Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2019 года.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 "Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16669, опубликован 5 апреля 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов) следующее изменение:
Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2019 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр финансов Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Приложение к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2018 года № 1047 |
|
Приложение к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 |
Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 10 статьи 429 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс) и устанавливают порядок возврата сумм превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС).
Глава 2. Порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость
2. Возврат превышения НДС производится на основании:
1) требования о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС за налоговый период (далее – требование);
2) акта тематической проверки, подтверждающего достоверность суммы превышения НДС, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком);
3) заключения к акту тематической проверки в случаях, предусмотренных пунктом 13 статьи 152 Налогового кодекса.
При этом, требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в подпункте 1) настоящего пункта, может быть отражено в первоначальной, очередной и (или) ликвидационной декларациях по НДС.
Если плательщик НДС не указал в декларации по НДС за налоговый период требование о возврате превышения НДС, то данное превышение зачитывается в счет предстоящих платежей по НДС или может быть предъявлено к возврату в течение срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса.
Положения подпунктов 2), 3) настоящего пункта не распространяются при осуществлении возврата сумм превышения НДС в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса.
3. В случае, если до начала тематической проверки по подтверждению достоверности превышения НДС, предъявленных к возврату из бюджета (далее – тематическая проверка) установлено:
отсутствие на лицевом счете налогоплательщика суммы превышения НДС;
и (или)
нарушены порядок и сроки представления налоговой отчетности по НДС, установленные статьями 208, 209 и 424 Налогового кодекса, орган государственных доходов в течение десяти рабочих дней с даты представления декларации по НДС, направляет налогоплательщику письменный отказ в рассмотрении требования.
Положения настоящего пункта применяются также в случае проведения тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС в отношении налогоплательщика, при рассмотрении его требования о возврате превышения НДС в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса.
4. Орган государственных доходов после получения требования назначает тематическую проверку после истечения последней даты срока, установленного подпунктом 2) пункта 3 статьи 212 Налогового кодекса.
При этом тематическая проверка назначается за налоговый период в соответствии с пунктом 2 статьи 152 Налогового кодекса.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении налогоплательщика, при рассмотрении его требования о возврате превышения НДС в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса.
5. При проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета налогоплательщику, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому налогоплательщику с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет "Пирамида" по поставщикам (далее – отчет "Пирамида").
Отчетом "Пирамида" являются результаты контроля, осуществляемого органами государственных доходов, на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем, установленного пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса.
Формирование отчета "Пирамида" производится по непосредственным поставщикам проверяемого налогоплательщика.
6. В целях соблюдения сроков возврата НДС из бюджета орган государственных доходов в течение пяти рабочих дней с даты начала тематической проверки определяет перечень непосредственных поставщиков, в отношении которых необходимо:
направить уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса (далее – уведомление), для устранения нарушений, выявленных по результатам анализа отчета "Пирамида";
и (или)
назначить встречные проверки в порядке, установленном статьей 143 Налогового кодекса.
7. Если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по местонахождению в другом органе государственных доходов, орган государственных доходов, назначивший тематическую проверку, направляет соответствующий запрос о проведении встречной проверки и (или) запрос о принятии мер в соответствии с положениями Налогового кодекса по устранению нарушений, выявленных по результатам анализа отчета "Пирамида", в течение пятнадцати рабочих дней с даты начала тематической проверки.
8. Орган государственных доходов, получивший запрос о принятии мер выставляет уведомление непосредственному поставщику в течение пяти рабочих дней с даты получения такого запроса.
При этом, ответ на запрос на устранение нарушений в адрес органа государственных доходов, от которого поступил такой запрос, направляется в течение пяти рабочих дней с даты исполнения налогоплательщиком уведомления в соответствии с положениями Налогового кодекса или в случае устранения им нарушений по результатам ранее проведенной налоговой проверки.
9. Орган государственных доходов, получивший запрос о проведении встречной проверки, проводит такую проверку в срок не более десяти рабочих дней со дня получения запроса.
10. В случае если на момент проведения тематической проверки непосредственный поставщик прекратил деятельность в связи с ликвидацией и в отношении такого поставщика ликвидационная налоговая проверка проведена, то сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выписанном таким поставщиком, учитывается по сведениям, имеющимся в информационных системах в органах государственных доходов, в том числе, реестра счетов-фактур по реализованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам и (или) выписанных электронных счетов-фактур.
11. Подтверждение достоверности сумм НДС по операциям между проверяемым налогоплательщиком и его непосредственным поставщиком – налогоплательщиком, подлежащим налоговому мониторингу, производится органом государственных доходов, назначившим тематическую проверку, на основании данных налоговой отчетности и (или) информационной системы электронных счетов-фактур, имеющихся в органах государственных доходов.
12. Не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса:
1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с непосредственным поставщиком;
2) по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета "Пирамида";
3) не подтверждена достоверность сумм НДС;
4) не подтверждена достоверность сумм НДС, в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:
отсутствия поставщика по месту нахождения;
утраты учетной документации поставщика.
Положения подпункта 2) настоящего пункта не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам отчета "Пирамида" непосредственными поставщиками проверяемых налогоплательщиков:
имеющих право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС;
реализующих инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, стоимость которого составляет не менее 150 000 000 – кратный размер месячного расчетного показателя;
осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и имеющим средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 процентов, рассчитанный за последние пять лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование о возврате превышения НДС.
В акте тематической проверки указываются основания невозврата сумм превышения НДС.
При этом неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование о возврате НДС в последующие налоговые периоды в пределах сроков исковой давности, установленной статьей 48 Налогового кодекса.
Должностным лицом органа государственных доходов, осуществляющим тематическую проверку по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, в обязательном порядке анализируются результаты отчета "Пирамида" по таким поставщикам.
13. При наличии на дату завершения тематической проверки не устраненных нарушений, установленных у поставщиков, орган государственных доходов прилагает к акту налоговой проверки реестр направленных в территориальные органы государственных доходов запросов на устранение выявленных нарушений по форме, согласно приложению к настоящим Правилам.
14. Возврат превышения НДС осуществляется органами государственных доходов в пределах суммы НДС, подтвержденной актом тематической проверки, либо заключением к акту тематической проверки.
Общая сумма превышения НДС, подтвержденная к возврату не должна превышать сумму превышения НДС, указанную в требовании о возврате НДС в декларации за налоговый период, и (или) суммы превышения НДС, имеющегося на лицевом счете проверяемого налогоплательщика на дату завершения тематической проверки либо на дату составления заключения к акту тематической проверки, согласно пункту 2 статьи 104 Налогового кодекса.
При этом превышение НДС, неподлежащее возврату из бюджета, зачитывается в счет предстоящих платежей по НДС. Зачет не производится в счет уплаты НДС, подлежащего уплате при импорте, а также предусмотренного статьей 373 Налогового кодекса.
15. В течение одного рабочего дня после подписания акта тематической проверки либо заключения к акту тематической проверки формируется список налогоплательщиков, по которым необходимо составить сведения об отсутствии (наличии) задолженности налогоплательщика.
16. Налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта тематической проверки либо заключения к акту тематической проверки представляет в орган государственных доходов налоговое заявление на проведение зачета и (или) возврата налогов, других обязательных платежей, пеней и штрафов (далее – налоговое заявление на зачет).
17. На основании налогового заявления на зачет и отчета по сальдо расчетов, сформированного в информационной системе органа государственных доходов, должностное лицо, осуществляющее налоговую проверку, составляет распоряжение на возврат в двух экземплярах.
При этом отчет по сальдо расчетов формируется на дату составления распоряжения.
18. Возврат превышения НДС производится по месту нахождения налогоплательщика на основании представленного налогового заявления на зачет, путем проведения зачета в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса и (или) перечисления на банковский счет налогоплательщика при отсутствии налоговой задолженности.
При наличии налоговой задолженности орган государственных доходов производит зачет превышения НДС, в счет погашения имеющейся налоговой задолженности, в том числе налоговой задолженности структурных подразделений без представления налогового заявления на зачет.
Возврату на банковский счет и (или) зачету в счет предстоящих платежей по видам налогов и (или) других платежей в бюджет, подлежит остаток суммы превышения НДС после проведения зачета, предусмотренного настоящим пунктом.
Глава 3. Определение превышения НДС, подлежащего возврату
19. Подтверждение достоверности превышения НДС, предъявленного к возврату, производится по результатам тематической проверки произведенной с учетом положений главы 2 настоящих Правил.
20. Превышение НДС, сложившееся на конец налогового периода, подлежит возврату при соответствии условиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 429 Налогового кодекса, по приобретенным товарам, работам и услугам используемым в целях облагаемых оборотов по реализации.
При невыполнении условий, предусмотренных частью первой настоящего пункта, возврату подлежит превышение НДС:
по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, в части сумм НДС, отнесенных в зачет по товарам, работам и услугам, использованным для целей оборота, облагаемого по нулевой ставке;
по оборотам, не облагаемым по нулевой ставке, в пределах сумм НДС, отнесенного в зачет и уплаченного в бюджет при приобретении работ, услуг от нерезидента в соответствии со статьей 373 Налогового кодекса.
В случае отсутствия оборотов облагаемым по нулевой ставке, возврату подлежит превышение НДС, в пределах сумм НДС, отнесенного в зачет и уплаченного в бюджет при приобретении работ, услуг от нерезидента в соответствии со статьей 373 Налогового кодекса.
21. Положения пункта 20 настоящих Правил не применяются:
к сумме превышения НДС, возврат которого осуществляется в соответствии со статьей 432 Налогового кодекса;
к налогоплательщикам, имеющим право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьей 434 Налогового кодекса.
22. Превышение НДС, сложившееся на конец налогового периода в связи с применением статьи 432 Налогового кодекса, подлежит возврату в течение двадцати налоговых периодов равными долями начиная с налогового периода, в котором подтверждена достоверность предъявленной к возврату накопленной суммы превышения НДС по результатам тематической проверки.
23. Заключение к акту тематической проверки составляется не позднее двадцать пятого числа последнего месяца квартала, в количестве не менее двух экземпляров и подписывается должностными лицами органа государственных доходов. Один экземпляр заключения к акту тематической проверки вручается налогоплательщику, который ставит отметку на другом экземпляре о получении указанного заключения к акту тематической проверки.
24. В случае проведения тематической проверки по налоговому заявлению налогоплательщика по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, представленному в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 145 Налогового кодекса, в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса (далее – налоговое заявление), применяются аналогичные положения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
При этом, общая сумма превышения НДС, подтвержденная по результатам тематической проверки, назначенной по налоговому заявлению, не должна превышать суммы НДС, указанной в налоговом заявлении и суммы превышения НДС, имеющегося на лицевом счете проверяемого налогоплательщика на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 2 статьи 104 Налогового кодекса.
Тематическая проверка, указанная в настоящем пункте, проводится в сроки, установленные статьей 146 Налогового кодекса.
25. В случае, если до начала тематической проверки установлено отсутствие на лицевом счете налогоплательщика суммы превышения НДС, указанного в налоговом заявлении, орган государственных доходов, в течение десяти рабочих дней направляет налогоплательщику письменный отказ в рассмотрении налогового заявления, указанного в подпункте 2 пункта 3 статьи 145 Налогового кодекса.
Глава 4. Особенности возврата превышения НДС специальной экономической зоны, специальной экономической зоны "Астана-новый город", специальной экономической зоны "Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос"
Параграф 1. Общие положения
26. При проведении тематической проверки по требованию налогоплательщика, в связи с применением статьи 389 Налогового кодекса применяются положения главы 2 настоящих Правил.
27. Возврат превышения НДС поставщикам товаров, реализуемых на территорию специальной экономической зоны (далее – СЭЗ), производится в части ввезенных товаров, фактически потребленных при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ.
28. Для подтверждения факта потребления участником СЭЗ, ввезенных товаров на территорию СЭЗ в целях осуществления деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ, органом государственных доходов в ходе проведения тематической проверки, назначенной на основании требования о возврате превышения НДС, направляется запрос в течение пяти рабочих дней с даты начала тематической проверки в орган государственных доходов, находящийся на территории СЭЗ.
29. Орган государственных доходов, получивший запрос, указанный в пункте 28 настоящих Правил, направляет ответ в течение пятнадцати рабочих дней с даты получения такого запроса.
При этом в ответе указываются сведения по стоимости товаров, ввезенных на территорию СЭЗ, фактически потребленных в деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ, которые предоставляются органом государственных доходов, осуществившим выпуск товаров в таможенной процедуре свободной таможенной зоне (далее – СТЗ) на основе данных, представленных участником СЭЗ. Полученные сведения органом государственных доходов учитываются при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса.
30. В случае установления в рамках налогового контроля факта невыполнения участником СЭЗ условий фактического потребления ввезенных товаров на территорию СЭЗ, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, товары признаются облагаемым импортом и подлежат обложению НДС, с даты ввоза товаров на территорию СЭЗ с начислением пени со срока, установленного для уплаты НДС на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Кодексом Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании Республики Казахстан" (далее – Кодекс).
Параграф 2. Особенности возврата превышения НДС специальной экономической зоны "Астана-новый город"
31. При проведении тематической проверки по требованию налогоплательщика в связи с применением статьи 390 Налогового кодекса применяются положения главы 2 настоящих Правил.
32. Для подтверждения факта потребления участником СЭЗ "Астана-новый город" товаров, полностью потребляемых в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией, по перечню товаров, определенных уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон по согласованию с уполномоченным органом и уполномоченным органом в области налоговой политики, органом государственных доходов в ходе проведения тематической проверки, назначенной на основании требования о возврате превышения НДС, направляется запрос в течение пяти рабочих дней с даты начала тематической проверки в орган государственных доходов, находящийся на территории СЭЗ "Астана-новый город".
33. Орган государственных доходов, получивший запрос, указанный в пункте 32 настоящих Правил, направляет ответ в течение пятнадцати рабочих дней с даты получения такого запроса.
При этом в ответе указываются сведения о фактическом потреблении в процессе строительства объектов инфраструктуры, больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов, административного и жилого комплексов ввезенных товаров, которые выдаются по запросу органа государственных доходов, находящегося на территории СЭЗ "Астана-новый город", местным исполнительным органом столицы.
Параграф 3. Особенности возврата превышения НДС специальной экономической зоны "Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос"
34. При проведении тематической проверки по требованию налогоплательщика в связи с применением статьи 391 Налогового кодекса применяются положения главы 2 настоящих Правил.
35. Для подтверждения факта потребления или реализации участником СЭЗ Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос" (далее – СЭЗ МЦПС "Хоргос") , осуществляющий деятельность на СЭЗ МЦПС "Хоргос", ввезенных на территорию СЭЗ МЦПС "Хоргос" в целях осуществления деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ МЦПС "Хоргос", органом государственных доходов в ходе проведения тематической проверки, назначенной на основании требования о возврате превышения НДС, направляется запрос в течение пяти рабочих дней с даты начала тематической проверки в орган государственных доходов, находящийся на территории СЭЗ МЦПС "Хоргос".
36. Орган государственных доходов, получивший запрос, указанный в пункте 35 настоящих Правил, направляет ответ в течение пятнадцати рабочих дней с даты получения такого запроса.
При этом в ответе указываются сведения по стоимости товаров, ввезенных на территорию СЭЗ МЦПС "Хоргос", фактически потребленных и реализованных на территории СЭЗ МЦПС "Хоргос" в деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ МЦПС "Хоргос", которые предоставляются органом государственных доходов, осуществившим выпуск товаров в таможенной процедуре СТЗ, на основе данных, представленных участником СЭЗ МЦПС "Хоргос". Полученные сведения органом государственных доходов учитываются при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса.
37. В случае установления в рамках налогового контроля факта невыполнения участником СЭЗ МЦПС "Хоргос" условий фактического потребления и реализации ввезенных товаров на территорию СЭЗ МЦПС "Хоргос", помещенные под таможенную процедуру СТЗ, товары признаются облагаемым импортом и подлежат обложению НДС, с даты ввоза товаров на территорию СЭЗ МЦПС "Хоргос" с начислением пени со срока, установленного для уплаты НДС на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Кодексом, в соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса.
Глава 5. Особенности при применении упрощенного порядка возврата превышения НДС
38. При упрощенном порядке возврата превышения сумм НДС орган государственных доходов в течение трех рабочих дней со дня представления требования о возврате НДС проверяет отсутствие или наличие у плательщика НДС неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности в пределах срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса, а также правильность отражения исчисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет на его лицевом счете.
В случае если плательщик НДС и его структурные подразделения состоят на регистрационном учете в других органах государственных доходов, орган государственных доходов, в который поступило требование о возврате НДС, направляет в течение одного рабочего дня со дня представления требования о возврате превышения НДС с помощью информационной системы в соответствующие органы государственных доходов запрос по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта.
39. Запрос, указанный в части второй пункта 38 настоящих Правил, подлежит исполнению в течение пяти рабочих дней со дня получения такого запроса.
40. При установлении несоответствия требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 434 Налогового кодекса, налогоплательщику направляется уведомление об отсутствии права на применение им упрощенного порядка возврата превышения НДС.
Одновременно налогоплательщик уведомляется о праве применения им порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьей 431 Налогового кодекса.
В течение пяти рабочих дней после получения уведомления, налогоплательщик письменно уведомляет орган государственных доходов о принятом решении – об отказе или согласии применения порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьей 431 Налогового кодекса.
Отсутствие соответствующего ответа от налогоплательщика после истечения указанного срока является фактом отказа от возврата превышения НДС, предусмотренного статьей 431 Налогового кодекса.
Положение настоящего пункта в части письменного направления уведомления налогоплательщиком в орган государственных доходов о принятом решении, не применяется в случае, если в отношении налогоплательщика, имеющего право на упрощенный порядок возврата, проводится или будет проводиться тематическая проверка в соответствии с его требованием, в котором одновременно предъявлены к возврату суммы превышения НДС в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса и оставшейся суммы превышения НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 429 Налогового кодекса.
41. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 434 Налогового кодекса, в течение одного рабочего дня с даты, установленной Налоговым кодексом для уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, формируется список налогоплательщиков, по которым необходимо составить сведения об отсутствии (наличии) задолженности налогоплательщика.
При этом сведения об отсутствии (наличии) задолженности налогоплательщика формируется на дату составления распоряжения.
42. На основании налогового заявления на зачет и сведений об отсутствии (наличии) задолженности налогоплательщика органом государственных доходов составляется распоряжение на возврат в двух экземплярах.
43. Налоговое заявление, указанное в пункте 42 настоящих Правил, представляется налогоплательщиком в орган государственных доходов в течение одного рабочего дня с даты, формирования сведений об отсутствии (наличии) задолженности налогоплательщика.
44. Возврат превышения НДС производится по месту нахождения налогоплательщика на его банковский счет при отсутствии налоговой задолженности, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При наличии задолженности орган государственных доходов производит зачет превышения НДС в счет погашения имеющейся задолженности, в том числе задолженности структурных подразделений, без представления налогового заявления на зачет.
Возврату на его банковский счет подлежит остаток суммы превышения НДС после проведения зачета, предусмотренного настоящим пунктом.
45. В случае возврата налогоплательщику превышения НДС в соответствии с частью седьмой пункта 2 статьи 434 Налогового кодекса либо при отказе в применении упрощенного порядка возврата НДС в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил, сумма превышения НДС, сложившаяся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, подлежит возврату по результатам тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, в том числе возвращенных в упрощенном порядке, но не более суммы НДС, указанной в требовании о возврате суммы превышения НДС в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса, либо не более суммы превышения НДС, сложившейся при одновременном указании в требовании о возврате суммы превышения НДС в соответствии со статьей 434 Налоговом кодекса и оставшейся суммы превышения НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 429 Налогового Кодекса.
Подлежащая возврату по результатам такой проверки сумма превышения НДС определяется как разница между суммой превышения, сложившейся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, суммой НДС, возвращенной в упрощенном порядке и суммой НДС, не подтвержденной по результатам проверки, но не более суммы НДС, указанной в требовании о возврате НДС.
Глава 6. Особенности возврата превышения НДС при использовании плательщиком НДС контрольного счета НДС
46. При проведении тематической проверки с целью подтверждения достоверности предъявленной к возврату суммы превышения НДС в соответствии со статьей 433 Налогового кодекса в проверяемый период включаются налоговые периоды, в которых использован контрольный счет НДС.
При подтверждении достоверности суммы превышения НДС, предъявленной к возврату в соответствии со статьей 433 Налогового кодекса, орган государственных доходов проводит сверку имеющихся в информационных системах налоговых органов данных:
декларации по НДС;
лицевых счетов, открытых для учета движения сумм НДС по контрольным счетам НДС, в том числе по уплате НДС в бюджет;
электронных счетов-фактур.
47. В случае одновременного отражения в требовании о возврате суммы превышения НДС, в соответствии со статьями 434 и с пунктом 5 статьи 429 и статьей 433 Налогового кодекса, органом государственных доходов требование рассматривается в части суммы превышения НДС, предъявленных к возврату в соответствии со статьями 433 и 434 Налогового кодекса.
В случае одновременного отражения в требовании о возврате суммы превышения НДС, в соответствии со статьями 431 и 433 Налогового кодекса, органом государственных доходов требование рассматривается в части суммы превышения НДС, предъявленных к возврату в соответствии со статьей 433 Налогового кодекса.
При возврате налогоплательщику превышения НДС в соответствии с настоящим пунктом, но не более суммы НДС, указанной в требовании о возврате НДС, оставшаяся сумма превышения НДС, сложившаяся по декларации с нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, подлежит возврату по результатам налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, в том числе возвращенных из бюджета в соответствии со статьями 433 и 434 Налогового кодекса. Такая налоговая проверка, назначается органом государственных доходов на основании требования налогоплательщика о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС в последующих налоговых периодах в пределах сроков исковой давности.
Подлежащая возврату по результатам такой проверки сумма превышения НДС определяется как разница между суммой превышения, сложившейся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, суммой НДС, возвращенной с применением статей 433 и (или) 434 Налогового кодекса, и суммой НДС, не подтвержденной по результатам проверки, но не более суммы НДС, указанной в требовании о возврате НДС.
48. Возврат превышения НДС, подтвержденного результатами тематической проверки, производится налогоплательщикам, указанным в пункте 3 статьи 433 Налогового кодекса, в течение пятнадцати рабочих дней, в части суммы превышения НДС, сложившегося по приобретенным (полученным) товарам, указанным в пункте 49 настоящих Правил, уплата НДС по которым произведена на контрольные счета НДС.
При этом, плательщик НДС ведет раздельный учет по суммам НДС по приобретенным и реализованным товарам с использованием и без использования контрольного счета НДС.
49. В целях настоящей главы возврат превышения НДС производится в отношении следующих товаров:
1) приобретенных (полученных) товаров (предметов лизинга), которые используются в производстве других товаров по перечню, утверждаемому уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности совместно с уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию (далее – Перечень).
Приобретенные (полученные) товары (предметы лизинга), указанные в настоящем подпункте, не подлежат дальнейшей реализации в течение двух лет со дня приобретения (получения);
2) товаров, реализованных на экспорт;
3) горюче-смазочных материалов, реализованных аэропортами иностранным авиакомпаниям, выполняющим международные полеты, международные воздушные перевозки, для заправки воздушных судов;
4) аффинированного золота, реализуемого Национальному Банку Республики Казахстан, произведенного из сырья, добытого налогоплательщиком самостоятельно или приобретенного в собственность с целью переработки;
5) товаров, реализованных на территорию специальной экономической зоны, полностью потребленные при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон.
50. Течение срока возврата суммы превышения НДС начинается после истечения последней даты, установленной Налоговым кодексом для представления в орган государственных доходов декларации по НДС, с учетом периода продления в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 212 Налогового кодекса.
51. Подтверждающими документами для возврата превышения НДС по товарам, указанным в подпункте 1) пункта 3 статьи 433 Налогового кодекса являются:
договор на поставку товара (договор лизинга);
копии документов, подтверждающих получение товара (предмета лизинга);
копии товаросопроводительных документов, подтверждающих отгрузку товара (предмета лизинга);
документ, подтверждающий факт расчета суммы НДС на контрольный счет поставщика за приобретенный товар (предмет лизинга).
Подтверждающими документами для возврата превышения НДС по товарам, указанным в подпунктах 2), 3), 4) и 5) пункта 3 статьи 433 Налогового кодекса, являются документы, предусмотренные главой 44 Налогового кодекса.
52. Не производится возврат превышения НДС, в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, не подтверждена достоверность сумм НДС. В акте налоговой проверки указывается основание невозврата НДС.
При этом неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС подлежит возврату по мере устранения нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование о возврате НДС в последующие налоговые периоды в пределах сроков исковой давности, установленной статьей 48 Налогового кодекса.
53. В случае, если плательщик НДС, использующий контрольный счет НДС, после исполнения налоговых обязательств по НДС и расчетов с поставщиками и (или) покупателями товаров по итогам налогового периода имеет остаток денег на контрольном счете НДС, то указанные суммы НДС налогоплательщик вправе перечислить в бюджет, которые могут быть возвращены в порядке, определенном статьей 101 Налогового кодекса.
Положение настоящего пункта применяется также в случае ликвидации или реорганизации налогоплательщика, применяющего контрольный счет НДС, за исключением реорганизации путем преобразования.
54. Превышение НДС, сложившееся у плательщика НДС, имеющего право на упрощенный порядок возврата НДС в соответствии со статьей 434 Налогового Кодекса, подлежит возврату по выбору налогоплательщика в порядке и сроки, которые установлены статьями 431 или 433 и (или) 434 Налогового Кодекса.
В случае возврата налогоплательщику превышения НДС в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса, оставшаяся часть превышения НДС, но не более суммы НДС, указанной в требовании о возврате НДС, возвращается по выбору налогоплательщика в порядке и сроки, которые установлены статьями 431 и (или) 433 Налогового Кодекса.
55. В случае, невыполнения плательщиком НДС условий, предусмотренных подпунктом 1) пункта 49 настоящих Правил, сумма превышения НДС, возмещенная из бюджета, подлежит уплате в бюджет с начислением пени за каждый день с даты возврата из бюджета в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 Налогового кодекса.
При этом уплата в бюджет сумм НДС и пени, предусмотренных настоящим пунктом, производится налогоплательщиком на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса или уведомления о результатах проверки.
56. При подтверждении достоверности суммы превышения НДС налогоплательщиком, использующим контрольный счет НДС в соответствии со статьей 433 Налогового кодекса, положения пунктов 5, 6, 7, 8, 9, 12 и 13 настоящих Правил не применяются.
Приложение к Правилам возврата превышения налога на добавленную стоимость |
Реестр направленных в территориальные органы государственных доходов запросов на устранение выявленных нарушений
№ п/п | Наименование поставщика | Индивидуальный идентификационный номер/бизнес идентификационный номер (ИИН/ БИН) | Регистрационный номер налогоплательщика (РНН) (при его наличии) | Сумма налога на добавленную стоимость (тенге) | Номер запроса | Дата запроса | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |