Сноска. Утратило силу решением акима Павлодарской области от 26.06.2018 № 1 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствие с пунктом 16 Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года № 76, Типовой системы управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 597, в целях повышения эффективности организации службы внутреннего аудита принимаю РЕШЕНИЕ:
1. Утвердить:
систему управления рисками, которая применяется службой внутреннего аудита аппарата акима Павлодарской области при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита, согласно приложению 1 к настоящему решению;
критерии рисков, согласно приложению 2 к настоящему решению.
2. Государственному учреждению "Аппарат акима Павлодарской области" в установленном законодательством порядке обеспечить:
государственную регистрацию настоящего решения в территориальном органе юстиции;
в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего решения в территориальном органе юстиции направление на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе "Әділет";
размещение настоящего решения на интернет-ресурсе акимата Павлодарской области.
3. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.
4. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким области | Б. Бакауов |
Приложение 1 к решению акима Павлодарской области от 18 апреля 2016 года № 2 |
Система управления рисками, которая применяется службой
внутреннего аудита аппарата акима Павлодарской области при
формировании перечня объектов государственного аудита
и финансового контроля на соответствующий
год и проведении внутреннего государственного аудита
1. Общие положения
1. Настоящая система управления рисками, которая применяется службой внутреннего аудита аппарата акима Павлодарской области (далее – служба внутреннего аудита) при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита (далее – система), разработана в соответствии с пунктом 16 Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года № 76, Типовой системы управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 597 (далее – Типовая система).
2. Система предназначена для создания методологической основы по системе управления рисками для службы внутреннего аудита, целью которой является повышение эффективности формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, проведение государственного аудита и иной деятельности службы внутреннего аудита аппарата акима Павлодарской области.
3. При использовании системы применяются следующие основные понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) меры реагирования – комплекс мероприятий, принимаемые службой внутреннего аудита направленных на предупреждения, минимизации и устранения рисков;
3) предметы государственного аудита и финансового контроля (далее – предметы государственного аудита) – деятельность государственных органов, в том числе управление государственными финансами, государственные, отраслевые и бюджетные программы, программы развития территорий;
4) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее – объекты государственного аудита) – государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств;
5) экспертный анализ – метод анализа, основанный на навыках и знаниях специалистов (экспертов);
6) риск – вероятность несоблюдения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, неблагоприятного воздействия события или действия на объект и предмет государственного аудита, которая может привести к финансовым нарушениям, хищениям (растрате) бюджетных средств и нанесению экономического ущерба государству, а также вероятность недостижения или неисполнения в полном объеме целевых индикаторов и показателей, предусмотренных в программных документах;
7) оценка риска - включает определение на основе качественных и (или) количественных подходов вероятности наступления негативного события и влияния последствий;
8) система управления рисками – система администрирования, обеспечивающая формирование перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведение государственного аудита, иной деятельности службы внутреннего аудита, базирующаяся на принципах выборочности, оптимального распределения ресурсов на наиболее приоритетных направлениях государственного аудита, включающая в себя всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, их идентификацию и оценку, выработку и принятие мер реагирования, мониторинг эффективности результатов принятых мер;
9) уровень риска – величина риска, выраженная в результате комбинации последствий и вероятности их наступления;
10) источник риска – объект, который самостоятельно или в комбинации с другими обладает возможностью вызывать повышение риска;
11) критерии риска (ключевые индикаторы рисков) – показатели, используемые для отслеживания и прогнозирования появления риска в целях осуществления рискориентированного отбора на основе которых принимается решение об отнесении предмета и объекта государственного аудита к определенной группе риска;
12) анализ риска – действие, проводимое для выявления наибольших вероятностей наступления и влияния риска на ту или иную сферу деятельности объекта государственного аудита;
13) мониторинг рисков – учет объектов и предметов государственного аудита по степени риска в динамике для последующего анализа и оценки эффективности действий по предупреждению, минимизации, устранения рисков объектами государственного аудита.
2. Основные этапы системы управления рисками
4. Система управления рисками подразделяется на следующие этапы:
1) сбор информации;
2) идентификация риска;
3) оценка риска;
4) меры реагирования;
5) мониторинг рисков.
5. Сбор информации осуществляется из финансовой, бюджетной отчетности, полученной от объектов государственного аудита и других официальных источников, а также иных сведений о деятельности объектов государственного аудита для проведения оценки рисков.
По объектам и предметам государственного аудита проводится систематизация и формирование базы данных.
Процесс сбора, обработки и хранения максимально автоматизируется и допускает возможность проверки корректности полученных данных.
Сбор и актуализация информации осуществляется на периодичной основе, в зависимости от необходимости проведения оценки рисков и их критериев.
6. Идентификация рисков проводится посредством изучения объектов и предметов государственного аудита в целях определения рисков и их критериев путем выявления потенциальных и реализованных угроз, опасностей, причин их возникновения.
Критерии рисков определяются с оптимальными условиями для выявления наибольших вероятностей наступления рисков для службы внутреннего аудита согласно возложенным функциям и полномочиям.
В ходе проведения идентификации рисков устанавливаются основные параметры для управления рисками, определяются области применения, источники рисков и типы нарушений.
Служба внутреннего аудита при определении рисков, в зависимости от возложенных функций и полномочий использует следующие направления:
1) риски в области расходной части бюджета, которые включают 2 уровня оценки рисков по:
предмету государственного аудита (программные документы, бюджетные программы);
объектам государственного аудита (администраторы бюджетных программ и другие государственные учреждения).
2) риски по субъектам квазигосударственного сектора.
7. Оценка рисков рассчитывается исходя из их вероятностей и воздействий на основе качественных и (или) количественных методов.
Для проведения оценки рисков создается информация по предварительным расчетам показателей для отнесения объектов контроля к соответствующим категориям риска.
Оценка рисков осуществляется посредством оценки объектов и предметов государственного аудита согласно определенных критериев риска.
По результатам оценки рисков оформляются итоговые формы отработки системы управления рисками по объектам, в разрезе объектов государственного аудита, критериев риска, баллов риска.
8. Меры реагирования службы внутреннего аудита осуществляется посредством проведения соответствующего анализа на периодической основе, проводятся мероприятия по повышению эффективности применяемых мер реагирования.
Службой внутреннего аудита при необходимости осуществляют меры реагирования на риск по следующим категориям:
1) превентивные меры реагирования;
2) директивные меры реагирования;
В случае сохранения условий, ведущих к рискам высокой степени необходимо рассмотреть вопрос о проведении государственного аудита по объекту государственного аудита.
3) по объектам государственного аудита с низкой степенью рисков органы внутреннего государственного аудита осуществляют мониторинг рисков с целью своевременного обнаружения роста степени риска и принятия, соответствующих мер.
9. Мониторинг рисков представляет собой:
1) проведение на периодической основе мониторинга с целью установлений эффективности и актуальности определенных рисков или изменения степени рисков (выявление остаточного риска);
2) в случае установления не эффективности или не актуальности подтверждения риски исключаются.
Службой внутреннего аудита при необходимости проводится анализ корректности определения и оценки рисков, соответствия установленных процедур на их исполнение.
3. Формирование проекта перечня объектов государственного
аудита на соответствующий год с использованием системы
управления рисками
10. Формирование проекта перечня объектов государственного аудита осуществляется посредством отбора на основе оценки рисков системой управления рисками объектов в итоговой форме отработки системы управления риска по объектам и предметов государственного аудита с высоким и средним уровнями рисков.
11. Оценка объектов и предметов государственного аудита представляет собой определение итогового балла и уровня риска, рассчитанных на основе совокупности значений по каждому критерию риска.
12. Критерии рисков распределяются на интервалы, где каждому интервалу присваивается балл.
13. Службы внутреннего аудита на периодичной основе проводят мониторинг эффективности (актуализация) критериев риска, по результатам которого критерии исключаются либо изменяются путем внесения изменений и дополнений в реестр рисков.
Приложение 2 к решению акима Павлодарской области от 18 апреля 2016 года № 2 |
Критерии рисков
№ | КРИТЕРИИ ПО АБП, ГУ |
1 | Объем используемых государственных финансовых ресурсов |
2 | Исполнение бюджета |
3 | Дебиторской задолженности на конец последнего завершенного финансового года к объему финансирования |
4 | Доля кредиторской задолженности на конец последнего завершенного финансового года к объему финансирования |
5 | Срок с момента проведения последней аудиторской проверки |
6 | Масштабы выявленных финансовых нарушений по итогам предыдущих проверок за последние 2 года |
7 | Выявленное за последние 2 года количество государственных закупок, проведенных с нарушениями законодательства о государственных закупках, повлиявших на итоги государственных закупок |
8 | Масштабы выявленных нарушений законодательства о государственных закупках, повлиявших на итоги, по итогам предыдущих проверок за последние 2 года |
9 | Масштабы выявленных за последние 2 года финансовых нарушений, подлежащих восстановлению в учете и возмещению в бюджет |
10 | Непринятие мер по рекомендациям и предложениям органов контроля за последние 2 года |
11 | Количество проверок правоохранительных органов об использовании средств государственного бюджета (фактов изъятий документов) |
12 | Периодичность смены должностных лиц, с правом подписи финансовых документов |
КРИТЕРИИ ПО СУБЪЕКТАМ КВАЗИСЕКТОРА | |
1 | Объем средств, выделенных из государственного бюджета (государственное задание, трансферты, формирование/пополнение уставного капитала, выполнение работ/услуг) |
2 | Рост/снижение размера уставного капитала |
3 | Наличие дочерних и ассоциированных организаций, в единицах |
4 | Рост/снижение прибыли по сравнению с предыдущим периодом |
5 | Доля административных расходов от общего объема расходов |
6 | Дата проведения последней проверки, год, период охвата, в том числе тематические и комплексные |
7 | Отражение в бухгалтерской отчетности убытков на протяжении 2 последних лет |
8 | Масштабы выявленных финансовых нарушений по итогам предыдущих проверок |
9 | Масштабы выявленных за последние 2 года финансовых нарушений, подлежащих восстановлению в учете и возмещению в бюджет |
10 | Выявленное за последние 2 года количество государственных закупок, проведенных с нарушениями законодательства о государственных закупках, повлиявших на итоги государственных закупок |
11 | Масштабы выявленных нарушений законодательства о государственных закупках, повлиявших на итоги, по итогам предыдущих проверок за последние 2 года |
12 | Исполнение рекомендаций органа контроля |