Об утверждении стандарта оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия

Утративший силу

Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 декабря 2016 года № 1079. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 января 2017 года № 14701. Утратил силу приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 263.

      Сноска. Утратил силу приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения РК от 29.06.2023 № 263 (вводится в действие с 01.07.2023).

      В соответствии с подпунктом 2) статьи 8 Закона Республики Казахстан "О специальных социальных услугах" ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 22.09.2022 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемый cтандарт оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия.

      2. Департаменту социальных услуг в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление для опубликования в периодических печатных изданиях, а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Жакупову С.К.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр здравоохранения


и социального развития


Республики Казахстан

Т. Дуйсенова


      СОГЛАСОВАНО

      Министр образования и науки

      Республики Казахстан

      ________________ Е. Сагадиев

      23 декабря 2016 года


      СОГЛАСОВАНО

      Министр внутренних дел

      Республики Казахстан

      _______________ К. Касымов

      "____" __________ 2016 года


  Утвержден
приказом Министра
здравоохранения и социального
развития Республики Казахстан
от 21 декабря 2016 года № 1079

Стандарт оказания специальных социальных услуг
жертвам бытового насилия
Глава 1. Общие положения

      1. Стандарт оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия (далее – стандарт) разработан в соответствии с пунктом 2) статьи 8 Закона Республики Казахстан "О специальных социальных услугах".

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 23.08.2022 № 325 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству, объему и условиям предоставления специальных социальных услуг в организациях, оказывающих специальные социальные услуги государственной и негосударственной форм собственности (далее – организации временного пребывания и проживания), предназначенных для временного круглосуточного (сроком до 6 месяцев) или дневного пребывания (от двух до шести часов в день) жертвам бытового насилия, устанавливает требования к деятельности организаций временного пребывания и проживания, условия предоставления, прекращения (приостановления) оказания специальных социальных услуг.

      3. Термин, используемый в настоящем стандарте:

      жертва бытового насилия – физическое лицо, в отношении которого есть основания полагать, что ему непосредственно правонарушением, связанным с бытовым насилием причинен моральный, физический и (или) имущественный вред, определяемый на основании Критериев оценки наличия жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, утвержденных совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 22 сентября 2014 года № 630, Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 сентября 2014 года № 399 и Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 19 ноября 2014 года № 240 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 10013)(далее – Критерии).

      4. Специальные социальные услуги жертвам бытового насилия оказываются организациями в виде:

      1) кризисного центра для жертв бытового насилия;

      2) центра социальной помощи жертвам бытового насилия;

      3) приюта для жертв бытового насилия;

      4) иных организаций, оказывающих услуги жертвам бытового насилия.

      5. Получателями услуг являются:

      1) лица, подвергшиеся жестокому обращению, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации;

      2) лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации в следствие угрозы жестокого обращения и насилия.

      6. Организации временного пребывания и проживания принимают физических лиц, из числа граждан Республики Казахстан, а также постоянно проживающих на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, а также лиц, не имеющих документов, удостоверяющих личность, в случае признания их жертвами бытового насилия, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.

      7. Основными задачами организации временного пребывания и проживания являются:

      1) идентификация получателей услуг;

      2) оказание неотложной социальной помощи и поддержки получателям услуг;

      3) обеспечение защиты и помощи посредством оказания услуг в соответствии с индивидуальным планом в период пребывания и проживания получателей услуг в организации временного пребывания и проживания;

      4) содействие процессу социализации и (ре)интеграции получателя услуг в семью и общество;

      5) соблюдение конфиденциальности личности получателей услуг и их частной жизни;

      6) повышение качества и эффективности предоставляемых специальных социальных услуг.

      8. Основными функциями организации временного пребывания и проживания являются:

      1) выявление совместно с государственными органами и общественными объединениями лиц, остро нуждающихся в незамедлительной социальной защите и помощи;

      2) прием и (или) размещение получателей услуг, проведение мероприятий по их социальной адаптации;

      3) обеспечение неприкосновенности личности и безопасности получателей услуг;

      4) создание в организации временного пребывания и проживания благоприятного морально-психологического климата;

      5) оказание специальных социальных услуг в соответствии с настоящим стандартом;

      6) информирование получателей услуг об объемах и видах специальных социальных услуг, правилах внутреннего распорядка организации временного пребывания и проживания;

      7) совершенствование организации труда и повышение квалификации персонала;

      8) осуществление финансово-хозяйственной деятельности организации временного пребывания и проживания;

      9) взаимодействие с местными исполнительными органами, органами образования, здравоохранения, социальной зашиты, внутренних дел, юстиции, неправительственными организациями для решения вопросов социальной реабилитации, восстановления гражданских, имущественных и иных прав получателей услуг;

      10) функции в соответствии с учредительными документами организации временного пребывания и проживания.

Глава 2. Требования к качеству предоставления специальных
социальных услуг жертвам бытового насилия

      9. Для качественного оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия:

      1) социально-бытовые услуги соответствуют следующим требованиям:

      жилые, служебные и производственные помещения организации временного пребывания и проживания соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям к безопасности зданий, в том числе пожарной безопасности в соответствии с Требованиями к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года № 1202;

      здание организации временного пребывания и проживания обеспечивается техническим оснащением и оборудуется специальными приспособлениями с целью удобства пребывания, обеспечения беспрепятственного доступа к нему, передвижения внутри помещения и на прилегающей к зданию территории в соответствии со строительными нормами и правилами;

      предоставляемые жилые помещения по размерам и другим показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) обеспечивают удобство проживания получателей услуг. При размещении получателей услуг в жилых помещениях (комнатах) учитывается состояние их здоровья, возрастные и половые особенности, физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость, уровень личностного развития, социализации и степени родства;

      помещения, предоставляемые для организации социально-трудовой деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации обеспечивают проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемых получателей услуг;

      кабинеты специалистов организации оснащаются необходимой мебелью и оборудованием;

      на каждый специализированный кабинет заполняется паспорт, оформленный в произвольной форме;

      предоставляемые в пользование получателям услуг мебель, оборудование, мягкий инвентарь соответствуют нормативным документам по стандартизации в области технического регулирования, действующим на территории Республики Казахстан;

      одежда, обувь, нательное белье и предметы первой необходимости, предоставляемые получателям услуг, должны быть удобны в носке, соответствовать полу, росту и размерам получателей услуг, отвечать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;

      питание готовится из доброкачественных продуктов, отвечает требованиям сбалансированности и калорийности, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и предоставляется с учетом состояния здоровья получателей услуг;

      при перевозке получателей услуг автомобильным транспортом для лечения, обучения соблюдаются нормативы и правила эксплуатации автотранспортных средств, требования безопасности дорожного движения;

      2) социально-медицинские услуги соответствуют следующим требованиям:

      содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется в рамках, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами в области здравоохранения;

      проведение лечебных манипуляций осуществляется с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям услуг;

      оказание доврачебной медицинской помощи осуществляется в соответствии с Правилами оказания доврачебной медицинской помощи, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-223/2020 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21721);

      госпитализация или содействие в госпитализации получателей услуг в организации здравоохранения проводится оперативно и своевременно;

      проведение пропаганды здорового образа жизни. Индивидуальная работа с получателями услуг по предупреждению вредных привычек и избавлению от них направлена на разъяснение пагубности вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение), негативных результатов, к которым они приводят, и сопровождается необходимыми рекомендациями по предупреждению или преодолению этих привычек в зависимости от конкретных обстоятельств;

      содействие в подготовке документов для направления на медико-социальную, судебно-медицинскую, наркологическую и психиатрическую экспертизу оказывается своевременно и в полном объеме;

      содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения способствует своевременной профилактике и лечению заболеваний, травм, получателей услуг;

      содействие в получении консультации профильных специалистов организаций здравоохранения обеспечивает своевременное выявление и лечение заболеваний у получателей услуг;

      3) социально-психологические услуги соответствуют следующим требованиям:

      психологическое консультирование обеспечивает оказание получателям услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления конфликтов. Психологическое консультирование на основе, полученной от получателей услуг, информации и обсуждения с ними возникших социально-психологических проблем помогает раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы;

      психологическая диагностика получателей услуг осуществляется на основе психодиагностического пакета, разработанного психологом организации. Психодиагностика и обследование личности по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности получателей услуг, влияющих на отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дает необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий;

      психологическая коррекция, как активное психологическое воздействие, обеспечивает преодоление или ослабление отклонений в поведении, эмоциональном состоянии получателей услуг (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений и других отклонений в поведении), что позволяет привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды;

      психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, оцениваются их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям;

      социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за получателями услуг обеспечивает своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, способных усугубить трудную жизненную ситуацию получателей услуг и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи;

      привлечение получателей услуг к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения обеспечивает оказание помощи получателям услуг в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь, в сфере межличностных отношений, разрешения конфликтов и общения;

      экстренная психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование получателей услуг, содействие в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укреплении уверенности в себе;

      психопрофилактическая работа способствует формированию у получателей услуг потребности в психологических знаниях и желании использовать их для работы над собой и своими проблемами, создает условия для полноценного психического развития личности на каждом реабилитационном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в развитии личности;

      беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса обеспечивают укрепление психического здоровья получателей услуг, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности;

      4) социально-педагогические услуги соответствуют следующим требованиям:

      проведение занятий по трансформации ценностных ориентиров, установок и поведенческих навыков обеспечивает предупреждение повторных случаев насилия;

      содействие в получении учебных пособий и учебных принадлежностей при необходимости;

      5) социально-трудовые услуги соответствуют следующим требованиям:

      мероприятия по обследованию имеющихся трудовых навыков у получателей услуг проводятся с учетом их индивидуальных особенностей, степени ограничения возможностей, физического и психического состояния получателей услуг;

      с целью формирования трудовых навыков, знаний и умений получателям услуг, исходя из их индивидуальных потребностей, назначаются виды лечебно-трудовой деятельности, обеспечивающие активное участие получателей услуг в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса;

      проведение общественно-полезных работ осуществляется на территории организации временного пребывания и проживания, дневная занятость в кабинетах организации временного пребывания и проживания и обеспечивает создание условий, позволяющих вовлечь получателей услуг в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья;

      мероприятия по обучению доступным профессиональным навыкам способствуют восстановлению личностного и социального статуса получателей услуг;

      профессиональная ориентация получателей услуг, не имеющих профессионального образования, сопровождается мероприятиями, способными помочь им в выборе профессии;

      6) социально-культурные услуги соответствуют следующим требованиям:

      проведение культурных и досуговых мероприятий осуществляется по плану, утвержденному руководителем организации временного пребывания и проживания;

      организация кружков и досуговой деятельности направлена на удовлетворение социокультурных и духовных потребностей получателей услуг;

      привлечение получателей услуг к разработке проектов программы концертов и сценариев проводимых мероприятий способствует расширению общего и культурного кругозора, повышению творческой активности получателей услуг;

      предоставление возможности коммуникации с родственниками, друзьями, специалистами посредством телефонной связи обеспечивает ускорение и более эффективное решение вопросов предотвращения рецидива агрессии, защиты имущественных, гражданских и иных прав получателя услуг;

      7) социально-экономические услуги соответствуют следующим требованиям:

      содействие получателям услуг в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, решении жилищных вопросов обеспечивает своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, представляющих для получателей услуг интерес;

      8) социально-правовые услуги соответствуют следующим требованиям:

      консультирование получателей услуг по вопросам, связанным с правом на получение специальных социальных услуг и защиту своих интересов дает полное представление об установленных законодательством правах и способах защиты от возможных нарушений;

      консультирование получателей услуг по вопросам гражданского, жилищного, семейного, трудового, пенсионного, уголовного законодательства и по другим вопросам дает им представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах;

      помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и писем) обеспечивает практическое решение вопросов, связанных с восстановлением (защитой) прав и интересов получателей услуг.

      Сноска. Пункт 9 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 09.12.2021 № 463 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. В организации временного пребывания и проживания оформляется книга жалоб и предложений, которая хранится у руководителя организации временного пребывания и проживания и предъявляется по первому требованию получателей услуг и посетителей.

      11. Книга жалоб и предложений рассматривается руководителем организации временного пребывания и проживания ежемесячно.

      12. Качество работы специалистов организации оценивается руководителем организации временного пребывания и проживания или уполномоченным органом по числу ресоциализированных получателей услуг по итогам завершения срока действия договора об оказании специальных социальных услуг (далее – договор).

      13. Отказ в оказании услуг осуществляется при наличии у лиц:

      1) психических заболеваний, сопровождающихся расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;

      2) туберкулеза в активной стадии процесса, инфекционных заболеваний, карантинных инфекций, заразных заболеваний кожи и волос;

      3) состояния алкогольного, наркотического опьянения;

      4) терминальной (конечной) стадии заболевания, которая требует услуги паллиативной помощи и сестринского ухода;

      5) заболеваний и (или) травм, требующих стационарного лечения в специализированных медицинских организациях.

      Лица с вышеназванными медицинскими противопоказаниями подлежат направлению в соответствующие организации здравоохранения, после выписки из которых, принимаются в организацию временного пребывания и проживания для оказания им специальных социальных услуг.

Глава 3. Требования к объему предоставления специальных
социальных услуг жертвам бытового насилия

      14. Объем оказания специальных социальных услуг определяются специалистом по социальной работе совместно с другими специалистами организации временного пребывания и проживания(далее – специалист организации) посредством проведения оценки и определения потребности получателей услуг в специальных социальных услугах в соответствии с Правилами оценки и определения потребности в специальных социальных услугах, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 19 февраля 2016 года № 134 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 13527).

      15. Лицам, признанным жертвами бытового насилия до заключения договора оказываются услуги общего характера в следующем объеме:

      1) временное размещение получателей услуг с предоставлением питания;

      2) проведение первичного медицинского осмотра и оказание доврачебной медицинской помощи;

      3) создание условий для самообслуживания (стирка, сушка, глаженье белья, мытье посуды, уборка помещения) и осуществления санитарно-гигиенических процедур (душевые или ванные комнаты, санузлы);

      4) предоставление койко-места с обеспечением постельного белья, одежды и предметами первой необходимости.

      16. Оценка и определение потребности в специальных социальных услугах проводится в течение трех календарных дней с даты заключения договора.

      17. В течение трех рабочих дней с даты получения результатов оценки потребностей получателей услуг специалистами организации на каждого получателя услуг разрабатывается индивидуальный план работы (далее – ИПР) по форме согласно приложению 1 к настоящему стандарту, на срок заключения договора или в течении одного рабочего дня со дня окончания срока действия предыдущего индивидуального плана и утверждается руководителем организации временного пребывания и проживания.

      18. Реабилитационные мероприятия, отраженные в ИПР, проводятся специалистами организации в установленные ИПР сроки.

      19. При изменении состояния получателей услуг или возникновения ситуации, способствующей исполнению мероприятия ИПР раньше (либо позже) предусмотренного срока, ИПР подлежат корректировке.

      20. Результаты мониторинга исполнения ИПР фиксируются в журнале (электронной картотеке) по выполнению (мониторингу) индивидуального плана работы получателя услуг (далее – журнал (электронная картотека) по форме согласно приложению 2 к настоящему стандарту.

      21. Мониторинг исполнения ИПР осуществляется специалистом по социальной работе или лицом, уполномоченным на проведение мониторинга руководством организации временного пребывания и проживания на ежеквартальной основе.

      22. Штатные нормативы персонала организации временного пребывания и проживания формируются с учетом потребностей и возможностей бюджета с соблюдением минимальных штатных нормативов персонала в организациях временного пребывания и проживания, установленных в приложении 3 к настоящему стандарту.

      23. При отсутствии необходимых специалистов, предусмотренных штатными нормативами персонала в организации временного пребывания и проживания установленных в приложении 3 к настоящему стандарту допускается привлечение специалистов на договорной основе согласно трудовому законодательству Республики Казахстан.

      24. Получателю услуг представляются специальные социальные услуги в следующем объеме и видах в соответствии с ИПР:

      1) социально-бытовые услуги:

      прием и (или) размещение получателей услуг;

      предоставление койко-места с обеспечением постельного белья, одежды и предметами первой необходимости;

      предоставление помещений, оснащенных мебелью и (или) специализированным оборудованием, для реабилитационных, лечебных, образовательных, культурных мероприятий, организации лечебно-трудовой деятельности, самообслуживания и бытовой ориентации;

      создание условий для самообслуживания (стирка, сушка, глаженье белья, мытье посуды, уборка помещения) и осуществления санитарно-гигиенических процедур (душевые или ванные комнаты, санузлы);

      предоставление продуктов питания в соответствии с натуральными нормами питания лиц, обслуживающихся в медико-социальных учреждениях, реабилитационных центрах, учебных заведениях для детей с инвалидностью, территориальных центрах социального обслуживания, отделениях дневного пребывания, центрах социальной адаптации, утверждаемыми уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения на основании пункта 2 статьи 69 Бюджетного кодекса Республики Казахстан;

      предоставление транспортных услуг перевоза получателей услуг для лечения, реабилитации, обучения, участия получателей услуг в культурных и досуговых мероприятиях;

      оказание помощи в написании и прочтении писем (по необходимости);

      лицам, имеющим затруднения в передвижении, организацией временного пребывания и проживания обеспечивается сопровождение (по необходимости) до пункта назначения;

      2) социально-медицинские услуги:

      проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;

      оказание доврачебной медицинской помощи, содействие в госпитализации и сопровождении получателей услуг, нуждающихся в лечении, в организации здравоохранения;

      содействие в подготовке документов для направления на судебно-медицинскую, медико-социальную, наркологическую и психиатрическую экспертизу;

      содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

      содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

      содействие в медицинском консультировании профильными специалистами, в том числе из организаций здравоохранения;

      проведение лечебных манипуляций в соответствии со стандартами в области здравоохранения по назначению лечащего врача;

      3) социально-психологические услуги:

      психологическая диагностика и обследование личности;

      социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение);

      психопрофилактическая работа с получателями услуг;

      психологическое консультирование;

      экстренная психологическая помощь;

      оказание психологической помощи получателям услуг, в том числе, беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности;

      психологические тренинги;

      психологическая коррекция получателей услуг;

      проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;

      4) социально-педагогические услуги:

      организация и проведение занятий по трансформации ценностных ориентиров, установок и поведенческих навыков;

      содействие в получении образования получателей услуг с учетом их физических возможностей и умственных способностей;

      5) социально-трудовые услуги:

      проведение мероприятий по обследованию имеющихся трудовых навыков у получателей услуг;

      содействие в профессиональной ориентации и консультировании;

      содействие в проведении мероприятий по обучению получателей услуг доступным профессиям и практическим навыкам, в том числе и через лечебно-трудовую деятельность, общественно полезные работы с обеспечением мер безопасности;

      6) социально-культурные услуги:

      организация праздников и досуговых мероприятий;

      организация кружковой работы;

      вовлечение получателей услуг в культурные и досуговые мероприятия с обеспечением мер безопасности;

      предоставление возможности коммуникации с родственниками, друзьями, специалистами по телефону;

      7) социально-экономические услуги:

      содействие в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законами Республики Казахстан "О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан", "О специальном государственном пособии в Республике Казахстан", "О государственной адресной социальной помощи", "О государственных пособиях семьям, имеющим детей" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

      8) социально-правовые услуги:

      юридическое консультирование в области предоставления специальных социальных услуг и по вопросам, связанным с гражданскими, семейными, имущественными и вещными правами, восстановлением документов, взысканием алиментов, компенсации за нанесенный ущерб, социальным обеспечением в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      содействие в сотрудничестве с правоохранительными, судебными органами в рамках расследования фактов бытового насилия, судебного производства и исполнения;

      помощь в оформлении документов, имеющих юридическое значение;

      регистрация по месту пребывания и восстановление жилищных прав;

      оказание помощи в подготовке и подаче заявлений (обращений, апелляций) в органы и учреждения внутренних дел, юстиции, здравоохранения, социальной защиты, образования;

      оказание помощи в подготовке и подаче обращений на действие или бездействие организаций, предоставляющих специальные социальные услуги и нарушающих или ущемляющих законные права получателей услуг;

      содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат;

      оформление доверенностей на представительство интересов получателей услуг;

      представительство интересов получателей услуг в судебно-следственных органах и учреждениях.

      Сноска. Пункт 24 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 09.12.2021 № 463 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными приказами Министра труда и социальной защиты населения РК от 23.08.2022 № 325 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 22.09.2022 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Требования к условиям предоставления специальных
социальных услуги жертвам бытового насилия

      25. Прием получателей услуг в организацию временного пребывания и проживания для предоставления им специальных социальных услуг за счет бюджетных средств осуществляются:

      на основании направления районных (городских) уполномоченных органов занятости и социальных программ (далее – уполномоченный орган), уполномоченных органов в области здравоохранения, внутренних дел по месту фактического нахождения получателя услуг;

      по личному заявлению получателей услуг непосредственно обратившегося в организацию временного пребывания, по форме согласно приложению 4 к настоящему стандарту.

      26. В случае если в момент обращения с лицом находились несовершеннолетние дети, в отношении которого он является законным представителем, то прием в организацию временного пребывания и проживания осуществляется вместе с детьми.

      27. Дети, поступающие с родителями или законными представителями, учитываются как отдельные получатели услуг.

      28. Организации временного пребывания и проживания на основании заявлении получателей услуг в течение одного рабочего дня с момента их обращения совместно с уполномоченным органом проводит идентификацию жертвы бытового насилия согласно Критериям.

      29. Идентификация проводится в виде беседы при личном контакте с получателями услуг с участием представителей органов внутренних дел, социального работника и психолога. По результатам идентификации заполняется лист оценки согласно приложению 5 к настоящему стандарту.

      30. Если обратившееся лицо идентифицируется жертвой бытового насилия, организация временного пребывания и проживания в течение одного рабочего дня направляет лист оценки вместе с его заявлением в уполномоченный орган для вынесения решения о предоставлении специальных социальных услуг.

      Если обратившееся лицо не идентифицировано как жертва бытового насилия, то ему отказывается в предоставлении специальных социальных услуг.

      31. В течение трех рабочих дней со дня получения листа оценки и заявления уполномоченный орган выносит решение на предоставление специальных социальных услуг и в течение одного рабочего дня со дня вынесения решения, направляет его в организацию временного пребывания и проживания.

      32. Организации временного пребывания и проживания осуществляют прием получателей услуг на договорной основе.

      Организация временного пребывания и проживания в течение одного рабочего дня со дня получения решения заключает с получателями услуг договор на основании типового договора по форме, согласно приложению 6 к настоящему стандарту.

      33. Срок действия договора составляет шесть месяцев. Продление договора осуществляется в случае, если получатель услуг находится на стационарном лечении в медицинской организации, но не более чем на три месяца.

      34. Специалистами организации временного пребывания и проживания заполняется регистрационная карточка получателей услуг по форме согласно приложению 7 к настоящему стандарту.

      В течении одного рабочего дня после заполнения регистрационной карточки получателя услуг специалист организации временного пребывания и проживания вносит на портал социальных услуг данные из регистрационной карточки получателя услуг.

      Сноска. Пункт 34 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 09.12.2021 № 463 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      35. Организации временного пребывания и проживания, при отказе получателей услуг от подачи заявления в органы внутренних дел, самостоятельно в течение трех рабочих дней направляют информацию в органы внутренних дел о поступившем обращении по факту противоправных действий связанного с бытовым насилием с учетом конфиденциальности персональных данных получателей услуг.

      36. Оказание специальных социальных услуг организацией временного пребывания и проживания прекращается в случае выявления медицинских противопоказаний, определенных пунктом 13 настоящего стандарта.

      37. Получатели услуг подлежат отчислению с расторжением договора в следующих случаях:

      1) при систематическом (более трех раз) нарушении правил внутреннего распорядка, в том числе проноса и употреблении наркотических веществ, спиртных напитков, порчу товарно-материальных ценностей и иного имущества, совершения противоправных действий;

      2) при самовольном уходе с территории организации временного пребывания и проживания и отсутствии более трех суток, не поставив при этом в известность администрацию организации временного пребывания и проживания.

      Лицо, покинувшее территорию организации временного пребывания и проживания, восстанавливается на общих основаниях согласно главе 4 настоящего стандарта, при отсутствии у лица возможности сообщить об этом по уважительным причинам (задержание органами внутренних дел, нахождение в учреждении здравоохранения, осуществление преступления в отношении получателя услуг) – подлежит восстановлению немедленно;

      3) в случаях необоснованных оскорблений и обвинений, невыполнения условий договора со стороны получателей услуг.

      Предоставление специальных социальных услуг приостанавливается на период нахождения получателей услуг в учреждении здравоохранения.

      38. Завершение, прекращение, отчисление, направление или перевод получателей услуг в организации здравоохранения, социальной защиты, временного пребывания и проживания осуществляется на основании приказа руководителя организации временного пребывания и проживания.

      39. При завершении, прекращении, отчислении, направлении или переводе в организации здравоохранения, социальной защиты, временного пребывания и проживания получателям услуг выдается личная и закрепленная одежда и обувь по сезону, их ценности (документы), хранящиеся в организации временного пребывания и проживания.

      40. Завершение оказания специальных социальных услуг организацией временного пребывания и проживания осуществляется по следующим основаниям:

      1) по письменному заявлению получателей услуг в произвольной форме;

      2) в случае расторжения или окончания срока действия договора;

      3) в случае досрочного выполнения условий договора;

      4) в случае исполнения мероприятий ИПР раньше предусмотренного срока.

  Приложение1
к Стандарту оказания специальных
социальных услуг жертвам бытового насилия

      Форма

      УТВЕРЖДАЮ:

      _________________________________________

      (Фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      и подпись руководителя организации)

      от "___" ________ _______ года

      _______________________________________

      (наименование организации временного

      пребывания и проживания)

Индивидуальный план работы

      Фамилия, имя, отчество (при его наличии) получателя услуг

      _________________________________________________________

      Дата рождения ___________________________________________

      Дата поступления в организацию временного пребывания и проживания

      _________________________________________________________

      Наблюдение за получателем услуг осуществлялось с ______ по __________

      Индивидуальный план работы разработан на период с _____ по __________

      Назначенные мероприятия в соответствии с индивидуальными

      потребностями получателя услуг (указать виды и объем оказываемых

      услуг):

Виды услуг

Объем услуг (наименование индивидуально проводимых мероприятий)

Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и подпись специалиста, осуществившего назначение

Дата назначения

1

2

3

4

5

1

социально-бытовые






2

социально- медицинские






3

социально- психологические




4

социально-педагогические






5

социально-трудовые






6

социально-культурные






7

социально-экономические






8

социально-правовые







      Дата пересмотра индивидуального плана работы "____" _______ 20__ года

      Специалист организации

      ______________________________________________________________

      Фамилия, имя, отчество (при его наличии) дата)(подпись)

  Приложение 2
к Стандарту оказания специальных
социальных услуг жертвам бытового насилия

      Форма

Журнал (электронная картотека) по выполнению(мониторингу)
индивидуального плана работы получателя услуг

      Фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      получателя услуг ________________________________________________

      Дата рождения ___________________________________________________

      Мониторинг индивидуального плана работы, разработанного на период

      с _______ по _________________

      Период наблюдения за получателем услуг: с ________ по _________

Отметки о состоянии получателя услуг, в том числе

Решение о корректировке индивидуального плана работы (указать какой вид услуги подлежит пересмотру)

Дата мониторинга

Фамилия, имя, отчество (при его наличии)и подпись специалиста, осуществившего мониторинг

имеются позитивные изменения (описать)*

отсутствуют изменения или имеются ухудшения (указать причины)

1

2

3

4

5

6

1






2






3






4






5






6






7






8







      Специалист организации

      ____________________________________________________________

      Фамилия, имя, отчество (при его наличии) дата)(подпись)

      Примечание: * Отмечаются позитивные изменения у получателя услуг в:

      - соматическом, психическом, эмоциональном состояниях;

      - двигательной, сенсорной, познавательной, речевой, коммуникативной сферах;

      - формировании навыков самообслуживания, социально-бытовой и трудовой адаптации и социализации.

  Приложение 3
к Стандарту оказания специальных
социальных услуг жертвам бытового насилия

Минимальные штатные нормативы персонала в организации
временного пребывания и проживания

Наименование должности

Количество получателей услуг

до 20

20 до 50

1

Директор

1

1

2

Главный бухгалтер

1

1

3

Делопроизводитель/инспектор по кадрам

1

1

4

Юрист

1

2

5

Психолог

1

2

6

Специалист по социальной работе

1

1,5

7

Консультант по социальной работе

1

1,5

8

Воспитатель (в случае наличия детей)

1 на 10 детей

9

Старшая медицинская сестра

1

2

10

Инструктор по трудотерапии (учитель по трудовому обучению)

1 (на группу обучения)

11

Культорганизатор

1

1

  Приложение 4
к Стандарту оказания специальных
социальных услуг жертвам бытового насилия

      Форма

      Руководителю организации временного пребывания и проживания

      ________________________________ (наименование организации)

      ______________________________________________________

      (Фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя)

      от ____________________________

      ____________________________

      ____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

      Прошу принять меня(и ребенка (детей) в организацию временного пребывания и проживания, оказывающую специальные социальные услуги жертвам бытового насилия для ресоциализации.

      Даю согласие на сбор и обработку моих персональных данных, необходимых при оказании специальных социальных услуг.

      С условиями приема, размещения, отчисления, прекращения услуг в организации временного пребывания и проживания и правилами внутреннего распорядка ознакомлен(а).

      Я также предупрежден(а) о фактах предоставления о себе заведомо ложной информации.

      "___" _______ 20__ года ___________________________________________

      (Фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      и подпись заявителя)

  Приложение 5
к Стандарту оказания
специальных социальных услуг
жертвам бытового насилия

      Лист оценки _______________________________________________________
                                    (Фамилия, имя, отчество (при его наличии) оцениваемого лица)

      Сноска. Приложение 5 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 23.08.2022 № 325 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

№ п/п

Перечень критериев для оценки наличия жестокого обращения при бытовом насилии

Показатели оценки наличия жестокого обращения при бытовом насилии

1.

Физическое насилие

1.1

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль


1.2

Нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к гражданам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в пределах индивидуального жилого дома или квартиры


1.3

Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями


1.4

Умышленное причинение, не опасного для жизни человека и средней тяжести вреда здоровью, не повлекшего последствий, но вызвавшее длительное расстройство здоровья


1.5

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или причинение тяжкого вреда повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрату органом его функций, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, а также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего расстройство здоровья, либо повлекшее за собой прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией


2.

Психологическое насилие

2.1

Грубость, издевательства, оскорбление, угроза, шантаж, преследование и другое действие (бездействие), вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию человека и душевную боль


2.2

Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства пострадавшего


2.3

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а равно иным тяжким насилием над личностью либо уничтожением имущества поджогом, взрывом или иным общеопасным способом при наличии достаточных оснований опасаться приведения этой угрозы в исполнение


2.4

Продолжающееся преследование, вынужденная миграция


3.

Экономическое насилие

3.1

Лишение документов, удостоверяющих личность, устанавливающих право собственности, на совершение действий


3.2

Лишение денежных средств, необходимых для жизнедеятельности


3.3

Лишение жилья


3.4

Лишение пищи, необходимой для жизнедеятельности


3.5

Лишение одежды, необходимой для жизнедеятельности


4.

Сексуальное насилие

4.1

Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к пострадавшему или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния пострадавшего


4.2

Совершение развратных действий без применения насилия в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста


4.3

Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера


4.4

Принуждение к оголению, ощупывание тела, непристойное или унижающее обращение, a также удары по половым органам и воздействие на них предметами, сексуальное посягательство


      _________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии) оцениваемого лица)

      Признается пострадавшим(ей) от жестокого обращения в результате действий,
связанных с бытовым насилием.

      _________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии) оцениваемого лица)

      Не признается пострадавшим(ей) от жестокого обращения в результате действий,
связанных с бытовым насилием.

      Специалисты организации ___________________________________________________
(подпись) (Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность, дата)

      Представитель районного (городского) уполномоченного органа занятости и
социальных программ ____________________________________________________________
(подпись) (Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность, дата)

      Представитель органа внутренних дел _________________________________________
(подпись) (Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность, дата)

  Приложение 6
к Стандарту оказания специальных
социальных услуг жертвам бытового насилия

      Форма

      Типовой договор об оказании

      специальных социальных услуг

      ____________________________________________________________________

      (наименование субъекта организации)

      в лице _____________________________________________________________,

      (далее – Организация) с одной стороны и

      ____________________________________________________________________

      (далее – получатель услуг) с другой стороны, совместно именуемые

      Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

      1. Предмет договора

      Получателю услуг Организацией предоставляются специальные социальные услуги, направленные на ресоциализацию (восстановление утраченного социального статуса).

      2. Права и обязанности сторон

      2.1. Обязанности Организации:

      1) ознакомить получателя услуг с условиями предоставления специальных социальных услуг;

      2) оказать специальные социальные услуги в установленном объеме;

      3) с уважением относиться к получателю услуг, не допускать грубости, халатного отношения к своим обязанностям.

      2.2. Права Организации:

      1) осуществлять контроль за пребыванием получателя услуг в Организации;

      2) запрашивать необходимую информацию для оказания специальных социальных услуг;

      3) расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае невыполнения или уклонения от выполнения обязательств со стороны получателя услуг.

      2.3. Обязанности получателя услуг:

      1) принимать активное участие в процессе ресоциализации;

      2) уважительно относиться к персоналу Организации;

      3) соблюдать условия настоящего договора.

      2.4. Права получателя услуг:

      1) получать информацию о процессе ресоциализации;

      2) расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае невыполнения или уклонения от выполнения обязательств со стороны Организации.

      3. Условия расторжения договора

      3.1. Настоящий договор подлежит расторжению по основаниям, предусмотренным пунктом 37 Стандарта оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия, утвержденного в соответствии с подпунктом 2) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года "О специальных социальных услугах".

      4. Заключительные положения

      Договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из Сторон.

      Руководитель

      Организации _______________________________________ __________

      (Фамилия, имя, отчество (при его наличии), (подпись)

      Получатель услуг ______________________________________ ___________

      (Фамилия, имя, отчество(при его наличии), подпись)

  Приложение 7
к Стандарту оказания специальных
социальных услуг жертвам бытового насилия

      Форма

      Регистрационная карточка получателя услуг в организации временного пребывания и проживания

      1. Фамилия __________________________________________________

      2. Имя ______________________________________________________

      3. Отчество (при его наличии)________________________________

      4. Пол ______________________________________________________

      5. Дата рождения ____________________________________________

      6. Национальность

      7. Место рождения ___________________________________________

      8. Адрес последней регистрации по месту жительства (прописки)

      _____________________________________________________________

      9. Имеющийся документ: паспорт/удостоверение личности

      (нужное подчеркнуть)

Вид документа

Номер/серия

Дата выдачи

Срок действия

Кем выдано

Удостоверение личности





Паспорт






      10. Индивидуальный идентификационный номер ______________________

      11. Образование _________________________________________________

      12. Профессия ___________________________________________________

      13. Перенесенные заболевания ____________________________________

      14. Состояние здоровья __________________________________________

      15. Организация, направившая получателя услуг

      _________________________________________________________________

      18. Сообщено ли по факту в территориальные органы внутренних дел

      _________________________________________________________________

      19. Личная подпись получателя услуг _____________________________

      20. Дата ________________________________________________________

      21. Фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись специалиста

      организации заполнившего карточку

      _________________________________________________________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.