В соответствии с подпунктом 39) части второй статьи 15 Закона Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан" в целях повышения эффективности управления золотовалютными активами Национального Банка Республики Казахстан Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Сноска. Преамбула - в редакции постановления Правления Национального Банка РК от 23.09.2024 № 56 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Правила передачи части золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан во внешнее управление.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 17 "Об утверждении Правил передачи части золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан во внешнее управление" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13225, опубликовано 5 марта 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет");
2) постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 8 августа 2016 года № 174 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года №17 "Об утверждении Правил передачи части золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан во внешнее управление" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14253, опубликовано 7 октября 2016 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).
3. Департаменту монетарных операций в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктом 2) настоящего пункта и пунктом 4 настоящего постановления.
4. Департаменту информации и коммуникаций – пресс-службе Национального Банка обеспечить в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан.
6. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Национального Банка Республики Казахстан |
Е. Досаев |
Утверждены постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 19 марта 2020 года № 30 |
Правила передачи части золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан во внешнее управление
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила передачи части золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан во внешнее управление (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 39) части второй статьи 15 Закона Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан", Инвестиционной стратегией по управлению золотовалютными активами Национального Банка Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 17 июня 2015 года № 112 (далее – Инвестиционная стратегия по управлению золотовалютными активами), и определяют порядок передачи части золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) во внешнее управление.
Сноска. Пункт 1- в редакции постановления Правления Национального Банка РК от 23.09.2024 № 56 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. В Правилах используются следующие понятия:
1) активное управление активами – вид управления, при котором значение изменчивости отклонения доходности (tracking error) превышает 2 (два) процента;
2) усовершенствованное индексное управление активами – вид управления, при котором значение изменчивости отклонения доходности (tracking error) составляет от 0,5 (ноль целых пять десятых) до 2 (два) процентов включительно. При усовершенствованном индексном управлении предполагается умеренное отклонение от основных показателей эталонного портфеля;
3) пассивное (индексное) управление активами – вид управления, при котором значение изменчивости отклонения доходности (tracking error) не превышает 0,5 (ноль целых пять десятых) процента;
4) информационный коэффициент (information ratio) – отношение уровня сверхдоходности к изменчивости отклонения доходности (tracking error);
5) специализированная система – программное обеспечение и (или) специальный интернет-ресурс, располагающий базой инвестиционных и (или) аналитических данных, необходимой для анализа деятельности внешних управляющих;
6) специализированный мандат – мандат, передаваемый во внешнее управление с целью диверсификации активов путем применения стратегий инвестирования, предполагающих уникальные инвестиционные подходы на уровне отдельных классов активов, видов управления, стран и регионов;
7) диверсификация – размещение активов в финансовые инструменты и иное имущество с целью снижения риска, присущего для конкретного класса активов;
8) альтернативные инструменты – классы активов, предназначенные для повышения доходности в долгосрочной перспективе (акции развивающихся рынков (Emerging Market equities), высокодоходные облигации (High Yield Bonds), продукты абсолютной доходности (Absolute Return), хедж-фонды (Hedge Funds), фонды хедж-фондов (Fund of Hedge Funds) и фонды фондов (Fund of Funds), частный капитал (Private Equity), частный долг (Private Credit), ценные бумаги с повышенным риском (Distressed Securities), инвестиции в недвижимость (Real Estate), инфраструктурные инвестиции (Infrastructure), прямые инвестиции (Strategic investments and co-investments);
9) биржевой рынок – совокупность отношений с использованием торговых систем организатора торгов, который осуществляет организационное и техническое обеспечение торгов;
10) глобальный мандат – портфель, инвестиции которого выходят за пределы одной страны (рынка, региона);
11) инвестиционный дью-дилидженс – комплекс аналитических мероприятий, направленных на всестороннюю проверку и оценку эффективности инвестиционной деятельности внешнего управляющего;
12) институциональный инвестор – юридическое лицо, осуществляющее инвестирование денег в финансовые инструменты;
13) активы на консультационном обслуживании – активы, находящиеся в управлении у внешнего управляющего, по которым внешний управляющий консультирует клиента в части инвестиционного управления активами;
14) изменчивость отклонения доходности (tracking error) – основной показатель рыночного риска портфеля по отношению к эталонному портфелю, отражающий изменчивость отклонения доходности портфеля от доходности эталонного портфеля;
15) мандат – портфель с определенными инвестиционными характеристиками;
16) маржевой счет – счет для проведения операций с производными финансовыми инструментами, открываемый в клиринговой организации и используемый в целях размещения обеспечения по сделкам и проведения расчетов по операциям с производными финансовыми инструментами;
17) операционный дью-дилидженс – комплекс аналитических мероприятий, направленных на всестороннюю проверку и оценку эффективности операционного процесса внешнего управляющего;
18) региональный мандат – портфель, инвестиции которого сосредоточены в пределах одной страны (рынка, региона);
19) портфель – набор финансовых инструментов, в том числе деньги;
20) портфельный менеджер – лицо, отвечающее за управление активами клиентов;
21) внешнее управление – тип управления активами, при котором часть золотовалютных активов Национального Банка (далее – часть золотовалютных активов) передаются в инвестиционное управление внешним управляющим;
22) внешний управляющий – созданный в соответствии с законодательством иностранного государства банк или организация, специализирующийся на инвестиционном управлении активами клиентов и осуществляющий свою деятельность на международных финансовых рынках;
23) внешнее транзитное управление – тип управления активами, при котором активы передаются внешнему транзитному управляющему с целью минимизации рисков в связи с изменениями в структуре передаваемых активов до выбора и (или) передачи активов назначенному внешнему управляющему по соответствующему мандату;
24) внешний транзитный управляющий – созданный в соответствии с законодательством иностранного государства банк или организация, специализирующийся на внешнем транзитном управлении активов клиентов и осуществляющий свою деятельность на международных финансовых рынках;
25) уполномоченное подразделение – подразделение Национального Банка, осуществляющее управление и мониторинг золотовалютными активами Национального Банка (далее - золотовалютные активы);
26) руководство Национального Банка – Председатель Национального Банка, заместитель Председателя Национального Банка, курирующий уполномоченное подразделение;
27) уровень сверхдоходности – разница между фактически достигнутым уровнем доходности и уровнем доходности эталонного портфеля;
28) форексные операции – покупка и (или) продажа иностранной валюты на биржевом и внебиржевом рынках;
29) эталонный портфель – набор инструментов, отражающий стратегические интересы инвестора. Доходность эталонного портфеля служит мерой при оценке доходности управления активами. В качестве эталонного портфеля используются индексы, разработанные и отслеживаемые ведущими мировыми финансовыми компаниями либо Национальным Банком.
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным постановлением Правления Национального Банка РК от 23.09.2024 № 56 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Передача части золотовалютных активов включает процедуры выбора внешнего управляющего или внешнего транзитного управляющего и перевода денег и (или) ценных бумаг на счета Национального Банка у банка (банков) -кастодиана (кастодианов), предназначенные для внешнего управления или внешнего транзитного управления.
Правила не определяют порядок передачи во внешнее управление активов портфеля альтернативных инструментов, а также активов портфеля развивающихся рынков золотовалютных активов в рамках программ международных финансовых организаций.
Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным постановлением Правления Национального Банка РК от 23.09.2024 № 56 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Общий допустимый лимит золотовалютных активов, передаваемых во внешнее управление, не превышает 30 (тридцать) процентов от общего объема золотовалютных активов.
Общий допустимый лимит золотовалютных активов, передаваемых во внешнее управление одному внешнему управляющему, составляет не более 5 (пять) процентов от общего объема золотовалютных активов.
5. При превышении лимита, предусмотренного пунктом 4 Правил, в том числе в случае слияния двух действующих внешних управляющих, уполномоченное подразделение устраняет несоответствие в течение 3 (трех) месяцев со дня возникновения такого превышения.
6. Часть золотовалютных активов передается во внешнее управление в целях:
1) снижения уровня рисков, связанных с видами управления;
2) увеличения доходности управления золотовалютными активами за счет использования опыта, аналитических материалов, исследований и технических ресурсов внешнего управляющего;
3) повышения эффективности управления золотовалютными активами за счет применения экспертизы и консультаций в области управления активами, полученных от внешних управляющих;
4) внедрения новых классов активов, по которым отсутствует опыт в самостоятельном управлении активами.
7. Выбор вида управления (активного, усовершенствованного индексного или пассивного (индексного)) и эталонного портфеля для внешнего управляющего осуществляется в соответствии с целями управления частью золотовалютными активами и ограничениями, предусмотренными Инвестиционной стратегией по управлению золотовалютными активами, в зависимости от ситуации на рынке.
8. Внешнему управляющему или внешнему транзитному управляющему выплачивается фиксированное комиссионное вознаграждение и (или) комиссионное вознаграждение, зависящее от результатов управления, в соответствии с соглашением о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление или соглашением о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление.
Глава 2. Порядок передачи части золотовалютных активов во внешнее управление
9. Организация процедуры выбора внешних управляющих проводится уполномоченным подразделением.
10. Уполномоченное подразделение публикует на официальном интернет-ресурсе Национального Банка, а также на иных информационно-аналитических ресурсах, доступных для потенциальных внешних управляющих, информацию о планируемом выборе внешнего управляющего, составляет список потенциальных внешних управляющих, рассылает информацию потенциальным внешним управляющим.
Обязательным условием рассмотрения предложения потенциального внешнего управляющего является его согласие на включение условий, предусмотренных пунктом 25 Правил, в соглашение о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление.
11. Потенциальный внешний управляющий представляет в Национальный Банк в электронном виде и (или) на бумажном носителе минимальную информацию, запрашиваемую у потенциального внешнего управляющего, в соответствии с приложением 1 к Правилам. Допускается получение информации уполномоченным подразделением из специализированной системы.
12. Уполномоченное подразделение осуществляет сравнительный анализ всех поступивших предложений потенциальных внешних управляющих, с учетом обязательных критериев, предусмотренных пунктами 13 и (или) 14 Правил.
Если потенциальный внешний управляющий соответствует обязательным критериям, предусмотренным в пунктах 13 и (или) 14 Правил, уполномоченное подразделение осуществляет сравнительный анализ предложений потенциальных внешних управляющих в соответствии с оценочными критериями для осуществления сравнительного анализа предложений потенциальных внешних управляющих (далее – Оценочные критерии) согласно приложению 2 к Правилам для формирования длинного списка потенциальных внешних управляющих (далее – длинный список).
При осуществлении сравнительного анализа предложений потенциальных внешних управляющих допускается использование собственных данных Национального Банка по действующим внешним управляющим золотовалютными активами и активами, находящимися в доверительном управлении Национального Банка.
В целях уточнения информации, представленной потенциальным внешним управляющим, допускается направление уполномоченным подразделением дополнительных запросов такому потенциальному внешнему управляющему. В случае непредставления потенциальным внешним управляющим дополнительно запрашиваемой информации балл по соответствующему критерию в Оценочных критериях не учитывается.
13. Для выбора внешних управляющих по глобальным мандатам обязательными критериями являются:
1) опыт работы с финансовыми инструментами, в которые предполагается инвестировать часть золотовалютных активов – не менее 10 (десяти) лет, из которых не менее 5 (пяти) лет опыта работы по объявленному мандату, либо если потенциальный внешний управляющий имеет под управлением исключительно аналогичные региональные мандаты – не менее 5 (пяти) лет опыта работы по региональным мандатам, которые составляют не менее 75 (семьдесят пять) процентов охвата глобального мандата.
Допускается исчисление опыта работы потенциального внешнего управляющего с учетом опыта работы юридических лиц, находящихся с потенциальным внешним управляющим под управленческим контролем одного лица;
2) совокупный размер активов клиентов, имеющихся под управлением у потенциального внешнего управляющего, (в том числе активы на консультационном обслуживании) – не менее эквивалента 25 (двадцать пять) миллиардов долларов США;
3) совокупный размер активов клиентов по рассматриваемому мандату, имеющихся под управлением у потенциального внешнего управляющего – не менее эквивалента 1 (один) миллиарда долларов США либо, если потенциальный внешний управляющий имеет под управлением исключительно аналогичные региональные мандаты – не менее эквивалента 1 (один) миллиарда долларов США по региональным мандатам, которые составляют не менее 75 (семьдесят пять) процентов охвата глобального мандата.
14. Для выбора внешних управляющих по специализированным мандатам обязательными критериями являются:
1) опыт работы потенциального внешнего управляющего с финансовыми инструментами, в которые предполагается инвестировать часть золотовалютных активов – не менее 5 (пяти) лет, из которых не менее 3 (трех) лет опыта работы по объявленному мандату, либо если потенциальный внешний управляющий имеет под управлением исключительно аналогичные региональные мандаты – не менее 3 (трех) лет опыта работы по региональным мандатам, которые составляют не менее 75 (семьдесят пять) процентов охвата глобального мандата.
Допускается исчисление опыта работы потенциального внешнего управляющего с учетом опыта работы юридических лиц, находящихся с потенциальным внешним управляющим под управленческим контролем одного лица;
2) совокупный размер активов клиентов, имеющихся под управлением у потенциального внешнего управляющего, (в том числе активы на консультационном обслуживании) – не менее эквивалента 1 (один) миллиарда долларов США;
3) совокупный размер активов клиентов по рассматриваемому мандату, имеющихся под управлением у потенциального внешнего управляющего – не менее эквивалента 150 (сто пятьдесят) миллионов долларов США.
При этом объем активов, передаваемых одному внешнему управляющему, не превышает 50 (пятьдесят) процентов от объема активов в инвестиционном управлении по рассматриваемому мандату, имеющихся под управлением такого внешнего управляющего.
15. Допускается обращение уполномоченного подразделения к клиентам потенциального внешнего управляющего с запросом о результатах и качестве управления активами клиентов.
16. Подготовленное уполномоченным подразделением заключение по длинному списку, содержащее сравнительный анализ предложений потенциальных внешних управляющих и рекомендации по их выбору, представляется на рассмотрение Председателю Национального Банка, который по результатам рассмотрения одобряет короткий список потенциальных внешних управляющих с наиболее выгодными предложениями (далее – короткий список) путем наложения резолюции к заключению уполномоченного подразделения.
Уполномоченное подразделение проводит переговоры с потенциальными внешними управляющими из короткого списка для целей улучшения условий предложений внешних управляющих.
17. Уполномоченное подразделение проводит дополнительную оценку предложений потенциальных внешних управляющих из короткого списка согласно оценочным критериям для осуществления сравнительного анализа предложений потенциальных внешних управляющих из короткого списка в рамках инвестиционного и операционного дью-дилидженса, в соответствии с приложением 3 к Правилам. При равенстве итоговой суммы баллов потенциальных внешних управляющих из короткого списка, предложение потенциального внешнего управляющего из короткого списка, выразившего согласие на локализацию своего офиса на территории Международного финансового центра "Астана", будет иметь преимущество.
18. При проведении инвестиционного и операционного дью-дилидженса для получения дополнительной информации о порядке принятия инвестиционных решений и процедурах контроля за рисками допускается проведение уполномоченным подразделением встреч с потенциальными внешними управляющими и посещение их офисов.
19. В случае, если потенциальный внешний управляющий, ранее не состоявший в договорных отношениях с Национальным Банком, предлагается для выбора в качестве внешнего управляющего, посещение его офиса является обязательным.
20. Решение о выборе внешних управляющих принимается Правлением Национального Банка.
В случаях перехода правопреемнику внешнего управляющего прав и обязанностей, вытекающих из соглашения о передаче золотовалютных активов во внешнее управление, в связи с реорганизацией данного внешнего управляющего, а также в случаях передачи внешним управляющим своих прав и обязанностей, вытекающих из соглашения о передаче золотовалютных активов во внешнее управление, другому юридическому лицу (компании), выбор указанных лиц в качестве внешнего управляющего осуществляется без проведения процедур, предусмотренных пунктами 10, 11 и 12 Правил.
21. Если внешний управляющий, осуществляющий внешнее управление активами, находящимися в доверительном управлении Национального Банка, по аналогичному мандату с положительным уровнем сверхдоходности за период не менее 3 (трех) лет, соответствует критериям, установленным пунктами 13 и (или) 14 Правил, то по решению Председателя Национального Банка, его кандидатура выносится на рассмотрение Правления Национального Банка в качестве внешнего управляющего без проведения процедур, предусмотренных пунктами 10, 11 и 12 Правил.
22. Для снижения рисков концентрации активов во внешнем управлении в рамках одного мандата (но не одного вида управления) количество действующих внешних управляющих составляет не менее 2 (двух) внешних управляющих.
23. В целях ускорения процесса выбора внешних управляющих, замены действующих внешних управляющих и повышения конкуренции среди внешних управляющих допускается формирование уполномоченным подразделением резервного списка потенциальных внешних управляющих (далее – резервный список) из числа потенциальных внешних управляющих из короткого списка для последующего утверждения Правлением Национального Банка.
Уполномоченное подразделение проводит мониторинг деятельности внешних управляющих, состоящих в резервном списке, и ежегодно обновляет информацию в рамках инвестиционного и операционного дью-дилидженса.
Передача части золотовалютных активов внешнему управляющему из утвержденного резервного списка осуществляется после принятия решения Правлением Национального Банка о его выборе в качестве внешнего управляющего без проведения процедур, предусмотренных пунктами 10, 11 и 12 Правил.
24. Мероприятия, связанные с заключением соглашения о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление, и дальнейший мониторинг выполнения его условий осуществляются уполномоченным подразделением.
25. Соглашение о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление содержит следующие условия:
1) о наличии права Национального Банка досрочно расторгнуть соглашение о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление в следующих случаях:
недостижения внешним управляющим сверхдоходности по управлению портфелем в сравнении с эталонным портфелем;
нарушения внешним управляющим ограничений, установленных в Инвестиционной стратегии по управлению золотовалютными активами;
внесения изменений в Инвестиционную стратегию по управлению золотовалютными активами;
решения руководства Национального Банка с представлением письменного уведомления внешнему управляющему и указанием даты расторжения соглашения о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление;
2) о наличии права Национального Банка по своему усмотрению в любое время пополнять (отзывать) часть золотовалютных активов, находящуюся во внешнем управлении;
3) о предоставлении внешним управляющим информации о передвижении его персонала, ответственного за управление активами, переданными во внешнее управление;
4) о посещении внешнего управляющего работниками Национального Банка и независимыми аудиторами для целей проверки операций по счету, а также получении дополнительной информации о внешнем управляющем, порядке принятия инвестиционных решений и процедурах мониторинга за рисками;
5) о запрете на привлечение в качестве брокеров или контрпартнеров по сделкам с активами, переданными во внешнее управление, аффилированных с внешним управляющим лиц;
6) об ответственности внешнего управляющего за нарушение лимита ожидаемой изменчивости отклонения доходности (ex-ante tracking error), установленного Инвестиционной стратегией по управлению золотовалютными активами;
7) об ответственности внешнего управляющего за возможные убытки, причиненные Национальному Банку вследствие небрежности, преднамеренного невыполнения обязательств или мошенничества со стороны внешнего управляющего;
8) об обязанности внешнего управляющего консультировать, обучать или проводить стажировку работников Национального Банка, осуществляющих управление и мониторинг золотовалютных активов;
9) об обязанности внешнего управляющего представлять в Национальный Банк на регулярной основе в соответствии с соглашением о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление следующих отчетностей:
отчетность по совершенным за предыдущий рабочий день операциям на ежедневной основе;
оценка портфеля (распределение части золотовалютных активов по различным классам и видам валют, состав портфеля на конец отчетного месяца, рыночная стоимость золотовалютных активов на конец отчетного месяца);
движения в портфеле (перечень всех заключенных за отчетный квартал сделок, отсортированные по различным классам и валютам, по сроку погашения, выплате дивидендов и накопленным процентам);
анализ результатов управления портфелем (ежемесячные, квартальные и общие результаты управления портфелем в разрезе достигнутой доходности, показателей риска портфеля и уровня изменчивости отклонения доходности (tracking error) в сравнении с эталонным портфелем);
отчет о состоянии соответствующих рынков и их влиянии на портфель и (или) макроэкономический обзор;
обзор стратегии и объяснение наиболее важных изменений в структуре портфеля;
текущая стратегия инвестирования;
вклад различных факторов в доходность портфеля для активного управления активами;
10) об осуществлении внешним управляющим на конец каждого месяца или на дату завершения транзитного периода сверки состава портфеля, переданного во внешнее управление, с данными банка (банков)- кастодиана (кастодианов), в соответствии с соглашением о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление;
11) о представлении внешним управляющим информации о проведенных операциях банку-кастодиану, ответственному за консолидированный учет, не позднее следующего рабочего дня после согласования и завершения процедур подтверждения сделок между внешним управляющим и брокером;
12) о представлении внешним управляющим информации, документов о процедурах утверждения брокеров, а также агентов и контрпартнеров внешнего управляющего;
13) о представлении внешним управляющим информации о наличии внутренних политик и процедур управления рисками внешнего управляющего, снижающих риск злоупотреблений и конфликта интересов, в том числе обеспечивающих равноправное распределение сделок среди портфелей клиентов;
14) о проведении внешним управляющим с периодичностью один раз в год встреч с уполномоченным подразделением для представления результатов управления частью золотовалютных активов, о соблюдении инвестиционных ограничений, оценке рыночной ситуации и ее возможном влиянии на портфель и на осуществление инвестиционных операций по управлению с золотовалютными активами;
15) о представлении внешним управляющим информации по примененным надзорными органами мерам и участию в судебных разбирательствах.
16) о представлении внешним управляющим в Национальный Банк сверенной с банком (банками)-кастодианом (кастодианами) полной отчетности по портфелю на дату расторжения соглашения о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление;
17) о подписании соглашения о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление на казахском, русском языках и на языке, определенном по согласованию сторон;
18) о возможности внесения изменений и (или) дополнений в соглашение о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление с письменного согласия обеих сторон.
26. Национальный Банк в соответствии с соглашением о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление осуществляет передачу части золотовалютных активов во внешнее управление путем перевода денег и (или) ценных бумаг на счета Национального Банка у банка (банков)-кастодиана (кастодианов), предназначенные для внешнего управления.
27. При передаче части золотовалютных активов во внешнее управление учитывается транзитный период для формирования портфеля в соответствии с целевыми параметрами, установленными Национальным Банком. Длительность транзитного периода не превышает 15 (пятнадцать) рабочих дней.
28. Часть золотовалютных активов, передаваемая во внешнее управление, хранится на счетах Национального Банка в банке (банках)-кастодиане (кастодианах) и на маржевом счете у клирингового брокера.
29. Со дня передачи части золотовалютных активов во внешнее управление уполномоченное подразделение проводит ежедневный мониторинг деятельности внешнего управляющего путем проверки соблюдения ограничений, установленных в соглашении о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление, осуществления мониторинга сделок, совершаемых внешним управляющим, оценки показателей риска и доходности портфеля во внешнем управлении.
30. Уполномоченное подразделение в соответствии с соглашением о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление не реже, чем один раз в год проводит встречу с внешним управляющим либо организует видео или телеконференцию, на которой внешний управляющий отчитывается о результатах управления, о соблюдении инвестиционных ограничений, дает оценку рыночной ситуации и ее возможном влиянии на портфель и на осуществление инвестиционных операций по управлению золотовалютными активами.
31. Оценка эффективности работы действующих внешних управляющих осуществляется на основе методики оценки эффективности работы внешнего управляющего, приведенной в приложении 4 к Правилам. По результатам проведенного анализа эффективности работы внешнего управляющего в целом и по классам активов за период управления в 3 (три), 5 (пять) лет и более со дня начала управления с учетом взимаемого комиссионного вознаграждения, руководством Национального Банка принимается соответствующее решение о пополнении (изъятии) части золотовалютных активов или продолжении (прекращении) работы с данным внешним управляющим, либо вынесении данного вопроса на рассмотрение Правления Национального Банка.
32. По решению руководства Национального Банка изъятие части золотовалютных активов или досрочное расторжение соглашения о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление с внешним управляющим проводится без процедуры, указанной в пункте 31 Правил.
33. Отчет о результатах управления внешних управляющих выносится уполномоченным подразделением на рассмотрение Правления Национального Банка не реже, чем один раз в год.
Глава 3. Порядок передачи части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление
34. Для выбора внешнего транзитного управляющего, уполномоченное подразделение направляет запрос потенциальным транзитным управляющим о представлении информации по рынкам охвата, стратегиям транзитного управления и стоимости услуг в разрезе классов инструментов и рынков и проводит анализ поступивших предложений.
35. Решение о выборе внешнего транзитного управляющего принимается Председателем Национального Банка.
36. Мероприятия, связанные с заключением соглашения о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление, и дальнейшим мониторингом за выполнением его условий осуществляются уполномоченным подразделением.
37. Соглашение о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление содержит следующие условия:
1) о наличии права Национального Банка досрочно расторгнуть соглашение о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление в следующих случаях:
нарушения внешним транзитным управляющим условий соглашения о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление;
решения руководства Национального Банка;
2) о наличии права Национального Банка по своему усмотрению в любое время пополнять (отзывать) часть золотовалютных активов, находящуюся во внешнем транзитном управлении, если такие действия не затрагивают любое незавершенное внешнее транзитное управление частью золотовалютных активов;
3) о предоставлении внешним транзитным управляющим информации о передвижении его персонала, ответственного за управление активами, переданными во внешнее транзитное управление;
4) о посещении внешнего транзитного управляющего работниками Национального Банка и независимыми аудиторами для целей проверки операций по счету, а также получении дополнительной информации о внешнем транзитном управляющем, порядке принятия инвестиционных решений и процедурах мониторинга за рисками;
5) об ответственности внешнего транзитного управляющего за возможные убытки, причиненные Национальному Банку вследствие небрежности, преднамеренного невыполнения обязательств или мошенничества со стороны внешнего транзитного управляющего;
6) о представлении внешним транзитным управляющим информации о проведенных операциях банку-кастодиану, ответственному за консолидированный учет, не позднее следующего рабочего дня после согласования и завершения процедур подтверждения сделок между внешним транзитным управляющим и брокером;
7) о представлении внешним транзитным управляющим информации, документов о процедурах утверждения брокеров, а также агентов и контрпартнеров внешнего транзитного управляющего;
8) о представлении внешним транзитным управляющим информации о наличии внутренних политик и процедур управления рисками внешнего транзитного управляющего, снижающих риск злоупотреблений и конфликта интересов, в том числе обеспечивающих равноправное распределение сделок среди портфелей клиентов;
9) об обязанности внешнего транзитного управляющего представлять в Национальный Банк в соответствии с соглашением о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление в течение 10 (десять) рабочих дней после завершения транзитного периода следующих отчетностей:
отчетность по всем сделкам с ценными бумагами, совершенным внешним транзитным управляющим и его аффилированными брокерами (дилерами) и брокерами по фьючерсным сделкам в течение транзитного периода;
отчет о результатах выполнения внешнего транзитного управления частью золотовалютных активов, включая разницу в стоимости исполнения сделки, комиссионное вознаграждение брокеров, влияние рынка, разницу курсов покупки и продажи валюты по форексным операциям, налоги и упущенную выгоду на дату завершения транзитного периода;
отчет о состоянии соответствующих рынков и их влиянию на портфель;
обзор стратегии и объяснение наиболее важных изменений в структуре портфеля;
10) о представлении внешним транзитным управляющим информации по примененным надзорными органами мерам и участию в судебных разбирательствах;
11) о представлении внешним транзитным управляющим на момент завершения транзитного периода сверенной с банком (банками)-кастодианом (кастодианами) полной отчетности по портфелю на дату завершения транзитного периода в соответствии с соглашением о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление;
12) о подписании соглашения о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление на казахском, русском языках и на языке, определенном по соглашению сторон;
13) о возможности внесения изменений и (или) дополнений в соглашение о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление по соглашению сторон.
38. Национальный Банк в соответствии с соглашением о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление осуществляет передачу части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление путем перевода денег и (или) ценных бумаг на счета Национального Банка у банка (банков)-кастодиана (кастодианов), предназначенные для внешнего транзитного управления.
Передача части золотовалютных активов внешнему транзитному управляющему осуществляется на срок не более 12 (двенадцать) месяцев.
39. При передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление учитывается транзитный период для формирования портфеля в соответствии с целевыми параметрами, установленными Национальным Банком. Длительность транзитного периода не превышает 15 (пятнадцать) рабочих дней.
40. Часть золотовалютных активов, передаваемая во внешнее транзитное управление, хранится на счетах Национального Банка в банке (банках)-кастодиане (кастодианах) и на маржевом счете у клирингового брокера. Допускается размещение золотовалютных активов на маржевом счете внешнего транзитного управляющего, открытом у третьего лица, при наличии соглашения между Национальным Банком и внешним транзитным управляющим об условиях проведения операций по такому счету или условий проведения операций по такому счету в соглашении о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление.
41. Со дня передачи части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление уполномоченное подразделение проводит ежедневный мониторинг деятельности внешнего транзитного управляющего путем проверки соблюдения ограничений, указанных в соглашении о передаче части золотовалютных активов во внешнее транзитное управление, осуществления мониторинга сделок, совершаемых внешним транзитным управляющим.
Приложение 1 к Правилам передачи части золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан во внешнее управление |
Минимальная информация,
запрашиваемая у потенциального внешнего управляющего
1. Опыт работы потенциального внешнего управляющего по рассматриваемому типу мандата.
2. Объем активов клиентов, находящихся (находившихся) в управлении потенциального внешнего управляющего за последние 5 (пять) лет, в том числе:
1) объем общих активов, находящихся (находившихся) в управлении;
2) объем активов по рассматриваемому типу мандата;
3) объем активов институциональных клиентов (включая активы центральных банков);
4) объем активов по сегрегированным счетам.
3. Информация о портфельных менеджерах и менеджерах по связям с клиентами, которые будут ответственными за активы, переданные во внешнее управление.
4. Информация о передвижении персонала за последние 10 (десять) лет среди сотрудников инвестиционного блока потенциального внешнего управляющего (портфельные менеджеры, аналитики и трейдеры).
5. Подробное описание инвестиционного процесса, методов управления портфелем, исследования рынка, используемых источников информаций и модели оценки финансовых инструментов.
6. Каким образом осуществляется моделирование, мониторинг и управление активным рыночным риском (в случае, если рассматриваемый тип мандата относится к активному управлению).
7. Наличие специализированного программного обеспечения по мониторингу и управлению рисками.
8. Исторические результаты управления портфелем по аналогичному мандату за последние 5 (пять) лет с аналогичным или близким по типу эталонным портфелем.
9. Описание программного обеспечения, используемого для расчета доходности, риска, применяемого в финансовой и аналитической отчетности.
10. Краткое описание внутреннего корпоративного управления.
11. Ответственность внешнего управляющего перед Национальным Банком в случае нарушения условий соглашения о передаче части золотовалютных активов во внешнее управление, в т.ч. ответственность за нарушение лимита ожидаемой изменчивости отклонения доходности (ex-ante tracking error), установленного Инвестиционной стратегией по управлению золотовалютными активами, и за возможные убытки, причиненные Национальному Банку вследствие небрежности, преднамеренного невыполнения обязательств или мошенничества со стороны внешнего управляющего.
12. Информацию о видах страхования используемых для защиты клиента от ошибок внешнего управляющего.
13. Условия организации обучения.
14. Информация о предполагаемом уровне комиссионного вознаграждения за внешнее управление.
15. Аудированный финансовый отчет потенциального внешнего управляющего за последний финансовый год.
16. Внутренние политики и процедуры внешнего управляющего, регламентирующие вопросы снижения риска злоупотреблений и конфликта интересов, в том числе обеспечение равноправного и справедливого распределения сделок среди портфелей клиентов, проверка списка и процедуры утверждения брокеров, агентов и контрпартнеров внешнего управляющего.
Приложение 2 к Правилам передачи части золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан во внешнее управление |
Оценочные критерии для осуществления сравнительного анализа предложений потенциальных внешних управляющих
№ | Оценочные критерии | Балл, присваиваемый критериям (значимость показателя определена в процентах) |
1. | Исторические результаты управления портфелем (при осуществлении сравнительного анализа предложений потенциальных внешних управляющих, специализирующихся на региональных мандатах и участвующих в выборе управляющего по глобальному мандату, показатели нормируются в зависимости от охвата соответствующего мандата) | 35 баллов |
годовая геометрическая сверхдоходность за последние 3 (три) – 5 (пять) лет (в случае если показатель сверхдоходности за период менее 5 (пять) лет положительный, показатель нормируется относительно периода в 5 (пять) лет) | 40 процентов | |
средний арифметический показатель информационного коэффициента за последние 3 (три) - 5 (пять) лет (в случае если показатель информационного коэффициента за период менее 5 (пять) лет положительный, показатель нормируется относительно периода в 5 (пять) лет) | 60 процентов | |
2. | Организация и Активы | 15 баллов |
участие сотрудников в структуре капитала организации (employee owned) | 25 процентов | |
среднегодовое изменение (в процентах) активов под управлением | 25 процентов | |
процент объема активов по данному рассматриваемому мандату к общим активам под управлением (при осуществлении сравнительного анализа предложений потенциальных внешних управляющих, специализирующихся на региональных мандатах и участвующих в выборе управляющего по глобальному мандату, используется объем активов по региональным мандатам. Данное значение нормируется в зависимости от охвата соответствующего мандата) | 25 процентов | |
доля объема активов институциональных инвесторов к общим активам под управлением | 25 процентов | |
3. | Команда | 15 баллов |
средний опыт работы портфельных менеджеров и аналитиков, ответственных за управление активами по соответствующему мандату | 50 процентов | |
передвижение персонала среди сотрудников инвестиционного блока (портфельные менеджеры, аналитики, трейдеры) в целом по компании (учитывается наименьшее значение) | 50 процентов | |
4. | Наличие вида страхования интересов клиентов от действий или бездействий внешнего управляющего | 5 баллов |
5. | Уровень комиссионного вознаграждения за управление | 20 баллов |
уровень базового комиссионного вознаграждения (учитывается наименьшее значение) | 75 процентов | |
принятие принципа выплаты комиссионного вознаграждения по результатам внешнего управления в случае достижения положительной сверхдоходности, превышающей аналогичные показатели за прошлые периоды со дня начала управления внешним управляющим (net new high basis since inception) | 10 процентов | |
принятие условия по минимальному порогу сверхдоходности, с которого начинается расчет комиссионного вознаграждения по результатам внешнего управления, не ниже базового комиссионного вознаграждения | 10 процентов | |
принятие установления условия оплаты комиссионного вознаграждения по результатам внешнего управления в течение нескольких лет по частям | 5 процентов | |
6. | Обучение работников Национального Банка | 10 баллов |
краткосрочное обучение продолжительностью 1 (одну) – 2 (две) недели | 50 процентов | |
предоставление возможности прохождения стажировки и (или) секондмента продолжительностью от 1 (одного) месяца | 50 процентов |
Примечание:
1. Оценкой предложения потенциального внешнего управляющего служит сумма баллов по всем оценочным критериям в соответствии с их значимостью.
2. Для расчета баллов каждый показатель подлежит нормированию относительно наилучшего показателя в рассматриваемом критерии по всем потенциальным внешним управляющим.
При этом нормированный показатель потенциального внешнего управляющего – это отношение показателя внешнего управляющего к максимальному значению показателя по рассматриваемому критерию.
3. Если внешний управляющий управляет активами по объявленному мандату в рамках другого мандата, осуществляется оценка результатов управления данными активами в рамках другого мандата.
4. При оценке обучения специалистов Национального Банка используется следующая система показателей:
Показатель (условия обучения работников) | Балл, присваиваемый показателю |
Внешний управляющий оплачивает перелет, проживание, питание | 1 |
Внешний управляющий оплачивает проживание, питание | 0.5 |
Внешний управляющий оплачивает проживание | 0.2 |
Приложение 3 к Правилам передачи части золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан во внешнее управление |
Оценочные критерии для осуществления сравнительного анализа предложений потенциальных внешних управляющих из
короткого списка в рамках инвестиционного и операционного дью-дилидженса
Таблица 1. Количественный анализ
, | Оценочные критерии | Баллы, присваиваемые критериям (значимость показателей определены в процентах) | ||
Активное управление | Усовершенствованное индексное управление | Пассивное (индексное) управление | ||
1. | Показатели исторической доходности с учетом риска | 40 баллов | 50 баллов | |
годовая геометрическая сверхдоходность за последние 3 (три) – 5 (пять) лет | 15 процентов | 20 процентов | 30 процентов | |
средний арифметический показатель информационного коэффициента за последние 3 (три) - 5 (пять) лет | 30 процентов | 30 процентов | 50 процентов | |
Коэффициент Шарпа | 15 процентов | 25 процентов | 20 процентов | |
Коэффициент Сортино | 40 процентов | 25 процентов | - | |
2. | Показатели оценки на стабильность исторических результатов | 30 баллов | ||
Уровень изменчивости отклонения доходности | 20 процентов | 40 процентов | 50 процентов | |
Коэффициент превышения эталона | 30 процентов | 40 процентов | 50 процентов | |
Коэффициент эксцесса (kurtosis) | 10 процентов | - | - | |
Размах показателя сверхдоходности (абсолютный) | 20 процентов | - | - | |
Длительность превышения результатов портфеля против эталона (в месяцах) | 20 процентов | 20 процентов | - | |
3. | Показатели риска снижения | 30 баллов | 20 баллов | |
Изменчивость отклонения доходности | 10 процентов | 10 процентов | - | |
Средний убыток | 10 процентов | 15 процентов | 25 процентов | |
Длительность неудовлетворительных результатов портфеля против эталона (в месяцах) | 25 процентов | 15 процентов | - | |
Максимальный убыток | 15 процентов | 20 процентов | 25 процентов | |
Наибольшее падение стоимости портфеля | 30 процентов | 20 процентов | 25 процентов | |
Длительность восстановления результатов портфеля | 10 процентов | 20 процентов | 25 процентов |
Таблица 2. Качественный анализ
Оценочные критерии | Удовлетворительно (неудовлетворительно) |
1.Инвестиционный процесс | |
1.1 Формирование инвестиционного портфеля | |
оценка соответствующих ограничений и лимитов инвестиционной стратегии предлагаемого инвестиционного продукта | |
использование аналитических исследований и внедрение инвестиционных идей | |
оценка результатов управления портфелем на соответствие заявленному стилю | |
1.2.Процесс принятия решений по покупке или продаже финансовых инструментов | |
модель принятия решений | |
наличие понятной и последовательной дисциплины при продаже финансовых инструментов, а также процедур по установлению ограничений убытков (stop-loss) | |
2.Внутренние процедуры контроля и мониторинга | |
2.1. Процесс управления рисками | |
внутренний порядок или регламент работы внешнего управляющего по управлению рисками портфеля | |
наличие программного обеспечения по управлению и мониторингу рисками портфеля | |
2.2.Процесс осуществления торговых сделок | |
наличие политики наилучшего исполнения сделок (Best Execution Policy), включая процедуру выбора и утверждения контрпартнеров и торговых площадок | |
наличие процедур комплаенса и осуществления сверки данных | |
проведение расчетов по сделке с ценными бумагами |
Примечание:
1. Оценкой предложения потенциального внешнего управляющего из короткого списка служит сумма баллов по всем оценочным критериям, приведенным в таблице 1 в соответствии с их значимостью.
2. Для целей расчета баллов каждый показатель подлежит нормированию относительно наилучшего показателя в рассматриваемом критерии по всем потенциальным внешним управляющим из короткого списка. При этом, нормированный показатель – это отношение показателя внешнего управляющего из короткого списка к максимальному значению показателя по рассматриваемому критерию.
3. При оценке инвестиционного процесса и внутренних процедур контроля и мониторинга потенциального внешнего управляющего в рамках качественного анализа, критерии которого приведены в таблице 2, используется следующая система показателей:
Показатель | Балл, присваиваемый показателю |
Удовлетворительно – процесс и (или) процедуры потенциального внешнего управляющего соответствуют заявленному статусу, понятны и могут быть легко интерпретированы | 1 |
Неудовлетворительно – процесс и (или) процедуры потенциального внешнего управляющего не соответствуют заявленному статусу, приемлемы, однако имеются проблемы в части реализации решений внутри компании | 0 |
Приложение 4 к Правилам передачи части золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан во внешнее управление |
Методика
оценки эффективности работы внешнего управляющего
1. Оценка эффективности работы внешнего управляющего осуществляется путем присвоения баллов внешнему управляющему в соответствии с количественными и качественными показателями, предусмотренными настоящей Методикой.
2. Количественные показатели:
информационный коэффициент (Information ratio).
Информационный коэффициент | Присвоенный балл |
>1 | 3 балла |
0,5 - 1 | 2 балла |
0 – 0,5 | 1 балл |
0 | 0 баллов |
(-) 0,5 - 0 | (-) 1 балл |
(-) 1 - (-) 0,5 | (-) 2 балла |
<(-) 1 | (-) 3 балла |
3. Качественные показатели:
1) передвижение персонала (Staff turnover).
Передвижения персонала | Присвоенный балл |
> 30 | (-) 0,5 балла |
5 - 30 | (-) 0,25 балла |
0 - 5 | 0 баллов |
2) операционный риск (Operational risk).
За каждый факт нарушения ограничений, предусмотренных инвестиционной стратегией, установленной для внешнего управляющего в соглашении о передачи части золотовалютных активов во внешнее управление, вследствие операционной ошибки из оценки отнимается 0,2 (ноль целых два десятых) балла.
3) соблюдение деловой этики (compliance with a Code of Business Ethics).
За каждый факт нарушения внешним управляющим деловой этики из оценки отнимается 0,5 (ноль целых пять десятых) балла.
При систематическом несвоевременном исполнении поручений клиента из оценки отнимается 0,5 (ноль целых пять десятых) балла.
4. Итоговая оценка эффективности рассчитывается как сумма баллов по количественным и качественным показателям.