В соответствии подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" и подпунктом 22) пункта 17 Положения об Агентстве по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 2020 года № 427, ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемую Методику оценки ненаблюдаемой экономики.
2. Управлению национальных счетов совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Керимханова Г.М.).
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель | Н. Айдапкелов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
Утверждена приказом Председателя | |
Комитета по статистике | |
Министерства национальной экономики | |
Республики Казахстан | |
от 7 августа 2019 года № 4 |
Сноска. Текст в правом верхнем углу - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Методика оценки ненаблюдаемой экономики
Глава 1. Общие положения
1 .Методика оценки ненаблюдаемой экономики (далее – Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" (далее – Закон).
2. Настоящая Методика применяется Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – Бюро) при оценке ненаблюдаемой экономики согласно международным стандартам и для целей Системы национальных счетов (далее – СНС).
Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Целью настоящей Методики является оценка влияния ненаблюдаемой экономики по видам экономической деятельности на экономику страны.
4. В настоящей Методике используются понятия в значениях, определенных в Законе, и следующие определения:
1) ненаблюдаемая экономика – виды производственной деятельности, неохваченные при сборе информации из основных источников, используемых для составления национальных счетов (далее – ННЭ);
2) валовая добавленная стоимость – стоимость валового выпуска за вычетом стоимости промежуточного потребления, служащая показателем вклада в Валовом внутреннем продукте (далее – ВВП), внесенного отдельными производителями, отраслями или секторами экономики (далее – ВДС);
3) занятое лицо – физическое лицо, осуществляющее деятельность за оплату или путем извлечения дохода посредством использования имущества, производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
4) валовой выпуск – выпуск товаров и услуг, представляющий суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов национальной экономики в отчетном периоде;
5) незаконное производство товаров и оказание услуг – производство товаров и оказание услуг, продажа, распространение и владение которыми запрещено действующим законодательством Республики Казахстан;
6) теневое производство (скрытое) – вид деятельности, являющийся законным, отвечающий определенным нормативам и положениям, однако производственная деятельность которого намеренно скрывается от государственных органов;
7) некорпорированные предприятия – производственные единицы, не имеющие статуса юридического лица и не являющиеся независимыми от их владельца;
8) теневая экономика (теневой оборот) - деятельность, при которой производители предпочитают не декларировать часть или весь их доход в целях уклонения от уплаты налогов, а также нарушают трудовое законодательство или иммиграционный порядок, осуществляя неучтенный наем труда или принимают решение функционировать без официального разрешения для избежания длительных и дорогостоящих бюрократических процедур;
9) резидент – институциональная единица, преобладающий центр экономических интересов которой находится на экономической территории данной страны, то есть она занята в течение относительно длительного периода (год и более) экономической деятельностью на этой территории;
10) незарегистрированные предприятия – предприятия, не зарегистрировавшие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, с целью уклонения от уплаты налогов;
11) предприятия неформального сектора – предприятия домашних хозяйств, которые осуществляют рыночное производство товаров и оказание услуг, и не имеют статуса юридического лица, при этом к неформальному сектору не относятся лица, работающие по найму в домашних хозяйствах, и лица, занятые производством продукции сельского хозяйства только для собственного потребления;
12) производство неформального сектора – производство, определяемое как вид производственной деятельности, осуществляемое некорпорированными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы, размер по количеству занятых меньше определенного порогового значения и имеют какое-либо рыночное производство.
5. Для оценки ненаблюдаемой экономики используются данные Бюро, Министерства финансов Республики Казахстан, а также административных источников, которые позволяют прямо или косвенно оценить ненаблюдаемую экономику и служат основой для достоверных расчетов.
Сноска. Пункт 5 - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Методологические аспекты ненаблюдаемой экономики
Параграф 1. Типы ненаблюдаемой экономики
6. Для правильной идентификации и измерения ненаблюдаемых видов экономической деятельности определены следующие семь типов ненаблюдаемой экономики: N1, N2, N3, N4, N5, N6 и N7.
Стандартный набор типов ненаблюдаемых видов экономической деятельности описан в Табличном подходе Евростата по ненаблюдаемой экономике, приведенном в приложении 1 к настоящей Методике, и представляет собой комплексную и систематическую оценку ненаблюдаемой экономики для обеспечения полного охвата национальных счетов, способствует проведению международных сопоставлений данных.
К типам ненаблюдаемой экономики относятся:
1) N1 – производители, преднамеренно не регистрирующиеся;
2) N2 – производители, преднамеренно не регистрирующиеся, осуществляющие незаконную деятельность;
3) N3 – производители, которые в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан не регистрируются;
4) N4 – юридические лица, не охваченные наблюдением;
5) N5 – зарегистрированные предприниматели, не охваченные наблюдением;
6) N6 – производители, сознательно предоставляющие неточные данные;
7) N7 – другие статистические досчеты. Тип N7 подразделяется на N7a и N7b.
Такая классификация типов ненаблюдаемой экономики упрощает процесс оценки ненаблюдаемой экономики.
7. Операции с экономическими активами (деньгами, имуществом) в ходе которых не производятся новые товары и не оказываются услуги и происходит только перераспределение экономических активов, при оценке ненаблюдаемой экономики не охватываются: взяточничество, воровство, мошенничество (в том числе в банковской сфере или при операциях с ценными бумагами, рэкет, незаконный перевод денег за границу) и другие противоправные действия, ведущие к перераспределению уже созданного национального богатства.
Параграф 2. Методы оценки ненаблюдаемой экономики
8. Методы оценки ненаблюдаемой экономики делятся на три группы: прямые, косвенные и комбинированные.
9. Прямые методы оценки ненаблюдаемой экономики предполагают проведение выборочных наблюдений или использование административных данных из административных источников с целью уточнения участия домашних хозяйств, отдельных физических лиц и предприятий в формировании ненаблюдаемой экономики.
К прямым методам относятся следующие работы:
1) дополнительные статистические наблюдения объемов производства в секторе домашних хозяйств;
2) дополнительные статистические наблюдения деятельности предприятий с целью выявления и определения истинных масштабов теневой экономики;
3) дополнительные наблюдения в точках неорганизованной торговли;
4) статистические наблюдения по использованию рабочего времени на предприятиях;
5) изучение результатов налоговых, финансовых и других проверок за соблюдением законности при осуществлении хозяйственной деятельности.
Из числа прямых методов наиболее предпочтительным является обследование домашних хозяйств, направленные на изучение уровня благосостояния, занятости, структуры расходов и доходов населения.
10. Косвенный метод включает проведение дополнительных оценок и расчетов на основе использования косвенных данных, установленных путем углубленного изучения имеющейся информационной базы обо всех аспектах исследуемого экономического явления.
К косвенным методам относятся следующие работы:
1) оценка размеров теневого рынка на основе расхождений в статистике национальных счетов с помощью метода доходов и расходов;
2) оценка теневого оборота на основе данных налоговых органов с учетом различной склонности к уклонению от уплаты налогов среди предприятий;
3) оценка роста теневого рынка в зависимости от падения активности трудового населения в официальной экономике с учетом затрат рабочего времени;
4) использование монетарных агрегатов (спрос на наличную денежную массу).
11. Комбинированный метод содержит как прямые так и косвенные методы оценок, а также экспертные оценки.
12. Выбор метода для определения параметров ненаблюдаемой деятельности хозяйствующих субъектов (скрытой, незаконной деятельности) в конкретных отраслях зависит от специфики данной отрасли, наличия источников информации, возможности проведения дополнительных обследований.
Глава 3. Оценка ненаблюдаемой экономики
13. Для оценки ненаблюдаемой экономики в Республике Казахстан производятся расчеты по типам ненаблюдаемой экономики N1, N2, N3, N6 и N7 (подтип N7а).
Расчеты по типам ненаблюдаемой экономики N1, N3, N6 и N7 (подтип N7а) приводятся в параграфах 1, 2, 3 и 4 Главы 3 настоящей Методики.
Расчет по типу ненаблюдаемой экономики N2 приведен в Методике оценки объемов незаконной деятельности, утвержденной приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 8 сентября 2017 года №125, зарегистрированной в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №15848.
Расчеты по типу ненаблюдаемой экономики N4 и N5 не применяются Бюро, так как статистический бизнес-регистр и процессы по сбору и обработке данных автоматизированы и актуализируются своевременно.
Сноска. Пункт 13 с изменением, внесенным приказом Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Параграф 1. Расчет по типу N1 - объем выпуска, произведенный незарегистрированными предприятиями
14. Периодичность типа N1 – годовая.
Источниками информации для проведения расчета являются:
1) ВДС по видам экономической деятельности, рассчитанная на основе общегосударственных статистических наблюдений и данных административных источников;
2) данные из Анкеты выборочного обследования занятости населения (далее – Анкета), утвержденной приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 7 сентября 2020 года № 34 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов от 8 сентября 2020 года № 21183).
Сноска. Пункт 14 с изменениями, внесенными приказом Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. Описание алгоритма и метода расчета:
1) рассчитывается коэффициент отработанного времени на полную рабочую неделю, путем деления отработанных часов в неделю в среднем на одного занятого на нормальную продолжительность рабочего времени, согласно трудовому законодательству Республики Казахстан (40 часов).
где:
kотр – коэффициент отработанного времени на полную рабочую неделю;
tотр – отработано в неделю в среднем на одного занятого, часов;
40 – нормальная продолжительность рабочего времени.
2) определяется количество занятых, работающих полную рабочую неделю:
где:
qполн– количество занятых, работающих полную рабочую неделю (человек);
qвсег– количество занятого населения на основной работе, всего, человек;
kотр – коэффициент отработанного времени на полную рабочую неделю.
3) рассчитывается ВДС, приходящаяся на одного занятого, работающего полную рабочую неделю:
где:
ВДСзан – ВДС на одного занятого, работающего полную рабочую неделю по видам экономической деятельности (тысяч тенге);
ВДСвсег – ВДС всего (данные национальных счетов), миллион тенге;
qполн – количество занятых, работающих полную рабочую неделю, человек.
На основе данных Анкеты определяется количество занятого населения на основной и дополнительной работе, работающего на незарегистрированных предприятиях. Вопросы, характеризующие признаки трудовой деятельности с нарушением трудового законодательства Республики Казахстан приведены в приложении 2 к настоящей Методике.
4) рассчитывается коэффициент отработанного времени на 40 часов в неделю для занятого населения на основной работе, на незарегистрированных предприятиях:
где:
kотр.о.н. – коэффициент отработанного времени на полную рабочую неделю для занятого населения на основной работе, работающего на незарегистрированных предприятиях;
tотр.о.н. – отработано в неделю в среднем на одного занятого на основной работе, работающего на незарегистрированном предприятии (часов).
5) рассчитывается количество занятых на основной работе, работающих полную рабочую неделю на незарегистрированных предприятиях:
где:
qполн.о.н. – количество занятых на основной работе, работающих полную рабочую неделю на незарегистрированных предприятиях (человек);
qвсег.о.н. – количество занятого населения на основной работе, работающего на незарегистрированных предприятиях, всего (человек);
kотр.о.н. – коэффициент отработанного времени на полную рабочую неделю для занятого населения на основной работе, работающего на незарегистрированных предприятиях.
6) рассчитывается коэффициент отработанного времени на 40 часов в неделю для занятого населения на дополнительной работе, работающего на незарегистрированных предприятиях:
где:
kотр.д.н. – коэффициент отработанного времени на полную рабочую неделю для занятого населения на дополнительной работе, работающего на незарегистрированных предприятиях;
tотр.д.н. – отработано в неделю в среднем на одного занятого на дополнительной работе, работающего на незарегистрированном предприятии (часов).
7) рассчитывается количество занятых на дополнительной работе, работающих полную рабочую неделю на незарегистрированных предприятиях:
где:
qполн.д.н. – количество занятых на дополнительной работе, работающих полную рабочую неделю на незарегистрированных предприятиях (человек);
qвсег.д.н. – количество занятого населения на дополнительной работе, работающего на незарегистрированных предприятиях (человек);
kотр.д.н. – коэффициент отработанного времени на полную рабочую неделю для занятого населения на дополнительной работе, работающего на незарегистрированных предприятиях.
8) рассчитывается ВДС, произведенную занятыми на основной и дополнительной работе, работающими на незарегистрированных предприятиях:
где:
ВДС N1 – ВДС, произведенная занятыми на незарегистрированных предприятиях (миллион тенге);
ВДСЗАН – ВДС на одного занятого, по видам экономической деятельности (тысяч тенге);
qполн.о.н. – количество занятых на основной работе, работающих полную рабочую неделю на незарегистрированных предприятиях (человек);
qполн.д.н.– количество занятых на дополнительной работе, работающих полную рабочую неделю на незарегистрированных предприятиях (человек).
9) промежуточное потребление на незарегистрированных предприятиях принимается как 25% от ВДС (или 20% от валового выпуска):
где:
ППN1 – промежуточное потребление в производстве товаров и оказании услуг незарегистрированными предприятиями (миллион тенге);
ВДСN1 – ВДС, произведенная занятыми на незарегистрированных предприятиях (миллион тенге).
10) валовой выпуск, произведенный занятыми на незарегистрированных предприятиях рассчитывается суммированием ВДС и промежуточного потребления:
где:
BBN1 – валовой выпуск, произведенный занятыми на незарегистрированных предприятиях (миллион тенге);
ВДСN1 – ВДС, произведенная занятыми на незарегистрированных предприятиях (миллион тенге);
ППN1 – промежуточное потребление в производстве товаров и оказании услуг незарегистрированными предприятиями.
Параграф 2. Расчет по типу N3 - объем выпуска предприятий неформального сектора
16. Периодичность типа N3 – годовая.
Источниками информации для проведения расчета являются следующие данные по предприятиям неформального сектора (домашних хозяйств), предоставляемые Бюро:
1) в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – домашние хозяйства, которые производят сельскохозяйственную продукцию для продажи или обмена, но не зарегистрированы, так как объемы их производства не достигают уровня, когда предприятие регистрируется в обязательном порядке;
2) в обрабатывающей промышленности – объем продукции, произведенной домашними хозяйствами;
3) в строительстве – объем произведенных работ по строительству дачных домов и других надворных построек на дачных и садовых участках, гаражей и других объектов физическими лицами, не представляющими данные в органы государственной статистики и по деятельности некорпорированных предприятий, осуществляющих строительство и ремонт объектов;
4) в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и мотоциклов – объем реализации товаров и услуг домашними хозяйствами; в качестве выпуска по данной отрасли применяется торговая наценка;
5) в транспорте и складировании – досчеты объемов деятельности домашних хозяйств на транспорте.
Сноска. Пункт 16 с изменениями, внесенными приказом Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).17. Досчеты производятся на индивидуальные услуги:
1) по операциям с недвижимым имуществом (сдача в аренду жилья, а также нежилых помещений), за исключением условного проживания в собственном жилище;
2) по предоставлению прочих индивидуальных видов услуг;
3) в образовании – досчеты на репетиторов и другие образовательные услуги, связанные с данной отраслью.
4) в здравоохранении – досчеты на медицинский персонал, оказывающие медицинские услуги;
18. Промежуточное потребление соответствует принятой доле промежуточного потребления соответствующих видов экономической деятельности национальных счетов в отчетном периоде.
Параграф 3. Расчет по типу N6 - объем выпуска производителей, сознательно представляющих неточные данные
19. Периодичность типа N6 – годовая.
Источниками информации для проведения расчета являются:
1) данные по совокупному годовому доходу и уплаченным налогам в разрезе налогоплательщиков в деидентифицированном виде;
2) данные таможенной статистики;
3) данные по использованию платежных инструментов;
4) данные по промежуточному потреблению по видам экономической деятельности, принятые для расчетов национальных счетов в отчетном периоде.
Сноска. Пункт 19 с изменением, внесенным приказом Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).20. Данные, указанные в подпунктах 1) и 2) пункта 20 настоящей Методики, предоставляются Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД) в Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан ежегодно до 10 июня года, следующего за отчҰтным годом.
Сноска. Пункт 20 - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).21. Теневая экономика (теневой оборот) рассчитывается как сумма следующих компонентов:
1) разница в доходе, рассчитанной на основе отклонения уровня уплаты налогов от среднеотраслевого показателя (в разрезе регионов);
2) расхождения в статистических данных КГД по внешней торговле с данными таможенной статистики страны контрагента с учетом корректировки на объем транзита и методологических особенностей.
22. Описание алгоритма и метода расчета:
Разница в доходе, рассчитанная на основе отклонения уровня уплаты налогов от среднеотраслевого показателя:
1) рассчитывается уровень уплаты налогов для каждого налогоплательщика:
где:
УН – уровень уплаты налогов предприятия;
Н и ОП – сумма уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;
СГД – совокупный годовой доход юридического лица и индивидуального предпринимателя с учетом корректировок;
2) рассчитывается среднеотраслевой уровень уплаты налогов по видам экономической деятельности и размерности предприятий (крупный, средний, малый, микро):
где:
УНср – среднеотраслевое значение уровня уплаты налогов;
УН1,УН2,...УНn – уровни уплаты налогов налогоплательщиков соответствующего вида экономической деятельности, за исключением уровней уплаты налогов с отрицательным значением и превышающих 50 процентов;
n - количество налогоплательщиков соответствующего вида экономической деятельности;
3) рассчитывается среднеотраслевой совокупный годовой доход по видам экономической деятельности и размерности предприятий (крупный, средний, малый, микро) принимаемый в качестве валового выпуска:
где:
СГДср – среднеотраслевое значение совокупного годового дохода на одно предприятие;
СГД1, СГД2,...СГДn – совокупный годовой доход налогоплательщиков соответствующего вида экономической деятельности;
n – количество налогоплательщиков соответствующего вида экономической деятельности по размерности предприятий.
По предприятиям с уровнем уплаты налогов ниже среднеотраслевого показателя проводится досчет СГД. По предприятиям, с СГД ниже среднеотраслевого показателя, данный показатель приравнивается к среднеотраслевому значению по СГД. Досчет СГД является разницей фактического и оценочного СГД.
4) к объему расхождений в статистических данных КГД по внешней торговле с данными таможенной статистики страны контрагента, с учетом корректировки на объем транзита и методологических особенностей, применяем среднюю торговую наценку.
23. Промежуточное потребление соответствует принятой доле промежуточного потребления соответствующих видов экономической деятельности национальных счетов в отчетном периоде. К объему расхождений таможенных данных применяется доля промежуточного потребления вида экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов".
24. ВДС рассчитывается как разница между выпуском и промежуточным потреблением.
Полученные расчеты корректируются с учетом коэффициента безналичного оборота, который отражает степень распространения безналичного оборота, как ключевого критерия формального производства.
Расчет коэффициента безналичного оборота:
где:
Кбезнал – коэффициента безналичного оборота;
ОБП – объем безналичных платежей (миллион тенге).
25. Расчеты на ненаблюдаемую экономику описанные в данном параграфе производятся при расчете годового ВВП основанного на отчетных данных.
Параграф 4. Расчет по подтипу N7а
26. Периодичность подтипа – годовая.
Источником информации для проведения расчета является валовой выпуск предприятий, формируемый Бюро по видам экономической деятельности.
Сноска. Пункт 26 - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).27. К N7а относится объем выпуска производителей, являющийся неполным, не собранным или собранным напрямую из первичных источников.
Сноска. В пункт 27 внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется приказом Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).28. Досчеты на ненаблюдаемую экономику по подтипу N7а производятся на микроуровне для валового выпуска по каждому виду деятельности по следующей формуле:
где:
– валовой выпуск по соответствующему виду деятельности (i), скрытый по статистическим причинам (миллион тенге);
– средняя величина валового выпуска, приходящегося на одно предприятие соответствующего вида деятельности (i) и размерности (j) (миллион тенге);
– количество предприятий соответствующего вида деятельности (i) и размерности (j), не представивших отчеты.
Сноска. В пункт 28 внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется приказом Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 24.12.2021 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Приложение 1 к Методике оценки ненаблюдаемой экономики |
Табличный подход Евростата по ненаблюдаемой экономике
I Незарегистрированные | II Неохваченные обследованием | III Неполная отчетность | IV Статистические досчеты | |||||
Типы | N1 | N2 | N3 | N4 | N5 | N6 | N7a | N7b |
Описание | Производители преднамеренно не регистрируются – подпольная деятельность | Производители преднамеренно не регистрируются – незаконная деятельность | Производители, которые в соответствии с законодательством не должны регистрироваться | Юридические лица, не охваченные обследованием | Зарегистрированные предприниматели, не охваченные обследованием | Производители, сознательно предоставляющие неточные данные | Данные, которые являются неполными, не собранными или собранными не напрямую из первичных источников | Данные, которые были неправильно учтены, обработаны и представлены статистиками |
Причины возникновения | Производители сознательно не регистрируются, с целью уклонения от налогов и обязательств по социальному страхованию. Относятся малые производители с уровнем дохода, по которому отчитываются в налоговые органы. | Производственная деятельность, в процессе которого производятся товары и оказываются услуги, запрещенные действующим законодательством Республики Казахстан, или являются незаконными, если осуществляются производителями без получения соответствующего разрешения. | Производителями являются домашние хозяйства, у которых имеется небольшой рыночный выпуск, но он ниже установленного уровня, при котором регистрируются в качестве предпринимателя. | Юридические лица, не охваченные обследованиями по причине неактуальности бизнес-регистра, некорректности критериев классификаций | Зарегистрированные предприниматели могут быть не включены в регистр предприятий и/или исключены из статистических обследований | Производители, специально занижающие выпуск и/или завышающие промежуточное потребление, с целью уклонения от налогов. | Предприятие было включено в обследование, но заполненные данные в вопроснике обследования от него не были получены, или вопросник направлен по неправильному адресу или предприятие отчиталось не в те сроки, которые определены обследованием. | Данные, которые были неправильно учтены, обработаны и представлены статистиками. |
Применение Табличного подхода Евростата по ненаблюдаемой экономике органами государственной статистики Республики Казахстан | ||||||||
Методы оценки | Расчет описан в параграфе 1 главы 3 настоящей методики. | Расчеты по N2 описаны в Методике оценки объемов незаконной деятельности утвержденной приказом Председателя комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 8 сентября 2017 года №125, зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов от 5 октября 2017 года №15848 | Расчет описан в параграфе 2 главы 3 настоящей методики. | Не применяется. Бизнес-регистр ежедневно в онлайн режиме актуализируется. |
Не применяется. | Расчет описан в параграфе 3 главы 3 настоящей методики. | Расчет описан в параграфе 4 главы 3 настоящей методики. |
Не применяется. |
Приложение 2 к Методике оценки ненаблюдаемой экономики |