Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 01.01.2023
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ исполняющего обязанности Министра энергетики Республики Казахстан от 14 декабря 2015 года № 719 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 799 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере контроля за производством отдельных видов нефтепродуктов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12674) следующие изменения:
преамбулу изложить в новой редакции:
"В соответствии с пунктом 5 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:";
критерии оценки степени риска в сфере контроля за производством отдельных видов нефтепродуктов, утвержденные указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
проверочный лист в сфере контроля за производством отдельных видов нефтепродуктов в отношении производителей нефтепродуктов (за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности), утвержденный указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
проверочный лист в сфере контроля за производством отдельных видов нефтепродуктов в отношении производителей нефтепродуктов малой мощности, утвержденный указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу.
2. Департаменту государственного контроля в сферах углеводородов и недропользования Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
И.о. министра национальной экономики Республики Казахстан |
__________Т. Жаксылыков |
Исполняющий обязанности Министра |
__________М. Журебеков |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Критерии оценки степени риска в сфере контроля за производством отдельных видов нефтепродуктов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере контроля за производством отдельных видов нефтепродуктов (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), Законом Республики Казахстан "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" (далее – Закон) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 28577) с целью отнесения субъектов (объектов) контроля в сфере контроля за производством отдельных видов нефтепродуктов по степеням риска.
2. В Критериях используются следующие понятия:
1) субъект контроля – производители нефтепродуктов, являющиеся юридическими лицами, осуществляющие производство отдельных видов нефтепродуктов и имеющие паспорт производства;
2) незначительные нарушения – нарушения, связанные с непредставлением отчета об ежемесячной информации по приему нефти и газового конденсата по установленной форме;
3) значительные нарушения – установленные нарушения по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, выраженные в виде не предоставления первичных статистических данных или первичных административных данных, несоблюдения запрета по использованию одного и того же оборудования для производства нефтепродуктов двумя и более производителями нефтепродуктов;
4) производитель нефтепродуктов малой мощности – производитель нефтепродуктов, осуществляющий производство нефтепродуктов на технологических установках, проектная мощность которых предусматривает объем переработки сырой нефти и (или) газового конденсата менее восьмисот тысяч тонн в год;
5) нефтепродукты – отдельные виды нефтепродуктов: бензин, авиационное и дизельное топливо, мазут;
6) производитель нефтепродуктов – юридическое лицо, имеющее на праве собственности и (или) иных законных основаниях нефтеперерабатывающий завод и осуществляющее производство нефтепродуктов в соответствии с паспортом производства, а также реализацию произведенных собственных нефтепродуктов и (или) передачу нефтепродуктов, являющихся продуктом переработки давальческого сырья;
7) грубые нарушения – нарушения, связанные с несоблюдением утвержденного уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов годового графика проведения планово-предупредительных работ технологических установок, либо отклонением от него, несоответствием показателей производственных мощностей, не исполнением плана переработки нефти и (или) продуктов переработки, не предоставлением поставщикам нефти равных условий доступа, несоблюдением запрета по остановке работы технологических установок без согласования с уполномоченным органом, несоблюдением запрета по реализации сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, полученных (приобретенных) с целью переработки, несоблюдением запрета по приобретению, а также принятию на переработку сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки у поставщиков нефти при отсутствии документов, подтверждающих происхождение, несоблюдением запрета по осуществлению производства нефтепродуктов без оснащения резервуаров контрольными приборами учета либо с неисправными или не осуществляющими автоматизированную передачу информации контрольными приборами учета, наличием двух и более подтвержденных жалоб и обращений, наличием сведений о нарушениях по результатам анализа сведений, предоставляемых государственными органами и организациями;
8) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
9) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
10) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
11) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля.
3. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля субъекты (объекты) контроля относятся к одной из следующих степеней риска (далее – степени риска):
1) высокий риск;
2) низкий риск.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска, проводится внеплановая проверка.
4. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
5. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.
6. Определение риска осуществляется с учетом одного из следующих критериев:
1) уровня опасности (сложности) объекта;
2) масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);
3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для жизни или здоровья человека, окружающей среды, законных интересов физических и юридических лиц, государства.
7. Производители нефтепродуктов (за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности) относятся к субъектам высокой степени риска.
Производители нефтепродуктов малой мощности относятся к субъектам низкой степени риска.
8. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
Глава 3. Субъективные критерии
9. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка риска.
10. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.
Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов;
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
4) результаты анализа сведений, предоставляемых государственными органами и организациями.
11. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные и незначительные.
Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений.
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,4 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,4,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений.
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта предпринимательства к одной из следующих степеней риска:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;
2) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 70 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
Субъективные критерии оценки степени риска в отношении производителей нефтепродуктов (за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности) приведены в приложении к настоящим Критериям.
При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год.
Анализ получаемых сведений и оценка по показателям осуществляется два раза в год до первого мая и до первого декабря отчетного года.
Если в отношении субъекта (объекта) контроля ранее проводился профилактический контроль с посещением, анализируемым периодом является период со дня после даты окончания последнего профилактического контроля с посещением до начала проводимого анализа.
Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
Приложение к Критериям оценки степени риска в сфере контроля за производством отдельных видов нефтепродуктов |
Субъективные критерии оценки степени риска в отношении производителей нефтепродуктов (за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности)
№ | Критерии | Степень нарушения |
Результаты мониторинга отчетности и сведений | ||
1 | Несоблюдение утвержденного уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов годового графика проведения планово-предупредительных работ технологических установок, либо отклонение от него | Грубое |
Результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля (степень тяжести устанавливается при несоблюдении перечисленных требований) | ||
2 | Соответствие показателей производственных мощностей производителя нефтепродуктов, основных его характеристик показателям и характеристикам, установленным в паспорте производства | Грубое |
3 | Исполнение плана переработки нефти и (или) продуктов переработки | Грубое |
4 | Исполнение обязанности по представлению на утверждение уполномоченному органу в области производства нефтепродуктов годового графика проведения планово-предупредительных работ технологических установок и по его соблюдению | Грубое |
5 | Предоставление производителями нефтепродуктов в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов сведений по форме административного учета, необходимых для мониторинга производства и реализации нефтепродуктов, согласно Правилам осуществления мониторинга производства и реализации нефтепродуктов, утвержденным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 236 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10950) | Значительное |
6 | Предоставление поставщикам нефти равных условий доступа к переработке сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки при условии наличия у поставщика нефти документа, подтверждающего происхождение приобретаемых (принимаемых) сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, и документа, подтверждающего качество поставляемых сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки (паспорт качества) | Грубое |
7 | Соблюдение запрета по реализации сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, полученных (приобретенных) с целью переработки | Грубое |
8 | Соблюдение запрета по использованию одного и того же оборудования для производства нефтепродуктов двумя и более производителями нефтепродуктов | Значительное |
9 | Соблюдение запрета по приобретению, а также принятию на переработку сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки у поставщиков нефти при отсутствии документов, подтверждающих происхождение приобретаемых (принимаемых) сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, а также качество поставляемых сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки | Грубое |
10 | Соблюдение запрета по остановке работы технологических установок, используемых для производства нефтепродуктов без согласования с уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, за исключением случаев необходимости немедленного предотвращения аварийной ситуации | Грубое |
11 | Соблюдение запрета по осуществлению производства нефтепродуктов без оснащения резервуаров контрольными приборами учета либо с неисправными контрольными приборами учета и (или) контрольными приборами учета, не осуществляющими автоматизированную передачу информации об объемах производства нефтепродуктов уполномоченному органу в области оборота нефтепродуктов | Грубое |
12 | Представление отчета об ежемесячной информации по приему нефти и газового конденсата согласно приложению 24 к приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 203 "Об утверждении форм отчетов при проведении разведки и добычи углеводородов, осуществлении операций в сфере добычи и оборота нефти и (или) сырого газа, урана, угля, проведении опытно-промышленной добычи и добычи урана и Правил их представления" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17036) | Незначительное |
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | ||
13 |
Наличие двух и более подтвержденных жалоб и обращений следующего характера: | Грубое |
Результаты анализа сведений, предоставляемых государственными органами и организациями | ||
14 | Наличие сведений о фактах приобретения, а также принятия на переработку сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки у поставщиков нефти при отсутствии документов, подтверждающих происхождение приобретаемых (принимаемых) сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, а также качество поставляемых сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки | Грубое |
15 | Наличие сведений о фактах реализации сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, полученных (приобретенных) с целью переработки | Грубое |
Проверочный лист в сфере контроля за производством отдельных видов нефтепродуктов в отношении производителей нефтепродуктов (за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности)
Государственный орган, назначивший проверку / профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки / профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля ____________________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля _______________________________
_____________________________________________________________________
Индивидуальный идентификационный номер / бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля ____________________________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения _______________________________________________
____________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Соответствие показателей производственных мощностей производителя нефтепродуктов, основных его характеристик показателям и характеристикам, установленным в паспорте производства | ||
2 | Исполнение плана переработки нефти и (или) продуктов переработки | ||
3 | Исполнение обязанности по представлению на утверждение уполномоченному органу в области производства нефтепродуктов годового графика проведения планово-предупредительных работ технологических установок и по его соблюдению | ||
4 | Предоставление производителями нефтепродуктов в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов сведений по форме административного учета, необходимых для мониторинга производства и реализации нефтепродуктов, согласно Правилам осуществления мониторинга производства и реализации нефтепродуктов, утвержденным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 236 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10950) | ||
5 | Предоставление поставщикам нефти равных условий доступа к переработке сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки при условии наличия у поставщика нефти документа, подтверждающего происхождение приобретаемых (принимаемых) сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, и документа, подтверждающего качество поставляемых сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки (паспорт качества) | ||
6 | Соблюдение запрета по реализации сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, полученных (приобретенных) с целью переработки | ||
7 | Соблюдение запрета по использованию одного и того же оборудования для производства нефтепродуктов двумя и более производителями нефтепродуктов | ||
8 | Соблюдение запрета по приобретению, а также принятию на переработку сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки у поставщиков нефти при отсутствии документов, подтверждающих происхождение приобретаемых (принимаемых) сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, а также качество поставляемых сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки | ||
9 | Соблюдение запрета по остановке работы технологических установок, используемых для производства нефтепродуктов без согласования с уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, за исключением случаев необходимости немедленного предотвращения аварийной ситуации | ||
10 | Соблюдение запрета по осуществлению производства нефтепродуктов без оснащения резервуаров контрольными приборами учета либо с неисправными контрольными приборами учета и (или) контрольными приборами учета, не осуществляющими автоматизированную передачу информации об объемах производства нефтепродуктов уполномоченному органу в области оборота нефтепродуктов | ||
11 | Представление отчета об ежемесячной информации по приему нефти и газового конденсата согласно приложению 24 к приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 203 "Об утверждении форм отчетов при проведении разведки и добычи углеводородов, осуществлении операций в сфере добычи и оборота нефти и (или) сырого газа, урана, угля, проведении опытно-промышленной добычи и добычи урана и Правил их представления" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17036) |
Должностное (ые) лицо (а)
__________ ______________ __________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
__________ _____________ ___________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля
__________ ______________ __________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Проверочный лист в сфере контроля за производством отдельных видов нефтепродуктов в отношении производителей нефтепродуктов малой мощности
Государственный орган, назначивший проверку / профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Акт о назначении проверки / профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля _____________________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля ________________________________
______________________________________________________________________
Индивидуальный идентификационный номер / бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля _____________________________________________
______________________________________________________________________
Адрес места нахождения ________________________________________________
______________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Предоставление производителями нефтепродуктов в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов сведений по форме административного учета, необходимых для мониторинга производства и реализации нефтепродуктов, согласно Правилам осуществления мониторинга производства и реализации нефтепродуктов, утвержденным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 236 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10950) | ||
2 | Соблюдение запрета по реализации сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, полученных (приобретенных) с целью переработки | ||
3 | Соблюдение запрета по использованию одного и того же оборудования для производства нефтепродуктов двумя и более производителями нефтепродуктов | ||
4 | Соблюдение запрета по приобретению, а также принятию на переработку сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки у поставщиков нефти при отсутствии документов, подтверждающих происхождение приобретаемых (принимаемых) сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, а также качество поставляемых сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки | ||
5 | Соблюдение запрета по осуществлению производства нефтепродуктов без оснащения резервуаров контрольными приборами учета либо с неисправными контрольными приборами учета и (или) контрольными приборами учета, не осуществляющими автоматизированную передачу информации об объемах производства нефтепродуктов уполномоченному органу в области оборота нефтепродуктов | ||
6 | Представление отчета об ежемесячной информации по приему нефти и газового конденсата согласно приложению 24 к приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 203 "Об утверждении форм отчетов при проведении разведки и добычи углеводородов, осуществлении операций в сфере добычи и оборота нефти и (или) сырого газа, урана, угля, проведении опытно-промышленной добычи и добычи урана и Правил их представления" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17036) |
Должностное (ые) лицо (а)
__________ ______________ __________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
__________ _____________ ___________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля
__________ ______________ __________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)