В соответствии с подпунктом 28-5) пункта1 статьи 37 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила выполнения многофакторного обследования гидротехнических сооружений и основного оборудования.
2. Комитету по водным ресурсам Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан М. Мирзагалиев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство
национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
Утвержден приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 20 октября 2020 года № 260 |
Правила выполнения многофакторного обследования гидротехнических сооружений и основного оборудования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила выполнения многофакторного обследования гидротехнических сооружений и основного оборудования (далее – правила) разработаны в соответствии с подпунктом 28-5) пункта 1 статьи 37 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения многофакторного обследования гидротехнических сооружений и основного оборудования (далее – обследование).
2. Действие настоящих правил распространяется на эксплуатируемые и строящиеся гидротехнические сооружения I, II, III классов и IV класса (далее – ГТС) и основное оборудование (далее - ГТС), представляющие повышенную опасность при чрезвычайных ситуациях, находящиеся в эксплуатации 5 лет и более, независимо от форм их собственности.
3. Правила используются при проведении как плановых, так и внеплановых (после ремонта, реконструкции, восстановления, изменения условий эксплуатации, аварийных ситуаций) обследований ГТС.
Основной задачей обследования ГТС являются:
1) оценка состояния и безопасности ГТС, узлов и комплексов, прогноз их изменения во времени;
2) выявление отклонений от проектных решений, повреждений, дефектов и изменений физико-механических свойств материалов, которые могут послужить причиной аварии сооружений;
3) выявление опасных изменений в процессах фильтрации, перемещения, осадки, уровня напряжений, происходящих в системе "сооружение – основание";
4) анализ и оценка достаточности принятых и (или) принимаемых мер по предупреждению аварийных ситуаций;
5) разработка программы по повышению безопасности ГТС;
6) оценка достаточности установленных критериев безопасности ГТС и периодичности их измерений;
7) оценка устойчивости ГТС.
Глава 2. Порядок проведения многофакторного обследования гидротехнический сооружений и основного оборудования
4. Обследования ГТС подразделяются на внеплановые и плановые.
5. Внеплановые обследования ГТС проводятся после стихийных бедствий и аварий, вызвавших повреждения или разрушение частей сооружения, а также при частых отказах в работе оборудования и других нарушениях условий эксплуатации.
6. Плановые обследования осуществляется в сроки, установленные пунктом 17 Правил обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 19-4/286 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11478). При обследовании проводится оценка текущего состояния ГТС на предмет его безопасной эксплуатации.
7. Проведение обследования предусматривает выполнение собственником ГТС следующих последовательных взаимосвязанных действий:
1) разработка и утверждение рабочей программы по проведению обследования (далее – рабочая программа);
2) утверждение состава комиссии по проведению обследования (далее - комиссия);
3) проведение обследования в соответствии с утвержденной рабочей программой;
4) разработка программы по повышению безопасности ГТС.
В случае привлечения специализированных подрядных организации для проведения обследования, акт составляется специализированной подрядной организацией, согласовывается членами комиссии и утверждается техническим руководителем организации, являющейся собственником ГТС.
8. В рабочей программе предусматриваются следующий набор действий:
1) ознакомление с проектной документацией, паспортами ГТС и с исполнительной документацией;
2) анализ работы службы эксплуатации ГТС;
3) визуальное обследование ГТС, гидромеханического оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры (далее – КИА);
4) инструментальное обследование ГТС;
5) анализ достаточности КИА, установленной в сооружении;
6) анализ и оценка данных проведенных ранее натурных наблюдений (мониторинга) за состоянием ГТС;
7) анализ номенклатуры контролируемых показателей критериев безопасности, используемых для оценки состояния обследуемых, их предельно-допустимых значений и периодичности измерений;
8) проверка локальной системы оповещения гражданской защиты;
9) составление заключения о безопасности ГТС и рекомендаций по ее обеспечению.
9. Наблюдения и исследования за ГТС по своему характеру подразделяют на визуальные, инструментальные, инженерно-геозедические, подводные и предусматривают проведение проверок, измерений, испытаний и исследований ГТС в объеме, согласно главы 3 настоящих Правил.
10. Результаты наблюдений заносятся в журналы, ведение которых осуществляется собственником ГТС в произвольной форме, и формуляры и используются для разработки мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе ГТС.
11. Результаты обследований оформляются актом многофакторного обследования, в котором отражается оценка технического состояния ГТС по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
12. В состав комиссии включаются:
главный инженер или руководитель службы эксплуатации ГТС;
сотрудники, выполняющие визуальное, инструментальное, инженерно-геодезическое и подводное обследование либо сотрудники организаций, осуществляющие данные обследование на договорной основе;
представители местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения (по согласованию);
представители специализированной подрядной организации, привлекаемой для проведения обследования (в случае их привлечения).
13. Собственник ГТС обеспечивает необходимые условия для работы комиссии.
14. Один экземпляр акта хранится у собственника ГТС, второй экземпляр в течении 3 рабочих дней направляется в Бассейновую инспекцию по регулированию использования и охране водных ресурсов.
Глава 3. Методы обследования гидротехнических сооружений
Параграф 1. Визуальное обследование сооружений
15. Основной задачей визуального обследования сооружений ГТС является выявление дефектов и повреждений сооружений, неисправностей конструкций и механического оборудования, аномально больших осадок, деформаций, перемещений, зон и участков разрушения материала конструктивных элементов, открытых выходов фильтрационного потока, а также оценка состояния установленной КИА, оценка эффективности выполненных ремонтных мероприятий.
Визуальными обследованиями механического оборудования ГТС определяются механические и коррозионные повреждения тяговых канатов, цепей, опорных конструкций, обшивок, ходовых и других механизмов, несущих металлоконструкций, состояние бетона в местах закрепления закладных частей и опор пролетных строений подкрановых путей, качество уплотнений затворов.
16. На ГТС, имеющем в составе напорного фронта бетонные и грунтовые плотины, здание гидроэлектростанции (далее – ГЭС), судоходные шлюзы, водосбросные сооружения в число объектов визуального обследования включаются:
гребень, бермы, откосы (грани) плотин;
дренажные устройства;
водосливные поверхности водосбросных сооружений;
конструктивные элементы этих сооружений со стороны нижнего бьефа, включая водобойный колодец и стенки, гасители энергии, рисберму и ковш (в пределах, доступных для осмотра);
турбинные водоводы, включая анкерные опоры;
уравнительные резервуары;
бычки, раздельные стены, устои, подпорные стенки;
зоны примыкания бетонных сооружений к грунтовым сооружениям и (или) берегам;
галереи, устроенные в берегах, в теле и основании плотины;
подводящие и отводящие каналы;
подземные сооружения и выработки;
участки береговых склонов и территории, примыкающие к низовому откосу (грани) плотины, зданию ГЭС, низовым порталам туннелей, судоходным сооружениям;
абразивные зоны берегов в верхнем и нижнем бьефах в пределах500 метров от береговых примыканий;
противоволновые и другие крепления откосов;
механическое оборудование ГТС.
17. В бетонных частях ГТС (плотины, подпорные стены) при визуальном обследовании выявляются и фиксируются следующие основные виды повреждений бетонной кладки:
коррозия бетона, обусловленная контактом с агрессивной средой или фильтрацией воды;
наличие в бетонной кладке сквозных трещин, являющихся очагами сосредоточенной фильтрации
интенсивное выщелачивание бетона (вымывание из него извести фильтрующейся водой);
коррозия бетона надводных частей конструкций вследствие температурных воздействий в зимний (замораживание-оттаивание) и летний (нагревание-охлаждение) периоды, включая воздействие солнечной радиации;
коррозия водонасыщенного бетона в зоне переменного уровня воды вследствие попеременного замораживания и оттаивания зимой;
разрушение бетона водопропускных сооружений вследствие кавитации или гидроабразивного износа;
механическое повреждение бетонной кладки (сколы углов элементов, раздробление бетона в отдельных зонах, трещины, отслоение);
необратимое раскрытие швов вследствие температурных и других воздействий (просадки основания, землетрясения);
трещины, вызванные силовыми нагрузками, неравномерными осадками или температурными воздействиями;
трещины, вызванные реакцией щелочей цемента с заполнителями, содержащими активный кремнезем.
18. В железобетонных и сталежелезобетонных конструкциях ГТС дополнительно выделяются и фиксируются следующие повреждения:
вертикальные, горизонтальные и наклонные трещины в растянутой зоне элемента с величиной раскрытия больше допускаемой нормами;
трещины вдоль сжатой зоны элемента, в том числе, в коньке двускатных балок;
потеря бетоном защитных свойств по отношениюк арматуре (карбонизация бетона на всю толщину защитного слоя, выщелачивание бетона);
трещины в защитном слое бетона вдоль стержней арматуры и отслоение защитного слоя бетона;
коррозия арматуры;
механические повреждения арматуры;
повреждения стальной облицовки (коррозия металла и швов, трещины, уменьшение толщины вследствие истирания, контакта с окружающим железобетонным массивом).
19. На грунтовых плотинах и основаниях выделяются и фиксируются следующие повреждения:
места открытых выходов фильтрационных вод в нижнем бьефе, включая основание и береговые склоны, с оценкой возможности их промерзания зимой;
суффозионные выносы грунта из плотины, основания, береговых и пойменных массивов, примыкающих к плотине;
состояние пьезометрической сети;
состояние дренажей плотины, водоотводящих выпусков, канав и кюветов;
заболачивание территории, примыкающей к подошве низового откоса плотины;
местные деформации откосов гребня и берм плотины, а также береговых склонов в примыканиях;
наличие трещин и дождевых промоин на гребне, откосах и бермах;
состояние креплений верхового и низового откосов, а также креплений берегов (если таковые имеются);
образование проталин и наледей на низовом откосе и на прилегающей территории;
морозное выветривание (солифлюкция) откосов плотины;
зоны размыва плотины и берегов в нижнем бьефе;
изменение во времени профиля плотины, включая его подводные части (по данным эксплуатирующей организации).
20. В подземных ГТС (машинные залы, деривационные туннели, щитовые помещения, шахтные водоводы) визуальными обследованиями выявляются и фиксируются:
наличие и раскрытие трещин в облицовках стенок и сводов (железобетон, торкрет, металл) и в других бетонных конструкциях;
коррозия и разрушения бетона, отслоение защитного слоя бетона от арматуры;
вывалы скальных блоков из стен и заанкерных сводов, подвижки блоков отдельностей относительно друг друга;
разрывы или выдергивания стальных анкеров крепления скальной породы, раскрытие тектонических трещин и трещин отдельностей во вмещающем сооружение скальном массиве;
расходы воды, профильтровавшейся в подземные сооружения;
исправность работы дренажных устройств и насосных станций откачки дренажных вод;
деформации рельсовых путей монтажных кранов (скальных стенок камер подземных помещений);
наличие камней в водоподводящих трактах, отложений камня в ловушках и перед сороудерживающими решетками;
обрастание водорослями и микроорганизмами бетонных облицовок и скальных стенок водопроводящих трактов;
состояние аварийных выходов, освещения и вентиляции.
21. При обследовании нижнего бьефа выявляются и фиксируются:
режимы сопряжения бьефов при работе водосброса;
пульсационные и кавитационные явления на водосбросе;
сбойность потока, размывы берегов и дна на водоотводящем канале (русле);
состояние гасителей и рисбермы;
размеры и форма бара отложений продуктов размыва;
местоположение размывов русла (берегов) и грунтовых сооружений, их максимальная глубина и динамика развития.
22. При осмотре механического оборудования ГТС оценивается его общее состояние, выявляются и фиксируются следующие его дефекты:
механические повреждения металлоконструкций (вмятины, изгибы, разрывы, трещины);
старение антикоррозионного покрытия металлоконструкций;
трещины в местах концентрации напряжений;
разрывы сварных швов, разрывы и ослабление болтовых и заклепочных соединений;
износ трущихся пар (ходовых колес и путей затворов, зубьев шестерен, втулок);
коррозионный и механический износ тяговых канатов и пластинчатых цепей;
люфты в подшипниках колесных затворов и приводных механизмах; протечки в уплотнениях затворов и гидроприводов;
нарушения работы системы обогрева сороудерживающих решеток, пазов затворов и прилегающего к пазам бетона;
разрушения бетона в местах заделки опорных конструкций затворов, пазовых конструкций и уплотнений;
неисправности кранового и электротехнического оборудования, подъемных механизмов и систем электрообогрева.
По решению комиссии проводится выборочная проверка работы отдельных затворов и механизмов.
Параграф 2. Инструментальное обследование
23. Основной задачей инструментального обследования является получение количественных данных о состоянии сооружении: деформациях, прочности, трещинообразовании и влажности.
24. При инструментальном обследовании используются следующие методы:
метод пластических деформаций, при котором определяют связи прочности бетона с размерами отпечатка на бетоне конструкции (диаметра и глубины) или соотношения диаметра отпечатка на бетоне и стандартном металлическом образце при ударе индентора или вдавливании индентора в поверхность бетона;
ультразвуковой метод, при котором измеряются толщины стенок конструкций сооружения с помощью цифрового измерительного устройства, определения глубины трещин и внешних коррозионных раковин на поверхности конструкции с использованием видеодисплея;
метод отрыва со скалыванием неразрушающий метод, основанный на связи прочности бетона с усилием вырыва из него заделанного в теле конструкции специального анкерного устройства вместе с окружающим его бетоном;
методы инженерной геодезии выполняется при изысканиях, в проектировании, в строительстве и эксплуатации различных зданий и сооружений, которая включает топографо-геодезические изыскания площадок и трасс, инженерно-геодезическое проектирование сооружений, геодезические разбивочные работы, геодезическую выверку конструкций и технологического оборудования, наблюдения за деформациями сооружений и их оснований;
радиографический метод применяется для контроля целостности сварных соединений;
магнитометрический метод, при котором измеряется искажения магнитного поля Земли, обусловленных изменением намагниченности металла трубы в зонах концентрации напряжений и в зонах развивающихся коррозионно-усталостных повреждений;
радиометрический метод геофизический метод разведки, основанный на выявлении и изучении естественной радиоактивности;
нейтронный метод для измерения влажности основан на эффекте замедления быстрых нейтронов в процессе их взаимодействия с ядрами атомов водорода воды, содержащейся в материале;
метод вихревых токов используется в дополнение к методам обнаружения трещин и разрывов металлических элементов для их регистрации при обследовании поверхностей, покрытых слоем краски или битумным покрытием;
электрометрический метод применяется для проверки катодной защиты с целью оценки коррозионной угрозы и заключается в измерении разности потенциала между стальной конструкцией сооружения и окружающей средой – водой;
акустический метод предназначен для проверки наличия внутренних дефектов в сварных узлах металлических конструкций подводных сооружений;
метод механических испытаний, который в зависимости от способа приложения нагрузки методы испытания механических свойств металлов делится на три группы: статические испытания (на растяжение, изгиб, кручение, срез, сжатие); динамические испытания (на ударную вязкость); испытания при повторных или знакопеременных нагрузках (на усталость);
георадарный метод (георадиолокация, георадарная съемка, георадарное обследование, георадарное зондирование) технический анализ прохождения излучаемых георадаром электромагнитных волн сквозь земную толщу и различные подземные коммуникации.
25. В ходе инструментального обследования выявляются и фиксируются:
трещины и внешние коррозионные раковины на поверхности конструкции;
внутренние дефекты в сварных узлах металлических конструкций подводных сооружений;
плотность и упругость бетонного массива, а также наличие в нем каверн и пустот;
деформации откосов, гребня и берм плотины;
изменение во времени профиля плотины, включая его подводные части.
Параграф 3. Инженерно-геодезическое обследование
26. Основной задачей инженерно-геодезического обследования является проверка обеспеченности геодезической сети, наличие и состояние поверхностных и грунтовых марок, проведение исполнительных съемок объектов и прилегающих территорий с высоким разрешением.
27. В ходе инженерно-геодезического обследования выявляются и фиксируются:
результаты обследования исходных геодезических пунктов;
схемы планово-высотных геодезических сетей с указанием привязок к исходным пунктам;
материалы вычислений, уравнивания и оценки точности, ведомости координат и высот геодезических пунктов, нивелирных знаков и точек, закрепленных постоянными знаками;
данные о метрологической аттестации средств измерений (исследований, поверок и эталонирования приборов, компилирования реек и мерных приборов);
акты о сдаче геодезических пунктов и точек геодезических сетей, закрепленных постоянными знаками, на наблюдение за их сохранностью;
акты полевого (камерального) обследования.
Параграф 4. Подводное обследование
28. Основной задачей подводного обследования является проверка состояния подводной части верхнего и нижнего бьефов сооружения и примыкающих к ним участков дна. Обследование подводной части ГТС выполняются в период наименьшего стояния воды.
29. В ходе подводного обследования выявляются и фиксируются:
состояние откосов каменной постели;
величина берм;
положение нижнего ряда (курса) массивов;
ширина горизонтальных и вертикальных швов кладки;
сдвиги массивов и отклонения от вертикали подводной части сооружения;
наличие каверн;
места с обнаженной арматурой, трещины и проломы;
состояние врубок и металлических креплений;
состояние сквозные свайные сооружений;
состояние решеток водоприемника и оголовка сооружения;
состояние береговых откосов;
состояние дна (захламления, затонувшие предметы, наносы, подмывы, промоины).
30. Проведение подводных обследований проводится в соответствии с Правилами безопасности при проведении водолазных работ, утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 января 2015 года № 33 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10369).
Глава 4. Оценка безопасности сооружений гидротехнического сооружения
31. Оценка безопасности обследуемого ГТС осуществляется путем сопоставления полученных по итогам обследования значений с критериями безопасности водохозяйственных систем и сооружений, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 19-4/289 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11478) за которыми собственником ГТС ведутся наблюдения в ходе его эксплуатации.
Приложение 1 к Правилам выполнения многофакторного обследования гидротехнических сооружений и основного оборудования |
|
форма |
Акт многофакторного обследования
____________________________________________________________________
наименование гидротехнического сооружения
1. Информация о наличие проектной документации, паспорта ГТС*
и исполнительной документации ____________________________________________________________________________
2. Информация о соответствии или несоответствии проектной документации фактическому состоянию ГТС
на момент проведения обследования _________________________________________________________________________
3. Информация о работе службы эксплуатации ГТС ____________________________________________________________
4. Результаты визуального обследование ГТС, гидромеханического оборудования и КИА ___________________________
5. Результаты инструментального обследования ГТС ___________________________________________________________
6. Результаты инженерно-геодезического обследования _________________________________________________________
7. Результаты подводного обследования ______________________________________________________________________
8. Результаты анализа достаточности КИА, установленной в сооружении
_________________________________________________________________________________________________________
9. Результаты анализа проведенных ранее натурных наблюдений за состоянием ГТС
_________________________________________________________________________________________________________
10. Результаты анализа номенклатуры контролируемых параметров и их предельно-допустимых значений,
используемых для оценки состояния обследуемых ГТС _________________________________________________________
11. Результаты проверки системы оповещения гражданской защит
_________________________________________________________________________________________________________
12. Оценка состояния ГТС:
12.1. Оценка прочности и устойчивости ГТС и их отдельных элементов
_________________________________________________________________________________________________________
12.2. Оценка фактической способности водопропускных сооружений в створе гидроузла, сведения о тарировке
водопропускных трактов и водосбросов ______________________________________________________________________
12.3. Оценка достаточности превышения гребня сооружений и противофильтрационных элементов над нормальным
подпорным (форсированным) уровнем _______________________________________________________________________
12.4. Оценка состояния конструктивных элементов ГТС ________________________________________________________
12.5. Оценка состояния зон сопряжения ГТС __________________________________________________________________
12.6. Оценка работоспособности и прочности механического оборудования и специальных стальных конструкций ГТС
_________________________________________________________________________________________________________
12.7. Оценка работы средств противоаварийной защиты и автоматики, установленных на гидротехнических сооружениях
_________________________________________________________________________________________________________
13. Вывод о техническом состоянии ГТС в целом и основного оборудования по отдельности
_________________________________________________________________________________________________________
14. Вывод о готовности ГТС к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций
_________________________________________________________________________________________________________
Председатель комиссии: _________ __________________________________________________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии))
Члены комиссии: _________ ________________________________________________________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии))
Примечание:
* для целей настоящего приказа рассматриваются формы паспортов, утвержденные приказом Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан от 4 июня 2009 года № 326 "Об утверждении Правил проведения паспортизации
гидромелиоративных систем и водохозяйственных сооружений и форму паспорта"
(зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5714).