Сноска. Утратил силу приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 26.12.2018 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 7) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике", а также подпунктом 266-23) пункта 17 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила регистрации первичных статистических данных, за исключением данных, представленных респондентами и домашними хозяйствами.
2. Управлению статистики цен совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";
3) направление в печатном и электронном виде в течение пяти рабочих дней со дня регистрации в одном экземпляре на государственном и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсах Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
5) доведение настоящего приказа до территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Джаркинбаев Ж.А.).
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности | |
Председателя | Б. Иманалиев |
Утверждены приказом исполняющего обязанности Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 11 марта 2016 года № 45 |
Правила регистрации первичных статистических данных, за
исключением данных, представленных респондентами и домашними
хозяйствами
1. Общие положения
1. Настоящие Правила регистрации первичных статистических данных, за исключением данных, представленных респондентами и домашними хозяйствами, разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" (далее - Закон), а также подпунктом 266-23) пункта 17 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011.
2. Правила регистрации первичных статистических данных, за исключением данных, представленных респондентами и домашними хозяйствами (далее - Правила), определяют стандартные рамки, подходы и требования к процедуре регистрации первичных статистических данных об уровне цен (тарифов) на потребительские товары и платные услуги при проведении общегосударственных статистических наблюдений.
3. Настоящие Правила предназначены для территориальных органов статистики для организации и осуществления процесса сбора ценовой информации.
4. В Правилах используются следующие определения:
1) регистрация цен - метод сбора первичных статистических данных об уровне цен (тарифов) на потребительские товары и платные услуги, проводимый по выборочной репрезентативной совокупности базовых объектов. Регистрация цен осуществляется соответствующими должностными лицами территориальных органов статистики (далее - специалист);
2) базовый объект - отобранный объект для наблюдения и регистрации в нем цен;
3) спецификация - описание или перечень характеристик, которые используются для идентификации отдельного товара (услуги), отбираемого для регистрации цен;
4) товар (услуга)-представитель - совокупность определенных видов товара (услуг) в товарной группе, которые отличаются друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров (услуг) и однородны по своему потребительскому назначению;
5) цена регистрации - количество денежных единиц, уплаченных за конкретный вид товара, услуги, качество, условия продажи и период времени для которых четко определены.
2. Процедура регистрации цен
5. Регистрация цен осуществляется специалистами, за которыми закрепляется определенное количество товаров (услуг) и базовые объекты, где фиксируются цены (тарифы).
Регистрация цен проводится непосредственно в местах реализации товара (оказания услуги).
6. Наблюдаются цены (тарифы), оплаченные (действующие) в день проведения регистрации, включая налоги. Фиксируется любое изменение цен (тарифов), либо их новый уровень, вызванный ценообразующими факторами и другими причинами. При регистрации не учитывается отклонение в ценах и тарифах за счет изменения качества или количества (объема стандартной единицы).
7. Цены на потребительские товары фиксируются специалистами путем обхода базовых объектов и считывания их с ярлыка (ценника), при необходимости проводятся консультации с работниками базовых объектов или опрос продавцов на рынках.
На платные услуги регистрация цен (тарифов) осуществляется путем обхода базовых объектов, в которых цены (тарифы) фиксируются на основе размещенных прейскурантов (услуги парикмахерских и салонов красоты, посещение бани, химическая чистка и другие), или проводится опрос лиц, оказывающих платные услуги (ремонт обуви, ремонт бытовой техники, подгонка одежды, изготовление ключей и другие).
На отдельные виды товаров и платных услуг цены (тарифы) регистрируются через интернет (услуги пассажирского железнодорожного и воздушного транспорта, сотовой связи, отдельные виды медицинских услуг и другие) или по телефону (факсу). При получении ценовой информации по телефону, специалисты периодически (раз в квартал) посещают базовые объекты с целью поддержания личных контактов с их сотрудниками и для недопущения ошибок при выборе ими товаров (услуг)-представителей при определении цены, а также чтобы удостовериться в сопоставимости спецификаций отобранных товаров (услуг)-представителей.
В организации, для которых характерно установление цен (тарифов) на длительный период времени (санатории, медицинские и образовательные учреждения, организации, оказывающие ритуальные услуги, и другие), направляются официальные письма с просьбой предоставления информации о ценах (тарифах) на оказываемые услуги. Цены (тарифы) фиксируются на основе предоставленных прейскурантов. В целях контроля достоверности данных специалисты не реже одного раза в квартал посещают базовые объекты для подтверждения полученной ценовой информации.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги регистрируются на основе платежных документов (квитанций), выставляемых населению для оплаты за соответствующие виды услуг. При изменении тарифов, их новый уровень подтверждается приказами государственных органов, осуществляющих руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, и организаций, оказывающих эти виды услуг.
8. Процедура ежедневной регистрации цен состоит из трех основных этапов:
1) подготовка к регистрации;
2) регистрация цен;
3) обработка первичной информации.
В процессе подготовки к регистрации цен специалист осуществляет подборку необходимого инструментария и сопутствующих документов (маршрутный лист, перечень товаров и услуг и другие) и их изучение, уточнение спецификаций товаров (услуг)-представителей и, при необходимости, режима работы базового объекта.
Регистрация цен в базовом объекте включает:
1) поиск товара (услуги)-представителя в соответствии со спецификацией и детализированными характеристиками;
2) проверку неизменности детализированных характеристик товара (услуги) с заданными параметрами;
3) сравнение и изучение отклонений фактических и заданных характеристик;
4) запись данных при их идентичности или незначительном отклонении, не влияющем на качество товара (услуги)-представителя;
5) определение цены (тарифа) на товар (услугу)-представитель и уточнение причин ее изменения;
6) подбор другого товара (услуги) из однородной ассортиментной группы в случае отсутствия нужного товара (услуги)-представителя (либо существенного отличия от заданных спецификаций и характеристик);
7) консультацию с продавцом на предмет представительности нового товара (услуги) и спроса на него;
8) запись нового товара (услуги) и его подробных характеристик;
9) уточнение цены (тарифа) на новый товар (услугу) в предыдущем месяце и регистрацию отчетной цены (тарифа) на него.
Зафиксированные цены (тарифы) на конкретные виды товаров
(услуг)-представителей заносятся в статистический инструментарий.
Обработка собранной информации на рабочих местах включает:
1) сравнение зарегистрированной цены (тарифа) с ценой
(тарифом) предыдущей даты регистрации цены;
2) сравнение уровня и тенденций изменения цен (тарифов) на товары (услуги)-представители в товарной группе и между базовыми объектами;
3) уточнение стандартных единиц измерения;
4) уточнение цен (тарифов) в случае существенных расхождений
в динамике (повторный выезд на базовый объект для уточнения информации);
5) редактирование данных.
3. Стандартный порядок организации работ по регистрации цен
9. Регистрация цен основывается на принципах выборочного статистического наблюдения и охватывает только часть населенных пунктов региона, объектов торговли в населенном пункте, товаров (услуг) и их разновидностей в базовом объекте.
Перечень населенных пунктов, отобранных для регистрации цен, составляется руководителем структурного подразделения территориального органа государственной статистики (далее - руководитель структурного подразделения) и согласовывается с руководителем территориального органа государственной статистики.
Отбор базовых объектов и перечня населенных пунктов для регистрации цен осуществляется в соответствии с Методологией построения индекса потребительских цен, утвержденной приказом исполняющего обязанности Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 230 (зарегистрирована в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12955).
Территориальные органы государственной статистики информируют руководство, владельцев базовых объектов торговли и сферы услуг о включении их объекта в список базовых объектов для регистрации цен, целях статистического наблюдения, положениях Закона, предусматривающих конфиденциальность и защиту первичных статистических данных.
Перечень потребительских товаров и услуг для регистрации цен распределяется руководителем структурного подразделения между специалистами. На каждый товар (услугу)-представитель специалистом подбираются конкретные их ассортиментные виды. Выбранные для наблюдения ассортиментные виды товаров (услуг)-представителей согласовываются с руководителем структурного подразделения.
10. Репрезентативность базовых объектов, товаров (услуг)-представителей обеспечивается специалистом и руководителем структурного подразделения.
Для замены базового объекта специалистом в письменном виде вносятся предложения по замене и подбору нового базового объекта с обоснованием причины замены и необходимости его включения. После согласования с руководителем структурного подразделения производится процедура замены или внесение нового объекта в ранее согласованный список базовых объектов.
Процедура замены товара (услуги)-представителя осуществляется специалистом и согласовывается с руководителем структурного подразделения.
11. Руководителем структурного подразделения ежемесячно совместно со специалистом составляется график посещения базовых объектов для регистрации цен (далее - График) по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам. На основе Графика для каждого специалиста разрабатывается маршрутный лист для регистрации цен (далее - Маршрутный лист) по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
График и Маршрутный лист подписывается руководителем структурного подразделения. При внесении изменений в выборку базовых объектов и товаров (услуг) в список базовых объектов, в График и Маршрутный лист вносятся соответствующие корректировки.
Приложение 1 к Правилам регистрации первичных статистических данных, за исключением данных, представленных респондентами и домашними хозяйствами |
Форма
____________________
____________________
(наименование
территориального
органа статистики)
График посещения базовых объектов
для регистрации цен и тарифов на потребительские товары и услуги
____________________ 20__ года
(месяц)
_____________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), должность специалиста))
Наименование базового объекта | рабочие дни месяца | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 23 | 24 | 25 | 26 | 29 | 30 | 31 | |
Руководитель
структурного подразделения ________ _____________________________
(подпись) (Ф.И.О. (при его наличии))
Приложение 2 к Правилам регистрации первичных статистических данных, за исключением данных, представленных респондентами и домашними хозяйствами |
Форма
____________________
____________________
(наименование
территориального
органа статистики)
Маршрутный лист
для регистрации цен и тарифов на потребительские товары и услуги
___________________ 20__года
(месяц)
_______________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), должность специалиста))
Дата и время посещения базовых объектов | Код базового объекта | Наименование базового объекта | Юридический адрес базового объекта | Время, затрачиваемое на регистрацию | Количество котировок цен | ||
еженедельная информация | ежемесячная информация | ИПЦ* | |||||
*ИПЦ - Индекс потребительских цен
Руководитель
структурного подразделения ________ _____________________________
(подпись) (Ф.И.О. (при его наличии))