ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 252 "Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16534) следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:";
Правила применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра - Министр финансов Республики Казахстан |
Е. Жамаубаев |
Правила применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией (далее – Правила), разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 137 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс) и определяют порядок применения органами государственных доходов системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) субъект категорирования – налогоплательщик (налоговый агент), подлежащий оценке степени (уровня) риска;
2) риск – вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству;
3) система управления рисками – комплекс мероприятий, проводимый органами государственных доходов в целях выявления и предупреждения риска.
3. Для оценки степени (уровня) рисков используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом категорирования, в том числе посредством автоматизированных систем;
2) результаты проверок;
3) результаты иных форм контроля;
4) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.
Глава 2. Порядок и сроки информирования налогоплательщиков о результатах категорирования
4. Информация к какой степени (уровню) риска отнесен налогоплательщик по результатам системы управления рисками доступна на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – сайт) http://kgd.gov.kz и в web-приложении "Кабинет налогоплательщика" информация о результатах категорирования налогоплательщика по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
5. Информирование налогоплательщика, предусмотренное пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется не позднее первого числа первого месяца полугодия, на который производится категорирование налогоплательщиков, с 1 января 2019 года посредством web-приложения "Кабинет налогоплательщика" и с 1 июля 2019 года посредством обработки запроса на сайте.
Обработка запроса на сайте должна быть произведена в срок, не превышающий 1 (одного) рабочего дня.
Глава 3. Порядок и сроки информирования налогоплательщиков о критериях, по которым деятельность такого налогоплательщика отнесена к соответствующей степени (уровню) риска
6. Сведения о критериях и показатели, на основании которых осуществлен расчет критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, применяемых в системе управления рисками, направляются налогоплательщикам в web-приложение "Кабинет налогоплательщика" по формам согласно приложениям 2 и 3 к настоящим Правилам не позднее первого числа первого месяца полугодия, на который производится категорирование налогоплательщиков.
7. Информирование налогоплательщика осуществляется в соответствии с подпунктом 3) пункта 3 статьи 137 Налогового кодекса и в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил, с 1 января 2019 года, за исключением физического лица, информирование которого осуществляется с 1 января 2023 года.
8. Расчет критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, осуществляется по данным, имеющимся в органах государственных доходов по состоянию на первое число третьего месяца, предшествующего полугодию, на который производится категорирование налогоплательщиков.
9. Налогоплательщики по собственной инициативе направляют пояснения по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, в органы государственных доходов посредством web-приложения "Кабинет налогоплательщика".
10. Полученные органами государственных доходов пояснения, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил, при обоснованности подлежат учету при применении системы управления рисками, с направлением в web-приложение "Кабинет налогоплательщика" измененных сведений по формам согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящим Правилам.
Глава 4. Периодичность актуализации информации о степени (уровне) риска налогоплательщиков
11. Степень (уровень) риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки степени (уровня) риска, не являющимся конфиденциальной информацией, и критериям оценки степени (уровня) риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией, и актуализируется раз в полугодие.
По налогоплательщикам, по которым определена низкая степень (уровень) риска, при непогашении налоговой задолженности и (или) задолженности по социальным платежам более 30 (тридцати) календарных дней, степень (уровень) риска подлежит актуализации не реже 1 (одного) раза в месяц.
Если налогоплательщик с категорией высокой или средней степени (уровнем) риска уплатил с начала полугодия, на которое произведено категорирование, налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более чем 75 (семьдесят пять) миллионов тенге для субъектов крупного предпринимательства, 45 (сорок пять) миллионов тенге для субъектов среднего предпринимательства, 20 (двадцать) миллионов тенге для субъектов малого предпринимательства, и при этом не имеет перед бюджетом задолженности по налогам и социальным платежам, то ранее присвоенная категория степени (уровня) риска подлежит изменению на среднюю или низкую соответственно.
Сумма уплаты не включает таможенные платежи, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары, акцизы на импортируемые товары.
Сумма уплаты определяется с учетом произведенных возвратов.
Глава 5. Критерии степени (уровня) риска, не являющиеся конфиденциальной информацией, применяемые в отношении налогоплательщика (налогового агента), за исключением физического лица
12. Критерий "Налоговая нагрузка" определяется на основании Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой, утвержденный Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 253 "Об утверждении Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16518).
Критерий не рассчитывается по налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, участникам специальных экономических зон, и налогоплательщикам, освобождаемым от уплаты корпоративного подоходного налога.
Период, за который производится расчет, является последний отчетный календарный год.
Базовым показателем для сопоставления является среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый для каждого региона отдельно.
Приоритетность критерия "Налоговая нагрузка" приведена в приложении 4 к настоящим Правилам.
Расчет налоговой нагрузки как соотношение исчисленных налогов к налогооблагаемому доходу осуществляется как дополнительный критерий, не влияющий на степень (уровень) риска.
Базовым показателем для сопоставления дополнительного критерия является среднеотраслевой показатель соответствующей налоговой нагрузки, рассчитываемый для каждого региона отдельно.
13. Критерий "Среднемесячная заработная плата на одного работника" определяется как соотношение среднемесячной суммы доходов, начисленных налоговым агентом физическим лицам, к средней численности работников.
Период, за который производится расчет, является два последних отчетных календарных квартала или последнее отчетное полугодие.
Базовым показателем для сопоставления является среднеотраслевой показатель среднемесячной региональной заработной платы по данным органов статистики.
Приоритетность данного критерия приведена в приложении 5 к настоящим Правилам.
14. Критерий "Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов" определяется как соотношение суммы вычетов по корпоративному подоходному налогу с учетом корректировок к совокупному годовому доходу с учетом корректировок, находящееся в диапазоне от 0,98 до 1 включительно.
Период, за который производится расчет, является последний отчетный календарный год.
Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное.
15. Критерий "Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами" определяется если сумма зачета от поставщика, который представляет декларацию по налогу на добавленную стоимость с отражением поставщика, снятого с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на дату представления такой декларации, превышает 20 000-кратного размера месячного расчетного показателя.
Период, за который производится расчет, является два последних отчетных календарных квартала.
Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное.
16. Критерий "Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов" определяется если в течение последних 3 (трех) налоговых периодов (лет) в налоговой отчетности отражается убыток.
Для налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, а также осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, критерий определяется за последний пятилетний период.
Из периода убыточности исключаются периоды с убытками, сформированными по причине применения вычетов по инвестиционным налоговым преференциям.
Приоритетность критерия "Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов" – плюс 3 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное.
17. Критерий "Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность" определяется если налогоплательщиком представлено более пяти дополнительных деклараций к уменьшению по корпоративному подоходному налогу и (или) налогу на добавленную стоимость на общую сумму более чем 10 (десять) миллионов тенге, при этом с даты, установленной для представления таких деклараций, истекло двенадцать и более месяцев.
Период, за который производится расчет – последние 6 (шесть) месяцев.
Критерий не применяется по налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, а также по налогоплательщикам, имеющим филиалы и (или) представительства.
Приоритетность критерия "Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность" – плюс 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное.
18. Критерий "Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля" определяется при наличии неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, по которым со дня, предусмотренного статьей 96 Налогового кодекса для исполнения, истекло 15 (пятнадцать) и более календарных дней.
Период, за который производится расчет, является последние 6 (шесть) месяцев.
Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное.
19. Критерий "Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы" определяется если налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим, в декларациях за два последовательных налоговых периода отражается сумма дохода в диапазоне от 98 до 99 процентов включительно от порогового значения дохода, установленного для права применения такого специального налогового режима.
Период, за который производится расчет, является два последних отчетных периода в соответствии с применяемым специальным налоговым режимом.
Приоритетность данного критерия – плюс 5 баллов, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное.
20. Критерий "Участие в налоговом мониторинге" определяется в случае наличия соглашения о горизонтальном мониторинге.
Приоритетность данного критерия – минус 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – положительное.
21. Критерий "Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных" определяется при использовании налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных.
Приоритетность данного критерия – минус 2 балла, влияние на степень (уровень) риска – положительное.
22. Критерий "Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки" определяется при использовании налогоплательщиком стандартного файла проверки.
Приоритетность данного критерия – минус 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – положительное.
23. Критерий "Отсутствие последовательной задолженности по налогам и социальным платежам" определяется по состоянию на последнее число 6 (шести) месяцев, предшествующих дате, установленной пунктом 8 настоящих Правил.
Приоритетность данного критерия минус 3 балла, влияние на степень (уровень) риска – положительное.
24. Критерий "Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет" определяется на основании динамики прироста уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в полугодии, предшествующем периоду, на который осуществляется категорирование, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Сумма уплаты не включает таможенные платежи, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары, акцизы на импортируемые товары.
Сумма уплаты определяется с учетом произведенных возвратов.
Критерий рассчитывается по налогоплательщикам, имеющим исторические данные по уплате налогов свыше 1 (одного) миллиона тенге.
Приоритетность критерия "Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет" приведена в приложении 6 к настоящим Правилам, влияние на степень (уровень) риска – положительное.
25. Критерий "Применение трехкомпонентной интегрированной системы" определяется при условии фактического использования налогоплательщиком трехкомпонентной интегрированной системы.
Период, за который производится расчет – последние 6 (шесть) месяцев.
Приоритетность критерия "Применение трехкомпонентной интегрированной системы" – минус 2 балла, влияние на степень (уровень) риска – положительное.
26. Критерий "Применение модуля "Виртуальный склад" определяется при условии ежемесячного оформления сопроводительных накладных на товары и выписки счетов-фактур в электронном виде на основе сопроводительных накладных на товары посредством модуля "Виртуальный склад".
Период, за который производится расчет – последние 6 (шесть) месяцев.
Приоритетность критерия "Применение модуля "Виртуальный склад" приведена в приложении 7 к настоящим Правилам, влияние на степень (уровень) риска – положительное.
Глава 6. Критерии степени (уровня) риска, не являющиеся конфиденциальной информацией, применяемые в отношении налогоплательщика – физического лица
27. Критерий "Активы, за исключением находящихся за пределами Республики Казахстан, не отраженные в декларации о доходах и имуществе физических лиц" определяется на основе сведений уполномоченных органов и организаций.
Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное.
28. Критерий "Зарубежные активы и (или) счета, не отраженные в декларации о доходах и имуществе физических лиц" определяется на основе сведений о наличии имущества за пределами Республики Казахстан на основании международных договоров со странами, с которыми заключены договоры об обмене информацией.
Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное.
29. Критерий "Увеличение активов на сумму, превышающую совокупный годовой доход физического лица в два и более раз" определяется на основе данных о стоимости приобретенных активов и сумме совокупного годового дохода физического лица за последние 3 (три) последовательных налоговых периода с учетом сумм монетарных активов из налоговой декларации физического лица за предыдущие периоды.
Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное.
30. Критерий "Многократный ввоз в Республику Казахстан товаров для личного пользования, приобретенных в зарубежных интернет магазинах" определяется если в течение квартала ввоз однородных товаров осуществлялся более 3 (трех) раз и не превышал норм, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся физическими лицами на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных приложением 1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".
Приоритетность данного критерия – плюс 3 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное.
31. Критерий "Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля" определяется при наличии неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, по которым со дня, предусмотренного статьей 96 Налогового кодекса для исполнения, истекло 15 (пятнадцать) и более календарных дней.
Период, за который производится расчет, является последние 6 (шесть) месяцев.
Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное.
Приложение 1 к Правилам применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией |
|
форма |
Информация о результатах категорирования налогоплательщика
Бизнес/индивидуальный идентификационный номер | Степень (уровень) риска | Дата актуальности данных, использованных для расчета |
Приложение 2 к Правилам применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией |
|
форма |
Сведения о критериях, по которым деятельность налогоплательщика отнесена к соответствующей степени (уровню) риска
№ | Наименование критерия | Дата актуальности данных для расчета | Значение по результатам расчета | Базовое значение | Примечание по базовому значению | Количество баллов |
1. |
Приложение 3 к Правилам применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией |
|
форма |
Показатели, на основании которых осуществлен расчет критериев, по которым деятельность налогоплательщика отнесена к соответствующей степени (уровню) риска
№ | Наименование критерия | Дата актуальности данных для расчета | Показатель | Значение | Примечание |
1. |
Приложение 4 к Правилам применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией |
Приоритетность критерия "Налоговая нагрузка"
№ | Процент отклонения от среднеотраслевого показателя | Влияние на степень (уровень) риска | Приоритетность |
1. | более 50 процентов | отрицательное | плюс 5 баллов |
2. | от 10 до 50 процентов | отрицательное | плюс 3 балла |
3. | от 5 до 10 процентов | отрицательное | плюс 2 балла |
4. | от минус 5 до минус 10 процентов | положительное | минус 3 балла |
5. | от минус 10 до минус 30 процентов | положительное | минус 4 балла |
6. | более минус 30 процентов | положительное | минус 5 баллов |
Приложение 5 к Правилам применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией |
Приоритетность критерия "Среднемесячная заработная плата на одного работника"
№ | Процент отклонения от среднеотраслевого показателя | Влияние на степень (уровень) риска | Приоритетность |
1. | более 50 процентов | отрицательное | плюс 1 балл |
2. | от 5 до 50 процентов | отрицательное | плюс 0,5 балла |
3. | от минус 5 до минус 50 процентов | положительное | минус 0,5 балла |
4. | более минус 50 процентов | положительное | минус 1 балл |
Приложение 6 к Правилам применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией |
Приоритетность критерия "Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет"
№ | Прирост уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет (уплата в предыдущем полугодии минус уплата в аналогичном периоде прошлого года) | Влияние на степень (уровень) риска | Приоритетность |
1 | от 1 миллиона тенге до 5 миллионов тенге включительно | положительное | минус 2 балла |
2 | более 5 миллионов тенге до 10 миллионов тенге включительно | положительное | минус 3 балла |
3 | более 10 миллионов тенге до 25 миллионов тенге включительно | положительное | минус 4 балла |
4 | более 25 миллионов тенге | положительное | минус 5 балла |
Приложение 7 к Правилам применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией |
Приоритетность критерия "Применение модуля "Виртуальный склад"
№ | Среднемесячное количество оформленных сопроводительных накладных на товары | Влияние на степень (уровень) риска | Приоритетность |
1 | от 1 до 5 тысяч | положительное | минус 1 балла |
2 | от 5 тысяч до 10 тысяч | положительное | минус 2 балла |
3 | от 10 тысяч до 100 тысяч | положительное | минус 3 балла |
4 | от 100 тысяч до 500 тысяч | положительное | минус 4 балла |
5 | более 100 тысяч | положительное | минус 5 баллов |