О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 "Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения"

Новый

Приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № 79. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 сентября 2022 года № 29841

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 "Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6976) следующие изменения:

      в Правилах организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных указанным приказом:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Настоящие Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее - Закон) и определяют порядок организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (далее - КТО) в организациях высшего и (или) послевузовского образования (далее - ОВПО) и в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее –ТиППО).";

      в пункте 2:

      подпункт 6) изложить в следующей редакции:

      "6) академическая мобильность – перемещение обучающихся или преподавателей для обучения или проведения исследований на определенный академический период (семестр или учебный год) в другую ОВПО (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных учебных программ, дисциплин в виде академических кредитов в своей ОВПО или для продолжения учебы в другой ОВПО";

      подпункт 15) изложить в следующей редакции:

      "15) кредитная мобильность – перемещение обучающихся на ограниченный период обучения или стажировки за рубежом - в рамках продолжающегося обучения в родной ОВПО – с целью накопления академических кредитов (после фазы мобильности студенты возвращаются в свою организацию образования для завершения обучения);";

      подпункт 23) изложить в следующей редакции:

      "23) самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (далее – СРОП) – работа обучающегося под руководством преподавателя, проводимая по отдельному графику, который определяет ОВПО или сам преподаватель; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на: самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (далее – СРСП), самостоятельную работу магистранта под руководством преподавателя (далее – СРМП) и самостоятельную работу докторанта под руководством преподавателя (далее – СРДП);";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. КТО включает:

      1) введение системы академических кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине и другим видам учебной работы;

      2) свободу выбора обучающимися дисциплин и (или) модулей, включенных в КЭД, обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП, за исключением ВСУЗов;

      3) свободу выбора обучающимися преподавателя при регистрации на дисциплины для ОВПО, за исключением ВСУЗов;

      4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;

      5) использование интерактивных методов обучения;

      6) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;

      7) академическую свободу факультета (института) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ для ОВПО;

      8) академическую свободу преподавателя в организации учебного процесса;

      9) обеспечение учебного процесса необходимыми учебными и методическими материалами;

      10) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;

      11) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине и другим видам учебной работы.";

      заголовок главы 2 изложить в следующей редакции:

      "Глава 2. Организация учебного процесса по КТО в ОВПО";

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Обучающийся образовательных программ с сокращенным сроком обучения на базе технического и профессионального, или послесреднего, или высшего образования:

      1) формирует свой индивидуальный учебный план в зависимости от достигнутых результатов обучения, освоенных пререквизитов на предыдущем уровне образования, которые обязательно перезасчитываются ОВПО и включаются в его транскрипт;

      2) имеет индивидуальные сроки обучения и объем образовательной программы, которые определяются ОВПО самостоятельно на основе действующей образовательной программы.";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Форма, порядок формирования и утверждения КЭД, ИУП, РУП определяются ОВПО самостоятельно. В ВСУЗах РУП разрабатывается на весь период обучения на основе ТУПл и утверждается руководителем ВСУЗа.";

      пункт 15 изложить в следующей редакции:

      "15. Рабочие учебные программы (силлабусы) разрабатываются по всем дисциплинам образовательной программы ОВПО самостоятельно.

      Форма, структура, порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ (силлабусов) определяются ОВПО самостоятельно.";

      Пункт 17 изложить в следующей редакции:

      "17. Профессиональные практики, итоговая аттестация, магистерские/докторские диссертации (проекты) включаются в соответствующие модули образовательной программы. При этом каждый вид профессиональной практики относиться к разным модулям.";

      пункт 26 изложить в следующей редакции:

      "26. Соотношение времени между контактной работой обучающегося с преподавателем и СРО по всем видам учебной деятельности определяется ОВПО самостоятельно. При этом объем аудиторной работы составляет не менее тридцати процентов от объема каждой дисциплины.

      При изучении дисциплин с применением дистанционного обучения предусматривается перевод на дистанционное обучение не более двадцати процентов от общего объема каждой дисциплины, за исключением дисциплин, освоение которых предусматривается с применением массовых открытых онлайн курсов.

      При онлайн-обучении соотношение синхронных занятий составляет не менее двадцати процентов от общего объема каждой дисциплины, за исключением дисциплин, освоение которых предусматривается с применением массовых открытых онлайн курсов.";

      пункт 29 изложить в следующей редакции:

      "29. Планирование педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в академических часах и/или кредитах. При этом педагогическая нагрузка на аудиторных занятиях рассчитывается исходя из нормы, что 1 академический час равен 50 минутам. Педагогическая нагрузка по другим видам учебной работы рассчитывается на основе норм времени, установленных ОВПО самостоятельно. В ВСУЗах педагогическая нагрузка рассчитывается исходя из нормы, что 1 академический час равен не менее 40 минутам";

      пункт 34 изложить в следующей редакции:

      "34. Объем дисциплин, выбираемых по дополнительной образовательной программе, устанавливается ОВПО самостоятельно. При этом, дисциплины дополнительной ОП изучаются обучающимися в рамках дисциплин ВК и КВ, и их объем входит в общий объем академических кредитов, необходимых для присуждения соответствующей степени или присвоения квалификации по основной ОП.";

      пункт 40 изложить в следующей редакции:

      "40. Достигнутые результаты обучения и положительные оценки, полученные обучающимся на предыдущих уровнях обучения и в других организациях формального образования, признаются с перезачетом академических кредитов ОВПО самостоятельно.";

      пункты 44 и 45 изложить в следующей редакции:

      "44. С целью извлечения пользы из разнообразного образовательного опыта других организаций образования в "окнах мобильности" определяются временные рамки, учебные дисциплины и объемы кредитов, которые обучающийся осваивает в другой ОВПО.

      45. Порядок организации академической мобильности обучающихся, отбор студентов осуществляется ОВПО самостоятельно.

      При этом, направление для участия в академической мобильности в рамках программ, финансируемых на уровне государства, осуществляется в соответствии с Правилами направления для обучения за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 ноября 2008 года № 613 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5499).";

      пункт 48 изложить в следующей редакции:

      "48. Результаты обучения, освоенные в полном объеме обучающимися в рамках академической мобильности и подтвержденные транскриптом, перезасчитываются ОВПО в обязательном порядке.";

      пункты 50 и 51 изложить в следующей редакции:

      "50. Программы двудипломного образования разрабатываются на основании соглашения между двумя ОВПО-партнерами.

      При этом обязательными условиями реализации программ двудипломного образования являются:

      1) разработка и утверждение согласованных образовательных программ;

      2) освоение обучающимися, включенными в двудипломное образование, части образовательной программы в ОВПО-партнере;

      3) обязательное признание и автоматический перезачет периодов и результатов обучения на основе договоренностей, общих принципов и стандартов обеспечения качества;

      4) вовлеченность преподавателей в двудипломное образование, совместная разработка образовательной программы, преподавание, участие в общих приемных и аттестационных комиссиях;

      5) обучающимся, полностью освоившим программы двудипломного образования, присуждается степень каждой ОВПО-партнера, либо одна совместная степень на основе договоренностей.

      51. Включение обучающегося в программу двудипломного образования осуществляется на основе его заявления и в соответствии с заключенным соглашением (договором) с ОВПО-партнером.

      Обучающийся проходит процедуры зачисления в ОВПО-партнере.";

      пункт 54 изложить в следующей редакции:

      "54. Образовательная программа двудипломного образования учитывает требования государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и требования ОВПО-партнера.

      Перечень дисциплин образовательных программ обеих сторон учитывается при составлении индивидуального учебного плана обучающегося. Также обучающийся в полном объеме проходит все виды практик и итоговую аттестацию.";

      пункт 56 изложить в следующей редакции:

      "56. В конце каждого учебного года ОВПО-партнер, реализующий соответствующий модуль программы, выдает обучающемуся транскрипт.";

      приложения 1 и 2 к Правилам изложить в редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу.

      2. Департаменту высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр науки
и высшего образования
Республики Казахстан
С. Нурбек

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и спорта
Республики Казахстан

  Приложение 1 к приказу
  Приложение 1
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 20 апреля 2011 года № 152

Таблица Распределения оценок для руководства

Оценки, используемые в ОВПО (от максимальной к минимальной положительной оценке)

Число положительных оценок, поставленных в референтной группе

Процент каждой оценки по отношению к общему числу положительных оценок

Кумулятивный процент положительных оценок

10

50

5%

5%

9

100

10%

15%

8

350

35%

50%

7

300

30%

80%

6

200

20%

100%

Итого

1000

100%

-

  Приложение 2 к приказу
  Приложение 2
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 20 апреля 2011 года № 152

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

С

2,0

65-69

Удовлетворительно

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

FX

0,5

25-49

Неудовлетворительно

F

0

0-24


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.