ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 "Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6976) следующие изменения:
в Правилах организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных указанным приказом:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее - Закон) и определяют порядок организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (далее - КТО) в организациях высшего и (или) послевузовского образования (далее - ОВПО) и в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее –ТиППО).";
в пункте 2:
подпункт 6) изложить в следующей редакции:
"6) академическая мобильность – перемещение обучающихся или преподавателей для обучения или проведения исследований на определенный академический период (семестр или учебный год) в другую ОВПО (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных учебных программ, дисциплин в виде академических кредитов в своей ОВПО или для продолжения учебы в другой ОВПО";
подпункт 15) изложить в следующей редакции:
"15) кредитная мобильность – перемещение обучающихся на ограниченный период обучения или стажировки за рубежом - в рамках продолжающегося обучения в родной ОВПО – с целью накопления академических кредитов (после фазы мобильности студенты возвращаются в свою организацию образования для завершения обучения);";
подпункт 23) изложить в следующей редакции:
"23) самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (далее – СРОП) – работа обучающегося под руководством преподавателя, проводимая по отдельному графику, который определяет ОВПО или сам преподаватель; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на: самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (далее – СРСП), самостоятельную работу магистранта под руководством преподавателя (далее – СРМП) и самостоятельную работу докторанта под руководством преподавателя (далее – СРДП);";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. КТО включает:
1) введение системы академических кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине и другим видам учебной работы;
2) свободу выбора обучающимися дисциплин и (или) модулей, включенных в КЭД, обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП, за исключением ВСУЗов;
3) свободу выбора обучающимися преподавателя при регистрации на дисциплины для ОВПО, за исключением ВСУЗов;
4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;
5) использование интерактивных методов обучения;
6) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;
7) академическую свободу факультета (института) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ для ОВПО;
8) академическую свободу преподавателя в организации учебного процесса;
9) обеспечение учебного процесса необходимыми учебными и методическими материалами;
10) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;
11) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине и другим видам учебной работы.";
заголовок главы 2 изложить в следующей редакции:
"Глава 2. Организация учебного процесса по КТО в ОВПО";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Обучающийся образовательных программ с сокращенным сроком обучения на базе технического и профессионального, или послесреднего, или высшего образования:
1) формирует свой индивидуальный учебный план в зависимости от достигнутых результатов обучения, освоенных пререквизитов на предыдущем уровне образования, которые обязательно перезасчитываются ОВПО и включаются в его транскрипт;
2) имеет индивидуальные сроки обучения и объем образовательной программы, которые определяются ОВПО самостоятельно на основе действующей образовательной программы.";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Форма, порядок формирования и утверждения КЭД, ИУП, РУП определяются ОВПО самостоятельно. В ВСУЗах РУП разрабатывается на весь период обучения на основе ТУПл и утверждается руководителем ВСУЗа.";
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Рабочие учебные программы (силлабусы) разрабатываются по всем дисциплинам образовательной программы ОВПО самостоятельно.
Форма, структура, порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ (силлабусов) определяются ОВПО самостоятельно.";
Пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Профессиональные практики, итоговая аттестация, магистерские/докторские диссертации (проекты) включаются в соответствующие модули образовательной программы. При этом каждый вид профессиональной практики относиться к разным модулям.";
пункт 26 изложить в следующей редакции:
"26. Соотношение времени между контактной работой обучающегося с преподавателем и СРО по всем видам учебной деятельности определяется ОВПО самостоятельно. При этом объем аудиторной работы составляет не менее тридцати процентов от объема каждой дисциплины.
При изучении дисциплин с применением дистанционного обучения предусматривается перевод на дистанционное обучение не более двадцати процентов от общего объема каждой дисциплины, за исключением дисциплин, освоение которых предусматривается с применением массовых открытых онлайн курсов.
При онлайн-обучении соотношение синхронных занятий составляет не менее двадцати процентов от общего объема каждой дисциплины, за исключением дисциплин, освоение которых предусматривается с применением массовых открытых онлайн курсов.";
пункт 29 изложить в следующей редакции:
"29. Планирование педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в академических часах и/или кредитах. При этом педагогическая нагрузка на аудиторных занятиях рассчитывается исходя из нормы, что 1 академический час равен 50 минутам. Педагогическая нагрузка по другим видам учебной работы рассчитывается на основе норм времени, установленных ОВПО самостоятельно. В ВСУЗах педагогическая нагрузка рассчитывается исходя из нормы, что 1 академический час равен не менее 40 минутам";
пункт 34 изложить в следующей редакции:
"34. Объем дисциплин, выбираемых по дополнительной образовательной программе, устанавливается ОВПО самостоятельно. При этом, дисциплины дополнительной ОП изучаются обучающимися в рамках дисциплин ВК и КВ, и их объем входит в общий объем академических кредитов, необходимых для присуждения соответствующей степени или присвоения квалификации по основной ОП.";
пункт 40 изложить в следующей редакции:
"40. Достигнутые результаты обучения и положительные оценки, полученные обучающимся на предыдущих уровнях обучения и в других организациях формального образования, признаются с перезачетом академических кредитов ОВПО самостоятельно.";
пункты 44 и 45 изложить в следующей редакции:
"44. С целью извлечения пользы из разнообразного образовательного опыта других организаций образования в "окнах мобильности" определяются временные рамки, учебные дисциплины и объемы кредитов, которые обучающийся осваивает в другой ОВПО.
45. Порядок организации академической мобильности обучающихся, отбор студентов осуществляется ОВПО самостоятельно.
При этом, направление для участия в академической мобильности в рамках программ, финансируемых на уровне государства, осуществляется в соответствии с Правилами направления для обучения за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 ноября 2008 года № 613 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5499).";
пункт 48 изложить в следующей редакции:
"48. Результаты обучения, освоенные в полном объеме обучающимися в рамках академической мобильности и подтвержденные транскриптом, перезасчитываются ОВПО в обязательном порядке.";
пункты 50 и 51 изложить в следующей редакции:
"50. Программы двудипломного образования разрабатываются на основании соглашения между двумя ОВПО-партнерами.
При этом обязательными условиями реализации программ двудипломного образования являются:
1) разработка и утверждение согласованных образовательных программ;
2) освоение обучающимися, включенными в двудипломное образование, части образовательной программы в ОВПО-партнере;
3) обязательное признание и автоматический перезачет периодов и результатов обучения на основе договоренностей, общих принципов и стандартов обеспечения качества;
4) вовлеченность преподавателей в двудипломное образование, совместная разработка образовательной программы, преподавание, участие в общих приемных и аттестационных комиссиях;
5) обучающимся, полностью освоившим программы двудипломного образования, присуждается степень каждой ОВПО-партнера, либо одна совместная степень на основе договоренностей.
51. Включение обучающегося в программу двудипломного образования осуществляется на основе его заявления и в соответствии с заключенным соглашением (договором) с ОВПО-партнером.
Обучающийся проходит процедуры зачисления в ОВПО-партнере.";
пункт 54 изложить в следующей редакции:
"54. Образовательная программа двудипломного образования учитывает требования государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и требования ОВПО-партнера.
Перечень дисциплин образовательных программ обеих сторон учитывается при составлении индивидуального учебного плана обучающегося. Также обучающийся в полном объеме проходит все виды практик и итоговую аттестацию.";
пункт 56 изложить в следующей редакции:
"56. В конце каждого учебного года ОВПО-партнер, реализующий соответствующий модуль программы, выдает обучающемуся транскрипт.";
приложения 1 и 2 к Правилам изложить в редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу.
2. Департаменту высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр науки и высшего образования Республики Казахстан |
С. Нурбек |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и спорта
Республики Казахстан
Приложение 1 к приказу | |
Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 |
Таблица Распределения оценок для руководства
Оценки, используемые в ОВПО (от максимальной к минимальной положительной оценке) | Число положительных оценок, поставленных в референтной группе | Процент каждой оценки по отношению к общему числу положительных оценок | Кумулятивный процент положительных оценок |
10 | 50 | 5% | 5% |
9 | 100 | 10% | 15% |
8 | 350 | 35% | 50% |
7 | 300 | 30% | 80% |
6 | 200 | 20% | 100% |
Итого | 1000 | 100% | - |
Приложение 2 к приказу | |
Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 |
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | |
С | 2,0 | 65-69 | Удовлетворительно |
С- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
FX | 0,5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |