В соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 241-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику оценки эффективности реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности.
2. Департаменту инновационной экосистемы и научно-технического развития Министерства цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан |
Б. Мусин |
"Согласован"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"Согласован"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Утверждена приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 11 апреля 2022 года № 112/НҚ |
Методика оценки эффективности реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика оценки эффективности реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности (далее – Методика) разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 241-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и определяет порядок оценки эффективности реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности.
2. В настоящей методике используются следующие понятия:
1) инновационный проект – комплекс реализуемых в течение определенного срока времени мероприятий, осуществляемых в рамках инновационной деятельности и направленных на создание и (или) внедрение нового или усовершенствованного продукта или процесса, и доведение его до потребителя;
2) субъекты инновационной системы (далее - cубъекты инновационной системы) национальный институт развития в области инновационного развития и иные юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо либо косвенно принадлежат государству, уполномоченные на реализацию мер государственной поддержки инновационной деятельности;
3) субъекты инновационной деятельности (далее - участник) – физические, юридические лица, простые товарищества, реализующие инновационные проекты;
4) уполномоченный орган в области государственной поддержки инновационной деятельности (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере инновационного и технологического развития, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию и участие в реализации государственной поддержки инновационной деятельности.
5) оценка эффективности мер государственной поддержки инновационной деятельности (далее – оценка эффективности) – способ установления эффективности осуществляемых мер государственной поддержки инновационной деятельности, реализуемый уполномоченным органом в области государственной поддержки инновационной деятельности с учҰтом информации предоставляемой субъектами инновационной системы;
3. Объектами оценки эффективности являются полученные результаты от предоставленных мер государственной поддержки уполномоченным органом, а также субъектами инновационной системы, осуществляющими поддержку инновационной деятельности.
Глава 2. Меры государственной поддержки инновационной деятельности
4. К мерам государственной поддержки субъектов инновационной деятельности относятся:
1) предоставление инновационных грантов;
2) софинансирование венчурных фондов.
5. Инновационные гранты предоставляются по трем направлениям, на коммерциализацию технологий, технологическое развитие действующих предприятий и технологическое развитие отраслей.
Глава 3. Порядок проведения оценки эффективности мер государственной поддержки инновационной деятельности
6. Оценка эффективности за предоставлением и реализацией по предоставлению инновационных грантов осуществляется в отношении завершенных инновационных проектов.
7. Оценка эффективности проводится методом количественной оценки один раз по итогам года.
Для оценки эффективности используется метод присвоения баллов по критериям отчетности по форме согласно приложению к настоящей Методике (далее – приложение), предоставляемыми субъектами инновационной системы, участвующих в государственной поддержке инновационной деятельности.
Оценка эффективности проводится в отношении одного из видов государственной поддержки, предусмотренных главой 2 настоящей Методики.
Формат каждой меры государственной поддержки включает в себя определенное количество критериев согласно приложению.
Для определения балла среди участников используется следующая формула:
где:
Iq – Индекс отчетного года (периода) к соответствующему году (периоду) предыдущего года;
Зо – значение отчетного года;
Зпг – значение предыдущего года к отчетному.
По каждому критерию в рамках меры государственной поддержки присваивается балл от нуля до трех.
Балл определяет значимость конкретного критерия по трехмерной шкале следующим образом:
0 баллов присваивается, при значении:
"Iq" <10%, применяется при сохранении суммы выделенных бюджетных средств по сравнению с прошлым годом. При предоставлении информации, содержащей анализ и аргументированные обоснования по снижению показателя менее 10%, присваивается 1 балл;
1 балл присваивается, при значении:
"Iq" находится в диапазоне 10% <40%;
2 балла присваивается, при значении:
"Iq" находится в диапазоне 40% <100%;
3 балла присваивается, при значении:
"Iq" <100%.
При отсутствии отчетные данные (значение отчетного года или предыдущего года отчетному) по мере государственной поддержки в связи с тем, что мера государственной поддержки предоставлялась впервые в отчетном году или в предыдущем году к отчетному, оценка эффективности по данному инструменту в текущем году не проводится.
8. Эффективность реализуемости меры государственной поддержки оцениваются путем нахождения Индекса эффективности меры государственной поддержки, вычисляемого способом суммирования полученных по каждому из критериев баллов и их разделения на количество критериев согласно приложению:
где:
S – Индекс эффективности меры государственной поддержки;
– сумма баллов;
N – количество критериев.
Индекс эффективности меры государственной поддержки измеряется по трҰхбалльной шкале, где
при значении Индекса эффективности меры государственной поддержки в диапазоне от 2 до 3 обозначает высокий уровень эффективности от предоставленной меры;
при значении Индекса эффективности меры государственной поддержки в диапазоне от 1 до 2 обозначает средний уровень эффективности от предоставленной меры;
при значении Индекса эффективности меры государственной поддержки в диапазоне от 0 до 1 обозначает низкий уровень эффективности от предоставленной меры.
9. Итоговая отчетность для софинансирования венчурных фондов оценки эффективности осуществляются по форме согласно таблицы 3 приложения к настоящей Методике на основе доходности (убыточности) активов (всего портфеля) таких венчурных фондов в долгосрочной перспективе с учетом высокого предпринимательского риска, характеризуемого неопределенностью рыночных перспектив инновационной деятельности и потерь вложенных финансовых и иных ресурсов в соответствии с пунктом 3 статьи 105-1 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
10. Информация о проведении оценки эффективности формируется субъектами инновационной системы не позднее 15 февраля года, следующего за отчҰтным годом и предоставляется в уполномоченный орган по форме согласно приложению к настоящей Методике.
11. Уполномоченный орган вносит соответствующую информацию о проведении оценки эффективности в Правительство Республики Казахстан не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом.
12. В информации, указанной в пункте 11 настоящей Методики, уполномоченный орган вносит предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию и продолжению реализации либо о прекращении дальнейшего финансирования оцениваемой меры государственной поддержки инновационной деятельности.
13. Итоги проведенной оценки эффективности инновационной деятельности публикуются на официальном интернет-ресурсе национального института в области развития инновационной деятельности.
Метод присвоения баллов по критериям отчетности
Таблица 1
Форма итоговой отчетности для коммерциализации технологий
1. Инновационный грант на коммерциализацию технологии | |||||||
Объем выделенных бюджетных средств по завершенным проектам, получившим инновационный грант, тысяч тенге | Критерий 1 | Балл | Критерий 2 | Балл | |||
Количество субъектов инновационной деятельности, получивших инновационные гранты, единиц | Объем выпущенной продукции и услуг после запуска производства, тысяч тенге | ||||||
предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | ||
Продолжение таблицы
1. Инновационный грант на коммерциализацию технологии | ||||||
Критерий 3 | Балл | Критерий 4 | Балл | Сумма баллов | ||
Доля коммерциализованных проектов в общем количестве проектов по инновационным грантам на коммерциализацию технологий *, в % | Созданные рабочие места по результатам реализации проектов, единиц | |||||
предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | Итого: | ||
Таблица 2
Форма итоговой отчетности для технологического развития действующих предприятий и на технологическое развитие отраслей
2. Инновационный грант на технологическое развитие действующих предприятий и на технологическое развитие отраслей | |||||||
Объем выделенных бюджетных средств по завершенным проектам, получившим инновационный грант, тысяч тенге | Критерий 1 | Балл | Критерий 2 | Балл | |||
Количество субъектов инновационной деятельности, получивших инновационные гранты, единиц | Объем выпущенной продукции и услуг после запуска производства, тысяч тенге | ||||||
предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | ||
Продолжение таблицы
2. Инновационный грант на технологическое развитие действующих предприятий и на технологическое развитие отраслей | ||||||
Критерий 3 | Балл | Критерий 4 | Балл | Сумма баллов | ||
Объем привлеченных частных инвестиций на 1 тенге государственных средств, выделенных на инновационные гранты**, тенге | Созданные рабочие места по результатам реализации проектов, единиц | |||||
предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | Итого: | ||
Примечание:
При расчете не учитываются проекты инновационных грантов, по которым были расторгнуты договора по инициативе получателя услуги (грантополучателя) или в судебном порядке.
* – K = E /F×100%, где:
K – Доля коммерциолизованных проектов в общем количестве проектов по инновационным грантам на коммерциализацию технологий (второй и третий этапы);
E – количество проектов, по которым коммерциализируется продукция в рамках программы по предоставлению инновационных грантов;
F – количество завершенных проектов в рамках программы по предоставлению инновационных грантов.
** – X = Y /Z, где:
X – общий объем привлеченных частных инвестиций на 1 тенге государственных средств, выдаваемых в рамках программы по предоставлению инновационных грантов;
Y – общий объем софинансирования со стороны грантополучателя/инвестора по проекту в рамках программы по предоставлению инновационных грантов;
Z – общий объем бюджетных средств по проекту, выдаваемых Акционерное общество "Национальное агентство по развитию инновации "QazInnovations".
Таблица 3
Форма итоговой отчетности для софинансирования венчурных фондов
1. Софинансирование венчурных фондов (в инвестиционный период фонда) | ||||||||
Объем выделенных бюджетных средств для софинансирования венчурных фондов, тысяч тенге | Критерий 1 | Балл | Критерий 2 | Балл | Сумма баллов | |||
Количество венчурных фондов софинансированных за счет гос. поддержки (с накоплением), единиц | Привлечение внешних инвестиций в венчурные фонды (с накоплением), соотношение* | |||||||
предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | Итого: | ||
2. Инвестирование инновационных проектов (в инвестиционный период фонда) | ||||||||
Объем выделенных бюджетных средств для софинансирования венчурных фондов, тысяч тенге | Критерий 1 | Балл | Критерий 2 | Балл | ||||
Количество субъектов инновационной деятельности (стартапы), получивших венчурные инвестиции фондов, единиц | Объем средств фонда вложенных в субъекты инновационной деятельности (стартапы), тысяч тенге | Сумма баллов | ||||||
предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | Итого: | ||
3. Реализация инновационных проектов (пост-инвестиционный период) | ||||||||
Объем выделенных бюджетных средств для софинансирования венчурных фондов, тысяч тенге | Критерий 1 | Балл | Критерий 2 | Балл | Сумма баллов | |||
Коэффициент возврата к инвестициям (Distributions to Paid-in Capital) (с накоплением), значение ** | Коэффициент суммарной стоимости на вложенный капитал (Total Value to Paid-in Capital), значение *** | |||||||
предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | предыдущий год отчетному | отчетный год | Итого: |
Примечание:
* Сумма инвестиций со стороны внешних источников (стратегические партнеры, финансовые институты, частные инвесторы) / Сумма инвестиции со стороны субъекта инновационной системы. Данные значения рассчитываются с накопительным эффектом.
**DPI = Distribution / Paid-In Capital, где:
DPI – Коэффициент возврата к инвестициям (Distributions to Paid-in Capital).
Distribution – общий объем возвращенных инвестиций с фонда в адрес инновационной системы, тысяч тенге.
Paid-In Capital – общий объем вложенных инвестиций в фонд со стороны субъекта инновационной системы, тысяч тенге.
***TVPI = Total Value / Paid-In Capital, где:
TVPI – суммарная стоимость на вложенный капитал (Total Value to Paid-in Capital).
Total Value – общая сумма реализованных и остаточных активов фонда.
Paid-In Capital – общий объем вложенных инвестиций в фонд со стороны инновационной системы, тысяч тенге.