Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.01.2022 № 7 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 47) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра просвещения РК от 03.07.2023 № 194 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемую методику прогнозирования потребности организаций образования, реализующих программы дошкольного воспитания и обучения, общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального образования, в учебниках и учебно-методических комплексах.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.01.2022 № 7 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Департаментам дошкольного и среднего образования, информационных технологий (Жонтаева Ж.А.) и модернизации технического и профессионального, послесреднего образования (Каленова Д.Ж.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и Информационно-правовой системе "Әділет", а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информаци Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирющего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | |
образования и науки | |
Республики Казахстан | А. Саринжипов |
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 97 |
Методика прогнозирования потребности организаций образования, реализующих программы дошкольного воспитания и обучения, общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального образования, в учебниках и учебно-методических комплексах
Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.01.2022 № 7 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Общие положения
1. Настоящая Методика прогнозирования потребности организаций образования, реализующих программы дошкольного воспитания и обучения, общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального образования, в учебниках и учебно-методических комплексах (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 47) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании".
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 03.07.2023 № 194 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).2. В настоящей Методике используются следующие определения:
1) прогнозирование – процесс разработки прогноза;
2) метод прогнозирования – способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза;
3) учебник – книга, содержащая систематизированное изложение содержания образования по учебному предмету (дисциплине), определенное Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан, типовым учебным планом и типовой учебной программой, являющаяся основным средством организации процесса обучения;
4) учебно-методический комплекс (далее - УМК) – совокупность единичных учебных и методических изданий, сопровождающих учебник и направленных на обеспечение освоения обучающимися содержания учебных предметов (дисциплин);
5) методы экстраполяции – метод исследования, который основан на распространении прошлых и настоящих тенденций, закономерностей, связей на будущее развитие объекта прогнозирования.
3. Значение прогнозирования потребности дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования (далее – организаций образования), технического и профессионального образования (далее - ТиПО) в учебниках и УМК заключается в реализации следующих аспектов с учетом цикла фондирования на 4 года:
1) определение численности обучающихся, которых необходимо обеспечить в начале соответствующего учебного года переиздаваемыми учебниками и УМК;
2) определение динамики дополнительного выпуска непереиздаваемых учебников и УМК и выпуска переиздаваемых учебников и УМК по языкам обучения в перспективе на 4 года;
3) своевременное планирование объемов бюджетных средств на приобретение учебников и УМК с учетом миграции и прироста населения.
4. Основными источниками для прогнозирования потребности организаций образования в учебниках и УМК являются:
1) итоги плановой переписи населения, которые регулярно проводятся 1 раз в 10 лет и дают сведения о численности населения в стране в целом, его регионах и населенных пунктах. Они позволяют увидеть динамику изменения численности населения (естественное и механическое (миграционное), по каждой возрастной группе населения (в том числе по детской);
2) динамика демографических показателей населения по возрастам;
3) учет миграции и прироста населения;
4) данные о движении воспитанников и обучающихся, позволяющие получить число прибывших и выбывших в разрезе организации образования, ТиПО по группам, классам и языкам обучения;
5) данные текущего учета библиотечного фонда (определение количества ветхих и устаревших учебников и УМК).
2. Методы прогнозирования потребности организаций образования и
ТиПО в учебниках и УМК
5. Метод прогнозирования представляет собой способ рассмотрения объекта прогнозирования, необходимый для составления прогноза.
6. Для прогнозирования потребности организаций образования и организаций ТиПО в учебниках и УМК применяются количественные методы прогнозирования.
7. Среди множества количественных методов как самые простейшие выделяют методы экстраполяции (анализа временных или динамических рядов).
8. Метод экстраполяции основан на расчете среднегодовых коэффициентов роста или снижения прогнозируемого показателя.
9. При прогнозировании потребностей организаций образования и организаций ТиПО в учебниках и УМК учитываются следующие аспекты:
1) прогнозы изменения контингента детей в дошкольных организациях;
2) поступление детей в первый класс;
3) прогнозы миграции обучающихся;
4) поступление в организации ТиПО после 9 (10) класса;
5) потребности организаций образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК по языку обучения в разрезе регионов.
В прогнозировании потребности организаций образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК исходная численность воспитанников и обучающихся, наполняемость классов "передвигается" в будущее. При этом численность уменьшается в результате миграции (выбывшие), за счет поступивших в организации ТиПО после 9 (10) класса и пополняется за счет детей, поступивших в 1 класс и прибывших в результате миграции.
3. Технология прогнозирования потребности организаций
образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК
10. Прогнозные расчеты по обеспечению учебниками и УМК учащихся в организациях образования по циклу фондирования составляются отдельно по каждому классу и в целом по организации образования согласно приложению 1 к настоящей Методике.
11. Прогнозные расчеты по обеспечению учебниками и УМК обучающихся в организации ТиПО составляются согласно приложению 2 к настоящей Методике.
12. Потребности организаций образования в учебниках и УМК прогнозируются по двум видам:
1) формирование потребности организаций образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК по языку обучения;
2) формирование потребности организаций образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК в разрезе регионов.
13. Прогнозирования потребности организаций образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК состоит из двух частей:
1) определение потребности организаций образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК на один учебный год;
2) установление связи между потребностью организаций образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК на один учебный год и потребностью на последующие годы.
14. На потребности организаций образования в учебниках и УМК влияют:
) Миграция населения
Часть обучающихся уезжает за пределы региона в1, в то же время есть доля приезжающих обучающихся из-за пределов региона в2. Тогда потери будут оцениваться величиной:
=
2 –
1.
К этим потерям относится и часть обучающихся, переведенных в другие организации образования, ТиПО (
1) и переведенных из других организаций образования в данную организацию образования и ТиПО (
2) внутри региона (населенного пункта).
Указанные характеристики ситуации относительно численности обучающихся в организациях образования и организациях ТиПО приводят к двум результатам:
если знак потери будет положительный, то потребности организаций образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК увеличиваются;
если знак потери будет отрицательный, то потребности организаций образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК уменьшаются.
2) Демографический фактор
Этот фактор в зависимости от ситуации в двух случаях увеличивает или уменьшает потребности организаций образования, ТиПО в учебниках и УМК:
прибытие обучающихся в первый класс больше, чем в предыдущем году (увеличивает потребность);
прибытие обучающихся в первый класс меньше, чем в предыдущем году (уменьшает потребность).
3) Поступление в организации ТиПО
Указанный фактор определяет направленность на снижение контингента обучающихся после 9 (10) класса, что приводит к уменьшению потребности организаций образования в учебниках и УМК и увеличению обучающихся в организациях ТиПО.
15. Для получения прогноза общей потребности по языку обучения в разрезе регионов рассматривается и определяется сумма составляющих факторов:
1) уменьшающих потребности организаций образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК;
2) увеличивающих потребности организаций образования, организаций ТиПО в учебниках и УМК.
Форма
Прогнозные расчеты по обеспечению учебниками и УМК обучающихся
в организации образования по циклу фондирования
____ класса школы _________, __________ района, _________ области из
фонда школьной библиотеки на 4 года
№ | Регион | Количество обучающихся | Учебный предмет | Язык обучения | Вид учебного издания | Максимальное количество учебных изданий | Итого необходимых учебников и УМК | |||
20__/20__ | 20__/20__ | 20__/20__ | 20__/20__ | |||||||
|
Форма
Прогнозные расчеты по обеспечению учебниками и УМК обучающихся
в организации
ТиПО ____ группа школы _________, __________ района, _________
области из фонда библиотеки на 4 года
№ | Регион | Количество обучающихся | Учебный предмет | Язык обучения | Вид учебного издания | Максимальное количество учебных изданий | Итого необходимых учебников и УМК | |||
20__/20__ | 20__/20__ | 20__/20__ | 20__/20__ | |||||||