санитарное содержание прилегающей территории в границах охранных зон инженерных сетей.
34. Вывоз снега с улиц и проездов должен осуществляться на специально подготовленные площадки. Не допускается вывоз снега вне согласованные местными исполнителями органами места.
35. Места временного складирования снега после снеготаяния должны быть очищены от мусора и благоустроены.
Параграф 3. Сбор и вывоз отходов
36. Физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуется отходы производства и потребления обеспечивают безопасное обращение с отходами с момента их образования. Физические и юридические лица складируют твердые бытовые отходы в контейнеры для твердых бытовых отходов.37. Вывоз твердых бытовых отходов осуществляться организациями в сроки, согласно утвержденного графика, установленного уполномоченным органом. Графики вывешиваются на площадках по сбору твердых бытовых отходов.
38. Физическим и юридическим лицам, осуществляющим строительство и (или) ремонт недвижимых объектов, необходимо заключать договоры на утилизацию строительного мусора, производить его вывоз самостоятельно на определенные места или по договору с организацией, осуществляющий вывоз мусора.
39. На территории домовладений располагаются специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для специализированного транспорта. Площадки для установки контейнеров имеют бетонное или асфальтированное покрытие и ограждение. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять контейнеры с крышками.
40. Не допускается сброс и складирование золы в контейнеры для твердых бытовых отходов и на контейнерные площадки.
41. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, жидкие отходы из не канализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.
42. Вывоз жидких отходов производится на специализированном автотранспорте в специально отведенные места. Контейнеры после опорожнения обрабатываются дезинфицирующим раствором на местах или заменяются чистыми, прошедшими, обработку на местах опорожнения. Места обработки контейнеров необходимо оборудовать установками для чистки, мойки и дезинфекции с подводкой горячей и холодной воды, организацией стока.
43. Жидкие бытовые отходы и крупногабаритный мусор не подлежит сбросу в мусоропровод.
44. Эксплуатацию мусоропровода осуществляет эксплуатирующая организация, в ведении которой находится жилой дом.
45. Физические лица обеспечивают безопасный сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов в специальные контейнеры для сбора ртутьсодержащих ламп и приборов, расположенных на территории контейнерных площадок.
46. Организация, эксплуатирующие и обслуживающие контейнерные площадки, и контейнеры:
1) обеспечивают надлежащее санитарное содержания контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий;
2) производят их своевременный ремонт и замену непригодных к дальнейшему использованию контейнеров;
3) принимают меры по обеспечению регулярной мойки, дезинфекции, дезинсекции, дератизации против мух, грызунов мусороприемных камер, площадок, а также сборников отходов.
47. Уборку мусора, просыпавшегося при выгрузке из контейнеров в мусоровоз, производят работники организации, осуществляющей вывоз твердых бытовых отходов.
48. На вокзалах, рынках, в аэропорту, парках, зонах отдыха, на площадях, в учреждениях образования, здравоохранения, на улицах, остановках общественного пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты устанавливаются урны для мусора. Урны устанавливаются на расстоянии не менее 50 метров одна от другой в местах массового посещения населения; во дворах, в парках, на площадях на расстоянии от 10 до 100 метров. На остановках пассажирского транспорта и у входов в торговые объекты устанавливаются по две урны.
49. Установка, очистка и мойка урн производятся организациями, эксплуатирующими территории, либо во владении или пользовании которых находятся территорий. Очистка урн производится по мере их заполнения, но не реже одного раза в день.
Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
Параграф 4. Благоустройство улиц, жилых кварталов и микрорайонов
50. Жилые зоны микрорайонов и кварталов оборудуются площадками для мусорных контейнеров, сушки белья, отдыха, игр детей, занятий спортом, выгула домашних животных, автостоянками, парковками, зелеными зонами.51. Количество, размещение и оборудование площадок должны соответствовать строительным и санитарным нормам.
Параграф 5. Содержание фасадов зданий и сооружений
52. Физические и юридические лица, в ведении которых находятся здания и сооружения, собственники зданий и сооружений обеспечивают своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов указанных объектов и их отдельных элементов (балконы, лоджии, водосточные трубы), а также поддерживают в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах информационные таблички, памятные доски. Производится световое оформление витрин магазинов и офисов, выходящих фасадами на улицы.53. Самовольное переоборудование фасадов зданий и конструктивных элементов не допускается.
Параграф 6. Содержание наружного освещения и фонтанов
54. Включение наружного освещения улиц, дорог, площадей, набережных и иных освещаемых объектов производится при снижении уровня естественной освещенности в вечерние сумерки до 20 люкс, а отключение в утренние сумерки при ее повышении до 10 люкс по графику, утвержденному местным исполнительным органом.55. Элементы устройств наружного освещения и контактной сети, металлические опоры, кронштейны содержатся в чистоте, не имеют очагов коррозии и окашиваются. Замена перегоревших светильников осуществляется соответствующими организациями.
56. Вышедшие из строя газоразрядные лампы, содержащие ртуть хранятся в специально отведенных для этих целей помещениях и вывозятся на специальные предприятия для их утилизации. Указанные типы ламп на полигон не вывозятся.
57. Вывоз сбитых опор освещения и контактной сети электрифицированного транспорта осуществляется владельцем опоры на основных магистралях незамедлительно; на остальных территориях, а также демонтируемых опор - в течение суток.
58. Уполномоченный орган обеспечивает надлежащее состояние и эксплуатацию фонтанов находящийся в коммунальной собственности.
59. Сроки включения фонтанов, режимы их работы, график промывки и очистки чаш, технологические перерывы и окончание работы определяются уполномоченным органом.
60. В период работы фонтанов очистка водной поверхности от мусора производится ежедневно. Эксплуатирующие организации содержат фонтаны в чистоте также в период их отключения.
Приложение 1 к Правилам содержания и защиты зеленых насаждений, благоустройства территории городов и населенных пунктов Акмолинской области |
Государственное учреждение "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог
_________________________________________"(города, района)
РАЗРЕШЕНИЕ №____
на _________________________________________________________________
(указать вид работ (снос, пересадка, кронирование зеленых насаждений и иное)
Заказчику _____________________________________________________
(наименование юридического лица, фамилия имя отчество физического лица)
разрешается ________________________________________________________
(характер выполняемых работ)
по адресу (объекту): _______________________________________________
основание разрешения: ______________________________________________
начало и окончание работ с "__" ______20__года по "__" ______20__года
Работа должна быть начата и закончена в сроки, указанные в настоящем разрешении.
При этом, первому руководителю предписывается проводить полный комплекс мероприятий по защите, содержанию и сохранению зеленых насаждений.
Я, ___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество представителя юридического лица, физического лица)
обязуюсь все вышеуказанные условия и работу выполнить в срок, установленный в разрешении.
Руководитель государственного учреждения
"Отдел жилищно-коммунального хозяйства,
пассажирского транспорта и автомобильных дорог
_____________________" _________ ___________________________
(населенного пункта) (подпись) (Фамилия, имя, отчество)
М.П.
(города, района)
от ____________________________
адрес _________________________
телефон ______________________
Заявление
Прошу Вас дать разрешение на _________________________________
____________________________________________________________________
(указать вид планируемых работ)
________ штук деревьев (кустарников) породы (вида) __________________
по адресу (объекту) _________________________________________________
в связи _____________________________________________________________
(указать цель и причины проведения работ)
Приложение:
Для физических и юридических лиц:
правоустанавливающие документы на землю;
топосъемку с отмеченными зелеными насаждениями или фотографии участка земли с зелеными насаждениями.
Для проектных организаций:
утвержденный проект;
согласование с коммунальными службами;
топосъемку с отмеченными зелеными насаждениями или фотографии участка земли с зелеными насаждениями;
(При обращении по доверенности - приложить к заявлению копии доверенности, удостоверения личности)
________________ ___________________________
(дата) (подпись)