Сноска. Утратил силу совместным приказом Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 30.11.2022 № 5 и и.о. Министра национальной экономики РК от 30.11.2022 № 107 (вводится в действие с 01.01.2023).
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2015 года № 795 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области государственной статистики" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12921, опубликован 1 февраля 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет") следующие изменения и дополнение:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области государственной статистики";
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в области государственной статистики согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) проверочный лист в области государственной статистики в отношении центральных и местных исполнительных органов, Национального Банка Республики Казахстан и иных государственных органов согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) проверочный лист в области государственной статистики в отношении акимов поселка, села, сельского округа согласно приложению 3 к настоящему приказу.";
приложения 1 и 2, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 1 и 2 к настоящему приказу;
дополнить приложением 3 согласно приложению 3 к настоящему приказу.
2. Комитету по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан.
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан и Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Т. Сулейменов |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Критерии оценки степени риска в области государственной статистики
Глава 1. Общие положения
1. Критерии оценки степени риска в области государственной статистики (далее – Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс), Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" (далее – Закон) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17371), для отнесения субъекта контроля в области государственной статистики к степеням риска.
2. В настоящих Критериях используются понятия в значениях, определенных в Законе, и следующие понятия:
1) замечания при ведении похозяйственного учета – замечания по несоблюдению требований Статистической методологии по ведению похозяйственного учета и форм организации ведения регистрационных записей, утвержденной приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 10 июня 2010 года № 136 "Об утверждении Статистической методологии по ведению похозяйственного учета и форм организации ведения регистрационных записей" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6334) (далее – Методология), утвержденной в соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона;
2) значительные нарушения – нарушения, связанные с неприменением национальных классификаторов, разработанных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных программного обеспечения для ведения электронного похозяйственного учета (далее – ПО ЭПХУ) с базой данных по идентификации сельскохозяйственных животных (далее – БД ИСЖ) (от 5% до 15%), ПО ЭПХУ со статистическим регистром жилищного фонда (далее – СРЖФ) (от 5% до 15%);
3) незначительные нарушения – нарушения, связанные с:
несоблюдением требований Правил представления административных данных административными источниками на безвозмездной основе, утвержденных приказом исполняющего обязанности Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 14 июля 2010 года № 183 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6394) (далее – Правила), в части отсутствия титульного листа к форме, предназначенной для сбора административных данных, а также пояснения по ее заполнению, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
наличием неактуальных (необновленных) административных данных, публикуемых на официальных интернет-ресурсах административных источников, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (менее 5%), ПО ЭПХУ с СРЖФ (менее 5%);
4) база данных по идентификации сельскохозяйственных животных Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан – часть ветеринарного учета, предусматривающая единую, многоуровневую систему регистрации данных об индивидуальном номере животного, о его ветеринарных обработках, включая результаты диагностических исследований, а также данных о владельце животного, осуществляемая государственными ветеринарными организациями;
5) нарушение в области государственной статистики – действие или бездействие субъекта контроля, повлекшее за собой нарушение норм законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики;
6) грубые нарушения – нарушения, связанные с несогласованием с уполномоченным органом формы, предназначенной для сбора административных данных, а также методики расчета показателей, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
представлением недостоверных административных данных административными источниками, выявляемые путем сверки и сопоставления данных уполномоченного органа с административными данными из информационных систем административных источников и (или) других официальных источников, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
непредставлением административных данных на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (свыше 15%), ПО ЭПХУ с СРЖФ (свыше 15%);
несоблюдением установленных требований уполномоченного органа по ведению похозяйственного учета на основе предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля (имелось пять и более замечаний);
7) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый уполномоченным органом с целью назначения профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
8) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в области государственной статистики и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля;
9) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;
10) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования к деятельности субъекта контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
11) уполномоченный орган – ведомство уполномоченного органа, осуществляющее руководство, а также межотраслевую координацию в области государственной статистики в пределах своей компетенции;
12) программное обеспечение для ведения электронного похозяйственного учета – прикладное программное обеспечение, позволяющее акиму поселка, села, сельского округа осуществлять ввод, корректировку и хранение данных похозяйственного учета, а также формировать агрегированные данные на основе введенной информации.
3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъекта контроля в области государственной статистики формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
4. Определение объективных критериев осуществляется посредством последующих этапов:
1) определение риска;
2) группировка и распределение субъектов контроля по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).
5. Оценка степени риска субъектов контроля и отнесение их к высокой группе риска осуществляется по объективным критериям на основании наибольшей вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, государства в результате использования недостоверных административных данных, представленных административными источниками, при формировании официальной статистической информации.
6. К высокой степени риска относятся центральные и местные исполнительные органы, акимы поселка, села, сельского округа, Национальный Банк Республики Казахстан и иные государственные органы, осуществляющие сбор учетных или иных данных в процессе реализации стратегических, регулятивных, реализационных или контрольных функций в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением статистической деятельности.
7. К не отнесенной к высокой степени риска относятся физическое или юридическое лицо и его структурные и обособленные подразделения, представляющие данные по объекту статистического наблюдения в соответствии со статистической методологией.
8. В отношении субъектов контроля отнесенных к высокой степени риска, применяется профилактический контроль без посещения субъекта контроля и профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
9. В отношении субъектов контроля не отнесенных к высокой степени риска, применяется профилактический контроль без посещения субъекта контроля.
Глава 3. Субъективные критерии
10. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных, с отражением выявленных нарушений по субъекту контроля;
2) анализ информации с целью определения субъекта контроля, подлежащих включению в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
11. Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля;
2) результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля. Степень тяжести нарушения (грубое, значительное, незначительное) устанавливается при несоблюдении требований, отраженных в проверочных листах.
12. На основании имеющихся источников информации, определяются степени рисков по субъективным критериям в отношении центральных и местных исполнительных органов, Национального Банка Республики Казахстан и иных государственных органов, по субъективным критериям в отношении акимов поселка, села, сельского округа, согласно приложениям 1, 2 к настоящим Критериям.
13. Субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубое, значительное и незначительное.
14. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени риска рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа, мониторинга и сопоставления данных, полученных уполномоченным органом из официальных источников по субъективным критериям и не чаще одного раза в год.
Глава 4. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям
15. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
В случае если грубых нарушений не выявлено, для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
∑Рз = (∑Р2 х 100/ ∑Р1) х 0,7,
где:
∑Рз – показатель значительных нарушений;
∑Р1 – требуемое количество значительных нарушений;
∑Р2 – количество выявленных значительных нарушений.
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
∑Рн = (∑Р2 х 100/ ∑Р1) х 0,3,
где:
∑Рн – показатель незначительных нарушений;
∑Р1 – требуемое количество незначительных нарушений;
∑Р2 – количество выявленных незначительных нарушений.
Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных
и незначительных нарушений по следующей формуле:
∑Р = ∑Рз + ∑Рн,
где:
∑Р – общий показатель степени риска;
∑Рз – показатель значительных нарушений;
∑Рн – показатель незначительных нарушений.
По показателям степени риска субъекта контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля;
2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
16. Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводятся на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля, формируемых в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса.
17. Территориальные органы статистики на основании полугодового списка проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля, утвержденного уполномоченным органом в области государственной статистики и размещенного на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, осуществляют регистрацию акта о назначении профилактического контроля с посещением субъекта контроля в территориальных органах в области правовой статистики и специальных учетов по месту нахождения.
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска в области государственной статистики |
Субъективные критерии в отношении центральных и местных исполнительных органов, Национального Банка Республики Казахстан и иных государственных органов
№ | Критерии | Степень нарушения |
Результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля: | ||
1 | Несогласование формы, предназначенных для сбора административных данных | грубое |
2 | Несогласование методики расчета показателей | грубое |
3 | Неприменение национальных классификаторов, разработанных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования | значительное |
4 | Представление недостоверных административных данных административными источниками, выявленные путем сверки и сопоставления данных уполномоченного органа с административными данными из информационных систем административных источников и (или) и других официальных источников | грубое |
5 | Непредставление административных данных административными источниками на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом | грубое |
6 | Отсутствие титульного листа к форме, предназначенной для сбора административных данных | незначительное |
7 | Отсутствие пояснения по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных | незначительное |
8 | Несопоставимость административных данных с данными других официальных источников | значительное |
9 | Неактуальность (необновленность) административных данных, публикуемых на официальных интернет – ресурсах административных источников | незначительное |
Результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъект контроля (степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдении перечисленных требований): | ||
1 | Соблюдение требования по сбору административных данных по согласованной форме | грубое |
2 | Соблюдение требования по согласованию с уполномоченным органом форм, предназначенных для сбора административных данных | грубое |
3 | Соблюдение требования по согласованию с уполномоченным органом методики расчета показателей | грубое |
4 | Соблюдение требования по применению национальных классификаторов | значительное |
5 | Соблюдение требования по обеспечению достоверности административных данных | грубое |
6 | Соблюдение требования по представлению административных данных административными источниками на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом | грубое |
7 | Соблюдение требования по обеспечению актуальности (обновленности) административных данных, публикуемых на официальных интернет-ресурсах административных источников | значительное |
8 | Соблюдение требования по обеспечению наличия титульного листа к форме, предназначенной для сбора административных данных | значительное |
9 | Соблюдение требования по обеспечению наличия пояснения по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных | значительное |
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска в области государственной статистики |
Субъективные критерии в отношении акимов поселка, села, сельского округа
№ | Критерии | Степень нарушения |
Результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля | ||
1 | Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) свыше 15 % | грубое |
2 | Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) от 5% до 15% | значительное |
3 | Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) менее 5% | незначительное |
4 | Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) свыше 15 % | грубое |
5 | Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) от 5% до 15% | значительное |
6 | Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) менее 5% | незначительное |
Результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля (степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдения перечисленных требований): | ||
1 |
Соблюдение требований Методологии при ведении | грубое |
Проверочный лист в области государственной статистики в отношении
центральных и местных исполнительных органов, Национального Банка
Республики Казахстан и иных государственных органов
Государственный орган, назначивший профилактический контроль с посещением субъекта
контроля _______________________________________________________________________
Акт о назначении профилактического контроля с посещением субъекта контроля
________________________________________________________________________________
(№, дата)
Наименование субъекта контроля __________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________________
№ | Перечень требований | Требуется | Не требуется | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Соблюдение требования по сбору административных данных по согласованной форме | ||||
2 | Соблюдение требования по согласованию с уполномоченным органом форм, предназначенных для сбора административных данных | ||||
3 | Соблюдение требования по согласованию с уполномоченным органом методики расчета показателей | ||||
4 | Соблюдение требования по применению национальных классификаторов | ||||
5 | Соблюдение требования по обеспечению достоверности административных данных | ||||
6 | Соблюдение требования по представлению административных данных административными источниками на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом | ||||
7 | Соблюдение требования по обеспечению актуальности (обновленности) административных данных, публикуемых на официальных интернет-ресурсах административных источников | ||||
8 | Соблюдение требования по обеспечению наличия титульного листа к форме, предназначенной для сбора административных данных | ||||
9 | Соблюдение требования по обеспечению наличия пояснения по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных |
Должностное (ые) лицо (а) _________________________________________ _______________
(должность) (подпись)
________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля ___________________________________ ________________
(должность) (подпись)
________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)
Проверочный лист в области государственной статистики в отношении акимов
поселка, села, сельского округа
Государственный орган, назначивший профилактический контроль с посещением субъекта
контроля _______________________________________________________________________
Акт о назначении профилактического контроля с посещением субъекта контроля
________________________________________________________________________________
(№, дата)
Наименование субъекта контроля __________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________________
№ | Перечень требований | Требуется | Не требуется | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Соблюдение требований Методологии при ведении похозяйственного учета на основе предыдущего профилактическиого контроля с посещением субъекта контроля имелось пять и более замечаний |
Должностное (ые) лицо (а) ______________________________________ __________________
(должность) (подпись)
________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля _________________________________ __________________
(должность) (подпись)
________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)