Сноска. Утратило силу - постановлением акимата Павлодарской области от 14.12.2022 № 345/5 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" акимат Павлодарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования.
2. Государственному учреждению "Управление образования Павлодарской области" в установленном законодательством порядке обеспечить:
государственную регистрацию настоящего постановления в территориальном органе юстиции;
в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления в территориальном органе юстиции направление на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе "Әділет".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима области Садибекова Г. К.
4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким области | К. Бозумбаев |
Утвержден постановлением акимата Павлодарской области от 26 февраля 2015 года № 56/2 |
Сноска. Приложение - в редакции постановления акимата Павлодарской области от 10.07.2019 № 204/2 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования
1. Общие положения
1. Настоящие Правила регулируют деятельность Психологической службы в организациях среднего образования (далее - Психологическая служба).
2. Деятельность Психологической службы осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", Конвенции о правах ребенка, а также настоящих Правил.
3. Структура Психологической службы определяется типом, видом и потребностями организации образования, количеством штатных единиц.
4. В состав Психологической службы входят заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники школы, классные руководители и при наличии в штате - логопеды, дефектологи и тифлопедагоги.
5. Деятельность членов Психологической службы осуществляется согласно квалификационным требованиям и должностным инструкциям.
2. Цели и задачи Психологической службы
6. Цель Психологической службы - сохранение психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.
7. Задачи Психологической службы:
1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
3) обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
4) проведение психологической диагностики, в том числе и с целью выявления суицидальных рисков, а также развитие творческого потенциала обучающихся;
5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;
6) охрана психического здоровья обучающихся;
7) оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;
8) повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.
3. Основные направления и содержание деятельности Психологической службы
8. Психологическая служба осуществляет свою деятельность по направлениям: психодиагностика, консультирование, просветительско-профилактическая и коррекционно-развивающая работа, социальное взаимодействие.
9. Психодиагностическое направление включает следующие виды деятельности:
1) психологическая диагностика обучающихся с целью определения их психического развития;
2) подготовка материалов для педагогического консилиума (комплексное психологическое обследование обучающихся с целью их адаптации, развития и социализации);
3) психологическая диагностика способностей, интересов и склонностей обучающихся;
4) подготовка заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.
10. Консультативное направление включает следующие виды деятельности:
1) консультирование обучающихся, родителей и педагогов по их запросам;
2) индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
4) организация посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
11. Просветительско-профилактическая работа включает:
1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;
2) профилактика дезадаптации обучающихся;
3) профилактика асоциального поведения обучающихся;
4) социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов;
5) содействие работе методических объединений и педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов;
6) оформление стенда или уголка психолога в школе (в рекреации) с указанием служб оказания психологической помощи по Республике Казахстан и Павлодарской области (телефоны доверия, адреса анонимных медицинских и психологических центров и служб), и выставление тематических стендовых, а также раздаточных материалов;
7) участие в школьных мероприятиях (родительские собрания и прочее) по профилактике дезадаптации и асоциального поведения учащихся с привлечением специалистов из центров профилактики суицидального поведения (Кризисный центр, медицинские учреждения по профилактике раннего сексуального развития, Центр здорового образа жизни, Центр развития молодежных инициатив и прочее).
12. Коррекционно-развивающее направление включает:
1) проведение тренингов личностного роста;
2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов;
3) планирование коррекции конфликтных межличностных отношений;
4) оказание помощи обучающимся (по запросу обучающихся) в развитии специальных возможностей (одаренные дети в спорте, в творчестве или интеллектуальном компоненте);
5) участие в духовно-нравственном воспитании обучающихся (через школьные тематические мероприятия, внешкольную деятельность, уроки по предмету "Самопознание" и прочее);
6) разработка коррекционных программ по типу нарушения с учетом рекомендаций учителей-предметников и специалистов (дефектолог, логопед, тифлопедагог и другие);
7) разработка рекомендаций для педагогов, родителей или законных представителей с целью улучшения адаптации учащихся к учебному процессу.
13. Социальное взаимодействие включает:
1) сотрудничество со специалистами (врачи, дефектологи, логопеды, тифлопедагоги) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;
2) формирование банка данных о социально-медико-психологических службах городов и районов;
3) взаимодействие с методическим объединением педагогов-психологов, психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов и методическими кабинетами отделов образования.
14. Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, размещенного в отдельном помещении, обеспеченного необходимыми условиями для выполнения функций.
15. Деятельность Психологической службы координируется местным исполнительным органом в области образования, районными, городскими органами образования.
4. Документация по деятельности Психологической службы
16. Психологическая служба в рамках своей компетенции разрабатывает и ведет следующую документацию:
1) перспективный и текущий планы работы Психологической службы, утвержденные руководителем организации образования;
2) журнал учета видов работ Психологической службы;
3) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы за установленные периоды ( квартал, полугодие, год);
4) индивидуальные карты психологического развития обучающихся; групповые психологические портреты;
5) результаты психологического обследования, заключения и рекомендации.
17. В методическое обеспечение деятельности Психологической службы включаются программы, методические рекомендации, разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы.
5. Заключительное положение
18. Деятельность Психологической службы обеспечивает и контролирует руководитель организации образования.