Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие настоящего приказа см. п. 3.
В соответствии с пунктом 1-1 статьи 68 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра финансов РК от 17.11.2021 № 1189 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Правила проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 04.09.2023 № 929 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2027 года.
Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Министра финансов РК от 23.08.2024 № 568 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
и.о. Министра финансов | Р. Бекетаев |
Утверждены приказом и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 1 июля 2020 года № 648 |
Правила проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу
Сноска. Правила - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 04.09.2023 № 929 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1-1 статьи 68 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс).
2. Настоящие Правила определяют:
категории налогоплательщиков, на которых распространяется пилотный проект по горизонтальному мониторингу (далее – Пилотный проект);
права и обязанности налогоплательщиков, органов государственных доходов и иных уполномоченных государственных органов, при осуществлении Пилотного проекта;
территорию (участок) и (или) регион осуществления реализации (внедрения) Пилотного проекта;
правила реализации (внедрения) Пилотного проекта, включающие последовательность действий органов государственных доходов и налогоплательщиков при осуществлении Пилотного проекта;
срок реализации (внедрения) Пилотного проекта.
3. Пилотный проект реализуется с целью совершенствования и модернизации порядка проведения горизонтального мониторинга, предусмотренного главой 15 Налогового кодекса, в том числе установления требований к системе внутреннего контроля (далее – СВК) и информационным системам налогоплательщика для взаимодействия, а также внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Министра финансов РК от 23.08.2024 № 568 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Реализация Пилотного проекта осуществляется в два этапа:
1) предпроектная работа;
2) пилотное внедрение горизонтального мониторинга.
Предпроектная работа регулируется в рамках Соглашения о взаимодействии (далее – Соглашение о взаимодействии) согласно приложению 1 к настоящим Правилам и положениями настоящих Правил, которое подписывается первым руководителем Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет) либо лицом, его замещающим.
Пилотное внедрение горизонтального мониторинга регулируется в рамках Соглашения о пилотном проекте по горизонтальному мониторингу (далее – Соглашение о пилотном проекте) согласно приложению 2 к настоящим Правилам и положениями настоящих Правил.
Налогоплательщики становятся участниками Пилотного проекта (далее – участник Пилотного проекта) с даты подписания Соглашения о взаимодействии, если иное не установлено пунктом 8 настоящих Правил.
Налогоплательщики из перечня крупных налогоплательщиков с даты заключения Соглашения о пилотном проекте не подлежат мониторингу крупных налогоплательщиков, при этом такие налогоплательщики не исключаются из Перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, утверждаемых уполномоченным органом, не позднее 31 декабря года, предшествующего году введения в действие указанного перечня.
5. Пилотный проект предусматривает взаимодействие органа государственных доходов и налогоплательщика, которое основывается на следующих принципах:
1) сотрудничество – признание равенства органа государственных доходов и участника Пилотного проекта, свободы соглашения и совместное правомерное регулирование налоговых рисков по принципу "одного окна";
2) обоснованное доверие – стремление к ведению успешной совместной работы, взаимодействия для выработки конструктивных решений;
3) добросовестность – недопущение извлечения выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей;
4) законность – неуклонное соблюдение требований законодательства Республики Казахстан;
5) прозрачность – гласность, открытость и транспарентность;
6) расширенное информационное взаимодействие – проведение системной работы по информационному взаимодействию для формирования единого информационного пространства между участниками Пилотного проекта и органами государственных доходов, в том числе создание условий для информационного обмена и доступа к информации согласно установленным требованиям в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации.
5-1. Упрощенный режим горизонтального мониторинга заключается в применении положений настоящих Правил, за исключением положений относительно СВК, налогоплательщиками, указанными в подпунктах 5) и 6) пункта 7 настоящих Правил.
Упрощенный режим горизонтального мониторинга вправе применять:
1) субъекты среднего предпринимательства;
2) субъекты крупного предпринимательства.
Данные подпункты настоящего пункта распространяются на налогоплательщиков, которые ведут бухгалтерский, налоговый, производственный и другие виды учетов, связанных с раскрытием показателей налоговой отчетности, в программном обеспечении отличном от учетной системы SAP (Systemanalyse Programmentwicklung).
Сноска. Глава 1 дополнена пунктом 5-1 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 23.08.2024 № 568 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6. Реализация Пилотного проекта осуществляется в следующие сроки:
по налогоплательщикам, указанным в подпунктах 1), 3) и 4) пункта 7 настоящих Правил, с даты подписания Соглашения о взаимодействии по 31 декабря 2025 года;
по налогоплательщикам, определенным подпунктом 2) пункта 7 настоящих Правил, – в сроки, установленные указанным подпунктом, по 31 декабря 2025 года;
по субъектам среднего и крупного предпринимательства, указанным в подпунктах 5) и 6) пункта 7 настоящих Правил, – со дня подписания Соглашения о взаимодействии по 31 декабря 2027 года.
Сноска. Пункт 6 - в редакции приказа Министра финансов РК от 23.08.2024 № 568 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Категории налогоплательщиков, на которых распространяется пилотный проект по горизонтальному мониторингу и территория (участок) и (или) регион осуществления реализации (внедрения)
7. Участниками Пилотного проекта являются:
1) налогоплательщики, являющиеся коммерческой организацией, за исключением государственных предприятий, одновременно соответствующих на дату подачи заявления о заключении Соглашения о взаимодействии следующим условиям:
сумма стоимостных балансов фиксированных активов на конец налогового периода согласно декларации налогоплательщика по корпоративному подоходному налогу за год, предшествующий году, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии, составляет не менее 325000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на конец года, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии;
сумма уплаченных налогоплательщиком налогов, других обязательных платежей в бюджет и социальных платежей по его обязательствам без учета возврата налога на добавленную стоимость составляет не менее 1 (одного) миллиарда тенге за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии;
ведение налогоплательщиком бухгалтерского и налогового учетов осуществляется с использованием программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов;
наличие финансовой отчетности за финансовый год, предшествующий периоду, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии, которое подтверждается аудиторским заключением аудиторской организации, при его наличии;
наличие системы внутреннего контроля;
низкий или средний уровень риска налогоплательщика согласно оценке, применяемой в соответствии с главой 17 Налогового кодекса органами государственных доходов системы управления рисками, по состоянию на дату подачи заявления о заключении Соглашения о взаимодействии.
2) налогоплательщики, контрольный пакет акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, либо аффилированные с ними юридические лица, а также юридические лица, 50 (пятьдесят) процентов акций и более которых принадлежит указанным юридическим лицам.
При этом реализация пилотного проекта по горизонтальному мониторингу осуществляется в следующие сроки:
по налогоплательщикам в сфере телекоммуникаций – с 1 августа 2020 года;
по налогоплательщикам в сфере транспортировки газа – с 1 июля 2021 года;
по налогоплательщикам в сфере электроэнергетики, в том числе по управляющим (головным) компаниям – с 1 апреля 2021 года;
по налогоплательщикам горнорудной отрасли – с 1 апреля 2021 года;
по налогоплательщикам в сфере грузовых перевозок, транспортировки нефти, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей – с 1 января 2022 года;
по налогоплательщикам в сфере авиации – с 1 января 2023 года;
3) поверенные лица (оператор) и (или) недропользователь (недропользователи), указанные в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем, осуществляющие деятельность на нефтегазоконденсатном или морском месторождении в соответствии с указанными соглашениями (контрактами), а также их дочерние или связанные компании;
4) организации, реализующие инвестиционные приоритетные проекты.
5) субъекты среднего предпринимательства;
6) субъекты крупного предпринимательства.
Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа Министра финансов РК от 23.08.2024 № 568 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. Перечень налогоплательщиков (далее – перечень), указанных в подпункте 2) пункта 7 настоящих Правил, утверждается Комитетом и размещается на интернет-ресурсе Комитета в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты его утверждения.
Налогоплательщики, включенные в перечень, становятся участниками Пилотного проекта в соответствии с датами, определенными подпунктом 2) пункта 7 настоящих Правил и заключают Соглашения о взаимодействии в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты размещения перечня на интернет-ресурсе Комитета.
9. Пилотный проект реализуется на территории Республики Казахстан.
Глава 3. Предпроектная работа
10. Заявление для участия в предпроектной работе налогоплательщиками, указанными в подпунктах 1), 3), 4), 5) и 6) пункта 7 настоящих Правил, направляется в Комитет на добровольной основе и в произвольной форме.
Заявление подается в явочном порядке или направляется по почте заказным письмом с уведомлением. Датой поступления Заявления является дата его приема Комитетом.
Рассмотрение Заявления осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента поступления.
Комитет по итогам рассмотрения Заявления:
1) письменно сообщает налогоплательщику о согласии заключить с налогоплательщиком Соглашение о взаимодействии с приложением 2 (двух) экземпляров, подписанных первым руководителем Комитета либо лицом, его замещающим;
2) при несоответствии налогоплательщика условиям, установленным подпунктом 1), 3) и 4) пункта 7 настоящих Правил, направляет письменный отказ в подписании Соглашения о взаимодействии с указанием обоснованных причин.
Сноска. Пункт 10 - в редакции приказа Министра финансов РК от 23.08.2024 № 568 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).11. При предпроектной работе изучаются:
порядок представления первичных документов, налоговых регистров и регистров бухгалтерского учета, форм налоговой отчетности по каждому налогу и трансфертному ценообразованию;
информационные системы (программы), используемые налогоплательщиком для организации и ведения бухгалтерского, налогового и других видов учетов, уровень их автоматизации и взаимодействия;
СВК в сфере налогового учета, в том числе уровень автоматизации;
исторические данные, влияющие на исполнение налоговых обязательств, в том числе по трансфертному ценообразованию, за непроверенные периоды в пределах срока исковой давности.
12. Предпроектная работа регулируется в рамках Соглашения о взаимодействии.
При этом срок реализации предпроектной работы составляет 12 (двенадцать) месяцев с даты заключения Соглашения о взаимодействии. Срок реализации предпроектной работы продлевается по согласованию сторон, но не более чем на 6 (шесть) месяцев.
Срок реализации предпроектной работы приостанавливается на период:
1) изучения исторических данных и обсуждения их результатов с участником Пилотного проекта;
2) проведения налоговой проверки, предусмотренной пунктом 31 настоящих Правил, и обжалования результатов налоговой проверки.
Права и обязанности налогоплательщиков, органов государственных доходов, условия соблюдения налоговой тайны и сохранения режима конфиденциальности в отношении получаемой информации в рамках предпроектной работы регулируются также Соглашением о взаимодействии.
В рамках Соглашения о взаимодействии между налогоплательщиком и Комитетом утверждается дорожная карта с указанием мероприятий, сроков реализации и ответственных лиц.
Предпроектная работа проводится как дистанционно (в том числе посредством предоставления налогоплательщиком удаленного доступа к учетным данным и системе внутреннего контроля), так и с выездом по месту нахождения участника Пилотного проекта и (или) нахождению его основных активов (при необходимости физической проверки системы внутреннего контроля налогоплательщика и его информационных систем).
По итогам предпроектной работы подписывается Протокол о результатах предпроектной работы по вопросам, предусмотренным пунктом 11 настоящих Правил, с приложением соответствующих рекомендации.
Протокол о результатах предпроектной работы подписывается заместителем Председателя Комитета (или лицом, его замещающим), курирующим вопросы Пилотного проекта, и участником Пилотного проекта.
13. При предпроектной работе исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. Пилотное внедрение горизонтального мониторинга
14. Заявление о заключении Соглашения о пилотном проекте по горизонтальному мониторингу (далее - Заявление) подается налогоплательщиком в Комитет в течение 1 (одного) месяца после завершения предпроектной работы по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Заявление подается в явочном порядке или направляется по почте заказным письмом с уведомлением.
К Заявлению прилагаются 2 (два) экземпляра Соглашения о пилотном проекте, подписанные налогоплательщиком (руководителем юридического лица).
Датой поступления Заявления является дата его приема Комитетом.
Рассмотрение Заявления осуществляется в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента поступления.
Комитет по итогам рассмотрения Заявления, а также по результатам предпроектной работы:
1) письменно сообщает налогоплательщику о согласии заключить с налогоплательщиком Соглашение о пилотном проекте с приложением второго экземпляра Соглашения о пилотном проекте, подписанного первым руководителем Комитета либо лицом, его замещающим;
2) направляет письменный отказ в подписании Соглашения о пилотном проекте с указанием причин отказа.
15. В период пилотного проекта Комитетом совместно с участниками пилотного проекта проводится работа по разработке требований:
к представлению первичных документов, налоговых регистров и регистров бухгалтерского учета, форм налоговой отчетности по каждому налогу и трансфертному ценообразованию;
к установлению связей между первичными документами, регистрами бухгалтерского учета, налоговыми регистрами и формами налоговой отчетности;
к формированию СВК;
к разработке и внедрению информационной системы горизонтального мониторинга, интеграции данной системы с Комитетом.
16. В период до 1 октября 2025 года Комитетом разрабатываются требования:
к представлению первичных документов, налоговых регистров и регистров бухгалтерского учета, форм налоговой отчетности по каждому налогу и трансфертному ценообразованию;
к установлению связей между первичными документами, регистрами бухгалтерского учета, налоговыми регистрами и формами налоговой отчетности;
к формированию СВК;
к разработке и внедрению информационной системы горизонтального мониторинга, интеграции данной системы с Комитетом.
При этом, участником Пилотного проекта проводятся работы по разработке и (или) внедрению, интеграции информационной системы горизонтального мониторинга до 1 октября 2025 года.
Для налогоплательщиков, указанных в пункте 5-1 настоящих Правил, требования, установленные частью первой настоящего пункта, за исключением требований к формированию СВК, разрабатываются Комитетом до 1 октября 2025 года.
Сноска. Пункт 16 - в редакции приказа Министра финансов РК от 23.08.2024 № 568 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).17. Пилотный проект проводится как дистанционно, так и с выездом по месту нахождения участника Пилотного проекта и (или) нахождению его основных активов (при необходимости проведения физической проверки системы внутреннего контроля налогоплательщика и его информационных систем).
18. Комитет извещает участника Пилотного проекта о проведении Пилотного проекта с выездом по месту нахождения не менее чем за 10 (десять) рабочих дней до планируемой даты.
19. При проведении Пилотного проекта с выездом по месту нахождения участника Пилотного проекта, участник Пилотного проекта к дате, указанной в извещении о выезде работников профильного управления Комитета, ответственных за проведение Пилотного проекта, предоставляет рабочее место, оснащенное компьютерной техникой, а также доступ к информационным системам бухгалтерского и (или) налогового учетов.
20. В ходе проведения Пилотного проекта работник профильного управления Комитета вправе запрашивать, а участник Пилотного проекта предоставляет следующее:
1) учетную документацию;
2) письменные пояснения;
3) иные информацию и документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства;
4) доступ по месту нахождения участника Пилотного проекта к информационным системам бухгалтерского и (или) налогового учетов.
Запрос по предоставлению документов и пояснений оформляется в письменной форме.
21. Документы, предусмотренные Соглашением о пилотном проекте и настоящими Правилами, в том числе запросы, письма и рекомендации подписываются руководителем Комитета или его заместителем, курирующим вопросы Пилотного проекта, и вручаются участнику Пилотного проекта посредством электронной почты, нарочно, по почте заказным письмом с уведомлением по адресам, указанным в Соглашении о пилотном проекте, либо через кабинет налогоплательщика.
При этом срок для предоставления информации участником Пилотного проекта не может быть менее 5 (пяти) рабочих дней и более 20 (двадцати) рабочих дней.
22. Ответы на запросы и письма, предусмотренные Соглашением о пилотном проекте и настоящими Правилами, направляются участником Пилотного проекта посредством электронной почты, нарочно либо по почте заказным письмом с уведомлением по адресам, указанным в Соглашении о пилотном проекте, в пределах сроков, установленных в запросах, Соглашением о пилотном проекте и настоящими Правилами, и подписываются руководителем участника Пилотного проекта либо лицом, его замещающим.
Разъяснения по вопросам исполнения налоговых обязательств, а также предварительные разъяснения по планируемым сделкам представляются в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Запрос о предоставлении предварительного разъяснения подается участником Пилотного проекта в Комитет в письменной форме с приложением документов, подтверждающих сведения, указанные в таком запросе.
В ходе подготовки предварительного разъяснения по вопросам, требующим уточнения и имеющим значение для подготовки предварительного разъяснения, Комитет приглашает участника Пилотного проекта для получения дополнительных пояснений.
При этом разъяснения по вопросам исполнения налоговых обязательств, а также предварительные разъяснения по планируемым сделкам представляются в пределах сведений и документов, представленных участником проекта, которые учитываются при возникновении спорных вопросов.
23. В ходе проведения Пилотного проекта работники профильного управления Комитета, ответственные за проведение Пилотного проекта, в целях установления требований к системе внутреннего контроля и информационным системам участника Пилотного проекта для взаимодействия, а также внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан, изучают необходимые информацию и документы, а также информационные системы.
При этом участник Пилотного проекта представляет работнику профильного управления Комитета, ответственному за проведение Пилотного проекта, необходимые информацию и документы, а также доступ к информационным системам.
24. При выявлении нарушений органами государственных доходов у участника Пилотного проекта налогового законодательства Республики Казахстан по результатам камерального контроля, сведения о таких нарушениях направляются в профильное управление Комитета без направления уведомления или извещения
Результаты камерального контроля поступают в профильное управление от структурного подразделения Комитета, осуществляющего автоматизированный камеральный контроль, и от его территориальных органов, осуществляющих ручной камеральный контроль.
Положения настоящего пункта не распространяются на выявленные нарушения в период внедрения Пилотного проекта по результатам камерального контроля по платежам в бюджет, установленным подпунктом 2) пункта 1 статьи 189 Налогового кодекса, а также на требование и (или) запросы правоохранительных и иных органов, по возврату налога на добавленную стоимость и подоходного налога из бюджета на основании международного договора, по которым меры налогового контроля осуществляются в порядке, установленном налоговым законодательством.
25. Профильное управление Комитета совместно с участником Пилотного проекта рассматривает нарушения, выявленные по результатам камерального контроля.
При неподтверждении нарушений, установленных по результатам камерального контроля, профильное управление передает материалы в соответствующее структурное подразделение Комитета.
При согласии участника Пилотного проекта с нарушениями, выявленными по результатам камерального контроля, участник Пилотного проекта принимает меры по их устранению в порядке, установленном главой 10 Налогового кодекса.
При этом участник Пилотного проекта при устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан, не подлежит привлечению к ответственности в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 131 Налогового кодекса.
26. При выявлении нарушений по результатам горизонтального мониторинга Комитет направляет участнику Пилотного проекта рекомендации по вопросам исполнения налогового обязательства.
27. При возникновении налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, их уплата производится с начислением пени в размере, предусмотренном Налоговым кодексом, за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства.
При возникновении по результатам проведения Пилотного проекта налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет участнику Пилотного проекта по его заявлению, в порядке, предусмотренном Главой 6 Налогового кодекса, представляется рассрочка на срок, не превышающий 2 (двух) лет или отсрочка на срок, не превышающий 3 (трех) лет по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.
При этом на участников Пилотного проекта не распространяются положения пунктов 5 и 7 статьи 49, статьи 50, пунктов 1, 2, 3 и 4 статьи 51, статей 52, 53 и 55 Налогового кодекса.
Решение об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет или отказе принимается Комитетом.
28. Вопросы, возникающие в ходе Пилотного проекта, рассматриваются Согласительной комиссией по вопросам Пилотного проекта, организация и порядок деятельности которой утверждается Комитетом.
29. При пилотном внедрении горизонтального мониторинга все неопределенности и неурегулированные вопросы по исполнению налоговых обязательств участниками Пилотного проекта осуществляются в общеустановленном порядке в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
30. При соответствии участника Пилотного проекта требованиям, установленным пунктом 16 настоящих Правил, налогоплательщик вступает в горизонтальный мониторинг. Внедрение информационного взаимодействия осуществляется путем заключения соглашения о горизонтальном мониторинге в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 7 декабря 2018 года № 1060 "О некоторых вопросах горизонтального мониторинга" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17914).
Глава 5. Налоговый контроль
31. При реализации Пилотного проекта на этапе предпроектной работы органы государственных доходов проводят изучение исторических данных за налоговые периоды, по которым не истек срок исковой давности и по которым проверки не проводились, либо налогоплательщик, который вступает или вступил в Пилотный проект, подает в органы государственных доходов в произвольной форме заявление о проведении налоговой проверки.
При несогласии участника Пилотного проекта на проведение изучения исторических данных и (или) нарушении порядка проведения изучения исторических данных, органами государственных доходов инициируется налоговая проверка за налоговые периоды, по которым не истек срок исковой давности и по которым проверки не проводились в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
При этом обжалование результатов проверки осуществляется в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса.
По периодам, по которым проведено изучение исторических данных, налоговые проверки не осуществляются, за исключением случаев, установленных статьей 145 Налогового кодекса.
Внесение изменений и дополнений в учетную документацию в период изучения исторических данных не допускается.
При проведении изучения исторических данных участник Пилотного проекта обязан предоставлять в установленные в требовании сроки, документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости на электронном носителе.
За невыполнение законных требований органов государственных доходов предусмотрена ответственность согласно нормам Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".
По итогам проведения изучения исторических данных органами государственных доходов составляется Заключение по результатам изучения исторических данных с приложением рекомендаций по выявленным нарушениям налогового законодательства для самостоятельного устранения участником Пилотного проекта.
При этом в рекомендациях по выявленным нарушениям налогового законодательства указываются позиции (согласие или не согласие) участника Пилотного проекта с позицией органов государственных доходов.
При полном устранении нарушений по результатам изучения исторических данных в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня, следующего за днем вручения (получения) Заключения по результатам изучения исторических данных, налоговая проверка не проводится.
При полном и (или) частичном не устранении нарушений по результатам изучения исторических данных в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня, следующего за днем вручения (получения) Заключения по результатам изучения исторических данных, органами государственных доходов инициируется и (или) проводится налоговая проверка в соответствии с главой 18 Налогового кодекса.
Заключение по результатам изучения исторических данных подписывается ответственными лицами Комитета, проводившими анализ итогов проведения Пилотного проекта, первым руководителем Комитета либо его заместителем, курирующим вопросы Пилотного проекта.
При этом в Заключении по результатам изучения исторических данных должны быть указаны следующие сведения:
1) наименование уполномоченного органа;
2) наименование участника Пилотного проекта;
3) фамилия, имя, отчество, должности и подписи ответственных лиц Комитета;
4) фамилия, имя, отчество, должности и подписи ответственных лиц участника Пилотного проекта;
5) место и дата подписания заключения;
6) период изучения исторических данных;
7) результаты изучения исторических данных;
8) позиция участника Пилотного проекта;
9) приложение к заключению.
32. За налоговые периоды, в которых налогоплательщик находился в Пилотном проекте, по налогам и платежам в бюджет, по которым предоставлен доступ к налоговой отчетности, налоговым регистрам, регистрам бухгалтерского учета и первичным документам через информационную систему горизонтального мониторинга, налоговые проверки проводятся в случаях, установленных пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса, а также при установлении финансово-хозяйственных операций, имеющих признаки фиктивности, подлог документов и (или) искажение данных в бухгалтерских и налоговых информационных системах, используемых для горизонтального мониторинга.
При этом налоговые проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год за исключением случаев, установленных статьей 145 Налогового кодекса.
Налоговый контроль до даты заключения Соглашения о пилотном проекте осуществляются в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.
Налоговый контроль с даты заключения Соглашения о пилотном проекте по налогам и платежам в бюджет, по которым:
предоставлен доступ к налоговой отчетности, налоговым регистрам, регистрам бухгалтерского учета и первичным документам, через информационную систему горизонтального мониторинга, осуществляются в порядке, установленном настоящими Правилами;
не представлен доступ к налоговой отчетности, налоговым регистрам, регистрам бухгалтерского учета и первичным документам, через информационную систему горизонтального мониторинга, осуществляются в общеустановленном порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.
Налоговый контроль, проводимый в период внедрения Пилотного проекта по инициативе уполномоченных государственных органов, правоохранительных и специальных государственных органов (запросы, требования, сведения), осуществляются в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.
На этапе реализации Пилотного проекта в период предпроектной работы и пилотного внедрения при выявлении фактов предоставления участником Пилотного проекта недостоверной информации, при установлении финансово-хозяйственных операций, имеющих признаки фиктивности, подлог документов и (или) искажение данных бухгалтерского, налогового и иных видов учетов, в том числе в информационной системе горизонтального мониторинга, Соглашение о взаимодействии и (или) Соглашение о пилотном проекте с таким участником Пилотного проекта расторгается Комитетом в одностороннем порядке с соответствующим уведомлением.
Сноска. Пункт 32 - в редакции приказа Министра финансов РК от 23.08.2024 № 568 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).32-1. По участникам Пилотного проекта, предусмотренным подпунктами 5) и 6) пункта 7 настоящих Правил, и осуществляющим производство этилового спирта и алкогольной продукции (кроме пивоваренной продукции), бензина (за исключением авиационного), дизельного топлива и табачных изделий, в период реализации Пилотного проекта со дня заключения Соглашения о пилотном проекте:
не устанавливаются акцизные посты в соответствии пунктом 16 статьи 172 Налогового кодекса на территории участника Пилотного проекта;
уплата акциза участником Пилотного проекта осуществляется в сроки, установленные пунктом 1 статьи 475 Налогового кодекса.
Сноска. Глава 5 дополнена пунктом 32-1 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 23.08.2024 № 568 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).33. Возврат налога на добавленную стоимость и подоходного налога из бюджета на основании международного договора участникам Пилотного проекта осуществляются в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.
Сведения о таких возвратах направляются структурными подразделениями Комитета в профильное управление Комитета.
34. Контрольные мероприятия по вопросам правильности работы информационных систем и систем внутреннего контроля с выездом по месту нахождения участника Пилотного проекта проводятся Комитетом не чаще 1 (одного) раза в год, за исключением случаев согласования с участником Пилотного проекта иной периодичности.
Глава 6. Права и обязанности налогоплательщиков, органов государственных доходов и иных уполномоченных государственных органов, а также организаций
35. Налогоплательщик вправе:
1) направлять запросы и получать разъяснения в ходе проведения Пилотного проекта;
2) требовать от работников профильного управления Комитета, проводящих Пилотный проект, предъявления служебных удостоверений;
3) требовать у работников профильного управления Комитета, проводящих Пилотный проект, информацию о правах и обязанностях участника Пилотного проекта;
4) представлять в порядке, определенном настоящими Правилами, пояснения по вопросам, возникающим в ходе Пилотного проекта;
5) на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость в размере 80 % в соответствии с Налоговым кодексом;
6) получать от работников профильного управления Комитета, проводящих Пилотный проект, рекомендации по устранению нарушений по вопросам исполнения налогового обязательства;
7) пользоваться иными правами, предусмотренными Налоговым кодексом.
36. Налогоплательщик обязан:
1) обеспечивать полноту и достоверность данных, представляемых в период Пилотного проекта;
2) обеспечить полноту и достоверность отражения операций и событий, подкрепление бухгалтерских записей первичными документами;
3) отражать в учетной системе полные и достоверные данные всех финансово-хозяйственных операций, обеспечивать своевременное внесение данных в информационные системы, включая прикрепление сканированных и электронных документов;
4) обеспечить по рекомендации Комитета приведение в соответствие работы информационных систем и системы внутреннего контроля в сроки, установленные Комитетом;
5) обеспечить по рекомендации Комитета устранение нарушений в учетной системе, в том числе по полному отражению данных и прикреплению сканированных документов;
6) обеспечить по запросу Комитета предоставление отчета об аудите системы внутреннего контроля, необходимой для исполнения налоговых обязательств, подготовленного аудиторской (или консалтинговой) компанией, имеющей необходимый опыт по предоставлению данных услуг, за период, предшествующий периоду вступления в Пилотный проект, при его наличии;
7) обеспечить доступ работникам профильного управления Комитета, проводящим Пилотный проект, и работникам иных уполномоченных государственных органов, привлекаемым для участия в проведении такого Пилотного проекта, на территорию и (или) в помещение участника Пилотного проекта и предоставить им рабочее место;
8) представлять по запросу работников профильного управления Комитета, проводящих Пилотный проект, договор на проведение аудита, аудиторский отчет и (или) аудиторское заключение по аудиту, при их наличии;
9) предоставлять доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
10) предоставлять сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
11) извещать о внесении изменений и дополнений в учетную документацию по бухгалтерскому и налоговому учету в период нахождения в Пилотном проекте, в том числе за период исковой давности, если такие изменения и дополнения влияют на налоговые обязательства, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента внесения таких изменений и дополнений;
12) исполнять иные обязательства, предусмотренные Налоговым кодексом.
37. Комитет вправе:
1) запрашивать и получать учетную документацию на бумажных и электронных носителях, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) по вопросам, относящимся к предмету Пилотного проекта;
2) запрашивать и получать письменные пояснения от участника Пилотного проекта по вопросам, относящимся к предмету Пилотного проекта;
3) запрашивать и получать доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
4) запрашивать и получать сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением в том числе исторические данные;
5) направлять в адрес налогоплательщика рекомендательное письмо при обнаружении несоответствий в учетной системе налогоплательщика, в том числе неполное отражение данных и отсутствие сканированных документов;
6) обследовать имущество, являющееся объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводить инвентаризацию имущества участника Пилотного проекта, в том числе на соответствие сведениям, указанным в документах;
7) привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, в том числе работников других государственных органов Республики Казахстан для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций в рамках Пилотного проекта;
8) направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения Пилотного проекта;
9) на этапе реализации Пилотного проекта в период предпроектной работы и пилотного внедрения при выявлении фактов предоставления участником Пилотного проекта недостоверной информации, при установлении финансово-хозяйственных операций, имеющих признаки фиктивности, подлог документов и (или) искажение данных бухгалтерского, налогового и иных видов учетов, в том числе в информационной системе горизонтального мониторинга, Соглашение о взаимодействии и (или) Соглашение о пилотном проекте с таким участником Пилотного проекта расторгается Комитетом в одностороннем порядке с соответствующим уведомлением.
10) пользоваться иными правами, предусмотренными Налоговым кодексом.
38. Комитет обязан:
1) предоставлять в рамках Пилотного проекта участнику Пилотного проекта разъяснения по вопросам исполнения налоговых обязательств, а также предварительные разъяснения по планируемым сделкам.
При этом вышеуказанные разъяснения по вопросам исполнения налогового обязательства даются в пределах сведений и документов, представленных участником Пилотного проекта, которые учитываются при возникновении спорных вопросов;
2) соблюдать режим работы участника Пилотного проекта в период проведения Пилотного проекта по месту его нахождения;
3) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении Пилотного проекта, не разглашать их содержание, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
4) соблюдать служебную этику;
5) информировать о правах и обязанностях органов государственных доходов;
6) направлять в адрес участника Пилотного проекта рекомендации по устранению нарушений по вопросам исполнения налогового обязательства;
7) исполнять иные обязательства, предусмотренные Налоговым кодексом.
39. Иные уполномоченные государственные органы, а также организации:
1) предоставляют по запросу Комитета документы и сведения, необходимые для проведения Пилотного проекта, в том числе содержащие банковскую, коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами Республики Казахстан;
2) обеспечивают участие специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, в том числе работников других государственных органов Республики Казахстан, для исследования соответствующих вопросов и дачу консультаций в рамках проведения Пилотного проекта;
3) предоставляют ответы на запросы Комитета по вопросам, возникшим в ходе Пилотного проекта;
4) пользуются иными правами и исполняют иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом.
Приложение 1 к Правилам проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу |
|
форма |
Соглашение о взаимодействии
город Астана "___"____________20__ года
Республиканское государственное учреждение "Комитет государственных доходов
Министерства финансов Республики Казахстан", именуемое в дальнейшем
"Комитет", в лице ____________________________________________________
____________________________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
действующего (ей) на основании
____________________________________________________________________,
(наименование документа)
с одной стороны ______________________________________________________
____________________________________________________________________,
(наименование) именуемое в дальнейшем "Участник",
в лице ______________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при его наличии))
действующего (ей) на основании ________________________________________,
(наименование документа)
с другой стороны, далее совместно именуемые "Стороны", принимая во внимание
положения статьи 73 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других
обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), в целях оказания содействия
налогоплательщикам по совершенствованию информационных систем, системы
внутреннего контроля и иных условий, предусмотренных Налоговым кодексом,
для возможности участия в горизонтальном мониторинге заключили настоящее
Соглашение о взаимодействии (далее – Соглашение) о нижеследующем:
Глава 1. Предмет Соглашения
1. Стороны договариваются о взаимодействии между Комитетом и Участником по проведению диагностики бизнес-процессов, информационных систем и системы внутреннего контроля Участника (далее – предпроектная работа).
При этом для изучения и диагностики системы внутреннего контроля, изучения и диагностики информационных систем, дальнейшего обмена информацией между налогоплательщиком и Комитетом утверждается дорожная карта с указанием мероприятий, сроков реализации и ответственных лиц.
2. Вне зависимости от других положений Соглашения и (или) приложений к нему, любое сотрудничество между Сторонами в связи с предпроектной работой возможно только при условии соблюдения налоговой тайны и сохранения режима конфиденциальности в отношении любой информации, предоставленной любой из Сторон другой Стороне.
3. Каждая из Сторон определяет контактное лицо для целей сотрудничества.
4. Взаимодействие Сторон основывается на принципах:
1) сотрудничества – признание равенства сторон, свободы Соглашения;
2) обоснованного доверия – стремление к ведению успешной совместной работы, взаимодействия для выработки конструктивных решений;
3) добросовестности – недопущение извлечения выгоды из своих действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей;
4) законности – неуклонное соблюдение требований законодательства Республики Казахстан;
5) прозрачности – гласность, открытость и транспарентность;
6) расширенного информационного взаимодействия – проведение системной работы по информационному взаимодействию для формирования единого информационного пространства между участниками Пилотного проекта и органами государственных доходов, в том числе создание условий для информационного обмена и доступа к информации согласно установленным требованиям в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации.
Глава 2. Права и обязанности Сторон
5. Участник вправе:
1) направлять запросы и получать разъяснения по вопросам, связанным с проведением предпроектной работы (диагностикой бизнес-процессов, информационных систем и системы внутреннего контроля Участника);
2) требовать работников профильного управления Комитета предъявления служебных удостоверений;
3) требовать информацию о правах и обязанностях Участника;
4) представлять в порядке, определенном Правилами проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу, пояснения по вопросам, возникающим в ходе предпроектной работы;
5) на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость в размере 80 % в соответствии с Налоговым кодексом;
6) получать от Комитета, рекомендации по устранению нарушений по вопросам исполнения налогового обязательства;
7) пользоваться иными правами, предусмотренными налоговым законодательством.
6. Участник обязан:
1) обеспечивать полноту и достоверность данных, представляемых в период предпроектной работы;
2) обеспечить полноту и достоверность отражения операций и событий всей финансово-хозяйственной деятельности, в рамках доступа к учетным системам;
3) обеспечить по рекомендации Комитета приведение в соответствие правильность работы информационных систем и системы внутреннего контроля в сроки, установленные Комитетом, согласованные с участником Пилотного проекта;
4) обеспечить по рекомендации Комитета устранение нарушений в учетной системе и других информационных систем;
5) обеспечить по запросу Комитета предоставление отчета об аудите системы внутреннего контроля, необходимой для исполнения налоговых обязательств, подготовленного аудиторской (или консалтинговой) компанией, имеющей необходимый опыт по предоставлению данных услуг, за период, предшествующий периоду вступления в пилотный проект, при его наличии;
6) обеспечить доступ работникам профильного управления Комитета, на территорию и (или) в помещение участника Пилотного проекта и предоставить им рабочее место;
7) предоставлять доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
8) предоставлять сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
9) исполнять иные обязательства, предусмотренные налоговым законодательством.
7. Комитет вправе:
1) запрашивать и получать информацию в отношении результатов внешнего и внутреннего аудита, в том числе аудита информационных систем и аудита системы внутреннего контроля Участника;
2) запрашивать и (или) получать учетную документацию на бумажных и электронных носителях, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) по вопросам, относящимся к предмету предпроектной работе;
3) запрашивать и (или) получать письменные пояснения от Участника по вопросам, относящимся к предмету предпроектной работе;
4) запрашивать и получать доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
5) запрашивать и получать сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением в том числе исторические данные;
6) обследовать имущество, являющееся объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводить инвентаризацию имущества Участника, в том числе на соответствие сведениям, указанным в документах;
7) направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения Пилотного проекта;
8) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством.
8. Комитет обязан:
1) в рамках предпроектной работы предоставлять Участнику разъяснения в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
2) соблюдать режим работы Участника в период предпроектной работы по месту его нахождения;
3) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при предпроектной работе, не разглашать их содержание, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
4) соблюдать служебную этику;
5) информировать о правах и обязанностях органов государственных доходов;
6) направлять в адрес участника Пилотного проекта рекомендации по устранению нарушений по вопросам исполнения налогового обязательства;
7) исполнять иные обязательства, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Глава 3. Реализация взаимодействия
9. В рамках взаимодействия Комитет:
совместно с Участником утверждает дорожную карту с указанием мероприятий, сроков реализации и ответственных лиц;
изучает и проводит диагностику бизнес-процессов, информационных систем и системы внутреннего контроля Участника;
изучает бизнес-процессы и технологическую схему деятельности Участника;
изучает структуру Участника, наличие филиалов и представительств;
изучает учетную политику Участника;
получает доступ к данным бухгалтерского учета, налогового учета, используемым информационным программам бухгалтерского учета и другим используемым информационным системам, проводят анализ на соответствие учетной политике;
изучает процесс продвижения и учета товарно-материальных ценностей от оприходования до реализации готовой продукции;
изучает процесс формирования себестоимости готовой продукции;
изучает виды доходов, получаемых Участником, их удельный вес в общей сумме совокупного дохода;
изучает активы и обязательства Участника;
изучает особенности составления договоров между Участником и его покупателями и поставщиками;
изучает процесс движения денежных средств;
изучает применение Участником системы электронных счетов-фактур, виртуального склада, информационной системы обработки налоговой отчетности (СОНО) (представление налоговой отчетности), кабинета налогоплательщика;
изучает процесс формирования налоговых регистров;
совместно с Участником изучает алгоритм составления налоговых деклараций;
изучает алгоритм проведения внутреннего контроля для дальнейшего формирования требований к системе внутреннего контроля;
изучает налоговую отчетность на соответствие данным бухгалтерского учета и налоговых регистров, в том числе с применением системы управления рисками Комитета;
вырабатывает видение по информационному взаимодействию с Участником.
10. Комитет вырабатывает соответствующие требования к системе внутреннего контроля (включая необходимые формы аналитических отчетов) Участника и информационным системам (включая необходимые формы аналитических отчетов).
11. Комитет после приведения Участником системы внутреннего контроля и информационных систем в соответствие с установленными требованиями проводит тестирование.
При этом тестирование проводится Комитетом самостоятельно либо с привлечением необходимых консультантов.
Глава 4. Конфиденциальность
12. Стороны обязуются не разглашать любую информацию, полученную в рамках настоящего Соглашения без предварительного письменного согласия другой Стороны, за исключением случаев, когда иное предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
13. Неумышленное распространение полученных сведений вследствие противоправных действий со стороны третьих лиц, выразившихся в виде кражи, грабежа, разбоя, хищения, кибер-атаки информационных баз данных, не является нарушением требования о конфиденциальности.
Глава 5. Заключительные положения
14. Настоящее Соглашение не препятствует осуществлению Комитетом налогового администрирования по налоговым обязательствам Участника.
15. Настоящее Соглашение не предполагает предоставление каких-либо льгот и преференций, а исполнение Участником своих налоговых обязательств осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
16. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания уполномоченными представителями обеих Сторон, действует до _______________ и продлевается либо расторгается по согласованию Сторон.
17. Изменения и дополнения к настоящему Соглашению оформляются в письменной форме за подписью уполномоченных лиц Сторон и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
18. Настоящее Соглашение подписано в 4 (четырех) оригинальных экземплярах на государственном и русском языках, по 2 (два) экземпляра для каждой из Сторон и имеющих равную юридическую силу.
Глава 6. Юридические адреса и реквизиты Сторон
Комитет государственных доходов |
Участник: _____________________ |
Приложение 2 к Правилам проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу |
|
форма |
Соглашение о пилотном проекте по горизонтальному мониторингу
город Астана "___"____________20__ года
____________________________________________________________________
(наименование)
именуемое в дальнейшем "участник Пилотного проекта",
в лице ______________________________________________________________
____________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
действующего (ей) на основании _______________________________________,
(наименование документа)
с одной стороны, и Республиканское государственное учреждение "Комитет
государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан",
именуемый в дальнейшем "Комитет",
в лице ______________________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
действующего (-ей) на основании _______________________________________,
(наименование документа)
с другой стороны, далее совместно именуемые "Стороны", принимая во внимание
положения статьи 68 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других
обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), заключили настоящее
Соглашение о пилотном проекте по горизонтальному мониторингу
(далее – Соглашение).
Глава 1. Предмет Соглашения
1. Стороны договариваются о проведении Комитетом пилотного проекта по горизонтальному мониторингу в отношении участника Пилотного проекта.
Глава 2. Права и обязанности Сторон
2. Комитет вправе:
1) запрашивать и получать учетную документацию на бумажных и электронных носителях, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) по вопросам, относящимся к предмету Пилотного проекта;
2) запрашивать и получать письменные пояснения от участника Пилотного проекта по вопросам, относящимся к предмету Пилотного проекта;
3) запрашивать и получать доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
4) запрашивать и получать сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением в том числе исторические данные;
5) направлять в адрес участника Пилотного проекта рекомендации при обнаружении несоответствий в учетной системе налогоплательщика, в том числе неполное отражение данных и отсутствие электронных документов;
6) обследовать имущество, являющееся объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводить инвентаризацию имущества участника Пилотного проекта, в том числе на соответствие сведениям, указанным в документах;
7) привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, в том числе работников других государственных органов Республики Казахстан для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций в рамках Пилотного проекта;
8) направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения Пилотного проекта;
9) требовать исполнения рекомендаций в рамках пилотного внедрения;
10) пользоваться иными правами, предусмотренными Налоговым кодексом.
3. Комитет обязан:
1) предоставлять в рамках Пилотного проекта разъяснения по вопросам исполнения налоговых обязательств, а также предварительные разъяснения по планируемым сделкам.
При этом вышеуказанные разъяснения по вопросам исполнения налогового обязательства даются в пределах сведений и документов, представленных участником Пилотного проекта;
2) соблюдать режим работы участника Пилотного проекта в период проведения Пилотного проекта по месту его нахождения;
3) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении пилотного проекта, не разглашать их содержание, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
4) соблюдать служебную этику;
5) информировать о правах и обязанностях органов государственных доходов;
6) направлять в адрес участника Пилотного проекта рекомендации по устранению нарушений по вопросам исполнения налогового обязательства;
7) исполнять иные обязательства, предусмотренные Налоговым кодексом.
4. Налогоплательщик вправе:
1) направлять запросы и получать разъяснения в ходе проведения Пилотного проекта;
2) требовать от работников профильного управления Комитета, проводящих Пилотный проект, предъявления служебных удостоверений;
3) требовать у работников профильного управления Комитета, проводящих пилотный проект, информацию о правах и обязанностях участника Пилотного проекта;
4) представлять в порядке, определенном Правилами проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу, пояснения по вопросам, возникающим в ходе Пилотного проекта;
5) на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость в размере 80 % в соответствии с Налоговым кодексом;
6) получать от Комитета, рекомендации по устранению нарушений по вопросам исполнения налогового обязательства;
7) пользоваться иными правами, предусмотренными Налоговым кодексом.
5. Налогоплательщик обязан:
1) обеспечивать полноту и достоверность данных, представляемых в период Пилотного проекта;
2) обеспечить полноту и достоверность отражения операций и событий, подкрепление бухгалтерских записей первичными документами;
3) отражать в учетной системе полные и достоверные данные всех финансово-хозяйственных операций, обеспечивать своевременное внесение данных в информационные системы, включая прикрепление электронных документов;
4) обеспечить по рекомендации Комитета приведение в соответствие правильность работы информационных систем и системы внутреннего контроля в сроки, установленные Комитетом, согласованные с участником Пилотного проекта;
5) обеспечить по рекомендации Комитета устранение нарушений в учетной системе;
6) обеспечить по запросу Комитета предоставление отчета об аудите системы внутреннего контроля, необходимой для исполнения налоговых обязательств, подготовленного аудиторской (или консалтинговой) компанией, имеющей необходимый опыт по предоставлению данных услуг, за период, предшествующий периоду вступления в Пилотный проект, при его наличии;
7) обеспечить доступ работникам профильного управления Комитета, проводящим пилотный проект, и работникам иных уполномоченных государственных органов, привлекаемым для участия в проведении такого пилотного проекта, на территорию и (или) в помещение участника Пилотного проекта и предоставить им рабочее место;
8) представлять по запросу Комитета, договор на проведение аудита, аудиторский отчет и (или) аудиторское заключение, при их наличии;
9) предоставлять доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
10) предоставлять сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
11) извещать о внесении изменений и дополнений в учетную документацию по бухгалтерскому и налоговому учету в период нахождения в пилотном проекте, в том числе за период исковой давности, если такие изменения и дополнения влияют на налоговые обязательства, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента внесения таких изменений и дополнений;
12) исполнять иные обязательства, предусмотренные Налоговым кодексом.
6. Стороны имеют право по обоюдному согласию вносить изменения и дополнения в настоящее Соглашение.
Глава 3. Ответственность Сторон
7. Любые споры или разногласия, возникающие из настоящего Соглашения, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. Конфиденциальность
8. Стороны обязуются не разглашать любую информацию, полученную в рамках настоящего Соглашения без предварительного письменного согласия другой стороны, за исключением случаев, когда иное предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
9. Неумышленное распространение полученных сведений вследствие противоправных действий со стороны третьих лиц, выразившихся в виде кражи, грабежа, разбоя, хищения, кибер-атаки информационных баз данных, подтвержденное соответствующими органами, не является нарушением требования о конфиденциальности.
Глава 5. Срок действия Соглашения
10. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания.
Настоящее Соглашение действует до окончания пилотного проекта по горизонтальному мониторингу и расторгается в случаях проведения в отношении участника Пилотного проекта процедуры реабилитации или банкротства, ликвидации, реорганизации путем слияния, присоединения, разделения и выделения, а также досрочно по соглашению Сторон.
При этом Соглашение считается расторгнутым с даты получения участником Пилотного проекта письма о расторжении Соглашения.
Глава 6. Заключительные положения
11. Изменения и дополнения к настоящему Соглашению оформляются в письменной форме за подписью уполномоченных лиц Сторон и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
12. Реорганизация Комитета путем преобразования не прекращает действия настоящего Соглашения, и все права и обязанности переходят к правопреемникам.
13. Обмен информацией, представляемой в рамках пилотного проекта по горизонтальному мониторингу, направление документов, в том числе извещений, запросов, рекомендаций и писем, осуществляется с использованием следующих адресов электронной почты:
со стороны Комитета ____________________________________________;
со стороны участника Пилотного проекта___________________________.
14. Настоящее Соглашение подписано в 4 (четырех) оригинальных экземплярах на государственном и русском языках, по 2 (два) экземпляра для каждой из Сторон и имеющих равную юридическую силу.
Глава 7. Юридические адреса и реквизиты Сторон
Комитет государственных доходов |
участник Пилотного проекта: |
Приложение 3 к Правилам проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу |
|
форма |
Исходящий №________ (при наличии)
Заявление о заключении Соглашения о пилотном проекте по горизонтальному мониторингу
_____________________________________________________________________
(полное наименование и бизнес-идентификационный номер налогоплательщика)
в лице_________________________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
действующего на основании ______________________________________________
в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных
платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) прошу рассмотреть вопрос о проведении
горизонтального мониторинга
в _____________________________________________________________________
(полное наименование и бизнес-идентификационный номер налогоплательщика)
в рамках пилотного проекта с 1 января _______________ года.
Настоящим заявлением подтверждаю следующее:
бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется
на _____________________________________________________________________;
(государственном и (или) русском) языке (ах))
с использованием программного обеспечения, предназначенного для автоматизации
бухгалтерского и (или) налогового учетов; на предприятии внедрена и используется
система внутреннего контроля.
Прилагается 4 (четыре) экземпляра подписанного Соглашения о пилотном проекте
по горизонтальному мониторингу.
Приложение на ____ листах.
________________________________________________ "___" ______ 20__года
(должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии))