ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 5 февраля 2018 года № 121 "Об утверждении Правил проведения радиационного контроля" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16543, опубликован 20 марта 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующее изменение:
Правила проведения радиационного контроля, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Султангазиев М.Е.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр финансов Республики Казахстан |
Е. Жамаубаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство торговли и интеграции
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан
Приложение к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 2 сентября 2020 года № 809 |
|
Утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 5 февраля 2018 года № 121 |
Правила проведения радиационного контроля
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения радиационного контроля (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 402 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения органами государственных доходов радиационного контроля.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) источники ионизирующего излучения – радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;
2) мощность дозы – доза излучения за единицу времени (секунду, минуту, час);
3) упаковка – упаковочный комплект с его радиоактивным содержимым в представленном для перевозки виде, имеющий знаки радиационной опасности;
4) радиационная авария – нарушение пределов безопасной эксплуатации объекта использования атомной энергии, при котором произошел выход радиоактивных продуктов и/или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом нормальной эксплуатации границы, которые могли привести или привели к облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды выше установленных норм;
5) радиационный контроль – проверка уровня ионизирующего излучения, исходящего из товаров и/или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), и сравнение его с естественным фоном в целях обеспечения безопасности для населения и окружающей среды;
6) радиоактивные вещества (далее – РВ) – любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды;
7) уполномоченное должностное лицо – должностное лицо органов государственных доходов, прошедшее обучение по осуществлению радиационного контроля и не имеющее медицинских противопоказаний.
3. Радиационный контроль товаров и транспортных средств – один из видов таможенного контроля, проводимый в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу ЕАЭС, который осуществляется в целях радиационной безопасности населения на таможенной территории ЕАЭС и Республики Казахстан в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Республики Казахстан, соблюдения международного режима нераспространения ядерного оружия и ядерных материалов, предотвращения нарушений требований Кодекса при перемещении в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС радиоактивных веществ, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем мощности эквивалентной дозы гамма-излучения, плотности потока нейтронных, альфа-, бета-излучений (далее – ионизирующее излучение).
4. Для проведения радиационного контроля органы государственных доходов используют стационарные и переносные системы радиационного контроля РВ, адаптированные к местности зоны деятельности органа государственных доходов.
В ходе проведения радиационного контроля могут использоваться технические средства таможенного контроля в соответствии со статьей 428 Кодекса.
Глава 2. Порядок проведения радиационного контроля товаров и транспортных средств
5. Приоритетному радиационному контролю подлежат товары, входящие в товарные позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единого таможенного тарифа ЕАЭС, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза":
2612 – руды и концентраты урановые или ториевые;
2844 – элементы химические радиоактивные и изотопы радиоактивные (включая делящиеся и воспроизводящие химические элементы и изотопы) и их соединения; смеси и остатки, содержащие эти продукты;
2845 – изотопы, кроме изотопов товарной позиции 2844; соединения неорганические или органические этих изотопов, определенного или неопределенного химического состава;
товары, входящие в подсубпозиции:
8401 30 000 0 – тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные;
9022 – аппаратура, основанная на использовании рентгеновского, альфа-, бета- или гамма-излучения, предназначенная или не предназначенная для медицинского, хирургического, стоматологического или ветеринарного использования, включая аппаратуру рентгенографическую или радиотерапевтическую, рентгеновские трубки и прочие генераторы рентгеновского излучения, генераторы высокого напряжения, щиты и пульты управления, экраны, столы, кресла и аналогичные изделия для обследования или лечения.
6. С учетом типа используемой аппаратуры радиационный контроль в пунктах пропуска и иных местах через таможенную границу ЕАЭС состоит из следующих этапов:
первичный радиационный контроль;
дополнительный радиационный контроль;
углубленное радиационное обследование;
экспертиза.
7. Целью первичного радиационного контроля является оперативное выявление и выделение из потока товаров и транспортных средств объектов с повышенным (по отношению к естественному радиационному фону) уровнем дозы излучения (далее – объекты), которое осуществляется должностными лицами органов государственных доходов, контролирующими помещение товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля.
8. В целях первичного радиационного контроля используются автоматизированные системы радиационного контроля РВ (далее – АСРК РВ), а при их отсутствии или неисправности – переносные приборы радиационного контроля РВ.
9. Осуществление радиационного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через АСРК РВ должно осуществляться с соблюдением следующих ограничений:
прохождение физических лиц с товаром через стойки пешеходного АСРК РВ осуществляется в порядке очереди и контролируется должностным лицом органа государственных доходов, осуществляющим таможенный контроль в пункте пропуска. При этом нахождение других физических лиц рядом с АСРК РВ не допускается;
перемещение транспортных средств через стойки автомобильного АСРК РВ допускается со скоростью не более 5 км/час. Остановка и нахождение автотранспортных средств в зоне работы АСРК РВ не допускается;
перемещение железнодорожного транспорта через стойки железнодорожного АСРК РВ допускается со скоростью не более 25 км/час. Остановка железнодорожного транспорта в зоне работы АСРК РВ не допускается.
Для соблюдения указанных ограничений зона действия АСРК РВ оборудуется соответствующими информационными знаками.
10. Должностные лица органов государственных доходов, работающие с источниками ионизирующего излучения и/или осуществляющие досмотр радиоактивных товаров, проходят индивидуальный дозиметрический контроль.
11. Критерием классификации проверяемого объекта, как имеющего повышенный уровень дозы излучения, является устойчивое (неложное) срабатывание АСРК РВ.
12. В случае срабатывания АСРК РВ по нейтронному каналу дальнейшие действия уполномоченного должностного лица по локализации и идентификации источника ионизирующего излучения осуществляются с использованием измерительного средства РВ, имеющего детектор нейтронного излучения.
13. Каждое срабатывание звуковой или световой сигнализации АСРК РВ или переносной аппаратуры радиационного контроля вносится в Журнал регистрации сведений о срабатывании стационарной системы обнаружения радиоактивных веществ и переносной аппаратуры радиационного контроля (далее – Журнал срабатывания АСРК РВ) по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
При наличии информационной системы ведение Журнала срабатывания АСРК РВ производится в электронной форме.
14. Основаниями для проведения дополнительного радиационного контроля являются:
результаты первичного радиационного контроля;
получение оперативной информации от субъектов оперативно-розыскной деятельности;
результаты проверки товаросопроводительных документов;
выявление признаков наличия РВ и товаров с повышенным содержанием радионуклидов, в том числе обнаружение знаков радиационной опасности, характерных защитных контейнеров (упаковок).
15. Целями дополнительного радиационного контроля являются:
выяснение причин срабатывания АСРК РВ;
поиск и локализация объектов, имеющих повышенный уровень дозы излучения, измерение радиационных характеристик объекта по гамма- и нейтронному излучениям без вскрытия упаковки или транспортного средства;
оценка степени радиационной опасности объекта.
16. Дополнительный радиационный контроль осуществляется уполномоченным должностным лицом в течение суток с момента обнаружения объекта.
Для проведения дополнительного радиационного контроля используется прошедшая государственную поверку дозиметрическая и радиометрическая аппаратура.
17. Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых емкостей при поиске и локализации объектов с повышенным уровнем дозы излучения производится в соответствии с требованиями Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 июня 2019 года № ҚР ДСМ-97 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18920) (далее – Санитарные правила), и Гигиенических нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности", утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 155 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10671) (далее – Гигиенические нормативы).
Вскрытие упаковок не допускается.
18. В ходе проведения дополнительного радиационного контроля в целях обеспечения радиационной безопасности выполняются следующие требования:
объект с повышенным уровнем дозы излучения помещается на расстояние не менее 20 метров от жилых и служебных помещений. Допускается проведение дополнительного радиационного контроля на железнодорожных путях с соблюдением техники безопасности, при условии отсутствия жилых и служебных помещений на расстоянии до 20 метров.
время пребывания должностных лиц органов государственных доходов и/или иных лиц вблизи объекта с повышенным уровнем дозы излучения должно быть ограничено;
наличие на выставленном ограждении предупредительных знаков радиационной опасности, отчетливо видимых с расстояния не менее 3 метров.
19. Дополнительный радиационный контроль товаров и транспортных средств предусматривает следующий порядок.
Измерение объекта с повышенным уровнем дозы излучения, имеющего значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер), проводится по средней линии (по высоте) длинной боковой стенки объекта в поисковом режиме по всему периметру.
В точке, где показания прибора максимальны, измерения проводятся в серединах промежутков между ней и двумя соседними точками измерений. Эта процедура повторяется несколько раз, пока не определится положение по линии измерений точки, в которой значение измеряемой величины максимально. Для этой точки аналогичная процедура измерений проводится также в вертикальном направлении.
Аналогичная процедура проводится и для противоположной боковой поверхности. Если максимальное и минимальное показания прибора в этой серии измерений отличаются друг от друга более чем в 10 раз, делается предположение, что источник радиации имеет локальный характер и расположен в месте обнаруженного максимума измеряемой величины. Если максимум и минимум величины отличаются более чем в 2 раза, источник радиации следует считать распределенным по всему объему обследуемого объекта. В промежуточных случаях размеры источника радиации следует считать сравнимыми с размерами объекта.
После установления наличия радиоактивного источника в объекте и оценки степени его локализации, измеряется уровень ионизирующего излучения в точке максимума на поверхности объекта.
Если объект имеет небольшие размеры (чемодан, сумка), то следует убедиться, что на его поверхности действительно имеется повышенный уровень дозы излучения. Определить точку, в которой он максимален, и измерить в ней уровень ионизирующего излучения.
При проведении дополнительного радиационного контроля могут проводиться фото- и/или видеосъемка.
20. Результаты дополнительного радиационного контроля вносятся в Акт радиационного контроля по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам и в Журнал сведений о перемещении товаров и транспортных средств с повышенным уровнем дозы излучения в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – Журнал о перемещении) по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
При наличии информационной системы ведение Журнала о перемещении производится в электронной форме.
21. При подтверждении в ходе дополнительного радиационного контроля наличия объекта с повышенным уровнем дозы излучения уполномоченное должностное лицо сверяет сведения, указанные в разрешительных документах, выданных в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", с результатами дополнительного радиационного контроля.
По результатам дополнительного радиационного контроля принимается одно из следующих решений:
о пропуске товара через таможенную границу ЕАЭС при соответствии сведений, заявленных в товаросопроводительных документах и наличии разрешительных документов, с проставлением штампа "Прошел радиационный контроль";
о запрете ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, либо о запрете вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС в соответствии со статьей 32 Кодекса, с проставлением штампа "Радиоактивно! Подлежит возврату" при несоответствии сведений, заявленных в товаросопроводительных документах либо отсутствии разрешительных документов. При этом составляется Акт возврата товара по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам;
о проведении углубленного радиационного обследования.
22. Критерием реагирования, определяющим необходимость проведения углубленного радиационного обследования является превышение величины среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта (Низм.), над значением естественного фона (Нф.), измеренного в зоне таможенного контроля, на величину 0,2 Нф, то есть
Низм ≥ 0,2+Нф
где, Низм - величина среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения, мкЗв/ч, которая рассчитывается по формуле:
Низм.= 1/3 Низм.i, (при i=3)
где, Низм.i - значение мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта при i-том измерении, мкЗв/ч;
Нф - значение мощности дозы гамма-излучения естественного фона, измеренного в зоне таможенного контроля, мкЗв/ч.
Данный критерий реагирования предназначен для товаров, содержащих естественные природные радионуклиды, к которым относятся следующие товары: строительные материалы (песок, глина, гравийная масса, гранитная масса, керамические изделия, керамогранит, щебень, инертные материалы, кирпич, керамзит, железобетонные изделия, металлолом, лес), химические удобрения, промышленная продукция тяжелой и легкой промышленности, пищевая продукция, сельскохозяйственная продукция и дополнительные группы материалов.
Для прочих товаров, не содержащих естественные природные радионуклиды, критерием реагирования, определяющим необходимость проведения углубленного радиационного обследования, является превышение величины среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта (Низм.), над значением естественного фона (Нф.), измеренного в зоне таможенного контроля, на величину 0,2 Нф., то есть Низм.≥0,2+Нф. и/или наличие поверхностного загрязнения объекта альфа- и бета- излучающими нуклидами, превышающего допустимые уровни, установленные Санитарными правилами и Гигиеническими нормативами.
Критерием реагирования, определяющим проведение углубленного радиационного обследования по локализации и идентификации источников с повышенным уровнем плотности потока нейтронных излучений, является превышение допустимых значений, установленных Санитарными правилами и Гигиеническими нормативами.
23. Целью углубленного радиационного обследования является максимально возможная локализация и первичная идентификация РВ, содержащихся в обследуемом объекте.
24. Углубленное радиационное обследование осуществляется уполномоченным должностным лицом в течение суток после принятия решения о проведении углубленного радиационного обследования.
В случае превышения мощности дозы 1 мкЗв/ч углубленное радиационное обследование производится уполномоченным должностным лицом по согласованию с территориальным подразделением уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Если для принятия решения по товару требуется наличие специальных познаний, в территориальное подразделение ведомства уполномоченного в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения направляется письменный запрос с приложением товаросопроводительных документов и Акта радиационного контроля для получения Заключения. Заключение должно быть предоставлено по оперативным каналам связи в течение одного рабочего дня.
Для проведения лабораторных исследований объект (образец) под контролем уполномоченных должностных лиц, передается в специализированную лабораторию территориального подразделения ведомства уполномоченного в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения с составлением акта отбора проб по форме утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 мая 2015 года № 415 "Об утверждении форм учетной и отчетной документации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11626).
Результаты лабораторных исследований вносятся в Журнал о перемещении.
25. Для проведения углубленного радиационного обследования используется прошедшая государственную поверку спектрометрическая и радиометрическая аппаратура.
26. Поиск и локализация источника излучения производится с помощью радиометрической аппаратуры в поисковом режиме.
27. Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых мест и упаковки при поиске и локализации объектов с повышенным уровнем дозы излучения осуществляется в соответствии с Санитарными правилами.
28. Проведение углубленного радиационного обследования товаров и транспортных средств предусматривает следующий порядок.
Измерение объекта, имеющего значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер) и заполненного грузом в грузовой емкости (коробки, ящики, канистры), проводится на всей поверхности каждой грузовой емкости.
Предположением того, что радиоактивный источник содержится именно в данной грузовой емкости, может служить уменьшение показаний прибора при удалении его от найденного объекта на расстояние, равное не менее чем четырем максимальным поперечным размерам объекта.
Если грузовая емкость достаточно велика, с целью максимально возможной локализации радиоактивного источника в пределах выявленного объекта и определения максимальных значений плотности потока нейтронов и мощности дозы гамма-излучения на ее поверхности, а также поверхностного загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами, проводятся дополнительные измерения по вышеописанной схеме.
После локализации источника излучения в обследуемом объекте проводят первичную идентификацию содержащихся в нем РВ. Сначала определяют, имеется ли на поверхности объекта регистрируемое нейтронное излучение (если локализация велась по гамма-излучению). Для этого в точке абсолютного максимума мощности дозы гамма-излучения измеряют плотность потока нейтронов. Если же локализация источника велась по нейтронному излучению, то в точке его абсолютного максимума измеряется мощность дозы гамма-излучения.
Наличие заметного нейтронного излучения (в 2 или 3 раза превышающее фоновое) свидетельствует о вероятности присутствия в составе обследуемого объекта РВ.
В случае отсутствия на поверхности объекта фиксируемого потока нейтронов, при наличии переносного гамма-спектрометра или радиометра со спектрометрическим каналом, проводят гамма-спектрометрическое обследование объекта без вскрытия упаковки. Датчик устанавливают на специальном штативе против точки абсолютного максимума мощности дозы гамма-излучения вплотную к поверхности объекта или на некотором расстоянии от нее, обеспечивающем нормальную работу спектрометра. Выбор времени набора спектра, зависящий от интенсивности излучения и чувствительности спектрометра, должен обеспечивать получение достаточных статистических данных для надежной идентификации радионуклидов.
При проведении углубленного радиационного обследования могут проводиться фото- и/или видеосъемка.
29. По результатам углубленного радиационного обследования, с учетом сведений в товаросопроводительных документах, Акте радиационного контроля, акте таможенного досмотра и/или заключения территориального уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимается одно из следующих решений:
о пропуске товара через таможенную границу ЕАЭС, с проставлением штампа "Прошел радиационный контроль";
о запрете ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, либо о запрете вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС в соответствии со статьей 32 Кодекса, с проставлением штампа "Радиоактивно! Подлежит возврату" и составлением Акта возврата товара;
о передаче товара на экспертизу.
30. Экспертиза радиационного объекта проводится в соответствии с Кодексом и на основании решения органа государственных доходов о назначении таможенной экспертизы товаров и транспортных средств по результатам углубленного радиационного обследования товара в территориальном подразделении уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
31. Передача объектов на экспертизу и его транспортировка осуществляется под контролем уполномоченного должностного лица с соблюдением Санитарных правил.
Результаты экспертизы/лабораторных исследований вносятся в Журнал перемещения.
32. По результатам экспертизы/лабораторных исследований органом государственных доходов в течение суток принимается одно из следующих решений:
о пропуске товара через таможенную границу ЕАЭС, с проставлением штампа "Прошел радиационный контроль";
о запрете ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, либо о запрете вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС в соответствии со статьей 32 Кодекса, с проставлением штампа "Радиоактивно! Подлежит возврату" и составлением Акта возврата товара;
о передаче материалов в правоохранительный или специальный орган для принятия мер в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года "Об административных правонарушениях" или Уголовным кодексом Республики Казахстан от 3 июля 2014 года.
Глава 3. Радиационный контроль товаров и багажа, перемещаемых физическими лицами
33. Первичный радиационный контроль товаров и багажа, перемещаемых физическими лицами, осуществляется с использованием АСРК РВ (пешеходный), а при ее отсутствии или неисправности – переносной аппаратуры радиационного контроля.
34. В случае срабатывании АСРК РВ или переносной аппаратуры радиационного контроля при перемещении товара и/или багажа физическим лицом, проводятся следующие мероприятия:
устный опрос физического лица о наличии в его товаре и/или багаже источника ионизирующего излучения, о прохождении им курса лечения радиофармацевтическими препаратами, о проведении ему операции на сердце, связанной с установкой кардиостимулирующих аппаратов;
проверка товара и/или багажа с использованием переносной аппаратуры радиационного контроля;
проверка наличия у физического лица медицинских документов, подтверждающих проведение указанных медицинских процедур;
измерение мощности эквивалентной дозы по всей поверхности тела и в области больного органа физического лица (щитовидная железа, печень, сердце) с помощью переносного дозиметра.
35. В случае отсутствия медицинских документов или не соответствия сведений, указанных в медицинских документах с результатами измерений, с разрешения соответствующего должностного лица органа государственных доходов проводится личный таможенный досмотр физического лица в соответствии с требованиями Кодекса.
По результатам радиационного контроля и личного таможенного досмотра принимается одно из следующих решений:
о пропуске физического лица и багажа через таможенную границу ЕАЭС;
о запрете въезда физического лица и багажа на таможенную территорию ЕАЭС либо о запрете выезда физического лица и багажа с таможенной территории ЕАЭС;
о передаче физического лица, багажа и материалов в отношении физического лица в правоохранительный или специальный орган для принятия мер в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года "Об административных правонарушениях" или Уголовным кодексом Республики Казахстан от 3 июля 2014 года.
Глава 4. Системы радиационного контроля радиоактивных веществ, товаров и транспортных средств
36. Системы радиационного контроля РВ по назначению и характеру применения подразделяются на три группы:
1 группа – стационарные системы радиационного контроля РВ для проведения первичного радиационного контроля;
2 группа – переносные приборы радиационного контроля РВ для проведения первичного радиационного контроля и дополнительного радиационного контроля;
3 группа – переносные приборы радиационного контроля РВ для идентификации РВ, в целях проведения углубленного радиационного обследования и экспертизы.
Эксплуатация и техническое обслуживание систем радиационного контроля производится в соответствии с техническими требованиями изготовителей.
37. Стационарные системы радиационного контроля РВ для проведения первичного радиационного контроля являются детекторами, реагирующими на изменение радиационного фона в зоне действия АСРК РВ и не относятся к средствам измерений.
38. Первичный радиационный контроль товаров и транспортных средств, пересекающих пункты пропуска через таможенную границу ЕАЭС проводится с помощью АСРК РВ различных модификаций (пешеходных, автомобильных, железнодорожных и складских) или переносных поисковых дозиметров.
39. АСРК РВ оснащаются детекторами нейтронного и гамма-излучения, расположенными по обеим сторонам контролируемого объекта, а также звуковой и световой сигнализацией и устройством отображения информации. В указанных системах допускаются специальные устройства обработки сигналов датчиков для оперативной первичной идентификации РВ и для информирования о возможном наличии в обследуемом объекте РВ.
Для измерения мощности эквивалентной дозы гамма-излучения на поверхности товаров или транспортных средств применяются дозиметры гамма-излучения.
40. Для дополнительного радиационного контроля используются переносные приборы: дозиметры поисковые микропроцессорные, радиометры-дозиметры, радиометры-спектрометры в поисковом режиме и в режиме измерения с датчиками для каждого вида излучений, дозиметры рентгеновского гамма-излучения.
Переносные приборы радиационного контроля для проведения дополнительного радиационного контроля и углубленного радиационного обследования, являющиеся средствами измерений, на момент проведения измерений должны быть поверены в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года "Об обеспечении единства измерений".
41. Для углубленного радиационного обследования используют радиометры-спектрометры, переносные сцинтиляционные гамма-спектрометры и полупроводниковые гамма-спектрометры.
Глава 5. Заключительные положения
42. В случае выявления радиационной аварии, уполномоченными должностными лицами определяется периметр безопасности в 100 мкЗв/час, и осуществляются безотлагательные меры:
ограждается зона местонахождения опасного объекта с мощностью дозы по периметру 2 мкЗв/час;
по периметру огражденной зоны вывешиваются знаки радиационной опасности, видимых с расстояния не менее 3 метров;
удаляются лица, находящиеся в зоне и по периметру ограждения;
совместно с лицами, сопровождающими объект (если таковые имеются) проводятся мероприятия по безопасной перевозке радиоактивных материалов, согласно требованиям Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и перечня опасных грузов, допускаемых к перевозке автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 460 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11779), Правил транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22 февраля 2016 года № 75 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13586) и Правил транспортировки ядерных материалов, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22 февраля 2016 года № 76 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13587);
информируются пограничная служба, органы здравоохранения, атомной энергетики, внутренних дел, а также органы местного самоуправления;
принимаются иные меры, необходимые для обеспечения радиационной безопасности.
43. По каждому факту нарушений при перемещении РВ и товаров с повышенным уровнем дозы излучения в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу ЕАЭС территориальный орган государственных доходов после анализа информации в течение суток передает информацию соответствующему структурному подразделению Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (в виде специального сообщения на электронный адрес с последующим направлением по Единой системе электронного документооборота).
44. Сведения о состоянии АСРК РВ и мерах, принятых при обнаружении перемещений в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу ЕАЭС РВ и товаров с повышенным уровнем дозы излучения, территориальные органы государственных доходов в порядке отчетности ежемесячно направляют в соответствующее структурное подразделение Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
Приложение 1 к Правилам проведения радиационного контроля |
|
Форма |
Журнал регистрации сведений о срабатывании стационарной системы обнаружения радиоактивных веществ и переносной аппаратуры радиационного контроля
№ п/п | Наименование оборудования, по которому зафиксировано срабатывание | Тип тревоги (ложная/ подтвержденная) | Дата, время срабатывания | Тип канала, по которому произошло срабатывание | Уровень естественного фона | Обследуемый объект (транспортное средство, железнодорожный вагон, почтово-багажное отправление и тому подобное) | Наименование товара (количество мест, тип упаковки, код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжение таблицы
Получатель (страна назначения) | Принятые меры в соответствии с этапами радиационного контроля | Дополнительно примененные системы радиационного контроля делящихся радиоактивных веществ | Установлено по результатам контроля | Предоставленные документы | Принятое решение | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) специалиста, производившего отработку по срабатыванию | Примечание |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Приложение 2 к Правилам проведения радиационного контроля |
|
Форма |
АКТ
радиационного контроля
"___"___________ 202____ года | Департамент государственных доходов __________________________ таможенный пост__________________ |
Нами,____________________________________________________________
проведен дополнительный радиационный контроль:__________________________
в отношении ___________________________________________________________
Отправитель ___________________________________________________________
Получатель ____________________________________________________________
Дополнительный радиационный контроль проводился на основании: ___________
_______________________________________________________________________
При дополнительном радиационном контроле использовались переносные аппаратуры радиационного контроля:
_______________________________________________________________________
(наименование, тип, инвентарный номер, дата и номер свидетельства о поверке)
По результатам дополнительного радиационного контроля установлено следующее:
Естественный фон местности составил _____________________________ мкЗв/час.
Уровень радиационного фона на поверхности объекта ________________________
_______________________________________________________________________
___________________________________________________ ____________________
(Должность, фамилия, имя, отчество) (при его наличии) (подпись, личная номерная печать)
___________________________________________________ ____________________
(Должность, фамилия, имя, отчество) (при его наличии) (подпись, личная номерная печать)
Приложение 3 к Правилам проведения радиационного контроля |
|
Форма |
Журнал сведений о перемещении товаров и транспортных средств с повышенным уровнем дозы излучения в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза
№ п/п | Дата обнаружения | Пункт пропуска | Способ обнаружения | Наименование товара | Отправитель | Получатель | Транспортное средство |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
продолжение таблицы
Таможенная процедура | Подробности обнаружения | Результаты дополнительного радиационного контроля | Результаты углубленного радиационного обследования | Результаты экспертизы/ лабораторных исследований | Тип обнаруженного вещества | Содержание постановления по делу об административном правонарушении | Примечание |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Приложение 4 к Правилам проведения радиационного контроля |
|
Форма |
АКТ
возврата товара
"___"___________ 202____ года | Департамент государственных доходов ______________________________ таможенный пост______________________ |
Нами, _______________________________________________________________
составлен акт о возврате товара с повышенным радиационным фоном:
Автотранспортного средства №__________________________________________
Наименование товара __________________________________________________
Отправитель__________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Получатель___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
По причине повышенного радиационного фона товара, отсутствия/несоответствия сведений
в товаросопроводительных документах, отсутствия/несоответствия разрешительного
документа (нужное подчеркнуть), данное транспортное средство с товаром подлежит
возврату грузоотправителю. К Акту возврата товара прилагаются следующие документы:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________ _________________
(Должность, фамилия, имя, отчество) (при его наличии) (подпись, личная номерная печать)
_____________________________________________________ ________________
(Должность, фамилия, имя, отчество) (при его наличии) (подпись, личная номерная печать)