В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Экологического кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки нормативов допустимой совокупной антропогенной нагрузки согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие с первого дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2021 года.
Министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан М. Мирзагалиев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
Приложение к приказу Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 25 июня 2021 года № 211 |
Правила разработки нормативов допустимой совокупной антропогенной нагрузки
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки нормативов допустимой совокупной антропогенной нагрузки (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок разработки совокупной антропогенной нагрузки.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) антропогенной средой признается совокупность искусственно созданных условий и антропогенных объектов, представляющая собой ежедневную среду обитания человека. Антропогенными признаются объекты материального мира, созданные или измененные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов;
2) антропогенным воздействием на окружающую среду является прямое или косвенное влияние деятельности человека на окружающую среду в виде:
эмиссий, под которыми понимаются поступления загрязняющих веществ, высвобождаемых от антропогенных объектов, в атмосферный воздух, воды, на землю или под ее поверхность;
поступления парниковых газов, высвобождаемых от антропогенных объектов, в атмосферный воздух;
интродукции в природную среду объектов животного и растительного мира, в том числе преднамеренного высвобождения в окружающую среду и реализации (размещения) на рынке генетически модифицированных организмов;
захоронения отходов, их незаконного размещения на земной поверхности или поступления в водные объекты;
физических воздействий объектов на окружающую среду, под которыми понимаются воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, вызывающие изменение естественных температурных, энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств компонентов окружающей среды;
проведения мероприятий по охране окружающей среды;
строительства и эксплуатации объектов (зданий, сооружений, строений, коммуникаций), а также постутилизации (сноса) объектов, выработавших свой ресурс;
использования природных ресурсов и полезных свойств природной среды, в том числе путем их временного или безвозвратного изъятия;
3) показателем предельного антропогенного воздействия по загрязняющему веществу, поступающему в окружающую среду от антропогенной деятельности, является масса загрязняющего вещества, поступающая за год, определенная уполномоченным органом, как максимально допустимая масса загрязняющего вещества в год (тонн/год) для данной территориальной единицы;
4) вредными признаются любые формы антропогенного воздействия на окружающую среду, в результате которого причиняется вред жизни и (или) здоровью человека, имуществу и (или) которое приводит к загрязнению окружающей среды, причинению экологического ущерба и (или) иным негативным изменениям качества природной среды, в том числе в форме:
истощения или деградации компонентов природной среды;
уничтожения или нарушения устойчивого функционирования природных и природно-антропогенных объектов и их комплексов;
потери или сокращения биоразнообразия;
возникновения препятствий для использования природной среды, ее ресурсов и свойств в рекреационных и иных разрешенных законом целях;
снижения эстетической ценности природной среды;
5) базовой антропогенной фоновой концентрацией загрязняющих веществ в воде является значение концентрации загрязняющего вещества в конкретном контрольном створе водного объекта при неблагоприятных условиях, обусловленных сбросами других источников, которые осуществляются на момент определения нормативов допустимого сброса;
6) биологическими показателями являются показатели состояния группы биологических объектов, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов.
Глава 2. Порядок разработки нормативов допустимой совокупной антропогенной нагрузки
3. Установление параметров совокупного антропогенного воздействия производится в целях определения совокупной антропогенной нагрузки, по вариантам принимаемых управленческих и хозяйственных решений на рассматриваемой территории (акватории), разработки рекомендаций и предложения по дальнейшему мониторингу состояния природной среды и проведению детальной оценки воздействия на все объекты окружающей среды и здоровье населения, а также по разработке системы природоохранных мероприятий и рационального природопользования.
4. Допустимая совокупная нагрузка устанавливается для намечаемой хозяйственной деятельности, территории которой подвержены антропогенному воздействию и (или) затрагивают чувствительные экологические системы.
5. Нормативы совокупной антропогенной нагрузки на окружающую среду, устанавливаются для территорий (и/или акваторий), подверженных воздействию объектов I и II категорий, и / или для территорий, для которых разрабатываются целевые показатели качества окружающей среды.
6. Для территорий (и/или акваторий), на которых экологическая ситуация определена, как чрезвычайная, нормативы совокупной антропогенной нагрузки на окружающую среду не устанавливаются, требуется разработка технических мероприятий, внедрение которых снизит антропогенную нагрузку на территорию (и/или акваторию).
При достижении снижения антропогенной нагрузки данной области (района/города), выполняется установление нормативов совокупной антропогенной нагрузки на окружающую среду.
7. Допустимое совокупное воздействие на атмосферный воздух, водные объекты, почвы и недра определяется в соответствии с требованиями Методик определения нормативов эмиссии в окружающую среду (включая сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха и сводные тома предельно допустимых выбросов населенных пунктов), лимитов накопления и захоронения отходов, размещения серы на серных картах, соответственно.
8. Для определения совокупного антропогенного воздействия учитывается физическое воздействие, оказываемое на объект окружающей среды.
9. Нормативы совокупной антропогенной нагрузки устанавливаются по каждому загрязняющему веществу, поступающему в атмосферный воздух и водные ресурсы, для которого определены показатели предельного антропогенного воздействия для территориальной единицы (область/район/город).
Показатели предельного антропогенного воздействия устанавливаются на основе экологических нормативов качества, целевых показателей качества окружающей среды и суммарных оценок риска для здоровья населения и природных объектов от воздействия факторов окружающей среды.
10. Для соблюдения установленных нормативов допустимой совокупной антропогенной нагрузки на атмосферный воздух наряду с нормативами допустимых выбросов в комплексном экологическом разрешении и в экологическом разрешении на воздействие устанавливаются годовые лимиты на выбросы, выраженные в тоннах в год, для каждого стационарного источника и объектов I и II категорий в целом.
11. Экологические нормативы качества разрабатываются и устанавливаются отдельно для каждого компонента окружающей среды: атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почва и земля.
К экологическим нормативам качества относятся:
1) нормативы, установленные для химических показателей состояния компонентов окружающей среды;
2) нормативы, установленные для физических показателей состояния компонентов окружающей среды;
3) нормативы, установленные для биологических показателей состояния компонентов окружающей среды.
12. Нормативы совокупного антропогенного воздействия устанавливаются для оператора с индивидуальной областью воздействия и (или) с учетом областей воздействия других операторов на стадии иницирования намечаемой деятельности.
13. Нормативы совокупного антропогенного воздействия для операторов объектов области воздействия, которые налагаются друг на друга определяются по результатам установления антропогенной нагрузки на территорию (и/или акваторию).
14. Инициатор намечаемой деятельности на стадии подачи заявления о намечаемой деятельности оценивает фактическую антропогенную нагрузку на окружающую среду в рассматриваемом районе, для принятия решения о возможности/невозможности реализации намечаемой хозяйственной деятельности.
При этом, антропогенная нагрузка предполагаемой намечаемой хозяйственной деятельности не превышает в рассматриваемом районе экологические нормативы качества окружающей среды и (или) целевые показатели качества окружающей среды:
Сi< CЭНК (ЦПКООС)
где, Сi - антропогенная нагрузка намечаемой деятельности;
CЭНК (ЦПКООС) - экологические нормативы качества (и)или целевые показатели качества окружающей среды.
15. По результатам скрининга воздействий намечаемой деятельностии (или) определения сферы охвата при установлении недостижения инициатором намечаемой хозяйственной деятельности соблюдения экологических нормативов качества и (или) целевых показателей качества окружающей среды, инициатор намечаемой хозяйственной деятельности принимает следующее решение:
- пересматривает первично представленные технические и технологические решения, и предлагает к рассмотрению альтернативные решения и (или) решение с нулевым воздействием на объекты окружающей среды, позволяющие достигать экологические нормативы качества и (или) целевые показатели качества окружающей среды;
- реализовывает за счет собственных средств и (или) средств операторов, оказывающих анропогенное воздействие в районе осуществления намечаемой хозяйственной деятельности, комплекс технических мероприятий, направленный на достижение экологических нормативов качества и (или) целевых показателей качества окружающей среды, после чего повторно предоставляет в уполномоченный орган в области окружающей среды заявление о намечаемой деятельности;
- отказывается от намечаемой хозяйственной деятельности.