Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 03.05.2023 № 314 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 23-30) статьи 20 и пунктом 6 статьи 28 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 30.09.2020 № 510 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, согласования, утверждения, регистрации и введения в действие (приостановления действия, отмены) государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 03.05.2023 № 314 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан |
Ж. Қасымбек |
"СОГЛАСОВАНО"
Министр финансов
Республики Казахстан
__________________ Б. Султанов
26 декабря 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
__________________ Т. Сулейменов
"___" _____________ 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Исполняющий обязанности
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
__________________ С. Жумангарин
5 января 2018 года
Утверждены приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 22 декабря 2017 года № 890 |
Правила разработки, согласования, утверждения, регистрации и введения в действие (приостановления действия, отмены) государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства
Сноска. Правила - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 03.05.2023 № 314 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Правила разработки, согласования, утверждения, регистрации и введения в действие (приостановления действия, отмены) государственных нормативов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и определяют порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации и введения в действие, приостановления действия и отмены государственных нормативов.
2. Положения настоящих Правил распространяются на субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности Республики Казахстан, осуществляющие разработку государственных нормативов.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) разработчик – организация, осуществляющая разработку государственных нормативов;
2) научно-технический совет (далее - НТС) - консультативно-совещательный орган, созданный в ведомстве уполномоченного органа, который подготавливает и рассматривает предложения по основным направлениям развития строительной отрасли, проведению научно-технической политики в области архитектуры, градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ценообразования в строительстве, осуществлению архитектурно-строительного контроля, а также проекты нормативных правовых и государственных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства;
3) свод правил (далее - СП) – нормативно-технический документ добровольного выбора применения, содержащий приемлемые решения по проектированию, строительству, монтажу, техническому обслуживанию или эксплуатации зданий и сооружений;
4) переработка – пересмотр государственного норматива со значительным изменением его содержания (более 35 % объема), изменения структуры и (или) наименования, актуализации, а также внесением в него новых и (или) более прогрессивных положений;
5) приемлемое решение – нормативно закрепленный метод удовлетворения результативного требования, который приведен в нормативных технических документах добровольного применения;
6) строительные нормы (далее - СН) – нормативный технический документ, содержащий результативные требования, уточняющие требования технических регламентов и обязательные для применения субъектами в области архитектуры, градостроительства и строительства;
7) руководящие документы в строительстве (далее - РДС) – нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к организации деятельности по проектированию и строительству и регулирующие взаимоотношения субъектов в области архитектуры, градостроительства и строительства;
8) разработка государственных нормативов – деятельность по разработке новых и переработке действующих государственных нормативов;
9) техническая корректировка государственных нормативов – редактирование текста государственного норматива путем исключения двойного или неоднозначного толкования нормативных требований и положений, устранения дублирования и коллизий, а также неактуальных нормативных ссылок с возможностью дальнейшего их перевода в цифровой формат;
10) перевод в цифровой формат государственных нормативов – построение требований государственного норматива, подлежащего компьютерной обработке (интерпретации) с целью проведения автоматизированной экспертизы информационных моделей строительных объектов на соответствие нормативным требованиям;
11) положение государственного норматива – структурный элемент содержания нормативно-технического документа, который имеет форму требования, правила, рекомендации и примечания;
12) рекомендуемое положение государственного норматива – положение, содержащее совет или указание;
13) результативные требования – минимально необходимые требования обязательного характера к эксплуатационным и рабочим характеристикам объекта, которые не устанавливают способы или решения их удовлетворения и приведены в положениях СН и РДС;
14) результативное решение – альтернативный приемлемому решению метод, удовлетворяющий результативное требование. Результативные решения базируются на научно-обоснованных и опытно-экспериментально апробированных решениях, полностью удовлетворяющих результативное требование;
15) предписывающий метод нормирования – метод, предусматривающий поэлементное описание строительных объектов, которое предписывает определенные объемно-планировочные, конструктивные и иные решения, материалы, изделия, оборудование, рабочие характеристики, методы изготовления, монтажа, условия эксплуатации, порядок приемки и другие средства достижения цели;
16) нормативный технический документ (нормативно-технический документ) – нормативный документ, содержащий технические и технологические нормы;
17) совершенствование нормативно-технических документов – обновление государственных нормативов (разработка, техническая корректировка, перевод в цифровой формат) с целью поддержания технического уровня и актуальных требований с учетом международного опыта, научно-исследовательских работ;
18) отзыв – письменный документ, представленный по результатам рассмотрения проектов государственных нормативов;
19) архитектурный, градостроительный и строительный каталог (далее - каталог) – систематизированные перечни нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, типовых проектов и типовых проектных решений предприятий, зданий и сооружений, строительных конструкций, изделий и строительных материалов, технологий производства работ и нормативных документов по ценообразованию в строительстве;
20) государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства (государственные нормативы) – система нормативных правовых актов, градостроительных и технических регламентов, нормативно-технических документов, иных обязательных требований, условий и ограничений, обеспечивающих благоприятные, безопасные и другие необходимые условия обитания и жизнедеятельности человека;
21) формализуемая часть требования – часть требования в государственном нормативе, где известны и определены количественные и (или) исчисляемые качественные характеристики требования, которые возможно преобразовать в машиночитаемый формат в виде набора правил для применения в информационной системе проверок информационных моделей;
22) заказчик – юридическое лицо, осуществляющее организацию разработки, технической корректировки и (или) перевода в цифровой формат государственных нормативов;
23) результативный метод нормирования – подход к нормированию, который фокусируется на желаемых, измеримых результатах, а не на предписывающих процессах, методах и процедурах. Данный метод нормирования основан на результативности (на достижении определенных результатах) без конкретных указаний относительно того, как эти результаты получены;
24) ведомство уполномоченного органа – ведомство центрального государственного органа, осуществляющее в пределах компетенции, в соответствии с законодательством Республики Казахстан контрольные и реализационные функции в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
25) цифровой формат – данные (документы, изображения и тому подобное) в виде последовательности цифр, предназначенные для хранения и обработки с помощью программного обеспечения или информационных систем.
Глава 2. Порядок разработки государственных нормативов
4. Организация работ по разработке, технической корректировке и переводу в цифровой формат государственных нормативов включает в себя формирование:
перспективной номенклатуры, подлежащих разработке, технической корректировке и переводу в цифровой формат государственных нормативов (далее - Перспективная номенклатура) сроком на три года;
годового перечня государственных нормативов, подлежащих разработке, технической корректировки и переводу в цифровой формат.
5. Предложения по включению в формирующую Перспективную номенклатуру сроком на три года, подлежащих разработке, технической корректировке и переводу в цифровой формат государственных нормативов предоставляются субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в ведомство уполномоченного органа в виде заявки, оформленной в произвольной форме.
6. В заявке отображается обоснование необходимости совершенствования нормативно-технических документов, сроки выполнения и, при необходимости, ориентировочный объем (число страниц) в соответствии со структурой государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
7. Представленная заявка рассматривается ведомством уполномоченного органа в течение 30 календарных дней с момента регистрации для установления целесообразности включения заявляемого документа в Перспективную номенклатуру.
8. По результатам рассмотрения заявок ведомством уполномоченного органа формируется Перспективная номенклатура с учетом приоритетности и актуальности тем, а также сроков выполнения работ по годам.
9. Годовой перечень государственных нормативов, подлежащих разработке, технической корректировке и переводу в цифровой формат формируется из приоритетных и актуальных тем, включенных в Перспективную номенклатуру в виде тематического плана работ по разработке, технической корректировке и переводу в цифровой формат государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Сформированный тематический план утверждается руководством ведомства уполномоченного органа и включается в республиканскую бюджетную программу с целью выделения финансирования.
10. Субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в случае письменного подтверждения ведомством уполномоченного органа, осуществляют инициативную разработку государственных нормативов за счет собственных средств с привлечением научных и (или) специализированных организаций.
11. Государственные нормативы разрабатываются с учетом:
1) результатов научных исследований, экспериментов, испытаний и измерений;
2) международных, региональных стандартов, стандартов организаций, стандартов иностранных государств и иных документов, устанавливающих требования к процессам проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений;
3) опыта применения новых технологий и строительных материалов, изделий и конструкций.
12. Технической корректировке подлежат государственные нормативы различного назначения, за исключением нормативов по расчету строительных конструкций, а также, содержащих положения по организационно-методическим вопросам проектирования и строительства.
13. Разработка государственных нормативов осуществляется в течение одного календарного года. При осуществлении работ по разработке государственных нормативов с технической корректировкой и переводом в цифровой формат, а также при необходимости проведения научных исследований в рамках одного договора, срок разработки увеличивается, с разбивкой объемов работ по годам.
14. Организация работ по разработке, технической корректировке и переводу в цифровой формат государственных нормативов подразделяется на нижеприведенные стадии.
По разработке государственных нормативов:
1-я стадия – организация разработки государственного норматива;
2-я стадия – разработка проекта государственного норматива в первой редакции (при необходимости последующих, промежуточных), получение отзывов и ответов государственных органов по соответствующему направлению нормирования (определяется заказчиком), получение заключений национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и объединений субъектов частного предпринимательства;
3-я стадия – подготовка проекта государственного норматива в окончательной редакции разработчика, согласование и представление его заказчику;
4-я стадия – рассмотрение, принятие (утверждение или одобрение) и регистрация в органах юстиции Республики Казахстан (при необходимости) государственного норматива;
5-я стадия – введение в действие государственного норматива.
По технической корректировке государственных нормативов: аналогично стадиям по разработке государственных нормативов.
По переводу в цифровой формат государственных нормативов:
1-я стадия – организация перевода в цифровой формат государственного норматива;
2-я стадия – создание тестовых моделей автоматизированных проверок из формализуемой части требований государственных нормативов;
3-я стадия – демонстрация тестовых моделей автоматизированных проверок из формализуемой части требований государственных нормативов и представление проделанной работы заказчику;
4-я стадия – рассмотрение, принятие (одобрение) работ заказчиком.
Допускается совмещение стадий или выделение отдельных работ, выполняемых в составе стадии при разработке, технической корректировке и переводе в цифровой формат государственных нормативов.
15. Организация работ по разработке государственных нормативов в инициативном порядке согласно пункту 10 настоящих Правил, выполняется в соответствии с условиями договора.
При этом, проект государственного норматива до его утверждения и введения в действие должен получить одобрение НТС.
16. Процедура выбора разработчика государственных нормативов осуществляется с соблюдением норм статьи 41 Бюджетного кодекса Республики Казахстан или главой 4 Законом Республики Казахстан "О государственных закупках".
17. Разработка государственных нормативов осуществляется в соответствии с условиями и сроками, установленными договором, а также положениями настоящих Правил.
18. При разработке государственных нормативов их содержание излагаются с учетом следующих требований:
1) положения государственных нормативов подразделяются на обязательные и рекомендуемые.
Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые – на уровне экономически обоснованных и проверенных на практике решений с учетом передовых достижений.
К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами государственных нормативов подлежат безусловному соблюдению.
К рекомендуемым относят положения, которые изменяются в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства;
2) РДС относятся к производному виду нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к отдельным видам продукции и (или) процессам их жизненного цикла и разрабатываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) СН содержат положения, детализирующие требования технических регламентов по безопасности применительно к различным объектам технического регулирования, необходимый уровень качества строительных объектов, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования, а также эксплуатационные характеристики продукции строительства.
В составе СН предусматриваются:
требования к организации и методам ведения процессов производства и эксплуатации строительной продукции, направленные на обеспечение ее безопасности и качества;
нормы и правила формирования благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности;
результативные требования к зданиям, сооружениям, их конструктивным элементам и системам инженерного оборудования, а также отдельным помещениям;
требования к свойствам материалов, обеспечивающие пригодность их для применения в строительстве и долговечность строительных конструкций и инженерных систем;
требования пожарной безопасности по предупреждению распространения огня и дыма, обеспечению эвакуации людей, огнестойкости конструкций, безопасной работы пожарных команд;
характеристики, необходимые для удовлетворения гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований технических регламентов и санитарных правил;
требования, обеспечивающие рациональное расходование материальных и энергетических ресурсов при эксплуатации зданий и сооружений, охрану окружающей среды.
СН не содержат положения предписывающего метода нормирования, относящихся к конструктивным и объемно-планировочным решениям, применению конкретных типов и марок материалов, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения целей технического регламента и при невозможности прямого нормирования эксплуатационных характеристик, в том числе, в связи с отсутствием методов контроля. Данные характеристики регламентируются косвенно путем установления соответствующих положений предписывающего метода нормирования.
СН не содержат требований к технологическим процессам производства, для которых предназначены здания или сооружения.
СН не содержат ссылки на документы добровольного выбора применения;
4) в СП по проектированию и строительству приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных, оправдавшие себя на практике положения - приемлемые решения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение требований технических регламентов и СН, а также положения по отдельным вопросам, не регламентированным СН, в виде раздела "Дополнительные требования".
СП, в частности, содержат:
правила производства инженерных изысканий и выполнения работ по проектированию, состав и формы разрабатываемой проектной и технологической документации;
положения по организации производства, способы и методы производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
рекомендации по применению градостроительных и типологических решений, а также социальных нормативов;
методы расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов;
рекомендации по выбору объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, сооружений и их частей;
правила применения элементов строительных конструкций, инженерных систем, изделий и материалов при строительстве зданий и сооружений с разными характеристиками эксплуатационного режима и в разных климатических условиях.
В СП не допускается дублировать положения технических регламентов, СН, в развитие которых эти СП разработаны;
5) СП, идентичные европейским стандартам проектирования (Еврокодам) – СП РК EN, содержат полный текст Еврокода (включая приложения), изданного Европейским комитетом по стандартизации (CEN).
Национальное приложение к СП РК EN содержит только информацию о параметрах, которые в Еврокоде оставлены открытыми для принятия решения на национальном уровне. Эти параметры, устанавливаемые на национальном уровне (NDP), распространяются только на проектирование зданий и инженерных сооружений в Республике Казахстан.
CП РК EN устанавливают общие принципы и правила проектирования, расчета и определения параметров, как самих несущих конструкций, так и отдельных конструктивных элементов. Они касаются как традиционных методов строительства, так и аспектов инновационного применения, но при этом не содержат правил для нестандартных конструкций или специальных решений, для которых необходимо привлекать экспертов для выработки альтернативных решений;
6) нормативные технические документы в виде нормативных технических пособий (НТП), норм технологического проектирования, технологических карт, методических документов строительства содержат проверенные практикой положения (расчеты, примеры, технологические и технические описания и пояснения, методики и другое) для реализации требований технических регламентов и СН, а также приемлемых решений СП.
19. Построение, изложение, оформление государственных нормативов производится в соответствии с требованиями настоящих Правил и СТ РК 1.5 "Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации".
Порядок построения, изложения, оформления, содержание и обозначение нормативных технических документов, разрабатываемых на основе применения международных, региональных и национальных стандартов, производится в соответствии с требованиями СТ РК 1.9 "Государственная система технического регулирования Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств, применяемых в качестве национальных и предварительных национальных стандартов".
20. Текст РДС оформляется в соответствии с требованиями Правил разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2016 года № 568 и Правил разработки, согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2016 года № 569 (далее – постановления Правительства Республики Казахстан № 568 и № 569).
21. Государственные нормативы издаются на государственном и русском языках.
22. Форма обложки государственных нормативов, за исключением РДС, оформляются в соответствии с формой, приведенной в приложении 3 к настоящим Правилам.
23. Форма структурного элемента "Предисловие" для государственных нормативов, за исключением РДС приведена в приложении 4 к настоящим Правилам.
24. Шмуцтитулы (первой страницы) государственных нормативов на государственном и русском языках, за исключением РДС оформляют в соответствии с формой, приведенной в приложении 5 к настоящим Правилам.
25. В структурном элементе "Нормативные ссылки" в государственных нормативах, за исключением РДС содержится перечень нормативных правовых актов и нормативных технических документов, на которые в тексте документа имеются (даны) ссылки. Перечень ссылок начинают со слов: "Для применения настоящих строительных норм (нормативных технических пособий, сводов правил и так далее) используются следующие ссылки:".
В конце раздела следует приводить примечание следующего содержания:
"Примечание – При пользовании настоящим государственным нормативом целесообразно проверить действие ссылочных документов по информационным каталогам "Перечень нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, действующих на территории Республики Казахстан", "Каталог национальных стандартов и национальных классификаторов технико-экономической информации РК" и "Каталог межгосударственных стандартов", составляемым ежегодно по состоянию на текущий год, и соответствующим ежемесячно издаваемым информационным бюллетеням - журналам и информационным указателям стандартов, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим нормативом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом, если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.".
В перечень ссылок включаются полные обозначения и наименования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, в порядке возрастания регистрационных номеров обозначений (при наличии) в следующей последовательности:
законодательные и подзаконные акты, технические регламенты, приказы в зависимости от юридической силы в иерархии нормативных правовых актов;
РДС;
межгосударственные строительные нормы;
СН;
межгосударственные своды правил по проектированию и строительству;
СП;
НТП;
международные и межгосударственные стандарты в строительстве;
национальные стандарты, а также стандарты иностранных государств, разрешенные для применения на территории Республики Казахстан.
Глава 3. Порядок согласования государственных нормативов
26. Разработчик направляет организациям, определенным заказчиком в договоре, разработанный проект государственного норматива с пояснительной запиской с целью получения соответствующего отзыва. Отзыв по проекту государственного норматива предоставляется разработчику не позднее, чем через 30 календарных дней со дня получения проекта на рассмотрение.
При непредставлении организацией отзыва в указанный срок, разработка государственных нормативов продолжается согласно срокам, установленным в договоре, а проект государственного норматива считается согласованным данной организацией, если иное не предусмотрено договором.
При необходимости разработчик проводит совещание с представителями заинтересованных государственных органов и организаций по рассмотрению разногласий по представленным отзывам. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводной таблице замечаний и предложений.
27. Проекты государственных нормативов с пометкой "для служебного пользования" направляются на рассмотрение в заинтересованные государственные органы для получения отзыва непосредственно заказчиком.
28. Проект разрабатываемого государственного норматива в первой редакции с пояснительной запиской предоставляется в ведомство уполномоченного органа для его рассмотрения и формирования дела в соответствии с перечнем документов, входящих в дело разработанного государственного норматива согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
29. Разработчик до представления проекта государственного норматива в окончательной редакции осуществляет организацию повторного рассмотрения проекта государственного норматива соответствующими государственными органами и организациями, определенными в договоре.
При этом, проект государственного норматива направляется соответствующим государственным органам на рассмотрение в отработанной редакции с учетом ранее полученных отзывов.
30. Подготовка проекта государственного норматива в окончательной редакции осуществляется с учетом полученных ответов соответствующих государственных органов и организаций.
31. Проект государственного норматива в окончательной редакции предоставляется заказчику на государственном и русском языках, на бумажном и электронном носителях, и в количестве, определенном договором, сопроводительным письмом и приложениями:
1) пояснительной записки к проекту государственного норматива, содержащей:
обоснования экономической эффективности от разработки и применения государственного норматива;
основания для разработки государственного норматива;
сведения о рассылке проекта государственного норматива на рассмотрение и получения отзывов организаций;
информацию о нормативных правовых актах и нормативных технических документах, которые были использованы при разработке проекта государственного норматива;
данные о разработчике;
2) перечня организаций, которым проект государственного норматива был направлен в первой редакции;
3) отзывов, полученных от государственных органов и организаций, которым проект государственного норматива в первой (промежуточной) и окончательной редакции направлялся на рассмотрение;
4) сформированной сводной таблицы замечаний и предложений по проекту государственного норматива в первой (промежуточной) и окончательной редакции;
5) предложений об отмене действующих государственных нормативов или внесений изменений и (или) дополнений в них, связанных с введением нового государственного норматива.
32. Окончательные редакции проектов государственных нормативов выносятся на рассмотрение НТС, за исключением документов с пометкой "для служебного пользования".
33. Состав работ по согласованию проекта государственного норматива, по которому была проведена техническая корректировка аналогичен работам по разработке государственных нормативов.
34. Оцифрованный проект государственного норматива согласовывается с государственными органами и организациями, определенными в договоре.
Глава 4. Порядок утверждения, регистрации и введения в действие (приостановления действия, отмены) государственных нормативов
35. Регистрационные (учетные) номера государственных нормативов начинаются с номера 00 (01), за исключением СП, которые начинаются с номера 100.
36. Шифр государственного норматива обеспечивает учетно-регистрационное единство обозначений документов всех уровней, объединенных в отраслевой классификации, и создает необходимые условия для эффективного хранения, распространения и использования информации о нормативной базе в сфере, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Структура шифра включает буквенные и цифровые (X) элементы обозначения, разделяемые знаками "точка" и "дефис" согласно приведенной схеме:
ХХ ХХ - аббревиатура государственных нормативов;
Х. - комплекс;
ХХ -подкомплекс;
- ХХ - регистрационный (учетный) номер;
- ХХХХ - год утверждения.
Пример – СН РК 1.02-03-2011, СП РК 1.02-106-2013.
К шифру переизданного с изменениями государственного норматива добавляется элемент <*>, например: СН РК 1.02-03-2011*, СП РК 1.02-106-2013*.
Звездочкой также обозначаются измененные пункты государственного норматива.
37. Государственные нормативы утверждаются приказом ведомства уполномоченного органа, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них.
38. При принятии государственного норматива по мере необходимости отменяется норматив, взамен которого он разработан.
39. Изменения и дополнения, вносимые в положения государственных нормативов должны быть обоснованы, иметь научно-техническое обоснование, анализ мирового опыта и при необходимости финансово-экономический расчет.
По строительным материалам и изделиям предоставляется сопроводительная документация в соответствии с пунктом 13 Технического регламента "Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года № 1202.
40. Предложения по внесению изменений и (или) дополнений в государственные нормативы, за исключением документов с пометкой "для служебного пользования", выносятся на рассмотрение и одобрение НТС.
41. Дата введения государственных нормативов, а также изменений и (или) дополнений к ним, устанавливается с учетом адаптационного периода, но не ранее, чем через 6 (шесть) месяцев со дня их утверждения.
Допускается сокращение срока введения в действие государственных нормативов, а также изменений и (или) дополнений к ним по решению ведомства уполномоченного органа в случаях необходимости предупреждения или ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций, исполнения поручений вышестоящих государственных органов, а также в случаях одобрения таких рекомендаций на заседании НТС.
42. Действие государственных норматив или его отдельных норм может быть приостановлено на определенный срок. Приостановление действия государственных нормативов или его отдельных норм осуществляется отдельным приказом.
43. Информация об утверждении, отмене, о приостановлении действия государственных нормативов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений публикуется в отраслевых печатных изданиях, а также размещается на сайте ведомства уполномоченного органа.
44. Государственная регистрация РДС, осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Республики Казахстан № 568 и № 569.
45. Сведения о действующих государственных нормативах в области архитектуры, градостроительства и строительства размещаются в каталогах "Перечень нормативных правовых актов и нормативных технических документов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, действующих на территории Республики Казахстан" и "Перечень нормативных документов по ценообразованию в строительстве действующих на территории Республики Казахстан", формируемые ведомством уполномоченного органа согласно Правилам формирования и ведения архитектурных, градостроительных и строительных каталогов, утвержденным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2015 года № 701 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12423).
46. Государственные нормативы в установленные сроки направляются ведомством уполномоченного органа в единый государственный фонд нормативных технических документов в соответствии с Правилами формирования, ведения и сопровождения единого государственного фонда нормативных технических документов, а также распространения копий нормативных технических документов, официальных изданий, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 944 (зарегистрирован за № 18090).
47. Положения вновь разработанных и введенных в действие государственных нормативов, а также изменения и (или) дополнения в действующие государственные нормативы не применяются на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативно-техническими документами.
При изменении (реконструкции, расширении, модернизации, переоборудовании, техническом перевооружении, реставрации, капитальном ремонте) существующих зданий и сооружений применяются положения действующих государственных нормативов, включенных в каталоги, указанные в пункте 45 настоящих Правил.
48. Положения, установленные в нормативных технических документах добровольного выбора применения, при отсутствии результативных решений (альтернативных документов) подлежат обязательному соблюдению при проектировании и строительстве объектов.
49. При наличии противоречий в государственных нормативах разного уровня, действуют нормы документа более высокого уровня.
При наличии противоречий в государственных нормативах одного уровня действует норма документа, позднее введенного в действие, или норма, которая соответствует документу, позднее введенному в действие.
Структура государственных нормативов
Тематический план работ по разработке, технической корректировке и переводу
в цифровой формат государственных нормативов в области архитектуры,
градостроительства и строительства
по разделу ________________________________
(раздел и наименование бюджетной программы)
Обложка государственных нормативов
Шмуцтитул (первой страницы) государственного нормативного документа на государственном/русском языках
ҚР ҚН/ Х.ХХ-ХХ-20ХХ
ҚР ЕЖ
СН РК/ Х.ХХ-ХХ-20ХХ
СП РК
ҚАЗАКСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ҚҰРЫЛЫС НОРМАЛАРЫ/
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ЕРЕЖЕЛЕРІНІҢ ЖИНАҒЫ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН/
СВОДЫ ПРАВИЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
___________________________________________________________
НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НОРМАТИВА
НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ
НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НОРМАТИВА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
___________________________________________________________
Дата введения 20ХХ-ХХ-ХХ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Т Е К С Т
____________________________________________________________
Издание официальное
Шмуцтитул (первой страницы) нормативных технических пособий (НТП) к СП РК EN на государственном/русском языках
ҚР НТҚ Х.ХХ-ХХ-20ХХ
НТП РК Х.ХХ-ХХ-20ХХ
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ
НОРМАТИВТІК-ТЕХНИКАЛЫҚ ҚҰРАЛЫ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НОРМАТИВА
НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ
НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НОРМАТИВА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Дата введения 20ХХ-ХХ-ХХ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Т Е К С Т
___________________________________________________________________
Издание официальное
Перечень документов, входящих в дело разработанного государственного норматива
1. Письмо разработчика о представлении проекта государственного норматива в редакции первой/окончательной.
2. Пояснительная записка к проекту разрабатываемого государственного норматива.
3. Проект разрабатываемого государственного норматива в первой редакции.
4. Перечень организаций, которым рассылался проект разработанного государственного норматива на отзыв (с отметкой о получении отзыва).
5. Оригиналы отзывов (замечаний и предложений), полученных по проекту разработанного государственного норматива в первой редакции.
6. Протоколы разработчика согласительного совещания (при проведении).
7. Сводка отзывов по проекту разработанного государственного норматива в первой редакции.
8. Перечень государственных органов, которым проект разработанного государственного норматива рассылалась в окончательной редакции на рассмотрение (с отметкой о получении ответа о рассмотрении) со сформированной по их замечаниям и предложениям сводной таблицей.
9. Подлинные документы, подтверждающие рассмотрение проекта разрабатываемого государственного норматива с соответствующими государственными органами.
10. Предложения об отмене действующих государственных нормативов или проекты изменений в них, связанные с введением нового государственного норматива.
11. Окончательная редакция государственного норматива.
12. Протоколы НТС ведомства уполномоченного органа.
13. Постановление НТС.