Об утверждении правил организации и реализации процесса адаптации к изменению климата

Новый

Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 июня 2021 года № 170. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 июня 2021 года № 22974.

      Настоящий приказ вводится в действие с 1 июля 2021 года.

      В соответствии с пунктом 4 статьи 314 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и реализации процесса адаптации к изменению климата.

      2. Департаменту климатической политики и зеленых технологий Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 июля 2021 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр экологии,
геологии и природных ресурсов
Республики Казахстан
М. Мирзагалиев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

  Утвержден приказом
Министра экологии, геологии и
природных ресурсов
Республики Казахстан
от 2 июня 2021 года № 170

Правила организации и реализации процесса адаптации к изменению климата

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и реализации процесса адаптации к изменению климата (далее – Правила), разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 314 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года (далее – Кодекс) и определяют порядок организации и реализации процесса адаптации к изменению климата.

      2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

      1) информация о климате и воздействии климата – данные о текущих и прошлых климатических тенденциях, и событиях, прогнозе будущих изменений климата, текущих и прошлых воздействиях климата и прогнозируемых воздействиях изменения климата;

      2) центральные и местные исполнительные органы – уполномоченные государственные органы в сфере сельского хозяйства, водного хозяйства, лесного хозяйства и гражданской защиты, и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, осуществляющие разработку и реализацию процесса адаптации к изменению климата;

      3) уполномоченный орган – уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

      3. Процесс адаптации к изменению климата осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, центральными исполнительными органами по сферам государственного управления, определенными в качестве приоритетных для адаптации к изменению климата (сельское хозяйство, водное хозяйство, лесное хозяйство и гражданская защита) и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы.

Глава 2. Порядок организации и реализации процесса адаптации к изменению климата

      4. Центральные и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, в рамках своей компетенции осуществляют процесс адаптации к изменению климата с момента принятия решения о разработки государственной программы и в течение всего периода разработки и реализации государственных программ по сферам государственного управления, определенным в качестве приоритетных для адаптации к изменению климата.

      5. Процесс адаптации к изменению климата включает в себя стадии, определенные в соответствии с пунктом 1 статьи 314 Кодекса.

      6. Сбор информации о климате и воздействии климата осуществляется центральными и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы для проведения оценки уязвимости и планирования адаптации к изменению климата на этапе анализа разработки государственной программы по сферам государственного управления, определенной в качестве приоритетной для адаптации к изменению климата.

      7. Собираемая центральными и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, информация для проведения оценки уязвимости и планирования адаптации к изменению климата охватывает информацию о климате и воздействии климата.

      8. Сбор информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, осуществляется из следующих источников:

      1) данные о воздействиях климата, включая данные Межправительственной группы экспертов по изменению климата, Всемирной метеорологической организации, Всемирной организации здравоохранения;

      2) казахстанские и зарубежные научные публикации, опубликованные данные исследований казахстанских и зарубежных ученых по тематике изменения климата;

      3) государственный фонд экологической информации;

      4) национальные сообщения и доклады, подготовленные в рамках международных договоров Республики Казахстан по вопросам изменения климата;

      5) публикации Межправительственной группы экспертов по изменению климата, Всемирной метеорологической организации и других международных организаций, специализированных в области изменения климата;

      6) отчеты и публикации казахстанских, международных и зарубежных проектов по оценке воздействий климата, уязвимости к изменению климата и прогнозам воздействий изменения климата.

      9. Сбор информации из доступных источников осуществляется центральными и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы с учетом специфики процесса планирования адаптации, адаптируемой сферы государственного управления (сельское хозяйство, водное хозяйство, лесное хозяйство, гражданская защита), и уровня планирования адаптации, специфики региона, по которому планируется адаптация.

      10. Уполномоченный орган по запросам центральных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, оказывает содействие центральным и местным исполнительным органам областей, городов республиканского значения, столицы в получении информации, указанной в пункте 8 настоящих Правил, от подведомственных организаций уполномоченного органа и из международных источников.

      11. Информация о климате и воздействии климата, предусмотренная в подпункте 1) пункта 2 настоящих Правил, определяется уполномоченным органом по согласованию с центральными и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, проводящими оценку уязвимости и планирование адаптации к изменению климата.

      12. Собранная информация о климате и его воздействиях используется центральными и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы для оценки уязвимости, проводимой на этапе анализа и до начала этапа планирования разработки государственной программы по сфере государственного управления, определенной в качестве приоритетной для адаптации к изменению климата.

      Центральные и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, формируют также на данном этапе информацию о прогнозируемых воздействиях изменения климата на основе обсуждения в фокус-группах с экспертами по изменению климата, экспертами по сферам государственного управления, определенным в качестве приоритетных для адаптации к изменению климата и регионам.

      13. Проведение оценки уязвимости к изменению климата включает следующие этапы:

      1) установление рамок воздействия;

      2) выбор методологии оценки уязвимости;

      3) определение климатических опасностей и их воздействий;

      4) определение потенциальных уязвимостей к изменению климата;

      5) сопоставление связи опасностей с потенциальной уязвимостью;

      6) оценка вероятности возникновения опасностей;

      7) оценка последствий уязвимости;

      8) оценка рисков и создание окончательной матрицы рисков.

      14. Определение рамок воздействия осуществляется центральными и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, проводящими оценку уязвимости к изменению климата.

      Содержание рамок воздействия варьируется при проведении оценки уязвимости к изменению климата применительно к различным объектам и определяется на основе:

      1) стратегической цели или задачи развития сферы государственного управления, территории (области или города), по которым проводится оценка уязвимости к изменению климата;

      2) ключевых компонентов или ресурсов соответствующей сферы государственного управления, территории (области или города).

      15. При определении рамок воздействия центральные и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы:

      1) проводят консультации с экспертами по адаптации к изменению климата, ответственными должностными лицами соответствующей сферы государственного управления, области или города и другими представителями заинтересованных сторон;

      2) используют существующие, проверенные и принятые информационные материалы, включая действующие стратегические планы, программы территориального развития, различные государственные и правительственные программы или имеющиеся аналитические доклады и материалы по сферам государственного управления, определенной в качестве приоритетной для адаптации к изменению климата либо области, городу республиканского значения, столице, по которым осуществляется процесс адаптации к изменению климата;

      3) учитывают специфику по сферам государственного управления, определенной в качестве приоритетной для адаптации к изменению климата либо области или города, по которым осуществляется процесс адаптации к изменению климата;

      4) пересматривают при выявлении такой необходимости ранее определенные рамки воздействий, если они не подходят для проведения оценки уязвимости к изменению климата.

      16. В рамках одной оценки центральные и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, охватывают уязвимость к изменению климата приоритетной для адаптации сферы государственного управления.

      17. Центральные и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, в месячный срок после завершения оценки уязвимости к изменению климата предоставляют уполномоченному органу информацию о результатах проведенной оценки уязвимости к изменению климата. Результаты оценки уязвимости к изменению климата оформляются в свободной форме.

      18. На основе результатов оценки уязвимости к изменению климата центральные и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, осуществляют планирование адаптации к изменению климата в рамках государственных программ по сферам государственного управления, определенным в качестве приоритетных для адаптации к изменению климата.

      19. Планирование адаптации к изменению климата состоит в формулировке целей адаптации к изменению климата, определении соответствующих им задач и целевых индикаторов и проводится на основе ранжированных уязвимостей к изменению климата, климатических опасностей.

      20. Цели адаптации к изменению климата направлены на учет воздействий изменения климата на достижение целей государственных программ по сферам государственного управления, определенным в качестве приоритетных для адаптации к изменению климата и возможности их корректировки с учетом выявленных уязвимостей к изменению климата.

      21. Цели адаптации к изменению климата определяются кратко и четко в соответствии со следующими критериями:

      1) измеримость: достижение цели измеряется с использованием целевого показателя, имеющие количественное значение;

      2) актуальность: наличие связи между целями и задачами иерархических документов системы государственного планирования;

      3) достижимость: в течение планового периода;

      4) ясность цели: показатели достижения результатов четко определяются формулировкой цели.

      22. Центральные и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы разрабатывают меры по адаптации к изменению климата на этапе разработки планов мероприятий к государственным программам по сферам государственного управления, определенным в качестве приоритетных для адаптации к изменению климата.

      Меры по адаптации к изменению климата разрабатываются с определением сроков и затрат на их реализацию, источников финансирования и ответственных исполнителей.

      23. Разработка мер по адаптации к изменению климата осуществляется центральными или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, осуществляющие процесс адаптации к изменению климата, с участием заинтересованных сторон, представляющих общественные организации, общественность, бизнес, научные и экспертные организации, с которыми проводятся фокус-группы по конкретным факторам уязвимости или иным темам, относящимся к разрабатываемым мерам.

      24. Обсуждения в фокус-группах проводятся с предоставлением участникам описаний каждой уязвимости к изменению климата, связанных с ней климатических переменных, вероятностей, воздействий и общих показателей риска для каждой уязвимости, а также с назначением сотрудника государственного органа, ответственного за документирование результатов обсуждений в фокус-группах.

      25. Меры по адаптации к изменению климата разрабатываются по установленным потенциальным уязвимостям к изменению климата с учетом их ранжирования и с определением мер по уязвимости, включая климатическую опасность, связанную с потенциальной уязвимостью, оценку вероятности климатической опасности, уровень риска по климатической опасности, общий уровень риска уязвимости.

      26. Объем мер по адаптации к изменению климата определяется центральными и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы на основе ранжированных уязвимостей и климатических опасностей и возможностей получения от их реализации положительных результатов вне зависимости от уровня климатических изменений.

      27. Разработанные меры по адаптации к изменению климата оцениваются на основе следующих критериев:

      1) эффективность (уровень снижения риска);

      2) осуществимость (техническая и институциональная);

      3) затраты;

      4) доступность финансирования;

      5) сроки реализации (в период действия государственной программы, долгосрочные, краткосрочные).

      28. На основе проведенной оценки в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил необходимо распределить предлагаемые меры по адаптации к изменению климата по приоритетности. При этом каждая предлагаемая мера по адаптации к изменению климата оценивается по каждому установленному критерию для оценки.

      29. Приоритетность предлагаемых мер по адаптации к изменению климата определяется центральными и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, осуществляющими процесс адаптации к изменению климата, по следующим уровням:

      1) "Внедрить" - относится к решениям, имеющим благоприятную оценку по критериям оценки, и могут обеспечить преимущества в текущих условиях, а также в потенциальных будущих условиях;

      2) "Оценить" - относится к решениям, требующим дополнительную информацию, например, об эффективности, затратах или других критериях, прежде чем они будут готовы к внедрению или исключению из рассмотрения;

      3) "Исключить из рассмотрения" - относится к решениям, которые являются необоснованными по одной или нескольким причинам, например, неэффективны, требуют необоснованно высоких затрат, неосуществимы с технической точки зрения.

      30. Мера по адаптации к изменению климата получает уровень приоритета "Внедрить", если два или более критерия получили оценку "хорошо", а остальные критерии оценены как минимум "удовлетворительно".

      31. Мера по адаптации к изменению климата, получившая показатель эффективности "плохо", исключается из оценки. Любые решения, получившие две или более оценки "плохо" по любым критериям, также исключаются из рассмотрения.

      32. Меры по адаптации к изменению климата, получающие приоритет "внедрить", рассматриваются соответствующим центральным или местным исполнительным органом областей, городов республиканского значения, столицы на последующих этапах процесса адаптации к изменению климата. Меры, получившие оценку приоритета "оценить", требуют дальнейшего анализа для оценки возможности их реализации.

      33. По результатам процесса разработки мер по адаптации к изменению климата государственные органы, ответственные за процесс адаптации к изменению климата центральные и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, готовят технический отчет с включением в него следующей информации:

      1) сведения о государственном органе, осуществляющем планирование и разработку мер по адаптации к изменению климата;

      2) краткое описание процесса выбора заинтересованных сторон;

      3) краткая информация о проведенных обсуждениях с участием заинтересованных сторон, включая темы обсуждений, ключевые моменты заседаний и извлеченные уроки;

      4) краткое описание каждого этапа в процессе определения мер по адаптации к изменению климата;

      5) полный список всех предложенных мер по адаптации к изменению климата;

      6) резюме критериев, выбранных для оценки мер по адаптации к изменению климата и их описания;

      7) оценки по каждой мере по адаптации к изменению климата и окончательный список приоритетных мер;

      8) резюме проблем, выявленных в процессе разработки мер по адаптации и пути их решения;

      9) подробное описание каждой приоритетной меры по адаптации к изменению климата.

      34. Центральные и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, реализуют процесс адаптации к изменению климата на основе интегрирования мер по адаптации к изменению климата в государственные программы по сферам государственного управления, определенным в качестве приоритетных для адаптации к изменению климата, программы развития области, города республиканского значения, столицы.

      В первоочередном порядке интегрируются меры по адаптации к изменению климата, получившие оценку "Внедрить". Меры по адаптации к изменению климата, получившие оценку "Оценить" будут рассматриваться для включения в государственные программы по сферам государственного управления, являющихся приоритетными для адаптации к изменению климата и программы развития территорий областей, городов республиканского значения, столицы, разрабатываемые на последующие периоды.

      35. В соответствии с пунктом 2 статьи 313 Кодекса в случае приоритетных для адаптации к изменению климата сфер государственного управления (сельское хозяйство, водное хозяйство, лесное хозяйство, гражданская защита) цели и меры по адаптации к изменению климата уполномоченные государственные органы по данным сферам государственного управления рассматривают на этапе разработки государственных программ или внесения корректировок в действующие государственные программы по сферам государственного управления.

      36. На местном уровне согласно пункту 3 статьи 313 Кодекса при планировании адаптации к изменению климата местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы рассматривают разработанные цели и меры по адаптации к изменению климата для включения в разделы по экологическим аспектам соответствующих программ развития территорий.

      37. В случае действующих государственных программ, предусматривающих адаптацию к изменению климата, их корректировка производится государственным органом-разработчиком на основе предложений центральных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы.

      38. При получении по результатам мониторинга и оценки новой информации, негативно влияющую на реализацию мер по адаптации к изменению климата в соответствии с запланированными целями и задачами, соответствующий центральный и местный исполнительный орган областей, городов республиканского значения, столицы рассматривает ее, в том числе как основу для корректировки мер по адаптации к изменению климата.

      39. Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности с другими центральными и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по организации и реализации процесса адаптации к изменению климата.

      Координация направлена на обеспечение согласованной и эффективной работы государственных органов по адаптации к изменению климата, при которой осуществление одних мер не оказывает негативного воздействия на другие меры.

      40. Центральные и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, предоставляют по запросу уполномоченного органа следующую информацию:

      1) результаты проведенных оценок уязвимости к изменению климата;

      2) разработанные меры по адаптации к изменению климата;

      3) меры по адаптации к изменению климата, интегрированные в государственные программы либо программы развития области, города республиканского значения, столицы с указанием ожидаемых результатов, сроков реализации, объемов и источников финансирования, ответственных исполнителей;

      4) результаты мониторинга и оценки адаптации к изменению климата;

      5) потребности в информационной и методической поддержке с организацией и реализацией процесса адаптации к изменению климата.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.