Сноска. Заголовок - в редакции совместного приказа и.о. Министра культуры и информации РК от 06.11.2024 № 524-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 08.11.2024 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие настоящего приказа см. п. 4.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:
Сноска. Преамбула - в редакции cовместного приказа Министра информации и общественного развития РК от 30.11.2022 № 529 и Министра национальной экономики РК от 01.12.2022 № 112 (вводится в действие с 01.01.2023).1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа (далее – Критерии), согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа (далее – проверочный лист) в отношении периодических печатных изданий, интернет – изданий, и интернет – ресурсов, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
3) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа в отношении теле-, радиокомпаний, согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу;
4) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа в отношении операторов телерадиовещания, согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу;
5) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа в отношении распространителей индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств, согласно приложению 5 к настоящему совместному приказу;
6) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа в отношении операторов телерадиовещания, согласно приложению 6 к настоящему совместному приказу.
Сноска. Пункт 1 - в редакции совместного приказа и.о. Министра культуры и информации РК от 06.11.2024 № 524-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 08.11.2024 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Комитету информации Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа представление в Юридический департамент Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра информации и коммуникаций Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением строки, порядковый номер 4, приложения 1 к Критериям, порядковый номер 4, приложения 4 к Критериям и строки, порядковый номер 4, проверочного листа в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации в отношении периодических печатных изданий, которые вводятся в действие с 11 января 2019 года.
Министр информации и коммуникаций Республики Казахстан |
Д.Абаев |
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Т.Сулейменов |
СОГЛАСОВАН
Комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Приложение 1 к совместному приказу Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 9 ноября 2018 года № 473 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 ноября 2018 года № 69 |
Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа
Сноска. Приложение 1 - в редакции совместного приказа и.о. Министра культуры и информации РК от 06.11.2024 № 524-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 08.11.2024 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577).
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) незначительное нарушение – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в области масс-медиа, несоблюдение которых не создают предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, но выполнение, которых является обязательным для субъектов (объектов) контроля при осуществлении своей деятельности;
3) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
4) значительное нарушение – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области масс-медиа, создающие предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровья человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
5) субъекты (объекты) контроля в области масс-медиа – периодические печатные издания, интернет-издания, интернет - ресурсы, теле-, радиокомпании, операторы телерадиовещания, и распространители индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств;
6) грубое нарушение – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области масс-медиа, связанные с несоблюдением запрещающей нормы законодательства Республики Казахстан (запрещается, не допускается, не разрешается), а также нарушение требований, которые влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
7) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
8) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
9) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
10) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
11) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям;
12) проверочный лист – перечень обязательных требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
13) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.
3. Управление рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки на соответствие требованиям формируется посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений).
На первом этапе по объективным критериям субъекты (объекты) контроля распределяются к одной из следующих степеней риска (далее – степени риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степени риска, проводится проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска, проводится проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
На втором этапе по субъективным критериям относят субъекты (объекты) контроля к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
По показателям степени риска по субъективным критериям субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
4. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
5. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.
6. Определение риска государственного контроля осуществляется с учетом одного из следующих критериев:
1) уровня опасности (сложности) объекта;
2) масштабов тяжести возможных негативных последствий в области масс - медиа;
3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для жизни или здоровья человека, законных интересов физических и юридических лиц, государства.
После проведения анализа всех возможных рисков субъекты (объекты) контроля распределяются по трем степеням риска (высокая, средняя и низкая).
7. Определение риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда в результате деятельности субъекта (объекта) контроля жизни или здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства деятельностью субъектов (объектов) контроля, связанную с не обеспечением конституционных гарантий прав на свободное получение информации и распространение ее любыми, не запрещенными законами, способами, свободы слова и творчества, информационной безопасности личности, общества и государства при использовании услуг масс-медиа.
По объективным критериям к высокой степени риска относятся собственники периодических печатных изданий, теле-, радиокомпании, к средней степени риска относятся собственники интернет-изданий, операторы телерадиовещания, к низкой степени риска относятся собственники интернет – ресурсов и распространители индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств.
Глава 3. Субъективные критерии
8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
9. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области масс-медиа.
Для оценки степени рисков по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля используется следующий источник информации:
1) результаты предыдущих внеплановых проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля.
Для оценки степени рисков по субъективным критериям для проведения проверки на соответствие требованиям используется следующий источник информации:
1) результаты предыдущих проверок в отношении операторов телерадиовещания.
10. На основании имеющихся источников информации, уполномоченный орган в области масс-медиа формирует субъективные критерии, подлежащие оценке.
Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение проверки на соответствие требованиям и профилактический контроль субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие требованиям, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
11. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
При этом определение грубых, значительных и незначительных нарушений устанавливаются в критериях оценки степени риска уполномоченного органа в области масс-медиа с учетом специфики сферы в области масс - медиа.
При формировании субъективных критериев степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений.
12. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в главе 4 настоящих Критериев, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов.
13. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверка на соответствие требованиям, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.
Степени нарушений требований к субъектам в области масс-медиа в отношении деятельности собственников периодических печатных изданий, интернет-изданий, интернет – ресурсов, теле-, радиокомпаний, операторов телерадиовещания и распространителей индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств, приведены в приложениях 1, 2, 3, и 4 к настоящим Критериям.
Степени нарушения требований к субъектам в области масс-медиа, для проведения проверки на соответствие требованиям деятельности операторов телерадиовещания, приведены в приложении 5 к настоящим Критериям.
14. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в области масс-медиа в случаях:
1) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска регулирующих государственных органов определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля или проведения проверок на соответствие требованиям.
15. В целях освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и проведения проверки на соответствие требованиям, регулирующими государственными органами, а также государственными органами учитываются смягчающие индикаторы.
К смягчающим индикаторам относится:
1) наличие аудио и (или) видео фиксации, с передачей данных в онлайн-режиме.
При этом освобождение от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проведения проверки на соответствие требованиям регулирующими государственными органами, а также государственными органами осуществляется в части требований, данные по которым получены указанными в смягчающих индикаторах способами.
Глава 4. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям
16. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям (SC), с последующей нормализацией значений, данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 12 настоящих Критериев.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
17. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 9 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
18. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 12 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
хi – показатель субъективного критерия,
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 12 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
19. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 16 настоящих Критериев.
20. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) отнесенных к высокой и средней степеням риска, не может быть чаще двух раз в год.
21. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса.
22. Списки профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта (объекта) контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
23. Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, кратность проведения проверки на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в год.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к средней степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в два года.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в три года.
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс-медиа |
Степени нарушения требований к субъектам в области масс-медиа в отношении деятельности собственников периодических печатных изданий, интернет-изданий, интернет-ресурсов
№ п/п | Требования | Степень нарушений |
1. | Выпуск периодического печатного издания без установленных выходных данных (названия периодического печатного издания; о собственнике периодического печатного издания; фамилию и инициалы главного редактора (редактора); номер и дату свидетельства о постановке на учет или переучете и наименование выдавшего его органа; периодичность издания; порядковый номер и дату выхода в свет периодического печатного издания; тираж данного выпуска; наименование типографии, ее адрес и адрес редакции), а равно с неясными либо заведомо ложными выходными данными | грубая |
2. | Распространение рекламы в периодических печатных изданиях на языке, не закрепленном в свидетельстве о постановке на учет масс-медиа | значительная |
3. | Распространение периодического печатного издания, интернет-издания без переучета в случаях смены собственника или изменения его наименования, а также названия, языка издания либо материалов и сообщений, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска | грубая |
4. | Распространение несовершеннолетним информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для детей, за исключением информационной продукции, распространяемой посредством сети Интернет | грубая |
5. | Реклама этилового спирта и алкогольной продукции, продукции, имитирующей алкогольные напитки | грубая |
6. | Реклама табака и табачных изделий, в том числе некурительных табачных изделий, изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления (вейпов) и жидкостей для них, продукции, имитирующей табачные изделия | грубая |
7. | Реклама электронного казино и интернет-казино | грубая |
8. | Размещение в масс-медиа информации о вакансиях для приема на работу, содержащую требования дискриминационного характера в сфере труда | грубая |
9. | Реклама о деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды | грубая |
10. | Распространение в масс-медиа персональных и биометрических данных лица, включая информацию об его родителях и иных законных представителях, иной информации, позволяющей установить личность, о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) и о несовершеннолетних, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении административных и (или) уголовных правонарушений | грубая |
11. | Распространение продукции средства массовой информации без постановки на учет либо после вынесения решения о приостановлении, прекращении их выпуска (выхода в эфир) или признании свидетельства о постановке на учет утратившим силу | грубая |
12. | Размещение в средствах массовой информации писем читателей, включая информацию, размещаемую пользователями на интернет - ресурсе, содержащих сведения, запрещенные законами Республики Казахстан (пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, пропагандирующей самоубийство, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, взрывчатых веществ и взрывных устройств, распространение теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов, а также демонстрация киновидеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, использование средства массовой информации в целях нарушения условий проведения предвыборной агитации, осуществления иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах, проведения агитации в период ее запрещения, принуждения к участию или отказу от участия в забастовке, нарушения законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, об авторском праве и смежных правах в Интернете) | грубая |
13. | Распространение недобросовестной и недостоверной рекламы, за исключением антиконкурентных действий (бездействия) государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, недобросовестной конкуренции | грубая |
14. | Распространение неэтичной и скрытой рекламы | грубая |
15. | Использование рекламы для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны | грубая |
16. | Распространение социальной рекламы с упоминанием о средствах индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением упоминания о государственных органах, органах местного самоуправления, спонсорах, физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи, а также упоминания в социальной рекламе о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей | значительная |
17. | Визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, за исключением социальной рекламы и рекламы товаров (работ, услуг) для несовершеннолетних, а также товаров (работ, услуг), которые не повлекут за собой вредного воздействия на физическое, психическое здоровье и нравственность несовершеннолетних | значительная |
18. | Распространение рекламы товарного знака и (или) наименования вина, произведенного на территории Республики Казахстан в периодических печатных изданиях (за исключением детских и религиозных) на первой и последней полосах газет; на страницах и обложках журналов, альманахов, бюллетеней, приложений к ним; без сопровождения социальной рекламы по популяризации здорового образа жизни, объем рекламной площади (пространства) которой равен объему рекламной площади (пространства) рекламы товарного знака и (или) наименования вина, произведенного на территории Республики Казахстан | значительная |
19. |
Распространение рекламы товарного знака и (или) наименования вина, произведенного на территории Республики Казахстан: | грубая |
20. | Не предоставление электронных форм обязательных бесплатных экземпляров периодических печатных изданий | грубая |
21. | Наличие у иностранцев и иностранных юридических лиц, лиц без гражданства права прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей участия в уставном капитале, паев) юридического лица – собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или юридического лица, осуществляющего деятельность в этой области | грубая |
22. | Распространение и (или) размещение информации, пропагандирующей самоубийство, информации о способах и призывах к совершению самоубийства. | грубая |
23. | Розничная продажа продукции эротического характера в нестационарных помещениях, в незапечатанных прозрачных упаковках, в помещениях и на территориях организаций образования, здравоохранения, детских учреждений, культовых зданий (сооружений), лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста | грубая |
24. | Нахождение информационно-коммуникационной инфраструктуры собственника интернет - издания за пределами Республики Казахстан | грубая |
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс - медиа |
Степени нарушения требований к субъектам в области масс-медиа в отношении деятельности теле-, радиокомпаний
№ п/п | Требования | Степень нарушений |
1. |
Количество отечественных телепрограмм, за исключением рекламы, в еженедельном объеме телерадиовещания отечественных телеканалов: | грубая |
2. |
Количество музыкальных произведений казахстанских авторов либо исполнителей и отечественных радиопрограмм, за исключением рекламы, в еженедельном объеме радиовещания отечественных радиоканалов: | значительная |
3. | Размер дополнительной информации, носящей характер коммерческой рекламы, превышающей двадцать пять процентов площади кадра и нарушающей текстовый или информационный материал в телепрограммах | грубая |
4. | Распространение рекламы на теле-, радиоканалах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, превышающей двадцать процентов от общего объема вещания в сутки, за исключением бегущей строки, социальной рекламы, информации о собственной продукции теле-, радиоканалов (анонсов), не содержащей рекламы третьих лиц, объявления о мероприятиях, подготовленных и проводимых теле-, радиоканалом, а также рекламы, размещаемой в месте события, транслируемого в прямом эфире или записи повтора прямого эфира | незначительная |
5. | Распространение рекламы в виде наложений, в том числе способом бегущей строки, более семи с половиной процентов площади кадра и нарушающей текстовый или информационный материал в телепрограммах | незначительная |
6. | Выход в эфир теле-, радиоканалов без объявления своего наименования, а при непрерывном вещании менее четырех раз в сутки | грубая |
7. |
Еженедельный объем отечественных теле-, радиопрограмм, вещающих на территории Республики Казахстан на государственном языке по времени: | значительная |
8. |
Объем теле-, радиопрограмм на государственном языке в интервалах времени продолжительностью шесть часов каждый, исчисляемый с ноля часов местного времени: | грубая |
9. | Объем рекламы на теле-, радиоканалах на казахском языке в интервалах времени через каждые шесть часов, исчисляемых с ноля часов местного времени, менее суммарного объема рекламы, распространяемой на других языках | грубая |
10. | Пропуск собственником теле-, радиоканала срока распространения теле-, радиопрограмм в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет | значительная |
11. | Несоблюдение требования по обеспечению не менее одной телепрограммы новостного характера в период с шестнадцати до двадцати двух часов местного времени сурдопереводом или переводом в виде субтитров | грубая |
12. | Необеспечение обязательных сообщений, размещаемых на телеканалах, сурдопереводом или переводом в виде субтитров | значительная |
13. | Ретрансляция в еженедельном объеме отечественными теле-, радиоканалами теле-, радиопрограмм иностранных теле-, радиоканалов, превышающем десять процентов от общего объема теле-, радиопрограмм | грубая |
14. | Размещение в масс-медиа информации о вакансиях для приема на работу, содержащую требования дискриминационного характера в сфере труда | грубая |
15. |
Распространение посредством телерадиовещания с 6.00 часов до 22.00 часов по местному времени информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для детей: | грубая |
16. | Размещение рекламы о деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды | грубая |
17. | Реклама табака и табачных изделий, в том числе некурительных табачных изделий, изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления (вейпов) и жидкостей для них, продукции, имитирующей табачные изделия | грубая |
18. | Реклама этилового спирта и алкогольной продукции, продукции, имитирующей алкогольные напитки | грубая |
19. | Реклама электронного казино и интернет-казино | грубая |
20. | Распространение в масс-медиа персональных и биометрических данных лица, включая информацию о его родителях и иных законных представителях, иной информации, позволяющей установить личность, о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) и о несовершеннолетних, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении административных и (или) уголовных правонарушений | грубая |
21. | Прерывание рекламой, в том числе способом бегущей строки, трансляции официальных сообщений, выступлений кандидатов в Президенты Республики Казахстан и в депутаты представительных органов, образовательных и религиозных телепрограмм, а также демонстрацию детских телепрограмм, за исключением рекламы, предназначенной для детей и подростков | грубая |
22. | Распространение рекламы на теле-, радиоканалах в дни национального траура | грубая |
23. | Распространение посредством телерадиовещания информационной продукции без указания знака возрастной категории или без сообщения возрастной категории в начале теле-, радиопрограммы, а также при каждом возобновлении после ее прерывания | грубая |
24. | Распространение рекламы товарного знака и (или) наименования вина, произведенного на территории Республики Казахстан в период с двадцати двух часов вечера до шести часов утра местного времени на отечественных теле-, радиоканалах (за исключением детских и религиозных) во время трансляции и (или) ретрансляции не сопровождается предупреждением о вреде чрезмерного потребления вина менее чем на десяти процентах рекламной площади (пространства); не сопровождается двумя социальными рекламами по популяризации здорового образа жизни; на радиоканалах по окончании трансляции рекламы не сопровождается сообщением, предупреждающим о вреде чрезмерного потребления вина | значительная |
25. |
Распространение рекламы товарного знака и (или) наименования вина, произведенного на территории Республики Казахстан: | грубая |
26. | Распространение рекламы соответствующего товара (работ, услуг), а также самого рекламодателя, подлежащего лицензированию, без указания номера лицензии и наименования органа, выдавшего лицензию, кроме рекламы на радио | значительная |
27. | Распространение недобросовестной и недостоверной рекламы, за исключением случаев антиконкурентных действий (бездействия) государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, недобросовестной конкуренции | грубая |
28. | Распространение неэтичной и скрытой рекламы | грубая |
29. | Использование рекламы для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны | грубая |
30. | Распространение рекламы в общем объеме вещания рекламы в сутки общей продолжительностью в период времени с восемнадцати до двадцати трех часов местного времени в течение часа времени вещания более двадцати процентов | значительная |
31. | Распространение ежедневного объема социальной рекламы, размещаемой на безвозмездной основе на обязательных теле-, радиоканалах, менее десяти выходов в интервале времени продолжительностью восемнадцать часов, исчисляемом с шести часов утра местного времени, с обязательными двумя выходами в интервале времени продолжительностью шесть часов, исчисляемом с восемнадцати часов местного времени | незначительная |
32. | Распространение социальной рекламы неравномерно в течение всего ежедневного ее выхода в эфир на территории Республики Казахстан на казахском языке, а по усмотрению рекламодателя также на русском и (или) на других языках | незначительная |
33. | Визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, за исключением социальной рекламы и рекламы товаров (работ, услуг) для несовершеннолетних, а также товаров (работ, услуг), которые не повлекут за собой вредного воздействия на физическое, психическое здоровье и нравственность несовершеннолетних | значительная |
34. | Распространение социальной рекламы в радиопрограммах с упоминанием о спонсорах продолжительностью более трех секунд о каждом, социальной рекламы в телепрограммах при кино- и видеообслуживании более трех секунд о каждом, и такому упоминанию отведено более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, – более чем пять процентов рекламной площади (пространства) | незначительная |
35. | Превышение звука при трансляции рекламы громче звука транслируемой программы | значительная |
36. | Распространение социальной рекламы с упоминанием о средствах индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением упоминания о государственных органах, органах местного самоуправления, спонсорах, физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи, а также упоминания в социальной рекламе о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей | значительная |
37. | Соблюдение требования теле-, радиоканалами о сохранении записи собственных теле-, радиопрограмм, вышедших в эфир в течение шести месяцев, а также фиксирования их в регистрационном журнале своей эфирной работы и хранения его менее одного года с момента последней записи в нем | грубая |
38. | Соблюдение требования по обеспечению качества подачи теле-, радиоканалами теле-, радиопрограмм | грубая |
39. | Соблюдение требования теле-, радиокомпаниями и операторами телерадиовещания независимо от их форм собственности в оповещении населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка | грубая |
40. | Распространение теле-, радиоканала без переучета в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы, наименования, а также названия теле-, радиоканала | грубая |
41. | Распространение и (или) размещение информации, пропагандирующей самоубийство, информации о способах и призывах к совершению самоубийства | грубая |
Приложение 3 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс - медиа |
Степени нарушения требований к субъектам в области масс-медиа в отношении деятельности операторов телерадиовещания
№ п/п | Требования | Степень нарушений |
1. | Несоблюдение требования по распространению операторами кабельного телерадиовещания трансляции и (или) ретрансляции обязательных теле-, радиоканалов | грубая |
2. | Использование радиоэлектронных средств приема и передачи сигнала телерадиовещания, создающих помехи иным радиопередающим и (или) радиоприемным средствам связи и несоответствующих заявленным техническим параметрам | грубая |
3. |
Распространение рекламы при ретрансляции операторами телерадиовещания иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан, за исключением: | грубая |
4. | Распространение операторами телерадиовещания иностранных теле-, радиоканалов, не поставленных на учет в уполномоченном органе | грубая |
5. | Соблюдение требования по наличию письменного согласия собственников здания и (или) зданий по организации системы коллективного приема, не предусматривающей коммерческой цели | значительная |
6. | Соблюдение требования по наличию заключенного договора на распространение теле-, радиоканалов свободного доступа между оператором телерадиовещания и теле-, радиокомпанией | значительная |
7. | Соблюдение требования по недопущению использования для распространения теле-, радиоканалов технических средств телерадиовещания, не прошедших процедуры подтверждения соответствия | грубая |
8. | Соблюдение требования теле-, радиокомпаниями и операторами телерадиовещания независимо от их форм собственности в оповещении населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка | грубая |
9. | Соблюдение требования по недопущению ретрансляции теле-, радиоканала, теле-, радиопрограммы без договора, заключенного между оператором телерадиовещания и теле-, радиокомпанией или филиалом (представительством) иностранного юридического лица | грубая |
Приложение 4 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс - медиа |
Степени нарушения требований к субъектам в области масс-медиа в отношении деятельности распространителей индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств
№ п/п | Требования | Степень нарушений |
1. | Распространение карт условного доступа к услугам операторов телерадиовещания и оборудования, предназначенного для индивидуального приема теле-, радиосигнала операторов телерадиовещания, без лицензии в сфере телерадиовещания и не обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Республики Казахстан | грубая |
Приложение 5 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о масс - медиа |
Степени нарушения требований к субъектам в области масс-медиа, для проведения проверки на соответствие требованиям деятельности операторов телерадиовещания
№ п/п | Требования | Степень нарушений |
1. | Наличие не менее одной трети от общего числа инженерно-технических специалистов, имеющих профильное высшее, техническое или профессиональное образование в сфере телекоммуникаций и практический опыт по специальности не менее одного года | незначительная |
2. | Наличие технических возможностей для организации оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций (схема организации оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций) | значительная |
3. | Наличие предварительных договоров на ретрансляцию теле-, радиоканалов с теле-, радиокомпаниями-правообладателями (для многопрограммного вещания) | незначительная |
4. | Наличие помещения и площади для размещения и эксплуатации технических средств, административно-управленческого персонала, обслуживания населения | значительная |
5. | Наличие средств измерений и испытательного оборудования для проведения контрольно-измерительных и испытательных работ | незначительная |
6. | Распространение теле-, радиоканалов посредством аналогового эфирного телерадиовещания при наличии разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов | значительная |
7. | Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством цифрового эфирного телерадиовещания при наличии разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов | значительная |
8. | Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством спутникового телерадиовещания при наличии разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов | значительная |
9. | Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством кабельного и эфирно-кабельного телерадиовещания без лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов | значительная |
10. | Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания эфирно-кабельного телерадиовещания при наличии разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) | значительная |
11. | Организация системы коллективного приема теле-, радиоканалов, преследующей коммерческие цели без наличия лицензии для занятия деятельностью по распространение теле-, радиоканалов | значительная |
12. | Распространение теле-, радиоканалов в сетях телекоммуникаций без лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов | значительная |
Приложение 2 к совместному приказу Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 9 ноября 2018 года № 473 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 ноября 2018 года № 69 |
Проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан
о масс-медиа _______________________________________________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении периодических печатных изданий, интернет-изданий,
и интернет- ресурсов
Сноска. Приложение 2 - в редакции совместного приказа и.о. Министра культуры и информации РК от 06.11.2024 № 524-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 08.11.2024 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
___________________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
Государственный орган, назначивший проверку / профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля ______________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля
____________________________________________________________________
____________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ______________________________
____________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный
номер субъекта (объекта) контроля) _____________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
____________________________________________________________________
№ п/п | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Выпуск периодического печатного издания без установленных выходных данных (названия периодического печатного издания; о собственнике периодического печатного издания; фамилию и инициалы главного редактора (редактора); номер и дату свидетельства о постановке на учет или переучете и наименование выдавшего его органа; периодичность издания; порядковый номер и дату выхода в свет периодического печатного издания; тираж данного выпуска; наименование типографии, ее адрес и адрес редакции), а равно с неясными либо заведомо ложными выходными данными | ||
2. | Распространение рекламы в периодических печатных изданиях на языке, не закрепленном в свидетельстве о постановке на учет масс-медиа | ||
3. | Распространение периодического печатного издания, интернет-издания без переучета в случаях смены собственника или изменения его наименования, а также названия, языка издания либо материалов и сообщений, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска | ||
4. | Распространение несовершеннолетним информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для детей, за исключением информационной продукции, распространяемой посредством сети Интернет | ||
5. | Реклама этилового спирта и алкогольной продукции, продукции, имитирующей алкогольные напитки | ||
6. | Реклама табака и табачных изделий, в том числе некурительных табачных изделий, изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления (вейпов) и жидкостей для них, продукции, имитирующей табачные изделия | ||
7. | Реклама электронного казино и интернет-казино | ||
8. | Размещение в масс-медиа информации о вакансиях для приема на работу, содержащую требования дискриминационного характера в сфере труда | ||
9. | Реклама о деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды | ||
10. | Распространение в масс-медиа персональных и биометрических данных лица, включая информацию об его родителях и иных законных представителях, иной информации, позволяющей установить личность, о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) и о несовершеннолетних, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении административных и (или) уголовных правонарушений | ||
11. | Распространение продукции средства массовой информации без постановки на учет либо после вынесения решения о приостановлении, прекращении их выпуска (выхода в эфир) или признании свидетельства о постановке на учет утратившим силу | ||
12. | Размещение в средствах массовой информации писем читателей, включая информацию, размещаемую пользователями на интернет - ресурсе, содержащих сведения, запрещенные законами Республики Казахстан (пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, пропагандирующей самоубийство, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, взрывчатых веществ и взрывных устройств, распространение теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов, а также демонстрация киновидеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, использование средства массовой информации в целях нарушения условий проведения предвыборной агитации, осуществления иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах, проведения агитации в период ее запрещения, принуждения к участию или отказу от участия в забастовке, нарушения законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, об авторском праве и смежных правах в Интернете) | ||
13. | Распространение недобросовестной и недостоверной рекламы, за исключением антиконкурентных действий (бездействия) государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, недобросовестной конкуренции | ||
14. | Распространение неэтичной и скрытой рекламы | ||
15. | Использование рекламы для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны | ||
16. | Распространение социальной рекламы с упоминанием о средствах индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением упоминания о государственных органах, органах местного самоуправления, спонсорах, физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи, а также упоминания в социальной рекламе о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей | ||
17. | Визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, за исключением социальной рекламы и рекламы товаров (работ, услуг) для несовершеннолетних, а также товаров (работ, услуг), которые не повлекут за собой вредного воздействия на физическое, психическое здоровье и нравственность несовершеннолетних | ||
18. | Распространение рекламы товарного знака и (или) наименования вина, произведенного на территории Республики Казахстан в периодических печатных изданиях (за исключением детских и религиозных) на первой и последней полосах газет; на страницах и обложках журналов, альманахов, бюллетеней, приложений к ним; без сопровождения социальной рекламы по популяризации здорового образа жизни, объем рекламной площади (пространства) которой равен объему рекламной площади (пространства) рекламы товарного знака и (или) наименования вина, произведенного на территории Республики Казахстан | ||
19. |
Распространение рекламы товарного знака и (или) наименования вина, произведенного на территории Республики Казахстан: | ||
20. | Не предоставление электронных форм обязательных бесплатных экземпляров периодических печатных изданий | ||
21. | Наличие у иностранцев и иностранных юридических лиц, лиц без гражданства права прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей участия в уставном капитале, паев) юридического лица – собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или юридического лица, осуществляющего деятельность в этой области | ||
22. | Распространение и (или) размещение информации, пропагандирующей самоубийство, информации о способах и призывах к совершению самоубийства. | ||
23 | Розничная продажа продукции эротического характера в нестационарных помещениях, в незапечатанных прозрачных упаковках, в помещениях и на территориях организаций образования, здравоохранения, детских учреждений, культовых зданий (сооружений), лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста | ||
24 | Нахождение информационно-коммуникационной инфраструктуры собственника интернет - издания за пределами Республики Казахстан |
Должностное (ые) лицо (а) ________________________________________
_______________________________________________________________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля __________________________________
_______________________________________________________________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Приложение 3 к совместному приказу Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 9 ноября 2018 года № 473 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 ноября 2018 года № 69 |
Проверочный лист за соблюдением законодательства
Республики Казахстан о масс-медиа ___________________________________________________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении теле-, радиокомпаний
Сноска. Приложение 3 - в редакции совместного приказа и.о. Министра культуры и информации РК от 06.11.2024 № 524-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 08.11.2024 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
_____________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
Государственный орган, назначивший проверку / профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля _______________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля ___________________________________________________
_____________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ______________________________
____________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля) __________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
____________________________________________________________________
№ п/п | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. |
Количество отечественных телепрограмм, за исключением рекламы, в еженедельном объеме телерадиовещания отечественных телеканалов: | ||
2. |
Количество музыкальных произведений казахстанских авторов либо исполнителей и отечественных радиопрограмм, за исключением рекламы, в еженедельном объеме радиовещания отечественных радиоканалов: | ||
3. | Размер дополнительной информации, носящей характер коммерческой рекламы, превышающей двадцать пять процентов площади кадра и нарушающей текстовый или информационный материал в телепрограммах | ||
4. | Распространение рекламы на теле-, радиоканалах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, превышающей двадцать процентов от общего объема вещания в сутки, за исключением бегущей строки, социальной рекламы, информации о собственной продукции теле-, радиоканалов (анонсов), не содержащей рекламы третьих лиц, объявления о мероприятиях, подготовленных и проводимых теле-, радиоканалом, а также рекламы, размещаемой в месте события, транслируемого в прямом эфире или записи повтора прямого эфира | ||
5. | Распространение рекламы в виде наложений, в том числе способом бегущей строки, более семи с половиной процентов площади кадра и нарушающей текстовый или информационный материал в телепрограммах | ||
6. | Выход в эфир теле-, радиоканалов без объявления своего наименования, а при непрерывном вещании менее четырех раз в сутки | ||
7. |
Еженедельный объем отечественных теле-, радиопрограмм, вещающих на территории Республики Казахстан на государственном языке по времени: | ||
8. |
Объем теле-, радиопрограмм на государственном языке в интервалах времени продолжительностью шесть часов каждый, исчисляемый с ноля часов местного времени: | ||
9. | Объем рекламы на теле-, радиоканалах на казахском языке в интервалах времени через каждые шесть часов, исчисляемых с ноля часов местного времени, менее суммарного объема рекламы, распространяемой на других языках | ||
10. | Пропуск собственником теле-, радиоканала срока распространения теле-, радиопрограмм в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет | ||
11. | Несоблюдение требования по обеспечению не менее одной телепрограммы новостного характера в период с шестнадцати до двадцати двух часов местного времени сурдопереводом или переводом в виде субтитров | ||
12. | Необеспечение обязательных сообщений, размещаемых на телеканалах, сурдопереводом или переводом в виде субтитров | ||
13. | Ретрансляция в еженедельном объеме отечественными теле-, радиоканалами теле-, радиопрограмм иностранных теле-, радиоканалов, превышающем десять процентов от общего объема теле-, радиопрограмм | ||
14. | Размещение в масс-медиа информации о вакансиях для приема на работу, содержащую требования дискриминационного характера в сфере труда | ||
15. |
Распространение посредством телерадиовещания с 6.00 часов до 22.00 часов по местному времени информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для детей: | ||
16. | Размещение рекламы о деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды | ||
17. | Реклама табака и табачных изделий, в том числе некурительных табачных изделий, изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления (вейпов) и жидкостей для них, продукции, имитирующей табачные изделия | ||
18. | Реклама этилового спирта и алкогольной продукции, продукции, имитирующей алкогольные напитки | ||
19. | Реклама электронного казино и интернет-казино | ||
20. | Распространение в масс-медиа персональных и биометрических данных лица, включая информацию о его родителях и иных законных представителях, иной информации, позволяющей установить личность, о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) и о несовершеннолетних, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении административных и (или) уголовных правонарушений | ||
21. | Прерывание рекламой, в том числе способом бегущей строки, трансляции официальных сообщений, выступлений кандидатов в Президенты Республики Казахстан и в депутаты представительных органов, образовательных и религиозных телепрограмм, а также демонстрацию детских телепрограмм, за исключением рекламы, предназначенной для детей и подростков | ||
22. | Распространение рекламы на теле-, радиоканалах в дни национального траура | ||
23. | Распространение посредством телерадиовещания информационной продукции без указания знака возрастной категории или без сообщения возрастной категории в начале теле-, радиопрограммы, а также при каждом возобновлении после ее прерывания | ||
24. | Распространение рекламы товарного знака и (или) наименования вина, произведенного на территории Республики Казахстан в период с двадцати двух часов вечера до шести часов утра местного времени на отечественных теле-, радиоканалах (за исключением детских и религиозных) во время трансляции и (или) ретрансляции не сопровождается предупреждением о вреде чрезмерного потребления вина менее чем на десяти процентах рекламной площади (пространства); не сопровождается двумя социальными рекламами по популяризации здорового образа жизни; на радиоканалах по окончании трансляции рекламы не сопровождается сообщением, предупреждающим о вреде чрезмерного потребления вина | ||
25. |
Распространение рекламы товарного знака и (или) наименования вина, произведенного на территории Республики Казахстан: | ||
26. | Распространение рекламы соответствующего товара (работ, услуг), а также самого рекламодателя, подлежащего лицензированию, без указания номера лицензии и наименования органа, выдавшего лицензию, кроме рекламы на радио | ||
27. | Распространение недобросовестной и недостоверной рекламы, за исключением случаев антиконкурентных действий (бездействия) государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, недобросовестной конкуренции | ||
28. | Распространение неэтичной и скрытой рекламы | ||
29. | Использование рекламы для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны | ||
30. | Распространение рекламы в общем объеме вещания рекламы в сутки общей продолжительностью в период времени с восемнадцати до двадцати трех часов местного времени в течение часа времени вещания более двадцати процентов | ||
31. | Распространение ежедневного объема социальной рекламы, размещаемой на безвозмездной основе на обязательных теле-, радиоканалах, менее десяти выходов в интервале времени продолжительностью восемнадцать часов, исчисляемом с шести часов утра местного времени, с обязательными двумя выходами в интервале времени продолжительностью шесть часов, исчисляемом с восемнадцати часов местного времени | ||
32. | Распространение социальной рекламы неравномерно в течение всего ежедневного ее выхода в эфир на территории Республики Казахстан на казахском языке, а по усмотрению рекламодателя также на русском и (или) на других языках | ||
33. | Визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, за исключением социальной рекламы и рекламы товаров (работ, услуг) для несовершеннолетних, а также товаров (работ, услуг), которые не повлекут за собой вредного воздействия на физическое, психическое здоровье и нравственность несовершеннолетних | ||
34. | Распространение социальной рекламы в радиопрограммах с упоминанием о спонсорах продолжительностью более трех секунд о каждом, социальной рекламы в телепрограммах при кино- и видеообслуживании более трех секунд о каждом, и такому упоминанию отведено более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, – более чем пять процентов рекламной площади (пространства) | ||
35. | Превышение звука при трансляции рекламы громче звука транслируемой программы | ||
36. | Распространение социальной рекламы с упоминанием о средствах индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением упоминания о государственных органах, органах местного самоуправления, спонсорах, физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи, а также упоминания в социальной рекламе о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей | ||
37. | Соблюдение требования теле-, радиоканалами о сохранении записи собственных теле-, радиопрограмм, вышедших в эфир в течение шести месяцев, а также фиксирования их в регистрационном журнале своей эфирной работы и хранения его менее одного года с момента последней записи в нем | ||
38. | Соблюдение требования по обеспечению качества подачи теле-, радиоканалами теле-, радиопрограмм | ||
39. | Соблюдение требования теле-, радиокомпаниями и операторами телерадиовещания независимо от их форм собственности в оповещении населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка | ||
40. | Распространение теле-, радиоканала без переучета в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы, наименования, а также названия теле-, радиоканала | ||
41. | Распространение и (или) размещение информации, пропагандирующей самоубийство, информации о способах и призывах к совершению самоубийства |
Должностное (ые) лицо (а) ________________________________________
_______________________________________________________________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта (объекта) контроля
_______________________________________________________________
должность подпись
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан
о масс-медиа ____________________________________________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении операторов телерадиовещания
Сноска. Совместный приказ дополнен проверочным листом в соответствии с совместным приказом и.о. Министра культуры и информации РК от 06.11.2024 № 524-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 08.11.2024 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
______________________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
Государственный орган, назначивший проверку / профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля ______________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля ___________________________________________________
____________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ______________________________
____________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля) __________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
____________________________________________________________________
№ п/п | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Несоблюдение требования по распространению операторами кабельного телерадиовещания трансляции и (или) ретрансляции обязательных теле-, радиоканалов | ||
2. | Использование радиоэлектронных средст приема и передачи сигнала телерадиовещания, создающих помехи иным радиопередающим и (или) радиоприемным средствам связи и несоответствующих заявленным техническим параметрам | ||
3. |
Распространение рекламы при ретрансляции операторами телерадиовещания иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан, за исключением: | ||
4. | Распространение операторами телерадиовещания иностранных теле-, радиоканалов, не поставленных на учет в уполномоченном органе | ||
5. | Соблюдение требования по наличию письменного согласия собственников здания и (или) зданий по организации системы коллективного приема, не предусматривающей коммерческой цели | ||
6.. | Соблюдение требования по наличию заключенного договора на распространение теле-, радиоканалов свободного доступа между оператором телерадиовещания и теле-, радиокомпанией | ||
7. | Соблюдение требования по недопущению использования для распространения теле-, радиоканалов технических средств телерадиовещания, не прошедших процедуры подтверждения соответствия | ||
8. | Соблюдение требования теле-, радиокомпаниями и операторами телерадиовещания независимо от их форм собственности в оповещении населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка | ||
9. | Соблюдение требования по недопущению ретрансляции теле-, радиоканала, теле-, радиопрограммы без договора, заключенного между оператором телерадиовещания и теле-, радиокомпанией или филиалом (представительством) иностранного юридического лица |
Должностное (ые) лицо (а) ________________________________________
_______________________________________________________________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта (объекта) контроля
_______________________________________________________________
должность подпись
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан
о масс-медиа __________________________________________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении распространителей индивидуальных спутниковых
и эфирных приемных устройств
Сноска. Совместный приказ дополнен проверочным листом в соответствии с совместным приказом и.о. Министра культуры и информации РК от 06.11.2024 № 524-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 08.11.2024 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
____________________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
Государственный орган, назначивший проверку / профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля ______________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля __________________________________________________
____________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля _____________________________
___________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля) __________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
____________________________________________________________________
№ п/п | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Распространение карт условного доступа к услугам операторов телерадиовещания и оборудования, предназначенного для индивидуального приема теле-, радиосигнала операторов телерадиовещания, без лицензии в сфере телерадиовещания и не обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Республики Казахстан |
Должностное (ые) лицо (а) _____________________________________________
____________________________________________________________________
должность подпись
____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта (объекта) контроля _______________________________
____________________________________________________________________
должность подпись
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан
о масс-медиа ______________________________________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении операторов телерадиовещания
Сноска. Совместный приказ дополнен проверочным листом в соответствии с совместным приказом и.о. Министра культуры и информации РК от 06.11.2024 № 524-НҚ и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 08.11.2024 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
____________________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
Государственный орган, назначивший проверку __________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ____________________________________________
_____________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ______________________________
____________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля) ___________________________________________
Адрес места нахождения _______________________________________________
____________________________________________________________________
№ п/п | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Наличие не менее одной трети от общего числа инженерно-технических специалистов, имеющих профильное высшее, техническое или профессиональное образование в сфере телекоммуникаций и практический опыт по специальности не менее одного года | ||
2 | Наличие технических возможностей для организации оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций (схема организации оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций) | ||
3 | Наличие предварительных договоров на ретрансляцию теле-, радиоканалов с теле-, радиокомпаниями - правообладателями (для многопрограммного вещания) | ||
4 | Наличие помещения и площади для размещения и эксплуатации технических средств, административно-управленческого персонала, обслуживания населения | ||
5 | Наличие средств измерений и испытательного оборудования для проведения контрольно-измерительных и испытательных работ | ||
6 | Распространение радиоканалов посредством аналогового эфирного радиовещания при наличии разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и лицензии для занятия деятельностью по распространению радиоканалов | ||
7 | Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством цифрового эфирного телерадиовещания при наличии разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов | ||
8 | Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством спутникового телерадиовещания при наличии разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов | ||
9 | Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством кабельного и эфирно-кабельного телерадиовещания без лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов | ||
10 | Распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания эфирно-кабельного телерадиовещания при наличии разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) | ||
11 | Организация системы коллективного приема теле-, радиоканалов, преследующей коммерческие цели без наличия лицензии для занятия деятельностью по распространение теле-, радиоканалов | ||
12 | Распространение теле-, радиоканалов в сетях телекоммуникаций без лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов |
Должностное (ые) лицо (а) ________________________________________
________________________________________________________________
должность подпись
________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта (объекта) контроля ___________________________
________________________________________________________________
должность подпись
________________________________________________________________
________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)