Об утверждении Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

Обновленный

Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 19 апреля 2022 года № 115. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 апреля 2022 года № 27705.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      2. Департаменту ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
Ю. Ильин

      "СОГЛАСОВАНО"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАНО"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан

  Приложение
к приказу Министра
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 19 апреля 2022 года № 115

Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан за исключением объектов, осуществляющих деятельность в сфере формирования и развития государственного материального резерва (далее – Инструкция), разработана на основании пункта 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму", а также требований к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305 (далее – Требования).

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 28.12.2022 № 347 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:

      1) система связи – совокупность технических средств и специально выделенных каналов связи, предназначенная для передачи (обмена) информации, оперативного управления деятельностью служб охраны объекта;

      2) контрольно-пропускной пункт – специально оборудованное место, предназначенное для обеспечения контроля, пропуска, досмотра людей и транспортных средств;

      3) система видеонаблюдения – совокупность функционирующих видеоканалов, программных и технических средств записи и хранения видеоданных, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;

      4) средства ограничения доступа – оборудование и (или) средства, препятствующие несанкционированному доступу на объект, его потенциально опасные участки;

      5) система контроля и управления доступом – совокупность технически совместимых аппаратных средств и (или) программного обеспечения, предназначенных для контроля доступа, разграничения прав на вход и (или) выход на объект и (или) его отдельные зоны персонала и посетителей, сбора и хранения информации;

      6) система охранной сигнализации – совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для обнаружения несанкционированного проникновения в охраняемую зону (участок), нарушения целостности охраняемой зоны (участка), сбора, обработки, передачи и представления информации в заданном виде о нарушении целостности охраняемой зоны (участка);

      7) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;

      8) потенциально опасные участки объекта – территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта, где используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные, опасные химические вещества, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, критические зоны объекта, а также места возможного массового пребывания людей на объекте, совершение акта терроризма на которых может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;

      9) персонал объектов – руководители, работники, сотрудники объекта, в том числе осуществляющие деятельность на его арендуемых площадях;

      10) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих, установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;

      11) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;

      12) критическая зона – помещение, участки и конструктивные элементы, разрушение которых в результате акта терроризма может привести к существенному нарушению нормального функционирования объекта, его существенному повреждению или аварии на нем;

      13) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;

      14) система охранная телевизионная – система видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для выявления и фиксирования нарушений;

      15) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, акте терроризма) и действиях в сложившейся обстановке;

      16) объект – организация (учреждение) с организованной совокупностью персонала и (или) здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений либо их части.

      Иные понятия, используемые в настоящих требованиях, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области противодействия терроризму.

      3. Инструкция распространяется на всех лиц, постоянно или временно находящихся на объектах Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, его ведомств и территориальных подразделений (Департаментов по чрезвычайным ситуациям, промышленной безопасности, воинских частей гражданской обороны, служб пожаротушения и аварийно-спасательных работ организаций образования гражданской защиты, а также объектов водного хозяйства) (далее – объект Министерства), признанных уязвимыми в террористическом отношении согласно подпунктам 1), 3) и 7) пункта 2 и подпунктам 1) и 5) пункта 3 критериев отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234, за исключением объектов, осуществляющих деятельность в сфере формирования и развития государственного материального резерва.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 28.12.2022 № 347 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Целью организации антитеррористической защиты объектов Министерства является создание условий, препятствующих совершению акта терроризма (снижение риска совершения акта терроризма на территории объекта) и минимизация и (или) ликвидация последствий возможных террористических угроз.

      5. Воспрепятствование совершению акта терроризма (снижение риска совершения акта терроризма) на объекте обеспечивается:

      1) проведением организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом характера и специфики возможных террористических угроз, определяемых органами национальной безопасности, и их возможных последствий;

      2) определением возможных причин и условий, способствующих совершению акта терроризма на объекте и их устранением;

      3) оснащением необходимыми инженерно-техническими средствами;

      4) обеспечением установленного пропускного режима;

      5) организацией подготовки (обучением) персонала, руководства и охраны объектов к первичному реагированию на угрозы совершения акта терроризма (выявление признаков совершения акта терроризма, средств террора, информирование об этом руководства, правоохранительных и (или) специальных государственных органов);

      6) определение перечня должностных лиц и транспортных средств, имеющих право въезда на территорию объекта Министерства;

      7) контролем за соблюдением требований обеспечения антитеррористической защищенности.

      6. Минимизация и (или) ликвидация последствий возможных террористических угроз на объекте обеспечивается:

      1) своевременным информированием органов национальной безопасности и (или) внутренних дел Республики Казахстан о совершенном акте терроризма;

      2) участием персонала объектов Министерства в учениях, тренировках и экспериментах по вопросам реагирования на террористические проявления, а также минимизации и (или) ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма при проведении их уполномоченными государственными органами и организациями, органами оперативного управления;

      3) обучение на постоянной основе персонала объектов Министерства навыкам первичного реагирования на угрозы террористического характера;

      4) организацией оповещения и эвакуации персонала и посетителей в случае совершения акта терроризма на объектах Министерства;

      5) своевременным составлением и поддержанием в актуальном состоянии паспортов антитеррористической защищенности объектов Министерства, уязвимых в террористическом отношении, и их надлежащим хранением;

      6) формированием сил и средств, необходимых для организации мер первичного реагирования, направленных на ликвидацию и минимизацию последствий акта терроризма, за исключением случаев прямо угрожающих жизни и здоровью людей.

      7. При эксплуатации объектов Министерства, уязвимых в террористическом отношении, руководитель объекта обеспечивает соблюдение требований настоящей Инструкции.

Глава 2. Требования к организации пропускного режима

      8. Пропускной режим здания Министерства по чрезвычайным ситуациям и объектов Государственного учреждения "Казселезащита" осуществляется подразделениями органов внутренних дел в соответствии с Правилами по обеспечению пропускного режима на объектах, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151 "Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране" (далее - Правила).

      9. В случае привлечения субъектов охранной деятельности для охраны объектов Министерства, в договоре об оказании охранных услуг предусматриваются мероприятия, реализуемые субъектом охранной деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности и должного уровня безопасности:

      организация пропускного режима;

      проведение учебных мероприятий с лицами, обеспечивающими безопасность объекта, в том числе по надлежащему использованию технических средств защиты.

      10. Обеспечение антитеррористической защищенности объектов Министерства, уязвимых в террористическом отношении включает в себя мероприятия по установлению и защите охраняемых зон ограниченного доступа, контролируемых зон, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, охране противопожарной и другой специальной техники и оборудования, зданий и сооружений, расположенных в контролируемой зоне объектов Министерства, а также контролю и досмотру сотрудников и посетителей, сотрудников иных организаций, ручной клади, проходящих в контролируемые зоны объектов Министерства, а также досмотру грузов и почтовых отправлений.

      11. Пропускной режим обеспечивает повышение уровня безопасности сотрудников объектов Министерства и его посетителей.

      Согласно пункту 15 Требовании, порядок организации пропускного режима определяется руководителем объекта, уязвимого в террористическом отношении.

      Организация пропускного режима на объектах Министерства, осуществляется круглосуточно.

      В подразделении устанавливается контрольно-пропускной пункт, с соблюдением пропускного режима.

      Пропускной режим предназначен для:

      1) организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект;

      2) выявления лиц с противоправными намерениями, а также предметов и веществ, которые могут быть использованы для их реализации;

      3) защиты потенциально опасных участков объектов и критических зон, в том числе исключения бесконтрольного пребывания на них посторонних лиц.

      Пропускной режим устанавливается в целях:

      1) исключения проникновения посторонних лиц на территорию, в административные здания и режимные помещения;

      2) исключения несанкционированного вхождения посетителей в иные помещения, кроме тех, в которые были приглашены;

      3) исключения вноса (выноса) в здание сотрудниками, и посетителями визуальных средств наблюдения, видео, кино и фотоаппаратуры, ноутбуков, флэш-карт, вычислительной техники, а также несанкционированного проноса запрещающих предметов;

      4) исключения провоза (вывоза) без соответствующего разрешения с территории и здания, секретных документов, имущества, изделий и материальных ценностей;

      5) упорядочения порядка въезда (выезда) транспортных средств.

      12. Введению пропускного режима предшествует подготовительная работа, направленная на:

      1) определение контролируемой зоны, охраняемой зоны ограниченного доступа;

      2) введение единых образцов личных, транспортных и материальных пропусков, организацию работы по их учету, регистрации и выдаче.

      13. Помимо порядка организации пропускного режима, необходимо предусмотреть определение ответственного (-ых) лица (лиц) и (или) подразделения (-ий) за поддержание соответствующего пропускного режима.

      14. Пропускной режим предусматривает зонирование объекта с целью ограничения доступа к потенциально опасным участкам и критическим зонам объектов Министерства.

      15. Пропускной режим в здания объектов Министерства осуществляется посредством системы контроля удаленного доступа, установленным на входных группах.

      При входе (выходе) в (из) здания используется электронный пропуск.

      Дежурный наряд проводит идентификацию личности входящего лица по фотоизображению, отображаемому на мониторе систем контроля удаленного доступа.

      При сбое систем контроля удаленного доступа, а также отсутствии у входящего лица электронного пропуска, вход осуществляется по предъявлению служебного удостоверения или разрешительным пропускам в развернутом виде.

      16. Дежурный наряд при осуществлении пропускного режима осуществляет проверку служебных удостоверений сотрудников, документов удостоверяющих личности посетителей, их регистрацию.

      Дежурный наряд изымает электронные пропуска с несоответствующими данными, а также переданные другим лицам. Пропуск таких лиц осуществляется по служебным удостоверениям и документам, разрешительным пропускам. О факте изъятия незамедлительно уведомляется руководство подразделения кадровой политики.

      17. О прибытии должностных лиц, дежурный наряд информирует по телефону представителей соответствующего структурного подразделения и обеспечивает их сопровождением.

      18. В случае выявления нарушений оформления документов на право входа, признаков подделки и несоответствия данных документа предъявителю, несоответствия фотоизображения системы контроля удаленного доступа внешности входящего и иных нарушениях, дежурный наряд принимает меры к задержанию данного лица и сообщает руководству и ответственному лицу объекта Министерства, в дальнейшем действует по его указанию.

      19. Не допускается пропуск на территорию и в здание объектов Министерства лиц в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

      20. Порядок организации пропускного режима:

      1) личные вещи посетителей (сотовые телефоны, видео, кино и фотоаппаратуры, ноутбуки, переносные электронные носители информации, радиотехнические и иные устройства) оставляются в ячейках шкафов, установленных на постах охраны, при этом, ключ или номерной жетон от ячейки находится у посетителя до момента выхода из здания;

      2) при входе в здание, осуществляется технический контроль с использованием специального оборудования, а также осмотр их ручной клади и вносимых предметов;

      3) осмотр личных вещей посетителя осуществляется с использованием специального оборудования и технических средств контроля. В случае срабатывания специальных технических средств контроля, дежурный наряд предлагает посетителю предъявить вещи для визуального осмотра. Отказ от прохождения технического контроля является основанием для запрета допуска посетителя в здание;

      4) при обнаружении у посетителя огнестрельного, холодного оружия, специальных средств, боеприпасов (без разрешительных документов), наркотических средств, взрывчатых, горючих, легковоспламеняющихся, токсичных, ядовитых, радиоактивных веществ, различного рода муляжей, дежурный наряд принимает меры к задержанию посетителя и в дальнейшем действует в соответствии с должностными инструкциями.

      20-1. Основными мероприятиями по обеспечению пропускного режима в воинских частях гражданской обороны являются:

      1) круглосуточное несение дежурства на контрольно-пропускных пунктах воинской части;

      2) проверка служебных удостоверений военнослужащих воинской части, документов удостоверяющих личности посетителей;

      3) досмотр военнослужащих воинской части и посетителей, а также осмотр их ручной клади и вносимых предметов. Осмотр личных вещей осуществляется с использованием специального оборудования. В случае срабатывания специальных технических средств контроля, дежурный наряд предлагает посетителю предъявить вещи для визуального осмотра;

      4) допуск посетителей по разовым пропускам. Оформление и выдача разового пропуска посетителям осуществляется дежурным по контрольно-пропускному пункту, только после прибытия военнослужащего ответственного за сопровождение. Разовые пропуска выдаются лицам на одно посещение и действительны в течение их пребывания на территории воинской части;

      5) сопровождение посетителей по территории воинской части;

      6) досмотр транспортных средств с использованием специальных устройств и оборудования. Въезд (выезд) транспортных средств, а также ввоз (вывоз) имущества осуществляется при наличии водительского удостоверения, путевого (маршрутного) листа, нарядов (накладных) на имущество.

      Сноска. Инструкция дополнена пунктом 20-1 в соответствии с приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 28.12.2022 № 347 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      21. Вход (выход) посетителей в объекты Министерства по устному распоряжению сотрудников не допускается.

      В случае возникновения кризисной ситуации дежурный наряд вводит в действие кнопку тревожной сигнализации выведенного в дежурную часть Центра оперативного управления Департамента полиции на соответствующей территории для экстренного информирования.

      Во время чрезвычайных ситуаций на территории республики пропуск посетителей на объекты Министерства соответствующей территории прекращается.

      22. Дежурный наряд осуществляют сверку разрешенных к вносу предметов с данными указанными в рапортах.

      Перечень запрещенных к проносу предметов на объекты Министерства указан в приложении 1 к настоящей Инструкции.

      23. Посетители в здания подразделений допускаются по разовым пропускам.

      Оформление и выдача разового пропуска посетителям производится дежурным нарядом в установленное Законом рабочее время. Разовый пропуск заполняется дежурным нарядом, только после прибытия сотрудника ответственного за сопровождение, данные которого фиксируются в журнале учета разовых пропусков по форме приложения 2 к настоящей Инструкции.

      Разовые пропуска выдаются лицам на одно посещение и действительны только в течение их пребывания в здании ведомства или территориального подразделения.

      Посетители без сопровождения сотрудников в здание и на территорию не допускаются.

      24. Дежурный наряд, осуществляющий пропускной режим:

      1) выписывает разовые пропуска посетителям ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, при предъявлении документа удостоверяющего личность;

      2) подшивает использованные разовые пропуска и соответствующие заявки в конце месяца сдает на хранение в подразделения специальной работы.

      25. При проверке документов посетителей дежурный наряд обращает внимание на:

      1) соответствие фотографии в документе, удостоверяющего личность, внешности входящего, с целью удостоверится в принадлежности документа предъявителю;

      2) срок действия документа;

      3) отсутствие признаков подделок и исправлений в документе, а также наличие соответствующей печати и голограммы;

      4) наличие в разовом пропуске подписи лица, ответственного за прием и времени выхода посетителя.

      26. В выходные, праздничные дни и в нерабочее время пропуск на территорию и в здание разрешается:

      1) руководству;

      2) сотрудникам по рапорту, завизированным руководством Департамента, которые предоставляются на контрольно-пропускной пункт не позднее, чем за сутки;

      3) при дежурстве в период усиленного варианта несения службы сотрудникам, заступающим по графику в качестве ответственных и проверяющих;

      4) персоналу, обслуживающего здание.

      27. Появление сотрудников в зданиях подразделений в ночное время не допускается, за исключением ответственного и проверяющего лица.

      28. Посещение чердачных, подвальных и технологических помещений, проведение строительно-ремонтных работ на территориях и в зданиях объектов Министерства осуществляется только в присутствии сопровождающего работника.

Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий

      29. Профилактические и учебные мероприятия проводятся в виде инструктажей и занятий (практические и теоретические) руководителями, сотрудниками объектов Министерства, уязвимых в террористическом отношении.

      Профилактические и учебные мероприятия с сотрудниками субъектов охранной деятельности, осуществляющими пропускной режим на объектах, согласно пункту 18 Требований, проводятся руководством субъекта охранной деятельности.

      30. Профилактические мероприятия организуются на постоянной основе территориальными подразделениями уполномоченных центральных государственных органов и органов местного самоуправления при координации антитеррористической комиссии областей, городов республиканского значения, столицы (далее – антитеррористическая комиссия), а также республиканским, областным, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) и сотрудниками объектов Министерства уязвимых в террористическом отношении.

      31. Антитеррористической комиссией координируются профилактические мероприятия, направленные на повышение информированности руководства и сотрудников объектов Министерства, уязвимых в террористическом отношении, за исключением воинских частей гражданской обороны, а именно:

      1) об актуальных угрозах террористического характера;

      2) о нормативной правовой базе Республики Казахстан в сфере противодействия терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении;

      3) о создании условий, препятствующих совершению акта терроризма (снижения риска совершения акта терроризма в отношении объекта), а также способствующих минимизации и (или) ликвидации последствий от возможных террористических угроз.

      Сноска. Пункт 31 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 28.12.2022 № 347 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32. Руководством оперативного штаба по борьбе с терроризмом санкционируются и организуются профилактические мероприятия, осуществляемые путем проведения экспериментов.

      Эксперименты направлены на оценку готовности к первоочередным действиям в случае угрозы террористического характера подразделений охраны объекта.

      Сноска. Пункт 32 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 28.12.2022 № 347 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      33. Целью проведения профилактических и учебных мероприятий является обеспечение мер, направленных на предупреждение и пресечение возможностей совершения актов терроризма на объектах Министерства, а также обучение сотрудников Министерства действиям в условиях совершения или угрозы совершения актов терроризма, способам защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации с объекта посетителей и личного состава.

      34. Основной формой профилактических и учебных мероприятий являются инструктажи, эксперименты, теоретические и практические (тренировки) занятия.

      35. Профилактические мероприятия проводятся на постоянной основе и включают себя:

      1) плановый антитеррористический инструктаж сотрудников объектов Министерства, проводимый должностными лицами подразделений кадровой политики, ликвидации чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны не реже одного раза в год, согласно приложению 3 к настоящей Инструкции;

      2) внеплановый антитеррористический инструктаж, проводимый руководителем объекта Министерства на той или иной территории или по его указанию иными должностными лицами, в случаях:

      введения в регионе, где находится объект, уровня террористической опасности;

      наличия информации о возможной угрозе совершения акта терроризма;

      подготовки к учениям, тренировкам, экспериментам;

      подготовки к проведению охранных мероприятий.

      Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения;

      3) информационное обеспечение сотрудников объектов Министерства, визуальная и звуковая информация о мерах реагирования при возникновении или угрозе акта терроризма;

      4) эксперименты, проводимые по указанию руководителя оперативного штаба по борьбе с терроризмом, с целью оценки режима готовности объекта Министерства к воспрепятствованию совершения акта терроризма, обеспечение минимизации и ликвидации последствий.

      36. Учебные мероприятия включают в себя организацию и проведение теоретических и практических (тренировок) занятий с руководителями и личным составом объектов Министерства, а также с сотрудниками, заступающими на суточное дежурство.

      Учебные мероприятия обеспечивают обучение сотрудников к действиям в условиях совершения или угрозы совершения акта (актов) терроризма, способам защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации с подразделения посетителей и сотрудников.

      37. Теоретические и практические занятия с сотрудниками объектов Министерства проводятся в соответствии с графиком проведения, утвержденным руководителем того или иного подразделения с периодичностью не реже одного раза в год способствует обучению навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных последствий актов терроризма, использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств, приемам и способам спасения и эвакуации людей, а также товарно-материальных ценностей.

      В ходе теоретических занятий доводится соответствующая информация, в ходе практических занятий (тренировок) отрабатываются меры реагирования при возникновении или угрозе акта терроризма в соответствии с алгоритмом действий сотрудников объектов Министерства согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.

      38. О проведении инструктажей и занятий производится запись в журнале учета учебных мероприятий по антитеррористической защите, по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции, а также по окончанию проведения занятия и (или) тренировки составляется отчет о проведении согласно приложению 6 к настоящей Инструкции.

Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма

      39. Взаимодействие сотрудников объектов Министерства, с уполномоченными государственными органами и оперативными штабами по борьбе с терроризмом организуется на постоянной основе в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма, подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов, а также антитеррористических операций.

      40. Руководители и должностные лица объектов Министерства оказывают содействие уполномоченным государственным органам и (или) оперативным штабам по борьбе с терроризмом при подготовке и проведении ими разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов и антитеррористических операций.

      41. При получении сообщения о подготовке или совершении акта терроризма на объекте Министерства, руководители данного объекта направляются на предотвращение, минимизацию последствий от акта терроризма и оказанию максимального содействия уполномоченным органам по выполнению возложенных на них задач по борьбе с терроризмом.

      42. В рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозу совершения или совершение акта (актов) терроризма, разрабатывают алгоритм действий сотрудников подразделений:

      1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;

      2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;

      3) по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма.

      43. В зависимости от характера угрозы руководитель объекта Министерства принимает меры, направленные на:

      1) информирование уполномоченных органов действует незамедлительно лично или через подразделения Едино-дежурно диспетчерской службы, которые в свою очередь оперативно посредством имеющихся в их распоряжении средств связи доводят (дублирует) информацию в территориальные органы национальной безопасности, внутренних дел, а также вышестоящему руководству;

      2) обеспечение безопасности сотрудников объекта Министерства, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте;

      3) ввода в действие плана взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

      44. К угрозе совершения акта терроризма на объект относятся:

      1) получение (в том числе анонимно) сообщения о готовящемся акте терроризма на объект;

      2) попытки незаконного заноса (завоза) на охраняемую территорию запрещенных веществ;

      3) обнаружение на территории объекта заложенных устройств или веществ неизвестного предназначения;

      4) сбор возле объекта группы неизвестных подозрительных лиц, не реагирующих на замечания сотрудников объекта;

      5) другие подозрительные действия гражданских лиц возле объекта, если по мнению сотрудников, обеспечивающих безопасность объекта, это может являться подготовительными мероприятиями к акту терроризма.

      45. Наряду с мерами по обеспечению безопасности личности, общества и государства, принимаемыми Министерством при установлении уровней террористической опасности, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 "Об утверждении Правил организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма", руководителями объектов (или лицами их замещающими) при установлении уровней террористической опасности применяются следующие меры безопасности объектов:

      1) при "желтом" уровне террористической опасности:

      усиление пропускного режима на объекте;

      проверка и обеспечение работоспособности систем безопасности, оповещения, видеонаблюдения и охранной сигнализации;

      досмотр посетителей, персонала и транспортных средств, при необходимости с использованием специальных технических средств;

      инструктаж субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, персонала, служащих и работников объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;

      проведение учебных мероприятий с персоналом по действиям при совершении или угрозе совершения акта (актов) терроризма;

      отработка вопросов экстренной эвакуации объектов, с определением мест временного нахождения эвакуированных людей, материальных ценностей и документации;

      2) при "оранжевом" уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):

      отработка совместных действий с уполномоченными государственными органами и организациями, оперативными штабами по борьбе с терроризмом по вопросам реагирования на акты терроризма, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;

      приведение в состояние режима повышенной готовности субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, персонала, служащих и работников объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций;

      при необходимости, приостановление деятельности опасных производственных объектов и охранной деятельности;

      3) при установлении "красного" уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):

      принятие неотложных мер по спасению людей, содействие бесперебойной

      работе спасательных служб и формирований;

      при необходимости, приостановление деятельности объектов;

      приостановление охранной деятельности.

      46. Руководитель объекта Министерства либо уполномоченное ими лицо после доведения информации до уполномоченных органов об акте терроризма или угрозе его совершения действует в зависимости от обстановки согласно алгоритмам, указанным в приложении 4 к Инструкции.

Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении

      47. Паспорт антитеррористической защищенности подразделения (далее – Паспорт) составляется согласно Типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2013 года № 1217 (далее – Типовой паспорт) в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.

      48. После получения уведомления о включении вверенного ему объекта в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения столицы (далее – территориальный перечень) руководитель объекта Министерства организует разработку паспорта, в случае его отсутствия либо актуализацию паспорта.

      49. Паспорт разрабатывается в течение сорока пяти рабочих дней с момента включения объекта в территориальный перечень объектов.

      Разработка паспорта осуществляется на каждый объект, уязвимого в террористическом отношении.

      50. Проект паспорта подразделения, включенного в территориальный перечень, направляется на согласование должностному лицу, указанному в Типовом паспорте, в течение десяти календарных дней после составления.

      Срок согласования проекта паспорта составляет пятнадцать рабочих дней со дня поступления паспорта должностному лицу, указанному в типовом паспорте.

      51. В случае наличия замечаний к проекту паспорта, он возвращается лицу, направившему проект паспорта, с указанием причин, послуживших причиной возврата.

      Проект паспорта дорабатывается в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня возврата.

      Срок согласования проекта паспорта, поступившего повторно, (во исполнение ранее указанных замечаний) составляет семь рабочих дней.

      52. В течение 10 рабочих дней после согласования паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем объекта Министерства, являющимся его правообладателем.

      53. После разработки, согласования и утверждения экземпляр паспорта подлежит хранению у ответственных лиц;

      1) на объект центрального аппарата Министерства хранится в Управлении специально работы и не подлежит сдаче в архив;

      2) на объект подведомственной организации, территориального органа Министерства хранится в подразделении специальной работы и не подлежит сдаче в архив.

      54. Согласно пункту 47 Требовании, паспорт подлежит полной замене:

      1) не реже одного раза в 5 лет;

      2) в случае внесения корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.

      Утративший силу паспорт, подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.

      Акт остается в подразделении, копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.

      55. Согласно пункту 47 Требовании, сведения паспорта носят ограниченный характер, порядок работы с которыми определен требованиями законодательства, предъявляемыми к информации с ограниченным доступом.

      56. Паспорт используется в случае проведения антитеррористической операции, учений, тренировок и экспериментов.

Глава 6. Требования к оснащению объектов, уязвимых в террористическом отношении инженерно-техническим оборудованием

      57. В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов проводится разделение объектов Министерства на следующие группы:

      1) объекты первой группы – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и объекты Государственного учреждения "Казселезащита";

      2) объекты второй группы – Департаменты по чрезвычайным ситуациям областей, городов республиканского значения, столицы, а также Департаменты промышленной безопасности, "Академия гражданской защиты" Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, воинские части гражданской обороны и Службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ, а также курируемые ими пожарные части.

      Сноска. Пункт 57 с изменением, внесенным приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 28.12.2022 № 347 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      58. Объекты первой группы оснащаются в соответствии с требованиями Правил по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране.

      59. Объекты второй группы оснащаются:

      1) по оборудованию периметра объекта, исключающие несанкционированный доступ и удовлетворяющие режимным условиям объекта: ограждение (физический барьер) периметра, зон и отдельных участков объекта; контрольно-пропускные пункты; укрепленность стен зданий, сооружений объекта, его оконных проемов; средства контроля и управления доступом, ограничения доступа, системы и средства досмотра, освещения, иные системы контроля внешнего периметра;

      2) по контролю за обстановкой на объекте: системы и средства связи, оповещения, охранной и тревожной (в том числе мобильные либо стационарные средства подачи тревоги – "тревожные кнопки") сигнализации, системы охранные телевизионные;

      3) обеспечивающие работу систем безопасности: системы и средства резервного, бесперебойного электроснабжения.

      60. Ограждения являются капитальными сооружениями и строятся по типовым проектам. Наиболее совершенными типами основных ограждений являются железобетонные и сетчатые, усиленные в противоподкопном отношении железобетонным цоколем или арматурной сеткой с заглублением в землю на 200-400 мм.

      Ограждение территории объектов выполняется высотой не менее 2,5 метров из железобетонных плит или металлического листа толщиной не менее 2 мм, а в районах с глубиной снежного покрова более одного метра - не менее 3 метров. Учитывая особенности объектов, допускается выполнение ограждений из металлических конструкций, соответствующих общему ансамблю прилегающих к нему строений (металлический решетчатый забор, выполненный из прута толщиной не менее 18 мм, с просветом между прутами не превышающим 100 мм). Ограждение выполняется прямолинейным, без лишних изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны, без наружных выступов и впадин.

      Основное ограждение имеет:

      1) высоту и заглубленность в грунт, исключающие свободное преодоление и удовлетворяющие режимным условиям объекта;

      2) простоту в конструкции, высокую прочность и долговечность;

      3) отсутствие узлов и конструкций, облегчающих его преодоление.

      61. Ограждение периметра выполняется в соответствии со следующими характеристиками:

      1) устойчивость к внешним климатическим факторам всех сезонов и соответствующих климатических зон;

      2) защищенность от индустриальных помех и помех, вызываемых транспортными средствами, воздействия птиц и животных;

      3) ограждение выполняется в виде прямолинейных участков с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических систем безопасности;

      4) не допускается примыкание к ограждению каких-либо пристроек, кроме зданий, являющихся продолжением периметра объекта (территории). Окна первых этажей этих зданий, выходящие на неохраняемую территорию, оборудуются металлическими решетками;

      5) в ограждении не допускается наличие лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток;

      6) ограждение периметра объекта оборудуется системой охранного освещения, видеонаблюдения;

      7) места входа (въезда) на объект (территорию) оборудуются воротами и калитками;

      8) ворота с электроприводом и дистанционным управлением оборудуются устройствами аварийной остановки, и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания;

      9) на объектах (территории), на которых установлен пропускной режим или планируется его введение, оборудуется контрольно-пропускной пункт для прохода людей и проезда транспорта.

      62. Количество контрольно-пропускных пунктов оборудуются исходя из необходимой пропускной способности людей и транспортных средств.

      Контрольно-пропускные пункты могут быть внешними и (или) внутренними.

      Внешний контрольно-пропускной пункт оборудуется при наличии ограждения.

      В зависимости от объекта (территории) на контрольно-пропускном пункте предусматриваются:

      помещение для хранения и оформления пропусков;

      камера хранения личных вещей сотрудников и посетителей объекта;

      помещение для отдыха работников охраны и помещение для размещения технических систем безопасности;

      Устройства управления механизмами открывания, прохода (проезда), освещением и стационарными средствами досмотра размещаются в помещении контрольно-пропускного пункта или на его наружной стене с внутренней стороны периметра объекта.

      Для досмотра автотранспорта на контрольно-пропускном пункте оборудуются смотровые площадки.

      Окна и двери контрольно-пропускного пункта оборудуются защитными конструкциями.

      Для прохода людей через контрольно-пропускной пункт предусматривается коридор, оборудованный турникетами.

      Входные наружные двери на объекте обеспечиваются системой открывания наружу.

      В случае если все оконные проемы помещения оборудуются решетками, одна из них делается открывающейся (распашной, раздвижной).

      63. Оснащение объекта системой контроля и управления доступом производится по зонам, предусматривающим различный уровень доступа персонала и посетителей на объект и (или) его зоны (участки).

      Системы контроля и управления доступом обеспечиваются системой автоматической записи и сохранения в течение одного года на носителях информации архива всех событий для их последующей однозначной классификации с целью обеспечения объективного расследования при попытке или возможном совершении акта терроризма, формирования доказательственной базы, проведения расследований при несанкционированных действиях персонала объекта или посторонних лиц.

      Для объектов с малой проходимостью (посещаемостью) персонала и посетителей допускается оборудование объекта только средствами ограничения доступа на объект и (или) его потенциально опасные участки и критические зоны.

      64. Объекты оснащаются системами охранными телевизионными в целях ведения наблюдения за обстановкой на объекте и (или) его потенциально опасных участках, а также визуального подтверждения факта несанкционированного проникновения для оценки ситуации и фиксирования действий нарушителей с интеграцией видеокамер объектов к Центрам оперативного управления Департаментов полиции на соответствующей территории.

      Технические характеристики систем охранных телевизионных должны соответствовать минимальным техническим возможностям систем видеонаблюдения, предусмотренных Приложением 2 к Правилам функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (далее – Правила функционирования Национальной системы видеомониторинга) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21693).

      65. Системой охранной телевизионной оборудуются:

      1) периметр территории;

      2) контрольно-пропускные пункты;

      3) досмотровые помещения (комнаты), зоны досмотра транспорта;

      4) главные и запасные входы;

      5) территория и помещения с потенциально опасными участками, помещения (места), коридоры, ведущие к ним;

      6) другие помещения по усмотрению руководителя объекта.

      66. Система охранная телевизионная обеспечивает:

      1) передачу визуальной информации на мониторы локального пункта наблюдения в специально выделенном помещении подразделения охраны либо пункта централизованной охраны в автоматизированном режиме;

      2) сохранение видеоинформации для последующего анализа событий (срок хранения информации составляет не менее 30 суток);

      3) оперативный доступ к видеозаписи;

      4) возможность подключения к Национальной системе видеомониторинга в порядке и на условиях, определенных Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.

      67. Объекты оснащаются системами и средствами охранной и тревожной сигнализации в целях выявления и выдачи извещений о несанкционированном проникновении или попытки проникновения на объект и (или) охраняемую зону объекта.

      Структура системы охранной сигнализации определяется исходя из:

      1) режима работы этого объекта;

      2) особенностей расположения помещений внутри зданий;

      3) количества охраняемых зон.

      68. Объекты оборудуются системами и средствами охранного освещения в целях обеспечения их антитеррористической защищенности в темное время суток.

      Охранное освещение обеспечивает освещенность объекта в темное время суток в любой точке периметра, образовывая сплошную полосу шириной 3-4 метра, освещенностью не менее 10 люкс.

      69. Объекты, находящиеся под охраной, оснащаются системами и средствами связи в целях обмена информацией для управления силами и средствами подразделений охраны.

      Система связи обеспечивает двустороннюю радиосвязь между дежурным на пункте охраны и нарядами охраны на территории обслуживания, между нарядами охраны в пределах территории обслуживания.

      70. Объекты оснащаются системами и средствами оповещения в целях оперативного информирования персонала и посетителей объекта о возникновении внештатной ситуации (об угрозе совершения или совершения акта терроризма и возникших последствиях) и координации их действий.

      Оповещение персонала и посетителей объекта осуществляется с помощью технических средств, обеспечивающих:

      1) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;

      2) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности персонала и посетителей объекта.

      Количество оповещателей и их мощность обеспечивают необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.

      71. Системы охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом обеспечиваются источниками бесперебойного питания с аккумуляторной поддержкой, обеспечивающие работу оборудования не менее 2 часов при отсутствии основного сетевого питания.

      Автономные резервные источники электрического питания обеспечивают работу системы контроля и управления доступом, телевизионной системы видеонаблюдения, охранного и дежурного освещения:

      1) в городах и поселках городского типа – не менее 24 часов;

      2) в сельских районах – не менее 48 часов;

      3) в труднодоступных районах – не менее 72 часов.

      72. Инженерно-техническая укрепленность зданий и сооружений объектов обеспечивает труднопреодолимость проникновения нарушителей на объект и внутри него.

      73. На объектах применение средств защиты оконных, дверных проемов зданий (оборудование пулестойкими стеклами, взрывозащитной пленкой, решетками), сооружений, помещений, замков и запирающих устройств, иных инженерно-технических решений обусловливается повышением уровня защищенности объектов, а также компенсировать отсутствие иных инженерно-технических средств.

      74. На транспортных контрольно-пропускных пунктах и иных въездах на территорию объекта в ограждении оборудуются ворота с конструкцией, обеспечивающей их жесткую фиксацию в закрытом положении.

      Запирающие и фиксирующие устройства ворот и калиток обеспечивают требуемую защиту от разрушающих воздействий, сохранять работоспособность в диапазонах температур и влажности окружающего воздуха, характерных для данной климатической зоны, при прямом воздействии воды, снега, града, песка и других факторов.

      75. Технические средства досмотра применяются на объектах для обнаружения оружия, других предметов и веществ, запрещенных к несанкционированному вносу (выносу), ввозу (вывозу) на объект и с объекта.

      Оснащение объекта техническими средствами досмотра производится в соответствий с угрозами, характерными для объектов, особенностями его функционирования.

      76. При необходимости на объектах оборудуются помещения подразделений охраны и (или) их караулов, которые рекомендуется размещать на первом этаже зданий. При этом соответствие конструкции помещения исходит из предъявляемым к конструкции соответствующей категории зданий.

      Допускается оснащение объектов, уязвимых в террористическом отношении, иным инженерно-техническим оборудованием, прямо не указанным в настоящей главе, но выполняющим те же задачи и функции или отвечающие тем же целям.

      77. Все объекты, уязвимые в террористическом отношении, оснащаются системами охранными телевизионными и системами оповещения.

      78. В случае невозможности оснастить подразделения инженерно-техническим оборудованием, предусмотренным настоящей главой, за исключением систем, указанных в пункте 77 настоящей Инструкции, принимаются иные инженерно-технические решения и (или) меры безопасности, компенсирующие их отсутствие, в соответствии с настоящей Инструкцией.

      79. Согласно пункту 56 Требовании, при проектировании строительства, реконструкции, модернизации, капитального ремонта объекта собственнику, владельцу (в том числе потенциальному) объекта необходимо определить соответствие объекта критериям отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении и предусмотреть, в случае необходимости, соответствующее инженерно-техническое оснащение.

      80. По решению собственника, владельца, руководителя или иных должностных лиц объектов, уязвимых в террористическом отношении, на объекте может устанавливаться дополнительное инженерно-техническое оборудование.

      81. Для проектирования и оснащения объектов инженерно-техническим оборудованием собственники, владельцы, руководители объектов, уязвимых в террористическом отношении, определяют его потенциально опасные участки.

      На направлениях, ведущим к этим участкам, обеспечивается наибольшая плотность инженерно-технического оснащения.

      82. Срок завершения мероприятий по оснащению объекта инженерно-техническим оборудованием составляет не более 6 месяцев с момента:

      1) получения уведомления о придании объекту статуса уязвимого в террористическом отношении для объектов, входящих в территориальные перечни;

      2) придания объекту статуса уязвимого в террористическом отношении для объектов, входящих в ведомственный перечень.

      При этом, сроки подключения внутриобъектовых систем видеонаблюдения к национальной системе видеомониторинга определяются Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.

      83. Инженерно-техническое оборудование объекта на постоянной основе поддерживается в рабочем состоянии.

  Приложение 1 к Инструкции
по организации антитеррористической
защиты объектов, уязвимых
в террористическом отношении,
находящихся в ведении Министерства
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан

Перечень предметов, запрещенных к проносу на объекты

      1. Оружие (огнестрельное; бесствольное с патронами травматического, газового и светозвукового действия; холодное, а также ножи различных видов, не относящиеся к холодному оружию; метательное; пневматическое; газовое; электрическое; сигнальное; оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологического воздействия; оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения; предметы, имитирующие вышеперечисленные виды оружия; предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (предметы ударно-дробящего, метательного и колюще-режущего действия); боеприпасы к оружию и составные части к нему).

      2. Механические и аэрозольные распылители и другие устройства, снаряженные слезоточивым, раздражающим и другим негативным воздействием на организм человека.

      3. Вещества (взрывчатые; наркотические; психотропные; ядовитые; отравляющие; радиоактивные; едкие; пиротехнические; легковоспламеняющиеся.

      4. Фото-, видео- и звукозаписывающая аппаратура (для посетителей).

  Приложение 2
к Инструкции по организации
антитеррористической защиты
объектов, уязвимых в
террористическом отношении,
находящихся в ведении Министерства
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан

Журнал учета разовых пропусков (титульный лист)

___________________ (наименование организации)

Журнал № ___ учета разовых пропусков

      Дата начала ведения журнала "___" _____ 20__ г.

      Дата окончания ведения журнала "___" _____ 20__ г.

(внутренняя сторона)

Дата посещения

№ пропуска

ФИО
(отчество при наличии) посетителя

№ кабинета куда следует посетитель

Отметка

Должностное лицо выдавшее пропуск

Время прибытия

Время убытия

1

2

3

4

5

6

7








  Приложение 3
к Инструкции по организации
антитеррористической защиты
объектов, уязвимых в террористическом
отношении, находящихся
в ведении Министерства
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан

Варианты тематик занятий

      1. Об обеспечении антитеррористической безопасности (защищенности) объекта, уязвимого в террористическом отношении и действия сотрудников в случае совершения акта терроризма и угрозе его возникновения (с применением радиологических, химических, биологических веществ, взрывных устройств и взрывчатых веществ, наезд на массовое скопление людей, поджог с угрозой взрыва, физическое повреждение объектов инфраструктуры).

      2. Об обеспечении требуемого пропускного режима на объекте, уязвимом в террористическом отношении.

      3. О порядке действий в случае чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.

      4. Проведение аварийно-спасательных, неотложных работ и противопожарных мероприятий, минимизация и ликвидация последствий акта терроризма.

      5. Оказание первой медицинской и психологической помощи пострадавшим акта терроризма.

      6. Организация оповещения и информирования населения о складывающейся обстановке.

      7. Перевод территориальных и отраслевых подсистем Государственной системы гражданской защиты в режим чрезвычайной ситуации.

      8. Противодействие религиозному экстремизму и терроризму. Профилактика и предупреждение.

      9. Оснащение объектов, уязвимых в террористическом отношении инженерно-техническим оборудованием

      10. Порядок действий сотрудников МЧС при возникновении угрозы совершения акта терроризма на подведомственных объектах.

      11. Проводимые мероприятия по предупреждению актов терроризма в подразделениях МЧС и на ее территории.

      12. Виды и способы террористических актов, их цели и их последствия.

      13. Нормативно-правовые основы в области противодействия терроризму.

      14. Иные темы занятий по действиям в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с актами терроризма.

  Приложение 4
к Инструкции по организации
антитеррористической защиты
объектов, уязвимых в террористическом
отношении, находящихся
в ведении Министерства
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан

Алгоритм действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера

      1. Предупредительные меры, при существующей угрозе совершения акта терроризма (меры профилактики):

      1) ограничить режим пропуска на территорию подразделения;

      2) ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов;

      3) тщательно проверять поступающее имущество, товары, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки;

      4) проводить тщательный подбор сотрудников и обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков);

      5) разработать план эвакуации сотрудников, посетителей и пострадавших;

      6) проверять работоспособность средств оповещения;

      7) организовать подготовку сотрудников подразделений совместно с правоохранительными органами путем практических занятий по действиям в условиях акта терроризма;

      8) не допускать загромождение эвакуационных выходов и лестничных пролетов;

      9) довести до всех сотрудников номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения акта терроризма.

1. Действия при обнаружении подозрительного предмета

      2. Под подозрительным предметом понимаются бесхозные сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка с торчащими проводами, веревками, изолентой, издающего подозрительные звуки (щелчки, тикание часов) и необычные запахи (например, миндаля, хлора, аммиака). Такой предмет может оказаться взрывным устройством или быть начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), или биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии);

      3. Действия руководства:

      1) незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов о выявлении подозрительного человека или об обнаружении бесхозного предмета;

      2) организация оцепления места обнаружения бесхозного подозрительного предмета на необходимом удалении;

      3) организация эвакуации людей с объекта, оповещение о нештатной ситуации на объекте;

      4) обеспечение обхода помещений и осмотра территорий с целью обнаружения иных подозрительных предметов;

      5) организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом, предоставление необходимой информации.

      4. Действия сотрудников и посетителей объекта:

      1) не трогать, не подходить, не передвигать;

      2) опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;

      3) воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;

      4) по возможности зафиксировать время и место обнаружения;

      5) немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности;

      6) быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;

      7) не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;

      8) по возможности организовать с охраной ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;

      9) помочь обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;

      10) при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина ), вести наблюдение;

      11) информирование охраны объекта, правоохранительных и/или специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность);

      12) оказать содействие руководству и охране в организации эвакуации посетителей;

      13) покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении вести наблюдение.

      5. Действия дежурных сотрудников:

      1) при обнаружении подозрительного предмета:

      не трогать, не подходить, не передвигать;

      опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;

      воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;

      по возможности зафиксировать время и место обнаружения;

      немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в охране, персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности;

      быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;

      не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;

      обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне на необходимом удалении;

      обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;

      при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение;

      2) Информирование руководства объекта, правоохранительных и/или специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность).

      6. Признаки, которые могут указывать на взрывное устройство:

      наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;

      подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;

      от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах;

      необычное размещение обнаруженного предмета;

      установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной.

      7. Расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства (далее - ВУ) или предмета, похожего на ВУ:

      граната РГД-5 – 50 м;

      граната Ф-1 – 200 м;

      тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;

      тротиловая шашка массой 400 г – 55 м;

      пивная банка 0,33 л – 60 м;

      дипломат (кейс) – 230 м;

      дорожный чемодан – 350 м;

      автомашина класса "Жигули" – 460 м;

      автомашина класса "Волга" – 580 м;

      микроавтобус – 920 м;

      грузовая машина (фургон) – 1240 м.

2. Действия при захвате заложников

      8. Необходимо защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или по возможности безопасно покинуть здание.

      9. По возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и/или специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность).

      10. Действий руководства объекта:

      1) незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов и/или третьих лиц любым доступным способом о факте и обстоятельствах попытки захвата заложников;

      2) по возможности организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте и др.);

      3) по возможности организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

      11. Действия персонала объекта:

      1) защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;

      2) по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и/или специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность).

      12. Действия дежурных сотрудников:

      1) выявить вооруженного(-ых) злоумышленника (-ов);

      2) по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;

      3) информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственных органов о факте и обстоятельствах покушения на захват заложников;

      4) принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров на пути злоумышленников );

      5) обеспечить собственную безопасность (избежать попадания в заложники).

      13. Действия при захвате в заложники:

      сохранять спокойствие;

      не допускать действий, способных спровоцировать захватчиков к применению физической силы или оружия (разговаривать спокойно; не смотреть захватчикам в глаза; не противоречить и не оказывать активного сопротивления; по возможности выполнять их указания; спрашивать разрешения на любые действия; не пытаться бежать, если нет полной уверенности в успехе побега);

      запомнить, как можно больше информации о захватчиков (количество, вооружение, как выглядят, особенности внешности, телосложения, наличие акцента, тематика разговора, темперамент, манера поведения);

      постараться определить место своего нахождения (заточения);

      при наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные и (или) специальные государственные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта;

      не пренебрегать пищей;

      в случае ранения, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь;

      расположится подальше от окон, дверей и самих захватчиков (для обеспечения безопасности в случае штурма помещения или стрельбы снайперов);

      при проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:

      лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;

      ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецподразделений или от них;

      если есть возможность, необходимо держаться подальше от проемов дверей и окон;

      отнестись с пониманием, если при штурме и захвате с заложниками поступают некорректно, как с вероятными захватчиками: обыскивают, ограничивают движения, подвергают допросу (в подобных ситуациях такие действия спецподразделений до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных захватчиков считаются оправданными).

  Приложение 5
к Инструкции по организации
антитеррористической защиты
объектов, уязвимых в террористическом
отношении, находящихся
в ведении Министерства
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
  Форма

Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
(титульный лист)
____________________________________________________________________
(наименование организации)

Журнал № ___ учета проведения учебных мероприятий по антитеррористической подготовке

      Дата начала ведения журнала "___" _____ 20__ г.

      Дата окончания ведения журнала "___" _____ 20__ г.

(внутренняя сторона)

      1 Раздел. Инструктажи

№ п/п

Дата проведения инструктажа

ФИО (отчество при наличии) и должность инструктируемого

Вид инструктажа

ФИО (отчество при наличии) и должность лица, проводившего инструктаж

Подпись инструктируемого

Подпись лица, проводившего инструктаж

1

2

3

4

5

6

7








      2 Раздел. Занятия

      1. Дата проведения занятия;

      2. Тема занятия;

      3. Учебные вопросы;

      4. Количество присутствующих работников;

      Подпись лица, проводившего занятия.

  Приложение 6
к Инструкции по организации
антитеррористической защиты
объектов, уязвимых в террористическом
отношении, находящихся
в ведении Министерства
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
  Форма
  Начальнику Департамента
по чрезвычайным ситуациям
____________________________
(области, города
республиканского значения,
столицы)
____________________________
(звание)
____________________________
(фамилия, имя, отчество,
подпись, дата)

Отчет о проведении занятия и тренировки

      Тема занятия: _________________________________________________________
Дата проведения: ______________________________________________________
Место проведения: ____________________________________________________
Состав участников: ____________________________________________________
Сведения о ходе проведения: ____________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Выводы: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Ответственный за обеспечение
антитеррористической защищенности
____________________________
(должность)


_____________________________
(фамилия, имя, отчество, подпись)


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.