О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 95 "Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога"

Новый

Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 октября 2022 года № 415. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 октября 2022 года № 30068

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 95 "Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13420) следующее изменение:

      Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства просвещения Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на официальном Интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представить в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр просвещения
Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

  Приложение
к приказу Министра просвещения
Республики Казахстан
от 3 октября 2022 года № 415

  Утверждены приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 28 января 2016 года № 95

Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 38-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок организации, проведения курсов повышения квалификации, а также порядок организации, проведения посткурсового сопровождения деятельности педагогов.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) квалификация – совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работы, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности;

      2) образовательный мониторинг – систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети, а также рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования;

      3) итоговое оценивание – процедура подтверждения уровня квалификации и компетенции педагога в соответствии требованиям программы краткосрочных курсов повышения квалификации;

      4) повышение квалификации педагогов – форма профессионального обучения, позволяющая приобретать новые, а также поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретенные профессиональные знания, умения, навыки и компетенции для повышения качества преподавания и обучения;

      5) организация повышения квалификации педагогов – организация, реализующая образовательные программы курсов повышения квалификации педагогов в системе непрерывного образования;

      6) посткурсовое сопровождение деятельности педагога – система мероприятий, обеспечивающая развитие профессиональной компетентности педагога путем непрерывного мониторинга его посткурсовой деятельности и оказания методической, консультационной помощи;

      7) сертификат – документ, выдаваемый слушателям, успешно прошедшим итоговое оценивание в соответствии с образовательной программой курсов повышения квалификации;

      8) приложение к сертификату – документ, содержащий перечень освоенных модулей образовательной программы с указанием оценок;

      9) сертифицированный тренер – лицо, прошедшее обучение по программе подготовки тренеров и реализующее образовательные программы повышения квалификации;

      10) внешнее итоговое оценивание – процедура подтверждения уровня квалификации и компетенции педагога в соответствии требованиям программы длительных курсов повышения квалификации;

      11) слушатель – лицо, проходящее курсы повышения квалификации.

      3. Курсы проводятся организациями образования, реализующими образовательные программы повышения квалификации (далее – Организация), имеющих:

      1) штатных (внештатных) тренеров, в том числе преподавателей не менее 40 (сорок) процентов (далее - %) от общей численности штата организации повышения квалификации с ученой степенью (кандидата наук и (или) доктора наук и (или) доктора философии (PhD) и (или) доктор по профилю) и (или) академической степенью магистра и (или) доктора философии (PhD) и (или) доктора по профилю и (или) степенью магистра и (или) доктора философии (PhD) и (или) доктора по профилю и (или) педагоги с квалификационной категорией "педагог-исследователь" и (или) "педагог-мастер" и (или) специалистов и работников производственных предприятий, имеющих стаж работы не менее 3 (трех) лет;

      2) документы, регламентирующие разработку, согласование и утверждение образовательных программ, организацию и проведение курсов повышения квалификации, осуществление посткурсового сопровождения деятельности педагогов и мониторинг эффективности образовательных программ, утвержденных руководителем Организации;

      3) собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления, или доверительного управления материальные активы, или арендные материальные активы, соответствующие санитарным правилам и требованиям пожарной безопасности.

      4. Курсы за рубежом организовываются за счет соответствующих бюджетов или других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Глава 2. Процедура организации курсов повышения квалификации педагогов

      5. Курсы организуются:

      1) без отрыва от трудовой деятельности (в том числе со способом дистанционного обучения);

      2) с отрывом от трудовой деятельности с сохранением заработной платы (в том числе со способом дистанционного обучения);

      3) за рубежом с отрывом от трудовой деятельности сроком до 1 (одного) года.

      4) в комбинированной (очной с применением дистанционного обучения).

      6. Организация предоставляет в Уполномоченный орган в области образования (далее – Уполномоченный орган) следующие документы (далее – Документы):

      1) справку или копию свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, устав Организации;

      2) копии дипломов, подтверждающие степень и (или) удостоверений о присвоении квалификационных категорий тренеров;

      3) копии трудовых договоров о намерении с тренерами;

      4) документы, регламентирующие разработку, согласование и утверждение образовательных программ, осуществление посткурсового сопровождения деятельности педагогов и мониторинга эффективности образовательных программ, организацию и проведение курсов повышения квалификации, утвержденные руководителем организации повышения квалификации;

      5) копии документов, подтверждающих право хозяйственного ведения, или оперативного управления, или доверительного управления, или договора аренды здания (помещения);

      6) копия санитарно-эпидемиологического заключения (акта) и акта (письма) о результатах проверки на соответствие в области пожарной безопасности.

      7. Для рассмотрения Документов Организации на полноту, сроков их действия, а также на соответствие пункту 6 настоящих Правил, приказом Уполномоченного органа создается консультативно-совещательный орган – рабочая группа сроком на 3 (три) года (далее – Рабочая группа).

      В Рабочую группу включается не менее 5 (пяти) человек из числа сотрудников структурных подразделений, подведомственных организаций Уполномоченного органа, а также членов общественных объединений в области образования.

      8. Уполномоченный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления документов направляет их на рассмотрение в Рабочую группу. Срок рассмотрения документов – 10 (десять) рабочих дней.

      По итогам рассмотрения Документов Организации, Рабочая группа принимает одно из следующих решений: "соответствует пункту 6 настоящих Правил" или "не соответствует пункту 6 настоящих Правил".

      9. Организациями осуществляется:

      1) обучение педагогов на курсах;

      2) посткурсовое сопровождение деятельности педагогов;

      3) мониторинг эффективности образовательных программ.

      10. Педагог, претендующий на обучение на Курсах, финансируемых за счет бюджетных средств, представляет в организацию образования заявление по форме согласно приложениям 1 или 2 к настоящим Правилам.

      Педагог в целях непрерывного совершенствования своего профессионального мастерства, исследовательского, интеллектуального и творческого уровня имеет равные возможности проходить курсы повышения квалификации как за счет государственного заказа, так и за счет других источников.

      11. Организация образования ежегодно:

      1) составляет перспективный план повышения квалификации педагогов и готовит заявку;

      2) предоставляет до 1 (первого) июня:

      в соответствующие органы управления образования областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) заявку о направлении педагогов на Курсы;

      в Уполномоченный орган в области образования заявку в произвольной форме о направлении педагогов на Курсы (республиканские организации образования).

      12. Отдел образования районов (городов областного значения) формирует план повышения квалификации педагогов, рассматривает представленные заявки и направляет их в Управление образования областей, городов республиканского значения, столицы (далее – Управление образование) ежегодно до 1 (первого) июля.

      13. Управление образования ежегодно до 1 (первого) сентября формирует и предоставляет в Уполномоченный орган план повышения квалификации педагогов области на предстоящий финансовый год с распределением педагогов на Курсы.

      14. Управления образования формируют списки педагогов на Курсы за два месяца до начала Курсов согласно утвержденных планов.

      15. Организация разрабатывает и согласовывает годовой график проведения Курсов:

      с управлениями образования области, города республиканского значения, столицы соответственно при реализации образовательных программ курсов повышения квалификации за счет местного бюджета.

      с Уполномоченным органом при реализации образовательных программ курсов повышения квалификации за счет республиканского бюджета и соответствующими управлениями образования областей, городов республиканского значения.

      16. Педагоги направляются на Курсы на основании приказов руководителей организаций образования, отделов образования, управлений образования.

      17. Образовательный процесс регламентируется учебным планом, годовым графиком, расписанием занятий Организации.

      18. Зачисление слушателей на Курсы повышения квалификации за счет бюджетных средств оформляется приказом руководителя Организации на основании писем управлений образования с приложенными списками слушателей.

      Педагог, направленный на обучение на Курсы, предоставляет в Организацию копию документа, удостоверяющего личность.

      19. Организации образования заполняют данные педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, по форме административной отчетности информационной системы "Национальная образовательная база данных" согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2012 года № 570 "Об утверждении форм административных данных в рамках образовательного мониторинга" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8369). Данные заполняются не позднее пяти рабочих дней с момента завершения педагогами курсов повышения квалификации.

Глава 3. Процедура проведения курсов повышения квалификации педагогов

      20. Проведение курсов осуществляется единовременно или поэтапно посредством освоения разных направлений и модулей в аудиторной и дистанционной формах, а также на базе предприятий (организаций) для педагогов организаций технического и профессионального образования в соответствии с преподаваемым профилем.

      21. Курсы проводятся следующими категориями тренеров:

      1) педагогами, имеющими опыт работы по профилю образовательной программы курсов повышения квалификации;

      2) специалистами и работниками производственных предприятий, имеющих стаж работы не менее 3 (трех) лет;

      3) профессорско-преподавательским составом организаций высшего и (или) послевузовского образования, осуществляющим подготовку специалистов по педагогическим и профильным специальностям.

      22. В период проведения курсов к чтению отдельных лекций и ведению практических занятий Организацией привлекаются методисты, педагоги, руководители организаций образования, практики, специалисты производственных предприятий, представители региональных палат предпринимателей, ассоциаций работодателей.

      23. Продолжительность Курсов:

      1) краткосрочные Курсы – от 36 до 108 академических часов;

      2) длительные Курсы – более 108 академических часов;

      3) стажировка педагогов организаций технического и профессионального образования – не менее 36 академических часов.

      Продолжительность Курсов за рубежом:

      1) краткосрочные Курсы – от 36 до 108 академических часов;

      2) длительные Курсы – до 1 (одного) года.

      Академический час Курса составляет 45 минут.

      При поэтапной организации курсов повышения квалификации педагоги проходят обучение ежегодно.

      24. Слушатель подписывает договор (соглашение) на обучение с Организацией с указанием следующих условий прохождения курсов повышения квалификации:

      1) обучаться согласно установленному учебному плану, графику и расписанию занятий;

      2) соблюдать учебную дисциплину и нормы поведения, в том числе проявлять уважение к профессорско-преподавательскому составу и другим обучающимся, не посягать на их честь и достоинство;

      3) посещать не менее 80% от всех занятий согласно расписаниям курса повышения квалификации;

      4) пройти итоговое тестирование в объеме не менее 50% от полученного максимального балла.

      Организация осуществляет сбор персональных данных Слушателей с информационной системы "Национальная образовательная база данных", а также уведомляет Работодателя и (или) органы образования при нарушении Слушателем установленных договором (соглашением) условий.

      25. Договор (соглашение) является основанием для перечисления внебюджетных средств, связанных с оплатой всех расходов по организации прохождения Курсов.

      26. По завершении Курсов Зарубежной организацией выдается сертификат собственного образца по теме курсов повышения квалификации, с указанием темы и объема часов.

      27. В случае отрицательного результата прохождения Слушателем Курса, повлекшим отчисление его из Зарубежной организации, педагогом осуществляется возмещение фактических затрат, понесенных Организацией, связанных с прохождением Курса за рубежом.

      28. По завершении краткосрочных Курсов Организация проводит итоговую оценку по форме в соответствии с программой обучения.

      29. Слушателям, успешно прошедшим итоговое оценивание в соответствии с образовательной программой курсов повышения квалификации, Организацией выдается сертификат по теме курсов повышения квалификации с указанием темы и объема часов, по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам, а также приложение к сертификату согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

      Сертификат требует специальной степени защиты и приобретается в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1162 "Об определении поставщиков печатной продукции, требующей специальной степени защиты, а также утверждении перечня такой продукции, приобретаемой у них, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".

      30. Стажировка педагога организации технического и профессионального образования является частью повышения квалификации, направленной на изучение передового опыта в отрасли для дальнейшего внедрения в своей профессиональной деятельности, а также закреплением профессиональных знаний, умений и навыков, полученных при освоении образовательных программ повышения квалификации.

      Стажировка педагога организации технического и профессионального образования организуется на базе предприятий (организаций) в соответствии с утвержденной образовательной программой Курсов и проводится на основании меморандума о сотрудничестве, заключенного между Организацией, осуществляющей повышение квалификации, и предприятием (организацией).

      Руководитель предприятия (организации) определяет рабочее место, закрепляет ответственное лицо из числа сотрудников предприятия (организации) для сопровождения стажировки педагога. По окончании стажировки педагог предоставляет Организации заполненную предприятием (организацией) справку о прохождении педагогом стажировки на базе предприятия (организации) по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

      На основании справки о прохождении педагогом стажировки на базе предприятия (организации), предоставленного педагогом, Организация выдает сертификат о прохождении стажировки по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

      31. Слушателям, не прошедшим итоговое оценивание, Организацией выдается справка о прослушивании курса повышения квалификации в произвольной форме.

      Слушатели, не получившие сертификат, имеют возможность:

      1) на повторное оценивание знаний, не более одного раза в год;

      2) на повторное оценивание знаний со следующим потоком Курсов;

      3) на перевод по уважительной причине из одного потока в другой в течение текущего года;

      4) на завершение прерванного Курса по уважительной причине с предоставлением подтверждающих документов.

      32. Слушатели, не выполнившие условия Соглашения о прохождении курсов повышения квалификации, отчисляются в соответствии с приказом руководителя Организации и решением комиссии по рассмотрению обращений и заявлений слушателей Курсов. Организация уведомляет работодателя Слушателя об отчислении.

      33. Руководитель Организации, в случае его отсутствия лицо, исполняющее его обязанности, подписывает сертификат, действующий в течение 3 (трех) лет со дня завершения курсов и даты выдачи сертификата и приложение к нему, имеющий QR-код (кью ар-код) для проверки подлинности сертификата.

Глава 4. Процедура организации и проведения посткурсового сопровождения деятельности педагога

      34. Педагог, прошедший курсы повышения квалификации применяет полученные профессиональные компетенции в процессе работы.

      35. Администрация организации образования:

      1) проводит внутри организации образования контроль и мониторинг деятельности педагога с целью отслеживания результатов применения педагогом полученных компетенций;

      2) обеспечивает доступ Организации в целях проведения посткурсового сопровождения и мониторинга эффективности образовательных программ.

      36. Организации, реализующие Программы повышения квалификации, в течение одного календарного года осуществляют посткурсовое сопровождение деятельности педагогов, прошедших повышение квалификации, для качественной реализации на практике полученных знаний.

      37. Содержание посткурсового сопровождения определяется целями, задачами и ожидаемыми результатами образовательных программ курсов повышения квалификации.

      Формы проведения посткурсового сопровождения деятельности педагога включают:

      1) оказание методической, консультационной помощи слушателям в их педагогической, исследовательской и рефлексивной деятельности;

      2) оказание консультационной помощи в подготовке публикации результатов педагогической и исследовательской деятельности;

      3) организацию и поддержку работы профессиональных сообществ педагогов, в том числе проведение мероприятий по обмену опытом (конкурсов, конференций, семинаров, круглых столов и других образовательных мероприятий).

      38. Анализ результатов посткурсового сопровождения и мониторинг эффективности образовательных программ проводится не реже 1 (одного) раза в три года.

  Приложение 1
к Правилам организации,
проведения курсов повышения
квалификации и посткурсового
сопровождения деятельности
педагогов
  Форма

  Руководителю
____________________________
(наименование организации образования)
____________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
от _________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
____________________________
(должность)

                              Заявление

      Я, __________________________________________________ прошу рассмотреть мою
                  (Фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      кандидатуру для обучения на курсах повышения квалификации педагогов Республики
Казахстан с _______________________________ языком обучения.

      _____________________
      (подпись заявителя)

      "____" _____________ 20 __ года.
      (дата подачи заявления)

  Приложение 2
к Правилам организации, проведения
курсов повышения квалификации и
посткурсового сопровождения
деятельности педагогов
  Форма

  Руководителю
____________________________
(наименование организации образования)
____________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
от _________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
____________________________
(должность)

                                    Заявление

      Я,___________________________________________________ прошу рассмотреть мою
                  (Фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      кандидатуру для обучения на _________________ (до 3 месяцев или до 1 года) месячных
(годовых) курсах повышения квалификации педагогов Республики Казахстан за

      ____________________________________
            (страна обучения)

      в группе с _______________________ языком обучения.

      ______________________
      (подпись заявителя)

      "____" _________20___ года
      (дата подачи заявления)

  Приложение 3
к Правилам организации, проведения
курсов повышения квалификации и
посткурсового сопровождения
деятельности педагогов
  Форма

Ұйымның
ресми
атауы

логотип организации

Официальное
наименование
организации

СЕРТИФИКАТ

 
Настоящим подтверждает, что _____________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
прошел(ла) курс повышения квалификации
на тему __________________в объеме ____ академических часов.
(тема курса)


Руководитель организации
___________________________________ ___________ Место печати (при наличии)
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
Регистрационный номер № _________
Дата выдачи: "__" ___________ 20 __ года

  Приложение 4
к Правилам организации, проведения
курсов повышения квалификации и
посткурсового сопровождения
деятельности педагогов
  Форма

Ұйымның
ресми
атауы

Логотип организации

Официальное
наименование
организации

Приложение к сертификату

_____________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
за время обучения на курсах повышения квалификации показал(а)
соответствующие знания и навыки по следующим модулям:

Наименование модулей программы

Количество часов

Оценка









      Руководитель организации

      ____________________________________ _________ Место печати (при наличии)
      (фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)

      Регистрационный номер № _________

      Дата выдачи: "__" ___________ 20 __ года

      Дата выдачи: "__" ___________ 20 __ года

  Приложение 5
к Правилам организации,
проведения курсов повышения
квалификации и посткурсового
сопровождения деятельности
педагогов
  Форма

Официальное наименование организации

Справка о прохождении педагогом стажировки на базе предприятия (организации)

 
Выдан(а) ____________________________________________________ в том, что он (а)
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
проходил (а) стажировку на базе ___________________________________
(наименование предприятия (организации)
с "__" _________ 20__ года по "__" _________ 20__ года в объеме ______
академических часов и исполнял функциональные обязанности
____________________________________, приобрел профессиональные
(наименование должности)
навыки _________________________________.

      Руководитель
предприятия (организации)

      ___________________________________ ____________ Место печати (при наличии)
      (фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)

  Приложение 6
к Правилам организации,
проведения курсов повышения
квалификации и посткурсового
сопровождения деятельности
педагогов
  Форма

Ұйымның
ресми
атауы

Логотип
организации

Официальное
наименование
организации


СЕРТИФИКАТ О ПРОХОЖДЕНИИ СТАЖИРОВКИ

_____________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии) полностью)

прошел(а) стажировку на базе организации, определенной в качестве базы практики,
в рамках курса повышения квалификации на тему:
______________________________________
в объеме ______ академических часов
 

Руководитель организации ______________________________
Регистрационный номер № ________
Дата выдачи: "__" ___20 __ года
Место печати (при наличии)


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.